Древняя персия на карте. Древний мир

Что приходит на ум большинству людей, когда они слышат название государства Иран? Революция, ядерная программа, противостояние Западу? К сожалению, многие судят об Иране по сообщениям прессы последних тридцати лет, а говорится в ней именно об этом. Однако любой иранец охотно расскажет вам, что у его родной страны – совсем другая история. Документированная история государства охватывает примерно 2500 лет, вплоть до современной Исламской Республики Иран. Республика основана в 1979 году в результате революции, главным вдохновителем которой было консервативное духовенство. Это, вероятно, первая в мире современная конституционная теократия и величайший эксперимент: могут ли эффективно управлять страной религиозные лидеры, которые обязывают жить будто бы по закону Аллаха народ, у которого за плечами – богатейшая история Персии? Иранский характер невозможно разложить на составляющие – в нем сочетается и персидское, и исламское, и западное. Причем персидские нотки не имеют ничего общего с исламской культурой.

В VII веке Персия стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность.
Борьба за право быть рабом. В Иране я была гостем, а у гостя здесь высший статус. За столом ему отводят лучшее место, угощают самыми сочными фруктами. Это одно из правил сложной системы вежливости – таароф. Она определяет всю здешнюю жизнь. Гостеприимство, ухаживание, семейные отношения, политические переговоры – таароф является неписаным кодексом, определяющим, как люди должны вести себя друг с другом. Это слово пошло от арабского «арафа», что переводится как «знать», «получать знания». Но сама идея таарофа – принижать себя, возвеличивая другого, – персидского происхождения, утверждает Уильям Биман, лингвист-антрополог из Университета Миннесоты. Он назвал это «борьбой за право быть рабом положения», но борьбой изысканно-утонченной. В иранском обществе с его сложнейшей иерархической структурой такое взаимодействие, как ни парадоксально, позволяет людям общаться на равных. Правда, порой иранцы так увлекаются, стараясь угодить друг другу (по крайней мере с виду) и отказываясь от предложений (тоже с виду), что становится сложно понять, чего же они хотят на самом деле. Они непринужденно болтают, поочередно то обращаются с просьбами, то отказываются – и так до тех пор, пока не постигают всех замыслов собеседника. Обходительность и внешняя искренность при скрывании истинных чувств – искусное притворство! – считаются вершиной таарофа и огромным социальным достижением. «Никогда нельзя показывать своих намерений или своей истинной сущности, – объясняет бывший иранский политический заключенный, ныне живущий во Франции. – Нужно быть уверенным, что не подвергаешь себя опасности. А опасностей в Иране всегда предостаточно». Конфликт по территориальному признаку. Действительно, долгая иранская история изобилует войнами и вторжениями. Причина всех конфликтов – территориальная. Богатства и удачное стратегическое расположение провоцировали одно нашествие за другим. Персия пережила несколько падений и возрождений. Среди завоевателей были турки, монголы и, что особенно важно, арабы, воодушевленные новой религией – исламом. Им-то и удалось в VII веке окончательно усмирить Персию, которая стала частью Арабского халифата. С тех пор наследники империи прилагают все усилия, чтобы сохранить свой национальный характер, свою самобытность. Сердца и дух этих людей не так-то просто изменить. При любом вторжении персияне умудрялись оставаться собой, передавая традиции завоевателям. Так, Александр Македонский, разрушив покоренную Персию, позже перенял ее обычаи и принципы устройства государства. Он даже взял в жены персиянку (Роксану) и приказал тысячам своих воинов последовать его примеру. Иранцы гордятся умением ладить с чужаками. Те обычаи захватчиков, которые им нравятся, они принимают, но и от собственных не отказываются. Культурная гибкость – вот основа персидского характера. В руинах древней столицы, Персеполя, сожженного Александром Македонским, сохранились изображения на каменных стенах. Рисунки указывают на царившую тогда дружескую атмосферу: представители разных народов преподносят друг другу дары, приветливо кладут руки на плечи. Похоже, что в то время, в эпоху варварства и жестокости, Персеполь демонстрировал космополитизм. Территория сегодняшнего Ирана была обитаема уже десять тысяч лет назад. Арийцы, которым Иран обязан современным названием (оно происходит от слова аиранам, что означает «страна арийцев»), стали заселять эти края приблизительно в 1500 году до нашей эры. Ученым предстоит совершить еще много открытий, связанных с историей страны. В Иране уже десятки тысяч археологических площадок. На одной из них, на юго-востоке страны, возле города Джирофт, начали работать в 2000 году. Она появилась благодаря ливневому паводку на реке Халиль, обнажившему тысячи древних гробниц. Раскопки ведутся там всего несколько сезонов, но уже найдены интереснейшие предметы. Среди них – бронзовая голова козы, которой предположительно пять тысяч лет. Возможно, Джирофт – центр цивилизации времен древней Месопотамии.
В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд.
