Икона Божией Матери «Боголюбская. Икона божией матери боголюбская Пресвятая богородица боголюбская

Боголюбская икона Божией Матери

Статья из т. V «Православной Энциклопедии»

Боголюбская [Боголюбовская] икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст, (1 июля), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Боголюбскую икону Божией Матери перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия монастыря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Боголюбская икона Божией Матери поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря во Владимире.

Иконография. Боголюбской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону Божией Матери с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Боголюбской иконе Божией Матери в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории русско-византийской церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

Иконографические особенности и размеры Боголюбской иконы Божией Матери свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом в Рождественской церкви, возможно парным к утраченному изображению Иисуса Христа в рост. Скорее всего эти иконы имели одинаковые размеры и располагались у вост. столпов храма, являясь частью декора алтарной преграды (близкий по времени пример - фресковые изображения Богоматери Параклисис и Господа Вседержителя на предалтарных столпах в соборе псковского Мирожского монастыря, ок. 1140-1142).

Сохранность, реставрация и атрибуция. Икона написана на доске (185105 см) с широкими полями. Вслед. неоднократных поновлений первоначальная живопись сохранилась очень плохо. Изображение деисусного чина из 5 фигур могло появиться при поновлении иконы в кон. XII в. после разорения Боголюбова рязанским кн. Глебом. Появление полуфигуры Иисуса Христа в среднике и свитка в руке Богоматери, по предположению И. А. Стерлиговой, относится к рубежу XIII-XIV вв. и связано с инициативой митр. Максима, переехавшего из Киева во Владимир. В это же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии которого свидетельствует отсутствие золотого фона на Боголюбской иконе Божией Матери Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд на одежде Богоматери. Эти данные согласуются с летописными известиями о богато украшенных иконах, поставленных кн. Андреем в дворцовой церкви Боголюбова. По мнению Стерлиговой, для Боголюбской иконы Божией Матери могла предназначаться золотая «городчатая» коруна с жемчугом и драгоценными камнями (кон. XII - 1-й трети XIII в.; ГММК) позднее входившая в состав убора одноименной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля. Остатки серебряной басмы XVI в. на Боголюбской иконе Божией Матери, зафиксированные на фотографии нач. XX в. (опубл. Н. П. Кондаковым), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. В 1820 г. жители Владимира украсили Боголюбскую икону Божией Матери сплошным серебряным окладом, который во 2-й пол. XIX в. был дополнен чеканым изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоя, да нисходит выну на место, Мною избранное». В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И. И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А. А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. В августе 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым, под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря, которые констатировали ее плохую сохранность. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Боголюбской иконы Божией Матери проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) в 1946 (Ф. А. Модоров), 1956 (Н. А. Баранов) и 1958-1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 г.- М. В. Романова). В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта и живописи, реставрационные тонировки, изображение лика Богоматери указывает на близость иконы к образцам столичной визант. живописи XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греч. иконописец или рус. мастер, хорошо знакомый с совр. ему визант. искусством.

Письменные свидетельства и датировка. Точная датировка Боголюбской иконы Божией Матери затруднена, поскольку в древнейших письменных источниках сведения о ней отсутствуют.

Принято считать, что чудотворный образ был создан ок. 1158 г., т. е. в период правления кн. Андрея во Владимире (1155-1175). Не исключено, что Боголюбская икона Божией Матери могла быть создана после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Н. Н. Воронин датировал Боголюбский дворцовый ансамбль 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.), наиболее вероятно, что Боголюбская икона Божией Матери была написана по заказу кн. Андрея сразу после сооружения храма в его загородной резиденции, в 1150-1160-х гг. или в 3-й четв. XII в.

