Экология подг гр. «Вода-чудесница» (конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)

Пояснительная записка:

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ]. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Актуальность: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, проблема охраны окружающей среды (воды), как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования её человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование эк. культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значит охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учиться у неё и охранять.

Краткая аннотация: в данном конспекте я использую материал по познавательному развитию: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с худ. литературой: слушание стихотворения «Земля - наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа Степашки с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.

Материал к занятию:

Глобус; картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озёр, рек и родников; кукла зайчонок; карточки с загадками; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. Звучит тихая музыка.

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в республике Хакасия есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал, которое находится на границе с республикой Бурятия. (Сибирский Федеральный Округ.)

Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)

Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.

Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

У И.А Бунина есть стихотворение «родник».

Послушайте его:

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

П . Игра «Ручейки-озеро»

Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».

II. Встреча со Степашкой.

Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Зайчонок. Он грязный, плачет.

Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы детей)

Степашка: Я шёл к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы детей)

Степашка: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей)

Дети жалеют Степашку. Воспитатель предлагает ему умыться.

Степашка : Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Дети встают в круг.

Скороговорка:

«Ехал Грека через реку,

(дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

Видит Грека, в реке рак.

(Повороты туловища и головы вправо- влево)

Сунул Грека руку в реку,

(Наклоны туловища вперёд)

Рак за руку Греку цап!

(Воспитатель ловит детей за руку)

Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки ? Тогда слушайте:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

Не море, не земля, корабли не плавают

Только лягушки квакают.

Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

Степашка: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физ. минутка:

Вот болотце на пути, как его нам перейти.

(дети ходят по кругу)

С кочки на кочку, прыг да скок,

Веселей скачи дружок.

(Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)

Степашка: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Хрюша. До свидания.

Степашка уходит.

III. Итог занятия :

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы со Степашкой больше такого не случалось? (Ответы детей)

Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему: «Мы реки и озёра в обиду не дадим» . А потом мы с вами, когда пойдём домой, развешаем плакаты на подъезды наших домов, чтобы все люди знали, что надо беречь воду.

Список используемой литературы:

1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

3 «Подвижные игры разных народов» из программы экологического образования детей «Мы».

Непосредственно образовательная
деятельность с детьми 6 , 7 лет

«Экологическая азбука»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный.

Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное»,»Речевое»,»Художественно - эстетическое«.

Форма НОД: групповая.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, игровая.

Программные задачи:
· Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.
· Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
· Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение.

Материал и оборудование:
1.Мультимедийная установка, магнитофон.
2.Слайды: изображение животных, рыб, птиц, живущих около реки.
3.Картинки для составления модели загрязнения реки.
4.гуашь, краски, бумага.
5.Экологическская азбука.

Предварительная работа:
1.Беседа с детьми на тему:
а) «Откуда берет начало река Волга?»
б) «Какие города, заводы и фабрики расположены на берегу реки?»
в) «Как человек загрязняет реку?»
г) «Кто населяет реку?» (рыбы, животные, растения).

2.Чтение книг о Волге.
а) «Наша Волга».
б) «Почемучка» (из серии «Наш мир»)
в) «Загрязнение и сохранение (из серии «Наш мир»).
г) «Реки и озера (из серии «Наш мир»).
д) Экологическая азбука.

3.Рассматривание альбомов, открыток о Волге.
Серия открыток «Астраханский заповедник».

4.Рисунки детей о Волге, родном крае.

5.Экскурсия на набережную Волги.

Взаимосвязь с семьей:
помощь родителей в изготовлении карточек для игр.

Взаимосвязь со специалистами:
обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Педагог: Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас - напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе?

- просмотр слайдов на экране о загрязнении реки.
- Разумно ли используем ее богатства и надолго ли его хватит? Мы должны быть в ответе за нашу планету. Нам надо многому научиться. А чтобы чему - то научиться, надо прочитать много книг. А в этом нам поможет Азбука. Но так как мы хотим стать юными экологами, тот мы с вами изучаем какую азбуку?
- Экологическую азбуку (ответы)

Верно! Давайте вспомним с вами некоторые слова из этой азбуки.
Педагог выставляет на доске карточку с буквой «А».
- А теперь скажите экологическое слово на эту букву.
- Аквариум (ответы)

Выставляется буква «В»
- Скажите экологическое слово на эту букву.
- Вода.
Педагог просит объяснить значение этого слова (ответы)
- Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
- Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
- На берегу реки Волга.
- Давайте поговорим немного о нашей реке.
- Откуда наша Волга берет свое начало?
- Как она называлась раньше?
- Есть ли у нашей реки - притоки?
- Куда впадает Волга?
- Какой город расположен у дельты реки?
- Чем отличается река от озера?
- Какую пользу приносит река (ответы)?
- Да, ребята, мы называем нашу Волгу матушкой-кормилицей.

