Джон Сингер Сарджент. Великолепная акварель и живопись

Известный мастер портрета Джон Сингер Сарджент, по своему происхождению считается американским художником, хотя местом его рождения была Флоренция. Его родители были американцами, но вся их семейная жизнь проходила в странах Европы. Они не имели большого состояния, но их финансовые возможности позволяли им утолить свою страсть к перемещениям, даже появившиеся один за другим двое детей, не смогли заставить родителей поменять образ жизни.

В начале 1856-го года, 12 –го января в семье родился мальчик, которого назвали Джон, а спустя год у маленького Джона появилась сестрёнка Эмилия. Всю жизнь они поддерживали между собой дружбу, став самыми близкими людьми.

Родители по-прежнему много путешествовали – зиму проводили в одном из городков итальянского юга, а летом семья перемещалась в Германию или Францию.

Конечно, при таком образе жизни, невозможно получить качественное образование. Но зато Джону, вечное перемещение родителей по европейским странам, позволило идеально овладеть основными языками, на которых говорили в Европе.

Желание рисовать пробудилось у Джона ещё в раннем детстве, а его рисунки показывали, что у мальчика имеются ещё и способности. Родители поддерживали талант своего ребёнка. Своё восемнадцатилетие Джон встретил в Париже, где проходил обучение в мастерской у модного художника, Шарля Эмиля Дюрана, специализирующегося на написании портретов. Необычайная одарённость начинающего художника отмечалась всеми, кто мог увидеть работы Джона.

Продолжалось обучение у Дюрана до 1878-го года, затем молодой художник начал проходить обучение в Школе изящных искусств, где посещал класс преподавателя Леона Борна.

Сарджент ещё не окончил учёбу, когда впервые его картина была выставлена в Салоне, престижной парижской выставке, проводимой ежегодно. Это был 1876-й год, а в 1881-м году состоялась первая весомая победа в жизни молодого художника – его картина была отмечена в Салоне медалью.

Писал Сарджент в то время много, творчество было разнообразно – композиции, пейзажи и портреты, прославившие мастера. Одновременно художник много путешествовал, унаследовав страсть к перемене мест у своих родителей.

Кстати, первая его поездка состоялась в 1877-м году. Это было посещение Америки, родной страны его предков, которая сразу же запала в сердце Джона. Спустя годы, художник даже отказался от предложения стать английским рыцарем, ведь для этого нужно было отказаться от американского гражданства.

Немного позднее Сарджент побывал в Африке, Испании, Нидерландах, знакомясь с творениями известных в мире художников.

Популярность Сарджента росла, но в 1884-м году, вокруг написанного и выставленного им в Салоне портрета известной в Париже женщины, жены французского банкира, разразился скандал. Возмущённая публика говорила о чрезмерной откровенности этой картины.

Этот инцидент стал поводом для отъезда художника в Лондон. Постепенно его работы признали и английские ценители искусства. В 1894-м году Сарджент даже был избран членом Королевской академии художеств.

Постепенно портреты стали писаться реже – Сарджент стал пробовать себя в других жанрах. Он писал пейзажи и фрески, затем стал пробовать себя в батальной живописи. Широкую известность получила его картина «Поражённые газами».

В конце своей жизни, Сарджент получил звание почётного члена в трёх университетах сразу.

Закончил свою жизнь Джон Сингер Сарджент 15 апреля 1925 года в Лондоне, в своём доме.. Во сне у художника остановилось сердце.

Sargent John. Шокирующее искусство

Американский художник Джон Сингер Сарджент (англ. John Singer Sargent,1856, Флоренция - 1925, Лондон)- один из наиболее успешных живописцев Прекрасной эпохи
Большую часть своей жизни художник провел в Европе и прославился как один из лучших портретистов своего времени. Был дружен с Клодом Моне
Его считают виднейшей фигурой Fin de siècle (европейский аналог нашего Серебряного века). Но в самом начале его художественной карьеры разразился страшный скандал, в результате которого художник потерял всех своих клиентов и был вынужден даже покинуть общество. А виной всему оказался портрет.


