Идол — образ сотворенный человеком для поклонения. Идолопоклонство - религия, основанная на поклонении многим богам

Сказать, что такое идолопоклонство, однозначно очень сложно, ведь даже предметы, возваяния, доски, столбы, статуи, которые человек возвеличивает, уже можно считать идолами материального мира. А какое мнение бытует касательно данной темы у разных религий мира? В целом буддизм, христианство, ислам, иудаизм и различные формы язычества схожи во мнениях. Они не особо приветствуют такой подход, и для них идолопоклонство (религия, основанная на поклонении многим богам) неприемлемо.

У Творца нет ни формы, ни тела, а потому все его изображения - это всего лишь интерпретация человеческого ума. Можно рисовать людей, но не стоит придавать им излишний мистический либо культовый смысл. Любое возвеличивание предметов в конце концов приводит к обрядовому почитанию и, соответственно, нарушает значение и смысл поклонения Всевышнему.

Идолопоклонство в буддизме и исламе: в чем отличия?

Тема: «Человек и религия» актуальна для людей всех континентов. К примеру, в Индии, где превалирующее большинство жителей страны исповедуют буддизм, этот вопрос актуален практически для каждого. И несмотря на огромное количество имеющихся у них божественных изображений и статуй, они поклоняются не им, а тому, кому они посвящены. Для них эти объекты только посредники.

Что касается ислама, то здесь все намного сложнее. Это вероучение не приемлет никаких изображений Творца, у его последователей отсутствуют кумиры. Из материальных предметов в этой религии существует только одна связующая нить с Творцом, и это камень, находящийся в Мекке.

Идолопоклонство - краеугольный камень в христианстве

Христианство очень тонко подходит к такой теме, как идолопоклонство. Религия, основанная на поклонении многим богам, сюда проникла аккуратно и завуалированно, по крайней мере так считают некоторые противники традиционной церкви. Им непонятно, почему она приветствует почитание картин в виде икон, статуй, кресел, костей и иных атрибутов божественной тематики, ведь возвеличивание предметов и изображений в ранг священных строго запрещено Писанием. Но служители и прихожане не видят в этом никакого подвоха. А все дело в том, что верующие и не относятся к ним, как кумирам или богам.

В переводе с греческого слово «икона» означает «образ». А потому считать их богами или кумирами неприемлемо, это только образ Бога, Ангелов, святых. Молясь пред близким сердцу ликом, человек обращается не к материальному предмету, выраженному графически и художественно через металл, дерево, краску. Его прошение либо внутренняя исповедь посвящены тому, кто изображен на иконе. Каждому известно, что легче донести мысль до Всевышнего, когда лицезреешь его крест либо Пречистый образ. Использовать такой светлый «проводник» значительно приятнее, нежели довольствоваться пустыми стенами.

Протестанты, язычники и идолопоклонство

Рассматривая идолопоклонство в христианстве, протестанты отметили, что отдельные его направления утратили свою изначальную связь с Творцом. А все это произошло из-за нарушения ими собственных Священных Писаний, где четко многократно сказано, что нельзя поклоняться ничему материальному, возвеличивать изображения, предметы, созданные человеком. Но христиане в свою защиту говорят об ином, к примеру, иконы даны людям, чтобы те благоговейно воскрешали в памяти дела Божии, а также подвиги Святых. Священные образы - это как книги, только здесь в качестве текстового содержания выступают лики.

Языческое идолопоклонство - религия, основанная на поклонении многим богам - бьет все рекорды по количеству обвинений в свой адрес. Последователей этого вероисповедания больше всего обвиняют в преклонении пред идолами. А правда заключается в том, что, к сожалению, не все приверженцы язычества могут адекватно отличать и разграничивать обращение к столбу из дерева от молитвы Творцу.

Здесь и сейчас не сотвори себе кумира

Подмена духовных ценностей на низменные, подчиненные животным инстинктам, стала наиболее заметной с появлением таких понятий, как «секс-символ», «мой кумир» и тому подобное. Именно в этот период простой труженик начал высмеиваться, а приоритетное почитание отошло, к примеру, к певцу, модели, боксеру или модному футболисту. Такое сверхпочитание материальных ценностей, тяга к славе, поклонению привели к вырождению и уничижению морально-нравственных законов бытия.

