Досудебные процедуры урегулирования налоговых споров. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров Досудебное урегулирование налоговых споров на бездействие инспекции

Уклонение от налогов, ошибки в документации – все это приводит к налоговым спорам разной степени тяжести. У налогоплательщика есть два варианта: это досудебное урегулирование налоговых споров либо решение этого же спора в судебном порядке. Все зависит от тяжести проступка, состава налогового спора и других моментов. В этой статье мы рассмотрим первый метод урегулирования налогового спора – его досудебное решение в административном порядке.

Варианты урегулирования налогового спора

Итак, у любого собственника компании есть, по крайней мере, три варианта урегулирования налогового спора. Первый вариант – это написание жалобы или возражения и отправка ее в контролирующий орган. Второй вариант – это согласиться с доначислениями налоговой и выплатить их в полном объеме. Третий вариант – это оспорить решения налоговой в судебном порядке, в частности в арбитражном суде.

Почему было введено досудебное урегулирование спора?

Налоговый спор в досудебном порядке было невозможно решить до 2014 года, практически все налоговые споры решались исключительно через арбитражный суд. Исключение составляли конфликты, возникающие при проведении выездных и камеральных проверок. Теперь же любой конфликт (за исключением тех, за которые полагается уголовная ответственность) сперва решается в административном порядке. В этом есть целый ряд преимуществ. Во-первых, вы тратите меньше времени на , а во-вторых, экономите денежные средства, так как не нужно платить государственную пошлину. А с точки зрения государства, досудебное урегулирование конфликта значительно снижает нагрузку на суды. Таким образом, это выгодно как бизнесу, так и государству.

Что подразумевает досудебное решение спора?

Досудебное урегулирование налоговых споров – это подача возражения или жалобы в вышестоящий налоговый орган. Очень часто налоговый спор возникает в результате выездной или камеральной проверки и оперативное обращение в вышестоящий орган может помочь быстро данный конфликт урегулировать. Вышестоящий налоговый орган в данной ситуации будет третьим лицом, который ответственен за решение данного спора.

В налоговом кодексе прописано, что подавать жалобу необходимо в тот налоговый орган, чье решение вы оспариваете. Из этого органа жалоба поступает в вышестоящие инстанции.

Кроме того, любой можно быстро решить, если возместить все невыплаты и штрафы в досудебном порядке. В такой ситуации ваше дело закроют.

Какие решения налоговой можно оспорить?

Итак, в административном порядке любой налогоплательщик может обжаловать:

  • Отказ о проведении налоговых вычетов.
  • Неправомерное начисление штрафов и пеней.
  • Приостановление проведения операций по банковским счетам компании (блокировка банковских счетов).
  • Взыскание высоких сумм налогов.

Если же вас обвиняют в уклонении от налогов в особо крупном масштабе, то такую проблему придется решать непосредственно в суде.

Существует три вида жалоб, которые подходят для различных ситуаций:

  1. Обычная жалоба. Если были приняты решения, которые не соответствуют действующему законодательству.
  2. Апелляционная жалоба. Если какие-то решения налоговой не вступили в силу, то подается апелляционная жалоба.
  3. Жалоба на действие. Составляется налогоплательщиком при оспаривании действий сотрудников фискальных органов.

Адвокат по налоговым спорам: как и по каким вопросам поможет?

Итак, вы решили, что надо срочно решать. Увы, большинство из нас, даже те, кто в бизнесе уже давно, не особо разбираются в вопросах налогообложения, и не сможет самостоятельно защитить свои интересы.

Давайте рассмотрим, как вам может помочь . Во-первых, он проконсультирует вас по вашей проблеме. Консультация проходит в форме интервью, где вы рассказываете о ситуации, а адвокат задает уточняющие вопросы. На консультации обычно выносится объективный прогноз – есть ли у проблемы перспектива, можно ли ее решить в досудебном или судебном порядке. Как правило, профессионал всегда объективно и честно говорит о перспективах, даже если они весьма печальны.

После консультации адвокат по налоговым спорам более детально углубляется в вашу проблему, изучает документацию и судебную практику. На основе такого глубокого анализа составляется стратегия решения вопроса, которая реализуется на последующих стадиях решения вопроса.

После согласования стратегии с доверителем, адвокат приступает к реализации данной стратегии на практике. Сначала (если существует такая возможность) он реализует тактику досудебного урегулирования вашего налогового спора. Для этого он составляет все необходимые процессуальные документы (жалобы, ходатайства, возражения) и посещает налоговые органы, которые занимаются решением подобных проблем.

Если проблему невозможно уладить в досудебном порядке, то адвокат по налоговым спорам готовится к судебному заседанию, которое проходит в арбитражном суде. Он составляет исковое заявление, подбирает доказательную базу и защищает ваши интересы на всех стадиях судебного разбирательства. Если в суде первой инстанции не удалось добиться положительного результата, то адвокат готовит документы для решения данной проблемы в суде второй и третьей инстанции.