На этом портрете изображена Виржини Готро (фр. Virginie Amélie Avegno Gautreau, 1859---1915) – французская красавица американского происхождения, дама полусвета, звезда Прекрасной эпохи, модель знаменитых художников.


Портрет мадам Икс (фр. Portrait de Madame X), 1884
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Родилась Виржинии в богатой креольской семье. После гибели отца в Гражданской войне. Ее мать,француженка по происхождению, взяв с собой 8-летнюю дочь, переехала в Париж.
Мать с самого раннего возраста дочери стремилась сделать из нее красавицу-модель.
Девочка с детского возраста окрашивала волосы и пользовалась косметикой.
Мать и дочь были почти основными персонажами парижского общества, став дамами полусвета.
Виржинии вышла замуж за банкира Пьера Готро. Хотя она и стала светской замужней дамой, но ее супружеские измены были многочисленны. И эти измены не вызывали скандала в парижском свете.
А скандал произошел из-за портрета Мадам Икс, написанным Сарджентом.
Художник, покоренный красотой Виржинии, через друга попросил у Вирджини Готро позволения написать её портрет. Портрет высотой семь футов был выставлен в Салоне в 1884 г.


(на этой фотографии можно увидеть насколько неподобающе была одета Виржини Готро по сравнению с другими дамами на портретах того времени. Работы Джона Сингера Сарджента)

И сразу разразился скандал… Мадам Икс была узнана сразу
Особый гнев публики вызвала спущенная на оголенные плечи бретелька платья
Виржинии, которая расценивалась как явное приглашение к сексу….
В распущенности были обвинены и художник, и его модель. Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику,
применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения. Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался.
Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья.

Художника, выразившего к тому же в портрете надменную сущность героини, обвинили в женоненавистничестве и аморальности…
Художник был вынужден уехать из Франции, прекратила свои экстравагантные похождения и Виржини.
Позже художник переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной.
Печальнее всего в этой истории то, что именно на этот портрет делал ставку незадачливый малоизвестный художник, решивший сделать имя и прославиться. Как видите, слава бывает разной.
Художник обогнал свое время - люди, заглянув в будущее искусства, как всегда, испытали шок. Только через 20! лет пришло время этой картины. С 1905 картина была показана на нескольких международных выставках и в 1916 продана в Музей Метрополитен,
директору которого Сарджент написал: «Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент»


Madame Pierre Gautreau Портрет мадам Gautreau акварель 1883


1887. Charles Inches


1889. Ellen Terry as Lady Macbeth


1883-1885. Judith Gautier


1889. In a Punt


simplon pass reading


1879. Jeanne Kieffer




1879-1880. Study for The Spanish Dance


Singer Sir George Sitwell Lady Ida Sitwell and Family


1884. A Dinner Table at Night (Mr. and Mrs. Albert Vickers)


1883. Olivia Richardson


1884. Mademoiselle Suzanne Poirson


Winifred duchess of portland


Sargent Mr and Mrs Isaac Newton Phelps Stokes


Miss Elsie Parker


Madame Pierre Gautreau, 1883


1884. Mrs.Thomas Wodehouse Legh


1883. The Breakfast Table (Violet Sargent)


1882. The Daughters of Edward Darley Boit


1885-1886. Carnation,Lily,Lily,Rose


1890. Gordon Fairchild


1882. Beatrice Townsend


1881. Louise Pailleron


1880-1882. Venetian Water Carriers


1882. El Jaleo


1880-1881. Madame Ramon Subercaseaux


1884. Mrs.Winton Phipps (Jessie Percy Butler Duncan)


1888. Isabella Stewart Gardner


1880. Fumee d"ambre gris

Carnation, Lily, Lily, Rose. 1885-86
Edinburgh_NGS_Singer_Sargent_Lady_Agnew. ">
. Self Portrait 1886.

_____✓________________

Родина Джона Сарджента (Sargent, John Singer), сына американских эмигрантов, - Флоренция. А живописи учился он в Париже, большую же часть жизни провел в Лондоне. Сарджент - один из первых художников-космополитов в Европе, блистательный денди. По его словам, образцами в творчестве для него всегда являлись Веласкес, Гейнсборо, Ван Дейк (Роден даже назвал Сарджента, не без иронии, Ван Дейком нашего времени).

