Неожиданно каким наречием можно заменить без не. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Если глагол не употребляется без НЕ, он пишется с НЕ слитно.

Например: ненавидеть, нездоровиться, негодовать.

В остальных случаях НЕ с глаголами пишется всегда раздельно.

Следует различать глаголы с составной приставкой «недо» и глаголы с приставкой «до» плюс отрицательная частица НЕ. Приставка «недо» имеет значение недостаточности чего-либо, неполноты и пишется слитно с глаголом. Глагол с приставкой «до» и отрицательной частицей «НЕ» обозначает действие прерванное, не доведенное до конца, неосуществимое, прерванное.

Например: Ему недостает любви (не хватает любви). Он не достает до ручки двери (неосуществимое действие).

Правописание НЕ с деепричастиями

Подчиняется тому же правилу, что и правописание НЕ с глаголами.

Например: негодуя, не смотря.

Правописание НЕ с местоимениями

В местоимениях НЕ пишется под ударением и слитно за исключением случаев, когда НЕ и местоимение разделяет предлог.

НЕ с местоимениями-наречиями всегда пишется слитно: негде, незачем, некуда.

Запомнить: не кто иной, как; не что иное, как; как никто иной; как ничто иное.

Правописание НЕ с числительными

НЕ с именами числительными пишется всегда раздельно.

Правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -о, -е

Слитно Раздельно
  1. Не употребляется без НЕ: ненавистный, неуч, неуклюже.
  2. Можно заменить синонимом без НЕ: некрасивый (уродливый), недруг (враг), неслышно (тихо).
  3. Если есть слова со значением степени: очень, в высшей степени, полностью и т.д.: очень неинтересная, в высшей степени неудача, полностью неразумно.
  4. Если есть слово «никак»: никак невозможно.
  5. Если есть союз но: немаленький, но просторный; неуютно, но тепло.
  1. Если есть противопоставление с союзом а: не радостный, а грустный; не друг, а враг; не жарко, а холодно.
  2. Если есть слова вовсе не, далеко не, отнюдь не и отрицательные местоимения и наречия с приставкой ни: далеко не милый; отнюдь не красавица; вовсе не страшно; ничуть не умный.
  3. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы (должен, рад, готов, обязан) или имеющими в полной форме другое значение (видный - виден): не рад встрече; город не виден.
  4. НЕ с наречиями на -о, -е: не насквозь.
  5. Со словами категории состояния: не страшно.
  6. С прилагательными и наречиями в форме степеней сравнения: не хуже, не самый лучший.
  7. С притяжательными и относительными прилагательными, с прилагательными, обозначающими цвета: не кирпичный; не мамин; не зеленый.

Примечание. Следует быть внимательным в написании НЕ со словами при наличии слова «совсем». Если оно имеет значение «совершенно, очень», НЕ пишется слитно. Если имеет значение «отнюдь» - раздельно.

Например:
Совсем неувлекательное путешествие (= очень неувлекательное путешествие).
Совсем не случайное слово (отнюдь не случайное слово). Правописание кратких прилагательных, имеющих полную форму, подчиняется правилам правописания полных прилагательных.

Слитное написание НЕ с наречиями на -о/-е

Только слитно пишутся наречия, которые не употребляются без не- .

Например: не брежно

не чаянно

не лепо

не уклюже

не ряшливо и др.

Не с наречиями на -о/-е пишется слитно в случае, если слово с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением.

Например: За окном не громко (тихо) играла музыка.

Раздельное написание НЕ с наречиями на -о/-е

Не с наречиями на -о/-е пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а .

Не с наречиями пишется раздельно в случае, когда не употреблено в сочетаниях далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не, отнюдь не .

Например: Я говорю по-английски далеко не идеально.

Ваша команда выступила совсем не плохо.

Правила слитного и раздельного написания с НЕ наречий, оканчивающихся на другие буквы (не на -о/-е)

Слитно пишутся наречия, которые не употребляется без не- .

Например: не вмоготу, не взначай, не впопад, не льзя и др.

В остальных случаях такие наречия пишутся с не раздельно.

Например: не по-летнему, не вовремя, не вдоволь, не всюду и др.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 220, 222. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя недостающие буквы. Объясните правописание не .

