Аналитическая философия. основные направления, представители, понятия, проблемы и идеи

Вадим Руднев

Аналитическаяфилософия - философская традиция, объединяющая различные философскиенаправления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теориюречевых актов). Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано скризисом метафизической философии и развитием идей «второгопозитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Основоположниками аналитическойфилософии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Первый в соавторстве сА. Н. Уайтхедом построил философские основания математической логики ипредложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; второй подвергкритике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным вдохновителеманалитической философии является Людвиг Витгенштейн и его главный труд«Логико-философский трактат».

Дляаналитической философии характерны три главных признака: лингвистическийредукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка;«семантический акцент» - акцентирование внимания на проблемезначения; «методологический уклон» - противопоставление методаанализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ отпостроения системы философии в духе классических философских построений ХIХ в.

Аналитическаяфилософия - это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка,старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенстваязыка, многозначности его слов и выражений, «речи, которая запутываетмысли», по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобыпостроить такой идеальный язык, который в силу своей однозначностиавтоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы»(бытия и сознания, свободы воли и этики). Поэтому аналитическая философия - этопрежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся кформализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов.Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка:Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружоквыдвинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истинность илиложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теорииможет быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложениясвести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольнымвысказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирическойпроверке.

Надосказать, что идея построения идеального логического языка быстро себяисчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательныхнаучно-философских целей, и таким является язык математической логики, норазговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов илиязыковых игр на таком языке невозможно, «как невозможно ходить по идеальногладкому льду», по выражению позднего Витгенштейна.

Переломв аналитической философии произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг.,когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания(он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по1926 г.), вокруг него, читавшего лекции в Тринити-колледже, началсяформироваться круг молодых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашлисвое окончательное воплощение в книге Витгенштейна «Философскиеисследования», над которой он работал до самой смерти.

Лингвистическийповорот в этой замечательной книге был еще более усилен по сравнению с ранним«Логико-философским трактатом», но в остальном развивались идеи,полностью противоположные тем, которые были основой доктрины«Трактата».

В«Трактате» язык понимался чересчур узко. По сути там рассматривалисьтолько предложения в изъявительном наклонении («Дело обстоит так-то итак-то»). Теперь Витгенштейн обращает внимание на то, что основная массапредложений языка несводима к изъявительному наклонению, а стало быть, впринципе не может быть подвергнута верификации. Ибо как можно верифицироватьтакие предложения, как «Иди сюда», «Прочь!», «Какхороши, как свежи были розы!», «Пивка бы сейчас!», «Скольковремени?», то есть восклицания, вопросы, выражения желаний, просьбы,молитвы, приказы, угрозы, клятвы. Именно такие и подобные им высказыванияВитгенштейн называл языковыми играми и считал, что именно они являются формамижизни. В сущности, вся книга посвящена анализу языковых игр. «Язык, - писал Витгенштейн, - похож на большой современный город, где наряду с прямымиулицами, проспектами и площадями есть кривые переулки, полуразвалившиеся дома,а также новые районы, похожие один на другой как две капли воды». Задачафилософа, как теперь понимает ее Витгенштейн, - это попытка помочь человекуразобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице («помочьмухе выбраться из бутылки»).

Развиваявыдвинутое еще в «Трактате» положение о значении слова, имеющем местолишь в контексте предложения, Витгенштейн углубляет это положение в знаменитоймаксиме: «Значение есть употребление». Здесь он разрабатывает теориюзначения, которую называет теорией семейных сходств. Как все родственники имеютмежду собой что-то похожее - одно в одном случае, другое в другом, - при этом,однако, нельзя выявить чего-то одного, единого инвариантного значения, котороеприсутствовало бы у всех членов семьи, - так и значения слов лишь пересекаютсядруг с другом - нет ни абсолютных синонимов, ни омонимов. Например, слово«старик» может означать в одном контексте «очень пожилогочеловека», а в другом контексте это слово может означать и молодогочеловека, например в сленговом обращении друг к другу двух студентов:«Привет, старик!». Слово «вторник» в зависимости отконтекста может означать «17 декабря 1996 г.», а может - - «24декабря того же года». Один из опосредованных учеников Витгенштейна,блестящий современный аналитик Сол Крипке, назвал такие слова нежесткимидесигнаторами": их значения меняются при переходе из одной ситуации вдругую (из одного возможного мира - в другой - см. семантика возможных миров).В противоположность таким словам, например, фамилии и имена-отчества или числане меняют своего значения при переходе из одного возможного мира в другой,поэтому Крипке назвал их жесткими десигнаторами. То есть такие, например,выражения, как «нынешний президент США Билл Клинтон» или «число8» являются жесткими десигнаторами.