Раскопками здесь руководит известный археолог Юсеф Маджидзаде. Некоторое время тому назад он заведовал кафедрой археологии Тегеранского университета, после революции потерял работу и уехал во Францию. Но за последние годы, по его словам, в Иране многое изменилось, – например, возродился интерес к археологии. И вот он прибыл на родину для исследования гробниц близ Джирофта. Территория сенсаций. К какой же эпохе относится находка? Юсеф считает, что это могут быть следы мифической Аратты, существовавшей примерно в 2700-х годах до нашей эры. Некоторые исследователи полагают, что именно в Аратте были созданы дивные ремесленные изделия, которые затем попали в Месопотамию. Но доказательств пока нет, и другие ученые настроены скептически. В VI веке до нашей эры царь Кир Великий из династии Ахеменидов основал Первую персидскую империю, ставшую впоследствии крупнейшим и могущественнейшим царством древности. Царь был храбрым, скромным, добрым правителем. Созданную им империю называют первой державой, где существовала религиозная и культурная терпимость. Она объединила более двадцати трех народов, мирно соседствовавших при единой центральной власти, которая первое время концентрировалась в Пасаргадах. На пике расцвета при преемнике Кира Дарии владения империи простирались от Средиземноморья до реки Инд. Выходит, Персия была первой мировой супердержавой! «Мы хотели бы вернуть те времена, – говорит Саид Лейлаз, тегеранский экономист и политолог. – За века границы сузились, но память о супердержаве и былом величии осталась». Мысли о грандиозных достижениях прошлого подкрепляют находки археологов. Среди них – цилиндр Кира, быть может, самый потрясающий предмет, найденный в Иране. На глиняном цилиндре (подлинник хранится в Лондоне, в Британском музее) клинописью высечен декрет, который можно рассматривать как первую хартию прав человека, и этот документ почти на два тысячелетия старше Великой хартии вольностей. Декрет устанавливает религиозную и этническую свободы, запрет рабства и любых притеснений, отъема собственности силовым путем или без компенсации. А завоеванные земли сами решали, подчиняться ли власти Кира. «Цилиндр – далеко не единственный пример того, как Иран удивляет мир, – рассказала Ширин Эбади, иранский юрист, лауреат Нобелевской премии мира 2003 года. – Многие иностранцы изумляются, когда узнают, что шестьдесят пять процентов учащихся наших колледжей – девушки. А когда видят иранскую живопись, архитектуру, то не верят своим глазам! Они судят о нас лишь по тому, что слышали на протяжении последних тридцати лет».
«Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете».
Когда я спрашивала людей, что мир должен знать о них, они с ходу отвечали: «Мы не арабы!» И тут же добавляли: «Мы не террористы!» Арабов, завоевавших Иран, здесь многие считают кем-то вроде бедуинов, у которых не было собственной культуры кроме той, что они переняли у персов. Иранцы до сих пор говорят о них с такой неприязнью, будто прошло не четырнадцать веков, а пара месяцев. Спасительные строки. Чтобы сохранить себя, персы продолжали говорить на родном языке. Уберечь его от растворения в иноземной речи помогла поэзия. Иранцы боготворят Руми, Саади, Омара Хайяма, Хафиза. Но все же главный национальный поэт – Фирдоуси, живший в Х веке. Когда арабы только завоевали Персию, ее жители не могли открыто выражать свои мысли, к тому же на родном языке. Фирдоуси делал это за них. Поэт был правоверным мусульманином, но противился арабскому влиянию. Стараясь использовать поменьше арабских слов, он на протяжении тридцати лет создавал стихотворный эпос «Шахнаме» («Книгу царей»). В этом шедевре мировой литературы описаны истории полусотни монархий: восшествие царей на престол, их смерть, частые отречения от власти и перевороты. Заканчивается эпос арабским завоеванием, описанным как катастрофа. В сказаниях «Шахнаме» фигурируют враждующие цари и герои-воины, причем последние почти всегда оказываются нравственно выше правителей, которым служат. Эти истории поднимают проблему праведных людей, попавших под власть злых или некомпетентных. С тех пор как была написана «Шахнаме», язык несколько арабизовался, но его основой остается древнеперсидский. «Кроме персов в Иране сегодня проживает много разных народностей: туркмены, арабы, азербайджанцы, белуджи, курды и другие, – рассказывает археолог Юсеф. – Но все они знают фарси, один из древнейших живых языков на свете». Оригинал «Шахнаме» давно утрачен. Одна из копий хранится в музее дворца Голестан в Тегеране и датируется примерно 1430 годом. Ее мне показала смотрительница, миловидная девушка Бехназ Табризи. Иллюстрации – всего их двадцать две – сделаны чернилами из каменной пыли, смешанной с соком цветочных лепестков. Сегодня эта книга считается одной из главных реликвий Ирана. Говорят, любой иранец, образованный или нет, может процитировать Фирдоуси. Регулярно проходят чтения – в колледжах, у кого-то дома или в традиционных персидских чайханах. В одной из таких чайхан, «Азари» (на юге Тегерана), где стены расписаны сюжетами из «Шахнаме», я слушала чтеца, декламирующего отрывки из великой книги. Потом музыканты исполнили традиционные песни, под которые танцевали дети. А наблюдавшие за танцем родители попивали чай из изящных стаканчиков, закусывая финиками и печеньем.
Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет.
Праздником единым. Поэзия – не единственное средство, с помощью которого персам удалось сохранить свою культуру. Взять, к примеру, Навруз – весенний праздник равноденствия, он же – Новый год. Сегодня его отмечают не только в Иране, но и в республиках Средней Азии и Закавказья. Это тринадцатидневная феерия, во время которой все закрывается, а люди гуляют, танцуют, читают стихи. Традиция Навруза восходит к зороастризму, древней религии персов. Учение Заратустры (греч. – Зороастр) повлияло на многие верования, в том числе основные мировые религии: иудаизм, христианство и ислам. Когда арабы пришли с новой, как им казалось, идеей поклонения единому богу, персы знали единобожие уже более тысячи лет. «Нам навязывают небеса!» А что происходит с древними персидскими традициями в наши дни? До 1979 года страной правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, прикрываясь великими идеями Кира, насаждал музыку, одежду, стиль поведения и бизнес-интересы Запада. В 1971 году он попытался искусственно привить людям национальную гордость, устроив показной праздник в честь 2500-летней годовщины Персидской империи. У входа в Персеполь развернули роскошный палаточный городок, еду привезли из Парижа, а в число приглашенных входили важные персоны со всего света. Но иранцам идея шаха пришлась не по душе. В 1979 году в результате революции к власти пришли консервативные исламисты, не желавшие возрождать персидский дух, – даже наоборот! Так, они попытались приуменьшить значение Навруза, предлагая перенести Новый год на день рождения имама Али, исторического лидера шиитов, к которым относится большинство иранцев. «Власти даже прибегали к арестам, – рассказал мне мой приятель Али. – Но наш праздник не отменить – ведь ему более двух с половиной тысяч лет!» Сегодня священники-реформаторы, один из очагов власти Ирана, призывают иранцев быть мусульманами, не будучи арабами, а еще – не забывать о древней истории. После революции первое время люди воспринимали возрождение ислама как очищение от влияния Запада. Между тем многим иранцам по природе ближе учение зороастризма, согласно которому цель духовных исканий – самопознание. И хотя поначалу иранцы не возражали против усиления роли ислама в жизни общества, они оказались не готовы к тому, что новые порядки будут насаждать так сурово. Люди никак не ожидали, что религиозные деятели начнут вмешиваться и в судебную систему, и в повседневную жизнь. Были введены наказания в духе Средневековья (они сохранились до сегодняшнего дня): виновных забрасывали камнями, вешали, им отрубали пальцы и даже конечности. Сейчас центральные власти препятствуют некоторым из таких ритуалов, но в провинциях консервативные муллы непреклонно соблюдают традиции. Мотивируется все это праведной целью служить Аллаху и готовить себя к жизни в раю. «Нам навязывают небеса!» – считает Али. Вперед в прошлое. После революции двери на Запад закрылись на десятилетие. Правящее консервативное духовенство свело к минимуму любые проявления культуры, восходящие к доисламскому периоду (во всех мусульманских странах его называют джахилия, эпоха невежества). Зороастрийские символы были заменены на исламские, улицы переименованы, а из учебников пропали упоминания Персидской империи. Одно время люди опасались и за судьбу захоронения Фирдоуси – большого мавзолея из светлого камня в пригороде священного города Мешхед, с изумительным зеркальным прудом, над которым разносится гомон птиц, вьющихся вокруг колонн. Даже Персеполь грозились сровнять с землей. «Но они поняли, что тогда народ восстанет, и оставили все на своих местах», – рассказал Али. Похоже, исламская революция – «второе арабское нашествие», как ее называют, – лишь укрепила связь с прошлым, которую так старалась искоренить. Память о славном персидском прошлом хранят и юные иранцы. Один из них – андерграундный рэп-исполнитель Яс, паренек с черным ежиком волос и стильными длинными баками. На шее у него красуется серебряный фравахар – зороастрийский крылатый диск, символизирующий возвышение души через благочестивые мысли, слова и деяния. Юноша принадлежит к поколению революции, выросшему после 1979 года, которое составляет свыше двух третей 70-миллионного населения страны. Он поет о персидских поэтах, о древних предках, об истории Ирана. А еще Яс критикует сограждан за то, что те лишь почивают на лаврах великого прошлого. В последние годы у иранцев стала пробуждаться та часть национального самосознания, которая связана с представлением: они – прямые потомки едва ли не самого древнего человеческого рода. Так, мне рассказали о недавней акции у могилы Кира. Примерно две тысячи человек в один день купили многократные входные билеты, желая поддержать реставрацию захоронения. Акция была неофициальной – без речей и торжественных церемоний. А вот новые археологические раскопки, к сожалению, пока продвигаются медленно. «У страны много забот, и археология – не на первом месте», – говорит исследователь Юсеф Маджидзаде. Впрочем, по его словам, после открытий близ Джирофта все провинции загорелись раскопками. Теперь самый крошечный городок мечтает поведать миру свою собственную историю Ирана.