Чтобы прийти к равновесию и устранить искаженное восприятие мира, каждому важно задуматься, по совести ли он живет, тем ли путем идет. Осознающему человеку все более понятно, как трансформировалось и эволюционировало идолопоклонство. Религия, основанная на поклонении многим богам, облачилась в новые современные формы, которые важно узреть в зародыше. В этом случае человек уже стоит пред сознательным выбором, а не блуждает, как слепец. Он понимает, что для него хорошо, распознает, что навязывают, и четко видит, от чего можно смело отказаться. В добрый путь!

Идолы острова Пасхи

На иврите поклонение идолам называется авода зара , то есть - служение чужому (чуждому). Иногда используют и термин который Вы употребили в своем вопросе: аводат элилим , то есть - служение (поклонение) силам. В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря - признание, что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы и/или источник этих сил. Здесь можно выделить несколько категорий.

Первая . Поклонение - через объект какой-то силы. Например, поклонение чудотворной иконе, “действующей от имени” элементов религиозного мировоззрения. Или - божку, истукану в религии народов Африки. Или, скажем - статуям Будды и т.п. При этом имеются в виду какие-то ритуалы, принятые в данной религии и подразумевающие, что человек, например, встает на колени, зажигает свечи и т.д. Эти ритуалы и есть - поклонение и служение.

Вторая категория. Назовем ее “стихийно-бытовой”. Пример служения этого вида - преклонение перед наукой, которая “почти все знает и почти все ей доступно, а скоро наступят времена, когда она раскроет тайны до конца, и все ей будет подвластно”. Или другой пример - с деньгами. Эта разновидность “идолопоклонства” подразумевает, что человек рассуждает приблизительно так: “вот заработаю много денег - и наступит счастливая жизнь...”. Или - преклонение перед медициной и врачами, когда человек полагает, что в их руках - здоровье человека, пусть, не полностью пока. Но придет время, когда медики откроют что-то такое, что сделает всех здоровыми. Конечно же, немного утрирую. Но если мы посмотрим вокруг, а иногда просто - в зеркало (будучи честными сами с собой), то увидим, что мысли, чувства и поступки многих людей соответствуют этой схеме преклонения перед той или иной “силой”. Это и есть - аводат элилим ...

Третья . Мировоззренческая. Когда мир представляется как арена действий согласованных (христианство) или конфликтующих духовных сил. И не важно, какой “облик” они принимают - Отец, Сын, Кришна, Вишна, Будда и т.п. Суть в плоскости темы, которую мы сейчас разбираем - одна. Но это, разумеется, не означает что эти силы (их в рамках данного мировоззрения очень много) имеют одинаковый “вес”, “объем” и т.п. Очевидно, что понятие “Сын” (в христианстве) или - “Будда” (в буддизме) в разных пропорциях сочетают в себе абстрактно-духовное и философско-материальное. Однако все они имеют автономную область деятельности, а внутри этой области - абсолютные возможности.

Четвертая . Нерелигиозное идолопоклонство. Выделяю эту категорию из второй только для удобства классификации и анализа, который могут провести сами читатели, размышляя над явлениями действительности. Имею в виду философский материализм любого типа. Например, марксизм (как мировоззрение). Или - психологический материализм (термин - мой), соединяющий в себе понятия о “кубиках”, из которых составлен видимый мир (в том числе и тело человека) и о “сознании”, представленном некими “сетевыми”, воображаемыми конструкциями, которые создает высокоорганизованный компьютер - человеческий мозг и которые каким-то образом (в генах человека или в чем-то еще, пока не открытом) закрепляются, запоминаются и передаются последующему поколению, детям - в частности. На этом построены все теории: от фрейдизма - до самых последних, современных, “объясняющих” поведение индивидуумов, социальных групп и вообще - “всего живого”.“Преклонение” перед марксизмом или другими теориями этой категории как перед Истиной (пусть и в динамическом развитии) - тоже авода зара ... Очевидно, что объединяет все четыре категории. В них нет Всевышнего как Творца мира и/или единственной и абсолютной Силы. Эта Сила (Всевышний) и только она одна - возвышает и низвергает, дает и лишает, управляет и подводит истинный Итог.

