Есть ли у китая авианосцы. Китайский авианосец "Ляонин": история, особенности, технические характеристики и интересные факты

Споры о том, насколько далеко простираются военно-политические амбиции Китая - нарождающейся супердержавы, постоянно подогреваются как потоком реальных новостей, так и полуфантастическими «утечками» о военных мегапроектах Поднебесной. В последнее время на первый план вышла тема авианосного флота. Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?

«Ляонин», единственный авианосец, находящийся сегодня на вооружении Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая, в прошлом носил имя «Варяг». Следующий авианосец китайцы намерены построить сами.

В январе этого года одна из гонконгских газет сообщила со ссылкой на Ван Мина, партийного руководителя китайской провинции Ляонин, что Китай приступил к постройке своего второго авианосца из четырех запланированных. Корабль будет строиться на верфи в городе Далянь, и на воду его спустят через шесть лет. Особая изюминка этой в том, что новый авианосец станет чисто доморощенным, китайским, в отличие от первого опыта КНР в данной области.

Все наверняка помнят с недостроенным тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6, который назывался сначала «Рига», потом «Варяг», однако в связи с распадом СССР в строй так и не вступил. Оказавшись в собственности Украины, корабль в состоянии 67%-ной готовности был продан китайской компании якобы для создания плавучего парка развлечений. В версию о развлечениях не поверили США и сильно уговаривали Турцию не пропускать полуфабрикат через Босфор, однако к берегам Поднебесной едва ли не через два года после выхода из Николаева «Варяг» все-таки доплыл.


Индийский легкий авианосец
когда-то назывался тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», а еще ранее - «Баку». В Индию поступил после глубокой модернизации, проведенной на заводе в Северодвинске.

Вырваться за цепь

А дальше случилось предсказуемое: Китай достроил корабль, правда не в формате ТАКР, а в виде авианосца, и в сентябре 2012 года под названием «Ляонин» принял его на вооружение ВМС Народно-освободительной армии. Следом поступили сообщения об успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу «Ляонина», что стало знаком обретения Китаем палубной авиации с фиксированным крылом. В декабре прошлого года ВМС НОАК провели в Южно-Китайском море учения с участием «авианосной боевой группы» и даже ухитрились войти в близкое соприкосновение с кораблями ВМС США, что едва не вызвало конфликт.

Теперь заявляется, что Китай к 2020 году намерен иметь уже четыре авианосца для действий как в прибрежных морях, так и в открытом океане. Значит, вскоре можно ожидать сообщения о закладке новых авианосцев, которые, вероятно, в целом будут повторять конструкцию «Варяга-Ляонина».

Чтобы понять, зачем вообще Китаю нужны авианосцы, стоит немного остановиться на том, как военные стратеги КНР видят положение своей исторически сугубо континентальной страны по отношению к окружающему ее тихоокеанскому пространству. Это пространство, с их точки зрения, делится на две части. Первая - прибрежные моря, ограниченные «первой цепью островов», на которых сильно военное присутствие крупных государств, прежде всего США, но также России и Японии. Это цепь архипелагов, тянущаяся от оконечности Камчатки через Японские острова до Филиппин и Малайзии.

И конечно, в этой цепочке присутствует основная головная боль КНР - Тайвань, военный конфликт вокруг которого из сценариев исключить никак нельзя. В отношении этой прибрежной зоны у Китая есть доктрина, обозначаемая обычно как A2/AD: «противодействие вторжению/закрытие зоны». Имеется в виду, что при необходимости НОАК должна иметь возможность противодействовать враждебным действиям противника в пределах «первой цепи» и в проливах между архипелагами.


На будущий американский суперавианосец Gerald R. Ford
устанавливают надстройку-«остров». Этот корабль призван стать витриной новейших кораблестроительных технологий.

В том числе предполагается противодействие авианосным ударным группам ВМС США. Но, чтобы воевать у своих берегов, совсем не обязательно иметь авианосцы - зона отлично простреливается береговыми средствами. В частности, особые надежды Китай возлагает на баллистическую противокорабельную ракету Dong Feng-21D наземного базирования, которая представляется как «убийца авианосцев».

