Рейганомика и экономическая политика Б.Клинтона. Внутренняя и внешняя политика администрации Б

В.В. Мотылев

ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТОВ США. БИЛЛ КЛИНТОН

Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон, 42-й президент США (19932001 гг.) от Демократической партии, родился в августе 1946 г. в небольшом провинциальном городке Хоуп, штат Арканзас. Его отец Уильям Блисс погиб в автомобильной аварии за 3 месяца до рождения сына. Мать Билла вышла замуж за Р. Клинтона, который усыновил мальчика. Семья была небогатая: мать работала медсестрой в больнице, у отчима была небольшая фирма; правда, дедушка по материнской линии имел магазин и ферму. Билл считал его представителем среднего класса.

Билл Клинтон хорошо учился в школе, любил математику, историю и художественную литературу, иностранные языки. С 5-го класса он начал серьезно интересоваться политикой. В 1964 г. поступил на международный факультет Джорджтаунского университета. Чтобы оплачивать учебу, Клинтон работал в офисе известного сенатора-демократа У. Фулбрайта1 . После окончания университета сенатор Фулбрайт рекомендовал своего помощника на учебу в Оксфордский университет в Англии, где Клинтон получал стипендию им. С. Родса, изучая цикл социальных наук. Он прекрасно учился, прочитывая по 300 книг в год2 . После окончания Оксфорда Биллу Клинтону опять улыбнулась судьба: он поступил на юридический факультет престижного Йельского университета в США. Во время учебы в этом университете он познакомился с Хилари Родам. По их утверждению, они полюбили друг друга и долго не расставались. Надо оговориться, что в этом браке был также политический расчет: и Билл, и Хилари мечтали о политической карьере.

После окончания Йельского университета Клинтон вернулся в родной штат Арканзас, где 3 года проработал в качестве профессора права в юридической школе штата Арканзас. Хилари Родам работала в Вашингтоне один год в комиссии Конгресса по расследованию Уотергейтского дела. Через год она приехала к Биллу в Арканзас и также стала профессором права. В сентябре 1975 г. состоялась их свадьба. Хилари Родам-Клинтон стала верным другом и партнером в жизни и в политике3 . В 1977 г. Билл стал главным прокурором штата Арканзас, занимая эту должность 2 года. В 1978 г. у них родилась дочь Челси. В следующем году Билл Клинтон был избран губернатором штата.

Губернатор штата Арканзас

Билл Клинтон стал самым молодым губернатором штата Арканзас. Мать Хилари утверждала, что он с самого начала их знакомства поразил ее своей эрудицией, знанием философии и социологии. Поэтому его политическая карьера развивалась так стремительно.

Клинтон обещал избирателям в Арканзасе повысить темп развития штата, улучшить систему образования, бороться за равные права граждан, позаботиться о «забытом среднем классе». Он провел реформу welfare (1996 г.) – системы, которая позволяла американцам, живущим за чертой бедности, десятилетиями получать ежемесячные денежные пособия. Более половины из них (60%) потеряли основной источник благосостояния и вынуждены были искать работу, т.е. сократилось число семей, живущих на государственные пособия. Клинтон старался выполнять свои обещания.

В целом Билл Клинтон был губернатором с небольшим перерывом

с 1979 до 1992 г. Эти 12 лет он стремился проводить политику, которая отличалась от политики республиканцев в Белом доме (Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего). Клинтон подчеркивал в 1991 г.: «Мой ответ Республиканской партии: последние 12 лет Америка шла в неправильном направлении, а Арканзас – в правильном»4 . Республиканцы повышали налоги на средний класс, тогда как налоги на самых богатых понижались. Но богатые должны платить свою долю налогов, иначе страна будет и дальше идти по наклонной плоскости, говорил Клинтон. Президент Дж. Буш получил богатейшую страну мира и начал толкать ее по наклонной плоскости5 .

Билл Клинтон называл себя новым демократом. Он подчеркивал, что выступает прежде всего от имени среднего класса. Он стремился облегчить его налоговое бремя и увеличить доходы. Кроме того, Клинтон стремился реформировать систему welfare в том виде, «в каком мы ее знаем», т.е. надо расширить переподготовку лиц, получающих welfare, чтобы им было легче найти работу и обеспечить семью. Хилари Клинтон утверждала, что между «новыми демократами» и лейбористами Англии есть много общего. Это была борьба либеральных и прогрессивных идей против консервативных и реакционных, включая новое видение того, как должно работать правительство. Б. Клинтона и Т. Блэра объединяла идейная борьба против рейганомики и тэтчеризма6 .

Как самый молодой губернатор штата в США, Билл Клинтон завоевал популярность в Демократической партии США, став ее новым авторитетным лидером. К весне 1992 г. Клинтон был избран кандидатом от Демократической партии на пост президента США. Он победил своих соперников Дж. Брауна и П. Ценгеса. Разрабатывая предвыборную программу, Билл Клинтон писал: «Я выступаю за рост, за бизнес, за труд, за образование, за здравоохранение, за охрану окружающей среды, за семейные ценности, за право женщин на выбор в вопросах об абортах»7 .

Началась предвыборная президентская кампания в США. Президент Дж. Буш, будучи любимцем Уолл-стрита и ВПК, делал ставку на пропаганду своих военных и дипломатических успехов. Билл Клинтон, напротив, выступал за мир и разоружение, пропагандировал конверсию военного производства. Избиратели устали от холодной войны, от военной риторики Буша. К тому же они были разочарованы неэффективностью

борьбы президента Буша с последствиями рецессии 1990-1991 гг., когда безработица поднималась до 8%. В прессе гуляла фраза: «Это экономика, чайник!» Избиратели ждали от молодого поколения демократов решительных антикризисных программ, они одобряли программу Клинтона о конверсии военного производства и закрытии части военных баз. Перед выборами Клинтон победил в идейных дебатах с Бушем и независимым кандидатом Р. Перро.

В ноябре 1992 г. избиратели сделали свой выбор: за Билла Клинтона проголосовали 44,9 млн человек, или 43%, за Дж. Буша –39,1 млн человек, или 37% избирателей, а за Р. Перро –19,7 млн человек, или 17%. Клинтон получил 370 голосов выборщиков, Буш –168, Перро – 08 .

Внутренняя политика

Президент Клинтон подчеркивал свое видение проблем страны на рубеже ХХI в. На смену индустриальному обществу в США пришло постиндустриальное – общество информационных технологий. Если основой промышленного переворота были машины, то основой информационного общества – компьютерная информация. Информационное общество предъявляет растущий спрос на специалистов с высшим образованием. Если в начале 1990-х гг. специалисты с высшим образованием составляли 15% рабочей силы в США, то к 2010 г. их удельный вес, как ожидалось, должен был удвоиться. Это предполагает огромные инвестиции в системы образования и здравоохранения. Клинтон заявлял, что человеческий капитал становится более важным фактором производства, чем физический капитал, вложенный в здания и машины9 .

Президент Клинтон выдвинул экономический план по преодолению последствий спада в экономике, восстановлению устойчивого экономического роста и повышению жизненного уровня населения. Этот план отличался от методов регулирования экономики правительств Рейгана и Буша, которые использовали в основном финансовые рычаги, но отвергали в принципе вмешательство государства в производство на федеральном уровне (на уровне штатов это допускалось). Демократы использовали стабилизаторы и стимуляторы экономики, дававшие эффект мультипликатора, т.е. многократное увеличение результатов от инвестиций.

Билл Клинтон создал сильную группу экономистов в правительстве, состоявшую из Р. Рубина, Р. Рейха, Л. Бентсена, Р. Брауна, Л. Тайсон. Их решения обеспечивали длительный экономический рост новых отраслей экономики, возникших в предыдущем цикле инноваций, в том числе компьютеризацию общества, развитие Интернета, биотехнологии и генной инженерии, нанотехнологии и др. Экономический рост производства и сферы услуг продолжался с 1993 г. без перерывов почти 8 лет, вплоть до 2000 г. За это время ВВП страны вырос почти в полтора раза – с $6 трлн до $10 трлн. Только за первые 4 года было создано более 10 млн рабочих

мест. Значительно выросла численность среднего класса. Заметно процветал малый бизнес. Личные доходы населения в середине 1990-х гг. росли в 2,5 раза быстрее, чем темпы инфляции10 .