Теперь - о последствиях аводы зары . Любая ее форма , с той или иной интенсивностью, вносит разрушения в душу человека. И если бы существовал Санѓедрин (Верховный раввинский Суд), за некоторые ее виды полагалось бы наказание (после предупреждения и разъяснения, конечно). Точнее, за аводу зару первой и отчасти - третьей категории. Наказанию за это могли бы подвергнуть, естественно, только еврея. Хотя запрет на аводу зару относится не только к евреям, но и к неевреям, есть отличия в нюансах - евреев Тора ограничивает более строгим запретом. Вопросы о наказании неевреев должен был бы рассматривать нееврейский суд. За аводу зару второй и четвертой категории “на земном уровне” (средствами материального уровня - суды, меры наказания и т.п.) наказание не предусматривается. И еще: в отношении аводы зары первой и третьей категории для евреев существует запрет на участие в каких бы то ни было ритуалах других религий - еврею нельзя входить в их храмы, присутствовать на службах, где бы они не проводились (на улицах или в частных домах и т.п.), даже в качестве “зрителя”. Должен подчеркнуть: нам следует воспитывать в себе доброжелательное отношение к людям (неевреям), которые не проявляют агрессии по отношению к нам, евреям. Более того, наша традиция предписывает - и это, на основе выводов сделанных в трактате Талмуда Гитин (лист 61), сформулировано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа , статья 151, параграф 12) - помогать бедным (нуждающимся) неевреям, навещать больных и т.д., вне зависимости от того, какого мировоззрения они придерживаются. Отношение к аводе заре - однозначно (и абсолютно) отрицательное. Другое дело - отношение к человеку (не к его идеологии). Оно - изначально положительное.

Что такое идолопоклонство?

Что такое идолопоклонство и как оно влияет на поклонение Богу? Формы идолопоклонства и как Библия объясняет бессмысленность идолопоклонства.

Идол, идолопоклонство

Идол - это изображение или символ чего-либо материального или воображаемого, которые являются предметом восторженного преклонения.
Идолопоклонство - это почитание идола, любовь к нему, поклонение ему или восхищение им. Как правило, идолопоклонство обращено к высшей силе,
реальной или воображаемой.

Эта сила может быть как одушевлённой например, человек, животное или организация, так и не одушевлённой например, сила природы или
безжизненный предмет. Обычно идолопоклонство выражается в какой-либо форме и связано с определёнными обрядами и ритуалами.

В еврейском языке для обозначения идолов использовались слова, которые указывали на способ их изготовления, на их никчемность или же выражали
презрение к ним.

Некоторые из этих слов переведены на русский язык как «резное изображение» букв. «что-то вырезанное»; «литая статуя», «литое изображение», «литой
идол» букв. «что-то вылитое или отлитое»; «никчемный идол» букв. «суета»; «отвратительный идол» и «омерзительный идол». Греческое слово, которое
часто переводится как «идол»,- это э́йдолон.

Не все изображения идолы

Божий закон, запрещавший делать изображения (Исх 20:4, 5), не подразумевал, что нельзя было делать никаких изображений и изваяний. На это указывает то, что позднее Иегова Бог повелел сделать на крышке ковчега двух золотых херувимов, а также вышить херувимов на внутренней стороне десяти полотнищ, из которых был сделан священный шатёр, и на занавесе, отделявшем Святое от Святого святых (Исх 25:18; 26:1, 31, 33).

Также и в храме Соломона, построенном по чертежам, которые под вдохновением от Бога получил Давид (1Лт 28:11, 12), стены были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов.

В Святом святых этого храма стояли два покрытых золотом херувима из масляного дерева (1Цр 6:23, 28, 29). Литое море покоилось на 12 медных быках, а
на боковых стенках медных тележек, которые использовались в храме, были изображены львы, быки и херувимы (1Цр 7:25, 28, 29). На ступенях, которые вели к престолу Соломона, стояло 12 львов (2Лт 9:17-19).

Однако эти изображения не были идолами, они не предназначались для поклонения. Изображения внутри священного шатра и позднее храма видели
только священники во время служения. В Святое святых входил только первосвященник и только в День искупления (Евр 9:7).

Поэтому не существовало опасности, что израильтяне станут поклоняться золотым херувимам, находившимся в святилище. Эти изображения были лишь
символом небесных херувимов. (Ср. Евр 9:23, 24.)

И так как нельзя было поклоняться самим ангелам, то тем более не следовало почитать их изображения (Кл 2:18; Отк 19:10; 22:8, 9).

Конечно, иногда изображения, созданные не для того, чтобы им поклонялись, становились идолами.

Например, израильтяне стали поклоняться медной змее, которую сделал в пустыне Моисей, и поэтому верный Богу царь Езекия раздробил её (Чс 21:9;
2Цр 18:1, 4).

Ефод, сделанный судьёй Гедеоном, оказался «западнёй» для него и его домашних (Сд 8:27).