Другое дело, что Китаю с его нарастающими амбициями не хотелось бы сидеть взаперти, за «первой цепью островов», и китайские адмиралы мечтают заполучить себе свободу действий в открытом океане. Чтобы эти желания не выглядели голословными, в прошлом году группа из пяти китайских кораблей миновала пролив Лаперуза (между Хоккайдо и Сахалином), затем обогнула Японию с запада и вернулась к своим берегам, пройдя севернее Окинавы. Этот поход был представлен китайским руководством как прорыв блокады «первой цепи островов».

Утечки или фан-арт?

Пока китайцы осваивают советские технологии и осторожно высовывают нос за пределы «первой цепи островов», на сайтах и форумах, посвященных военно-технической тематике, обсуждаются загадочные картинки с иероглифами. На них якобы показаны грядущие мегапроекты КНР в области авианосного кораблестроения. Растущая военная и экономическая мощь Китая столь сильно интригует весь мир, что изображения, больше смахивающие на фан-арт любителей компьютерных игр, никого не оставляют равнодушными.

Особенно впечатляюще выглядит авианосец-катамаран с двумя палубами, с которого имеют возможность стартовать сразу два самолета. Кроме многоцелевых истребителей, напоминающих наши Су-27, на палубах нашлось место вертолетам и самолету системы дальнего радиолокационного обнаружения.

Другой концепт подобного рода - авианосная подводная лодка: гигантский, судя по всему, корабль с уплощенным корпусом, располагающий, помимо набора ракет с ядерными боеголовками и противокорабельных ракет, еще и водонепроницаемым ангаром на 40 самолетов. Когда лодка находится в надводном состоянии, ворота ангара раскрываются, и самолеты могут отправляться на задание. Кроме того, огромная субмарина якобы будет способна служить базой для подводных лодок стандартных размеров.


На авианосце «Ляонин» базируются
22 истребителя Shenyan J-15, которые считаются клоном российской разработки Су-33 (Су-27К), но с радаром, двигателем и вооружением местного производства.

Похоже, именно мечта о выходе за «цепь островов» породила также идею циклопической плавучей базы, которую и кораблем назвать сложно. Выглядит это как спущенный на воду вытянутый параллелепипед, на верхней грани которого расположена взлетно-посадочная полоса длиной 1000 м. Ширина полосы - 200 м, высота конструкции - 35. Помимо функции аэродрома, база могла бы выполнять роль морского причала, а также стать местом дислокации подразделений морской пехоты.

То есть в основе идеи - желание вытащить эту штуковину буксирами куда-нибудь подальше в море и устроить в окружении вод мощный опорный пункт, который превосходил бы своими масштабами и оснащением любой американский авианосец.

Все эти фантастические «проекты» производят очень странное впечатление и своим явным несоответствием уровню современных китайских технологий, и в целом их инженерной состоятельностью и военной целесообразностью. Поэтому трудно сказать, имеем ли мы дело с реальными утечками дизайн-проектов, «черным пиаром» правительства КНР или просто с возросшей компьютерной грамотностью китайского населения, освоившего программы 3D-моделирования.


А вот это один из примеров, вероятно, популярных у дальневосточных дизайнеров фантазий
на тему грозных боевых кораблей. Созданный китайскими художниками макет не существующего в природе авианосца был показан на выставке в 2009 году.

Трамплин против катапульты

Так кого и зачем пытается догнать Китай со своей авианосной программой? Первый мотив, который приходит в голову, - соперничество с США. Однако, развивая тему авианосцев на базе проектов с индексом 1143, КНР вряд ли добьется многого. «Ляонин» способен взять на борт всего 22 самолета, что, разумеется, очень мало по сравнению, например, с атомными гигантами класса Nimitz, позволяющими разместить на 50 самолетов больше.

Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин. Прокатившись по нему, истребитель как бы подбрасывался вверх, что создавало запас высоты для набора нужной скорости. Однако такой взлет сопряжен с серьезными ограничениями по весу летательных аппаратов, а значит, и по их вооруженности.

Правда, военные аналитики не исключают, что в новых версиях китайских авианосцев катапульта все же будет применена, и место J-15 займет более легкий самолет, возможно на основе истребителя (предположительно) 5-го поколения J-31. Но пока произойдут все эти усовершенствования, американский ВПК тоже не будет стоять на месте.