Большой бизнес с самого начала президентства Клинтона выразил желание включиться в выполнение новых государственных заказов. Об этом заявил в начале 1993 г. на встрече с президентом один из влиятельных лидеров группы Моргана. Олигархи понимали, что львиная доля заказов попадет в их компании, и рассчитывали на рост доходов. Но правительство Клинтона, увеличивая им заказы, повысило и налогообложение. Для малого бизнеса и среднего класса предусматривался налоговый кредит.

Р. Рубин проявил себя как талантливый финансист, сумел улучшить состояние бюджета. Уже за первый срок правления Администрации Клинтона заметно уменьшился дефицит государственного бюджета.

Увеличились расходы на образование. Принятый в 1994 г. «Закон об образовании» предусматривал увеличение численности студентов в государственных (публичных) университетах, где их численность стала втрое больше, чем в дорогостоящих частных университетах (10,8 млн человек в публичных колледжах по сравнению с 2,9 млн в частных) .

Правительство Клинтона пыталось также провести реформу здравоохранения. Хилари Клинтон вместе с А. Магазинером подготовили проект реформы, предусматривающей увеличение медицинского страхования бедных слоев населения. Однако противодействие сенаторов Н. Гингрича

и Б. Доула помешали принятию в Конгрессе конструктивной программы улучшения здравоохранения. Проект Х. Клинтон и А. Магазинера был отклонен 11 .

Большое внимание президент Клинтон уделял безопасности граждан. Он принял меры к тому, что численность офицеров-полицейских на улицах США была увеличена на 100 тыс. человек. Это привело к тому, что число преступлений (краж, насилий и др.) значительно (на 7-8%) сократилось в 1994-95 гг.12 .

В 1996 г. развернулась новая предвыборная президентская кампания. Демократическая партия США вновь выдвинула на пост президента Билла Клинтона, а на должность вице-президента – Альберта Гора. Соперником Клинтона от Республиканской партии был сенатор Боб Доул – умеренный республиканец, ветеран Второй мировой войны, опытный политический деятель. Но демократам удалось его победить во время президентской гонки. Они не ставили под сомнение заслуги Б. Доула, но было видно, что время его избрания прошло. Он был пожилым человеком и инвалидом войны. Программа Б. Доула не могла сравниться по охвату, глубине

и эффективности с программой Демократической партии. На выборах в ноябре 1996 г. Б. Клинтон получил 49,2% голосов избирателей, Боб Доул – 40,7, а Р. Перро – 8,4% 13 .

Второй срок президентства

После избрания на второй срок президент заменил несколько членов своего Кабинета министров. Государственным секретарем вместо У. Кристофера была назначена Магдалина Олбрайт, которая раньше успешно работала представителем США в ООН. Военным министром был назначен Билл Коен, пришедший из Военного комитета Конгресса США. Ушли в отставку министр труда Р. Рейх и член экономического совета Л. Тайсон. Однако правительство работало с той же высокой отдачей, что и прежде.

В 1997 г. развитие экономики успешно продолжалось. Темп прироста ВВП был 5,6%. Безработица сократилась до 5%, было создано дополнительно несколько миллионов рабочих мест. 10 млн студентов получили кредиты или стипендии для продолжения образования. 40 млн рабочих и служащих имели пенсионное обеспечение. Дефицит государственного бюджета сократился до $75 млрд, т.е. втрое по сравнению с 1992 г.14 .

Проигравшие на выборах республиканцы не смирились с поражением. Они начали искать слабые места президента Клинтона и нашли их в мимолетных увлечениях молодыми женщинами, которые часто были готовы к его ухаживаниям. Надо признать, что журналисты и раньше, еще в пору его работы губернатором Арканзаса, следили за его увлечениями и раздували в газетах шум о его похождениях. Однако историки США утверждают, что среди президентов ХХ в. большинство не избежали их. Конечно, история с Моникой Левински выглядит неприглядно.

Республиканцы раздули скандал с М. Левински до невероятных размеров. Они не давали президенту нормально работать в течение года. Был назначен независимый прокурор К. Старр, который не раз допускал нарушение законов во время следствия. Он использовал кассеты с магнитной пленкой телефонных разговоров Левински, записанные незаконным путем. Старр также запугивал свидетелей тюремным заключением. Хилари Клинтон считала, что Старр нарушил Конституцию США, поскольку предложение об импичменте президента по Конституции принимает юридическая комиссия Конгресса, а не прокурор15 .

Клинтон весьма сожалел о случившемся в Овальном кабинете Белого дома. Он публично принес извинения. «Это было аморально и глупо», – сказал он, извинился перед женой и дочерью; жена его простила. Она вела себя великодушно, защищала мужа.

Когда дошло до голосования предложения об импичменте президенту, нижняя палата Конгресса осудила неприличное поведение и обман президента, проголосовав за импичмент. Но голосование в сенате США об импичменте 7 января 1999 г. не собрало нужное число голосов (двух третей), не хватало 17-20 голосов. Ряд авторитетных сенаторов были принципиально против импичмента. Они считали, что президент искупил свои грехи достижениями в правлении страной. Президент получил

моральную поддержку видных политических деятелей мира: Томаса Блэра, Жака Ширака, Вацлава Гавела, Н. Манделла и других.

Несмотря на травлю со стороны республиканцев, президент Б. Клинтон сумел во второй срок своего президентства закрепить успех экономической политики демократов: продолжался устойчивый рост экономики нового постиндустриального общества, повышение жизненного уровня населения. Выполнялись социальные программы помощи бедным слоям населения, улучшалась система образования и здравоохранения.

Экономический рост продолжился вплоть до 2001 г. Это был самый длительный период роста экономики США в ХХ в., который был достигнут благодаря правильной антикризисной программе в соответствии с экономическим планом правительства (система ППБ). Было достигнуто подлинное процветание страны. ВВП вырос в 1,5 раза, достигнув рекордного уровня за всю историю страны. За 8 лет было создано 20 млн рабочих мест. Безработица снизилась с 8 до 4-5%. Благодаря налоговой реформе средний класс получал более высокие доходы. Повысилась минимальная заработная плата. Необеспеченные слои населения имели помощь государства в виде пособий по бедности и инвалидности. Богатые семейства США, имевшие огромные льготы при президентах Рейгане и Дж. Буше, стали платить более высокие прогрессивные налоги, пополнявшие казну. Бюджетный дефицит, который в 1992 г. при президенте Буше-старшем был более $250 млрд, был преодолен в 2000 г., страна впервые за много десятилетий имела $200 млрд профицита в государственном бюджете. Президент Клинтон считал это заслугой министра финансов Роберта Рубина, которого он называл наиболее талантливым министром финансов США со времен А. Гамильтона, который считается создателем финансовой системы США в XVIII в.16 .

Это означало триумф экономической политики демократов. Суть политики президент Б. Клинтон охарактеризовал как «шесть «за»: за экономический рост, за охрану окружающей среды, за защиту гражданских прав, за борьбу с преступностью, за развитие бизнеса, за интересы труда»17 .

Внешняя политика

Президент Клинтон проводил более взвешенную, миролюбивую и осторожную внешнюю политику, чем Дж. Буш, по крайней мере по отношению к России. Еще во время дебатов предвыборной кампании президент Буш спросил Клинтона, почему он не служил в армии и не воевал во Вьетнаме. Клинтон ответил, что он ненавидит войну. И избиратели приняли объяснение Клинтона, выбрали его президентом.

Билл Клинтон получил прекрасное высшее образование, в частности, в сфере международных отношений во время учебы в трех университетах.

Он приобрел практические навыки работы как помощник сенатора У. Фулбрайта, который был крупным специалистом по международным отношениям.

Сразу после избрания президентом Клинтон развернул активную дипломатическую деятельность. С большой энергией он совершал поездки по Латинской Америке, в Европу, Россию, Японию, страны Азии и т.д. Президента часто сопровождала за границей Хилари Клинтон, которая умела поддерживать беседу и с английской королевой, и с президентом Б. Ельциным.

Президент Клинтон развернул активность прежде всего в странах Латинской Америки и Канаде. Политика добрососедских отношений проявлялась в больших усилиях по спасению Мексики от угрозы финансового дефолта (прекращения платежей). Мексика получила от МВФ и от банков США $23 млрд в виде кредитов, которые она потом сумела вернуть.

