Богородица троеручица о чем молятся. Что такое икона

К нашему всеобщему счастью, существуют на свете великолепные чудотворные иконы, которые помогают людям в скорбях и печалях, помогают излечиваться от тяжких болезней и не утратить веру в жизнь и в самих себя. Эти образы пришли к нам из глубины веков и принесли с собой успокоение и исцеление для измученных людских душ.

С каждым годом количество чудотворных ликов увеличивается все больше и больше.
Раньше на Руси чудотворные иконы, если они у них имелись, люди имели право хранить у себя дома. Но в 18 веке Петр 1 издал указ, согласно которому все образа, прославившиеся чудесами, следовало передавать в церковь.

Сначала нужно было заявить, что у вас дома чудотворная икона. Потом на этом основании собирали специальную комиссию. В такую комиссию обязательно должен был входить священник, который и определял степень чудотворности иконы. Если икона признавалась чудотворной, ее передавали в храмы или монастыри. Сейчас достаточно народной молвы, чтобы образ считали чудотворным. И только в редких случаях собирают комиссии.

Священники в этом вопросе также хотят проявить благоразумие во избежание лишней экзальтированности.
От того, какую помощь по величине, сложности и объему исцелившихся, оказала икона, ее и объявляют чудотворной. Конечно, не сама икона исцеляет, а Божья благодать. Благодать заключена в самой иконе, написанной с правильным настроем и с определенными молитвами.

Как понять, чудотворная икона или нет по ее внешнему виду? Внешне икона может и не проявлять себя, как чудотворная, т.е. необязательно, чтобы на ней было мирро. Например, образ Святой Матроны внешне никак не назовешь, каким-то особенным, а на самом деле, он исцеляет миллионы людей каждый год.

А некоторые иконы называют чудотворными, потому что они мироточат. Какие-то – время от времени, а другие – постоянно так, что миро можно собирать в посуду и умываться им. После такого помазания и наступает исцеление.
Иногда лики мироточат не потому, что они чудотворные, а в преддверии каких-то масштабных событий для страны и народа, чтобы предупредить людей об опасности.

Икона Божией Матери Троеручица значение

Смотрите видео

Одной из таких икон является настоящее чудо — икона Божией Матери, названная Троеручица. (Богоматерь на иконе изображена с тремя руками).
Незабываема история этого, образа, неразрывно связанная с тем временем (717 г), когда в Византии жестоко преследовали христиан, подвергая их нечеловеческим пыткам и предавая мученической смерти.

И только в Дамаске, который являлся мусульманской территорией, христиане в то время могли чувствовать себя спокойно. Главным христианином в Дамаске тогда был человек по имени Иоанн Дамасский, приверженец христианской религии, несший ее в массы. Долго и плодотворно Иоанн трудился на ниве христианства, пока однажды его не обвинили в измене и не отрубили кисть руки, которую повесили на видное место в городе для устрашения.

Искалеченный Иоанн упросил императора вернуть ему кисть, затем заперся в своей монашеской комнате и стал усердно молиться Богородице. Он просил помочь ему, вернуть ему здоровую руку и приложил отсеченную кисть к своей руке. Божья Матерь явилась к нему во сне и исцелила праведника. Конечно, старец решил отблагодарить образ.

Он составил благодарственную молитву и приложил к иконе дополнительную серебряную руку, которую он изготовил на заказ. С тех пор икону стали называть Троеручицей.
В период нашествий османской империи икону спасли верующие сербы. Они поместили ее на осла, который самостоятельно дошел до Афона, а образ Троеручицы в целости и сохранности добравшийся на осле до безопасного убежища, установили внутри храма на почетное место.

В чем помогает?

Верующие считают, что если коснуться образа, то сама Царица небесная благословит их. Многие больные, страдающие заболеваниями глаз, а также с больными руками и ногами, получили исцеление через эту икону. А те, кто постоянно читает молитву, посвященную образу, навсегда избавлены от депрессии, тоски и горестных мыслей. Ремесленники и те, кто занимается много домашним хозяйством, смело могут просить поддержки у Троеручицы, она поможет всем и всех защитит.
Церковь отмечает праздник образа в июле месяце 2 раза (11 и 25 числа).