Так, если вкратце, выглядит схема работы адвоката по налоговым спорам.

Насколько эффективно решение споров в досудебном порядке?

Многие предприниматели достаточно скептично относятся к административному порядку рассмотрения налогового спора, так как считают, что такой способ не может быть эффективным. На самом же деле, эффективность данного метода отмечается многими налоговыми экспертами с разным опытом и компетенциями. Досудебное урегулирование позволяет совершенствовать систему налогообложения, делать ее более удобной для налогоплательщиков и самой налоговой. Давайте рассмотрим основные преимущества досудебного урегулирования налоговых споров:

  • Быстрое рассмотрение вашего вопроса. Как правило, срок рассмотрения жалобы составляет один месяц.
  • Экономия денег. Подача жалобы в вышестоящий орган – это абсолютно бесплатно.
  • Полная конфиденциальность. Налоговая соблюдает полную конфиденциальность, так что информация о вашей проблеме не выйдет за ее пределы.
  • Простота. Досудебное урегулирование споров гораздо проще, нежели рассмотрение дела в суде.
  • Оперативность. Вы всегда можете узнать, на какой стадии рассмотрения находится ваша жалоба, это можно сделать на сайте ФНС.

Помощь в досудебном урегулировании налогового спора от компании «Норман и Партнеры»

Возник налоговый спор? Не знаете, как его решить? Обратитесь в , одно из ведущих направлений работы которых – это налоговое консультирование и урегулирование споров. Специалисты компании проведут аудит налогов в вашей компании, поправят все документы и составят план налоговой оптимизации. Если же возникнет спор, то мы поможем уладить его в досудебном или судебном порядке.

Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС. Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Д о 2009 года бизнес-сообщество имело право обжаловать в суде любой ненормативный правовой акт фискальных служб, не обращаясь предварительно в вышестоящий налоговый орган. Можно было даже направить апелляцию одновременно и арбитрам, и в руководящую инспекцию. Как поступить, определяла сама компания.

С 2009 года апелляцию на решение налоговиков привлечь налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение можно подать в суд лишь после того, как оно будет обжаловано в вышестоящем .

Устанавливая обязательность досудебного (административного) обжалования, Налоговый кодекс недостаточно полно и определенно регламентирует процедурные моменты этой операции. ФНС в письме от 02.06.2008 г. № ММ-9-3/63 обратила внимание, что нормы глав 19 и 20 НК РФ не дают ответов на ряд практических вопросов:

  • как оформить начало (конец) производства по рассмотрению жалобы;
  • каковы процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебной апелляции;
  • какие требования предъявляются к форме и содержанию жалобы;
  • когда жалоба может быть оставлена без рассмотрения и последствия этого и т.д.

В такой ситуации внимание к, казалось бы, второстепенным процедурным вопросам приобретает большое значение.

Избранные акты

Требование НК РФ об обязательном досудебном обжаловании распространяется не на все виды ненормативных правовых актов фискальных органов. В пункте 5 статьи 101.2 Налогового кодекса перечислены решения, которые неукоснительно должны пройти досудебную процедуру. Так, речь идет о решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в этом. Иные ненормативные правовые акты налоговых органов НК РФ не обязывают предварительно апеллировать в вышестоящем налоговом органе. К примеру, действия (бездействие) должностных лиц инспекций арбитры могут рассмотреть без административного обжалования.

Срок для обращения в суд (после соблюдения досудебного порядка) отсчитывается со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено обжалуемое решение, стало известно о вступлении его в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Этот порядок учитывает особенности вступления в силу актов, для которых досудебная апелляция с 2009 года обязательна.

Решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, подлежат исполнению не со дня их вынесения, а со дня вступления в силу (п. 7 ст. 101, п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Пунктом 9 статьи 101 НК РФ для названных решений установлен специальный порядок вступления в силу:

  • по истечении 10 рабочих дней со дня вручения;
  • в случае подачи апелляционной жалобы со дня утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

По правилам пункта 2 статьи 139 НК РФ апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть с учетом содержания пункта 9 статьи 101 НК РФ срок на подачу апелляции ограничен 10 рабочими днями. Даже при частичном обжаловании решения оно не вступает в силу в полном объеме до дня утверждения вышестоящим налоговым органом.

Разграничив даты вынесения акта и вступления его в силу, законодатель переориентировал процедуры исполнения решения с даты вынесения на момент вступления в силу. Так, требования об уплате налога, пеней и штрафа направляются в течение 10 рабочих дней после вступления решения в силу (п. 2 ст. 70, подп. 2, 3 ст. 101.3 НК РФ). Соответственно, от даты вступления решения в силу зависит и срок вынесения решения о взыскании налога, пеней и штрафа ().

