Борис Фёдорович Ломов (20 января 1927, Нижний Новгород - 11 июля 1989, Москва) - советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).
Биография
Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься ещё во время учёбы в университете. В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 - докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966-1968). С 1967 - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972-1989). Президент Общества психологов СССР (1968-1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science ), вице-президент этого союза (1976-1988).
Похоронен на Троекуровском кладбище.
Научная деятельность
Системный подход в психологии
Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики.
Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.
Согласно Б. Ф. Ломову, понимание психического предполагает его анализ в плане воздействия на него совокупностей внешних и внутренних отношений, с которыми оно вступает в связь прежде всего в качестве единого целого.
Исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и активное отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное.
Психика как система, по Б. Ф. Ломову, - это многомерное, иерархически организованное динамическое целое. В этой связи им ставилась задача выявления множественности систем бытия человека по отношению к единству его психических свойств.
Ядро его системного подхода образуют следующие шесть основных принципов:
1) Психические явления должны восприниматься и анализироваться с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.
2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться с разных сторон и в различных системах измерения.
3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на те или иные уровни.
4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - свойства, их раскрывающие, а грани представляют собой различные категории психических свойств. Так и получается, что системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
План:
-
Введение
- 1 Биография
- 2
Научная деятельность
- 2.1 Системный подход в психологии
- 2.2 Учение о психологических законах
- 2.3 Концепция уровней исследования человека и его психики
- 2.4 Общепсихологические проблемы
- 2.5 Инженерная психология
- 2.6 Исследовательские результаты
- 3 Основные работы
- 4 Иное
- 5 Награды и звания
- 6 Память
Введение
Борис Фёдорович Ломов (28 января 1927, Нижний Новгород – 11 июля 1989, Москва) - советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1976 по Отделению философии и права (психология).
1. Биография
Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ (1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Начал печататься еще во время учебы в университете. В 1954 защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам психологии политехнического образования, в 1963 – докторскую диссертацию по инженерной психологии. Профессор. Член КПСС с 1956. В 1959 организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. Основатель (совместно с Б. Г. Ананьевым) и первый декан факультета психологии ЛГУ (1966–1968). С 1967 – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лабораторией сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Первый заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при СМ СССР. Первый директор Института психологии АН СССР в Москве (1972–1989). Президент Общества психологов СССР (1968–1983). В течение многих лет был председателем экспертного совета по педагогике и психологии ВАК СССР. В 1972 и 1980 избирался членом исполнительного комитета Международного союза психологических наук (International Union of Psychological Science ), вице-президент этого союза (1976–1988).
2. Научная деятельность
2.1. Системный подход в психологии
Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в частности принципы системности и системного подхода в психологии в качестве основных инструментов психологического познания. Он рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.
Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, - многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система. При этом подразумевались полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств.
Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:
1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.
2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.
3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.
4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.
6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.
2.2. Учение о психологических законах
Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его разнообразные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.
2.3. Концепция уровней исследования человека и его психики
На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления. На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память. (Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками). Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов. Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.
2.4. Общепсихологические проблемы
Некоторые работы Б. Ф. Ломова были посвящены анализу общепсихологических проблем (экспериментальное изучение особенностей пространственных представлений и зрительного восприятия, выявление роли осязания в осуществлении практических действий, применение эксперимента в психофизических исследованиях, рассмотрение особенностей формирования и преобразования чувственных образов, исследование памяти и воображения). Показал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Проблема образа рассматривалась им применительно к особенностям конкретных видов деятельности, раскрывались также роль и функции психического образа в регуляции деятельности. Значительное внимание Б. Ф. Ломов уделял коммуникативным функциям психики, проблемам общения, психологии управления и психологии личности; исследовал взаимосвязи познания и общения, общения и деятельности. В частности, им был проведен психологический анализ деятельности летчиков и космонавтов.