Упоминания о Боголюбской иконе Божией Матери отсутствуют в ранней редакции «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и впервые встречаются в житии кн. Андрея Боголюбского (нач. XVIII в.). Наиболее подробные сведения об иконе содержатся в «Летописи Боголюбского монастыря» (1767-1769), составленной игум. Аристархом. Несмотря на позднее происхождение этого источника, уникальность и разнообразие его свидетельств говорят о том, что ее составитель мог использовать не сохранившиеся до наст. времени документы или лит. произведения. В «Летописи» сообщается об остановке повозки с Владимирской иконой в окрестностях Владимира, о совершении кн. Андреем молитвы, во время которой ему явилась Богоматерь со свитком в правой руке, повелевшая поставить икону не в Ростове, а во Владимире и на месте Ее явления основать храм и монастырь. Вскоре кн. Андрей заложил каменную ц. Рождества Пресвятой Богородицы и приказал иконописцам изобразить Богоматерь так, как Она ему явилась. Князь поместил икону в новый храм, установив праздник в честь образа в день явления Богоматери - 18 июня. Монастырь, основанный кн. Андреем, стал называться Боголюбским в память о явлении Богородицы. Это название перешло и на чудотворную икону (вариант «Боголюбивая», вероятно, представляет собой народное переосмысление эпитета «Боголюбская»). Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», Деисус из 5 фигур на верхнем поле Боголюбской иконы Божией Матери повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Возникновению предания, возможно, способствовало то, что Боголюбская икона Божией Матери оказалась единственной уцелевшей иконой из первоначального убранства церкви бывш. княжеской резиденции и после перенесения в Москву Владимирской иконы единственной местной иконой, связанной с основателем храма кн. Андреем.

Согласно менее распространенному преданию, известному по надписи на гравюре с изображением «Богоматери Боголюбской» 2-й пол. XVIII в. (Ровинский. Народные картинки. III. № 1221. С. 486-491), чудотворный образ принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукой. То же предание отождествляет Боголюбскую икону Божией Матери с образом Богоматери Пирогощей в Киеве.

Почитание. Некоторые исследователи, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, говорят об особом почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XII в. (Н. Н. Воронин, Е. С. Медведева, М. В. Щепкина), связывая эту икону с формированием на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. О судьбе и почитании Боголюбской иконы Божией Матери в XIII-XIV вв. известно мало. Предположительно к XIV в. относится возникновение чтимой иконы Богоматери, известной под названием «Боголюбская», находившейся с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачена в 1812). Этот небольших размеров образ (ок. 44,526,7 см) принадлежал к числу домашних святынь великих князей и царей. Сохранившиеся детали драгоценного убора, частично относящиеся к кон. XIV в. (венец), а также описи храма позволяют судить об иконографии утраченной иконы. По мнению Стерлиговой, икона являлась списком с Боголюбской иконы Божией Матери (Богоматерь была представлена в молении; изображения свитка, Спасителя в небесном сегменте и Деисуса отсутствовали) и была связана с родом суздальско-нижегородских князей; в Москву могла попасть с Евдокией Димитриевной, дочерью кн. Димитрия Константиновича Суздальского, женой вел. кн. Димитрия Донского. В то же время создание этой иконы могло быть связано с темой заступничества Богоматери за человеческий род и заказчика иконы, а не с почитанием иконы из Боголюбова.

Встречающиеся в литературе сведения о почитании Боголюбской иконе Божией Матери в Москве XV-XVI вв., как правило, имеют гипотетический характер. Так, икону, находившуюся в кремлевском Сретенском соборе, затем попавшую в собор Спаса на Бору, было принято связывать с эпохой вел. кн. Василия II, хотя сохранившийся образ (ГММК) относится к более позднему времени. Существует предположение о том, что именно Боголюбскую икону Божией Матери в 1518 г. привезли из Владимира в Москву для поновления вместе с иконой Спасителя (иногда отождествляемой с образом «Спас на престоле с припадающим митр. Киприаном», XII - кон. XIV в.; под записью 1700 г., ГММК). В летописях сообщается о владимирском происхождении привезенных икон, но ничего не говорится об их иконографии. Первым достоверным свидетельством почитания и косвенным свидетельством чудотворений Боголюбской иконы Божией Матери (или ее списка) является надпись «Миро святыя Богородици Бо[го]любьское» на золотом ковчеге 1-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся перед десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Не исключено, что надпись возникла в результате «опознания» забытой реликвии под воздействием изображения на старом мощевике. Вероятно, лишь во 2-й пол. XVI в. или позднее были созданы первые точные копии Боголюбской иконы Божией Матери «в меру и подобие» с изображением Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ).