Важным событием 1993 г. была практическая организация НАФТА, которая создала общий рынок с населением почти 400 млн человек, проживающих в США, Канаде и Мексике. Продолжением политики НАФТА было выдвижение Клинтоном концепции о «Пасифик рим», т.е. о сообществе 20 стран Тихоокеанского бассейна, включая Японию, Китай и Россию. Эта идея начала претворяться в жизнь в 1990-х гг., когда было проведено несколько международных совещаний глав правительств для реализации проекта. Клинтон прозорливо смотрел в будущее стран Тихоокеанского бассейна. Он понимал, что в XXI в. многие государства этого региона будут лидировать по темпам экономического роста и по удельному весу в мировой экономике, прежде всего Китай, о чем не раз говорил Клинтон.

Дипломатические отношения с Китаем при Клинтоне улучшались. Понимая важность Китая с его огромным внутренним рынком, с 1,2 млрд населения, Б. Клинтон согласился с 1994 г. распространить на КНР режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле.

При этом он закрывал глаза на нарушение прав человека в КНР. В этом не была его непоследовательность, как утверждали критики, а трезвый выбор политиком-прагматиком альтернативы.

Важное место в дипломатической программе США занимали Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ. Клинтон и его ведущие дипломаты понимали, как важно содействовать переходу России к рыночной экономике и становлению демократических институтов.

Клинтон регулярно совершал поездки в Москву, Киев и другие города Восточной Европы. У него установились хорошие деловые отношения с президентом России Б. Ельциным, с которым он регулярно встречался (не менее 10 раз только за первые 4 года президентства). Клинтон считал Ельцина надежным партнером, который решительно проводил курс на рыночные реформы18 .

Большую роль играла также межправительственная комиссия США и Российской Федерации, работавшая под руководством вице-президента А. Гора и российского премьер-министра В. Черномырдина. Она осуществляла сотрудничество в сфере сокращения ядерных вооружений и мирного освоения космоса.

Эффективно выполнялась межгосударственная программа стажировки представителей российского малого бизнеса на территории США, подписанная президентами США и России.

По свидетельству очевидцев и участников этой программы, только в Северной Калифорнии, в Сан-Франциско, побывало 17 групп российских деловых людей в компаниях малого бизнеса в течение второй половины 1990-х гг. А такие программы осуществлялись во всех штатах США, что имело значение для становления и развития малого бизнеса в России.

Правительство США помогало России финансовыми средствами. В 1994 г. Россия получила от США $2,5 млрд в виде помощи. А за 10 лет Международный валютный фонд предоставил России кредиты на сумму $23 млрд.

Конечно, у России и США были дипломатические расхождения и конфликты, особенно по поводу политики США в Сербии и Боснии.

Об этом говорили Б. Клинтону и президент России Ельцин, и премьер-министр Е. Примаков. Суть расхождений состояла в том, что после распада Югославии в Косове и Сербии начались беспорядки, насилие и этнические чистки. В Боснии сербы проводили этнические чистки албанцев-мусульман. В начале 1990-х гг. в Боснии насчитывалось 250 тыс. убитых и 2,5 млн беженцев.

Албанцы-мусульмане, естественно, отвечали на насилие насилием. Кристофер бил в набат по поводу начавшегося регионального военного конфликта на Балканах. США добились решения ООН об использовании войск НАТО для наведения порядка в Боснии и Сербии. В результате авиация НАТО бомбила Сербию в 1995 и 1996 гг. Россияне в большинстве своем были недовольны бомбежками Сербии и морской блокадой этой страны. Они требовали от США и НАТО невмешательства во внутренние дела Сербии и Боснии.

Администрация президента Клинтона столкнулась с другими региональными кризисами. Так, в 1993 г. пришлось послать морскую пехоту США на Гаити, чтобы восстановить там порядок (хотя надежд на демократию правительство Аристида не давало).

Много неприятностей доставлял США диктатор Ирака Саддам Хусейн, который часто нарушал режим ограничений, установленный ООН для Ирака после войны 1991 г. Он мешал работе инспекторов ООН по контролю за производством и хранением оружия массового поражения (позже оказалось, что такого оружия в Ираке нет).

Ближний Восток оставался главным очагом международной напряженности и локальных военных конфликтов. Много усилий и времени затратил Клинтон для урегулирования конфликтов между Израилем и Палестинской автономией. В 1993-1995 гг. Клинтон несколько раз принимал в Белом доме премьер-министра Израиля И. Рабина и лидера Палестины Я. Арафата, призывая их к примирению сторон. Но все было тщетно. В своих мемуарах Клинтон писал, что террористы убивают не только людей, но и саму надежду на мир в этом регионе19 . На все доводы дипломатов Израиля Арафат отвечал «нет!».

В переговорах о прекращении производства атомного оружия с Северной Кореей дипломатам США тогда повезло. Посланный в Северную Корею экс-президент Джимми Картер в октябре 1994 г. добился соглашения о замораживании производства атомного оружия в Северной Корее в обмен на серьезную финансовую помощь и большую партию продовольствия.

Клинтон понимал, что без установления нового международного порядка по линии ООН невозможно разрешить назревшие глобальные проблемы. Он был хорошо знаком с глобальными проектами будущего, в которых предлагались различные методы решения этих проблем (в частности, он поддерживал идеи группы экспертов ООН во главе с акад. В. Леонтьевым, которые были изложены в докладе «Будущее мировой экономики»). Много внимания Администрация Клинтона уделяла регулированию внешней торговли.

Внешнеторговая стратегия

Билл Клинтон исходил из того, что внешняя торговля является двигателем экономического развития страны. По мнению министра торговли, стратегия внешней торговли в конце 1990-х гг. в основном состояла в следующем20 :

правительство должно проводить политику долгосрочного перспективного планирования внешней торговли, которое охватывает государственные и частные компании, включая малый бизнес. Эти компании получили в 1998 г. государственные контракты на сумму $9,8 млрд для реализации государственных проектов развития;

комитет по внешней торговле Конгресса США рекомендовал применить испытанные методы повышения эффективности и конкурентной способности американских фирм, работающих за рубежом. Были удачно использованы финансовые механизмы. Расширялись кредиты Экспортноимпортного банка США. МВФ выделял крупные кредиты и транши для стран с растущей рыночной экономикой;

рабочая группа комитета Конгресса подготовила специальную программу технической помощи странам Азии и Восточной Европы. На эти задачи выделялись средства из федерального бюджета США и из бюджетов штатов.

В целом по плану стратегического развития внешней торговли правительство стремилось сохранить лидерство США в системе международной торговли, специализируясь особенно на наукоемких и техноемких товарах, но не забывая о сравнительных преимуществах США во внешней торговле по многим капиталоемким и ресурсоемким товарам. В 1990-е гг. США продолжали лидировать по экспорту компьютеров, аппаратуры для офисов, научных приборов и инструментов, самолетов, средств автоматизации, биотехнологии и других наукоемких товаров. Так, экспорт компьютеров превышал их ввоз в 10 раз, самолетов – в 8 раз. Вывозилось более половины (мирового экспорта) станков с программным обеспечением. По экспорту автомобилей США уступали Японии и Германии, так как ввозили больше легковых автомобилей, чем вывозили. США стали утрачивать сравнительные преимущества по экспорту кукурузы, пшеницы, хлопка, по которым они раньше лидировали. Журналисты писали, что «король-хлопок» переехал в Китай и другие страны ЮгоВосточной Азии.

Однако Администрация Клинтона не сумела остановить бегство капитала из США, которое началось еще при Рейгане и Буше. Суть его состояла в том, что большой бизнес, несмотря на все привилегии при этих президентах, переводил свое производство (стали, автомобилей, химических товаров и пр.) за границу. США встали на путь деиндустриализации

в связи с переходом к постиндустриальному обществу, что наносило вред престижу и экономике США, вызывало массовую безработицу, особенно

в старых промышленных центрах северо-востока страны. Без новой промышленной революции эту проблему было трудно разрешить, как считают сторонники новой промышленной революции (см. журнал «Экономист», май, 2012).

Правительство Б. Клинтона сознавало, что трудной проблемой во внешней торговле оставался дефицит торгового баланса, который увеличился со $197 млрд в 1997 г. до 371 в 2000 г.21 . Эксперты возлагали надежды на улучшение экспорта наукоемких товаров и услуг путем децентрализации управления экспортными компаниями и повышения уровня квалификации специалистов, работающих в них.

Несмотря на некоторые ошибки и просчеты, президент Уильям Джефферсон Клинтон войдет в историю США как выдающийся деятель XX в., который 8 лет находился у руля в условиях непрерывного подъема экономики. И это было заслугой его Администрации, поскольку она проводила активную политику регулирования экономики.