Где находится в Москве?

В России образ Троеручицы привезли только в 17 веке, именно с этого времени он стал известен. Его преподнесли в дар Патриарху Никону. Сейчас копия этого замечательного образа находится в храме Успения Богородицы в районе станции метро Таганская.

Магия иконы

Известен случай, когда в 19 веке образ Троеручицы избавил Киев от свирепствовавшего в то время там тифа, когда на главной площади устроили всеобщий молебен иконе.
Также распространены случаи волшебных исцелений и в наши дни: Божья Мать помогла уже не единожды спасать свои конечности даже людям со страшными ожогами.

Болгарское подворье

Болгарское подворье – это особая территория на территории города Москвы, включающая в себя несколько храмов. Это храм Успения Пресвятой Богородицы и храм святителя Николая. Подворье находится в районе станции метро Таганская.
Храм Успения Пресвятой Богородицы также начали строить в начале 17 века.


Она оформлена прекрасными изразцами, изготовленными мастером своего дела по имени Иван Полубес. Наполеон полностью разграбил и сжег этот храм. Перестроили его в 19 веке. Во время революции храм остался, на удивление, целым.
Храм святителя Николая появился в 17 веке на пожертвования меценатов. Он много раз горел и ремонтировался. Во время войны с Наполеоном был уничтожен практически полностью.

Во времена революции храм был разграблен, а живопись и иконостасы уничтожены. Церковь вернули верующим только в 90-х годах 20 века.
В 40-х годах 20 века оба храма причислили Болгарскому подворью.
Храм посещают в основном русские верующие, болгар здесь не очень много, поскольку невелика болгарская диаспора в Москве. Осталось всего около 2000 человек, часть из которых — это сотрудники посольства.

Храмы иконы Троеручица

Специально для вас мы составили список, где находятся копии этого замечательного образа Богородицы.

Смотрите видео

Акафист Троеручица икона Божией Матери

Предлагаем вашему вниманию текст Акафиста образу Троеручица:











Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого .

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

Икона «Троеручица» имеет важное значение в православной вере, поскольку она является чудотворной. Празднование этого образа происходит 11 и 25 июля. Относят икону к типу «Одигитрии», а изображена на ней Богородица с Богомладенцем, который расположен на ее правой руке. Отличительная деталь – под правой рукой Божьей Матери внизу находится изображение человеческой кисти. На некоторых списках Богоматери приписывают третью руку ей. Основное значение иконы Божьей Матери «Троеручица» основывается именно на отсеченной руке, которая свидетельствует о том, что люди, которые служат Богу, могут получить спасение.

В чем помогает икона «Троеручица» и ее значение

Для начала поговорим об истории возникновения этого образа и связана она с преподобным Иоанном Дамаскиным. В какой-то момент его стали обвинять в измене государству. Император приказал отрубить правую кисть и повесить его на площади, чтобы испугать других людей. Иоанна помиловали, и он долгое время слезно просил возле иконы Богоматери, чтобы Высшие силы помогли восстановить руку. Однажды ночью Дева Мария явилась преподобному Иоанну и сказала, что его молитвы услышаны, и рука его исцелена. С тех пор он должен был использовать руку, чтобы прославлять Бога. Именно это событие и стало предпосылкой явления миру иконы «Троеручица».