По мнению ряда исследователей (А. Н. Грабар, М. А. Маханько, Н. А. Маясова, А. Г. Мельник, Е. С. Овчинникова и др.), с активизацией почитания Боголюбской иконы Божией Матери связаны изображения Богоматери в молении, с предстоящими («Богоматерь Молебная» или «Моление о народе»), распространившиеся в рус. искусстве с нач. XVI в. и, возможно, известные уже в XV в. (древнейшие точно датированные примеры относятся к 20-40-м гг. XVI в., напр., пелена Соломонии Сабуровой - 1525, СПГИАХМЗ). На иконах этого типа Богоматерь, как на Боголюбской иконе Божией Матери, предстоит Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте, в левой руке Она держит свиток с молитвой ко Господу о спасении человеческого рода, Христос представлен со свитком, содержащим ответ на моление Богоматери. Перед Богоматерью изображены молящиеся святые (напр., Московские митрополиты Петр и Иона, князья Борис и Глеб, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие) во главе коленопреклоненного народа или припадающий местночтимый святой, иногда святые (напр., преподобные Иосиф Волоцкий, Корнилий Комельский, Трифон Вятский, сонм ростовских святых). Из монастырских и соборных описей XVI-XVII вв. известно, что такие иконы назывались «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе» и отличались от Боголюбской иконы Божией Матери (предстоящими, пейзажным фоном, свитком в левой руке Богоматери, иногда изображением облака под Ее ногами). К числу памятников этого типа принадлежат небольшие домашние и большие храмовые иконы, композиции в составе житийных циклов Богоматери (напр., клеймо иконы «Рождество Богоматери, с клеймами земной жизни», сер. XVI в., Устюженский краеведческий музей), а также подвесные пелены.

С кон. XVII - нач. XVIII в. в описях встречаются упоминания эпитета «Боголюбская» в отношении древних изображений Богоматери в молении или Богоматери «Моление о народе»: в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680-1681 гг. иконой «Пресвятая Богородица Боголюбская» названа древняя аналойная икона, на которой изображена Богоматерь в молении; составители описи московского Успенского собора 1701 г. считали образами Богоматери Боголюбской многочисленные иконы с разными вариантами изображения Богоматери в молении, известные по описям 1-й пол. XVII в. как образы «Пречистые Богородицы молебные». Появление подобных композиций, родственных памятникам XIV-XV вв. с одиночным изображением молящейся Богоматери (Богоматерь в молении на иконе 30-40-х (?) гг. XV в. (традиционно именуемая «Богоматерь Боголюбская», СПГИАХМЗ), и на пелене Софии Палеолог 1499 г. из Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ), связано с характерным для рус. искусства позднего средневековья интересом к теме соборной молитвы и заступничества Богоматери за правосл. народ. Определенное сходство икон «Богоматери Молебной» с Боголюбской иконой Божией Матери объясняется их общим происхождением от древней визант. иконографии Богоматери Параклисис. Возможно, под воздействием произведений нового типа на древней Боголюбской иконе Божией Матери появились изображения свитка в руке Богоматери и Иисуса Христа в правом верхнем углу средника.

Оформление общерусское почитания Боголюбской иконы Божией Матери приходится на посл. треть XVII в. Считается, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы Божией Матери были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы Божией Матери, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона Божией Матери кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы Божией Матери в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского у. Калужской губ., подаренной Петром стольнику Б. Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы Божией Матери относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре. Старейший список службы датируется 1704 г. (ГИМ. Симон. № 1).