Крупнейшие авианосцы мира

Прошлой осенью прошло «крещение» первого американского авианосца Gerald R. Ford из одноименного нового класса, который придет на смену классу Nimitz. Он сможет взять на борт уже до 90 самолетов, но даже это не главное. Gerald R. Ford вобрал в себя множество новейших технологий, значительно повышающих его энергоэффективность и боевые возможности.

Если китайцы, возможно, «дорастут» до паровой катапульты, то на новом американском корабле от нее отказались как от воплощения технологий вчерашнего дня. Теперь там применяются электромагнитные катапульты на основе линейного электродвигателя. Они позволяют разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Прогулки налегке

Впрочем, даже если избегать прямых сравнений китайского авианосца устаревшей конструкции с новейшими американскими, невозможно не заметить разницы в тактике использования кораблей этого типа в Китае и США. Американские авианосцы всегда следуют в центре авианосной ударной группы (АУГ), в составе которой обязательно идут боевые корабли, обеспечивающие прикрытие авианосца с воздуха, ведущие противолодочную борьбу, располагающие мощными противокорабельными средствами.

Во время учений в Южно-Китайском море вокруг «Ляонина» тоже попытались создать нечто вроде АУГ, но от американской она заметно отличалась. И не только количеством и мощью боевых кораблей, но и полным отсутствием такой важной составляющей, как суда обеспечения - плавучие рембазы, танкеры с топливом, суда, перевозящие боеприпасы. Уже из этого понятно, что китайский авианосец, во всяком случае пока, не может служить инструментом «проецирования силы» на океанских дальностях, и выбираться за «первую цепь островов» ему просто нет смысла.

Есть еще одна держава, с которой у КНР издавна непростые отношения. Это Индия. Хотя Индия является соседом Китая на суше, а не на море, ее военно-морские планы наверняка тщательно отслеживаются в Поднебесной. На сегодня Индия уже располагает двумя авианосцами. Один из них носит название «Викрамадитья» - он, как и «Ляонин», является кораблем советской постройки. Изначально он носил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (проект 1143.4) и был продан Индии Россией в 2004 году. Второй авианосец гораздо более старый: он был построен британской компанией Vickers-Armstrong в далеком 1959 году, а продан Индии в 1987-м. На 2017 год намечено его списание.

При этом Индия запустила программу строительства нового класса авианосцев, уже своими силами. Этот класс под названием Vikrant будет включать (по данным на сегодняшний день) два корабля - Vikrant и Vishai. Первый из них в прошлом году спущен на воду, хотя из-за финансовых трудностей принятие корабля на вооружение отложено до 2018 года. Корабль имеет характерный для советских конструкций «трамплин» в расчете на эксплуатацию 12 истребителей российского производства МиГ-29К. Также авианосец сможет взять на борт восемь легких истребителей местного производства HAL Tejas и десять вертолетов Ка-31 либо Westland Sea King.

Западные военные эксперты сходятся в том, что китайская авианосная программа - это скорее политическая декларация о намерениях, чем важный шаг в военном строительстве, и серьезную конкуренцию американским морским силам авианесущие корабли КНР составить не смогут. Вопросы безопасности в ближних водах Китай способен решать, опираясь на сухопутные базы, а заявить о себе всерьез в открытом океане ВМС НОАК пока не в состоянии. Однако если рассматривать авианосцы как непременный атрибут великой державы, то символический смысл планов Китая понять можно. Да и от Индии негоже отставать.

Авианосцами называют огромные суда, на палубу которых могут садиться самолеты и вертолеты. Они как нельзя лучше иллюстрируют боевую мощь государства. Далеко не каждая страна может похвастаться наличием в своем вооружении авианосца. Авианосец «Ляонин» стал первым судном такого класса, которое пополнило ряды военно-морского флота Китая. Прежде чем это произошло, судну пришлось пережить немало интересных событий. Оно создавалось в Советском Союзе, достраивалось на Украине и в результате попало в Китай. Давайте разберемся, как все это произошло и чем вообще может похвастаться китайский авианосец с советскими корнями.

Строительство

В декабре 1985 года на черноморском судостроительном заводе было знаменательное событие - спуск на воду головного крейсера проекта 11435. Освободившаяся платформа для строительства, которая в корабельной практике называется стапелем, пустовала недолго - вскоре на ней заложили новый ТАКР (тяжеловесный авианесущий крейсер). Сначала судну дали имя «Рига». Оно, в отличие от головного крейсера проекта, было рассчитано на применение в тихоокеанских водах. Главное отличие судна от головного корабля состояло в более современном радиолокационном комплексе.