Одно из наиболее важных значений Пресвятой Богородицы «Троеручица» связано с ее защитными способностями. Ее размещают дома, чтобы уберечь семью от различных проблем и негатива. Этот образ Божьей Матери помогает людям получить надежду и поддержку в сложной ситуации. «Троеручица» считается покровителем людей, которые занимаются ремеслом. Особое значение икона Богородицы «Троеручица» имеет для людей, которые чем-то больны. Помогает образ исцелиться, а также молитвы перед ним способствуют выздоровлению близких людей. В истории известны случаи, когда мольбы перед иконой помогали спасти огромное количество людей от тифа и других серьезных болезней. Стоит заметить, что образ исцеляет не только от физических недугов, но и от душевных. Богоматерь помогает женщинам, которые молятся о хорошем муже или же желают сохранить и укрепить уже имеющийся брак.

Важно сказать о том, что на помощь «Троеручицы» может рассчитывать только тот человек, который отдает свою и верит. Чудотворным считается не только оригинал этого образа, но и многочисленные списки, расположенные в разных храмах.

Обязательно нужно иметь дома для напоминания о бессмертии, об этом писал ещё Иоанн Кронштадтский. В переводе с греческого икона означает образ. Он является как бы визуальным звеном, помогающим обращаться к Богу и святым, в то время как молятся не иконе, но тому, кто изображён на ней.

Одним из множества почитаемых и чудотворных образов является необычное изображение Матери Божьей, называемое «Троеручицей». Как видно на фото, её удивительной особенностью является наличие третьей руки на изображении.

История создания

Есть три истории её происхождения. В зависимости от них третья рука изображается как принадлежащая Богородице или как самостоятельный элемент. Икона обладает целительной силой и большим значением . День её празднования совершается 11 и 25 июля.

Иконы, изображающие Богоматерь с Иисусом , относят к типу («Путеводительницы») . Обычно на них Младенец находится слева от Матери, но на «Троеручице», наоборот, он находится справа. Третья рука на образе выглядит очень необычно и изображается либо телесного цвета, как рука Богородицы, либо серебряного или тёмного.

Мнения о происхождении иконы имеются самые разные. Так, некоторые сравнивают её с изображением древних многоруких божеств или утверждают, что три руки являются напоминанием о Святой Троице. Это, конечно, не так. Как было на самом деле, с уверенностью уже никто не скажет, но до наших дней дошли три древних предания .

Об Иоанне Дамасском

Действие самого распространённого предания начинается в VIII веке. Византийский император Лев III Исаврянин объявил борьбу с иконами и поклонением всем небесным жителям. Христианские иконы приравнивались к языческим идолам и безжалостно уничтожались. Помимо этого, было потеряно огромное количество таких памятников культуры, как скульптуры, мозаики и фрески, изображения святых. Людей, которые пытались их защищать, наказывали и даже убивали.

Мансур ибн Сержун был одним из тех немногих, кто противоборствовал уничтожению икон. Будучи советником правителя в мусульманском Дамаске, он защищал святыни, так что люди могли поклоняться им. Также он писал письма и трактаты, обличающие ересь борьбы с иконами. Эти действия поддерживали христиан и очень раздражали Льва, как активного сторонника иконоборчества. Но Мансур был сыном крупного чиновника и занимал высокое положение в Дамаске, так что он находился за пределами императорского влияния.

Тогда император с помощью подданных подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагает ему союз для завоевания Дамаска. Письмо было отправлено Дамасскому халифу, и тот был так разгневан мнимой изменой, что тут же лишил своего министра всех привилегий да в придачу приказал отрубить правую руку и вывесить на всеобщее обозрение для предупреждения других. Святой чудом избежал смерти через повешение, но когда гнев правителя немного поутих, тот отдал мученику отрубленную кисть.

Как бы ни было истекающему кровью преподобному плохо и больно, он не отчаялся, а стал молиться о помощи перед иконой Святой Девы Марии с Младенцем. Он просил возможности продолжать труды во славу Божью. И тогда ночью ему приснилась Богородица и пообещала исцеление, а утром отрубленная кисть оказалась на месте. В память о событии остался только шрам.