Его творчество в большей своей части связано с европейским искусством. Он приобрел всеевропейскую славу как самый выдающийся художник-портретист своего времени. Он писал главным образом портреты высшей знати. Карьера Сарджента развивалась стремительно, его имя приобрело большую популярность в аристократических салонах Парижа и Лондона. Как живописец, он с большой легкостью и быстротою адаптировал все новое, что появлялось в быстро меняющемся мире искусства рубежа веков. Сначала он был близок импрессионистам, едва не присоединившись к их группе. Затем подпадает под влияние постимпрессионизма и неоклассицизма. В некоторых картинах близок к позднему прерафаэлитизму, в котором уже формировались черты стиля модерн.

Традиционно художника оценивают, как виртуозного, но холодного и поверхностного мастера. Тому причиной бесчисленные изображения светских львиц, чьи портреты, кажется, были созданы лишь для того, чтобы модель еще раз убедилась в своей знатности и богатстве. Но во многих изображениях Сарджента сквозь внешний лоск читается та трезвая, несколько отстраненная, порой с оттенком сарказма характеристика персонажа, которая выдает в нем мастера, принадлежащего американской школе искусства. И вовсе лишенные холодности, конечно же, созданные Сарджентом детские изображения, На протяжении своего творческого пути занимался Сарджент также и настенной живописью.

Слава Сарджента была огромна, его осыпали наградами и званиями. В 1897 он был избран в Национальную академию в Нью-Йорке, в Королевскую академию художеств в Лондоне, а также стал кавалером ордена Почетного легиона в Париже. Его выставки состоялись в крупных музеях Европы и США, он достиг ранга национального и мирового классика.

_____✓________________

Джон Сингер Сарджент (1856-1925) . Self Portrait 1906. Джованни Болдини (1842-1931) - Портрет Джона Сингера Сарджента

Conrad and Reine Ormand 1906
The Sons of Mrs. Malcolm Forbes 1887-1888. Madame X 1884


Клод Моне, 1887 Auguste Rodin 1884. John_D._Rockefeller_1917_painting.

The Right Honourable Joseph Chamberlain 1896. The Honourable Victoria Stanley 1899.

John_Singer_Sargent_A_Street_in_Venice.
Head of an Italian Woman 1878 Charlotte Cram 1900
Frau Carl Meyer und ihre Kinder
Jeanne Kieffer 1879 Madame Ramon Subercaseaux 1880-1881 The Marchioness Curzon of Kedleston 1925
Robert Louis Stevenson 1887

Dr. Pozzi at Home 1881 Mrs. Hugh Hammersley 1892-1893. Head of a Capri Girl 1878
A Bedouin Arab 1891 Head of a Neapolitan Boy in Profile 1879
Head of a Neapolitan Boy 1879. Etta Dunham 1895 Beatriice Goelet 1890


Сегодня «Портрет мадам Х» художника Джона Сингера Сарджента считается блестящим изображением классической красоты и женственности. Однако в 1884 году, когда был написан данный портрет, разразился скандал.

1. Сарджент просто умолял модель позировать для портрета

"Мадам Х" - на самом деле мадам Виржини Готро, американская эмигрантка, чья красота была известна по всему Парижу. Она получала частые приглашения от художников, которые хотели написать ее портрет, но неизменно отказывала им.


Познакомилась Готро с Сарджент благодаря тому, что у них был общий друг, которому художник как-то написал: "у меня есть огромное желание нарисовать ее портрет. Также у меня есть все основания думать, что она позволит это, поскольку ждет кого-то, кто сможет передать всю ее красоту. Вы могли бы сказать ей, что я человек потрясающего таланта". Наконец, после двух лет уговоров, гламурная Готро согласилась позировать Сардженту в 1883 году.

2. "Мадам Х" неестественно бледна

Для достижения столь бледного оттенка лица, которое впоследствии один искусствовед окрестил "трупным оттенком", Готро (по слухам) принимала мышьяк. Современные исследователи считают, что она использовала пудру из перетертого риса и лаванды, а также подрумянивала уши и красила волосы хной.

