Храмы в эпоху римской империи. Церкви и храмы Рима или объять необъятное! Типы храмов в древнем риме

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим

Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Церковь Тринита дей Монти строилась на деньги французской короны, пожертвованные Людвигом XII. Строительство церкви длилось с 1502 по 1585 года. Возведением обители французский король хотел отметить победу французов в Неаполе. В период оккупаций Рима Наполеоном церковь подверглась нападению и была полностью разграблена. В начале XIX века началась реставрация храма.

Фасад церкви выполнен в строгом классическом стиле по проекту архитектора Карло Мадерна. Он украшен широким порталом в обрамлении колонн, а также увенчан аттиком с большой балюстрадой. Не менее значимой достопримечательностью собора является лестница знаменитого Доменико Фонтана, украшенная античными капителями и барельефами.

Во внутреннем убранстве храма доминирует удивительное изображение Богоматери, которое называется «Mater Admirabilis».

Церковь Санта Мария дель Пополо

По-итальянски populus означает тополь. Часовня, предшествовавшая храму, была построена у тополя, отсюда и пошло название. Нынешнее здание церкви было построено в 1472-1477 годах, при Александре VII интерьер был существенно обновлён по проекту Бернини.

Самый большой интерес с художественной точки зрения представляют пять приделов церкви, построенные в качестве семейных усыпальниц римской знати, а также церковных сановников. Автором проекта капеллы Киджи был знаменитый художник Рафаэль, который выполнял эту работу для своего покровителя Агостино Киджи. Мозаичный декор капеллы создан Рафаэлем, росписи в алтарном пространстве - Себастьяно дель Пьомбо.

В капелле Черази есть росписи руки Караваджо и других мастеров раннего барокко. Стоит отметить, что созданные Караваджо холсты с сюжетами из жизни св. Петра относятся к числу выдающихся произведений итальянской живописи XVII века.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone)

Церковь на площади Навона посвящена мученице Агнессе, одной из самых почитаемых в Риме святых.

Существует легенда, согласно которой христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников на стадионе Домициана, но у нее мгновенно отрасли волосы и скрыли наготу.

Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви.

Церковь Милосердного Бога Отца

Церковь Милосердного Бога Отца или Юбилейная церковьнаходится в Риме, в Италии. Она была построена в 1996-2003 годах, спроектирована архитектором Ричардом Мейером. Строилась по заказу римской епархии. Эта титулярная церковь является общественным центром Рима.

Церковь символизирует собой корабль с тремя парусами. Три паруса являются символом Святой Троицы.

С южной стороны церкви расположено три изогнутых сегмента разной высоты из сборного железобетона. Для сохранения белого цвета стен церкви они содержат диоксид титана.

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова

Церковь Сан-Томазо ди Вильянова располагается в центре итальянского города Кастель Гандольфо. Она посвящена святому Томасу Вильянове и была построена в конце семнадцатого века. Над ее архитектурой трудился сам Лоренцо Бернини в течение трех лет. Церковь имеет квадратную форму. В ее центре расположено Распятие на кресте Христа. Оно считается главным сокровищем церкви. Над ним трудился известный мастер Пьетро да Кортона.

В своем основании церковь имеет греческий крест. Отделочными работами в храме занимались лучшие мастера. Так, роспись потолка была сделана известным итальянским художником Антонио Рагги.

Несмотря на то, что снаружи вид у церкви не совсем привлекательный (здание по своему цвету и архитектуре не выделяется из череды остальных), внутри она уютная и светлая. Кроме Распятия на кресте Христа в церкви располагаются старинные иконы.

Церковь Св. Девы Марии делла Виттория

Санта-Мария-делла-Витториа - церковь, которая находится в восточной части Рима. Её строительство началось в 1605 году - инициаторами стройки являлись члены ордена босоногих кармелитов. По окончанию битвы на Белой горе, состоявшейся в 1620 году, храм был переосвящён в честь Девы Марии и победы католиков над "врагами веры".

Сравнительно небольшая церковь стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы под названием Корнаро, в частности - благодаря скульптуре "Экстаз святой Терезы", выполненной Бернини, и представляющей собой идеальный образец стиля барокко. Скульптура изображает святую Терезу, к которой явился ангел и пронзил её золотой стрелой с огненным концом, от чего Тереза впала в состояние духовного озарения.

Храм поражает своими потолочными росписями и общим стилем оформления.

Церковь Санта-Мария ин Трастевере

Церковь Санта-Мария ин Трастевере, которую еще называют Церковь Святой Марии за Тибром считается древнейшим храмом Рима, посвященным Богородице. Строительство храма началось в 340 г., а его строительство завершилось при папе Юлии I. Несмотря на многочисленные реставрации, церковь сохранила свой первоначальный облик.

Окончательно облик церкви сформировался в XII веке при папе Иннокентии II. Тогда же интерьер была украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы апостолов-евангелистов, в конце апсиды - сцена коронации Девы Марии. На фризе изображен Христос-ангел, окруженный паствой. Во время реставрационных работ, проводившихся в XVIII в. по просьбе папы Климента VII перед фасадом церкви появился высокий тимпан (внутреннее поле фронтона), а также богато украшенные декоративными элементами порталы.

Внутреннее пространство базилики Санта-Мария ин Транстевере состоит из трех частей с колоннами разных размеров и апсидой, украшенной мозаикой работы художника Пьетро Каваллини. Эти элементы появились в середине XII в. Под мозаикой сохранилась надпись на латыни: "Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро, как волны Тибра".

Вблизи храма горделиво возвышается колокольня, выполненная в романском стиле. На протяжении многих столетий отсюда разносится звучание древнего колокола.


Достопримечательности Рима


В Риме более 900 церквей. Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко. Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

1. Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем , в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск , установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio in Prati

Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio). В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих. По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.


Где находится и как добраться

Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка . Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.


«Фальшивый купол» церкви Святого Игнатия

Где находится и как добраться

Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу.

Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

B asilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело , и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.



Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее. Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора. На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

Где находится и как добраться

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR (Esposizione Universale Roma) – архитектурного проекта фашистского режима, вдохновленного наследием имперского Рима с его возвеличиванием роли государства и правителей.

Базилика Святых Петра и Павла получилась весьма монументальной, этаким переосмыслением собора Святого Петра (проект Микеланджело действительно был взят на вооружение архитекторами), как Дворец итальянской цивилизации («квадратный» Колизей) стал переосмыслением Колизея. Она находится на холме, возвышаясь над Тибром, из-за чего, как шутят местные, некоторые неосведомленные туристы по пути из Фьюмичино в центр даже принимают ее за оригинальный собор Святого Петра.

К базилике ведет ступенчатый пандус, который венчают гигантские статуи святых Петра и Павла (как и у собора Святого Петра). Фасад церкви облицован травертином – самым популярным материалом в Риме, который использовался, например, и при строительстве Колизея.

Где находится и как добраться

Базилика Святых Петра и Павла находится в квартале EUR на юго-западе Рима. Неподалеку от церкви находится самый знаменитый образчик архитектуры режима Бенито Муссолини – «квадратный» Колизей. Ближайшая станция метро: EUR Palasport (линия B). Адрес церкви: Piazzale dei Santi Pietro e Paolo, 8.