Примечания

1 Morris R . Partners in Power. The Clintons and Their America. N.Y., 1996. Pp. 84, 85.2 Clinton Bill . My Life. N.Y., 2004. Pp. 40, 81, 180.

В условиях экономического спада на выборах 1992 г. Белый дом перешёл в руки демократа Уильяма Билла Клинтона .

США при Клинтоне достигли верха своего благополучия, спо-койствия и процветания. Вторая половина 1990-х гг. ознаменова-лась небывалым и весьма продолжительным экономическим подъё-мом. Рождённая передовыми технологиями «новая экономика» США продемонстрировала высочайшие темпы роста производст-ва, что привело к росту заработной платы и сокраще-нию безработицы. Президент Клинтон использовал многочисленные возможности, которые давал рост экономики, для того, чтобы осуществлять разнооб-разные социальные программы. Фактически при нём была сформирована прочная «страховочная сеть», за-щищавшая американцев в случае потери работы, тру-доспособности или кормильца. Однако не все гражда-не США смогли ею воспользоваться.

Заметного успеха в 1990-е гг. достигла борьба с пре-ступностью и коррупцией. Правительство США значи-тельно усилило поддержку науки. В результате США за-воевали бесспорное лидерство в мире по развитию ин-формационных технологий и биотехнологии.

Однако столь внушительный рост экономики создавал искусст-венный «перегрев», который на практике мог обернуться масштаб-ным кризисом. Материал с сайта

Внешняя политика Билла Клинтона

В 1994 г. американская разведка выяснила, что Северная Корея ак-тивно готовится к созданию ядерной бомбы. Прямое давление на корейцев не помогло, назревал вооружённый конфликт. Ситуацию удалось разрядить при участии посредника — бывшего президента США Картера. Он добился соглашения о решении подобных вопро-сов мирным путём.

В 1998 г. американские самолёты бомбили Ирак, после того как руководство этой ближневосточной страны заявило о нежелании сотрудничать с экспертами ООН.

В 1999 г. американ-ские самолёты участвовали в бомбардировках территории Югосла-вии во время так называемого Косовского кризиса.

Период 90-х годов, на которые приходится пребывание у власти Билла Клинтона (1993-2000), являлся очередным этапом перестройки существующей мировой системы экономического и политического взаимодействия государств-участников мирового сообщества. Значительные изменения, во многом затронувшие позиции Соединенных Штатов, произошли как внутри самого государства, так и на мировой арене. В результате окончания «холодной войны», раскола СССР и революций в странах бывшего социалистического блока ускорились интеграционные процессы в определенных географических зонах, издавна по ряду причин экономического и политического характера тяготевших друг к другу.

Таким образом, в 90-х годах XX в. Соединенные Штаты Америки столкнулись с серьезной ситуацией, которая потребует, с одной стороны, всех их усилий для того, чтобы сохранить свое лидирующее положение на мировой арене и приспособиться к изменениям, а с другой - подстроить свою экономическую базу в соответствии с новыми требованиями. Именно эти задачи перед администрацией Клинтона, сам факт пребывания которого у власти отражает ряд существенных изменений, произошедших внутри американского государства и правящей элиты.

Хотя Б. Клинтон пришел к власти как «внутриполитический президент», так как в ходе предвыборной кампании он основное внимание уделил социально-экономическим вопросам, очень скоро вопросы безопасности заняли ведущее место в политике США. Это объяснялось, прежде всего, тем, что формирование новых подходов в сфере безопасности было важнейшим в обеспечении условий для реализации внешнеполитических планов США, имеющих глобальный мирорегулирующий характер. В Стратегии вовлеченности и расширения, представленной администрацией Клинтона, расширение и укрепление НАТО, использование вооруженных сил НАТО и США в урегулировании конфликтов, модернизация вооружений, изменение договорной базы в сфере безопасности получили приоритетное значение.

Деятельность администрации Клинтона в разработке глобальной стратегии и стратегии национальной безопасности и в решении отдельных, наиболее значительных с точки зрения перспектив мирового развития, проблем безопасности может рассматриваться как очень важная, определяющая политику последующих администраций, поэтому ее анализ и обобщение представляются важными и актуальными с научной и практической точек зрения.

1. Политическая карьера Билла Клинтона

42-й президент США Билл Клинтон (Bill Clinton), или Уильям Джефферсон Клинтон, родился в небольшом городке Хоп (шт. Арканзас) 19 августа 1946 г. Получил степень бакалавра в 1968 г., затем продолжил обучение в Оксфордском университете в Англии. В 1973 г. получил степень доктора права в Йельском университете и возвратился в Арканзас, чтобы заняться политической деятельностью.

В 1974 г. Клинтон баллотировался в Конгресс США и стал восходящей звездой демократов Арканзаса, чуть не победив переизбиравшегося кандидата республиканцев. В 1976 г. был избран генеральным прокурором штата, а в 1978 г. – губернатором. Привлек к себе внимание образовательной программой, предусматривавшей повышение налогов и введение квалификационных тестов для учителей. Активно содействовал решению проблем трудоустройства и реализации мер по охране здоровья детей. Занимал пост председателя национальной ассоциации губернаторов в 1986 и 1987 гг. Вошел в совет демократического руководства – группу умеренных демократов, стремившихся к уменьшению влияния в партии представителей профсоюзов, расовых меньшинств и антимилитаристов. В 1990 и 1991 гг. был председателем этого совета. Поддерживал связи с либералами, продвигая программу реформ системы социального обеспечения – любимого детища умеренных демократов.

В октябре 1991 г. Клинтон вступил в борьбу за президентский пост. Он выступал за снижение налогов и военных расходов, реформы здравоохранения и образования. Обещал осуществить программу, которая гарантировала бы каждому американцу получение образования на уровне колледжа и позволила бы студентам погашать субсидии на обучение, выполняя низкооплачиваемые общественные работы. Выступал с резкой критикой республиканцев за использование расовых проблем для раскола нации. В ходе избирательной кампании Клинтон неизменно подчеркивал тему перемен и надежды. Отмечая своевременность смены поколений в руководстве страны, настаивал на необходимости перемен для оживления экономики. 3 ноября 1992 проголосовало более 100 млн. человек – 55% всех избирателей. Клинтон получил 43% голосов, Буш – 37%, а Р. Перо – 19%. 20 января 1993 г. в США проходит инаугурация Уильяма Джефферсона Клинтона в качестве 42-го президента страны.

2. Внутренняя политика

Придя в Белый Дом под лозунгом «наведения порядка в доме» (put the house back on track) и «восстановления американской мечты» (restore the American dream), Клинтон вызвал в американском обществе беспрецедентный всплеск надежд и ожиданий давно назревших изменений.

Основные параметры политики своей администрации были разработаны Клинтоном совместно с Гором и представлены в их программе, получившей название «В первую очередь - народ. Как мы все вместе сможем изменить Америку». Этот программный документ включал в себя тщательно разработанный свод основных приоритетов внутренней и внешней политики американского государства с четко выраженной позицией демократического кандидата по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, базирующейся на его собственных оценках и предлагаемых мерах по улучшению состояния государства.

Суть нового решения заключалась в уделении основного внимания правительства нуждам населения, т.е. вопросам социальной политики. В своей программе Клинтон предлагал вложить в различные социальные программы более чем 50 млрд дол. в год на протяжении последующих 4-х лет с одновременным уменьшением бюджетного дефицита вдвое. Инвестиции подобного масштаба позволят создать более миллиона новых высокооплачиваемых рабочих мест и тем самым помогут американскому государству должным образом конкурировать с другими странами и сохранить свой статус лидера на мировой арене. В целом стратегия демократов состояла из следующих основных моментов: 1) внутриэкономическая перестройка американского государства, заключающаяся главным образом в конверсии экономики, т.е. в перенесении акцентов с оборонной отрасли в сферу мирного производства; 2) перестройка структуры налогообложения с тем, чтобы создать систему справедливого распределения налогов на все слои населения; 3) улучшение системы среднего и высшего образования, предоставление государственных займов для желающих продолжить свое образование в колледже, разработка программ для профессионального переобучения рабочих; 4) радикальная перестройка системы государственного здравоохранения, заключающаяся главным образом в постепенном создании всеобщей возможности получать минимальное медицинское обслуживание; 5) реформа федерального правительства, состоящая в сокращении 100 тыс. рабочих мест, что позволит уменьшить расходы на содержание федерального правительства, ограничить влияние силовых групп на правительственные решения и пересмотреть практику финансирования избирательных кампаний.