3. На стиль портрета повлияло древнее искусство

Прическа "мадам Х" явно навеяна давно ушедшей эпохой эллинизма. А ее алмазная тиара является аллюзией Дианы, богини охоты и Луны.

4. Готро была очень беспокойной моделью

После того, как Сарджент нарисовал портрет, он создал серию эскизов, чтобы поэкспериментировать с различными позами и реквизитом. Готро, отвернув голову, потягивала шампанское из бокала, развалившись на диване. Однако она постоянно ерзала, то и дело вскакивала, а вскоре и вовсе потребовала годичный перерыв перед следующим позированием. Художник жаловался, что ему постоянно приходилось бороться с безнадежной ленью мадам Готро, а также "что ее красоту невозможно изобразить".

5. Сарджент изначально сомневался в том, что у него получился хороший портрет

Сарджент решил создать "Портрет мадам Х", чтобы укрепить свою репутацию в мире искусства Франции, но после того, как закончил свое творение, очень долго сомневался в том, что у него получилось желаемое.

6. Картина вызвала бурю негодования после первого показа


Несмотря на мрачное настроение Сарджента, "Портрет мадам Х" был выставлен в Парижском Салоне в 1884 году. Но вместо фурора, картина вызвала негодование и шок у публики. Критики высмеяли почти голые плечи, бледность кожи и розовые уши модели, расценив это как признак вульгарности.

7. Картина очень повредила репутации самой модели

Перед показом картины Виржини Готро и так уже являлась объектом сплетен за свое провокационное поведение и нескромные внебрачные интрижки. Многие посчитали, что портрет пера Сарджента фактически вынес все грязные тайны Готро на рассмотрение публики. После премьерного показа мать Готро, Мари-де-Виржини де Тернан явилась со скандалом к Сардженту, заявив: "Весь Париж издевается над моей дочерью. Ее репутация разрушена. Она умрет от досады".

8. Мать Готро хотела снять картину с показа

Де Тернан потребовала от Сарджента убрать портрет с выставки, но художник отказался. После этого де Тернан пошла в Парижский Салон, но его управляющие также отказались снять картину с показа. В конце концов, из-за многочисленных скандалов Сарджент убрал картину с выставки и не показывал ее никому в течение многих лет.

9. Резкая критика заставила Сарджента частично перерисовать картину

После дебюта "Портрета мадам Х" люди посчитали, что кокетливо приспущенная с одного плеча Готро бретелька платья слишком вульгарна. Позже Сарджент перерисовал бретельку, "подняв" ее на плечо.

10. "Портрет мадам Х" сделал Сарджента известным за рубежом

Скандал вокруг портрета во Франции заставил Сарджента покинуть страну. Он переехал в Лондон, а затем в Нью-Йорк. Когда он снова выставил картину в 1905 году, американцы и англичане пришли в восторг от мастерства Сарджента. В итоге художник вновь возобновил свое творчество.

11. Неполная копия картины хранится в Лондоне

Во время работы над "Портретом мадам Х" Сарджент параллельно делал вторую версию картины, которая сегодня выставлена в лондонской Галерее Тейт.

12. Картина больше по размеру, чем реальная модель


Размер "Портрета мадам Х" - 234,85×109,86 см.

13. Сарджент считал портрет своим величайшим произведением

Изначально Сарджент надеялся, что его портрет завораживающей красотки определит всю его дальнейшую карьеру. В конечном итоге, все так и получилось. "Портрет мадам Х" - не только наиболее спорная работа Сарджента, но и самая известная его работа. Хотя первоначальная реакция на портрет была ужасной, впоследствии картину признали гениальной. На протяжении 30 лет Сарджент никому не показывал картину, но затем он продал ее музею Метрополитен в 1916 году, признав: "Я предполагаю, что это лучшее произведение, созданное мной".

14. Даже спустя десятилетия, Сарджент переживал по поводу репутации своей модели

При продаже картины он настаивал, чтобы имя Готро не разглашалось.