Персия существовала больше двух с половиной тысяч лет. Некогда это было великое и могущественное государство с богатыми культурными достижениями. Но сегодня не каждый знает, что с ним стало и где оно сегодня расположено.

Сегодня современная страна Персия, как и в прежние времена, является довольно развитым в экономическом и культурном плане государством. Но давайте заглянем в прошлое…

Вконтакте

История Персии

В VI веке до нашей эры на территории Ближнего Востока появились племена персов. За короткий период под предводительством царя Кира II им удалось добиться значительных военных успехов. Мощь персидской армии стала настолько великой, что персам без боя сдался Вавилон.

Кир II лично участвовал в сражениях и в одном из них погиб в 530 году до нашей эры. Его приёмник Камбису второй повёл армию персов и она успешно покорила древний Египет. Территории Персии стали простираться от Индии до Эгейского моря. Persia удерживала огромное количество земель под своим влиянием больше двух сотен лет до IV века до нашей эры. История этой древней страны хорошо описана Википедии.

Тёмные времена для Персии настали с походами Александра Македонского . Желание отомстить за грабёж Афин привело к крупномасштабным сражениям, в которых Персия потерпела много поражений. Весь царский род Ахеменидов перестал существовать, а Persia на долгие два века подверглась унизительному гнёту со стороны греков.