По мнению Клинтона, единственный способ, с помощью которого американское государство сможет не только быть действительно конкурентоспособным на мировом рынке в современных условиях, но и сохранить свои лидирующие позиции в XXI в., - это создать лучшую в мире систему образования и обучения населения.

В течение первых месяцев своего президентства Клинтон занимался вопросами здравоохранения и ратификации североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА). Он назначил свою супругу главой специальной комиссии по разработке реформ в системе здравоохранения. В ноябре обе палаты Конгресса ратифицировали НАФТА, причем большинство демократов голосовало против, а большинство республиканцев – за принятие соглашения. План реформирования системы здравоохранения был подвергнут критике многими членами Конгресса как слишком радикальный. Индустрия страхования здоровья предприняла против него серьезные лоббистские меры. В начале 1994 члены Конгресса представили другие предложения, и в конечном итоге Клинтон согласился с умеренным планом демократических лидеров Конгресса. Однако республиканская обструкция в Сенате помешала проведению голосования по реформе системы здравоохранения в 1994.

Согласно некоторым рекомендациям, сделанным в самом начале 80-х годов активными сторонниками теории индустриального пути развития и изложенным в работе «Взгляд в 1990-е: американская стратегия и мировая экономика» Д. Бертона Мл., В. Готбаума и Ф. Рохатина, Соединенные Штаты Америки должны в первую очередь рассматривать технологические изменения как основной национальный приоритет. Между правительством и промышленными кругами должен вестись продолжительный диалог, позволяющий последним открыто обсуждать свои технологические потребности, что должно способствовать более скорому и скоординированному ответу на возникающие проблемы. Что касается вопроса о человеческих ресурсах, то в книге был предложен ряд изменений относительно взаимоотношений бизнеса и профсоюзов, здравоохранения, образования, обучения и переобучения рабочих. Рассмотрение шагов администрации Клинтона - Гора показывает, что они восприняли многие предложения, выдвинутые в книге «Взгляд в 1990-е», и воздвигли их в ранг национальных целей и приоритетов.

Успехи во внутренней политике – стабильный экономический рост при сравнительно высоком уровне занятости - сыграли решающую роль в переизбрании президента Клинтона на второй срок. На выборах 1996 г. Клинтон получил 379 голосов выборщиков против 159, отданных сенатору Р. Доулу, и стал первым со времен Рузвельта президентом-демократом, избранным на второй срок. Однако Клинтона поддержали лишь 49% голосовавших избирателей, а республиканцы удержали большинство в обеих палатах Конгресса.

После переизбрания основной проблемой администрации Клинтона стало достижение сбалансированного бюджета при одновременной реализации обещанных избирателям социальных программ. В июле 1997 удалось согласовать с республиканским большинством в Конгрессе ориентацию законодательства на достижение сбалансированного бюджета к 2002. Пойдя на уступки республиканцам в налоговой политике и программе медицинского страхования «Медикэр», президент добился одобрения Конгрессом мер по расширению медицинской помощи детям и инвалидам и выделению субсидий студентам колледжей.

Основная заслуга администрации Клинтона, как отмечает И.В. Скрынник , состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум , существующий в рамках или границах окружающего его сообщества. Подобный подход означал также и переосмысление роли правительства, которое должно фокусировать свое внимание на тех аспектах экономики и рынка, которые не в состоянии обеспечить индивидууму соответствующего уровня жизни и развития. В результате новой экономической и социальной философии правительства показатели экономического развития продолжали укрепляться и превзошли все ожидаемые результаты.

Заложенная в 5-летнем плане и принятая в 1993 г. программа экономических преобразований и действий правительства на протяжении всего периода пребывания Клинтона у власти давала свои результаты. Уровень дефицита бюджета в 1992 г., ожидаемый приблизительно в 357 млрд дол. или более того, на самом деле составил всего 10 млрд дол. Клинтону удалось уже в 1998, за три года до намеченного срока, представить на утверждение Конгресса полностью сбалансированный бюджет. Было создано более 14 млн новых рабочих мест, уровень безработицы стал самым низким за последние 24 года, а инфляции - за последние 30 лет. Американский бюджет на 1999 г. стал первым за последние 30 лет сбалансированным бюджетом.

Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. При этом ведущую роль играют расходы федерального правительства на «человеческие ресурсы» - социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то к 2000-му году - две трети бюджета, или почти 14% ВВП, а с учетом расходов штатов и местных властей - более 21% ВВП. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство социальных расходов имеет «защищенный», обязательный характер. Система социального обеспечения образовала прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца.

В 2000 г. свыше 80 млн. американских граждан - треть населения страны - регулярно получали пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышал 1 трлн. долларов. Это в 30 с лишним раз больше федерального бюджета РФ в то же время.

Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна наконец стала пополняться реальными деньгами. В 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов правительства над расходами - почти на 3% ВВП. У американской экономики - громадный положительный потенциал.

Экспресс-анализ эры Клинтона говорил о том, что за весь послевоенный период, не считая «аномальных» двадцати лет пребывания у руля исполнительной власти демократических администраций Франклина Рузвельта - Гарри Трумэна (1933-1953), это было первое в целом состоявшееся президентство кандидата партии Осла.

3. Внешняя политика

3.1. Глобальная стратегия США

Новые подходы США к решению проблем безопасности формировались в процессе разработки глобальной стратегии на период после распада биполярного порядка. Обсуждавшиеся в ходе внешнеполитических дискуссий концепции были использованы администрацией Клинтона при подготовке официального документа, известного как «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения».

Было решено сделать акцент на четырех направлениях американской политики продвижения демократии и рыночной экономики: 1) укреплять сообщество стран с рыночной экономикой; 2) поощрять и укреплять новые демократии и общества с рыночной экономикой там, где для этого есть возможности; 3) бороться с агрессией и способствовать либерализации недемократических стран; 4) оказывать поддержку развитию демократии и рыночной экономики в регионах, вызывающих наибольшую тревогу. В июле 1994 г., по настоянию президента Клинтона, концепция была оформлена в новый документ СНБ «Стратегия национальной безопасности вовлеченности и расширения» (National Security Strategy of Engagement and Enlargement). Основным положением документа было утверждение о том, что граница между внутренней и внешней политикой стирается, укрепление национальной экономики необходимо для поддержания военной мощи, проведения внешней политики и поддержания мирового влияния США, активная международная деятельность обеспечивает расширение торговли и новые рабочие места для американцев.

Победа на президентских выборах 1996 г. была расценена администрацией Клинтона как национальное признание выдвинутой ею внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов не только на конец XX века, но и на грядущее столетие. В мае 1997 г. Белый дом представил еще один важный доклад - Стратегия национальной безопасности в новом столетии (National Security Strategy for a New Century), в котором были изложены основы политики администрации Клинтона на второй срок правления, представлена стратегия на будущее. В докладе были выделены следующие основные положения стратегии: 1. США - нация с глобальными интересами; 2. Задача руководства страны - поддерживать превосходство во всех сферах- дипломатической, технологической, индустриальной и военной для защиты интересов США; 3. Для выполнения этой задачи США могут действовать как совместно с другими странами, так и в одиночку, когда это необходимо; 4. Соединенные Штаты являются единственной страной, способной осуществлять мировое лидерство при разрешении международных проблем.

Администрация Клинтона выдвинула внешнеполитическую программу, целью которой было закрепить благоприятный для США расклад сил в мире и обеспечить возможности для контроля над развитием международной ситуации в соответствии с американскими интересами и планами. Важное место было отведено идеологическому компоненту - распространению американских ценностей и преобразованию международного сообщества в соответствии с американской моделью демократии и экономической системы.

В ходе формирования глобальной стратегии США были поставлены вопросы создания нового мирового порядка, в котором США должны сохранить статус основного системообразующего центра и в котором будут максимально нейтрализованы угрозы его безопасности и позиции гегемона. Именно поэтому важнейшими действиями США стали расширение НАТО и представление этой организации, где они занимали позицию неоспоримого лидера и хотели ее сохранить, в качестве основной коллективной регулирующей силы в формирующемся порядке; закрепление силовой модели урегулирования конфликтов опять же при американском лидерстве; отход от существовавших договоров в сфере безопасности, которые отражали положение, существовавшее в годы холодной войны (СНВ, ПРО).