В«Философских исследованиях» Витгенштейн остроумно доказал, что языкявляется в принципе социальным явлением, невозможен некий индивидуальный язык,который мог бы понимать только говорящий на нем. Проблема сознания, в частности«чужого сознания» (other mind), вообще очень занимала поздниханалитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл написал по этому поводу целуюкнигу «Понятие сознания» - это была альтернативная аналитическаяфилософия по отношению к господствующей витгенштейновской). Как проникнуть вчужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяяего свидетельству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - притворным.

Идеи«Философских исследований» Витгенштейна были с воодушевлением принятыанглосаксонским философским сообществом. Вся аналитическая философия 50 - 60-хгг. ХХ в. так или иначе оказалась под влиянием этого стимулирующегопроизведения. На его основе оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед заним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение отом, как производить действия при помощи одних слов, например пользуясь такимивыражениями, как «Я приветствую вас!» или «Объявляю заседаниеоткрытым!» (здесь высказывание при определенных условиях совпадает сдействием; слово и дело совпадают). Джон Уиздом разрабатывает теориюлингвистичеекой терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего ислушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись аналитическая философия ипсихоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учениео том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры.Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что еслиШерлок Холмс и не существовал, «то он мог бы существовать при другихобстоятельствах» (формулировка Сола Крипке).

Современнаяаналитическая философия - это огромная «фабрика мысли» с большимколичеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии(Карл Апель) и даже к философскому постмодернизму (Ричард Рорти). Ответить насвой основной вопрос: «Где кончается язык и начинается реальность?» - аналитическая философия, пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа былосделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что этаязыковая игра стоила свеч.

Список литературы

ВитгенштейнЛ. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994.

МурДж. Э. Принципы этики. - М., 1984.

РасселБ. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 1956.

Аналитическаяфилософия: Антология / Под ред. Грязнова А.Ф. - М., 1993.

ГрюновА. Ф. Аналитическая философия // Современная западная философия: Словарь. - М.,1991 />

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/

Аналитическая философия - это течение современной мысли, направленное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. Характерными чертами аналитической философии являются: о однозначность и точность в употреблении понятий; о отрицательное отношение к спекуляциям и широким обобщениям;

о направленность на логическую ясность и строгость рассуждений;

о разработанная система аргументации, доказательств и опровержений;

о предпочтение анализа остальным методам исследования; о широкое использование инструментария логики и лингвистики.

Аналитическая философия доминирует в университетах современных англоязычных и скандинавских стран. Традиционно ее противопоставляют континентальной философии , которая представлена прежде всего в таких странах европейского континента, как Германия и Франция, и направлена на общие рассуждения о социальных, психологических, метафизических проблемах.

Если аналитическая философия критикует континентальную за неопределенность высказываний и бессмысленность идей, то континентальная усматривает в аналитической формализм, оторванный от реальной жизни человека и общества.

Аналитическая философия не является однородным направлением. Это скорее определенный стиль мышления, своеобразный подход к общефилософским проблемам, где важен не столько результат анализа, сколько его процесс, в котором применяются строгие методы, используются обоснованные аргументы и контраргументы, точные доказательства и опровержения.

В аналитической философии выделяют два основных направления - философию логического анализа и лингвистическую философию. Несмотря на определенные различия между ними, в последнее время наблюдается тенденция к их объединению в единую логико-лингвистическую философию.

У истоков находятся идеи немецкого логика и математика Готтюба Фреге (1848-1925). Фреге заложил основы для формирования символической логики, позволившей более точно и строго, чем в традиционной логике, анализировать структуру высказываний. Наиболее показательна в этом отношении его теория смыслов, где Фреге проводит различие между смыслом и значением.