Если по тем или иным причинам требования выставлены до рассмотрения апелляционной жалобы (на основании не вступившего в силу решения), суды признают их недействительными.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

ФАС Московского округа в постановлении от 16.04.2008 г. № КА-А40/3094-08 удовлетворил заявление компании о признании недействительным требования инспекторов об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 17.04.2005 г. При этом арбитры отметили, что 02.04.2007 г. организация получила решение фискального органа о привлечении к налоговой ответственности, а 16.04.2007 г. подала на него апелляционную жалобу. В соответствии с положениями пунктов 2, 6, 7 статьи 6.1 НК РФ обжалуемый акт не вступил в законную силу. Налоговая инспекция, вынесшая решение, не вправе производить действия, связанные с его исполнением, до дня вступления в силу. Значит, требование было направлено в отсутствие законных оснований.

Аналогичное мнение арбитры ФАС Московского округа высказали в постановлении от 27.03.2008 г. № КА-А40/2481-08.

«Жалобные» сроки

Статья 139 НК РФ предусматривает три срока подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган (см. Таблицу 1).

Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, а также ненормативные правовые акты можно в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Исключение составляют решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответст венности за налоговое правонарушение, сроки обжалования которых установлены абзацами 3 и 4 пункта 2 статьи 139 НК РФ. Так, предоставляется:

  • 10 рабочих дней с момента вручения на апелляцию акта, не вступившего в силу;
  • 1 год с даты вынесения на обжалование вступившего в силу решения.

Налогоплательщик самостоятельно определяет, когда целесообразно обжаловать акт: до или после его вступления в силу. Однако следует учитывать, что:

  • вступившее в силу решение будет исполняться вне зависимости от факта его апелляции в вышестоящем налоговом органе, если только не будет удовлетворено ходатайство предприятия о приостановлении его действия (п. 3 ст. 138 НК РФ);
  • обязательное досудебное обращение в вышестоящую инспекцию предусмотрено и для тех случаев, когда в апелляционном порядке решение обжаловано не было и вступило в силу.

Статья 101.4 НК РФ

В практике возник вопрос о возможности обжалования путем подачи апелляционной жалобы решений, вынесенных на основании статьи 101.4 НК РФ.

Дело в том, что статья 100.1 НК РФ разграничивает порядок рассмотрения дел о правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий фискального контроля:

  • нарушения, ставшие очевидными во время камеральной или выездной проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ;
  • проступки, вскрывшиеся в результате иных мероприятий налогового контроля (за исключением прописанных в статьях 120, 122 и 123 НК РФ), разбираются в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

При этом обе статьи НК РФ, 101 и 101.4, предусматривают вынесение решений о привлечении к ответственности (или об отказе) за совершение налогового правонарушения.

Разграничив даты вынесения и вступления в силу актов по итогам фискальных проверок, Налоговый кодекс не устанавливает срока вступления в силу для решений на основании статьи 101.4 НК РФ, отличного от даты их вынесения. При этом на них не распространяется порядок, прописанный в статье 101 НК РФ (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

Иными словами, положения Налогового кодекса не позволяют установить период, в течение которого решение, вынесенное согласно статье 101.4 НК РФ, считается не вступившим в силу, что исключает его обжалование путем подачи апелляционной жалобы. Следует также обратить внимание, что в НК РФ по-разному урегулированы и вопросы выставления требований. Согласно пункту 10 статьи 101.4 НК РФ требование об уплате штрафа выставляется на основании вынесенного решения, а требование по результатам налоговой проверки направляется в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Особенности апелляционной жалобы

Специфика апелляционных жалоб заключается в том, что они подаются в вынесший обжалуемое решение налоговый орган, который в течение трех дней после получения апелляции обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящую инспекцию (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Нарушение приведенного порядка подачи апелляционной жалобы не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд.

Выступая 3 декабря 2008 года на заседании Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, замруководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин , что если апелляция направлена непосредственно в вышестоящий налоговый орган, она считается поданной с нарушением порядка, что приведет к отказу в ее рассмотрении по процедурному основанию.

Жалобу подписывает налогоплательщик или его представитель (в этом случае прикладывают доверенность). В ней указывают предмет обжалования, излагают факты, которые приводят в свою защиту. Отсутствие этих обязательных реквизитов, отметил Сергей Разгулин, также влечет отказ в удовлетворении апелляции по причинам процедурного характера.

На возможность направить жалобу по почте Минфин указал в письме от 27.07.2007 г. № 03-02-07/1-350. При этом днем ее представления считается дата почтового отправления с описью вложения.

