Ходят ли на пасху на кладбище.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Традиции больших церковных празднований в любой религии мира сложны и многогранны. Зачастую они переплетаются с древнейшими языческими обычаями. Это очень часто можно встретить у славянских народов.

Яркий тому пример - праздник Рождества Христова, удивительным образом сочетающийся в сознании народа со множеством языческих традиций: гаданиями, колядой и пр.

Не обошла эта участь и один из самых значимых православных праздников - Пасху. Каждый христианин и любой образованный атеист знают, что в этот великий день весь мир празднует светлое, дарящее надежду событие - Воскресение Сына Божия, умершего в страшных мучениях на кресте.

Пасхальные традиции

Весь православный люд устремляется в пасхальное утро в церковь, чтобы приобщиться к этому удивительному таинству, вознести хвалу Господу, поправшему саму смерть. На всем постсоветском пространстве верующие люди после службы в церкви собираются за праздничным столом, начинают разговляться и даже неумеренно выпивать.

Церковь осуждает чрезмерное возлияние и обжорство. Пасха существует не для того, чтобы угодить своему желудк,у или, хуже того, напиться. Это не собственные именины или свадьба, а великий день Воскрешения Божьего Сына. Еще более несуразной является традиция ходить на Пасху на погост, чтобы помянуть своих почивших покойников.

Почему не стоит поминать умерших в светлый пасхальный день

Пасха - это праздник радости, великого чуда. Она несет человечеству благую весть: после смерти души праведников не исчезнут в небытии, а вернутся к Отцу, их создавшему. Они перестанут испытывать лишения, неразрывно связанные с обычной земной жизнью, и возрадуются, наполнятся бесконечным блаженством единения с Богом. Все это на личном примере 2000 лет назад показал Иисус, воскреснув из мертвых.

Идти в такой великий день на кладбище - это все равно что залиться горькими слезами и утонуть в печали на свадьбе. На кладбище нельзя испытывать радостных чувств, которые сопутствуют Пасхе, а в этот день нужно радоваться, а не грустить. То же самое говорят и отцы Церкви. Они не запрещают ходить на погост, но предупреждают, что этот обычай противоречит самому духу Пасхи и идет в разрыв с церковной традицией.

Когда в Пасху люди стали ходить на кладбище

Обычай поминать умерших в день Пасхи родился в советскую эпоху. Его можно отнести к так называемому новому язычеству. Компартия и советское правительство решительно искореняли любые религиозные проявления в народе. Но те за многие века уже так глубоко въелись в память нации, что полностью истребить их было не так-то просто.

Советским людям нельзя было ходить в церковь, поэтому пасхальный день они отмечали своеобразно: шли на кладбище и поминали своих покойных родственников, выпивали, грустили. Этот обряд в какой-то мере давал душевное отдохновение человеку, которому запрещали молиться и верить в Бога.

День, когда можно поминать

Сейчас такого запрета нет. Любой, кто чувствует желание приобщиться к пасхальному таинству, может свободно пойти в церковь и отстоять всю службу. Но стоит отказаться от советской модели празднования и наполнить этот день радостью, а не скорбью.

Пасха является наиболее радостным и великим православным праздником. Поэтому в этот день лучше всего отправиться в церковь, а потом собраться с самыми близкими и родными людьми за праздничным столом. Однако многие люди в этот день предпочитают посещать могилы родственников. Это связано с тем, что в советское время не было возможности посещать на Пасху церковь, а у людей была потребность в этот день собраться, чтобы разделить радость и счастье. Разберемся, когда нужно ходить на кладбище – на Пасху или на Красную горку, основываясь на церковных нормах и правилах.

Можно ли ходить на кладбище на Пасху

Пасха – праздник радости и чуда, поэтому его лучше провести в церкви, а не на кладбище. Священники рекомендуют в этот день отказаться от посещения могил усопших родственников, а прийти через неделю в специально назначенный для этого день. Это день называется Красная горка или Радоница.