Спуск на воду

В ноябре 1988 года «Ригу» спустили на воду. Строительство должно было завершиться на плаву. Летом 1990 года будущий авианосец переименовали в «Варяг». На первых порах строительство судна шло стремительно, с четким соблюдением графика. Но к концу 1991 года, когда СССР начал распадаться, строительство остановилось. На тот момент корабль был готов на 68 %. В конечном итоге в 1992 году его законсервировали. От финансирования отказалась как Россия, так и Украина. Корабль даже не смогли уберечь - в 1993 году, когда охрану распустили из-за отсутствия финансирования, судно начали разворовывать.

Новый хозяин

Чтобы от крейсера была хоть какая-то польза, его решили продать как металлолом. В 1997-м объявили международный тендер на приобретение корабля. Туристическая фирма, зарегистрированная в португальской колонии Макао, предложила за судно самую большую цену - 20 миллионов долларов. В результате весной 1998-го недостроенный авианесущий крейсер стал принадлежать ей. Компания утверждала, что в огромном корпусе авианосца она построит помпезный торговый центр. Немного позже оказалось, что компания была подставной. Сегодня уже никто не скрывает, что фактически корабль приобрели военно-морские силы Китая.

Доставка к покупателю

Чтобы судно было доставлено на место назначения, понадобилось много времени и ресурсов. Корабль не успели оснастить двигателями и системами управления, а значит, его нужно было буксировать. Территорию завода недостроенный авианосец покинул летом 2000 года. Стоило ему попасть в Черное море, как возникли проблемы с турецкими властями. В результате он простоял на месте практически до зимы 2001 года. Отправившись в путь и дойдя до Эгейского моря, крейсер из-за сильного шторма оторвался от буксира.

Когда сцепку с горем пополам восстановили, судно отправилось вокруг Африки, через Гибралтар. Затем оно через Индийский океан и Сингапур вышло в Южно-Корейское море. И лишь в марте 2002 года бывший «Варяг» был доставлен в китайский порт Далянь. Его путь к месту назначения составил 15 тысяч миль.

Дальнейшая судьба

Корабль продавали в качестве металлолома, поэтому к нему не прилагалось строительной документации. Первые несколько лет китайские инженеры изучали корабль. И только в 2005 году началась достройка авианосца. По предварительным данным, он должен был использоваться для обучения молодых пилотов.

Достройка

Советское судно было выполнено очень качественно, так как строилось для себя. Конечно, за время простоя оно покрылось коррозией, но главные части (корпус, котлы, винты и обшивка) сохранились вполне неплохо. Все, что можно было украсть с корабля (кабели, электроприборы и т. д.), было украдено с него еще во время простоя в Николаеве.

Чтобы восстановить нормальное состояние судна, китайцам пришлось проделать недюжинную работу. Они не имели в своем распоряжении какой-либо документации, поэтому электрическую систему корабля пришлось разрабатывать с нуля. А снарядить крейсер существующим в расположении китайских военных вооружением было трудно из-за того, что он строился под другое, отечественное вооружение.

Изрядно потрудившись, китайцы все-таки смогли построить свой первый авианосец. Летом 2011 года состоялись первые испытания его ходовых характеристик. Судно едва ли не целый год находилось в плавании и лишь изредка заходило в порт Далянь для устранения недоработок.

В сентябре 2012 года на авианосец «Ляонин » погрузли боекомплект, и он отправился на испытания вооружения. Спустя несколько недель крейсер официально вошел в ряды военно-морского флота Китая. Первый китайский авианосец «Ляонин» был назван в честь одной их местных провинций. Больше про учебный статус корабля никто уже не вспоминал. Сейчас, судя по всему, он является полноценной боевой единицей.

Интересно отметить, что крейсер служит в тех же водах, для которых он и создавался, только под флагом другого государства. Переходим к рассмотрению технических характеристик, которыми может похвастаться данный корабль.

Вооружение

На судно не было установлено массированного вооружения, под которое его готовили советские конструкторы. Он был вооружен минимальным количеством оружия, достаточным для самообороны. Подобная практика была реализована на ряде американских авианосцев. По предположению отечественных инженеров, шахты, предназначенные под основной ударный комплекс, были переоборудованы китайцами под хранилище для топлива и боеприпасов авиагруппы.