Г. Фреге: Теория смыслов

Любое имя имеет значение, в качестве которого выступает реально существующий предмет. Так, значением имени «Венера» выступает сама планета Венера. Смысл имени - это способ, которым представлен предмет в имени. Например, в сочетаниях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» выражены различные смыслы, но одно значение, поскольку оба этих сочетания употребляются для обозначения планеты Венера. Теория смыслов позволила анализировать характер таких наименований, как «самое удаленное от Земли тело», «нынешний король Франции», «Дон Кихот»: это имена, имеющие смысл, но не имеющие значения. Разведение значения и смысла позволяет избежать серьезных логических ошибок в рассуждениях.

Идеи Фреге дополняет британский философ Бертран Рассел, который развивает точку зрения на высказывания философии и науки, известную как логический атомизм.

Б. Рассел: Логический атомизм

«Логическими атомами» Рассел называл далее неразложимые на составляющие части описания реальных фактов. Для того чтобы проверить истинность высказывания, необходимо: 1) разложить его на «атомарные высказывания»; 2) удостовериться, что каждое такое высказывание соответствует фактам и 3) логически правильно связано с другими высказываниями. Например: истинно или ложно утверждение «Нынешний король Франции лыс»? Так как короля Франции не существует, то высказывание не истинно. Но если оно ложное, мы должны сделать вывод, что король Франции не лыс, а это тоже неправильно. Согласно «логическому атомизму», нужно решать проблему так: разбить это высказывание на «атомарные»: «существует нынешний король Франции»; «существует не более чем один нынешний король Франции» и «если кто-то является нынешним королем Франции, то он лыс». Первое высказывание, несомненно, является ложным.

В своем классическом виде философия логического анализа разработана в ранних трудах австрийского философа Людвига Витгенштейна (1889-1951). В «Логико-философском трактате» (1921) он развивает и дополняет идеи символической логики Фреге и логического атомизма Рассела. Оригинальным вкладом самого Витгенштейна в аналитическую философию стала теория образа.

Ранний Л. Витгенштейн: Теория образа

Язык является образом мира: элементы языка соответствуют элементам действительности, а отношения между этими элементами одинаковы и для языка, и для мира (поскольку как мир, так и язык подчиняются общим законам логики). Совокупность всех истинных атомарных предложений является отображением всех ситуаций в мире, на которые мы можем указать. Если предложение нельзя свести к объектам, которые проверяются на опыте (например, в таком предложении, как «Бог живет в раю»), то оно бессмысленно и его нужно удалить из науки. Задача философии - не метафизические рассуждения, а логическое прояснение мыслей. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», - так завершает Витгенштейн свой «Трактат».

Под влиянием идей Витгенштейна в Вене сформировалось влиятельное движение аналитической философии, известное как «логический позитивизм» , представители которого занимались логическим анализом языка науки. Философия логического анализа углубила и развила многие идеи предшественников и прояснила ряд понятий и терминов науки. Однако попытки построения идеального логического языка науки, который был основной целью «венского кружка», показали свою несостоятельность: искусственный язык был слишком ограничен и беден.

I Людвиг Витгенштейн утверждал, что «весь туман философии конденсируется в капле грамматики».

В 1930-е гг. аналитическая философия переходит от идеи конструирования идеального логического языка к анализу обыденного языка. Это стало ярким проявлением лингвистического поворота в философии - ситуации, когда философские проблемы стали определяться как лежащие в области языка. Аналитики пришли к пониманию, что естественный язык за тысячелетия своего развития сформировал связи, более адекватно отражающие отношения внутри самой реальности, чем те искусственные связи между категориями, которые способен помыслить любой философ.

У истоков лингвистической философии находятся поздние работы Витгенштейна, который пересмотрел свои ранние логические идеи.

Теперь Витгенштейн уже не считает, что правила языка соответствуют строгим правилам логики. Язык скорее подчиняется правилам самой жизни, где есть место не только логике, но и доверию, убеждению, уверенности. Значение - это не соответствие слова объекту, поскольку одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от условий его употребления. Так, «суббота» может обозначать «сегодня», или «вчера», или «завтра», или, например, «2 апреля 2050 года». Поэтому значение есть употребление. Понять другого мы можем только в том случае, если понимаем контекст употребления, те «правила игры», на основании которых он строит свои высказывания. Эти правила задаются обществом, в котором воспитан человек; являются результатом соглашений разных людей о том, что означает то или иное слово; определяются уверенностью в том, что слово употреблено в рамках принятых правил. Витгенштейн доказывает, что одному слову соответствует не какой-то один реальный предмет в мире, а бесконечное множество различных явлений.