Посещать могилы родных можно начинать с субботы после Пасхи. Официально Красная горка отмечается в воскресенье, однако суббота является общим на протяжении всего года днем, когда необходимо поминать усопших родных. Поэтому многие люди предпочитают посещать кладбище в первую субботу после Пасхи. Для жителей больших городов это является практической необходимостью. Ведь объехать все кладбища, если родные похоронены не в одном месте, за воскресенье достаточно сложно.

Однако чаще всего на кладбища ходят именно в воскресенье. Хотя в некоторых селах днем посещения могил усопших родственников является понедельник после Красной горки. В этот день следует идти на кладбище с молитвами, цветами, куличами и крашенками. Однако оставлять на кладбище необходимо только молитвы и цветы. Официальная церковь против того, чтобы оставлять на кладбище еду и сладости, а тем более против распития на территории кладбища спиртных напитков или превращения места последнего упокоения в зону пикника. Куличи, сладости, крашеные яйца и другие угощения не могилах оставлять запрещается. Лучше всего раздать их нуждающимся людям, чтобы они помянули ваших усопших родственников.

Почему нужно ходить на кладбище именно на Красную горку

Прояснить вопрос о том, можно ли ходить на кладбище на Красную горку, поможет ответ священника. Церковнослужители не рекомендуют посещать могилы усопших именно в день Пасхи. В светлый праздник принято радоваться и веселиться в кругу живых, а не посещать мертвых.

К тому же на Пасху души умерших спускаются с небес, чтобы навестить живых родственников и остаются среди нас на протяжении недели. Поэтому надобности нет посещать кладбище, чтобы прочитать молитву за упокой. Однако после окончания Пасхальной недели души покойных необходимо проводить обратно. Именно поэтому принято ходить на кладбище, и поминать там усопших родственников.

При выборе наиболее подходящего дня для похода на кладбище многие верующие забывают о существовании специальных поминальных суббот, когда необходимо не только ходить поминать усопших, но и заказывать службу в церкви. Однако многие верующие забывают о такой возможности, поэтому, как правило, посещают могилы погибших родственников только на Красную горку.

Многие люди посещают кладбище и перед Пасхой, к примеру, для уборки после зимы. Не противоречит ли это правилам? По церковным канонам посещать могилы усопших можно в любой день перед и после Пасхи. Запрещается это делать только на саму Пасху. Ведь на Пасху каждый верующий человек должен радоваться. А посещение кладбища в любом случае вызывает горестные мысли, которые в этот день не разрешены.

Однако если нет возможности посетить могилу усопшего и до и после Пасхи, лучше всего это на праздник Красная горка, который специально создан для того, чтобы каждый верующий человек смог посетить усопших родственников, прочитать молитву на кладбище.

Зачем и когда посещать могилы до Пасхи

Посещение могил усопших родных на Красную горку – традиционное мероприятие, в котором принимают участие все православные люди. Однако многие люди предпочитают ходить на кладбище и перед Пасхой.

Это связано с тем, что во время Великого поста имеется четыре родительские или поминальные субботы. И именно в эти дни по церковным канонам необходимо не только ходить на кладбище, но и заказывать службу в церкви за упокой. Кроме того, в поминальные субботы рекомендуется читать молитвы за упокой не только на могилах усопших родственников, но и в храме.

Традиции и обычаи

Пасха является самым радостным и светлым православным праздником, связанным с множеством обрядов, традиций и примет, о которых постоянно ведутся споры не только между духовенством, но и простыми верующими. Одной из тем для споров является оптимальный день для помещения могилок усопших. Во времена запрета церквей верующие люди ходили на кладбище на Пасху. Но это происходило из-за невозможности посетить храм.

По церковным канонам на Пасху посещать кладбище не разрешено. Это можно сделать до или после великого праздника. Перед Пасхой можно посетить кладбище для уборочных работ, а также в родительские субботы, а уже после Воскресения Господнего необходимо посетить место упокоения родственников на Красную горку. Не рекомендуется убирать мусор на могилках раньше, чем за две недели до Красной горки, иначе за время отсутствие посетителей на гробничке успеет вырасти трава, и могила потеряет аккуратный внешний вид.

Однако основное и обязательное посещение кладбища происходит на Красную горку, которая чаще всего отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Однако в некоторых регионах на кладбище принято ходить в субботу или в понедельник.

