МБОУ СОШ № 39
Х. Трудобеликовский, Красноармейского района,
Краснодарского края
Рабочая программа
по предмету «Черчение и графика»
8 класс
учителя изо и черчения
I квалификационной категории
Жуковой Ирины Михайловны
2015 – 2016 уч.год
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по предмету «Черчение и графика» составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений «Технология, трудовое обучение» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2005 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 4-е издание.
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика».
Курс черчения и графики в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Примерная программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, развития творческого потенциала у школьника и коммуникативных способностей у школьников. Оптимальным условием обучения является гармония политехнической, эстетической и гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние способности учащихся.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамотеи элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом в 8-9 классах, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.
Задачей данного курса является:
Формировать знания об основах прямоугольного проецирования на три плоскости проекции, о способах построения изображений на чертежах, а также способах построения изометрической проекции и технического рисунка;
Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мы-шление на основе анализа формы предметов;
Научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетной цельюшкольного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности
учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть
одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего
и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое
влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами
общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического
вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается
от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения
черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако
отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами.
Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы :
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
· Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить
воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять наего
составные элементы;
· Развить пространственные представления и воображения, пространственное и
логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у
учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну,
две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций
(диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
· Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений,
ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
государственными стандартами ЕСКД;
· Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать
все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
· Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать
познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить
самостоятельно
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе изучение предмета «Черчение и графика». Оно направлено развить пространственные представления и воображения; пространственное илогическое мышление, творческие способности учащихся.
В авторской программе предмет «Черчение и графика» рекомендуется изучать в 8-9 классах в объёме не менее 68 часов (по 34 часа в каждом классе), по учебному плану МБОУ СОШ № 39 изучение данного предмета предусматривает в 8 классе (34 часа), в 9 классе рекомендовано изучать элективным курсом: «Техническое черчение» -17 часов, «Графика»-17 часов.
В 8 классе в разделе «Формы и формообразование» количество часов -2, вместо 4 часов по авторской программе. Добавлены 2 часа на изучение темы «Порядок чтения чертежей деталей»
Компонент | Кол-во учебн.час. |
|
Базовая часть (обязательная) | ||
Разделы 1-8 | ||
Разделы 9-20 |
Для полного усвоения теории и выполнения графических работ темы базовой части распределены следующим образом:
Разделы и темы | Кол-во часов рабочей программы |
||
Введение | |||
Техника черчения и правила чтения чертежей. | |||
Формы и формообразование | |||
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов. | |||
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм. | |||
Перспектива и аксонометрия | |||
Технический рисунок | |||
Порядок чтения чертежей деталей. | |||
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися следующих результатов:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей;
Повышение требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики,
Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла.
В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в формировании пространственно-логического мышления, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления;
Формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера;
Необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение и графика»:
Развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
Научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
Формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
Введение (2 час)
Введение
Основные правила выполнения чертежного шрифта.
Масштабы чертежа.
Построение сопряжений.
Графическая работа № 3 «Геометрические построения».
Понятие формы. Формы плоские и пространственные.
Ортогональное (прямоугольное) проецирование
Комплексный чертёж предмета.
Основные виды чертежа
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм -2 часа
Построение развёрток основных геометрических тел.
Изометрические проекции окружностей.
Графическая работа № 6«Аксонометрия».
Технический рисунок – 4 часа
Технический рисунок.
Чтение чертежа
Тематическое планирование.