Поздний Л. Витгенштейн: Теория семейных сходств Родственники в большой семье имеют какие-то особенности (рост, цвет глаз, черты лица), которые соответствуют особенностям других родственников. Однако мы можем не обнаружить той черты, которая была бы присуща всем членам семьи без исключения. Значения слова связаны между собой на основании похожей системы сходств. Мы можем не найти ничего общего в употреблении одного и того же слова в разных контекстах, однако, рассмотрев различные варианты такого употребления, мы увидим в них «семейные сходства». Так, нельзя найти единого значения для слова «игра», которое могло бы объяснить то общее, что есть в игре в шахматы, игре в карты, игре с мячом, языковой игре или игре бликов солнца на воде. Однако есть определенное «родство» между этими значениями, которое мы способны зафиксировать.

Важным этапом в лингвистической философии стала теория речевых актов английского философа Джона Остина (1911-

1960). Остин выделяет три уровня речевых актов: локутивный акт - говорение; иллокутивный акт - действие посредством слов (обещание, утверждение и т.д.); перлокутивный акт - эффект, оказываемый на собеседника (убеждение, запугивание). При анализе речи следует заранее обозначить эти уровни.

Наиболее известно выделение Остином перформативных высказываний.

Дж. Остин: Перформативные высказывания

Часто говоря, что слово есть поступок, мы понимаем это фигурально. Однако определенные высказывания являются действиями в полном смысле этого слова. Произнося их, мы не просто говорим, а совершаем определенные действия. Например, когда председатель произносит «Я открываю собрание», он тем самым открывает его. Произнося «я обещаю...», человек одновременно и обещает нечто. Говоря «приветствую вас», человек тем самым вас приветствует. Такие высказывания-поступки Остин называет перформативными.

К 1970-м гг. аналитическая философия отходит от фиксации на логике и языке как центральных объектах философии и возвращается к тем проблемам, которые были отвергнуты на ранних этапах как «метафизические и туманные». Так, аналитическая методология используется сейчас для исследований в области этики (Ричард Хэар, 1919-2002), политики (Джон Ролз, 1921-2002), сознания {Хилари Патнэм, 1926-2016) и т.д. Логика и лингвистика здесь задействованы не в результатах, а в процессе анализа, обеспечивая строгость и стройность доказательств и опровержений; формализм же подвергается критике.

Аналитическая философия в таком понимании - как способ аргументации и стиль мышления - является наиболее влиятельным направлением современной западной мысли. Уже сейчас в ряде университетов англоязычных стран она не выделяется в качестве отдельного направления, а рассматривается как единственно возможная академическая философия современности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Аналитическая философия - это направление современной мысли, ориентированное на логический и языковой анализ философских и научных высказываний. В аналитической философии выделяют два основных направления - философию логического анализа и лингвистическую философию.
  • 2. У истоков философии логического анализа находятся идеи Г. Фреге и Б. Рассела. В законченном виде идеи этого направления представлены в ранних работах Л. Витгенштейна.
  • 3. У истоков лингвистической философии , где философские проблемы определяются как лежащие в области языка, находятся поздние работы Л. Витгенштейна.
  • 1. Назовите основные черты аналитической философии. Дайте ее определение.
  • 2. Перечислите основных представителей философии логического анализа. Приведите их основные идеи.
  • 3. Перечислите основных представителей лингвистической философии. В чем заключаются их основные идеи?
  • Наиболее известные представители «венского кружка» - Мориц Шпик(1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Альфред Джулс Айер (1910-1989),Отто Нейрат(1882-1945).

    Назовите варианты и основных представителей неопозитивизма?

  1. Кто был основоположником аналитической философии?

  2. Какой способ решения философских проблем Б.Рассел (1872-1970) считал наиболее эффективным?

    В чем видел Л. Витгенштейн главную задачу философии?