Во время достройки авианосец «Ляонин » был оборудован зенитными установками местного производства. Надо признать, что они по своему составу и возможностям значительно отстают от установок, предполагаемых по советскому проекту. Что касается авиагруппы, то для своего первого авианесущего крейсера китайцы даже создали специальную модификацию истребителя J-11, которую назвали J-15. Стоит отметить, что данный самолет является едва ли не копией истребителя Су-27 советского производства.

Помимо самолетов, на палубе будут служить также вертолеты Z-9 и Z-18. А для радиолокационного дозора на дальних дистанциях КНР закупила у РФ вертолеты Ка-31. В общей сложности авиагруппа крейсера представлена 24 истребителями, 6 противолодочными вертолетами, 4 вертолетами ДРЛО и 2 поисково-спасательными вертолетами.

Связь и прочее оборудование

При строительстве «Варяга» предполагалось, что на него будет установлен РЛК (радиолокационный комплекс) «Форум», вместо «Марс-Пассата», которым оборудовался головной корабль серии. Поэтому места крепления антенных постов «Марс-Пассата» были при строительстве «Варяга» заделаны. А во время достройки судна в Китае на эти же места были установлены решетки антенн китайского РЛК 348. Занимательный факт: авианосец «Ляонин» больше похож на головной корабль серии 11435, чем на недостроенный «Варяг». Судно также было оборудовано вращающейся антенной китайской радиолокационной станции под названием «Морской орел».

С точки зрения авиационно-технической части, первый авианосец Китая - «Ляонин» - сохранил особенности, которыми обладала советская разработка. Речь идет о трех стартовых позициях, оборудованных газоотбойными щитами и убираемыми задержками, трамплине вместо катапульт, оптической системе посадки и четырех аэрофинишерах тросового типа, оснащенных гидравлическими тормозными машинами.

В корме судна, у левой части кромки, находится пост руководителя визуальной посадки открытого типа. Подобные посты в своих авианосцах используют американцы. В советских авианесущих крейсерах пост выполняется в виде закрытой остекленной рубки, в которой комфортнее работать на Севере и Дальнем Востоке.

Все остальные характеристики, которыми обладает авианосец «Ляонин» (двигатели , системы управления и прочее) не разглашаются. Известно лишь, что тысячному экипажу очень комфортно жить на палубе судна. В этом плане оно обошло другие корабли ВМФ Китая.

Авианосец «Варяг»/«Ляонин»: служба

В 1991 году в СССР началось формирование экипажа для строящегося на тот момент крейсера «Варяг», однако в 1993 году его расформировали.

В 2012 году, когда «Ляонин» поступил на вооружении Китая, на нем начали проводить тренировки пилотов морской специализации, в том числе на истребителе J-15. 5 ноября этого же года на авианосец впервые осуществили посадку самолета с зацепом троса. В конце 2013 года одно из судов, идущих в «Ляонинском» эскорте, чуть ли не столкнулось с американским кораблем USS Cowpens в Южно-Китайском море. В сложившемся недоразумении представители двух стран обменялись взаимными обвинениями.

В ноябре 2014 года крейсер посетил министр обороны Америки - Чак Хейгел. Приехав в Китай с официальным визитом, он не мог не взглянуть на первый китайский авианосец. Ему провели двухчасовую экскурсию по судну. Хейгел в целом положительно отозвался об авианесущем крейсере, однако сказал, что Китаю еще есть чему поучиться на этом поприще. Что, в общем-то, неудивительно: должны пройти десятилетия, чтобы можно было всерьез рассматривать «Ляонин» против авианосцев США. Америка уже давно освоила строительство подобной техники и постоянно развивается в этом направлении.

Осенью 2015 года в СМИ появилась информация о том, что крейсер пришвартовался в порту Тартус (Сирия). Однако, по мнению экспертов, данная новость вымышлена. Дело в том, что пройти через Тихий и Индийский океаны незамеченным вряд ли удастся такому габаритному кораблю, как «Ляонин» (авианосец). Где сейчас находится судно, неизвестно. Оно периодически покидает порт с целью испытаний.