Выставляется бука «К».
- Красная книга(ответы).
- Новое слово на букву «К» - катастрофа. Что же это такое?

Педагог дает объяснение слову «катастрофа». Вспоминают с детьми катастрофу нефтепровода, которая произошла на реке Белая.
- Чем грозила нам эта катастрофа?
(река Белая протекает очень близко от реки Кама, а Кама впадает в реку Волга).

Послушайте, что происходит, если человек плохо относится к природе, не заботится о ней.

Рассказ педагога с показом слайдов.
- Текла по равнине река с чистой - пречистой водой река Волга. Построили на ее берегу химический завод. Для работы ему нужно много воды - вот и проложили от завода к реке две трубы. По одной вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается отработанная, грязная вода.

Педагог на доске выстраивает модель загрязнения реки. От каждого объекта загрязнения проводит по воде кисточкой грязную дорожку отходов.

Ребята, я вам раздам карточки, и мы попробуем с вами составить небольшой рассказ «Разноцветная речка» (детям раздаются карточки).
- А что вы, ребята, можете добавить к моему рассказу?
- Как еще человек загрязняет реки?

1. Заводы - промышленные отходы.
2. Сбрасывание отходов и мусора.
3. Пароходы, катера, танкеры - остатки бензина, мазута.
4. Загрязнения от мойки машин.
5. Сточные воды. (ответы детей)

Ребята, посмотрите, из чистой прозрачной наша река превратилась в серо-буро-малиновую. Тяжело стало нашей реке! Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Раздается голос (в записи) Нептуна - хозяина реки: » Помогите
мне люди, трудно стало жить, дышать, испортилась наша река. Да и вам самим угрожает опасность - не будет чистой воды, не будет жизни на земле».

Ребята, поможем Нептуну!
- Давайте очистим нашу Волгу! Поищем в нашей лаборатории карточки с добрыми делами (дети отыскивают карточки).

1. Построить очистные сооружения - «водоочистки».
2. Построить уловители дыма-» дымоловка».
3. Больше строить парусных лодок.
4. Рыбу ловить только удочкой.
5. Очистить реку от мазута и грязи.
6. Машины лучше мыть в специальной мойке.
7. Построить заводы по разведению рыбы.

Вот сколько добрых дел мы с вами сделали. И задышала наша река, засверкала. И рыбе стало легче, и животным, и человеку. Течет наша река, а Нептун радуется нашим добрым делам. И с большой радости населил Нептун нашу реку и рыбой, и животными, и птицами, и растениями.

Да что-то он тут немного перепутал. Собрал всех обитателей и поселил в одном месте.

Давайте мы поможем ему правильно расселить обитателей.
(проводится игра » Рассели правильно водных обитателей«.)

Вопросы к детям:
1. Почему не живут у нашей реки: верблюд, белый медведь, пингвин, страус, зебра?
2. Почему не растут у реки: кактус, пшеница?
3. А в речной воде не водятся: крабы, осьминоги?

Дети отвечают на вопросы, подкрепляя их небольшими рассказами о среде обитания данного вида.

Вот мы и еще одно доброе дело сделали - помогли реке! И так шаг за шагом вы будете понемногу узнавать о родном крае, о природе, о ее бедах и нуждах. И когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля.

Литература:
1. «Волшебница вода» - Н.А. Рыжова
2. «Экологическое воспитание дошкольников» - Н.С. Голицин
3. «Любовь к природе воспитываем с детства» - С.Н. Николаева
4. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н.А. Рыжова
5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»
- С.Н. Николаева
6. «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного
возраста» - Г.И. Соломахина
7. «Экологическая азбука» - Н.В. Емельянова

Название: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»

Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МОУ детский сад №295
Месторасположение: город Волгоград, Красноармейский район

Натaлья Кочнева
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Будь природе другом».

Министерство дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №10» п. Богородское

Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа ) по теме :

Открытое занятие по экологии :

"Будь природе другом ".

Кочнева Н. И.

Цель : воспитательная : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе ; развивать социальные навыки : умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Развивающая : Развивать логическое мышление, воображение.

Образовательная : систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.