Парфянам удалось свергнуть греков, после чего правителем стал Артаксеркс. Он пытался вернуть былое величие землям древней Персии и возродил империю.

Фактически это начало эпохи второй персидской империи. В таком формате Персия существовала до седьмого века нашей эры, после чего её влияние сильно ослабело и она была поглощена Арабским халифатом .

После прихода исламского периода, Персия разделилась на несколько отдельных земель со своими правителями, приходящих к власти насильственным путём, и враждовавших друг с другом. Раздробленность позволила монгольскому нашествию с лёгкостью совершать набеги и грабить персидские города.

Официально страна стала называться с 1935 года. Для многих название стало совершенно неизвестным и не все всегда понимают, что это за государство. Но только не для самих персов. Такое решение было принято в довольно непростые времена, чтобы освободиться от прошлого следа персидской империи. Само слово Aryān появилось около VI века нашей эры. Так персы сами себя называли, поскольку были Арийцами или ария. Со временем язык изменялся и название тоже изменилось до нынешнего вида.

Где находится Персия

Точно ответить, где расположена Персия на современной карте довольно сложно. Ведь страны постоянно претерпевали территориальные изменения. В эпоху расцвета своего влияния Persia контролировала значительные территории таких современных стран:

Это неполный список стран, на территории которых когда-то существовала Персия. Но в наши дни, говоря о Персии, чаще всего идёт отсылка к Ирану. Именно так сейчас называется . Именно на земле этой страны происходили ключевые события существования персидского государства.

Здесь осталось наибольшее культурное влияние некогда великой империи. Более подробную карту расположения древних персидских владений можно изучить на Википедии.

Страна в наши дни

Современный – это не страшная революционная страна с ядерными разработками как её описывают во многих СМИ. Здесь сосредоточенно переплетение сразу нескольких культур: западной, исламской и собственно персидской.

Жители Ирана очень обходительны и дружелюбны к гостям. Тысячелетние захваты разными народами научили коренных иранцев ладить практически со всеми. Но за внешним дружелюбием скрывается намерения подробно выяснить с какой целью прибыл собеседник.

Такая манера поведения позволила иранскому народу сохранить свои богатые культурные традиции , при этом взяв лучшее каждой из культур пришлых народов.

Находясь веками под контролем Арабского халифата, иранцам удалось сохранить свой язык. В наше время в стране хоть и доминирует исламская культура, но персы продолжают хранить знания о своей древней самобытности .

Сегодня Персия – это самобытная страна с большим количеством древних достопримечательностей и памятников культуры.

План

1. Введение

2. Исторические границы

3. Достижения

3.1 Технология

3.2 Наука

3.3 Культура

4. Вывод

ВВЕДЕНИЕ

Персия – древняя цивилизация

Персия – древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название «Персия» все еще употребляется, когда речь заходит об Иране.

В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р.Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения в 6 в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в 4 в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. В глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, родина самых древних мировых цивилизаций. Месопотамские государства Шумер, Вавилония и Ассирия оказали значительное влияние на раннюю культуру Персии. И хотя персидские завоевания завершились спустя почти три тысячи лет после расцвета Месопотамии, Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации. Большинство важнейших городов Персидской империи располагались в Месопотамии, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Персия лежит на путях самых ранних переселений из Центральной Азии. Медленно продвигаясь на запад, переселенцы огибали северную оконечность Гиндукуша в Афганистане и поворачивали на юг и запад, где через более доступные районы Хорасана, к юго-востоку от Каспийского моря, попадали на Иранское нагорье к югу от гор Эльбурса. Веками позже параллельно раннему маршруту пролегла главная торговая артерия, связывавшая Дальний Восток со Средиземноморьем и обеспечивавшая управление империей и переброску войск. На западной оконечности нагорья она спускалась на равнины Месопотамии. Другие важные пути связывали юго-восточные равнины через сильно пересеченные горы с собственно нагорьем.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.

