Что такое эманация души. Эманация – что это простыми словами

] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии , основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл , Левкипп , Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона , как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя , др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα ) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме . Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус , νόος , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» (меон , μείων ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи : наличие

Довольно часто слова и выражения из научного и философского оборота попадают в разговорную речь. Там они могут кардинально поменять свое значение, вплоть до противоположного. Так, например, произошло со словом «эманация». Его часто употребляли русские писатели в весьма ироничном смысле, например Салтыков-Щедрин. Когда он писал о том, что находясь в обществе, не следует портить воздух, он иносказательно говорил об «эманациях заднего двора». Да и в других случаях многие полагают, что эманация - это запах. Поэтому данное слово произносят в одной фразе с глаголом «ловить». В смысле, «поймать запах» или веяние, исходящее откуда-нибудь.

Но каково же истинное значение этого термина? Попробуем провести небольшое расследование.

Перевод и научные трактовки

И в самом деле, если мы откроем латинский словарь, то обнаружим, что эманация - это слово, означающее истечение и распространение чего-либо. Энциклопедии и научные толкования говорят нам, что речь идет о каком-то веществе или явлении, которое, возникая, стало таким вследствие истечения откуда-либо. Еще один смысл слова "эманация" - это выделение каких-то элементов из более сложной субстанции. Поэтому в физике данный термин применяется в теории так называемого С точки зрения этой концепции, эманация - это когда особые вещества в процессе такого разложения испускают лучи или выделяют газы. В химии такого названия удостоился элемент радон, хотя сейчас в основном так именуют его изотопы.

Компьютерные игры

Популярное слово не осталось и без внимания геймеров. Например, эманация - это элемент онлайновой стратегической игры-фэнтези «Небеса». С помощью данного артефакта участники могут изготавливать предметы. Поскольку в этой игре есть несколько культов или классов персонажей, то и эманаций существует соответственное количество. Они носят разные названия. Например, «эманация хаоса» - наиболее популярная среди игроков - является частью такого артефакта, как «совершенная реликвия Разрушителя». Есть и другие подобные элементы. «Эманация любви» относится к так называемому культу Девы. Ее можно получить, разобрав «совершенную реликвию» одноименного класса. А «эманация силы» относится к культу Защитника. Все эти можно купить, обменять на «бриллианты» или же получить, разбирая «совершенные реликвии».

Происхождение термина

Впервые появилось это слово в античной стали употреблять его, пытаясь определить происхождение нашего мира из единого божественного Универсума. Иными словами, того, как бытие попало с небес на землю, и почему оно приобрело именно такой вид. Даже вышеописанная онлайновая игра имеет некоторое, хотя и очень опосредованное отношение к этой первоначальной концепции. Недаром она называется «Небеса». Элементы понятия «эманация» можно найти еще в досократической философии. Когда Демокрит или Эмпедокл задумывались о том, как происходит процесс познания, они полагали, что всякий объект испускает некоторые «образцы», копии, которые воздействуют на чувства человека и, таким образом, вызывают ощущение «модели» в голове субъекта. Переходная концепция данной теории появилась у Платона и Аристотеля.

Классики античной философии

Связь эманации с происхождением мира появляется опосредованно в термине «апорройя». Он принадлежит Платону и тоже означает «выделение». Как известно, греческий философ представил мир в образе своеобразной пирамиды, на вершине которой находится понятие «Благо». Оно словно бы испускает или излучает из себя само бытие и возможность понимания всего существующего. Благо порождает мир идей, своеобразными «эманациями» которых являются вещи этого мира. Аристотель же относит смысл этого термина к понятию особого рода энергии. Божественный универсум, с точки зрения Ареопагита, это Перводвигатель. Он излучает энергию, которая, распространяясь из первоисточника, словно «заводит» весь механизм Вселенной.

Развитие понимания термина

Традиция платонизма, сложившаяся в античной философии, породила специфические школы мышления. Их представители создали очень стойкую метафору теории эманации, понимаемой как исхождение из некоего неисчерпаемого источника, который постоянно продуцирует нечто, но остается вечным. Например, они сравнивали Универсум с началом реки, которое порождает воды, но не иссякает. Или с солнцем, испускающим лучи, но не теряющим света. Несколько больше развили это понимание стоики уже в эпоху Древнего Рима. Они взяли греческое понятие «Логос» за творческую первооснову мира. Стоики считали, что этот «изначальный огонь» испускает свое дыхание - пневму - которая, постепенно остывая и охлаждаясь, порождает органическую природу.

Однако всемирную известность данному термину обеспечили неоплатоники. Они же создали и современное философское значение слова. Один из крупнейших представителей этой школы - Плотин - представил Абсолютное Благо, Универсум как источник творческой энергии, находящийся в постоянном преизбытке. То есть, Благо настолько исполнено своей креативностью, что постоянно переполняется ею. Истекающая из Универсума творческая энергия создает наш мир непроизвольным и естественным образом. Однако чем дальше удаляется от своего источника этот божественный свет, тем более он меркнет и слабеет, пока не гаснет совсем. Поэтому и мир делится на различные уровни - согласно своей близости к первоначалу. Чем дальше от источника - тем меньше блага и, соответственно, больше зла (которое является недостатком добра). Таким образом, эманация в философии - это, прежде всего, концепция утраты совершенства в процессе ступенчатого излияния энергии Абсолюта, вплоть до небытия, под которым в неоплатонизме понимается материя.

Восприятие христианства

Неоплатоническая теория изначально противостояла новой, нарождающейся в Римской империи, религии. В христианстве творение мира через акт Божьей воли было концепцией, абсолютно противоположной идее «естественного истечения» блага вследствие природы Универсума. Ведь Библия полагает, что все, созданное Яхве - «хорошо весьма», а испорченность - это следствие нарушения воли Господа. Однако позже теория эманации была в некоторых своих элементах позитивно воспринята христианскими мыслителями и апологетами. К примеру, идею «оскудевания блага» в творении и зла как недостатка добра развил Фома Аквинский, основав на этом католическую теодицею. Он же рассуждает о том, что Бога можно постепенно познать через его творения, ссылаясь на тот же принцип. ввел теорию эманации в канон христианской веры и создал трактат
о небесной иерархии.

Мистические и неортодоксальные трактовки

Идея ступенчатого излияния блага и энергии в мир с их постепенным охлаждением и оскудением не только сделалась популярной, но и стала предметом споров. Ее разделяли многие мистические течения христианства и ислама, а также неортодоксальные, так называемые еретические направления. К примеру, понятие эманации было очень популярно в античном гностицизме, но здесь оно смешивается с христианской концепцией непослушания Богу и выпадения из высшего мира «плеромы». Такое диссидентское христианское движение, как катаризм, в лице одного из своих лучших философов, Джованни де Луджио, сохранило платоновскую метафору о солнце, испускающем лучи, но в то же время возразило, что такой свет может оскудевать в своем свечении. Недаром в Евангелии сказано, что речь идет не о земном сиянии, а о таком, которое «тьма не объемлет». Как бы там ни было, концепция эманации прочно вошла в парадигму европейской культуры и стала частью современной философии, литературы и даже эзотерики. На основе данной теории построил свои взгляды, к примеру, Карлос Кастанеда.

] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

Идея эманации генетически восходит:

  1. к гносеологическим моделям досократической натурфилософии , основанным на презумпции истечения из объекта «модельных копий», вызывающих в чувственном восприятии [человека] соответствующие ощущения (Эмпедокл , Левкипп , Демокрит и др.);
  2. к пониманию Блага в философии Платона , как иррадиирующего («излучающего») и бытие как таковое (апорройя , др.-греч. ἀπόρροια - истечение, выделение), и его имманентный смысл, что делает возможным его познание ;
  3. к аристотелевскому пониманию распространения энергии , продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящей в движение все уровни Универсума;
  4. к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», убывающе-пронизывающего своими «потоками» - огненной пневмой (πνεῦμα ) - всё бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы.

В основе собственно термина («истечение», «распространение») лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым.

Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме . Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага) [вовне собственного бытия] (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса » в стоицизме). Плотин указывает:

«Представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения. И представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным [само], а началом многообразия ».

В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (нус , νόος , мировые души и т.д.), а на самом низшем уровне - материя как «небытие» (меон , μείων ).

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «всё, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе». В этом смысле постижение и самопознание, высшей формой которого является экстаз, является компенсацией, восполнением, другой ипостасью самой же эманации.

Парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи : наличие зла здесь обусловлено иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток (в экстремуме - отсутствие) Блага.

Эманация в философии (от emanare - истекать) - одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляется в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что эволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорий выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеет некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно пользуются для определения отношения Бога и миpa аналогией отношения солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э. естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из Единого проистекает Дух (νούς), из него - мир сверхчувственных идей (χοσμος νοητός), из последнего - мировая душа, из мировой души - отдельные души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий Ареопагит ("О небесной иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа, возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом, мир является самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в восточной философии (напр., в суфизме); в греческой философии Э. появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от первоисточника бытия; однако эта выгода более кажущаяся, чем реальная. Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем, возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тождественны с возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину, изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э. орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души, интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом психическом мире ищут своего оправдания.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Эманация в философии" в других словарях:

    ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое (см. ЕДИНОЕ)) к низшим, менее совершенным. Вслед за неоплатониками теории эманации… … Энциклопедический словарь

    - (лат. emanatio «истечение, распространение»): Эманация истечение чего либо откуда либо, появление чего либо в результате выделения из чего либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения.… … Википедия

    - (от позднелат. emanatio истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и… … Философская энциклопедия

    - (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка

    Эманация (позднелат. emanatio ≈ истечение, распространение, от лат. emano ≈ вытекаю, распространяюсь), в античной идеалистической философии и особенно в неоплатонизме ≈ распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы.… … Большая советская энциклопедия

    История Философии: Энциклопедия

    - (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической… … Новейший философский словарь

    - (филос.; от emanare истекать) одна из возможных формобъяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюцияполагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эманация. Эманация (лат. emanatio истечение, распространение), понятие античной философии, онтологический вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим,… … Википедия

Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм

объяснения мирового процесса. Эманация противоположна эволюции. Эволюция

полагает идею совершенства в конце процесса, эманация, напротив, в его начале,

а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем

истечения. На конкретном примере отношение эволюции к эманации представляется

в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из

мертвой материи - эманацию, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.

Нельзя сказать, чтобы теория эманации была отжившей, хотя несомненно, что

эволюционизм в XIX в. взял верх над Эманацией В истории эманационных теорий

выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и

Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Эманация имеет

некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно

пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения

солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света

уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и

совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем

последней, худшей ступенью является материя. Представление об эманации

естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени

бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из

Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей

(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -

отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею эманации с своеобразными

видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий

Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал эманацию с

эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же

время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из

творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих

идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,

возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является

самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у

Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в

восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии эманация

появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду

теория эманации представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд

звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от

первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.

Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не

трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится

отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,

возражения, которые могут быть сделаны против теории эманации, тожественны с

возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,

изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного

явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической

его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что эманация

орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени

могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,

интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых

системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического

мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих

понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить

объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом

психическом мире ищут своего оправдания.