В результате деятельности администрации Клинтона и политологов, работавших на нее, получила закрепление концепция создания евро-американского сообщества, действующего на основе модели «кооперационной безопасности». Такой подход предполагает сохранение американского лидерства и не исключает определенной автономности мирового лидера.

Действия США по урегулированию конфликтов (бывшая Югославия) свидетельствуют о том, что военно-силовая модель получила закрепление в теории и на практике. В концепциях, аргументирующих действия США, основными были положения об отмирании национального суверенитета, о подчиненности национальных интересов общедемократическим ценностям и интересам «демократической части мирового сообщества», в котором США являются неоспоримым лидером (гегемоном). Объявив «мир» (как состояние без войны и/или конфликтов) неделимой категорией, США взяли на себя миссию по дальнейшему расширению демократии в мире.

На практике военно-силовой подход основывается на использовании двойных стандартов (США и их союзники поддерживают одну из сторон в конфликте); на игнорировании ООН и существующих международных норм (невмешательство во внутренние дела государств); не исключается возможность одностороннего принятия решений Соединенными Штатами; используются новые виды вооружений, в том числе опасные для населения и запрещенные международными нормами; военные операции не имеют четко проработанных программ по послевоенному урегулированию ситуации (создание демократических институтов) в странах - объектах воздействия.

Как заметил В. Колосов, ссылаясь на газету Economist (1999. 24 April. Р. 50), к концу XX в. в демократических странах законность силовой акции определялась общественным мнением. Именно оно, а не нормы международного права выступали в роли высшего арбитра. Так, американские и другие западные лидеры прекрасно отдавали себе отчет, какую реакцию вызовут не сходившие с телеэкранов картины массового исхода албанских беженцев из Косово (1999). Цель была достигнута. Если в начале 1990-х большинство американцев выступало против превращения единственной сверхдержавы в мирового полицейского, то, напротив, весной 1999 года общественное мнение поддержало вмешательство НАТО в косовский кризис .

Демонтаж существовавшей системы международной безопасности существенно затрагивал интересы России, так как, во-первых, она, как правопреемница СССР, была одним из устроителей и основных регуляторов системы безопасности биполярной эпохи, а во-вторых, у нее сохранялось свое видение нового мирового порядка, а также того, какой должна быть система безопасности в XXI веке.

Во время правления администрации Клинтона в американском политико-академическом сообществе проходили острые дискуссии о том, как урегулировать проблемы с Россией (расширение НАТО, кризис в Югославии, Договоры СНВ-2 и ПРО, судьба ООН), как рассматривать ее роль в международной системе безопасности. В результате - отход США от двусторонних договоренностей сопровождался интенсивными диалогом лидеров двух держав, в ходе которого президенты России и США объявили государства партнерами в решении международных проблем и подписали ряд документов, которые по формату и содержанию отличаются от двусторонних договоров эпохи биполярности. Статус этих договоров существенно ниже, их значимость для международной безопасности не так высока, а роль России выглядит менее важной. Они не сняли проблем в отношениях России и США, сохраняются разногласия и в США, и в мире относительно правомерности и правильности американской политики.

3.2. Расширение НАТО на Восток

Прекращение существования Организации Варшавского договора в июне 1991 г. сняло вопрос о роспуске НАТО – к добровольному отказу от полученного преимущества США и их союзники не были расположены. Расширение состава Североатлантического альянса помимо количественной имело важную стратегическую значимость, и с самого начала рассматривалось в трех ракурсах: 1) расширение миссии; 2) расширение зоны ответственности; 3) расширение состава. Российская дипломатия фактически

В ноябре 1993 г, в Риме государственный секретарь У. Кристофер в выступлении на пленарном заседании СБСЕ, провозглашая программу «Партнерство во имя мира» сказал: «В то же самое время мы предлагаем открыть двери для постепенного расширения числа членов НАТО» . Администрация Клинтона начала претворять в жизнь планы расширения НАТО, которые поначалу казались трудноосуществимыми. В кампании по разъяснению позиции администрации Клинтона по НАТО большая роль принадлежала внешнеполитическим экспертам – эмигрантам из Восточной и Центральной Европы. «В этом регионе, – пишет научный сотрудник ИСКРАН П. Е. Смирнов, – блок НАТО, хотя формально больше и не противник России, но так и не переставший восприниматься ею как угроза, мог взять под свое крыло как минимум еще 50 млн. человек и вплотную подойти к рубежам, которые всегда были для России наиболее уязвимыми» .

10 января 1994 г. Б. Клинтон, выступая на саммите НАТО в Брюсселе, заявил, что «если демократия на востоке потерпит поражение, насилие и нестабильность с востока могут быть опасны для Америки и других демократических государств». Он официально объявил о программе «Партнерство ко имя мира» (ПВМ), которая должна была способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатлантическим союзом и его партнерами во имя мира. На пресс-конференции он подтвердил, что Польша, Чехия, Венгрия и Словакия могут стать первыми кандидатами для приема в НАТО, а также что ПВМ открывает для бывших членов ОВД и других европейских стран, не входящих в Североатлантический альянс, возможность военного сотрудничества с НАТО.

Было заявлено, что после распада СССР в мире не осталось военной державы, способной удержать США от решительных действий по регулированию мирового порядка. Расширение НАТО характеризовалось не только и не столько как расширение военного блока и угроза России и другим государствам, которые не войдут в него, а как действия по расширению границ либерального демократического порядка, построенного и поддерживаемого в течение 40 лет Соединенными Штатами. Авторы политической концепции будущей НАТО заявляли, что поскольку НАТО была создана в основном американскими усилиями, США вправе возглавить процесс по ее закреплению, опираясь на нее как на ведущую международную структуру.

К началу второго срока правления администрации Клинтона вопрос о расширении НАТО был решен окончательно. Позиция России не учитывалась, хотя она была вовлечена в широкий диалог с США относительно форм взаимодействия и оформления отношений НАТО–Россия. Самым важным для США было то, что им удалось нейтрализовать оппонентов внутри страны, договориться с Россией, осуществить радикальное изменение стратегии НАТО, приведя ее в соответствие с глобальной стратегией США.

Вторая половина 90-х годов XX века проходила под знаком конкретных шагов в плане расширения НАТО на восток. В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша, Чехия. В 2000 г. отдельные политологи поставили вопрос о целесообразности дальнейшего расширения альянса с возможным присоединением к нему стран Балтии. Так, в докладе Института Кейто указывалось, что действия США привели к кардинальному изменению доктрины НАТО, существа этого блока. Отмечалось, что НАТО начала выполнять задачи за пределами сферы своего действия, не оговоренные Вашингтонским договором 1949 г. (бывшая Югославия).

Эксперты Института Кейто рекомендовали Конгрессу США принять резолюцию, запрещающую использование вооруженных сил США для выполнения задач, выходящих за рамки обеспечения обороны стран – членов НАТО. Конгрессу предлагалось остановить дальнейшее расширение блока после принятия в 1999 г. трех восточноевропейских стран. Однако подобные рекомендации не принимались во внимание администрацией Клинтона. К 2000 г. даже те либеральные эксперты, которые выступали против расширения альянса, заявили, что США не могут отступиться от своих обещаний и приостановить процесс расширения.

3.3. Общая оценка внешней политики Клинтона

Добившись достижения решения о принятии некоторых стран Восточной Европы в НАТО, Клинтон, казалось бы, одержал победу в сфере международных отношений. Тем не менее, из всего наследия Клинтона, как отмечает В. Ошеров, самой неудачной сферой явилась именно внешняя политика. Внешнеполитические успехи Клинтона, раздувавшиеся американскими СМИ, оказались очередной иллюзией. Конфликт между Израилем и арабским миром только усугубился, мир в Северной Ирландии так по-настоящему и не восстановлен, Африка остается зоной непрекращающегося кровопролития. Иллюзией обернулась сама идея о том, что конфликты возможно решить путем кулуарных сделок, от которых «всем будет хорошо». На самом деле в любой ситуации будут выигравшие и проигравшие, и для того, чтобы уладить многолетние, а то и многовековые конфликты, нужен не расчет на материальные выгоды, а прежде всего решимость враждующих сторон во имя мира по-настоящему жертвовать, смиряться, прощать. И силовые методы тут тоже не помогают.