ДОСТИЖЕНИЯ

Технология

Ирригация

Вся экономика древней Персии основывалась на сельском хозяйстве. Количество осадков на Иранском нагорье недостаточно для ведения экстенсивного сельского хозяйства, поэтому персам приходилось полагаться на ирригацию. Немногочисленные и неполноводные реки нагорья не обеспечивали арыки достаточным количеством воды, и летом они пересыхали. Поэтому персы разработали уникальную систему подземных каналов-канатов. У подножия горных хребтов вырывались глубокие колодцы, проходившие сквозь твердые, но пористые слои гравия до подстилающих их водонепроницаемых глин, которые образуют нижнюю границу водоносного горизонта. В колодцах собирались талые воды с горных вершин, покрывающихся зимой толстым слоем снега. От этих колодцев прорывались подземные водоводы высотой в рост человека с расположенными через равные промежутки вертикальными шахтами, через которые поступали свет и воздух для рабочих. Водоводы выходили на поверхность и круглый год служили источниками воды.

Искусственное орошение с помощью дамб и каналов, зародившееся и широко использовавшееся на равнинах Месопотамии, распространилось и на сходную по природным условиям территорию Элама, по которой протекает несколько рек. Эта область, известная ныне как Хузистан, густо изрезана сотнями древних каналов. Ирригационные системы достигли своего наивысшего развития в Сасанидский период. В наши дни еще сохранились многочисленные остатки дамб, мостов и акведуков, возведенных при Сасанидах. Поскольку они были спроектированы захваченными в плен римскими инженерами, то как две капли воды напоминают подобные сооружения, встречавшиеся по всей Римской империи.

Транспорт

Реки Ирана несудоходны, но в других частях империи Ахеменидов водный транспорт был хорошо развит. Так, в 520 до н.э. Дарий I Великий реконструировал канал между Нилом и Красным морем. В Ахеменидский период велось широкое строительство сухопутных дорог, однако мощеные дороги сооружались в основном в болотистых и горных районах. Значительные участки узких, вымощенных камнем дорог, построенных при Сасанидах, встречаются на западе и юге Ирана. Необычным для того времени был выбор места сооружения дорог. Они прокладывались не по долинам, вдоль берегов рек, а по гребням гор. В долины дороги спускались только для того, чтобы дать возможность перейти на другой берег в стратегически важных местах, для чего возводились массивные мосты.

Вдоль дорог на расстоянии дневного пути одна от другой были построены почтовые станции, где меняли лошадей. Действовала очень эффективная почтовая служба, причем почтовые курьеры покрывали до 145 км в день. Центром разведения лошадей с незапамятных времен была плодородная область в горах Загроса, расположенная по соседству с трансазиатским торговым путем. Иранцы с древности начали использовать верблюдов в качестве вьючных животных; в Месопотамию этот «вид транспорта» попал из Мидии ок. 1100 до н.э.

Ранние изделия из металла

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего – касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9–7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Наука

В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов , Книга чинов , Страны Ирана и Книга Царей . Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

Экономика

Основой экономики Древней Персии было сельскохозяйственное производство. Процветала и торговля. Все многочисленные столицы древних иранских царств располагались вдоль важнейшего торгового пути между Средиземноморьем и Дальним Востоком или на его ответвлении в сторону Персидского залива. Во все периоды иранцы играли роль промежуточного звена – они охраняли этот путь и оставляли у себя часть перевозимых по нему товаров. При раскопках в Сузах и Персеполе найдены прекрасные изделия из Египта. На рельефах Персеполя изображены представители всех сатрапий государства Ахеменидов, подносящие дары великим властелинам. Со времени Ахеменидов Иран экспортировал мрамор, алебастр, свинец, бирюзу, ляпис-лазурь (лазурит) и ковры. Ахемениды создали сказочные запасы золотых монет, отчеканенных в разных сатрапиях. В отличие от них Александр Македонский ввел единую серебряную монету для всей империи. Парфяне вернулись к золотой денежной единице, а во времена Сасанидов в хождении преобладали серебряные и медные монеты.

С середины шестого века до нашей эры на арене мировой истории появились персы. Жители Ближнего Востока до этого времени очень мало слышали об этом загадочном племени. Известно о них стало только после того, как они начали захватывать земли.

Кир Второй, царь Персов из династии Ахеменидов, смог в короткие сроки захватить Мидию и прочие государства. Его хорошо вооруженная армия начала подготовку, чтобы выступить против Вавилона.