Среди большого числа копий Боголюбской иконы Божией Матери 3-й четв. XVII - нач. XVIII в., связанных с художественной традицией Оружейной палаты, встречаются как точные списки Боголюбской иконы Божией Матери, так и образы, отражающие взаимовлияние иконографических типов Боголюбской иконы Божией Матери и Богоматери «Моление о народе». Характерная особенность этих икон - появление пейзажного фона и разных вариантов текста на свитке Богоматери. На некоторых иконах присутствуют надписи с эпитетом «Боголюбская». Древнейший из точных списков Боголюбской иконы Божией Матери кон. XVII - нач. XVIII в., икона 1677 г., подписанная Феодотом Феофановым сыном Протопоповым (Ухтомским), происходит, по сведениям Н. И. Комашко, из Смоленско-Корнильевской ц. Переславля-Залесского (ныне в частном собрании). Икона довольно точно передает сложившуюся к тому времени иконографию первообраза за исключением изображения Деисуса на верхнем поле. По сообщению Н. В. Султанова, в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Марково Бронницкого уезда находилась Боголюбская икона Божией Матери, подписанная Симоном Ушаковым. Наиболее точными списками Боголюбской иконы Божией Матери, воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иеромон. Толгского монастыря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для ц. св. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской ц. Св. Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Ряд икон рубежа XVII-XVIII вв., повторяя основные иконографические особенности древнего прототипа, под влиянием композиций с образом Богоматери «Моление о народе» дополняет изображение молящейся Богоматери фигурами припадающих святых: икона 1689 г. из московской ц. Воскресения в Кадашах, написанная Николаем Соломоновым и др. (ГТГ; к ногам Богоматери припадают преподобные Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Иоанн Дамаскин; изображение Деисуса отсутствует), и икона кон. XVII в. из собрания банка «Интеза» (г. Виченца, Италия; у ног Богоматери - Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, на верхнем поле изображен пятифигурный Деисус). На Боголюбской иконе Божией Матери Высокопетровского монастыря было изображение припадающего кн. Андрея. Известен случай, обусловленный воздействием почитания Боголюбской иконы Божией Матери, изображения кн. Андрея на иконе «Моление о народе»: он представлен на иконе кон. XVII в., написанной Федором Андреевым и происходящей из Донского монастыря (ГТГ), в числе припадающих святых.

В XVIII-XIX вв. списки Боголюбской иконы Божией Матери почитались в Москве (см. Боголюбская Московская икона Божией Матери), в с. Юрьевском Боровского у. Калужской губ., в с. Зимарове Раненбургского у. Рязанской губ. (см. Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери), в ц. царевича Димитрия в Угличе (см. Боголюбская Угличская икона Божией Матери). Менее известные списки находились в Тамбовской губ.: в Введенской ц. в Елатьме (1771), в соборе в Усмани (прославилась в 1831, празд. 25 марта), в Боголюбском жен. монастыре в Козлове (ныне Мичуринск, празд. 29 окт.); во Флоровской (Боголюбской) ц. в Туле (прославилась в 1771), в ц. Воскресения Христова в Тарусе (пожертвована в 1790 г., прославилась чудесами в 1848 и 1870). Боголюбский образ прославился во время эпидемии чумы в 1771 г., когда Богоматерь, являясь разным людям, велела перенести Боголюбскую икону Божией Матери из Боголюбова во Владимир. После перенесения чудотворной иконы эпидемия прекратилась, и с того времени был установлен обычай ежегодного принесения Боголюбской иконы Божией Матери во Владимир 21 мая. Кроме того, в течение года икону носили по разным городам и селениям Владимирской губернии Многочисленые списки Боголюбской иконы Божией Матери тоже прославились в 1771 г. и во время холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

В XVIII - нач. XX в. параллельно существуют 2 основных иконографических извода. Первый извод представлен многочисленными иконами и эмалевыми образками - списками Боголюбской иконы Божией Матери Эти памятники известны в 3 основных вариантах: 1-й точно копирует древний образец; во 2-м варианте (распространяется с кон. XVII в. ?) присутствует изображение припадающего к Богоматери кн. Андрея Боголюбского (икона 2-й пол. XVIII (?) в., поновленная в сер. XIX в., в иконостасе придела святых Киприана и Иустины собора Покрова на Рву в Москве), иногда с изображением монастыря (икона 1-й четв. XVIII в., ГВСМЗ). Этот иконографический тип иллюстрирует легенду о явлении Богоматери кн. Андрею. 3-й вариант, возможно, появившийся в нач. XVIII в., включает изображение Боголюбского монастыря, помещенное у ног Богоматери (иногда с ц. Покрова на Нерли). Некоторые поздние списки Боголюбской иконы Божией Матери воспроизводят крест, приложенный к образу царем Феодором Алексеевичем и прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери.

2-й извод восходит к типу «Моление о народе» и включает изображения святых, молящихся Богоматери (чаще всего московских чудотворцев), что связано с почитанием Боголюбской Московской иконы; особый тип «Моление о народе» (с фигурой предстоящего митр. Петра) получил распространение в старообрядческом медном литье XVIII-XIX вв.

Архив: Медведева Е. С. Древнерус. иконография Покрова. 1947. Ркп. // Архив ИАРАН. З-2. 3. 1728.