Поскольку 10-дневный срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется со дня вручения решения, важно, каким образом реализуется эта процедура. В соответствии с пунктом 13 статьи 101 НК РФ копия акта фискального органа вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения компанией.

Финансовое ведомство в письме от 02.06.2008 г. № 03-02-08-12 уточнило, что решение «считается врученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46, п. 5 ст. 68, п. 6 ст. 69 НК РФ) либо на шестой день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)».

Очевидно, что разъяснение Минфина направлено главным образом на то, чтобы разрешить ситуации, когда налогоплательщик уклоняется от получения решения. Однако основания для распространения положений статей 46, 68, 69, а также пункта 5 статьи 100 НК РФ на порядок вручения копии решения по результатам налоговой проверки, который урегулирован пунктом 13 статьи 101 НК РФ, отсутствуют.

При отправке копии акта по почте срок на апелляцию будет отсчитываться с момента его фактического получения налогоплательщиком, а не с расчетной даты.

В качестве дополнительной аргументации на случай возникновения спора приведем сравнение с правилами вручения решений по результатам иных мероприятий налогового контроля (п. 11 ст. 101.4 НК РФ). Эти правила, в отличие от пункта 13 статьи 101 НК РФ, прямо предусматривают, что если фирма уклоняется от получения копии решения, оно пересылается заказным письмом и считается полученным после 6 дней с момента отправки. Разница в правовом регулировании обусловлена тем, что в данном случае точно установлена дата вручения решения по результатам налоговой проверки для расчета срока его вступления в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Участие в рассмотрении жалобы

Еще один из важных вопросов - участие налогоплательщика в рассмотрении материалов его жалобы.

Представители Минфина заявляют, что в НК РФ не предусмотрена обязанность вышестоящей инспекции извещать подавшего апелляцию о дате и месте ее рассмотрения, равно как и его участие в рассмотрении материалов жалобы.

В то же время, если не предприняты меры, которые позволили бы налогоплательщику участвовать в рассмотрении ее материалов, решение по результатам проверки может быть признано незаконным (п. 14 ст. 101 НК РФ). Однако такого же прямого требования обеспечить участие налогоплательщика в разбирательстве жалобы на это решение НК РФ не содержит. Налоговики придерживаются аналогичной позиции.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Письмо ФНС от 02.06.2008 г. № ММ-9-3/63

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает явку лица или его законного представителя, в отношении которого вынесено решение по делу при рассмотрении жалобы. Вместе с тем Кодексом (имеется в виду НК РФ. - Прим. автора) данная процедура не предусмотрена, но зачастую возникают случаи, когда при рассмотрении жалобы необходимо участие сторон налогового спора.

Часть 2 статьи 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одна из возможных рекомендаций, если налогоплательщик заинтересован в участии при рассмотрении материалов жалобы, - письменное ходатайство (желательно с обоснованием важности присутствия). НК РФ не упоминает о таком обращении, однако и не исключает его возможность. Поскольку судебная практика, подтверждающая обязательность обеспечения возможности участвовать подавшему жалобу в ее рассмотрении, отсутствует, ходатайство повысит вероятность того, что апелляция будет рассмотрена в присутствии налогоплательщика.

Решение по жалобе

В пункте 2 статьи 140 НК РФ перечислены виды принимаемых по итогам рассмотрения апелляционной жалобы решений. Так, вышестоящая инспекция вправе:

  1. оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение;
  3. отменить решение и прекратить производство по делу.

Следует обратить внимание на ситуацию, когда решение по результатам налоговой проверки будет отменено полностью и вышестоящий налоговый орган вынесет новое . Следует ли предварительно обжаловать его в ФНС? Представляется, что налогоплательщик вправе сразу же обратиться с его апелляцией в суд. Законодатель не выдвигает условия о продолжении досудебного «марафона», а требование об обращении с жалобой в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ, организация выполнила.

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). После вступления в силу оно в течение 3 дней направляется в инспекцию, вынесшую первоначальное решение. Также о нем в 3-дневный срок со дня принятия сообщается в письменной форме подавшему жалобу.

Срок на принятие решения по жалобе может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В НК РФ оговорена единственная причина такого продления - получение у нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы. Законодатель пытается устранить возможность использования предоставленного срока для истребования документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика, у его контрагентов или у иных лиц, а также фактического проведения дополнительной проверки.

Пропуск срока рассмотрения апелляционной жалобы сам по себе не влечет признание недействительным (незаконным) решения вышестоящей инспекции, равно как не приводит автоматически к вступлению в силу решения по результатам налоговой проверки.