Изображения как помощь в поклонении

Писание не разрешает использовать изображения как помощь для обращения к Богу в молитве. Такое использование изображений противоречит принципу, согласно которому желающие служить Иегове Богу должны поклоняться ему в духе и истине (Ин 4:24; 2Кр 4:18; 5:6, 7).

Он не терпит никакого смешения истинного поклонения с идолопоклонством. Это видно из того, что он осудил поклонение телёнку, хотя израильтяне и связали такое поклонение с его именем (Исх 32:3-10).

Иегова Бог не делится своей славой с резными изображениями (Иса 42:8).

Нигде в Писании не упоминается о том, что верные служители Иеговы использовали какие-либо предметы, чтобы с их помощью молиться Богу или
поклоняться ему.

Однако некоторые указывают на Евреям 11:21, где, согласно католическому переводу «Дуэская Библия» (Douay Version), говорится: «Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и почтил верх его посоха».

В сноске к этому стиху сказано, что Иаков «оказал относительную честь и почтение верху посоха Иосифа», и отмечается: «Некоторые переводчики, не
признающие такого относительного почитания, искажают этот стих, переводя его как „поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха“».

Но такой перевод и подобные ему не искажает текст, как утверждается в этой сноске, а согласуется со смыслом еврейского текста в Бытии 47:31 и принят
даже в некоторых католических переводах, в том числе в «Иерусалимской Библии» (JB).

Формы идолопоклонства

Идолопоклонство, о котором говорится в Библии, включало в себя такие отвратительные дела, как сакральная проституция, принесение в жертву детей,
пьянство и самоистязание до крови (1Цр 14:24; 18:28; Иер 19:3-5; Ос 4:13, 14; Ам 2:8).

Идолов почитали тем, что ели и пили на праздниках и церемониях в их честь (Исх 32:6; 1Кр 8:10), им кланялись и приносили жертвы, перед ними пели и танцевали, их даже целовали (Исх 32:8, 18, 19; 1Цр 19:18; Ос 13:2).

Кроме того, идолопоклонники накрывали столы для ложных богов (Иса 65:11), приносили питьевые приношения, жертвенные лепёшки и возносили жертвенное курение (Иер 7:18; 44:17), а также устраивали церемониальные плачи (Иез 8:14).

Одна из возможных причин, по которым Закон запрещал израильтянам определённые действия, состояла в том, что они были связаны с
идолопоклонством, распространённым среди соседних народов.

Например, израильтянам запрещалось делать себе татуировки, делать на теле нарезы, сбривать брови, стричь коротко виски и портить край бороды (Лв 19:26-28; Вт 14:1).

Идолопоклонство может принимать и более скрытые формы. Среди них жадность (Кл 3:5). Жадный человек начинает любить уже не Творца, а то, чего
страстно желает.

Таким образом желаемое фактически становится для него идолом. Вместо того чтобы верно служить Иегове Богу, человек может стать рабом своего живота, то есть плотского желания, и сделать его своим богом (Рм 16:18; Фп 3:18, 19).

Так как любовь к Творцу доказывается послушанием ему (1Ин 5:3), к идолопоклонству приравниваются мятеж и самонадеянность (1См 15:22, 23).

Идолопоклонство до Потопа

Идолопоклонство зародилось в невидимой сфере. Одно облечённое славой духовное создание, движимое жадностью, развило в себе настолько сильное
желание стать подобным Всевышнему, что отдалилось от своего Бога, Иеговы, и восстало против него (Иов 1:6-11; 1Тм 3:6; ср. Иса 14:12-14; Иез 28:13-15, 17).

Первым человеком, виновным в идолопоклонстве, была Ева. Она захотела съесть запретный плод, и это неправильное желание побудило её нарушить
Божью заповедь. Когда Адам позволил эгоистичному желанию стать сильнее любви к Иегове и затем ослушался его, он также стал идолопоклонником (Бт
3:6, 17).

Со времени мятежа в Эдеме лишь немногие люди не осквернили себя поклонением идолам.

Когда жил внук Адама Енос, идолопоклонство стало проявляться в том, что люди «начали призывать имя Иеговы» (Бт 4:26).

Ясно, что они не призывали Иегову с верой, как это делал праведный Авель за много лет до того, за что его и убил его брат Каин (Бт 4:4, 5, 8).

Очевидно, во времена Еноса люди стали неправильно использовать имя Иеговы Бога, и это было некой формой ложного поклонения. Возможно, люди называли именем Иеговы себя или других людей через которых они якобы поклонялись Богу или идолов считая их видимым средством, помогавшим им поклоняться невидимому Богу.