Б. Ф. Ломов исследовал категориальный аппарат психологической науки, показал место и роль психологии в системе других наук, внутреннее единство психологического знания. В его работах содержится анализ современного состояния и развития психологии, определяются пути построения ее теории, раскрываются взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. В последние годы большое внимание уделял вопросам истории отечественной психологии, пытаясь собрать воедино и сохранить все ценное, что было создано в русской и советской психологической науке.
2.5. Инженерная психология
Б. Ф. Ломов – создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей. Одним из первых он начал разработку психологических проблем управления народным хозяйством, предложил ряд методов повышения производительности труда, обосновал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья работников. Б. Ф. Ломов изучал вопросы информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами. Исследовал также ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.
2.6. Исследовательские результаты
Теоретические, экспериментальные и прикладные работы Б. Ф. Ломова оказали влияние на появление новых направлений психологических исследований, отвечающих интересам смежных научных дисциплин. Он разработал и прочитал оригинальные курсы лекций по общей и экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда.
Под руководством Б. Ф. Ломова были выполнены и защищены около 60 кандидатских и 10 докторских диссертаций.
3. Основные работы
- «Формирование производственных навыков у школьников» (1959),
- «Формирование графических знаний и навыков у учащихся» (1959),
- «Осязание в процессах познания и труда» (1959, в соавт. с Б. Г.Ананьевым),
- «Человек и техника: очерки инженерной психологии» (1963, 2-е изд. 1966),
- «Человек в системах управления» (1968),
- «Правовые и социально-психологические аспекты управления» (1972, в соавт. с В. В. Лаптевым, В. М. Шепелем и В. Г. Шориным),
- «Психологическая наука и общественная практика» (1973),
- «О системном подходе в психологии» («Вопросы психологии», 1975, № 2),
- «Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах» (1975, в соавт.);
- «Методологические проблемы инженерной психологии» (1977),
- «Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике» (1978, в соавт. с Г. Т. Береговым, Н. Д. Заваловой и В.А. Пономаренко),
- «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» (1979, в соавт. с А. Д. Ботвинниковым),
- «Антиципация в структуре деятельности» (1980, в соавт. с Е. Н. Сурковым),
- «Человек и автоматы» (1984),
- «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984),
- «Образ в системе психической регуляции деятельности» (1986, в соавт.),
- «Вербальное кодирование в познавательных процессах» (1986, в соавт. с А. В. Беляевой и В. Н. Носуленко),
- «Основы инженерной психологии: учебник» (1986, в соавт.);
- «Системность в психологии» (1996; посм.) и др.
4. Иное
Был известен как активный пропагандист психологической науки, выступал в СССР и за рубежом с лекциями перед студентами, учителями, инженерами, организаторами производства. Автор ряда научно-популярных работ по психологии, редактор периодического сборника «Проблемы инженерной психологии». Организатор и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии».
Инициатор издания первой советской «Психологической энциклопедии».
Организатор и руководитель всесоюзных форумов по инженерной психологии в Москве (1964, 1967).
Член ряда научных советов АН СССР и межведомственных советов по гуманитарным наукам. Председатель Научного совета АН СССР по комплексному изучению человека (1986-1989).
5. Награды и звания
Почетный член Саксонской АН (ГДР). Был награжден Орденом «Знак Почёта» и медалями, в частности золотой медалью Словацкой АН (ЧССР) и медалью «Выдающемуся зарубежному ученому» (США, общество «Human factors»).
6. Память
В память о Б. Ф. Ломове на здании Института психологии РАН установлена мемориальная доска.
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 16.07.11 12:19:14
Похожие рефераты: Борис Фёдорович ,
Научная деятельность
Системный подход в психологии
Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в частности принципы системности и системного подхода в психологии в качестве основных инструментов психологического познания. Он рассматривал психические процессы как системные по своей природе, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выражающие органическое единство уникальных качеств. Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.
Обосновывая данную идею, исследователь исходил из того, что психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, сознательное и бессознательное. Психика, по Б. Ф. Ломову, - многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. система. При этом подразумевались полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств.
Ядро системного подхода образуют шесть основных принципов:
1) Психические явления воспринимаются с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования.