    В чем заключается цель «логического анализа» научных понятий, языка искусства, религиозного созерцания мира, согласно Л. Витгенштейну?

    В чем видели задачу философской работы представители логического позитивизма ("Венский кружок")?

    Какой принцип предлагали применять М. Шлик, Р. Карнап и др. для решения философских проблем?

Темы рефератов, докладов, эссе:

    Проблемное поле философии языка Б.Рассела и Л.Витгенштейна

    Рассел: мораль и христианство

    «Логико-философский трактат»: антиметафизика Л.Витгенштейна:

    Л..Витгенштейн: теория языковых игр

    М.Шлик: лингвистический поворот в философии

    Логический позитивизм «Венского кружка»

    Эпистемологическая и методологическая несостоятельность критерия верификации в логическом позитивизме (Венский кружок)

    Аналитическая философия и метафизика

    Аналитическая философия и язык науки

    Аналитическая философия и обыденный язык

    Аналитическая философия и язык этики

    Аналитическая философия и язык политики

    Аналитическая философия и язык религии

Феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия постмодернизма

Контрольные вопросы :

    Кто является основателем феноменологического движения в философии?

    Что означают в феноменологии Э.Гуссерля интенциональность сознания и феноменологическая редукция (эпохе)?

    Что означает принцип беспредпосылочности в феноменологии?

    Кто является основателем экзистенциализма?

    В чем суть «экзистенции»?

    Назовите ведущих представителей религиозного и нерелигиозного экзистенциализма?

    В чем заключается различие двух основных направлений экзистенциализма?

    Откуда берет начало герменевтика?

    Назовите представителей герменевтики?

    В чем заключаются основные идеи структурализма и постструктурализма?

    Что означает «симулякр» в теории Ж. Бодрийяра?

    В чем суть метода «деконструкции» Ж. Деррида?

Темы рефератов, докладов, эссе :

    Э.Гуссерль: феноменология сознания

    Э.Гуссерль: кризис европейских наук и «жизненный мир»

    М.Хайдеггер: фундаментальная онтология как феноменология человеческого присутствия

    Густав Шпет: герменевтическая феноменология

    М.Шелер: феноменологическая религия

    Р.Ингарден: феноменологическая эстетика

    А.Шюц: феноменологическая социология

    М.Хайдеггер: техника и Западный мир

    Карл Ясперс: экзистенция и коммуникация

    Жан-Поль Сартр: экзистенциализм и гуманизм

    Морис Мерло-Понти: отношение сознания и тела, человека и мира.

    Габриэль Марсель: быть и иметь

    Г. Гадамер и герменевтическая теория

    Поль Рикёр: человеческая небезгрешность и символика зла

    Жак Лакан и структурализм в психоанализе

    Мишель Фуко и структурализм в истории

    Леви-Стросс и антропологический структурализм

    Почему «человек мертв» в структурализме

    Э. Мунье: «персоналистская и коммунитарная революция»

    «Личность» в теории Э.Мунье

    Персонализм против морализма и индивидуализма.

    Жак Маритен: «ступени познания» и «интегральный гуманизм».

    Этьен Жильсон: почему нельзя зачеркнуть томизм

    Мартин Бубер и диалогический принцип

    Эммануэль Левинас и феноменология лика Другого

    Ж. Бодрийяр: социальная история как процесс вытеснения смерти

    Перспективы постмодернизма в философском сообществе

4.4. Аналитическая философия

Почему возникла аналитическая философия?

Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечатляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но прежде необходимо определиться с тем, что понимается под аналитической философией.

Аналитическая философия - это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для английских философов, вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фактах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мнр

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в философии.

Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики.

Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т. е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» - это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную информацию. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его смысла.

Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 - это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективнейшее средство для описания множества математических выражений с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а представление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («играет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисление высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге буквально преобразило логику и аналитическую философию в целом.

Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.

Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Ранний Витгенштейн: «Логико-философский трактат»

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат». Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком - это химера).

Есть только один мир - мир фактов, со-бытии (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

Смысл предложения выражает со-бытие.

Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире, - пишет Витгенштейн, - все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности…». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

«То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая вплоть до середины XX века считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никогда не появятся облака - предвестники новых бурь.