Мы приняли в дар блистательный и (не) слыханно богатый язык наших классиков, и наш священ...ый долг - сберечь это достояние (Пауст.). 2. Рассказать красоту этого многодневного снежного царства (не) возможно (Pep.). 3. (Не) раз мы видели оставлен...ые тюки товаров, (не) известно кому принадлежащие, никем (не) охраняемые (Pep.). 4. Было (не) понятно, как в густом лесу, двигаясь почти на ощупь, люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою (Закр.). 5. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки осталось, по-видимому, совсем (не) далеко (Сер.). 6. (Не) теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою (Сер.). 1. Сумерки сгущались медленно, почти (не) заметно для глаза (Эрт.). 8. (Не) торопясь идя по шоссе, Сергей (не) отступно глядел на этот волшебный пожар (Эрт.).

8 сентября 2016

(Не)далеко есть чудный лес,

Полный тайн и чудес.

В нём (не)плохо погуляться

(Не)надолго затеряться.

Это стихотворение поможет нам обозначить проблему: слитное и раздельное написание не с наречиями.

Наречия

Существуют в русском языке слова, которые используются для обозначения признака действия, предмета или признака признака. Они называются наречиями. Ниже даны примеры не слитно и раздельно с наречиями. Например, с наречиями образа действия:

  • смотрит весело, невесело;
  • встретили радостно, нерадостно;
  • слушаю внимательно, невнимательно.

с наречиями меры и степени:

  • очень, не очень сильно;
  • чересчур (не чересчур) слабо;
  • с лихвой (не с лихвой) хватает.

с наречиями времени:

  • давно (недавно) вышел;
  • напишу завтра (не завтра);
  • соберёмся вечером (не вечером).

с наречиями места:

  • здесь (не здесь) соберёмся;
  • далеко (недалеко) был;
  • изнутри (не изнутри) посмотрел.

Перед вами примеры не слитно и раздельно с наречиями: неплохо, недалеко - вовсе не плохо, совсем не далеко. От чего же это зависит? Это мы можем узнать из правил, регулирующих это правописание.

Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

Синонимы - это слова, способные заменить друг друга в предложении. В случае такой возможности не с наречием пишется слитно:

  • Вы вчера выступили неплохо (хорошо)
  • На репетицию приходите в клуб «Гудзон», тут недалеко (близко).
  • Он негромко (тихо) начал петь.

Если сложно заменить синонимом, можно использовать выражение:

  • Это будет нескоро (через продолжительное время).
  • Концерт продолжался недолго (короткое время).
  • Мальчик отвечал неуверенно (без уверенности).

Слитно с «не» пишутся наречия, которые без «не» не употребляются

Ещё примеры слов которые с не пишутся слитно: неряшливо, негодующе, ненавидяще.

Слитное написание в этом случае объясняется тем, что слово без не употреблено быть не может. Например:

  • К своим обязанностям мой заместитель отнёсся небрежно.
  • Он как-то нелепо взмахнул руками.
  • Выглядел конферансье невзрачно, на первый взгляд.

Слитно с «не» пишутся отрицательные наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями часто зависит от части речи. Например, всегда надо писать слитно с не отрицательные местоимения:

  • Нашему коллективу негде проводить репетиции.
  • Стремиться к чему-то большему было уже незачем.
  • Город был чужой, знакомых нет, сходить даже некуда.

Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

Если вы задумываетесь, и есть примеры не слитно и раздельно с наречиями одними и теми же, нужно обязательно обращать внимание на то, есть или нет противопоставление в предложении. Оно может быть выражено противительным союзом «а», может только подразумеваться и никак не выражаться. При существовании противопоставления наречие с «не» пишется раздельно.

  • Я должен был тогда поступить не честно, а человечно.
  • Вопреки его ожиданиям, встреча прошла не скучно, а весело.
  • Дети вели себя не тихо - шумели.

При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Наречие надо писать раздельно с «не», если к нему относится какое-либо из следующих слов: совсем, ничуть, нисколько, никогда, вовсе, далеко. Хотя без этого слова оно будет написано слитно.

Примеры «не» слитно и раздельно с наречиями

раздельно

Его предположение оказалось далеко не верно.