Источники: Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII в. // Сб. на 1873 г., изд. Обвом древне-русского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 9-10 (2 паг.); Описи Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. СПб., 1876. Стб. 615, 620; Летопись Боголюбова мон-ря с 1158 по 1770 г., сост. по мон-рским актам и записям игум. Аристархом в 1767-1769 гг. / Сообщ. архим. Леонид [Кавелин] // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-24.

Литература: Доброхотов В. Древний Боголюбов город и мон-рь с его окрестностями. М., 1852. С. 6-7, 22-23, 45-46, 65, 105-110; Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. Высоко-Петровский монастырь. М., 1873. С. 17-19; Покрышкин П. П. Иконы моск. придворного собора Спаса на Бору. СПб., 1913. С. 11-13. Табл. VII-X [Боголюбская икона в соборе Спаса на Бору]; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 298-301. Илл. 166-167; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро- Суздальской Руси // История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 444-447; Щепкина М. В. Изображение рус. ист. лиц в шитье XV в. // Тр. ГИМ: Памятники культуры. М., 1954. Вып. 12. С. 10; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. № 119. С. 263-264; № 122. С. 268-270 [Ковчеги с миром Боголюбской иконы]; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 456. С. 87-88; № 899. С. 398; № 903. С. 401; № 992. С. 421; № 1015. С. 485; Воронин Н. Н. Из истории рус.-визант. церковной борьбы XII в. // ВВ. 1965. Т. 26. С. 200, 214, 215, 217; Ростово-суздальская школа живописи. М., 1967. № 1. С. 77; Маясова Н. А. Памятник с Соловецких островов: Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия» 1545 г. Л., 1970; Живопись домонгольской Руси / Авт.-сост. О. А. Корина. М., 1974. № 5. С. 16-17, 37-39; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской» // ДРИ. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 333-353; Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в рус. живописи XV-XVI вв. // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 289-294; Анисимов А. И. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 88, 175-176, 325, 397-398, 440; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands: Gnadenbilder, Legenden, Darstellungen. Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 16, 19, 31-32; Романова М. В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси // Рус. искусство XI-XIII вв.: Сб. ст. М., 1986. С. 62-72; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Wladimir» // Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 182 ff.; idem. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98-99; Vzdornov G. I. Frühe Russische Ikonen // Russische Ikonen: Neue Forschungen. Recklinghausen, 1991. № 13. S. 110-112 (рус. вариант: Вздорнов Г. И. Ранние рус. иконы // VI науч. чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2002. № 15. С. 30); Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 349-351, 351-355 [Чтимые списки]; Агроскина Е. А. Неизвестный художник XVII в. Николай Соломонов // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 210-221. [Боголюбская икона Н. Соломонова: С. 215-217]; Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI в. // Искусствознание. 1998. № 2. С. 240-261; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е гг. М., 2000. С. 195, 211, 227, 233, 245, 282; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000. С. 133-136, 162, 199-220; она же. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв. // ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рожд. В. Н. Лазарева (1897-1976). С. 187-204; Николаев К. А. К вопросу о первоначальном убранстве интерьера ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) // VI науч. чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2002. С. 82-83 [Боголюбская икона Я. И. Молчанова]; Орлова М. А. Наружные росписи средневековых храмов: Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 2002. С. 163-165; Анисимов А. И., Георгиевский В. Т. Дневник экспедиции во Владимир в 1918 г./ Подгот. к изд. Г. И. Вздорновым (в печати).

А. С. Преображенский

Боголюбская Московская икона Божией Матери

Статья из т. V «Православной Энциклопедии», Москва. 2003 г.

Боголюбская Московская икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст. (1 июля), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по другим сведениям появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в настоящее время хранится в московской церкви св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот.

Датировка иконы (размер: 198*126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери. Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены несколько рядов молящихся святых: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блж. Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева.

Боголюбская Московская икона Божией Матери прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некрым данным, имел намерение убрать икону со стены. Такие действия Московского архиепископа повлекли за собой народные волнения. Чудеса и исцеления от образа заложили основу дальнейшего почитания Боголюбская Московская икона Божией Матери.