Заключение

Сегодня мы подробно рассмотрели авианосец «Ляонин» (Китай). История данного судна была весьма необычной. Оно строилось в трех странах, и лишь последняя из них смогла завершить это дело. А еще «Ляонин» является единственным авианосцем, проданным за столь незначительную цену.

Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один корабль такого типа — "Ляонин", построенный на базе советского крейсера "Варяг". Но, по словам самих китайцев, это только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.

Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.

Помимо самих авианосцев, там будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Заявленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение "прорыва" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установление влияния Китая на западе Тихого океана.

Второй и третий авианосцы

Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Корабль пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Его строительство заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.

Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то что новый CV-17 очень похож на "Ляонин", в этом нет ничего страшного. Например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей.

Эксперт о новом китайском авианосце: это модернизированный советский проект Спуск на воду второго по счету китайского авианосца стал началом нового этапа в развитии авианосного флота КНР. Это мнение в эфире радио Sputnik высказал директор Института Хо Ши Мина Владимир Колотов.

В то же время эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.

Тем временем в Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.

База в Джибути

Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или "пунктом поддержки", можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет там строительные работы, а впервые Китай использовал эту базу во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.

Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь она будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.

Другие базы в теории

До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.

Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.

В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. Причем сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.

На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, и, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.

Действуя по формуле "политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.

Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в таких портах, как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014-м никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.

Любая страна, имеющая выход к морю или океану, просто обязана содержать на балансе военно-морской флот, основной задачей которого является защита береговой линии и территориальных вод. Не стал исключением в этом вопросе и Китай - государство, которое на сегодняшний день является одним из самых быстро развивающихся как в экономическом плане, так и в военном. Зарождающая супердержава делает первые шаги в развитии авианосного флота, что подтверждает китайский авианосец «Ляонин» - пока что единственный в своем роде боевой корабль Поднебесной.

Историческая справка

Корабль под названием «Варяг» после развала СССР достался по наследству Украине. Постройка его была прекращена в 1998 году. В итоге КНР выкупила данный крейсер за 25 миллионов американских долларов. Китайский авианосец «Ляонин» буксировался к берегам страны несколько лет. Такой поворот событий объясняется тем, что вначале шестнадцать месяцев корабль ходил по Черному морю из-за несогласия Турции пропустить его через Босфорский пролив. Все это время шли переговоры. В ноябре 2001 года, пройдя проливы, авианосец оказался в плену стихии - сильнейшего шторма. В результате произошла потеря контроля над морским судном, однако через трое суток авианосец снова оказался управляемым моряками.

Переоборудование

Китайский авианосец «Ляонин» в 2005 году был перемещён в сухой док, где последующие шесть лет его достраивали и модернизировали по последнему слову техники. Во время этих операций его корпус подвергся очищению посредством и был окрашен.

Через три года корабль оказался уже в другом доке, где на него установили двигатели и тяжелое оборудование. Также были поставлены новейшие радары, вооружение, оборудованы шахты для противокорабельных ракет системы «Гранит».

В июне 2011 года глава Генштаба Чен Бингде официально заявил, что корабль будет в строю именно в роли авианосца. Вместе с тем также генерал отметил использование судна в качестве тренировочной и экспериментальной базы, которая будет служить в перспективе для помощи в постройке авианосцев уже китайского производства.

В августе 2011 года корабль провёл четырехдневные испытания ходовой части. В середине месяца он вернулся в порт, где пробыл до 29 ноября. В период с декабря 2011-го по июль 2012 года на авианосце проводили взлеты и посадки вертолетов, проверку вооружения. Примечательно, что не выполняли.

Зачисление в состав морского флота

Китайский авианосец «Ляонин» (Liaoning cv 16)стал официальной боевой единицей 25 сентября 2012 года, и это при том, что самолеты ни разу до того момента так и не коснулись его палубы.

25 ноября 2012 года стало известно о первых успешно проведенных посадках истребителей J-15 на корабль.

Технические характеристики

Китайский авианосец «Ляонин», фото которого приведено ниже, создан с такими параметрами:

  • Водоизмещение - 59500 тонн.
  • Длина - 304 с половиной метра.
  • Ширина - 38 метров.
  • Осадка корабля составляет 10,5 метров.
  • Мощность судна - 4×50 000 лошадиных сил
  • Скорость движения - 29 узлов (около 54 километров в час).
  • Дальность плавания может достигать 8000
  • В составе экипажа числится 1980 человек, из которых офицеров - 520.