Движение с разной силой

Невидимость воздух

Прозрачность

Не имеет вкуса и запаха вода

Растворитель

Активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Предварительная работа : проведение мини-бесед «если б не было воды» , «зеленые лёгкие планеты» , «круговорот воды в природе » . Рассматривание глобуса, заучивание стихотворений о воде и воздухе.

Материал : стаканчики, вода, молоко, мелкие игрушки, сахарный песок, трубочки, кисточки, краски.

Ход занятия.

Вос-ль : наша планета- общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Вос-ль : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленькая букашка-тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает дает все необходимое для жизни. А чему учит нас природа расскажет Даня К .

Даня К. Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок- терпению

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Вос-ль : Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети : Воздухом, кислородом.

Вос-ль : А какой бывает воздух? (Дети : грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети : Нет.

Вос-ль : Где можно встретить чистый воздух?

Дети : В лесу, на море, в горах.

Вос-ль : А ге можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Вос-ль : А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети : Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль : Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети : Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Ира К. «Ветер» .

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Вос-ль : Скажите. А воздух мы можем увидеть?

Дети : нет.

Вос-ль : А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт :

Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.

Юля Л. Хоть бескрылый, а летает

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает

Так порою он сердит

Только, что он был везде

Миг и нет его ни где!

Вос-ль : Скажите, кому нужен воздух?

Ответы детей

Вос-ль : А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух?

Ответы детей.

Физминутка.

Темным лесом, и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом

Что б цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой

Кедр нам хочет поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех ребят

До свиданье лес зеленый.

Мы уходим в детский сад.

Вос-ль : А без чего еще не может прожить человек. Что бы это узнать нужно отгадать загадку.

Если руки ваши в ваксе.

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг ,

Смоет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать? (вода)

Вос-ль : Правильно. Мы с вами поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды?

Ответы детей.

Никита Ч. Ключевая вода.

Журчит поет водица,

Знакомую тропой

Медведь идет напиться

Водою ключевой.

Нагнется он, лакает

Намочит бурый мех,

А ключ бежит сверкает

И щедро поит всех.

Ваня Ш. Дождь.

Хлещет ливень по кустам,

Бьет без промаху!

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху!

Наклонил он ветки груш

Нужен саду свежий душ

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

Вос-ль : Кто знает где прячется дождь?

Ответы детей.

Игровой практикум. «Мама Тучка» .

Вос-ль : Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали,попрыгали (Дети прыгают) . Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки взявшись парами) . Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку) . Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и подбегают к воспитателю) .

Вос-ль : а что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

«У воды нет запаха» .

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

«Уводы нет вкуса» .

Предложить детям попробовать через соломинку воду

Вопрос : Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

«Вода прозрачная» .

Перед детьми стоят два стакана : один с водой, другой- с молоком . В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком- нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет. Вывод : вода прозрачная, а молоко нет.

«В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются ».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Итог эксперимента : вода- одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами : прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем

Итог занятия :

Володя Ф.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду » ,

Но почему так поздно мы

почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дум

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек- всю Землю

Можешь только ты

Разумный человек!

МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Мы- друзья природы»

Выполнила:

Попова Л.Е.

Выльгорт 2015 год

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

Цель:

C истематизировать представления детей о многообразии природы.

Задачи:

    Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

    Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

    Закрепить правила поведения в природе

    Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

Ход НОД:

Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнёмся:

«Здравствуйте, гости!»

Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)

За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.

Встречайте команды.

Представление.

Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Команда «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)

Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс.

Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

4) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2 конкурс

Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

3.Вопросы:

1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 команда – Назовите перелетных птиц.

2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

4. Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Хитрая, как ….

Быстрый, как…

Голодный, как…

Неуклюжий, как…

Игра «Отгадай и назови»

(Кто) забрался под листья.

(Кто) залез в берлогу.

(Кто) юркнул в дупло.

(Кто) укрылся под кустом.

(Кто) шмыгнул в логово.

(Кто) спряталась в нору.

О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс

1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

6 конкурс «Загадки- задачки»

У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

7 конкурс

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

8 Задание «Узнай по описанию»

1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

9.А теперь небольшой блиц-опрос:

Кто на себе дом носит? (Улитка)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

Какое животное называют “кораблём пустыни”

Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

10 конкурс.

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

Икринка – малёк – рыба.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

Итак, что нельзя делать в лесу?

    Не лови красивых насекомых.

    Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

    Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

    Не жги костры

    Не рви цветы

    Не руби деревья

    Не ломай ветки

    Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.