В XIX в. празднование в честь иконы длилось 3 дня и сопровождалось крестным ходом к Варварским воротам. В 1880 г. по ходатайству Московского митрополита Иннокентия (Вениаминова) для чудотворного образа устроили часовню в Варварской башне и пристроили шатровое крыльцо (архитектор Н. В. Никитин). Над воротами вместо помещенной в часовню чудотворной иконы поставили ее список, который тоже прославился чудотворениями и замещал древнюю икону в те дни, когда она участвовала в крестных ходах. После закрытия часовни в 1923 г. Боголюбская Московская икона Божией Матери была перенесена в церковь апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а икона-заместительница в 1918 г. попала в церковь Воскресения в Сокольниках, где находится и в настоящее время.

Иконография Боголюбской Московской иконы Божией Матери восходит к изображениям молящейся Богоматери с припадающими нач. XVI в.- одному из вариантов иконы «Богоматери Молебной» с группой молящихся вселенских и русcких святых. С конца XVII в. такие иконы стали именоваться Боголюбскими из-за иконографического сходства с древней Боголюбской иконой.

Размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от которого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце Варварской улицы находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и церкви Максима Блаженного).

Прославление Боголюбской Московской икона Божией Матери после эпидемии 1771 г. привело к появлению с нее списков, некоторые датируются 80-ми гг. XVIII в. (ЦМиАР, серебряный оклад 1784; ГМЗК). Эти иконы довольно точно повторяют прототип, но состав святых на иконе и на списках может не совпадать. С идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город связаны изображения Московского Кремля, отличающиеся высокой степенью точности, и тексты молитв, помещавшиеся в нижней части икон. На иконах XIX в. молитвенные тексты, как правило, не встречаются, а изображение Кремля приобретает стилизованные формы. Кроме того, в этот период состав предстоящих Богоматери святых часто менялся в зависимости от пожеланий заказчика (напр., икона 2-й четв. XIX в. из собрания Государственного музея палехского искусства).

Литература: Белянкин Л. Е. Ист. исследование о праздновании в честь иконы Пресв. Богородицы, именуемыя Боголюбския, что у Варварских ворот в Москве. М., 1871; Богословский Т. Боголюбская икона Божией Матери // ЖМП. 1945. № 10. С. 46-50; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 353-354; Сорок сороков. Т. 2. С. 68-71, 96; Т. 3. С. 75; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX вв.: Кат. выст. 1995. М., 1995. № 39. С. 56-57; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах рус. святых // Искусство христ. мира. Сб. ст. М., 1998. Вып. 2. С. 77-79.

А. С. Преображенский

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст. (1 июля), чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери, по преданию стоявший над воротами г. Пронска. Во время разорения города татарами икона была расколота на 2 половины и брошена в кусты. Однако чудесным образом срослась (одна половина оказалась немного выше др.) и была явлена в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В память об этом чуде на месте явления иконы был возведен Благовещенский храм. Далее сведения об иконе не встречаются вплоть до 1771 г., когда в Центральной России разразилась эпидемия моровой язвы. Одному из заболевших москвичей в тонком сне было указано обрести икону в доме помещика Василия Абрамовича Лопухина на Пречистенской улице. Икону нашли на чердаке, и после отслуженного молебна больной получил исцеление. Весть о чуде привела в дом помещика огромное число паломников, и икона была передана в храм, где служил духовный отец Лопухина. Около 1780 г. икону перевезли в родовое имение Лопухиных - село Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, где с нею совершались крестные ходы по всей губернии. Особыми чудотворениями Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери прославилась в 1831, 1848, 1855, 1860, 1871 и 1892 гг., когда в Рязанской губернии свирепствовали эпидемии холеры. Так, например, известен случай исцеления в 1860 г. насельницы Казанского Явленского девичьего монастыря в Рязани, о чем свидетельствует надпись, вышитая золотом на ризе списка с чудотворной иконы, выполненного в благодарность за исцеление (РИАМЗ). В 1849 г. икона избежала гибели в пожаре, будучи вывезена накануне в Скопинский уезд; деревянный храм, в котором она пребывала, полностью сгорел. С 1889 г. чудотворную икону ежегодно привозили в губернский центр на 1-1,5 летних месяца, где она поочередно пребывала в каждом монастыре и храме, а также в домах горожан. Эта традиция сохранялась и после Октябрьской революции: в дневнике рязанского священника И. И. Проходцова имеется запись за 1919 г.: «...19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях». В 1925 г. прошение о пребывании иконы в Рязани было аннулировано управлением милиции (ГАРО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 204. Л. 15). В наст. время местонахождение иконы неизвестно.