Тематическое планирование | Виды учебной деятельности учащихся |
|||
Введение (2 час) |
||||
Введение | Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей. | Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др. Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских изобретателей в развитие чертежа |
||
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. | Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. | |||
Техника черчения и правила выполнения чертежей- 10 часов. |
||||
Типы линий чертежа. Понятия о ЕСКД. | Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4. . Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. | показать учащимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Ониносятхарактергосударственныхзаконов, нарушатькоторыенельзяникому. |
||
Графическая работа № 1 «Основные линии чертежа» | Закрепление знаний о линиях чертежа: Знание размеров формата, рамки и основнаой надписи. Умение пользоваться чертежными инструментами. | Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами. Закрепить и применить на практике полученные знания. |
||
Основные правила выполнения чертежного шрифта | Сведения о чертежном шрифте. Исторические сведения; особенности чертёжногошрифта; номера шрифта; прописные и строчные буквы, цифры и знаки на чертежах. | Дать общие сведения о шрифте для надписей на чертежах. Отработать на практике навыки работы чертежным шрифтом. | ||
Формат, рамка и основная надпись на чертежах. | Правила заполнения основной надписи: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже. | показать учащимся, что изображения, которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи и изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов. |
||
Нанесение размеров на чертеже. | Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба., зависимость размеров от использованного масштаба. | Расширить знания о гос. Стандартах, об особенностях нанесения размеров на чертежах. Уметь применять знания на практике. Отработка навыков пользования чертежными инструментами. | ||
Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». | Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанестиразмеры, указатьтолщинудетали. | |||
Масштабы чертежа. | Применение и обозначение масштаба, зависимость размеров от использованного масштаба. | Научить применять на чертежах масштаб, уметь мыслить логически,воспитывать аккуратность в работе. |
||
Простейшие геометрические построения. | Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам. Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 равных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника. | научить делить окружности на равные части, развивать наблюдательность, умение мыслить логически, воспитывать внимательность и аккуратность в выполнение чертежей |
||
Построение сопряжений. | Сопряжение двух прямых (на примере острого, тупого и прямого углов), прямой и окружности, двух окружностей. | Научить применять ранее изученные способы графических построений. Развивать навыки работы с циркулем. |
||
Графическая работа № 3 «Геометрические построения» | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела. | Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля для графических построений. |
||
Формы и формообразование-2 часа |
||||
Понятие формы. Формы плоские и пространственные. | Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел | Дать определение основным геометрическим телам, как они отображаются на плоскостях проекции. |
||
Образование простейших геометрических тел. | Анализ геометрической формы предметов, представленных в натуре, наглядным изображением и словесным описанием: сумма, разность и их сочетание. | Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами |
||
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов- 7 часов. |
||||
Ортогональное(прямоугольное) проецирование | Общие сведения о способах проецирования. Виды проецирования. | Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении. Развивать пространственные представления и пространственное мышление |
||
Чертёж предмета на одной плоскости проекции | Параллельное прямоугольное проецирование на одну (фронтальную) плоскость проекций, её положение в пространстве, обозначение. Понятие «фронтальная проекция», «вид спереди» | Познакомить учащихся с общими правилами проецирования. Развивать пространственные представления и пространственное мышление. |
||
Чертёж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. | Объяснение процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры). | Познакомить учащихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении. Развивать пространственные мышление |
||
Комплексный чертёж предмета. | Прямоугольное проецирование детали на три плоскости проекций. Выполнение изображений предметов на трех взаимно перпендикулярных плоскостях. | Отработка навыков работы с чертежными инструментами. Использование циркуля и линейки для графических построений. |
||
Основные виды чертежа | Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). | Отработать на практике понятие проекционной связи. Развитиепространственногомышления. |
||
Графическая работа № 4 «Эскизирование» | Графическая работа (задания по выбору учителя) | |||
Графическая работа № 5 «Чертеж детали в трех видах с нанесением размеров». | Нахождение неизвестной проекции фигуры по двум заданным. Графическая работа на формате А-4, с применением чертежных инструментов. | Развитие пространственного мышления. Умение применять знания на практике. Отработка навыков пользования чертежными инструментами. |
||
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм -2 часа |
||||
Построение развёрток основных геометрических тел | Построить на картоне развертку любого геометрического тела с применением чертежных инструментов. | Умение аккуратно выполнять чертежи деталей, наносить размеры, образно представлять расположение предметов в пространстве. |
||
Практическая работа « Развертка геометрических тел». | Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением | Закрепить знания о моделировании предмета по его чертежу. Отработать на практике понятие проекционной связи. Развитие пространственного мышления. |
||
Перспектива и аксонометрия- 5 часов. |
||||
Аксонометрические проекции деталей. | Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направлениеосей, нанесениеразмеров. | Научить строить оси координат для построения аксонометрических проекций. Научить пользоваться линейкой и угольником при построении осей |
||
Построение аксонометрических проекций плоских фигур. | Научить стоить плоскогранные предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал. |
|||
Построение аксонометрических проекций деталей. | правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов. | Научить стоить предметы в аксонометрической проекции опираясь на ранее изученный материал. Уметь пользоваться линейкой и угольником при построении осей |
||
Изометрические проекцииокружностей. | рассмотрение и построение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей | Научитьстоитьаксонометриюокружности. |
||
Графическаяработа № 6«Аксонометрия». | Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек. | Научить строить проекции элементов предмета. Показать как они отображаются на плоскостях проекции |
||
Технический рисунок – 4 часа | ||||
Технический рисунок. | по заданию учителя выполнить эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали. | Отработать навыки построений эскизов и технических рисунковОбобщение ранее полученных знаний. |
||
Выполнение технического рисунка по чертежу детали. | По чертежу детали выполнить наглядное изображение в аксонометрических проекциях. | Закрепить знания построения осей координат для аксонометрических проекций. Умение пользоваться линейкой и угольником при построении осей |
||
Передача объёма на техническом рисунке. | Выполнить технический рисунок детали со штриховкой или тушевкой. | Научить передавать объем в техническом рисунке. Закрепить навыки владения карандашом. |
||
Графическая работа №7 «Технический рисунок в аксонометрии». | Определить отличие технического рисунка от аксонометрии. Выполнить графическую работу на формате А-4. | Отработать навыки построения технического рисунка.Обобщить ранее полученные знания. |
||
Порядок чтения чертежей деталей.- 2 часа Чтение чертежа | ||||
Чтение чертежа | Последовательное чтение чертежа, отличительные особенности изображенийпозволяют устанавливать ее геометрическую форму;условные знаки и надписи помогают выявить форму детали | Научить представлять предмет по плоским изображениям, знать последовательность чтения чертежей. Определять габаритные размеры предметов. |
||
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа с преобразованием формы». | Выполнение графической работы на формате А4 с применением чертежных инструментов. | Закрепить ранее изученный материал.Закрепить навыки владения чертежными инструментами. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
Приёмы работы с чертежными инструментами;
Простейшие геометрические построения;
Приемы построения сопряжений;
Основные сведения о шрифте;
Правила выполнения чертежей;
Основы прямоугольного проецирования на одну, две, три перпендикулярные плоскости проекций;
Принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и разверткам;
Анализировать графический состав изображений;
Выбирать оптимальное количество видов на комплексном чертеже отдельных предметов;
Проводить самоконтроль правильности выполнения простейших графических работ;
Приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятель-ности человека.
Обязательный минимум графических работ в 8 классе:
1.«Основные линии чертежа».
2. «Чертёж плоской детали».
3. «Геометрические построения»
4. «Эскизирование»
5. «Чертёж детали в трёх видах с нанесением размеров»
6. «Развёртки»
7. «Технический рисунок в аксонометрии
8.«Выполнение чертежа с преобразованием формы».
Учебно– методическая литература:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,Вышнепольский В.С. Учебник «Черчение 8-9 класс»
Москва. Астрель. 2009 г.
Карточки- задания по черчению для 8 класса. Москва. Просвещение. 2001 г.
Набор деталей для графической работы.
Диафильмы по черчению.
Программы Общеобразовательных учреждений «Черчение» Москва. Просвещение.2005 г.
Обсуждено Согласовано
на заседании МО, протокол № 1 заместитель директора
от _22. 08 2014 г. 28.08. 20 14 г.___
Руководитель МО
__________ Хазова Л. _ _______ Паршакова Г,И.
(подпись председателя МО) (Ф.И.О.)
Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.
Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рабочая программа
по черчению
(учебная дисциплина )
(классы)
2012-2013
(сроки реализации)
Разработчик:
Галкина Ольга Леонидовна
Учитель высшей квалификационной категории
Игрим
2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов:
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерная образовательная программа по черчению для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной авторами: д-р пед. наук А. Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И. С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В. А. Гервер, М. М. Селиверстов.
Ответственный редактор В. А. Гервер.(издательство «Просвещение», 2004г)
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения, компетенциями. Это определило цель обучения технологии:
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
Овладение способами деятельностей:
Умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
Способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
Умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
Обязательный минимум содержания образования по черчению
1. Объекты графических изображений и их пространственные характеристики.
2. Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях.
3. Графические изображения и документация, применяемые в различных сферах производства.
4. Использование ГОСТов ЕСКД при разработке конструкторской документации.
5. Элементы конструирования и моделирования изделий.
6. Геометрические построения на чертежах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
Графическое отображение геометрической и технической информации об изделиях | Познакомиться с историей развития чертежа и стандартизации в России, иметь представление о методах проецирования (центральном, параллельном), иметь общие сведения об использовании компьютерной техники в создании конструкторской документации, знать метод ортогонального (прямоугольного) проецирования, знать способы построения проекционного чертежа (способ вспомогательной прямой), прямоугольной изометрической проекции (комбинированный) и технического рисунка предметов, уметь пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять чертежи, выбирая необходимое количество изображений, изометрическую проекцию и технический рисунок, читать чертежи несложных изделий различного назначения, деталировать |
Тематический план в 8 классе
Обобщение знаний |
Итого: | 35 |
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунк-тирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических, задач, в том числе творческих
Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения- в тетрадях.)
Работы
1. Линии чертежа
2. Чертеж «плоской» детали
3. Моделирование по чертежу
4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов
5. Построение третьей проекции по двум данным
6. Чертеж детали
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать :
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь :
рационально использовать чертежные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения в 8 классе (35 часа в год)
знаний | умений | навыков |
1 четверть Тема четверти: “Введение” (9 часов) |
26.09 | Чертежный шрифт. |
3.10 | Чертежный шрифт | Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт».Развитие графических навыков. Работа с учебником, справочными материалами | Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) | работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее. | Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Учебники, чертежные инструменты, тетради. Учебные таблицы, образцы работ. 1)Работа над прописными буквами. 2) Работа над строчными буквами. 3) Заполнение основной надписи. |
10.10 | Оформление основной надписи | Познакомить с ГОСТ «Чертежный шрифт».Развитие графических навыков. | Знание правил выполнения чертежного шрифта (размеры, наклон, особенности выполнения строчных и прописных букв и цифр) | работать над прописными и строчными буквами по вспомогательной сетке и без нее. | Графические навыки, навыки аккуратной работы, организации рабочего места. | Учебники, чертежные инструменты, тетради. Учебные таблицы, образцы работ. 1)Работа над прописными буквами. 2) Работа над строчными буквами. 3) Заполнение основной надписи. |
26.12 | Аксонометрические проекции. Контрольная работа | навыки графической культуры. |
3 четверть |
16.01 | Технический рисунок. | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции». | Закрепление знаний, полученных при изучении темы «Аксонометрические проекции», умение самостоятельно применять знания на практике. Особенности построения технического рисунка. | Развитие пространственного мышления | навыки графической культуры. | Учебные таблицы «Построение аксонометрических проекций», рабочие тетради и учебники. |
20.03 | Деление окружности Сопряжение |
3.04 | Деление окружности Сопряжение | Познакомить с приёмами деления окружности на равные части и показать практическое применение этих построений при выполнении чертежей. Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей. Политехническое образование | Познакомить с приёмами деления окружности на равные части с помощью циркуля и угольников Познакомить с понятием сопряжения, с правилами выполнения сопряжения углов, двух окружностей | Показать связь между предметами (геометрии и черчения) Политехническое развитие, развитие навыков работы чертёжными инструментами | Навыки работы чертёжными инструментами, аккуратности в работе | Форматы, чертёжные принадлежности |
1 час – резервное время
Тематический план 9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования |
Сечения и разрезы |
Итого: |
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Чертежи типовых соединений деталей (4ч). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. г
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (7 ч). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Выполнение машиностроительного чертежа (3уровня)
ОБЗОР РАЗНОВИДНОСТЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков и т. п.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать :
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
условности изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь представления :
об изображениях соединений деталей;
об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь :
выполнять необходимые разрезы и сечения;
правильно выбирать главное изображение и число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях.)
Работы
1. Эскизы деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции)
2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза (По одному или двум видам детали)
3. Чертеж детали с применением разреза (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
4. Устное чтение чертежей
5. Эскиз с натуры (Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений)
6. Чертеж резьбового соединения
7. Чтение сборочных чертежей
8. Деталирование (С выполнением технических рисунков 1-2 деталей)
10. Чтение строительных чертежей (С использованием справочных материалов)
11. Выполнение чертежа детали (Контрольная работа по сборочному чертежу)
Календарно-тематическое планирование уроков черчения в 9 классе (35 часа в год)
знаний | умений | навыков |
20/10 | Наложенные сечения | Назначение сечений. Научиьт построению эскизов деталей с выполнением сечений (С натуры или по аксонометрической проекции) Научить правилам выполнения вынесенных сечений . | Проверка знаний по теме «Сечение». Построение вынесенных сечений. | Умение пространственного мышления, умения самостоятельно решать техническую задачу | Навыки самостоятельной работы при выполнении технической задачи. | Индивидуальные карточки заданий, рабочая тетрадь. |
Разрезы Отличие разреза от сечения | Развитие пространственного мышления. Умения по чертежу находить разрез и сечение. | Дать понятие разреза, его отличия от сечений. Закрепление знаний по теме «Сечение». | Контроль умений построения сечений вынесенных и наложенных Узнавать разрез на чертеже. | Навыки самостоятельного принятия решения о выборе способа выполнения сечения Построения разреза.. | Форматы, индивидуальные задания. Учебная презентация «Отличие разреза от сечения», |
Разрезы Построение разреза | Построение горизонтального разреза, умение определять способ изображения секущей плоскости. Развитие пространственного мышления. | Построения разрезов, обозначения секущей плоскости, выделения фигуры сечения, входящей в разрез. Особенности построения горизонтальных разрезов. | Умения построения разрезов с применением большей доли самостоятельности в работе. | Навыки самостоятельной работы над графическими изображениями. | Учебная таблица «Построение горизонтальных разрезов», рабочие тетради, учебники. |