Его предположение оказалось неверно.

На улице оказалось вовсе не холодно.

На улице оказалось вовсе холодно.

Он рассказывал нисколько не смешно.

Он рассказывал несмешно.

Я чувствовал сам, что пошутил ничуть не умно.

Я чувствовал сам, что пошутил неумно.

С некоторыми наречиями «не» пишутся раздельно всегда

Нужно сказать, что «не» пишется раздельно почти со всеми наречиями, кроме заканчивающихся на -о и -е, тех, которые без не не употребляются, и отрицательных.

Если знать, как пишется не с наречиями, примеры которых даны в таблице, то все остальные нужно просто писать раздельно:

  • не по-товарищески;
  • не сразу;
  • не везде;
  • не всегда;
  • не замужем.

Исключения: недаром, недосуг, нехотя, неспроста, невдалеке.

Тест «Наречия с НЕ»

Нужно указать номер предложения, в котором наречие с «не» пишутся указанным образом.

1. раздельно

1) Это выглядело (не)плохо
2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

3) У меня получилось (не)много криво.

4) Я подошёл к нему (не)заметно.

1) Маме моё поведение отнюдь (не)понятно было.

2) Оправдания звучали вовсе (не) уверенно.

3) Моим родителям это далеко (не)приемлемо.

4) Каникулы прошли (не)заметно.

3. раздельно

1) Таня жила от меня (не)далеко.

2)В доме было (не)привычно тихо.

3) Задание выполнить (не)легко.

4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

1) Ты (не)удачно пошутил.

2) Вопреки ожиданиям в доме было (не)бедненько, а вполне себе ничего.

3)Дело продвигалось отнюдь (не) легко.

4) Нисколько (не)жестоко, если помнить о том, как он себя вёл.

5. раздельно

1) Ответ (не)приятно удивил меня.

2) Справиться с этим будет (не)тяжело, но долго.

3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

4) Отсутствовал папа (не)долго.

1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

2) После дождика было нисколько (не)свежо, только влажно.

3) В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.

4) Если напрямик то ничуть (не) далеко.

7. раздельно

1) Малыш в своей шубе, (не)уклюже переваливаясь, потопал по дорожке.

2)Выглядел он (не)взрачно, но забавно.

3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

4) (Не)вежливо так себя вести.

1) Ты повёл себя (не)по-товарищески.

2) Солнце высушило сено (не)досуха.

3) Ребята разместились (не)подалеку.

4) Сегодня вовсе (не) жарко.

9. раздельно

1) Я за лето (не) вероятно похудела.

3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

4) Сходить в монастырь будет (не) близко, но интересно.

10. раздельно

1) Читал он (не)громко, но удивительно выразительно.

2) Алексей (не)принужденно развалился в кресле.

3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

4) (Не)ожиданно налетела гроза.

Ответы

1.2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

2.4) Каникулы прошли (не)заметно.

3.4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

4.1) Ты (не)удачно пошутил.

5.3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

6.1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

7.3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

8.3) Ребята разместились (не)подалеку.

9.3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

10.3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

Untitled Document

Тема : "Правописание НЕ с наречиями на - О, -Е".

Форма урока - семинар, защита проектов.

Метод - доминанта : проблемно - поисковый, диалогический, творческий.

Технология : информационно-коммуникативная.

Введение

При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:

  1. Как графически оформить основное правило, алгоритм для успешного запоминания и освоения материала?
  2. Как использовать основное правило, алгоритм в практической работе?

В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
  2. Формирование умения составлять алгоритмы действия при решении орфографической задачи.
  3. Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.

Для достижения целей были поставлены методические задачи:

  1. Сопоставлять правила написания НЕ с известными частями речи (существительными, прилагательными).
  2. Создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.
  3. Уметь применять алгоритмы действия для решения данной орфографической задачи.
  4. Проявлять творчество при составлении упражнений.

Этапы подготовки к уроку:

  • В начале работы с учащимися класса был проведен "мозговой штурм" и сформулированы темы исследований учеников.
  • Затем сформированы группы для проведения исследований ("Теоретики", "Ученые", "Исследователи", "Практики", "Историки", "Игроки", "Логики", "Экзамена-торы").
  • На третьем этапе - обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, возможные источники информации.
  • Далее последовала самостоятельная работа учащихся по обсуждению зада-ния каждого в группе и самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • На последнем этапе - подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
  • На уроке - защита полученных результатов и выводов.

Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3), где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:

  • "НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е" - "Теоретики";
  • "Примечание", куда занесена дополнительная информация по правилу - "Ученые";
  • алгоритм для решения орфографической задачи - "Логики";
  • примеры оформления орфограммы (НЕ с наречиями на -о, -е) - "Исследователи";
  • толкование "трудных" слов для запоминания - "Историки";
  • текст, составленный учащимися, где предлагается использовать основное правило, алгоритм в практической работе - "Практики".

Также ребятами были составлены задания к игре "Третий лишний" - "Игроки" (Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала - "Экзаменаторы" (Приложение2 в конце страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.

Ход урока.

I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:

  • Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
  • Научиться обозначать новую орфограмму.
  • Научиться выбирать правильное написание наречий.

II. Знакомство с новым материалом.

Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).

1. Выводы "теоретиков":

Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:

  • Неуклюже - неуклюж ий
  • Нелепо - нелеп ый
  • Громко - громк ий

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е

2. Выводы "ученых" : познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.

Примечание.

Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:

  • если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;
  • если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не м едленнее (ср.ст.);
  • если наречие пишется через дефис: поступил не по-т оварищески;
  • если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не с разу (не на -О, -Е);

3. Выводы "логиков" : для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.

Алгоритм

4. Выводы "исследователей" : предлагаем использовать данный алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.

"И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня." (А.С.Пушкин)

Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.

Объясните написание наречий:

  • Нег ромко (тихо) произнес
  • Нев зрачно (не употр.) оделся
  • Вовсе не глубоко нырнул
  • Поступил не по -товарищески
  • Вытер не д осуха (не на -о, -е)
  • Прочитал не меньше (ср.ст.)
  • Не медленно , а быстро

5. Выводы "историков" : Предлагаем познакомиться с "трудными" словами для запоминания и активного использования в речи.

Невероятно:

1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.

Непритворно:

непритворный - лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.

Неподалеку:

недалеко, поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.

Неподдельно:

подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.

нелепый - не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.

Невзрачно:

непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.

Надо запомнить ! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:

Неподалеку (даль, дальний) (НЕ - приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ - приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ - приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ - приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость) (НЕ - часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ - часть корня)

III. Закрепление материала.

6. Выводы "игроков": игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)

Игра "Третий лишний"
1. Нев ежливо (грубо).
2. Нео жиданно (не употр.)
3. Нед алеко (близко)
4. Неж арко (холодно)

7. Выводы "практиков": ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.

Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.

Солнце нес мело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-л етнему жарко. Нео жиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не г рустно , а весело.

7. Выводы "экзаменаторов" : ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.

Тест.

I Вариант.

  1. Он понял задание (не)сразу.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, де-вушка посмотрела на ясное небо.
  2. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
  3. Природа (не)слышно живет вокруг нас.
  4. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

8. Выводы "игроков" : ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ

Аукцион.

  1. Как с луны свалился - неожиданно.
  2. Как кошка с собакой - недружно.
  3. Идти своей дорогой - поступать независимо.
  4. Идти на поводу - действовать несамостоятельно.
  5. Играть с огнем - поступать неосмотрительно.

IV. Домашнее задание.

Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.

Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).


Приложение 1.

Игра "Третий лишний".

I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко

Приложение 2.

Тест.

I Вариант.

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
  3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  4. Знакомство его далеко (не)приятное.
  5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. Он понял задание (не)сразу.
  8. Ученик выглядел (не)хуже всех.
  9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.
  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

2. Пишется слитно частица не с наречиями на -о, которые в сочетании с отрицательной частицей приобретают противоположное значение (обычно такие слова можно заменить синонимами без не): неплохо (ср. хорошо ); немного (ср. мало ); неудачно (ср. безуспешно ).

3. Пишется раздельно частица не с наречиями на -о , если имеется или подразумевается противопоставление: живут не богато, а бедно; обычно ехали не быстро и не медленно; не часто возникает подобная ситуация; не скоро ещё вскроется река; не случайно он завёл этот разговор; не вечно будет природа хранить свои тайны от человека; не сладко жилось переселенцам на первых порах; Говоря честно, не много найдётся людей, которые не испытывают неприятного чувства при виде пауков.