Нельзя согласиться с мнением некоторых специалистов о том, что невозможно начисление пеней в период с даты истечения срока на вынесение решения до фактического его принятия вышестоящим налоговым органом, каким бы справедливым оно не представлялось. Пени обусловлены наличием недоимки. Любые отклонения от данного порядка должны быть специально оговорены в НК РФ, как это, например, предусмотрено для случаев использования разъяснений финансовых, налоговых или других уполномоченных органов (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Если срок рассмотрения апелляционной жалобы прошел, то решение по результатам налоговой проверки не может быть исполнено, поскольку оно подлежит исполнению только со дня вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

При нарушении вышестоящим налоговым органом срока вынесения решения по апелляционной жалобе налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия вышестоящей инспекции.

Срок обращения в суд

Реализуя право на обжалование в судебном порядке, налогоплательщик руководствуется как нормами соответствующих процессуальных кодексов, так и положениями НК РФ (см. Таблицу 1).

Как указывалось ранее, согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало известно о вступлении его в силу.

Статья 198 АПК РФ предусматривает, что заявление о признании недействительным акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Конечно, что годичный срок обжалования вступившего в силу решения не соотносится с 3-месячным, дающим право на обращение в суд в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, влечет риск пропуска срока обращения в суд. К рассматриваемой ситуации применимы выводы, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС от 20.11.2007 г. № 8815/07. Арбитры указали, что срок, прописанный в части 4 статьи 198 АПК РФ, следует применять с учетом положений НК РФ. Нормы АПК РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не могут препятствовать реализации права на внесудебное разрешение налоговых споров.

Сложные вопросы

До настоящего времени не нашел однозначного разрешения вопрос о возможности доначисления вышестоящей инспекцией налогов и пеней в размере, большем, чем в первоначальном решении.

Судебно-арбитражная практика

В постановлении от 01.03.2007 г. № А29-4792/2006А ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что из содержания подпункта 4 пункта 2 статьи 140 НК РФ, в силу которого по итогам рассмотрения жалобы вышестоящая инспекция вправе изменить решение или вынести новое, не следует, что коррективы могут быть только в сторону уменьшения налоговых обязательств компании.

На практике встречаются не только доначисление налогов и пеней, но и иные случаи «пробюджетного» устранения недостатков решения по результатам налоговой проверки (ликвидация счетных ошибок, ошибок при квалификации правонарушений и т.д.), о чем свидетельствует содержание судебных.

Конечно, такие случаи исключены при судебном обжаловании (арбитры не увеличат налоговые обязательства, установленные оспариваемым решением), поэтому налогоплательщикам, ранее следовавшим преимущественно судебным процедурам, необходимо предельно внимательно отнестись к нюансам административного обжалования.

Приведем выводы Сергея Разгулина по вопросу о пределах пересмотра решений. Так, представитель Минфина заявил, что если в результате налоговой проверки отказано в привлечении к ответственности (начислены налог и пени) либо вынесено решение о привлечении к ответственности, но в отношении какой-то определенной ситуации, вышестоящая инспекция не вправе привлечь компанию к ответственности по тому составу, который не был выявлен в результате проверки. Поскольку рассматривается именно жалоба, а не материалы проверки.

Заключение

В заключение отметим, что до настоящего времени в публикациях встречалось утверждение, что налоговые органы руководствуются в практической работе Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утв. приказом МНС от 17.08.2001 г. № БГ-3-14/290. Однако имеется значительно более поздний Регламент рассмотрения заявлений и жалоб юридических и физических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов РФ во внесудебном , утвержденный приказом ФНС от 24.03.2006 г. № САЭ-4-08/44дсп@#, который имеет пометку «ДСП».

В условиях, когда процедура досудебного обжалования является обязательной, представляется, что регламент должен стать общедоступным (публичным) документом. Открытый доступ к данной информации позволит налогоплательщикам с высокой долей вероятности прогнозировать действия налоговых органов и планировать собственные, что будет способствовать большей определенности процессуальных отношений.

Сноски

Свернуть Показать


Приобрели большую актуальность с 1 января 2009 года, когда досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган стало обязательным условием дальнейшего судебного обжалования. Данный досудебный порядок налоговых споров был введен Федеральным Законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса …».

Так, в рамках порядка досудебного урегулирования налогового спора, согласно п.5 ст.101.2 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Досудебное урегулирование налоговых споров, таким образом, стало актуальным, до введения данного порядка досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщики редко пользовались обжалованием в вышестоящий налоговый орган, так как смысл такого обжалования непонятен – вышестоящий налоговый орган в рамках принятой фискальной политики не отменяет решений нижестоящего.