Боголюбская Зимаровская икона Божией Матери была написана в подобие образа, созданного по 97,8велению кн. Андрея Боголюбского, лишь немного отличаясь размерами (186,7 см), хранилась под серебряным позолоченным окладом, в нижней его части имелась надпись: «...первая риза сделана г. Лопухиным, вызолочена Шиловским, переделана в 1855 году»; на окладе над главою Богородицы - венец с драгоценными камнями.

Архив: ГАРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 97. Л. 62, 62 об.; Ф. 19. Оп. 1. Д. 1416 [Дело о перенесении Боголюбской иконы в кафедр. Успенский собор. 1906 г.]; Ф. 49. Оп. 1. Д. 861. Л. 155 [О прибытии иконы Боголюбской Божией Матери в Рязань из Зимарова Раненбургского у. 1891 г.]; Д. 862. Л. 285, 289-302 [О разрешении переносить икону Боголюбской Божией Матери во время пре-бывания ее в Рязани]; Ф. 627. Оп. 147. Д. 23. Св. 2099. Л. 1-2, 98-98 об. [Дело по прошению жителей г. Рязани о перенесении из с. Зимарова Ра-ненбургского у. к ним чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери]; Д. 24. Св. 2099. Т. 2. Л. 10-13, 21-23, 157-157 об., 95-109 [Дело о принесе-нии из с. Зимарова Раненбургского уезда в г. Рязань Боголюбской иконы для служения молебствия]; Ф. 869. Оп. 1. Д. 280. Л. 79 [Из дневника И. И. Проходцова о привозе в г. Рязань Боголюбской Зимаровской иконы]; Д. 559. Л. 139-140; Д. 668. Л. 130-130 об., 134-134 об.; Д. 669. Л. 25, 65, 66 об., 136.
Литература: Добролюбов И. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Рязань, 1888. Т. 3. С. 186-187; Сказание о чудотворной Боголюб-ской иконе Божией Матери, что в с. Зимарове Рязанской губ. Рязань, 1916; Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ее св. иконы. СПб., 1905. М., 1997p. С. 29-31; Боголюбская икона в с. Зимарове // Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Коломна, 1993. С. 352-353; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 130; Синельникова Т. П., Попова В. М. Образы непреходящие: Мат-лы о чудотворной иконе Боголюбской Божией Матери с. Зимарова Раненбургского у. Рязанской губ. // История Рязанская: Страницы былого. Рязань, 1998. С. 5-69.

Боголюбская Угличская икона Божией Матери

Боголюбская Угличская икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст. (1 июля), чудотворный образ, находящийся в местном ряду иконостаса церкви святого царевича Димитрия «на крови» в Угличе. По сообщению Угличского летописца (90-е гг. XVIII в.), время и обстоятельства прославления иконы связаны с моровой язвой, свирепствовавшей в 1654 г. в Москве и соседних с нею городах.

После того как 2 семейства угличан внезапно заболели и к вечеру того же дня умерли, горожане ожидали, что чума не оставит никого в живых. Однако посадскому человеку по имени Афанасий Кустов, шедшему в городское собрание, около церкви святого царевича Димитрия «на крови» были явлены 3 мальчика, которых он принял за детей жившего неподалеку воеводы. Один из отроков подошел к Афанасию и попросил его объявить на городском собрании, что «Господь гневается на жителей города Углича за грехи их и посылает на них моровую язву; поэтому они должны молиться Господу Богу и Пречистой Матери Его и призывать на помощь угодников Божиих - царевича Димитрия, князя Романа и других, и Господь услышит их молитву и отвратит гнев Свой, праведно движимый на грешников». Афанасий поступил так, как указал ему отрок. Жители Углича откликнулись на призыв Афанасия, явились в храм св. царевича Димитрия «на крови» и совершили торжественное молебствие пред Боголюбской иконой Божией Матери. Моровая язва прекратилась. Иконе было установлено празднование.

Икона, возможно, была написана в нач. 90-х гг. XVII в. царским изографом Петром Фёдоровым Билиндиным, артель которого выполняла заказы для каменной церкви царевича Димитрия «на крови». В 1867 г. врезок с иконы с изображением Богоматери был перенесен на новую основу.