Логический позитивизм

Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трактату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолютное большинство философов эмигрировать в США, где они продолжали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствовала тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Аналитическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский континент.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т. е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют неопозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позитивизм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: «В квадрате все углы прямые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. Примеры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения - эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный американский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и философских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

Верификация (проверяемость). Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протокольными предложениями, или предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удостовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Экономика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к предложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава группы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперименте, т. е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказываться же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один - согласиться с тем, что в основе научного понимания лежат философские принципы («Все проверяй фактами» - типичный философский принцип, ибо он обладает универсальным содержанием), которые невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчеркивалось, философские принципы являются обобщениями всего массива экспериментов.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простоватости, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм - это убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном счете сводиться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверждали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но последовательно проводить этот принцип за пределами физики, например в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое - это не само биологическое и социальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демократия - это вполне реальное политическое состояние общества. Но в свойствах элементарных частиц политическую демократию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи включает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя этими «либо».

Добро - это чувство, его нельзя обосновать фактами, считали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию англичанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не могут быть истинными или ложными, они являются выражениями эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда идеалам науки.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

Постпозитивизм

Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

А теперь более детально о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т. е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).

Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории сопоставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Твердым ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особенности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т. д.

Научный образец (парадигму) создает и преобразует, особенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

Добро это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он обнаружил схожесть этики с признающимися образцовыми в научном смысле математикой и физикой. Этика начинается с предписаний («делай так, это добро», «не делай этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.

Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.

Философия естественного языка: поздний Витгенштейн

В аналитической философии есть два интереса к языку. В одном случае речь идет об искусственных языках, т. е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т. е. о жизни в целом. Ясно, что во втором случае значение и смысл не являются столь четко определенными, как считал Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате».

В течение первого периода своего творчества Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, четким, понятным. Ему казалось, что он решил эту задачу применительно к естественному языку. На некоторое время он даже потерял интерес к философии в целом и к философии языка в частности. Когда в этот период его навещали выдающиеся философы, то он неохотно обсуждал философские темы (Карнапу он предложил почитать вместе с ним стихи индийского поэта Р. Тагора, чему великий логик немало удивился). Вскоре, однако, позиция Витгенштейна изменилась радикально. Теперь он недоволен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к пониманию языка.

Значение слова есть его употребление. Напомним, что ранний Витгенштейн считал, что слова и предложения обладают значением, этими значениями являются либо отдельные предметы («этот стол» обозначает стол, на который обращается внимание), либо их расположение, со-бытие («на столе лежит карандаш» обозначает, что взаиморасположение стола и карандаша именно такое, как сказано: карандаш лежит «на столе», а не где-то в другом месте). Витгенштейн пишет: «Когда мы говорим: "Каждое слово в языке что-то означает", - то этим еще совсем ничего не сказано…». Витгенштейн имеет в виду, что в прежних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык - это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем пример на этот счет.

«Кирпич!» - говорит строитель своему помощнику; тот приносит кирпич. «Написал кирпич?» - спрашивает Иванова Сидоров. «Да нет еще, - отвечает Иванов, - не было времени сесть за диплом». «Ты видел Кирпича?» (имеется в виду Алексей Кирпичников, которого друзья называют Кирпичом). Слово не имеет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Как во всякой игре, здесь есть много возможностей.

«Семейное сходство» слов. Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык - это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, вопросов имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным в рамках группы слов. Рассмотрим, например, семейное сходство слов, поясняющих и проясняющих слово «любовь».

Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязанности, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эротике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожествлению, страданию, супружескому чувству, отцовскому чувству, материнскому чувству, заинтересованности и т. д.

Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги стало яснее, почему их подруги жаждут не односложного («Ты любишь меня? - Угу. - И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуитивно чувствуют достоинства концепции семейного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией семейного сходства слов одну из сторон нашей языковой практики.

Речевые акты. В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ранний Витгенштейн видел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно ответил своими изысканиями англичанин Джон Остин.

Остин утверждал, что речь состоит из речевых актов, действий. Всякая речь - это не просто слова, а принятие решения и само действие, точнее, его смысл. На первый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но делает В. Однако при более детальном рассмотрении, учете того, как, в каких условиях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно исполнить В.

Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволяет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык - это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.

Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и содержащейся в ней логики. Витгенштейн выразил это образно: цель философии - показать способ, «каким муха вылетает из мухоловки». Без философии человек остается в западне своих кажущихся неразрешимыми проблем.

Аналитическая философия как интернациональное движение

Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так случилось, что аналитическая философия на определенном этапе своего развития была характерной почти исключительно для англоязычного мира. В наши дни аналитическая философия развита в США и Англии больше, чем, например, в ФРГ и Франции. Тем не менее влияние аналитической философии в Европе, особенно в скандинавских странах, постоянно возрастает.

Как обстоят дела в России? Как и в Европе, влияние аналитической философии растет. Создаются общества по ее распространению, переводятся труды виднейших аналитиков (здесь еще непочатый край работы), все большее число философов открыто, не таясь, называют себя философами-аналитиками.

Аналитическая философия - это детище XX века. В России в это время господствовала философия диалектического и исторического материализма. Общественные условия были таковы, что никто не признавал себя аналитиком в философии. Между тем философы, которые занимались проблемами науки, логики, языка, были далеко не чужды аналитической философии, таким ее составным частям, как неопозитивизм и постпозитивизм. Можно с уверенностью сказать, что российская философия не останется в стороне от аналитической философии.

Основные положения аналитической философии

Язык - граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.

Язык имеет логическую форму.

Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).

Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).

Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).

Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

В процессе роста научного знания происходят научные революции.

Добро - это эмоция (тезис неопозитивистов).

Добро - это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

Философия не является наукой (тезис неопозитивистов). Философия научна (тезис постпозитивистов).

Философия - это прояснение содержания языковой деятельности человека.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Введение в социальную философию: Учебник для вузов автора Кемеров Вячеслав Евгеньевич

§ 1. Социальная философия и философия истории Социальная философия конца XX в. могла бы претендовать на аристократическое происхождение: ее предком являлась классическая философия истории. Однако связь между ними разорвана. Их разделяет целая эпоха, в ходе которой были

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

1. ФИЛОСОФИЯ ПАТРИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИЯ ТЕОЦЕНТРИЗМА Этапы средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика апостольского периода (до середины II в.); апологетического периода (до IV в.) с заявкой на то, что истинная философия - это христианская религия; зрелого

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

5. ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ КАК ФИЛОСОФИЯ «ПАНРАЦИОНАЛИЗМА» Георг Гегель родился 27 августа 1770 года в семье крупного чиновника. Латинская школа в Штутгарте, теологическая семинария и университет в Тюбингене - ступени его богословского образования. От духовной карьеры Гегель

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Философия и методология науки XX века: от формальной логики к истории науки. Хрестоматия. автора Середкина Елена Владимировна

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

4.4. Аналитическая философия Почему возникла аналитическая философия?Философия наших дней включает в себя не только те направления, которые с некоторым предубеждением относятся к научно ориентированной философии, например герменевтику. Грандиозные успехи науки,

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

МОДУЛЬ 1. НЕОПОЗИТИВИСТСКАЯ (АНАЛИТИЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

Глава 3 Аналитическая философия Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик

Из книги Жизнь без бога [Где и когда появились главные религиозные идеи, как они изменили мир и почему стали бессмысленными сегодня] автора Казённов Дмитрий Константинович

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

Из книги автора

ПЕРВАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ АКТА СУЖДЕНИЯ § 5. Предложение как выражение суждения. Субъект и предикат Предложение, в котором нечто высказывается о чем-то, есть грамматическое выражение суждения. Последнее первоначально является живым актом

Из книги автора

5. Сила, покончившая с метафизикой. Аналитическая философия Все, о чем было сказано выше, свидетельствует об одном: к упадку религии привела история становления логики и науки. Существование религии - это исключительно философская проблема, то есть проблема употребления


Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Гот-лоб Фреге (1848-1925). Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания - как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, теоретической форме.

Общая характерная черта данного направления - детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Главные цели философии анализа - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки. Сторонники второго считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой, чрезмерно ограничивающей философский кругозор.