Корабельное вооружение

На борту китайского авианосца «Ляонин» cv 16находится:

  • Зенитная артиллерия: Type 1130, 3 × 11×30-мм.
  • Ракеты: пусковые установки FL-3000N, 3 × 18-зарядных.
  • Противолодочная защита: две двенадцатизарядных установки неизвестного типа.
  • Авиация: двадцать четыре истребителя Shenyang J-15, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18, шесть вертолетов противолодочных Z-18F, пара поисково-спасательных вертолетов Z-9C.

Мнение экспертов

«Ляонин», как утверждают военные специалисты, имеет достаточно слабые системы вооружения. Если судить объективно, то этот корабль способен защитить себя лишь от очень немногочисленной группировки нападающих судов. Для полноценного выполнения поставленных перед ним задач «Ляонин» нуждается в постоянном наличии рядом с ним внушительной охраны. Вместе с тем он способен нести на себе большее количество самолётов и боезапасов, нежели его ближайший аналог в виде российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Эксперты утверждают, что по своей сути авианосец китайского армии - оптимальное орудие для нападения и перехода в атаку, ведь он рассчитан на достаточно долгий автономный поход и способен доставить боевые самолеты практически в любое место на нашей планете для совершения ими последующих боевых и разведывательных вылетов.

«Поход» в Сирию

Впорту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»! Именно такая сенсационная новость была одной из самых обсуждаемых осенью 2015 года. По сообщениям многих мировых средств массовой информации, этот боевой корабль прошел Суэцкий канал 22 сентября и вошел в сирийскую акваторию. Как говорилось во множестве сообщений, данный поход корабля был связан с подключением его к проводимой Российской Федерацией против так называемого «Исламского государства». Однако спустя некоторое время официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин заявила в прессе о том, что Поднебесная не отправляла и не планирует отправлять «Ляонин» в Сирию. Более того, судно, как и прежде, эксплуатируется исключительно лишь в научных целях. Также следует учесть, что Китай придерживается позиции, которая основывается на самоопределении сирийского народа. Таким образом, заголовки печатных изданий о том, что в порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»,оказались не более чем очередной журналистской «уткой», не имеющей никакого отношения к реальности.

Косвенным подтверждением правдивости слов китайских руководителей высшего звена могут служить также и слова профессора Военно-морской академии Китая Чжан Цзюньшэ, который указал на наличие в регионе Ближнего Востока специального отряда для борьбы с пиратами.

Уверен в том, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусеотсутствует, и российский эксперт Центра анализа технологий и стратегий Василий Кашин. По его словам, корабль является тренировочным, поэтому не может быть откомандирован к месту боевых действий. А если бы Китай действительно хотел вмешаться в сирийский конфликт, то, скорее всего, отправил бы для борьбы с террористами корабли типа «Проект 071». Хотя все и так понимают, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе - это нонсенс, ведь руководство Китая заняло позицию выжидания касательно ситуации в Сирии.

Амбиции КНР

Министерство обороны крупнейшей страны мира официально подтвердило, что начато строительство второго авианосца. Представитель ведомства Ян Юйцзюнь заявил, что этот корабль полностью разработан китайскими специалистами. Строительство судна проходит в порту Далянь (провинция Ляонин).

Сообщает также, что водоизмещение новой боевой единицы будет находиться в пределах 50 тысяч тонн. Запланирована ее эксплуатация для транспортировки истребителей типа J -15.

Особенности корабля

Итак, где находится китайский авианосец «Ляонин», мы более-менее разобрались. Теперь стоит разобраться с его авиационно-техническим оборудованием. Оно практически полностью сохранило те элементы, которые были заложены в нем изначально советским проектом 11435, а именно:


Пост руководителя посадки по американскому образцу установлен на левой кромке полетной палубы в кормовой части корабля. Матросы, служащие в палубных дивизионах «Ляонина», так же одеты, как их американские коллеги. Судя по цветовой гамме униформы китайских моряков, форма скопирована полностью.