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

У большого количества людей укоренилась в сознании обязательность посещения кладбища на Пасху. Причем они искренне верят в то, что это предписано церковью. В действительности все несколько иначе.

Начнем с того, что у священнослужителей негативное отношение к посещению кладбища на Пасху. Они аргументируют это тем, что на самом светлом празднике православных не должен присутствовать оттенок скорби. На протяжении пасхальной недели в церквях не происходит поминовение усопших, и панихида не служится в Светлую Седмицу.

Если человек умер на праздничной неделе, то для него устраивается отпевание по особому чину, с включением в него большое количество пасхальных песнопений. Продолжительное торжество коммунистической идеологии, запрещавшей любые религии, спровоцировало некоторое смещение некоторых традиций. И как-то забылось что имеется специальный день выделенный для посещения кладбища в честь Пасхи - Радуница, являющийся вторым вторником от христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение является праздником жизни, когда отмечается ее победа над смертью. Согласно православному учению смерть человека не означает конец пути для его души. Ей еще предстоит долгий путь, на протяжении сорока дней, в Царствие Небесное. Именно по этой причине не стоит посещать кладбище на Пасху, в этот день следует полностью отдаться радости.

При этом не надо забывать, что воскресенье является только первым днем Пасхи, за которым следует праздничная неделя, на протяжении которой все православные должны радоваться. А придаваться в это время грустным воспоминаниям - грех.

Конечно, забота начальников о людях может только приветствоваться, но неплохо было при этом посоветоваться о целесообразности таких поездок с представителями церкви. И если бы они это сделали, то могли узнать, что православное учение не считает правильным посещение кладбища непосредственно первый день светлого праздника Пасхи.

И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

Во многих городах в день Святого воскресенья кладбища становятся местом настоящего паломничества. Когда и кем была введена эта традиция? По мнению историков утверждение, что все это началось после Октябрьской революции не имеет под собой достаточных оснований. Ее корни прослеживаются с более ранних времен.

Для жителей небольших деревень, как правило дорога до церкви была не близкой, а потому каждая поездка в нее становилась настоящим событием. Посещение храма в Пасху было обязательным для каждого члена семьи, и готовились к нему заблаговременно.

А так как рядом с церковью всегда располагалось кладбище, то заодно навещали и могилы усопших родственников. Ведь вновь совершать неблизкую и довольно дорогую поездку через неделю, чтобы помянуть упокоенных, мог себе позволить далеко не каждый.

Более популярной является версия, связанная с особенностями правления советской власти. Религию стали считать вне закона, найти специальную литературу по трактованию православных обычаев было практически невозможно. А общение со священнослужителем чтобы разобраться во всех нюансах могло вылиться в довольно серьезные неприятности. Вот люди и начали толковать пасхальные традиции в соответствии со своим видением.

Когда ходят на кладбище после пасхи

Церковный календарь говорит о втором вторнике после Пасхи (Радунице) как о дне, когда следует поминать всех усопших. Именно в этот день благую весть о воскресении Христа можно нести на кладбище, упокоившимся там родственникам и близким. Никакой другой день из Светлой Седмицы для этой цели не подходит.

В порядке полезной информации! Когда у священнослужителей спрашивают о допустимости покраски яиц на Пасху если в семье еще не закончился траур, то они дают утвердительный ответ. По некоторым суевериям для этой цели в такой ситуации может использоваться исключительно черный цвет. Церковь утверждает, что никаких цветовых ограничений не существует.

Также хочется напомнить, что на протяжении Великого поста установлены сразу три родительские субботы, в которые полагается поминать усопших, возносить за них молитвы в храмах, посещать их могилы, подготавливая их к Пасхе. Еще один нюанс. Христианские традиции не допускают оставление еды на последнем пристанище родственника. У души усопшего нет потребности в еде, а традиция эта пришла из язычества.

В заключение хотим привести стих, который нам очень понравился тем, что в нем есть ответы на все вопросы:

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, -
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы - они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители -
В этот день они видят ХРИСТА!



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.

  • Разделы сайта