Исходные проблемы и понятия аналитической философии были сформулированы в статье Г. Фреге «О смысле и значении» (1892). Развивать аналитическую философию начали Мур и Рассел. Оба философа уделяли большое внимание традиционным проблемам теории познания, решаемым в духе реализма: признание независимости предмета познания от его восприятия, факта - от суждения о нем. Если же иметь в виду методы исследования, то и Мур и Рассел выступили как аналитики, дав стимул аналитическому движению в философии. Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Здесь он отталкивался от работ Г. Фреге. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла.

Неореализм и лингвистический анализ (Дж. Э. Мур) Джордж Эдвард Мур (1873-1958) - английский философ, один из основоположников англо-американского неореализма и лингвистической ветви аналитической философии. Статья «Опровержение идеализма» стала отправной точкой реалистического движения в Англии, противоположного умонастроениям абсолютного идеализма. В решении проблем теории познания он выступил как убежденный реалист, а по методам исследования - как аналитик. Свою критику Мур направил прежде всего против идеалистического отождествления «опыта» и «реальности». Мур считает ошибочным аргумент о тождестве восприятия и воспринятого. Много внимания Мур уделил вопросу о соотношении чувственных данных и физических объектов. Не ограничиваясь анализом чувственно данного, Мур разрабатывал также процедуры прояснения философских понятий, тезисов, парадоксов, придавая все большее значение смысловому анализу языка. Суть анализа - прояснение понятий и высказываний, а не открытие новых фактов о мире. Мур дал импульс аналитическому движению в философии. Вслед за ним на эту стезю вступил Б.
Рассел, внесший решающий вклад в формирование философии логического анализа.

Логический анализ (Б. Рассел) Наиболее серьезные и устойчивые его философские интересы были связаны с математикой и символической логикой. В эти области знания он внес фундаментальный вклад, определивший развитие аналитической философии. Неизменно устойчивым оставалось также пристальное внимание Рассела к изучению природы познания. Рассел характеризовал свои позиции как научный здравый смысл. Он исходил из того, что мир в обычном его понимании - это мир людей и вещей, что за горизонтом нашего «малого» мира существует мир «большой» - Вселенная. Наиболее крупные из философских работ Рассела по теории познания - «Анализ сознания» (1921) и «Человеческое познание, его сфера и границы» (1948). Подлинным достижением стали выдвинутые им новые идеи в области логического анализа знания, оказавшиеся весьма эффективными. Важнейшие логические открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - обозначающие выражения, обеспечивающие информативность сообщений и связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности. Как отмечал Рассел, его логическая доктрина привела его в свою очередь к определенному виду философии, как бы обосновывающему процесс анализа.

Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). На основе работ позднего Витгенштейна в 1930-1940-е годы в Великобритании формируется философия лингвистического анализа, или анализа обычного языка. Если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. Но в аналитической философии XX века мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Идеи аналитической философии наиболее сильны в англоязычных регионах мира.

Парадокс: есть класс объектов, которые обладают определяющим свойством класса (сам класс не является своим членом). Классы, не являющиеся членами самих себя, должны образовывать класс. Тогда вещи вне класса (другие члены) являются другим классом, т.е. обладают своим определяющим свойством, но тогда этот класс не может быть членом самого себя; если не член самого себя – то не должен обладать определяющим свойством класса, значит – член самого себя. Таким образом, логика не всегда применима к математике.

Истина должна определяться через некоторое отношение к факту. В монизме истина не является независимой от другой истины, а ложь и есть абстракция и такое понимание частей, как будто они являются независимым целым. В прагматизме убеждение истинно, если оно имеет определенные последствия. Рассел – истинно, если имеет причины.

Есть предложения (Цезарь мертв и тоже самое на другом языке) – они разные, но суждение одинаковое. С точки зрения истины важны предложения, передающие верования (хотя, конечно, с помощью предложения можно формировать ложные убеждения). Верование – факт, который может вступать в отношения с другим фактом. Я могу верить, что сегодня четверг в четверг – то это факт. Такой факт (по отношению к которому вера) – верификатор. Если я верю, что не-четверг и нет факта, который бы это опроверг – тоже истина.

Истина не есть знание (знание состоит из определенных истинных верований, но не из всех: я могу смотреть на сломанные часы и думать, что они идут и случайно смотреть тогда, когда время будет совпадать, т.е. у меня будет истинное верование о времени, но не знание).