Китай разбил бутылку шампанского о корпус своего второго авианосца. В то время как новый, безымянный авианосец выглядит как копия авианосца советского производства Ляонин, Китай вобрал в себя уроки, извлеченные из старых судов при строительстве своего нового корабля. Новый авианосец, который был заложен в 2013 года, должен вступить в строй в 2020 году.

До сих пор мало что известно о новом авианосце в Китае, который известен только как Тип 001a. Пройдут годы ходовых испытаний и практики, чтобы он стал полностью функционирующим авианосцем.

Первый авианосец собственного производства в Китае был построен в Даляне, Китай, бывшем российском городе Дальний.

До сих пор у Китая был только один только оперативный авианосец, Ляонин. Как и большая часть военной техники Китая, Ляонин является переделкой старой модели советского производства.

Ляонин пришвартовался в порту Далянь, провинция Ляонин, в 2012 году.

Советский стиль авианосцев, которыми пользуются Россия и Китай до сих пор, имеет иную цель, чем плоскопалубные авианосцы США. Вместо того, чтобы по-настоящему быть глобальным ударным авианосцем, эти корабли имеют больше смысла для береговой обороны.

Палубный самолет J-15 «Летающая Акула» на палубе Ляонина.

Ляонин запускает самолеты с трамплина палубы, потому что у него нет катапульты, которые используются на американских авианосцах.

Два самолета J-15 «Летающая Акула» на трамплине платформы Ляонин.

Это означает, что самолеты J-15 «Летающая Акула», которые взлетают с Ляонина или нового авианосца Тип 001a, не могут нести столько же топлива и столько бомб, как палубные самолеты США. Это значительно ограничивает их возможности и эффективность в бою.

С авианосца Китая Ляонин запускают ракету «Леопард»

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов», который в какой-то степени является основой конструкции авианосцев Ляонин и Тип 001А, является единственным российским авианосцем. Корабли имеют одинаковый размер и скорость.

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» недавно участвовал в боевых действиях в Средиземном море в 2016 году для поддержания сирийского правительства. Везде российский авианосец сопровождает буксир в случае его поломок, как это было в 2012 году.

Южный сосед Китая – Индия имеет два небольших авианосца.

Авианосец «Викрамадитья» Индии, построенный для него на российской военной судоверфи.

За последние несколько лет, Ляонин использовался как учебное судно.

Японский вертолетоносец класса Хьюга перед авианосцем класса Нимиц.

Восточный сосед Китая — Япония имеет «вертолетный эсминцы», который предназначен для перевозки вертолетов и самолетов короткого или вертикального взлета.

Но недавно Япония запустила крупный вертолетоносец класса Идзумо. Скоро эти перевозчики будут поддерживать самолеты морского варианта Ф-35Б, которые обеспечат беспрецедентное доминирование в воздухе и на море.

Но США является бесспорным мировым лидеров в авианосцах. Авианосец Авраам Линкольн, один из кораблей ВМС США из 10 авианосцев класса «Нимиц», который несет больше самолетов, чем Ляонин или Тип 001a, с катапультами, позволяющими запускать более тяжелые самолеты.

Американские авианосцы в отличие от российских, китайских и индийских имеют атомную энергоустановку, поэтому они могут плавать вокруг земного шара без дозаправок от танкеров или портов.

Но сообщается, что Китай имеет планы по строительству авианосцев с катапультами и с атомными энергоустановками, что, возможно, позволит быть более конкурентоспособным с американскими авианосцами.

Авианосец Китая Ляонин по сравнению с авианосцем США «Мидуэй».

Авианосец ВМС США «Авраам Линкольн» вместе с кораблями из Австралии, Чили, Японии, Канады и Кореи во время учений 2000 года.

Кроме того, в настоящее время в США разрабатывается новый класс авианосцев с негабаритной ядерной силовой установкой для поддержки оружия будущего, такого, как рейлганы и лазеры.

Авианосец класса Нимиц и класса Форд.

Другие страны могут похвастаться меньшим количеством типов самолетов, и только в США действует палубный ДРЛО.

Таблица, показывающая в каких странах больше всего авианосцев и относительные размеры авианосцев со всего мира.

Авианосец ВМС США Джеральд р. Форд изображенный на этом рисунке немного больше, чем авианосец Нимиц, которые сейчас находятся на службе в ВМС США.

В настоящее время США имеют больше авианосцев, чем остальной мир вместе взятый.