15. Готро надеялась, что другой портрет заставит взглянуть на ее образ по другому


Хотя репутация Готро была подорвана "Портретом мадам Х", она не умерла от досады, как пророчила ее мать. Она действительно отошла от светской жизни на несколько лет, но затем вернулась. В 1891 году Густав Куртуа написал очередной портрет Готро в профиль, в еще более откровенном платье схожего фасона. На этот раз публика отнеслась к портрету более благосклонно. В 1897 году Вирджини Готро позировала для очередного портрета, который рисовал Антонио де ла Гандара. Как раз работу де ла Гандараона считала своим лучшим изображением.

В продолжение темы о портретах хотелось бы разобраться в том, что сегодня является одной из наиболее известных работ мастера.

Джон Сингер Сарджент (англ. John Singer Sargent, 12 января 1856, Флоренция - 15 апреля 1925, Лондон) - американский художник, двоюродный брат известного ботаника Чарльза Сарджента, один из наиболее успешных живописцев прекрасной эпохи.

Сын врача, учился в Италии, Германии и Франции где его наставником в 1874-1878 был Эмиль Огюст Каролюс-Дюран . Ранние работы художника высоко оценил Генри Джеймс. Во Франции Сарджент сблизился с импрессионистами , теснее всего - с Клодом Моне (известна картина Сарджента Клод Моне, работающий на опушке леса). Также дружил c Робером де Монтескью, Полем Эллё. По большей части жил во Франции и Великобритании, много путешествовал по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку, часто бывал в Италии, не раз приезжал в США.

Сарджент оказал воздействие на формирование творческой манеры Марка Ланселота Симонса и других молодых художников начала XX века.

Сарджент - один из первых американских апатридов, художников-космополитов в Европе, денди образца Fin de siècle. Его нередко причисляют к импрессионистам, хотя образцами для него всегда оставались Веласкес , Гейнсборо , Ван Дейк (Роден даже назвал его, не без иронии, Ван Дейком нашего времени). Наиболее известен своими портретами, среди моделей которых были натурщицы Розина Феррара, Кармела Бертанья, Виржини Готро (Портрет мадам Икс), актрисы Эллен Терри и Элеонора Дузе, писательница Жюдит Готье, вице-королева Индии Мэри Виктория Керзон, художница и фотограф, меценатка и собирательница живописи Сара Сирс. Среди мужских портретов - портреты Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, Генри Джеймса, Роберта Льюиса Стивенсона, Уильяма Батлера Йейтса. Занимался также настенной живописью (Бостонская публичная библиотека).

По адресу Сарджента нередко высказывались скептически художники-импрессионисты (например, Камиль Писарро), критики из группы Блумсбери (Роджер Фрай). В 1883 году его картина «Дочери Эдварда Дарли Бойта» вызвала бурные споры среди зрительской аудитории и профессиональных критиков. Однако в 1960-е годы к Сардженту пришло широкое признание, его выставки состоялись в крупных музеях Европы и США, он достиг ранга национального и мирового классика.

Художник создал примерно 900 работ маслом, 2000 акварелей, множество графических работ. Ряд его произведений хранится в американских музеях, прежде всего - в Бруклинском музее в Нью-Йорке. В 2003 году в Нью-Йорке с большим успехом прошла выставка «Женщины Джона Сарджента».

По картине Джона Сарджента «Портрет мадам Икс» в 2016 году был поставлен балет «Без бретельки» (хореография Кристофера Уилдона, либретто Шарлотт Уэстерна и Кристофера Уилдона по книге Деборы Дэвис, музыка М.-А. Турнажа, сценография Боба Кроули). В роли художника выступил танцовщик Эдвард Уотсон, партию его модели, Виржини Готро, исполнила Наталья Осипова (Королевский балет, Лондон).

Джон Сингер Сарджент был заядлым шахматистом, хотя и любителем, а не профессионалом. В свои длительные поездки он всегда брал комплект шахмат. Существует недатированный рисунок Реймонда Кросби наклонившегося Сарджента, предположительно размышляющего над шахматной доской (или по другой версии - над книгой).
Сохранились три работы художника, где представлена его любимая игра: «Игра в шахматы», «Игра в шахматы» (карандашный набросок) и «Сладкое безделье».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →