Подтверждаем налоговый статус работника. Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом Менее 183 календарных дней в

Е.А. Шаронова, экономист

Пересчет НДФЛ при смене статуса работника

Как в течение года пересчитать налог с 30% на 13% или наоборот

Тема статьи предложена нашими читателями. Опрос проводится на , в разделе «О чем хотели бы прочитать».

Если в вашей компании трудятся иностранцы или работники, часто выезжающие в длительные загранкомандировки, то их налоговый статус в течение года может меняться с нерезидента на резидента РФ и наоборот. Мы приведем основные правила, зная которые вы сможете без ошибок рассчитать налог таким сотрудникам.

Изучаем правила

ПРАВИЛО 1. Порядок исчисления НДФЛ зависит от того, является ваш сотрудник резидентом РФ или нет.

Резиденты РФ Нерезиденты РФ
Объект обложения
Доходы от источников в РФ и (или) доходы от источников за ее пределам ист. 208 , п. 1 ст. 209 НК РФ Доходы от источников в РФп. 1 ст. 207 , пп. 1 , 2 ст. 208 , п. 2 ст. 209 НК РФ
Налоговая база
Определяется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем дохода мабз. 1 п. 3 ст. 226 , ст. 216 НК РФ Определяется как сумма всех доходов, полученных за месяц (не нарастающим итогом с начала года)абз. 2 п. 3 ст. 226 , п. 2 ст. 210 , ст. 216 НК РФ
Налоговые вычеты
Предоставляютс яп. 3 ст. 210 НК РФ Не предоставляютс яп. 4 ст. 210 НК РФ
Ставка налога по «трудовым» доходам
13%п. 1 ст. 224 НК РФ 30%п. 3 ст. 224 НК РФ
Сумма налога
Исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца по всем начисленным дохода мабз. 1 п. 3 ст. 226 НК РФ Исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного доход аабз. 2 п. 3 ст. 226 , п. 2 ст. 210 НК РФ

Если в вашей компании работают иностранцы, имеющие статус «высококвалифицированный специалист» (обычно с предполагаемой годовой зарплатой 2 млн руб. и более и особым разрешением на работ уутв. Приказом ФМС от 30.12.2010 № 487 ), то их доходы надо облагать по ставке 13% с первого дня работы, несмотря на то что они нерезиденты РФп. 3 ст. 224 НК РФ ; п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ . Причем, по мнению Минфина, ставку 13% можно применять только к доходам от трудовой деятельности. А вот иные доходы, например в виде оплаты этим специалистам проживания, питания, матпомощи и др., надо облагать по ставке 30% до тех пор, пока они не станут резидентам иПисьмо Минфина от 13.06.2012 № 03-04-06/6-168 .

ПРАВИЛО 2. Понятие резидентства никоим образом не связано:

  • с гражданством работника, поскольку нерезидентом может стать и россиянин, а резидентом РФ - иностранец;
  • со статусом иностранца - временно пребывающий (есть виза и (или) миграционная карта), временно проживающий (есть разрешение на временное проживание), постоянно проживающий (есть вид на жительство).

Важен лишь период времени, в течение которого работник находится на территории нашей страны. Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подря дп. 2 ст. 207 НК РФ . Все остальные лица - нерезиденты РФ. Но, как правило, когда на работу устраивается новый сотрудник - россиянин, его статус никто не проверяет. Его изначально считают резидентом, и с его доходов удерживают НДФЛ по ставке 13%. А вот если на работу берут иностранца, то начинают изучать его «въездные-выездные» документы.

Особые правила признания резидентами РФ действуют для работников из Республики Беларусь. Но о них мы поговорим в одном из ближайших номеров.

Внимание

Даже если с иностранцем заключен трудовой договор на срок более 183 дней в году, сразу считать его резидентом и облагать его доходы по ставке 13% нельз яПисьма Минфина от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258 , от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394 .

ПРАВИЛО 3. Налоговый статус работника надо определять на каждую дату выплаты ему доход а , от 26.03.2010 № 03-04-06/51 . Если говорить о зарплате, то статус работника надо определять ежемесячн оп. 2 ст. 223 НК РФ .

ПРАВИЛО 4. В расчет надо принимать прошедший период из следующих подряд 12 месяцев. При этом 12-ме -сячный период может начаться в одном календарном году, а закончиться в друго мПисьма Минфина от 21.02.2012 № 03-04-05/6-206 , от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170 , от 26.03.2010 № 03-04-06/51 . Например, вам надо определить статус работника на 8 июля 2012 г. Для этого вам надо отсчитать назад 12 месяцев. В этом случае начало 12-ме -сячного периода приходится на 9 июля 2011 г.п. 5 ст. 6.1 НК РФ И теперь вам надо посмотреть, сколько календарных дней в течение этого периода работник находился в нашей стране (183 дня и более или 182 дня и менее).

ПРАВИЛО 5. 183 дня, необходимые для приобретения статуса резидента, не обязательно должны идти последовательно. Этот срок может складываться из нескольких отрезков времен иПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-04-05/6-256 , от 06.04.2011 № 03-04-05/6-228 . При этом краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды выезда за рубеж для лечения или обучения не прерывают времени нахождения работника в РФп. 2 ст. 207 НК РФ .

День приезда в РФ и день отъезда из страны засчитываются в срок нахождения на территории РФПисьма Минфина от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534 , от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157 ; ФНС от 04.02.2009 № 3-5-04/097@ .

ПРАВИЛО 6. Время нахождения на территории РФ, разумеется, надо подтвердить документами.

Дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж иностранца устанавливаются по отметкам пограничного контроля в паспорте или в миграционной карт еутв. Постановлением Правительства от 16.08.2004 № 413 ; . Так что сотрудник-иностранец, который устроился к вам на работу, должен принести вам копию одного из этих документов. Заверять у нотариуса копию паспорта и переводить его на русский язык не нужн оПисьмо Минфина от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 . Впоследствии, если работа иностранца не связана с командировками за границу, каждый месяц просить у него копию паспорта уже не нужно.

У работников - граждан РФ отметки о выезде из страны и въезде в РФ делаются в загранпаспорте.

Если же отметок в паспорте нет (например, при пересечении границы с Белоруссией, Казахстаном, Украиной), нахождение за пределами РФ контролирующие органы предлагают подтверждать такими документам иПисьма Минфина от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782 , от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557 , от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64 ; ФНС от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@ :

  • <или> проездными билетами (авиа- и железнодорожными);
  • <или> квитанциями, свидетельствующими о проживании в гостинице;
  • <или> справками, составленными предыдущими работодателями на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • <или> другими документами, позволяющими определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами, например приказами о командировках (если работа сотрудника связана с частыми поездками за границу), командировочными удостоверениями.

Внимание

Вид на жительство сам по себе не является документом, подтверждающим время нахождения на территории РФПисьма Минфина от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176 , от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 . Этот документ лишь дает право иностранцу на постоянное проживание в РФп. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ .

ПРАВИЛО 7. Минфин и ФНС рекомендуют при смене статуса работника пересчитать налог по доходам с начала год аПисьма Минфина от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30 , от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146 ; , от 26.08.2011 № ЕД-4-3/13957@ (размещено на сайте ФНС России как обязательное для применения налоговыми органами) :

  • <или> после наступления даты, начиная с которой статус сотрудника уже не может снова поменяться. А это возможно, если в течение 183 дней в календарном году работник находился на территории РФ. Например, если сотрудник принят на работу 16 января 2012 г., он станет резидентом РФ 16 июля 2012 г. (год високосный), конечно, при условии, что он за это время не выезжал за границу. И до конца года его статус уже никак не изменится;
  • <или> по окончании налогового периода, то есть на 31 декабря.

В НК РФ не установлен момент пересчета НДФЛ при смене статуса работника. А с 2011 г. в гл. 23 НК РФ появилась норма о том, что возврат физлицу суммы налога «в связи с перерасчетом по итогу налогового периода» по причине приобретения статуса резидента РФ делает ИФНС, в которой он состоит на учете по месту жительства или пребывания (если он иностранец)п. 1.1 ст. 231 НК РФ .

Некоторые организации сделали вывод, что пересчитывать НДФЛ работникам, которые в течение года превратились из нерезидентов в резидентов РФ вообще не надо. Пока работник является нерезидентом, нужно удерживать НДФЛ по ставке 30%, а с месяца, в котором он стал резидентом, - по ставке 13%. А по окончании года выдать работнику справку 2-НДФЛ и отправить его за возвратом налога в ИФНС.

Однако такой подход вовсе не следует из гл. 23 НК РФ. Ведь НДФЛ по работникам - резидентам РФ в течение года рассчитывается нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца, с зачетом ранее удержанной суммы налог ап. 3 ст. 226 НК РФ . А при вышеизложенном подходе этот порядок не выполняется.

Однако определять статус сотрудников только в конце года (в декабре) не совсем верно. Ведь если на начало года работник был нерезидентом, а, например, с апреля 2012 г. стал резидентом РФ, то, удерживая до конца года НДФЛ с его доходов по ставке 30%, вы выплачиваете ему на руки меньшую сумму. Что может вызвать его недовольство. Поэтому правильнее определять статус на каждую дату выплаты дохода. А по окончании года (на 31 декабря) надо уточнить статус и, если нужно, сделать окончательный пересчет НДФЛ.

Обратим внимание, что согласно нормам гл. 23 НК РФ организация обязана пересчитывать НДФЛ только при смене статуса с нерезидента на резидента РФп. 3 ст. 226 , п. 1.1 ст. 231 НК РФ . А вот для случая, когда статус меняется с резидента на нерезидента, такую обязанность НК не предусматривает.

Более того, как мы уже упоминали выше (см. правило 1), у нерезидентов НДФЛ исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (то есть отдельно за каждый месяц)абз. 2 п. 3 ст. 226 , пп. 2 , 4 ст. 210 НК РФ , а не нарастающим итогом с начала года, как у резидентов РФабз. 1 п. 3 ст. 226 , п. 2 ст. 210 , ст. 216 НК РФ . Например, работник стал нерезидентом в июле. По нормам НК организация обязана исчислить НДФЛ нарастающим итогом с января по июнь включительно по ставке 13% с зачетом ранее удержанных сумм налога. А вот уже начиная с июля организация обязана отдельно за каждый месяц определять доход и исчислять с него НДФЛ по ставке 30% и перечислять в бюджет. То есть организации не нужно пересчитывать НДФЛ по ставке 30% с доходов работника с начала года и доудерживать налог.

Однако специалист Минфина с таким прочтением НК не согласен.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель начальника отдела налогообложения доходов физических лиц Минфина России

“ Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения физлица на территории РФ. А поскольку при определении статуса учитывается 12-ме -сячный период, начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде, то по итогам календарного года устанавливается окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном календарном году. Ведь НДФЛ рассчитывается в целом за налоговый период - календарный годст. 216 НК РФ .

Учитывая изложенное, если по итогам календарного года работник организации находился в РФ менее 183 дней, он не признается резидентом РФ и его доходы от источников в РФ, с которых налог был уплачен по ставке 13%, подлежат налогообложению по ставке 30%.

Таким образом, организация на дату выплаты дохода работнику, ставшему нерезидентом, должна с начала года пересчитать налог по ставке 30% и доудержать этот налог из доходов сотрудник ап. 4 ст. 226 , п. 2 ст. 231 НК РФ ” .

Скорее всего, налоговые органы будут придерживаться такой же позиции. Ведь им вряд ли захочется самим добирать НДФЛ с работников, ставших нерезидентами РФ. Чтобы не спорить с налоговиками и не попасть на штрафы по ст. 123 НК РФ, лучше все-таки пересчитывать и доудерживать НДФЛ, если работник в течение года из резидента превратился в нерезидента.

Был резидентом - стал нерезидентом

Учет доходов, выплачиваемых работникам, нужно вести в специальных налоговых регистрах, которые вы разрабатываете сам ип. 1 ст. 230 НК РФ . Обычно на каждого работника заводится отдельный регистр. Данные из него потом переносятся в справку 2-НДФЛп. 2 ст. 230 НК РФ .

ШАГ 1. До тех пор пока работник - резидент РФ, с его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 13% с предоставлением вычетов на детей (если они есть).

Информацию о том, что должно быть отражено в налоговом регистре по НДФЛ, и его примерную форму вы найдете: 2010, № 23, с. 67

ШАГ 2. В месяце, в котором работник стал нерезидентом, пересчитайте НДФЛ по ставке 30% со всех доходов, полученных с начала года. И конечно, без предоставления детских вычетов. Понятно, что сумма налога, исчисленная по ставке 30% с начала года, будет значительно превышать сумму налога, исчисленную по ставке 13%. И у работника появится долг по НДФЛ.

Так как с этого года НДФЛ по ставкам 30% и 13% перечисляется на один КБК (182 1 01 02010 01 1000 11 0Приказ Минфина от 21.12.2011 № 180н ), то многие организации в бухгалтерском учете уже не заводят отдельные субсчета с разными ставками к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а оставляют только один субсчет «Расчеты по НДФЛ». Причем в бухучете не надо показывать сразу всю сумму налога, подлежащую доудержанию с дохода работника-нерезидента после пересчета. Эта сумма отражается только в налоговом регистре по НДФЛ по этому работнику. А в бухучете запись по дебету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ», надо сделать именно на ту сумму НДФЛ, которую в текущем месяце нужно удержать из доходов работника.

ШАГ 3. Начиная с месяца, в котором работник стал нерезидентом, ежемесячно из его доходов удерживайте не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но еще и задолженность в виде недоудержанного налога. При этом общая сумма удерживаемого НДФЛ за месяц не может превышать 50% начисленного работнику дохода за этот меся цп. 4 ст. 226 НК РФ ; ст. 138 ТК РФ .

В принципе, вы можете предложить работнику погасить долг по НДФЛ наличными. Он внесет вам деньги в кассу, а вы перечислите их в бюджет.

Лучше завершить все расчеты с работником до сдачи в инспекцию справок 2-НДФЛ за 2012 г. Тогда вам не придется передавать долг на взыскание в налоговый орган и показывать его в п. 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» справки 2-НДФЛутв. Приказом ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ . А работнику не придется подавать декларацию 3-НДФЛ и самому платить налог в бюджет.

Пример. Расчет НДФЛ при изменении статуса с резидента на нерезидента

/ условие / У сотрудника облагаемый НДФЛ доход составляет 30 000 руб. в месяц. С января по июнь 2012 г. он был резидентом РФ. А с июля 2012 г. - стал нерезидентом.

/ решение / Вот как будет выглядеть уже исправленный годовой регистр налогового учета по НДФЛ.

Наименование показателя Январь Февраль ... Июнь Июль Август ... Декабрь
Налоговая база (с начала года) 30 000Обратите внимание: в течение года сумма дохода указывается не нарастающим итогом, а помесячно 30 000 30 000 30 000 30 000 30 000
Налог исчисленный 9 000По этой строке отражается НДФЛ, пересчитанный по ставке 30% (30 000 руб. х 30%) 9 000 9 000 9 000 9 000 9 000
Налог удержанный сумма 3 900По этой строке показывается НДФЛ, удержанный по ставке 13% помесячно с января по июнь включительно. А с июля показывается сумма НДФЛ, удержанная за месяц по ставке 30% (9000 руб.), + сумма, удержанная в погашение задолженности по НДФЛ, пересчитанного по ставке 30% с января по июнь (30 000 руб. х 50% – 9000 руб.) 3 900 3 900 15 000Сумма удержания не может превышать 50% от начисленной за месяц суммы зарплаты (30 000 руб. х 50%) 15 000 9 600
дата 31.01.2012 29.02.2012 30.06.2012 31.07.2012 31.08.2012 31.12.2012
Налог перечисленный сумма 3 900 3 900 3 900 15 000 15 000 9 600
дата 05.02.2012 06.03.2012 06.07.2012 06.08.2012 05.09.2012 31.12.2012
№ п/п 40 175 814 973 1120 1987
5 100По этой строке с января по июнь показывается увеличивающаяся сумма долга по НДФЛ, которая образовалась из-за перерасчета налога по ставке 30% вместо 13%. А с июля сумма долга уменьшается, так как с этого месяца удерживаются НДФЛ за месяц + долг 10 200 30 600 24 600 18 600 0

Был нерезидентом - стал резидентом

Алгоритм действий по расчету НДФЛ будет такой.

ШАГ 1. До тех пор пока работник является нерезидентом РФ, с его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 30% без предоставления вычетов на детей.

ШАГ 2. В месяце, в котором работник стал нерезидентом, пересчитайте НДФЛ по ставке 13% со всех доходов, полученных с начала года. Если у работника есть дети, попросите написать заявление о предоставлении стандартных вычетов и приложить к нему копии свидетельств о рождении дете йподп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ . И тогда НДФЛ рассчитывайте с учетом детских вычетов.

ШАГ 3. С 2011 г. возвратом излишне удержанного НДФЛ работникам, ставшим резидентами РФ, занимается только налоговая инспекци яп. 1.1 ст. 231 НК РФ .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

Для возврата излишне удержанного налога по окончании года придется подать в свою инспекци юп. 1.1 ст. 231 НК РФ :

  • декларацию 3-НДФЛ;
  • справку 2-НДФЛ;
  • документы, подтверждающие статус налогового резидента на конец года (например, загранпаспорт россиянина или паспорт иностранного гражданина с отметками о въезде в РФ и выезде из РФ).

Как разъяснили Минфин и ФНС, вы можете только зачитывать налог, удержанный и перечисленный по ставке 30%, в счет уплаты НДФЛ, исчисленного по ставке 13%, по конкретному работнику. И такой зачет надо делать до того месяца, пока долг бюджета перед работником не будет исчерпа н

В бухучете до того месяца, пока не будет погашен долг бюджета перед работником, НДФЛ вы вообще не начисляете (не делаете проводку дебет 70 – кредит 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»), поскольку ничего с него не удерживаете. По этому работнику отражается только сумма начисленного дохода (проводка дебет 20 «Основное производство» (44 «Расходы на продажу») – кредит 70).

ШАГ 4. Если после зачета декабрьского НДФЛ все-таки останется сумма излишне удержанного налога, за ее возвратом работник должен будет обратиться в ИФНС, в которой он состоит на учете по месту пребывания (по месту жительства - для граждан РФ)Письма Минфина от 16.04.2012 № 03-04-06/6-113 , от 05.04.2012 № 03-04-05/6-443 ; ФНС от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15413@ ,

сумма 9 000По этой строке показывается НДФЛ, удержанный по ставке 30% нарастающим итогом с января по июнь включительно (30 000 руб. х 30%). А с июля налог с доходов работника исчисляется по ставке 13%, но не удерживается, так как бюджет ему должен 18 000 54 000 0 0 0 дата 31.01.2012 29.02.2012 30.06.2012 31.07.2012 31.08.2012 31.12.2012 Налог перечисленный сумма 9 000 9 000 9 000 0Начиная с июля НДФЛ в бюджет перечислять не надо до тех пор, пока не будет погашен долг бюджета перед работником 0 0 дата 05.02.2012 06.03.2012 06.07.2012 № п/п 40 175 814 Долг по налогу за налогоплательщиком Долг по налогу за налоговым агентом 5 100По этой строке с января по июнь показывается увеличивающаяся сумма долга по НДФЛ перед работником, которая образовалась из-за перерасчета налога по ставке 13% вместо 30%. А с июля сумма долга уменьшается, так как она идет в зачет НДФЛ, исчисленного по ставке 13% 10 200 30 600 26 700 22 800 7 200За возвратом остатка незачтенного НДФЛ работнику надо идти в ИФНС

Благодаря тому что с этого года НДФЛ с доходов резидентов и нерезидентов зачисляется на один КБК, вам не придется писать заявления в инспекцию для зачета налога с одного КБК на другой, как это было ранее. Так что одной проблемой стало меньше.

И не забывайте, что при начислении страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС с доходов иностранцев совсем не важно, являются они резидентами РФ или нет.

183 дня учитывается за непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году и продолжающийся в другом календарном году.

Совсем иначе устанавливается статус налогового резидента для граждан Республики Беларусь.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Пунктом 1 ст. 1 Протокола предусмотрено, что вознаграждение, получаемое гражданином Республики Беларусь в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение периода нахождения в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в РФ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в РФ.

Согласно п. 2 ст. 1 Протокола указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в РФ, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Минфин РФ Письмом от 5 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-98 уточнил, что по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода гражданин Белоруссии будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов должен быть удержан российской организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

При этом в отношении доходов, полученных в следующем году, следует сразу применять ставку 13 процентов.