Досудебное урегулирование налоговых споров , как правило, не приносит положительного результата в виде отмены решения нижестоящего налогового органа, однако имеет ряд особенностей, в связи с которыми его совершенно необходимо провести правильно:

· досудебное урегулирование налогового спора обязательно в соответствии с законодательством, если сопряжено с решением налогового органа о привлечении к ответственности, либо отказе в привлечении к ответственности;

  • в рамках досудебного налогового спора совершенно необходимо представить правильную правовую позицию и все доказательства правоты налогоплательщика. Если этого не сделать, то суд в дальнейшем может указать, что налоговый орган правомерно принял решение на основе имеющихся материалов, иные же материалы налоговому органу представлены не были. То есть правильное досудебное урегулирование налогового спора создает плацдарм для дальнейшего оспаривания решения налогового органа в суде.

Налоговые юристы Правового бюро «Юристократ» имеют многолетнюю успешную практику ведения налоговых споров при относительно невысокой стоимости услуг по досудебному урегулированию налоговых споров, многие из них работали в налоговых органах и прекрасно знают ситуацию изнутри. Обращайтесь к профессионалам Правового бюро «Юристократ» за решением досудебных налоговых споров .

2. Досудебное урегулирование налоговых споров - Сроки

Согласно п.3 ст.140 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 (одного) месяца. Это срок может быть продлен не более чем на 15 (пятнадцать) дней для получения информации у нижестоящего налогового органа.

3. Досудебные налоговые споры – Порядок действий

1. Документы от вас для досудебного урегулирования налогового спора:

Свидетельство ОГРН;

Учредительные документы;

Первичные материалы дела (акты проверок, решения налоговых органов, договоры, приложения, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.);

2. По предоставленным документам наши налоговые консультанты готовят возражения на акт проверки, подбирают полный комплект необходимых документов для подтверждения правовой позиции налогоплательщика.

3. Наши налоговые специалисты подготавливают апелляционную жалобу на решение налогового органа.

4. Досудебные налоговые споры - Гарантии

Гарантиями нашей отличной работы выступает наш обширный опыт по урегулированию досудебных налоговых споров .

5. Досудебное урегулирование налоговых споров - Результат

Результатом услуг по досудебному урегулированию налоговых споров является:

Подготовленная позиция, плацдарм для перехода в стадию судебного налогового спора ;

Решение вышестоящего налогового органа.

6. Досудебное урегулирование налоговых споров - Стоимость

Цена досудебного урегулирования налоговых споров варьируется в зависимости от пакета услуг:

Наименование услуги

Стоимость услуги

Консультация юриста по налогам по вопросам по арбитражному налоговому спору

4’000 рублей / час

Юридическое сопровождение выездной налоговой проверки юристом по налогам, досудебное урегулирование налогового спора.

Срок до 2х месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).

30’000 рублей

Возражения по результатам налоговой проверки юристом по налогам, изучение акта проверки, представление дополнительных документов, анализ правомерности доначислений

15’000 рублей

на решение об отказе в вычете НДС , решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности

15’000 рублей

Составление апелляционной жалобы юристом по налогам в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности;

Ведение апелляционной жалобы, представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе в досудебном налоговом споре

25’000 рублей

Здмитрович Александра Сергеевна, Марченкова Вероника Юрьевна, Цветкова Наталья Евгеньевна,

студентки 3-го курса юридического факультета

Федерального государственного

образовательного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

Контактный телефон: 8 968 895 30 32

E-mail: leksy 07@ mail . ru

Секция: Правовое обеспечение финансовой деятельности государства

Досудебное урегулирование налоговых споров: актуальное состояние и перспективы развития.

Данная статья посвящена проблемам, возникающим в сфере досудебного урегулирования налоговых споров. В работе отмечены недостатки существующего механизма, проанализировано актуальное состояние, перспективы и предложены пути решения возникающих на практике проблем.

This article is devoted to problems arising in the area of pre-trial settlement of tax disputes. In this work are noted shortcomings of the existing mechanism, analyzed the current situation, prospects and ways of solving problems arising in practice.

Ключевые слова: досудебный порядок урегулирования налоговых споров, медиация, налоговые органы, налогоплательщики, обжалование, камеральные и выездные проверки, налоговое законодательство, законопроект.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров действует в РФ с начала 2009 года. Такой порядок включает в себя обжалование решений, вынесенных по итогам проверок налоговых органов, в вышестоящий орган.

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора до суда.

Для начала коротко следует рассмотреть существующий порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

В настоящее время в соответствии со ст. 101 НК РФ досудебное регулирование производится по правонарушениям, выявленным в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении / об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в налоговой сфере может быть оспорено в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Из этого следует, что налогоплательщик, обращаясь в суд, должен подтвердить факт прохождения процесса досудебного урегулирования возникшего спора: к заявлению в суд следует приложить документ, который подтверждает факт обращения в вышестоящий налоговый орган по поводу обжалования уже вынесенного решения. В случае, если таковые сведения не предоставлены, суд не рассматривает заявление. Однако отказ не лишает заявителя возможности повторного обращения после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора.