В Библии не сообщается, насколько широко распространилось идолопоклонство в период времени со дней Еноса до Потопа, но положение, несомненно, постоянно ухудшалось, так как в дни Ноя «Иегова увидел, что люди на земле погрязли в пороке и что все мысли их сердца постоянно направлены только на зло».

Этому способствовали не только грешные склонности людей. Сильное пагубное влияние на мир того времени оказывали материализовавшиеся ангелы,
вступавшие в интимные отношения с человеческими дочерьми, и их гибридные потомки, нефилимы (Бт 6:4, 5).

Идолопоклонство во времена патриархов

Хотя в Потопе погибли все люди, занимавшиеся идолопоклонством, оно появилось вновь. Во главе возродившегося идолопоклонства стоял Нимрод,
«сильный охотник, противящийся Иегове» (Бт 10:9).

Без сомнения, именно под руководством Нимрода началось строительство Вавилона и его башни по-видимому, зиккурата, предназначавшегося для
идолопоклонства.

Иегова Бог расстроил планы строителей, смешав их язык. Перестав понимать друг друга, они прекратили строить город и рассеялись.

Однако идолопоклонству, зародившемуся в Вавилоне, не был положен конец. Куда бы ни приходили те строители, они приносили с собой ложные
религиозные взгляды (Бт 11:1-9).

В халдейском городе Уре, следующем городе, упомянутом в Писании, как и в Вавилоне, не поклонялись истинному Богу, Иегове. Согласно археологическим раскопкам, покровителем того города был бог луны Син.

В Уре жил Фарра, отец Аврама (Авраама) (Бт 11:27, 28).

Живя среди идолопоклонников, Фарра, возможно, был одним из них, как это следует из слов Иисуса Навина, сказанных израильтянам спустя столетия: «В древние времена ваши предки, среди которых был Фарра, отец Авраама и отец Нахора, жили на той стороне Реки и служили другим богам» (ИсН 24:2). Тем не менее Авраам проявлял веру в истинного Бога, Иегову.

Где бы ни оказывался Авраам, а позднее и его потомки, они везде сталкивались с идолопоклонством, которое корнями уходило в отступничество в Вавилоне.

Поэтому им постоянно угрожала опасность оскверниться идолопоклонством. Идолы были даже у родственников Авраама. У Лавана, который был тестем
Иакова, внука Авраама, были терафимы, или семейные идолы (Бт 31:19, 31, 32).

Иаков счёл необходимым повелеть своим домашним удалить всех чужеземных богов и закопал идолов, которых они ему отдали (Бт 35:2-4).

Возможно, он закопал идолов для того, чтобы никто из его домашних, считая металл, из которого они были сделаны, особенно ценным, не использовал его в каких-либо целях. В Библии не говорится, стал ли Иаков переплавлять или ломать идолов, до того как закопать их.

Идолопоклонство и народ, состоявший в соглашении с Богом

Как Иегова и говорил Аврааму, его потомки, израильтяне, стали пришельцами в чужой земле, Египте, и подверглись там угнетению (Бт 15:13).

Они оказались в стране, погрязшей в идолопоклонстве и наводнённой изображениями. Многие из почитаемых в Египте божеств изображались с телом
человека и головой животного, среди них Баст с головой кошки, Хатор с головой коровы, Гор с головой сокола, Анубис с головой шакала и Тот с головой ибиса.

Египтяне почитали созданий, обитающих в воде, воздухе и на суше, и «священных» животных после смерти мумифицировали.

После того как Иегова Бог освободил свой народ из Египта, он дал ему Закон, в котором недвусмысленно осуждалось идолопоклонство, распространённое
у других народов.

Вторая из Десяти заповедей ясно запрещала делать резные и любые другие изображения того, что в небесах, на земле или в водах, и поклоняться им
(Исх 20:4, 5; Вт 5:8, 9).

Давая израильтянам последние наставления, Моисей подчеркнул, что невозможно сделать изображение истинного Бога, и предупредил их о ловушке
идолопоклонства (Вт 4:15-19).

Чтобы израильтяне не стали идолопоклонниками, он также повелел им не заключать никаких соглашений и брачных союзов с язычниками, жившими в
земле, в которую они входили, а истребить их. Следовало уничтожить и всё, что было связано с идолопоклонством,- жертвенники, священные столбы и колонны и резные изображения (Вт 7:2-5).

Преемник Моисея, Иисус Навин, собрал в Сихеме все племена Израиля и призвал их удалить ложных богов и верно служить Иегове Богу. Народ
согласился и после этого служил Иегове Богу, пока был жив Иисус Навин и старейшины, которые пережили его (Ис.Н 24:14-16, 31).

Но затем израильтяне погрязли в отступничестве и стали поклоняться ханаанским богам - Ваалу, Астарте и священному столбу, или Ашере. Поэтому
Иегова Бог отдавал их в руки их врагов.

Всё же, когда израильтяне раскаивались, он, проявляя милосердие, назначал им судей, чтобы избавлять их (Сд 2:11-19; 3:7).

Во времена царей

В Библии не сообщается о том, что во времена правления первого израильского царя Саула, его сына Иевосфея, а также Давида в Израиле было распространено идолопоклонство. Тем не менее можно заключить, что оно там всё же было. Например, у Мелхолы, дочери Саула, был терафим (1См 19:13).

Однако открытое идолопоклонство распространилось в царстве лишь в конце правления Соломона, сына Давида. К нему израильтян подтолкнул сам царь,
который под влиянием многочисленных чужеземных жён построил высоты Астарте, Хамосу, Милхому и Молоху. Народ в целом вовлёкся в ложное
поклонение и стал кланяться идолам этих богов (1Цр 11:3-8, 33; 2Цр 23:13).

Из-за такого идолопоклонства Иегова Бог отнял десять племён у Ровоама, сына Соломона, и отдал их Иеровоаму (1Цр 11:31-35; 12:19-24).

Иегова Бог заверил Иеровоама, что если тот будет верно служить ему, то он упрочит его царство. Однако, став царем, Иеровоам испугался, что если его
подданные будут и дальше ходить для поклонения в Иерусалим, то восстанут против его правления, и поэтому ввёл поклонение телятам (1Цр 11:38; 12:26-33).

Народ поклонялся телятам всё время, пока существовало десятиплеменное царство, а во время правления Ахава в царстве было введено ещё и поклонение тирскому Ваалу (1Цр 16:30-33).

Но отступниками стали не все. Во время правления Ахава - когда по наущению его жены Иезавели пророков Иеговы убивали мечом - в стране оставалось 7 000 человек, которые не вставали на колени перед Ваалом и не целовали его (1Цр 19:1, 2, 14, 18; Рм 11:4).

Кроме сообщения о том, что Ииуй искоренил в царстве поклонение Ваалу (2Цр 10:20-28), нет никаких сведений о том, что кто-то из царей десятиплеменного царства проводил в стране религиозные реформы.

Ни правители, ни народ северного царства не прислушивались к пророкам, которых Иегова Бог неоднократно к ним посылал, и поэтому Всемогущий отдал этих закоснелых идолопоклонников в руки ассирийцев (2Цр 17:7-23).

Не сильно отличалось положение и в царстве Иуда, хотя некоторые цари и совершали там религиозные преобразования. Несмотря на то что разделение
царства Соломона произошло именно из-за идолопоклонства, его сын Ровоам не извлёк урока из наказания Иеговы Бога и не стал сторониться идолопоклонства.

Как только власть Ровоама утвердилась, он - а с ним и весь народ царства Иуда - впал в отступничество (2Лт 12:1).

Народ строил высоты, ставил на них священные колонны и столбы, а также участвовал в сакральной проституции (1Цр 14:23, 24). Царь Авия, когда воевал с Иеровоамом, проявил веру в Иегову Бога и был благословлён победой, но во многом он поступал так же, как его отец и предшественник на престоле, Ровоам (1Цр 15:1, 3; 2Лт 13:3-18).

Два следующих иудейских царя, Аса и Иосафат, верно служили Иегове Богу и стремились искоренить в своём царстве идолопоклонство. Но жители Иуды
настолько погрязли в ложном поклонении, что, несмотря на усилия этих царей уничтожить высоты, тайно сохраняли их или строили вновь (1Цр 15:11-14;
22:42, 43; 2Лт 14:2-5; 17:5, 6; 20:31-33).

Правление следующего царя, Иорама, началось с кровопролития и ознаменовало новый этап в истории идолопоклонства в Иуде, который объяснялся влиянием его жены-идолопоклонницы Гофолии, дочери Ахава (2Лт 21:1-4, 6, 11).

Гофолия также была советчицей их сыну Охозии. Поэтому во время правления Охозии и затем захватившей власть Гофолии идолопоклонство в царстве процветало с одобрения власти (2Лт 22:1-3, 12).