2) Психические явления многомерны, а потому должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком.
3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни.
4) Свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду: на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка.
5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена.
6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств.
Учение о психологических законах
Б. Ф. Ломов видел основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы связаны с иерархией уровней психического, раскрывая его разнообразные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений.
Концепция уровней исследования человека и его психики
На самом высоком уровне человек рассматривался Б. Ф. Ломовым в системе человеческих отношений и изучался как личность. Предметом исследования в этом случае являлются развитие личности и социально-психологические явления. На следующем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры, в контексте ее деятельности и непосредственного поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память. (Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками). Низший уровень находится в области исследований нейродинамики и физиологического обеспечения психических процессов. Данная схема показывает связь психологии с другими науками, а кроме того, дает основание для систематизации получаемых в психологии данных.
(р. 30.08.1948 г.) - действительный член (академик) Российской академии образования, академик-секретарь Отделения общего среднего образования РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В 1980 г. окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию по вопросам эстетического воспитания школьников, а в 2000 г. - докторскую диссертацию по проблемам дидактики социокультурного блока учебных дисциплин в образовательном пространстве школы и специфических особенностях профессиональной этнопедагогической подготовки учителей искусства и народной художественной культуры.
Начало трудовой деятельности Ломова связано с творческой работой и педагогической деятельностью. Более 10 лет он работал учителем рисования и черчения в общеобразовательных школах г. Москвы и активно занимался научной деятельностью. Ломовым сделан большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, культуры и искусства. Им разработана концепция сети углубленных художественных профильных классов в системе общеобразовательных школ и определена, апробирована и широко внедрена стратегия развития образовательной области «Искусство».
С 1982 по 1987 гг. Ломов, работая инспектором вузов Министерства просвещения CCCP, руководил системой художественно-графических факультетов и отделений культуры педвузов страны. При его непосредственном участии были открыты новые художественно-графические отделения и факультеты, усовершенствован и модернизирован пакет учебно-методической документации (учебные планы, программы, методические рекомендации, учебные пособия и учебники).
С 1991 по 2007 гг. Ломов возглавил работу по созданию принципиально нового типа вузовского подразделения в Московском государственном областном университете - факультет изобразительного искусства и народных ремесел. Именно здесь на практике получила свое развитие этнопедагогика изобразительного искусства, где народные промыслы и ремесла стали дидактическим инструментарием образовательно-воспитательного процесса.
В 2007 г. Ломов С. П. в качестве ректора возглавил Педагогическую академию последипломного образования, где особое внимание было уделено модернизации системы переподготовки и повышению квалификации учителей. А в 2009 г. был избран на должность академика-секретаря Российской академии образования, где и работает по настоящее время.
Большой вклад в развитие отечественной педагогической науки Ломов внес как автор серьезных научных трудов, учебных пособий и книг по методике преподавания изобразительного искусства и профессиональному педагогическому образованию. Его монографии, учебники, пособия для учащихся и студентов: «Этнопедагогика русского изобразительного искусства», «Особенности графической подготовки студентов в педвузе», «Эстетическое воспитание в школе», «Этнопедагогика и народные промыслы», «Концепция образовательной области искусства в 12-летней школе», «Живопись», «Методика преподавания ИЗО», «Орнаментальная композиция», «Русские живописцы ХVIII-ХIХ вв.», «Информационные технологии и искусство», «Основы цветоведения», «Дидактика художественного образования», «Образование, искусство и культура в условиях глобализации» и другие, широко используются в учебно-воспитательном процессе различных профессиональных учебных заведений, школ, лицеев, гимназий.
Ломов С. П. - известный автор учебников по изобразительному искусству для общеобразовательных школ лицеев и гимназий. Продолжая линию деятельностной психологии в гармоническом развитии школьников, где творчеству отводится большая роль, он выстраивает учебный материал на лучших примерах классического искусства. Вся его деятельность неразрывно связана с педагогической наукой, искусством и образованием.