Иоанн был искренне благодарен за чудо. По старинной традиции подношения святыням в знак признательности, он приделал к окладу иконы, перед которой молился, руку, отлитую из серебра. Именно такую икону потом назовут «Троеручица». Третья рука служила как бы признанием того, что вернувшаяся ему кисть – Божья милость и принадлежит не ему. Также он дал обет служения Господу и Богородице и написал благодарственную песнь, которую до сих пор можно услышать на Василия Великого.

Произошедшее чудо вразумило халифа, он признал ошибку и просил Иоанна вернуться к государственной службе. Но тот понял, что теперь его предназначением является служение Господу. Он в одиночестве отправился в Иерусалимскую лавру, взяв с собой только икону. Там он принял постриг в монахи с именем Иоанн. Днём его памяти является 4 декабря.

Икона находилась в Иерусалиме до XIII в., пока не была подарена святому Савве и перевезена им в Сербию. Когда в XV в. начались османские нашествия, чтобы попытаться защитить святыню, её передали на попечение Небесных сил. Другого способа, как возложить образ на ослика и отпустить животное, не было. Ведомое разве что только Богом животное дошло до центра православного христианства, святой горы Афон и остановилось у дверей Хилендарского монастыря, основанного ещё за два столетия до событий. Монахи взяли икону и поставили её на алтарь. С того времени и до наших дней она свято хранится и оберегается там. К ней ежегодно совершаются крестные ходы.

Хотя образ был увезён из Сербии, немногочисленные следы его почитания сохранились на близкой ему территории. Так, в храме села Каран есть удивительнейшее изображении Пресвятой Богородицы в полный рост, на котором она держит Младенца на правой руке, а указывает на него двумя левыми.

Об иконописце

Более древнее сказание гласит о том, что «Троеручица» появилась в монастыре другим способом. Художник, работавший над иконой, с удивлением обнаружил, что у написанной им Божьей Матери чудесным образом появлялась третья рука внизу изображения. Дважды он стирал эту руку, пока на третий раз ему не пришло сонное видение с Богородицей, которая велела оставить всё как есть. Художник стремился к естественности, но именно на этой иконе должно было быть отражено чудо.

Богородица и разбойники

Пусть изредка, но можно услышать и третью версию. Она гласит, что однажды молодой Марии пришлось спасаться с Иисусом от разбойников. Она добежала до реки, но чтобы быстро переправиться вплавь, ей нужны были обе руки, а она держала Младенца. Тогда она обратилась за Божьей помощью и ей была ниспослана третья рука, с помощью которой она и спаслась.

Значение образа

Положение фигур на иконе таково, что Святой Младенец находится посередине изображения на руках у склоняющей к нему голову Матери. Он делает благословляющий жест, а рука Богородицы указывает на сына, как на путь к спасению . В зависимости от положения руки немного изменяется значение.

  • Рука Иоанна свидетельствует о милости и благодати Богородицы , снисходящей на любящих Господа.
  • В иконах, изображающих руку принадлежащей Царице Небесной, её значение раскрывается в посвящённом образу тропаре. Две руки нужны для поддержания Младенца, а третья дарует покров и защиту людям . Стоит отметить, что таким способом изображения был очень недоволен Синод, так как считал его противоестественным. Был даже запрет на изображение святых с не соответствующими истине элементами.

Со временем люди поняли, что смысл «Троеручицы» в назидании необходимости служения Господу и веры в чудо . Она даёт надежду на помощь Небесных Сил в ответ на обращение к ним. «По вере вашей да будет вам».

Чудеса

Первое чудо, связанное с иконой, произошло вскоре после смерти игумена Хилендарского монастыря. Монахи никак не могли прийти к единогласному решению о том, кто должен стать новым настоятелем. И тогда Богородица вмешалась в их смуту. Однажды на утреннем богослужении монахи с удивлением обнаружили, что икона «Троеручица» пропала с алтаря и оказалась на месте главы монастыря. Уверенная, что её кто-то перенёс, братия вернула образ на место, но на следующий день он снова занимал пост игумена. Удивлённые, как им казалось чьим-то упрямством, монахи отнесли образ в алтарь и опечатали двери. Но, несмотря на это, следующим утром икона вновь оказалась на месте настоятеля.