В начале правления Иоаса Гофолию казнили и истинное поклонение было восстановлено. Но после смерти первосвященника Иодая царство под влиянием
князей вновь вернулось к идолопоклонству (2Цр 12:2, 3; 2Лт 24:17, 18). Поэтому Иегова отдал иудейские войска в руки вторгшихся в страну сирийцев, а Иоаса убили его же слуги (2Лт 24:23-25).

Исполнение Божьего приговора, вынесенного Иуде, и насильственная смерть Иоаса, несомненно, произвели сильное впечатление на Амасию, сына Иоаса,
и в начале своего правления он делал то, что правильно в глазах Иеговы Бога (2Лт 25:1-4).

Но, победив эдомитян и взяв их идолов, он стал служить богам побеждённых им же врагов (2Лт 25:14).

Расплата за это пришла, когда Иуде нанесло поражение десятиплеменное царство, а Амасию убили заговорщики (2Лт 25:20-24, 27).

Хотя об Азарии (Озии) и его сыне Иофаме говорится, что в целом они поступали правильно в глазах Иеговы Бога, их подданные продолжали поклоняться идолам на высотах (2Цр 15:1-4, 32-35; 2Лт 26:3, 4, 16-18; 27:1, 2).

При Ахазе, сыне Иофама, идолопоклонство в Иуде достигло невиданного прежде размаха. Ахаз стал первым иудейским царем, о котором сказано, что он сжёг своего сына, а возможно, даже нескольких в жертву ложным богам (2Цр 16:1-4; 2Лт 28:1-4).

В наказание Иегова Бог отдал иудеев в руки их врагов. Вместо того чтобы раскаяться, Ахаз заключил, что успех царям Сирии даровали их боги, и решил
тоже приносить жертвы этим божествам, чтобы они помогали и ему (2Лт 28:5, 23).

Более того, он запер двери храма Иеговы и разломал на куски принадлежности храма (2Лт 28:24).

Езекия, сын Ахаза, в отличие от своего отца, извлёк урок из вразумления Иеговы Бога (2Лт 29:1, 5-11). Став царём, он сразу же начал восстанавливать истинное поклонение Иегове Богу (2Лт 29:3).

Во время его правления было уничтожено всё, что было связано с ложным поклонением, не только в земле Иуды и Вениамина, но и в земле Ефрема и
Манассии (2Лт 31:1).

Сын Езекии Манассия восстановил идолопоклонство (2Цр 21:1-7; 2Лт 33:1-7).

В Библии не объясняется, почему он это сделал. Возможно, Манассия,
вступивший на престол в 12-летнем возрасте, оказался под плохим влиянием советников и князей, которые не были всецело преданы Иегове Богу.

И всё же, в отличие от Ахаза, получив суровое наказание от Иеговы и оказавшись в плену в Вавилоне, Манассия раскаялся и, вернувшись в Иерусалим, провёл религиозные преобразования (2Лт 33:10-16). Однако его сын Амон опять стал приносить жертвы резным изображениям (2Лт 33:21-24).

Следующий царь, Иосия, очистил Иуду от идолопоклонства. В Иуде и даже в городах Самарии были осквернены места, на которых поклонялись идолам.

Иосия отстранил от служения жрецов и тех, кто возносил жертвенный дым Ваалу, солнцу, луне, зодиакальным созвездиям и всему небесному воинству (2Цр 23:4-27; 2Лт 34:1-5).

Тем не менее и эта крупномасштабная кампания против идолопоклонства не покончила с ним навсегда.

Последние четыре иудейских царя - Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия - были идолопоклонниками (2Цр 23:31, 32, 36, 37; 24:8, 9, 18, 19).

Упоминания об идолопоклонстве в книгах пророков проливают свет на то, что происходило в царстве Иуда в последние годы его существования. В стране
по-прежнему были места для идолопоклонства, люди занимались сакральной проституцией и приносили в жертву детей (Иер 3:6; 17:1-3; 19:2-5; 32:29, 35; Иез 6:3, 4).

В идолопоклонстве были виновны даже левиты (Иез 44:10, 12, 13). Перенесшись в видении в Иерусалимский храм, Иезекииль увидел там омерзительного «идола ревности» и людей, которые поклонялись изображениям ползающих существ и отвратительных зверей, а также ложному богу Таммузу и солнцу (Иез 8:3, 7-16).