Сегодня Ломов С. П., работая в Российской академии образования, курирует важнейшие вопросы реформирования и обновления общеобразовательной школы, разработку и внедрение новых образовательных стандартов по всем предметным областям, фундаментальные и прикладные исследования педагогической науки, проблемные аспекты строительства «Новой школы» и перспективу её развития.
Ломов С. П. ведет большую общественную работу -
является членом многих научно-методических, художественных советов и
комиссий:
- Председатель научно-методической комиссии по
художественно-графическим дисциплинам учебно-методического объединения
при МПГУ;
- Председатель диссертационного совета по защите докторских и
кандидатских диссертаций по педагогическим наукам и художественному
образованию при МПГУ;
- член Международной ассоциации школ "Юнеско" с 1991 г.;
- член Правления Творческого Союза художников России;
- эксперт ВАКа РФ по психолого-педагогическим дисциплинам.
Являясь руководителем крупной научной школы, у истоков которой находились такие выдающиеся художники как: И. В. Крамской, И. Е. Репин, П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовсий, Д. Д. Жилинский , и ученые - А. И. Сапожников, А. В. Бакушинский, Л. С. Выготский , В. В. Ванслов, Н. Н. Ростовцев, Б. Ф. Ломов , В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Станислав Петрович, продолжая их традиции, ведет большую научно-педагогическую и организационную работу. Им опубликовано свыше 150 научных трудов, он является автором ряда известных книг и учебников для школ и вузов по методике преподавания ИЗО. Ломов активно работает с аспирантами и соискателями. Под его руководством защитили кандидатские диссертации свыше 40 человек, докторские - 7 человек, более 20 воспитанников стали членами творческого Союза художников России, 9 из них получили международное признание, награждены почетными грамотами и дипломами.
В свободное от научной деятельности время Ломов С. П. активно занимается творчеством. Как живописец он известен широкому кругу зрителей. Его акварели и станковые картины выполнены в классической манере реалистического искусства. Они просты по манере исполнения, привлекательны по жанру, где пейзажные мотивы вызывают чувства радости и гордости за свою «малую» родину. Он регулярно экспонирует свои картины как в России, так и за рубежом.
Ломов С. П. имеет правительственные награды, почетные грамоты, благодарности и дипломы: почетный работник высшей школы Минобразования РФ (2001 г.), почетная грамота Минобразования Московской области (2000 г.); Медаль «Достойному» Российской академии художеств (1999 г.); серебряная медаль творческого Союза художников России (2003 г.); золотая медаль творческого Союза художников России (2006 г.); диплом Российской Академии художеств за участие в выставке «Золотое кольцо России» (2004 г.); международные дипломы за организацию выставок в Германии (Мюнхен, Вальцхайм, Ольденбург, Шробенхаузен), Франции (Дижон), Италии (Милан), Исландии (Рейкьявик), Кипр (Никосия), Люксембург и др.
Также Ломов С. П. имеет ряд наград и благодарностей от общественных и научных организаций, образовательных учреждений, как в России, так и за рубежом.
Борис Федорович Ломов
Ломов Борис Федорович (1927-1989) - отечественный психолог. Биография. В 1951 году окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 году - докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 году организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б. Г. Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета, Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 года - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР, Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала «Психологический журнал» и член редколлегии журнала «Вопросы психологии». С 1968 по 1983 год возглавлял Общество психологов СССР. Исследования. Является одним из ведущих методологов комплексного подхода в психологии и инициаторов развития инженерной психологии в России. Проводил - с позиций комплексного подхода - разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 305-306.
Сочинения:
Формирование графических знаний и навыков у учащихся (1959); Осязание в процессах познания и труда (1959, совм. с Б. Г. Ананьевым); Человек и техника (1963); Человек в системе управления (1968); Методологические проблемы инженерной психологии (1977); Методологические и теоретические проблемы психологии (1984).
Литература:
Барабанщиков В. А. С. Л. Рубинштейн и Б. Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. 2000. № 3. Т. 21; Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики // Психологический журнал. 2002, т. 23, № 4.