Механизма рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в Налоговом кодексе РФ нет. В статьях 140, 141 регламентированы лишь основные моменты. Так, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе: - оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; - отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции); - отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней для запроса необходимых документов (информации). О решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ). В случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок рассмотрения апелляционной жалобы, то организация, не дожидаясь результатов рассмотрения ее жалобы, вправе обратиться в суд для обжалования решения нижестоящего налогового органа.

Мировая практика дает нам множество примеров законодательного закрепления медиации. Так в США, Канаде, Великобритании и Германии 80% споров разрешаются в процедуре медиации, не доводя до суда, без вмешательства полиции или иных государственных органов. Имеющийся на сегодняшний день опыт ФРГ в данной сфере позволил еще раз убедиться в высокой эффективности данного метода по досудебному разрешению споров.

В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Досудебное рассмотрение и разрешение налоговых споров путем обжалования решений налоговых органов регулируется Положением (законом) «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин» (часть седьмая, § 347–367) от 16.03.1976 (в ред. от 30.07.2009 г.). Досудебным путем могут об жаловаться все решения, принимаемые налогово-финансовыми управлениями и местными финансовыми органами на основе Положения «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин». Таким образом, в Германии, в отличие от РФ, порядок досудебного обжалования распространяется не только на решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а буквально на все акты, принимаемые налоговой администрацией. Следует отметить, что досудебное обжалование - обязательная процедура для подачи жалобы в соответствующий суд.

Досудебное обжалование административного акта оформляется в виде возражения (протеста). Оно адресуется налоговому органу, издавшему обжалуемый акт. Решение по возражению принимается специальным подразделением по рассмотрению и разрешению досудебных жалоб того же налогового органа. Возражение должно быть допустимым по сущности и сроку, а также обоснованным.

Досудебное обжалование, как сказано выше, должно быть осуществлено в срок. Если досудебная жалоба поступает в налоговый орган с просрочкой, она опровергается без рассмотрения.

Предельный срок, в течение которого налоговый орган обязан рассмотреть жалобу, законом не установлен. Если рассмотрение затягивается, налогоплательщик вправе обратиться с суд с жалобой на бездействие налогового органа. Но сделать это можно не раньше 6 месяцев после подачи возражения или же в силу чрезвычайных обстоятельств. В результате только суд своим решением вправе назначить налоговому органу окончательный срок для рассмотрения досудебной жалобы.

Несмотря на подачу возражения, обжалованный акт по истечении месячного срока приводится в исполнение. Во избежание этого налогоплательщик имеет право обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалованного акта. Приостановить исполнение решения до окончательного рассмотрения возражения налоговый орган может и по собственной инициативе. Однако такой порядок применим исключительно в рамках досудебного обжалования.

Еще один показательный пример США. В Америке переговоры более распространены, и многие из них действительно заканчиваются успешно, а именно лишь около 10% споров доходят до суда.

На практике приблизительно 95% споров между Налоговой службой и налогоплательщиками разрешаются в досудебном порядке, по взаимному согласию.

Служба внутренних доходов США является структурным подразделением Департамента финансов США, однако, учитывая наличие нормотворческих компетенций, а также самостоятельность в вопросах осуществления своих полномочий, ее следует считать ведомством.

В рамках службы выделен профильный отдел, рассматривающий жалобы налогоплательщиков в рамках досудебной процедуры. Отдел формально входит в саму службу, но на деле не зависит от нее. В случае несогласия налогоплательщика с принятым решением, ему отправляется «девяностодневное письмо», уведомляющее его о невозможности дальнейшего разрешения спора в пределах досудебного режима.

В рамках административной процедуры налогоплательщики располагают правом обжаловать любые действия и решения службы внутренних доходов, а также на различных этапах процедуры урегулирования может иметь место заключение соглашений, которыми могут изменяться налоговые обязательства налогоплательщиков, имеющие юридическую силу.

Практика внесудебного обжалования позволяет урегулировать налоговые претензии справедливо и оперативно, снижая нагрузку на суды. По словам Дианы Райан, главы Управления IRS по рассмотрению апелляций, налогоплательщики активно используют право на обращение с жалобой в Управление для разрешения возникших налоговых претензий. Управление гарантирует независимость при рассмотрении апелляции и ее своевременное разрешение. Налогоплательщик вправе получать разъяснения о процессе рассмотрения его жалобы.

Непосредственно говоря о порядке рассмотрения жалобы стоит сказать, что начинается оно с изучения обстоятельств дела, соответствующего законодательства и судебных прецедентов. После этого анализируется риск доведения дела до суда. Если шансы выиграть дело составляют менее 30%, то управление предоставит налогоплательщику возможность урегулировать его. В случае, если договориться не удалось, то спор переходит на следующую стадию – административную апелляцию. Административные апелляции по таким спорам разбирает специальное подразделение налоговой службы, состоящее из налоговых юристов. Опять же специальное подразделение налогового аудита стремится уладить спор без судебного вмешательства. Так разрешается 90-95% поступающих споров.