Вообще при Клинтоне отношения Америки с окружающим миром, в частности с Европой, заметно осложнились. Они никогда не были простыми, во многом двусмысленными, но наличие общего врага - СССР - приглушало противоречия. Сейчас этот фактор улетучился. Зато претензии на гегемонию, никогда не нравившиеся никому, стали вызывать открытое осуждение, особенно из-за некомпетентности людей, определявших внешнюю политику США в клинтоновский период. Европейцы всегда с благодарностью принимали американскую защиту и помощь, но когда защищаться стало не от кого, а высокомерное желание учить других осталось прежним, положение заметно изменилось. Было много признаков растущей оппозиции.

4. Анализ модели политики Клинтона

Американские политологи Галперин и Харрис в свете подготовки к президентским выборам 2008 г. провели исследование, названное ими «Пути к Победе», в котором проанализировали различные модели политики и, в частности, модель политики Клинтона. Эта модель, по мнению авторов, возникла в процессе поисков ответов на два ключевых вопроса. Первый: почему американцы сейчас так взвинчены и разобщены? И второй: как должны вести себя в такой ситуации политические лидеры?

Политика Клинтона - это последовательный центризм. В ее основе лежит убежденность, что большинство жителей США куда меньше интересуются идеологическими спорами, нежели практическим разрешением основных проблем, стоящих перед страной. Отсюда следует, что избиратели в целом предпочитают спокойную и умеренную политику, ориентированную на достижение разумных компромиссов. Проведению такой политики препятствуют не настроения львиной доли электората, а циничные маневры всякого рода лоббистов и групп давления, которые сознательно и преднамеренно изобретают и подхлестывают идеологические и политические конфликты, чтобы с их помощью манипулировать общественным мнением.

Эти установки влекут за собой и выбор вполне определенной политической линии. Основная цель Политики Клинтона состояла не в акцентировании разногласий, а в их смягчении и затушевке с последующим наведением мостов между конфликтующими сторонами. Практическим путем к ее достижению стала тактика триангуляции (triangulation) Это название придумал политический советник Клинтона - Дик Моррис. Она акцентирует необходимость разрешения конфликтов с помощью конструирования третьей позиции, лежащей не между позициями противников, а как бы над ними. По мнению Морриса, которое разделял и Клинтон, триангуляция лучше всего позволяет находить решения, более или менее приемлемые для обеих сторон и не создающие ни у той, ни у другой стороны унизительного чувства поражения.

Успешное применение тактики триангуляции требует заметной поддержки со стороны электората. Поэтому не приходится удивляться, что Клинтон всегда придавал огромное значение результатам опросов общественного мнения. Он считал 50-процентное одобрение тревожным симптомом, требующим срочной коррекции политического курса. Клинтон стремился, чтобы его действия одобряли не менее 65% респондентов, ибо полагал, что в этом случае никто не осмелится бросить ему вызов. В то же время Клинтон никогда не стремился к одностороннему усилению президентской власти за счет власти законодательной и судебной - также вполне в духе своей политической философии.

Противники Билла Клинтона, в том числе Джордж Буш и Карл Роув, нередко утверждали, что тактика триангуляции влечет за собой чрезмерно умеренную и осторожную, даже мелкотравчатую политику, которая не позволяет главе администрации использовать все ресурсы президентской власти. Авторы «Пути к Победе» указывают, что эта критика по большей части несправедлива. Клинтон не планировал свои действия на основе опросов, в чем его нередко обвиняли, а использовал их результаты для выбора оптимальных (в том числе, и наименее конфликтных) способов достижения своих собственных целей. Особую пользу он извлекал из этих результатов в тех случаях, когда ему надо было предпринимать непопулярные шаги или действовать на фоне сильных разногласий. Например, Клинтон пошел навстречу консерваторам в их желании радикально изменить сложившуюся еще в 1930-е годы систему финансовой помощи безработным и сбалансировать федеральный бюджет, но настоял на своем праве осуществлять эти цели такими средствами, которые были в целом приемлемы для его собственной партии. Он расширил доступ к высшему образованию, чего давно добивались либералы, однако в качестве инструмента выбрал такой вполне законный, с консервативной точки зрения, механизм, как налоговые кредиты. Следовательно, клинтоновская политика триангуляции во многих случаях работала вполне эффективно.

Однако своей главной цели, реального ослабления общественных разногласий, эта политика все же не достигла. Консервативные республиканцы вообще не желали никакого единства с политикой Белого Дома и всячески стремились ослабить позиции его хозяина. Венцом этих усилий, конечно, стала кампания за импичмент президента в связи со скандалом вокруг его связи с Моникой Левински, однако они предпринимались и раньше, причем многократно. К тому же из-за своего стремления к синтезу разумных идей, рожденных на обоих полюсах политического спектра, Клинтон нередко давал оппонентам повод для упреков в бесхребетности и оппортунизме, которые подчас было трудно парировать.

Клинтон действовал на фоне постоянного усиления культуры Freak Show , которая не раз показывала ему свои зубы. Обороняясь, Клинтон стремился подняться над медийным "паноптикумом", не прибегая к его методам. Клинтоновское стремление к популярности в значительной мере было вызвано осознанным желанием сделать себя неуязвимым к ее атакам. Это ему долго удавалось, хотя скандальное дело Моники Левински показало, что эта стратегия имеет свои пределы.

Политика Клинтона была не столь привлекательна для радикальных активистов его партии, однако лучше помогала сохранить влияние Белого Дома на всем протяжении его президентства.

Заключение

Период пребывания у власти Билла Клинтона представляет собой в целом успешный для президента, но весьма противоречивый для страны этап развития Соединенных Штатов Америки.

В области внутренней политики США в результате проведенных реформ испытала несравнимый бум в своем экономическом и социальном развитии. Америка никогда еще не была такой богатой и процветающей, как в годы президентства Клинтона. Снизился уровень безработицы, увеличилось число рабочих мест. Инфляции практически не было. Дефицит бюджета был сведен на нет, и государственная казна стала пополняться реальными деньгами. У американской экономики - громадный положительный потенциал. Основная заслуга администрации Клинтона состояла в том, что ей удалось разработать и воплотить в жизнь новую экономическую философию, в центре которой находятся не движущие и саморегулирующиеся силы рынка или правительство как таковое, а индивидуум, существующий в рамках или границах окружающего его сообщества

В области внешней политики США в годы президентства Клинтона сумели успешно осуществить ряд важных мер, выводящих политику этой страны на мирорегулирующий уровень. Администрации Клинтона удалось: 1) не просто провести расширение НАТО, нейтрализовав противников внутри страны но и закрепить тенденцию к дальнейшему расширению альянса на Восток; 2) совместить стратегию НАТО с глобальными интересами США; 3) закрепить военно-силовую модель урегулирования конфликтов.

Однако политические события наложили неизгладимый отпечаток на деятельность 42-го президента США, которая к 2000 году привела к демонтажу существовавшего режима обеспечения безопасности, усилению конфликтогенности в мире. Политика США создала ряд серьезных проблем и для России в реализации ее внешней политики и в обеспечении национальной безопасности, что не привело к конфронтации или противостоянию между державами, но сохранило определенную напряженность в двусторонних отношениях.

Список литературы

  1. Алексеева А.В. Расширение НАТО на Восток: региональный и глобальный аспекты. - Спб., 2005.
  2. Клинтон, Билл // Энциклопедия «Кругосвет» - http://www.krugosvet.ru/
  3. Кобринская И. Я. Политика США в Центральной и Восточной Европе // США v Канада – экономика, политика, культура. 2000. № 2. С. 55–71.
  4. Колосов В. «Низкая и «высокая» геополитика // Отечественные записки. 2002. № 3 (4).
  5. Мошес А. Л. Военно-политическая переориентация стран Центральной и Восточной Европы и Балтии // Европа: вчера, сегодня, завтра. – М.: Экономика, 2002. С. 674–688.
  6. Ошеров В. В годы Клинтона // Новый мир. 2001. № 5.
  7. Политика Клинтона и Политика Буша // Washington ProFile - http://www.washprofile.org/ru/node/5793
  8. Рогов С.М. Государство и рынок по-американски // Независимая газета. 2000. № 31.
  9. Скрынник И.В. Внутриполитические и социально-экономические приоритеты администрации Билла Клинтона // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические Науки. Мировой политический процесс. 2000, № 1.
  10. Шаклеин В. В. Проблемы международной безопасности и внешняя политика США в 1993–2000 гг. – М., 2004. С. 62.