В это время Вавилон и Египет враждовали друг с другом, но при появлении сильного врага они решили забыть о конфликте. Подготовка Вавилона к войне не спасла его от поражения. Персы захватили города Опис и Сиппар, а после без боя завладели Вавилоном. Кир Второй решил дальше продвигаться на Восток. В войне с кочевыми племенами он погиб в 530 году до нашей эры.

Преемникам погибшего царя, Камбису Второму и Дарию Первому, удалось захватить Египет. Дарий смог не только укрепить восточные и западные границы державы, но и расширить их от Эгейского моря до Индии, а также от земель Средней Азии до берегов Нила. Персия вобрала в себя известные мировые цивилизации древнего мира и владела ими до четвертого века до нашей эры. Империю смог покорить Александр Македонский.

Вторая персидская империя

Солдаты Македонского отомстили персам за разорение Афин, испепелив Персеполь. На этом династия Ахеменидов перестала существовать. Древняя Персия попала под унизительную власть греков.

Изгнать греков удалось только во втором веке до нашей эры. Сделали это парфяне. Но им не дано было править долго, их сверг Артаксеркс. С него началась история второй персидской державы. По-другому ее принято называть державой династии Сасанидов. При их правлении возрождается империя Ахеменидов, хотя и в другой форме. На смену греческой культуре приходит иранская.

В седьмом веке Персия потеряла свое могущество и была включена в состав Арабского халифата.

Жизнь в Древней Персии глазами других народов

О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).


Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

Достижения персов:

  • хорошие дороги;
  • чеканка собственных монет;
  • создание садов (парадисов);
  • цилиндр Кира Великого - прообраз первой хартии прав человека.

Раньше Персия, а сейчас?

Не всегда можно сказать точно, какое государство находится на месте древней цивилизации. Карта мира менялась сотни раз. Изменения происходят даже в наши дни. Как понять, где была Персия? Какая сейчас страна на ее месте?

Современные государства, на территории которых была империя:

  • Египет.
  • Ливан.
  • Ирак.
  • Пакистан.
  • Грузия.
  • Болгария.
  • Турция.
  • Части Греции и Румынии.

Это еще не все страны, которые имеют отношение к Персии. Однако с древней империей чаще всего ассоциируется Иран. Что же представляет собой эта страна и ее народ?

Загадочное прошлое Ирана

Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

Жизнь в современном Иране глазами иностранцев

Для многих обывателей Иран ассоциируется с революцией и ядерной программой. Однако история этой страны охватывает более двух тысяч лет. Она вобрала в себя разные культуры: персидскую, исламскую, западную.

Иранцы возвели притворство в настоящее искусство общения. Они очень обходительны и искренни, но это только внешняя сторона. На самом деле за их угодливостью кроется намерение узнать все замыслы собеседника.

Бывшая Персия (сейчас Иран) захватывалась греками, турками, монголами. При этом персияне смогли сохранить свои традиции. Они умеют ладить с чужаками, их культуре свойственна определенная гибкость - брать лучшее от традиций чужаков, не отказываясь от собственных.

Иран (Персия) веками находилась под властью арабов. При этом ее жители смогли сохранить свой язык. В этом им помогла поэзия. Больше всего они чтут поэта Фирдоуси, а европейцы помнят Омара Хайяма. Сохранению культуры способствовало учение Заратустры, которое появилось задолго до вторжения арабов.

Хотя в стране сейчас ведущая роль отведена исламу, у иранцев не угасло национальное самосознание. Они хорошо помнят о своей многовековой истории.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против Вавилона начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.


После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами Средней Азии и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. Древний Египет превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

  • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
  • Тейспес, 600-е гг до н.э.
  • Кир I, 640 — 580 гг. до н.э.
  • Камбис I, 580 — 559 гг. до н.э.
  • Кир II Великий, 559 — 530 гг. до н.э.
  • Камбис II, 530 — 522 гг до н.э.
  • Бардия, 522 г до н.э.
  • Дарий I, 522 — 486 гг до н.э.
  • Ксеркс I, 485 — 465 гг до н.э.
  • Артаксеркс I, 465 — 424 гг до н.э.
  • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
  • Секудиан, 424 — 423 гг до н.э.
  • Дарий II, 423 — 404 гг до н.э.
  • Артаксеркс II, 404 — 358 гг до н.э.
  • Артаксеркс III, 358 — 338 гг до н.э.
  • Артаксеркс IV Арсес, 338 — 336 гг до н.э.
  • Дарий III, 336 — 330 гг до н.э.
  • Артаксеркс V Бессус, 330 — 329 гг до н.э.