Суд – третья стадия спора. У налогоплательщика, не удовлетворенного результатами двух этапов, есть 90 дней для того, чтобы решить, заплатить предъявленные налоговой службой суммы или оспорить их в суде. Отметим, что на всех стадиях рассмотрения судебного иска вплоть до принятия Судом решения у сторон есть возможность договориться, прийти к мировому соглашению.

Опыт зарубежных стран показывает, что налогоплательщики стремятся урегулировать споры в досудебном порядке, так как судебное разбирательство влечет за собой дополнительные расходы. К тому же налогоплательщики доверяют органам досудебного регулирования, они объективно рассматривают поступившие жалобы. В РФ же многие граждане не доверяют налоговым органам, считая их заведомо предвзятыми, в отличие от суда. Необходимо обеспечить прозрачность, объективность и независимость рассмотрения жалоб. А так же дать налогоплательщикам возможность обращаться в суд на бездействие налоговых органов, как это сделано в Германии.

В налоговом ведомстве проанализировали существующую на протяжении трех лет практику применения досудебного обжалования налоговых споров. Итогом анализа стал показатель, который говорит о сокращении количества налоговых споров, доведенных до суда. Каждый год количество разбирательств в судах по претензиям налоговиков к субъектам налогообложения уменьшается на 15-20%. За три года работы досудебного аудита пересмотра решений вышестоящими инстанциями поток судебных дел с участием фискалов сократился почти вдвое. Это доказывает и официальная статистика ВАС РФ. Причем споры, связанные с решениями по налоговым проверкам, составляют не более трети всех налоговых споров.

По иным видам споров не всегда возможно урегулировать ситуацию до суда. Тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что процесс обжалования в вышестоящем налоговом органе обязателен лишь в случае, когда налогоплательщик собирается обжаловать в судебном порядке решение, которое было вынесено по итогам выездной или камеральной проверки. Следующая состоит в том, что подача иска в суд возможна исключительно в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Боязнь упустить этот срок вынуждает его обратиться непосредственно в суд. В связи с этим налоговые органы подали инициативу кардинально поменять функционирующую систему досудебного урегулирования налоговых споров. К сегодняшнему дню МинФином разработан законопроект о внесении необходимых поправок в налоговое законодательство.

Одним из наиболее важных изменений является внесение поправок в статью 138 НК РФ. Согласно им устанавливается обязательная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Она не только будет способствовать снижению уровня загруженности судов, но и расширит спектр возможных действий налогоплательщиков в защите своих законных прав и интересов. Помимо всего, проект предполагает введение в НК РФ ряда норм, оговаривающих апелляционную жалобу. В результате внесения поправок хозяйствующие субъекты и частные предприниматели не теряют право подачи вторичной жалобы, если в рассмотрении таковой было отказано в связи с истекшими сроками или не подтверждением полномочий представителя налогоплательщика, а также из-за отсутствия требуемых подписей (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Т.е. порядок оформления жалоб станет менее формализован.

Поправками также введены условия предоставления налогоплательщиком дополнительных документов, не предоставленных нижестоящему налоговому органу, вышестоящему органу с обоснованием невозможности их своевременного предоставления. Заметим, на данный момент, отсутствие этой формулировки создало лазейку для недобросовестных налогоплательщиков, которые формально проходили стадии досудебного урегулирования, предъявляя необходимые документы лишь непосредственно в суд. Таким образом создавались трудности в работе налоговых органов по разрешению споров. Были скорректированы сроки для обжалования. Время для подготовки и подачи апелляционной жалобы увеличивается с 10 до 30 дней, срок подачи иных жалоб - с трех месяцев до одного года. На наш взгляд, срок подачи апелляционной жалобы сейчас недостаточен для подготовки мотивированной жалобы налогоплательщиком, что опять же приводит к формальности досудебного регулирования. Налоговому органу предоставляется право рассматривать претензии по апелляционным жалобам в срок до 30 дней, этот срок может быть продлен до 60 дней. Срок для рассмотрения остальных жалоб - 15 дней, который может быть продлен до 30 дней. Кроме того, предлагается заменить действующую на данный момент статью 101.2 НК РФ (регламентирующую вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) новой нормой (статьей 101.2-1 НК РФ), учитывающей изменения, внесенные в порядок обжалования.

Состояние досудебного урегулирования налоговых споров на данный момент далеко от идеала. Грядущие изменения должны повлечь за собой улучшение работы механизма урегулирования, который, не смотря ни на что, положительно проявил себя на практике. Такая процедура упрощает разрешение споров как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, учитывая интересы обеих сторон.