    Политика Клинтона и Политика Буша // Washington ProFile - http://www.washprofile.org/ru/node/5793.

При рождении Билл получил имя Уильям Джефферсон Блайт-четвертый. Его отец Уильям Джефферсон Блайт-третий погиб в автомобильной катастрофе за три месяца до рождения сына. Мать - Вирджиния Келли - вышла второй раз замуж за продавца машин Роджера Клинтона, и в пятнадцатилетнем возрасте Билл взял фамилию отчима. Среднее образование будущий президент США получил в школе городе Хот-Спрингс (шт. Арканзас). С юных лет он стремился к политической деятельности, в 1962 представлял Арканзас на съезде молодежной организации Американского легиона , где познакомился с президентом Джоном Кеннеди . В 1968 Билл окончил факультет международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне. Во время учебы в Вашингтоне в течение года работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта . В студенческие годы Клинтон принимал активное участие в молодежном движении протеста против войны во Вьетнаме, уклонился от призыва в армию.

Получив специальную стипендию Родса , Клинтон смог продолжить образование в Оксфордском университете в Англии (1968-1970), а затем на юридическом факультете Йельского университета , где защитил степень доктора права. В 1972 в Техасе он участвовал в организации избирательной кампании кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна.

Вернувшись в Арканзас, начал преподавать юриспруденцию в Арканзасском университете, принял активное участие в работе местной организации Демократической партии. В 1974 безуспешно пытался добиться избрания в члены Конгресса США от Арканзаса. В 1975 Клинтон женился на Хиллари Родхем , с которой познакомился во время учебы в Йеле. В 1980 у супругов родилась дочь Челси.

В 1976 был избран генеральным прокурором (атторнеем) Арканзаса (1977-1979), возглавлял группу поддержки Джимми Картера в Арканзасе на президентских выборах (1976). В 1978 Клинтон был избран губернатором штата Арканзас, став самым молодым губернатором страны. Он занимал этот пост в 1979-1981, 1983-1992. Будучи губернатором провел реформу системы образования, содействовал развитию промышленности с помощью предоставления налоговых льгот.

Как политик Клинтон отличался повышенным вниманием к вопросам образования, здравоохранения, потребительских прав, экологии. Пребывание на посту председателя Национальной ассоциации губернаторов США (1986-1987) способствовало его превращению в политика общенационального масштаба. Несмотря на обвинения в многочисленных любовных похождениях, в 1992 он был избран кандидатом на пост президента США от Демократической партии и на президентских выборах в ноябре 1992 сумел нанести поражение республиканцу Джорджу Бушу-старшему и независимому кандидату Россу Перо. Успех на президентских выборах Клинтону удалось повторить в 1996, когда он победил республиканца Боба Доула.

Став президентом, Клинтон выступил с внутриполитической программой инвестирования 700 млрд. долларов на образование, борьбу с безработицей и другие социальные нужды за счет сокращения военных расходов, увеличения налогов. Но в 1994 демократы впервые за сорок лет потеряли большинство в Конгрессе и президенту с большим трудом удавалось согласовать государственный бюджет. Республиканцы требовали значительного сокращения государственных расходов. Клинтон выступил с программой снижения бюджетного дефицита, но возражал против попыток сократить затраты правительства на социальные программы. Разработанные вместе с супругой Хиллари Клинтон предложения президента по реформированию системы здравоохранения были блокированы республиканским большинством Конгресса.

В области внешней политики Клинтон продолжил линию предыдущих президентов на закрепление за США роли мирового арбитра при решении международных конфликтов. В 1993 при содействии США было подписано мирное соглашение между Израилем и Организацией освобождения Палестины, а в 1994 аналогичное соглашение между Израилем и Иорданией. В 1995 при активном участии США были подписаны соглашения по урегулированию боснийского кризиса. Клинтон неоднократно предпринимал попытки наладить диалог противоборствующих сторон в Северной Ирландии, стал посредником в заключении мирного договора между противоборствующими сторонами. Однако посылка американских воинских контингентов в Сомали, на Гаити, позиция США в отношении расширения НАТО на восток подвергались критике как в самих США, так и в мировом сообществе. В годы президентства Клинтона Америка переживала рост экономики, что позволило существенно повысить благосостояние населения. Впервые за три десятилетия бюджет страны выполнялся с профицитом.

Последние годы пребывания Клинтона на посту президента были омрачены скандалом, связанным с интимной связью президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Президент отрицал эту связь в ходе судебного разбирательства, но затем был вынужден признаться во лжи. В 1998 против него был начат процесс импичмента. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию, но был оправдан сенатом (1999). В 2000 Хиллари Клинтон была избрана сенатором США от штата Нью-Йорк. Сам Клинтон в отставке занялся общественной деятельностью, выступает с лекциями в США и за рубежом.

20 января 2001 года 42-й президент США Билл Клинтон оставил пост главы государства. Многим он запомнился по участию в скандале с Моникой Левински, кому-то запомнился человеком, который поспособствовал военному конфликту в Югославии, а у кого-то останется в памяти подъем экономики США времен президентства Клинтона.

"Российская газета" представляет главные факты и итоги работы Уильяма Джефферсона Клинтона на посту президента США.

1. Билл Клинтон выиграл президентские выборы в США 1992 года и стал первым за 12 лет демократом на этом посту. В связи с этим отмечалось, что у демократов нет опыта в формировании команды президента. Какое то время Клинтон намеревался даже сделать главным прокурором США Зою Беард, которая обвинялась в неуплате налогов и находилась под уголовным преследованием. Также в самом начале своего президентства Клинтон неумело взаимодействовал с Конгрессом, который в большинстве своем был представлен Республиканской партией.

2. Первая и одна из самых крупных неудач на посту главы государства - провал реформы здравоохранения, которая входила в перечень предвыборных обещаний Клинтона. Реформа предполагала введение медицинской страховки для всех граждан США, а ее финансирование легло бы на плечи работодателей и производителей в медицинской сфере. Однако все то же отсутствие политического опыта на столь высоком уровне и победа республиканцев на выборах в Конгресс в 1994 году поставили крест на реформе. Тем самым Клинтон уже в начале своего президентства нажил себе недоброжелателей.

3. 42-й президент США занимал свой пост два президентских срока, а это значит, что он запомнился не только своими неудачами. Первый раз он победил на выборах во многом за счет того, что сделал упор на улучшении экономических показателей страны после правления республиканцев. Главным предвыборным лозунгом Клинтона стала фраза "Это экономика, дурачок", тем самым он как будто обращался к президенту Бушу.

Стоит отметить, что во время правления президента Клинтона экономика США росла впечатляющими темпами. Инфляция сократилась, безработица была на достаточно низком уровне, а внешний долг США удалось сократить. Еще один немаловажный факт - во время второго президентского срока Клинтона бюджет страны находился в профиците.

4. Все же Биллу Клинтону не удалось руководить страной без каких-либо скандалов. Один из них - это всем известный скандал Клинтона и Моники Левински, во время которого президент оказался на грани импичмента. Левински работала в Белом доме с 1995 по 1997 год, в это же время между Левински и Клинтоном предположительно были эпизоды сексуальной связи. В 1998 году началось расследование, во время которого большинство в обеих палатах Конгресса склонялось к тому, что Клинтон заслуживает импичмента за лжесвидетельствование на суде, когда он отрицал факты сексуальной связи с Левински. Таким образом, Билл Клинтон стал третьим (после Никсона и Джонсона) президентом США, которому грозил импичмент.

5. Скандал Клинтона и Моники Левински многие связывают с внешнеполитической деятельностью США 90-х годов XX века. Отмечается, что некоторые военные операции начинались в то время, когда начинались судебные разбирательства Клинтона - ответная атака после взрыва посольства США в Кении и Танзании наносится в тот же день, когда Левински выступала в суде; операция "Лиса пустыни" была проведена войсками США и Великобритании в Ираке в то же время, когда в палате представителей проходило слушание по делу об импичменте; в феврале 1999 года во время слушания дела об импичменте уже в сенате США были инициированы переговоры между косовскими албанцами и югославскими властями.

Самым же печальным внешнеполитическим итогом правления Клинтона несомненно стала гражданская война в Югославии, унесшая жизни огромного количества народа и раздробившая эту некогда великую балканскую страну. Армия НАТО и миротворцы ООН в этом конфликте приняли сторону сепаратистов и напрочь отказывались замечать многочисленные факты военных преступлений против сербской части Югославии.