Карта Персидской империи

Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась в Северную Индию и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - скифы, саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки месопотамской цивилизации. Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.


«Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии с Ассирией сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал Вавилон. Сын Кира, Камбис, покорил Египет, а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение — Сасанидская держава


В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.


Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.


При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персия — это древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном.

В древности Персия стала центром одной из самых великих в истории империй, которая простиралась от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи — египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов.

Возникла Персия в VI веке до нашей эры. Вплоть до завоевания Александром Македонским в IV веке до нашей эры она занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось около 100 лет, а после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более 7 веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию.

Известно, что самые древние жители Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы. Во время раскопок в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были найдены скелеты людей, датированные VIII тысячелетием до нашей эры. На северо-западе Ирана были обнаружены черепа людей, которые жили в III тысячелетии до нашей эры. Ученые предложили назвать коренное население каспиями. Находки во время раскопок свидетельствуют о том, что племена, которые населяли этот регион, занимались в основном охотой, потом перешли к скотоводству, которое сменилось земледелием. Главнейшими поселениями были Сиалк, Гей-Тепе, Гиссар, самым крупным были Сузы, которые в скором времени стали столицей персидского государства.

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тысячелетия до нашей эры. Самыми крупными из народов, которые жили на восточных границах Месопотамии, были эламиты, захватившие древний город Сузы. Они основали там могущественное и процветающее государство Элам. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников. К середине II тысячелетия до нашей эры они завоевали Вавилонию.

Со II тысячелетия до нашей эры на Иранское нагорье начались нашествия племен из Центральной Азии. Это были арии, индоиранские племена, которые дали Ирану его имя («родина ариев»). Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа — на юге среди касситов.

В начале I тысячелетия до нашей эры на Иранское нагорье нахлынула вторая волна пришельцев. Это были собственно иранские племена — согдийцы, скифы, саки, парфяне, бактрийцы, мидяне и персы. Многие из них ушли за пределы нагорья, и лишь мидяне и персы обосновались в долинах хребта Загрос. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее.

Мидийское царство постепенно набирало силу. В 612 году до нашей эры мидийский царь Киаксар вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил ассирийскую державу. Однако могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений.

Еще при мидянах в Парсе стала господствовать династия Ахеменидов. В 553 году до нашей эры Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, который был сыном Киаксара. В результате восстания был создан могущественный союз мидян и персов. Новая держава была грозой для всего Среднего Востока. В 546 году до нашей эры царь Лидии Крез решил разгромить державу Кира. В этом ему вызвались помочь вавилоняне, египтяне и спартанцы.

Победил Кир, который позже занял Вавилонию, а к концу своего правления расширил границы государства от Средиземного моря до востока Иранского нагорья. Столицей стал город Пасаргад. Сын Кира, Камбис, захватил Египет и провозгласил себя фараоном.

Величайшим из персидских царей был Дарий. Во время его правления под власть Персии перешла северо-западная часть Индии вплоть до реки Инд и Армения до гор Кавказа. Дарий организовывал и поход во Фракию, однако скифы отразили его нападение. Во время правления Дария греки в западной части Малой Азии подняли восстание. Это восстание стало началом борьбы против персидского царства. Она закончилась лишь через полтора столетия из-за падения Персидского царства под ударами Александра Македонского.

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

На марке изображены шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и его супруга - императрица Фарах.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия» . Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны»

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей .

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 г од и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye I rân) . Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

С 1979-го года, после падения монархии, страна официально называется Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ - Джомхури-йе Эсломи-йе Ирон) .

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Дополнительно:

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях .

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана ;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов . Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха .

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани) . Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. (не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев . Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской: дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566-1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).