Различается противопоставление, выраженное союзом а, и противопоставление, выраженное союзом но.

При использовании союза а противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается: Работа выполнена не плохо, а хорошо — раздельное написание отрицательной частицы. При использовании союза но противопоставляются не прямо противоположные понятия, а понятия совместимые, действию одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них: Работа выполнена неплохо, но с некоторыми мелкими недочётами — слитное написание отрицательной частицы.

Примечание. В некоторых случаях возможно двоякое толкование текста и, как следствие, двоякое написание частицы не с наречием. Ср.:

недалеко (утверждается, что близко)

до ближайшей остановки автобуса отсюда не далеко (отрицается, что далеко)

редактор уехал ненадолго (‘на короткое время’)

редактор уехал не надолго (‘не на продолжительное время’)

4. Пишется раздельно частица не с наречием на -о, если при нем в качестве пояснительного слова использовано отрицательное наречие, начинающееся с ни, либо слова далеко, вовсе или отнюдь: Докладчик говорил нисколько не убедитель но; Рукопись отредактирована отнюдь не плохо . Но: никак невозможно (никак играет роль усилительного слова; ср.: совершенно невозможно ).

5. Слова категории состояния на -о (так называемые предикативные наречия) пишутся с частицей не слитно при утверждении: нетрудно видеть и раздельно при отрицании: не трудно видеть (смысл обычно устанавливается самим пишущим). Например:

утверждение: Неважно, что он о нас думает; Неверно считать создавшееся положение столь трудным; Невозможно выполнить такую сложную работу в короткий срок; Невыгодно уезжать немедленно; Неизвестно, как он будет вести себя дальше; Немудрено, что она отказалась от неинтересной работы; Непозволительно так относиться к старшим; Непонятно, почему они так долго отсутствуют; Неприятно гулять в сырую погоду; Непростительно обманывать чужое доверие; Сегодня на море неспокойно ; Неудивительно, что постоянные занятия спортом укрепили его здоровье; Нехорошо оставлять друзей в беде;

отрицание: — И это всё? — Не богато; Не весело думать, что праздник уже кончился; Не видно, чтобы больной поправлялся; Не должно упорствовать в ошибочном мнении; Не логично полагать, что события будут повторяться; Не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно; Не опасно, что в лечении сделан небольшой перерыв; Не просто провести полную реконструкцию крупного предприятия; Не скромно переоценивать свои заслуги; Не сладко жить в одиночестве; Не случайно, что за помощью он обратился именно к вам; Не странно, что победа досталась сильнейшим; Не существенно для нас, где провести отпуск; Не худо было бы съездить на юг.

Как и в других случаях, отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями, а также словами далеко, вовсе или отнюдь: Никому не приятно, чтобы о нём плохо думали; Отнюдь не безразлично, как действовать в дальнейшем.

6. Частица не пишется слитно:

1) в отрицательных наречиях: негде, некуда, неоткуда, незачем;

2) в отыменных наречиях: невдалеке, невдомёк, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпёж, недаром (‘не напрасно’, но: не даром — ‘не бесплатно’), некстати, неспроста, нехотя (глагольного происхождения);

3) в сочетании невесть кто (что, какой, где, куда и т. п.).

7. Частица не пишется раздельно :

1) с местоименными и усилительными наречиями: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем;

2) со словами категории состояния (предикативными наречиями), не соотносительными с прилагательными: не надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.);

3) с формой сравнительной степени наречий: работает не хуже других;

4) с обстоятельственными наречиями: не сегодня, не иначе и др.;

5) с наречиями, которые пишутся через дефис: не по-моему, не по-товарищески;

6) в сочетаниях отыменного происхождения: не в зачёт, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки.

8. Частица не пишется отдельно от следующего за ней предлога, союза или частицы: не в поле; не с друзьями; не то… не то; не только; не весть какой.

9. В предложных сочетаниях не смотря на, не взирая на частица не пишется слитно : Несмотря на плохую погоду, мы пошли в горы; Докладчик критиковал всех, невзирая на должности,