Если в налоговом периоде белорус приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации более 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом в предыдущем году по ставке 30 процентов, не производится.

Пример: гражданин Белоруссии прибыл на территорию РФ 16 августа 2011 г. и заключил с российской организацией бессрочный трудовой договор с 17 августа 2011 года..

На дату выплаты вознаграждения по трудовому договору в течение 2011 г. белорус не будет являться резидентом РФ (время нахождения в РФ составляет менее 183 дней).

Таким образом, доходы, полученные нерезидентом в 2011 г., подлежат налогообложению по налоговой ставке 30%.

Доход, выплачиваемый в 2012 г., в соответствии с указанным трудовым договором подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.(см. Письмо УФНС по г Москве от 7 декабря 2011 г. N 20-14/3/118425@)

Делаем перерасчет

Если в течение календарного года работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем календарном году), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала текущего года, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В таких случаях следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем календарном году превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные по ставке 30 процентов, подлежат зачету в счет удержания 13 процентов при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов (Письмо Минфина РФ от 18 января 2012 г. N 03-04-06/6-7)

При этом работодателю необходимо взять от работника заявление о возврате налога (17% с доходов);

Поскольку НДФЛ, удержанный у резидентов и нерезидентов, перечисляется на разные коды бюджетной классификации (КБК), то необходимо делать зачет образовавшейся переплаты с одного КБК на другой (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).

При этом финансовое ведомство указывает, что налоговый агент не имеет права самостоятельно возвращать излишне удержанный НДФЛ за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность не предусмотрена НК РФ (Письмо Минфина РФ от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41).

Если до окончания календарного года всю сумму НДФД по ставке 30% зачесть в счет удержания 13% не получается, то работник должен обратиться с заявлением в налоговую инспекцию за ее выплатой. в порядке, установленном пунктом 1.1.статьи 231 НК РФ

При этом справка формы 2-НДФЛ заполняется только по ставке 13%, т.к. налог с начала года пересчитывается по ставке 13%.В строке 5.3 должен быть указан налог, рассчитанный по ставке 13% со всех доходов за год, а в строке 5.4 – фактически удержанный налог. Разница между этими строками должна отразиться в строке 5.6 Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом. Именно эту сумму работник может вернуть, самостоятельно обратившись в ИФНС.

Впрочем, по поводу путаницы с КБК можно не волноваться. Минфин РФ Письмом от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/31 сообщил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, что неправильное указание КБК является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Отслеживаем статус

Получив статус резидента, работник может убыть на непродолжительный срок за границу в отпуск, в командировку и т.п.)

Минфин РФ Письмом от 6 марта 2012 г. N 03-04-05/6-256 успокоил сомневающихся бухгалтеров, и сообщил, что по возвращении работника следует посчитать количество календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. И если их получится более 183, то следует продолжать применять ставку 13%.

Расстаемся с работником

ФНС Письмом от 19 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21628@ разъяснила, что если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 процентов, налоговым агентом не производится. Это подтверждено и Письмом Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169.


Похожая информация.


Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

По предыдущему вопросу №538049 хотелось бы уточнить следующее: В загранпаспорте сотрудника с Узбекистана стоит отметка о прибытии в РФ 17.12.2014 года, а на работу мы его приняли после получения патента 17.03.2015 года. С какой даты считать 183 дня? И если он будет в течении 12 месяцев уезжать в Узбекистан, 183 дня считать с момента последнего пересечения границы РФ?

Период, за который определяется количество дней пребывания в России, равен 12 месяцам, следующим подряд (независимо от того, к одному календарному году эти месяцы относятся или к разным). Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более. В Вашем случае, так как у сотрудника стоит в загранпаспорте отметка о прибытии 17.12.2014 года, то 183 дня следует отсчитывать с этой даты.

Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней. При этом цель поездки необходимо подтвердить документально. Если человек покидал Россию по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123). То есть, если Ваш сотрудник в течение 12 месяцев будет уезжать в Узбекистан, то период не прерывается, надо будет только исключить из расчета 183 дней время пребывания за границей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157 , от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 , от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228 , ФНС России от 4 февраля 2009 г. № 3-5-04/097).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом .

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом*.

Валентина Акимова

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

  • Скачайте формы