Ситуацию разрешил монастырский затворник. В видении к нему пришла Богородица, объявившая о своём решении самостоятельно управлять паствой, в знак чего икона займёт место главы монастыря.

С тех пор эта обитель управляется Царицей Небесной . Должности игумена нет, его заменяет иеромонах-наместник. Он находится около игуменского места, которое занимает икона XIV века. Поцелуем руки на изображении испрашивают благословения на службу. Именно она, а вернее, изображённая на ней Богородица, сохраняет мир и порядок в монастырских стенах.

В связи с такой удивительной историей, для этого монастыря икона имеет особенное, великое значение, благословляет и направляет. Небесная Игуменья покровительствовала обители и защищала от вражеских вторжений. Во время русско-турецкой войны обе стороны конфликта не раз видели, как над монастырскими стенами прямо в воздухе возникал таинственный женский образ, не пострадавший ни от оружия, ни от попыток дотянуться до лика.

Также икона являла чудеса исцеления . В конце XIX века, отслуженный молебен перед чудотворной иконой, прекратил сыпной тиф в Киеве. Теперь этот образ хранится в храме Монастыря Святой Троицы. Также чудеса исцеления проявляли мощи Ионы, перезахороненные в монастыре. Паломничество к ним вылечило обожжённую кислотой руку одной женщины.

Где можно найти копии иконы

Самая древняя копия находится в Троянском монастыре Болгарии. Считается, что именно «Троеручица» защищала его, так как он никогда не закрывался, даже во времена гонений. Её руки на изображении закрыты тремя серебряными изваяниями на окладе.

В России же икону почитают с XVII века, когда её список преподнесли в подарок Московскому патриарху Никону. К сожалению, тот образ пропал, а его копия, сделанная в середине XIX века, хранится в музее. Образ был настолько необычен, что рядом с ним пришлось повесить объясняющую его происхождение табличку, чтобы не смущать прихожан. С тех пор удивительному образу поклонилось огромное количество людей, в то числе семья царя Николая II. Сейчас эту икону редко можно встретить на домашнем иконостасе. Но в некоторых храмах есть её чудотворные копии. Ниже приведены самые знаменитые из них.

  • В Московском Свято-Даниловом монастыре находится изображение XVII столетия. Образ знаменит тем, что излечил слабое зрение реставратора.
  • В Брянской области находится образ, написанный Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII в, прославившийся своими чудесами. Третья рука на ней была написана принадлежащей Богородице.
  • В Екатеринбургском Храме на Крови.
  • В Московском храме, названном в честь Иконы «Троеручица».
  • В Московском Успенском храме и Троицком Соборе.
  • В Трёхсвятительском, Борисоглебском и Симеоновском храмах Твери.
  • В Троицком женском монастыре Архангельска.
  • В Тамбовском женском монастыре.

Несмотря на небольшую распространённость, она творит настоящие чудеса. Вот какое большое имеет Икона Троеручица значение.

В чём помогает икона

Получить помощь через «Троеручицу» может любой истинно верующий. Чаще всего к ней обращаются для защиты семьи от врагов и вешают икону в доме. Но также к Божьей Матери обращаются и со следующими просьбами:

  • о благополучии в браке;
  • о стабильности благосостояния;
  • для помощи от болезней, особенно при увечьях, травмах, операциях, ожогах кожи, рук, ног, а также при глазных и инфекционных заболеваниях;
  • ради здоровья близких;
  • для избавления от тоски, тревоги и душевных терзаний;
  • для укрепления душевных сил;
  • для помощи и придания сил в рукоделии, ремесле (особенно хирургов) и работе по хозяйству.

Молитва

Перед иконой можно обращать молитвы к Богу и его Матери. Множество акафистов посвящено чудесному образу. Ниже приведён один из них.

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

икона Троеручица



Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111