Литература: Сказания о чудотворных иконах Богоматери, о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. Т. 1. С. 354; Горстка А. Н., Кистенева С. В. Церковь царевича Димитрия «на крови». Рыбинск, 1998. С. 16.

Боголюбская икона Божией Матери , по-другому именуемая Боголюбской Владимирской, - одна из древнейших чудотворных икон русского происхождения (XII век), написанная по велению князя Андрея Боголюбского согласно его воспоминаниям о чудесном явлении Богородицы.

Празднество Боголюбской иконе Божией Матери установлено князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю), в день явления ему Богоматери.

Нажмите на любую фотографию, чтобы перейти в галерею

Цена: 50 000 руб.

Размер: 36 х 48,5 см

Лик - живопись.

Код - МБ37

Цена: 64 000 руб.

Размер: 43 х 55,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Код - МБ38

Цена: 130 000 руб.

Размер: 41,5 х 72,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Рама - ясень. Лик - живопись.

Код - МБ39

Цена: 15 0 000 руб.

Размер: 49,5 х 80,5 см

Медь. Серебрение. Золочение.

Рама - ясень. Лик - живопись.

Код - МБ40

Кому и когда дарят

  • именинникам, чей день рождения приходится на дату празднования иконы Боголюбской Божией Матери;
  • путешественникам и матерям, чьи дети пребывают в чужой стране;
  • чиновникам и политикам на любой православный праздник;
  • любому православному человеку, кому Вы посчитаете нужным, на любой православный праздник.

В чем поможет

Перед иконой Боголюбской Божией Матери просят защиты от болезней и эпидемий, стихийных бедствий (пожар, наводнение, засуха и т.п.), межнациональных и внутригосударственных конфликтов, нужды и голода.

Также путешественники перед иконой могут помолиться об удачной дороге, а матери - о здоровье своих детей, находящихся в другой стране.

В 1157 году князь Андрей Боголюбский отправился в Суздальскую землю, взяв с собой икону Богородицы. Неподалеку от города Владимира повозка князя остановилась, лошади не трогались с места. Тогда князь решил поставить шатер, где он уединился и долго молился перед иконой.

Той ночью, 18 июня, князю в ночном видении явилась Сама Пресвятая Богородица и велела оставить икону во Владимире, а на этом месте воздвигнуть храм и монастырь в Ее честь.

Князь поспешно исполнил просьбу Небесной Царицы и велел живописцам написать икону Богородицы в том виде, в каком Она ему явилась. Новонаписанная икона стала называться иконой Боголюбской Божией Матери и была торжественно перенесена во вновь воздвигнутый храм, который стал зваться Боголюбским, а возникшее рядом село - Боголюбово.

Икона прославилась многими чудотворениями. Так, во время нашествия Батыя в XIII веке храм был сожжен и только образ Богородицы чудесным образом сохранился.

Но больше всего икона прославилась в 1771 году во время эпидемии чумы в России. Так, чума не коснулась монастыря Боголюбова и близлежащего села. В городе Владимире эпидемия также прекратилась после того как икону из монастыря перенесли в город.

Списки с чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери также прославились чудотворениями. Окончанием страшных эпидемий и исцелениями известны Угличский, Московский, Тульский, Козловский, Елатемский, Зимаровский, Юрьевский, Усманский и Тарусский списки.

Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы.

В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.

Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. Местонахождение: Россия, Владимир, Успенский собор Княгинина монастыря и Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово, Свято-Боголюбский Монастырь

Сведения об иконе Божией Матери «Боголюбивая»

В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание Святой Руси - будущего Православного Московского царства.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым. На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою.Эта икона девять лет находилась рядом с Владимирской иконой Божией Матери (позднее перенесенной во Владимир, а затем в Москву). Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, «Матерь градов русских», Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли ее кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь.

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконы было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (по старому стилю)/1 июля.

Сейчас Боголюбская икона находится в Успенском Княгинином монастыре города Владимира.

Иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери. В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой – Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Б оголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в 10 верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему - стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Первообраз иконы, XII век

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых 9 лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской».

В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…» ) приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.


Мозаичная «Агиосоритисса» в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо

Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.


Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)

На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на 3 дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Москва, Петропавловский пер., 4-6) , а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва, Сокольническая площадь, 6).


Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с.Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с.Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире (г.Владимир, Княгининская ул., 37-А) .

Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.



  • Разделы сайта