Хотя израильтяне чтили идолов настолько, что приносили им в жертву собственных детей, при этом они делали вид, что поклоняются Иегове Богу, и
считали, что их не постигнет бедствие (Иер 7:4, 8-12; Иез 23:36-39).

Погрязнув в идолопоклонстве, люди в целом стали настолько неразумны, что когда во исполнение слов Иеговы бедствие всё же пришло и в 607 г. до н. э.
вавилоняне опустошили Иерусалим, они решили, что это постигло их за то, что они перестали возносить жертвенное курение и возливать питьевые приношения «царице небес» (Иер 44:15-18).

Почему Израиль обращался к идолопоклонству

То, что так много израильтян всё снова и снова оставляли истинное поклонение, объяснялось несколькими причинами. Как одно из дел плоти, идолопоклонство взывало к желаниям плоти (Гл 5:19-21).

Поселившись в Обетованной земле, израильтяне могли видеть, что не изгнанные ими до конца язычники, которые обладали гораздо большим опытом в земледелии, получали богатые урожаи.

Возможно, многие израильтяне спрашивали у хананеев о причинах их успехов и следовали их советам о том, как угодить Ваалу, или «владельцу», каждого участка земли (Пс 106:34-39).

Кроме того, к отступничеству их могли подтолкнуть брачные союзы с идолопоклонниками (Сд 3:5, 6). Серьёзным искушением для них была и связанная с идолопоклонством сексуальная распущенность.

Например, в Ситтиме на равнинах Моава тысячи израильтян предались безнравственности и вовлеклись в ложное поклонение (Чс 22:1; 25:1-3). А кто-то
мог прельститься возможностью напиваться при святилищах ложных богов (Ам 2:8).

Помимо этого некоторых привлекала якобы существовавшая возможность узнать будущее, ведь они хотели получить заверение в благоприятном исходе тех или иных событий. Так, Саул обратился к женщине, вызывавшей духов, а Охозия послал спросить Ваал-Зевува, бога Екрона (1См 28:6-11; 2Цр 1:2, 3).

Бессмысленность идолопоклонства

В Писании неоднократно говорится о том, как глупо полагаться на богов из дерева, камня и металла. Пророк Исаия описывает процесс изготовления идолов и показывает всю глупость человека, который одну часть дерева использует, чтобы приготовить себе пищу и согреться, а из другой делает бога, от которого ждёт помощи (Иса 44:9-20).

Исаия написал, что в день ярости Иеговы Бога идолопоклонники бросят своих бесполезных идолов землеройкам и летучим мышам (Иса 2:19-21).

«Горе тому, кто говорит куску дерева: „Пробудись!“ - и немому камню: „Проснись!“» (Авв 2:19). Делающие идолов станут подобными им, то есть
безжизненными (Пс 115:4-8; 135:15-18; см. Отк 9:20).

Отношение к идолопоклонству

Верные служители Иеговы Бога всегда относились к идолам с отвращением. В Библии ложные боги и идолы не раз описываются уничижительными
словами: они называются бесполезными (1Лт 16:26; Пс 96:5; 97:7), отвратительными (1Цр 15:13; 2Лт 15:16), постыдными (Иер 11:13; Ос 9:10), а также
мерзостью (Иез 37:23).

Часто встречается выражение «омерзительные идолы», которым переводится еврейское слово гиллули́м, родственное слову со значением «помёт» (1Цр 14:10; Сф 1:17).

Впервые это выражение, передающее презрение, появляется в Левите 26:30, и в одной лишь книге Иезекииля оно встречается около 40 раз, начиная с 4 -го стиха 6-й главы.

Праведный Иов понимал, что если бы его сердце втайне соблазнялось, когда он смотрел на небесные тела, например на луну, и если бы его рука посылала воздушные поцелуи возможно, в знак поклонения идолам, то это было бы равносильно отречению от Бога и, следовательно, идолопоклонством
(Иов 31:26-28; ср. Вт 4:15, 19).

Через пророка Иезекииля Иегова Бог сказал о праведном человеке, что он «не устремлял свои глаза к омерзительным идолам дома Израиля», то есть ни о чём их не просил и не искал у них помощи (Иез 18:5, 6).

Среди людей, избегавших идолопоклонства, можно выделить также трёх евреев - Седраха, Мисаха и Авденаго, которые даже под угрозой смерти в огненной печи отказались поклониться золотому истукану, установленному царем Навуходоносором на равнине Деир (Дан, гл. 3).

Первые христиане следовали вдохновлённому Богом совету: «Убегайте от идолопоклонства» (1Кр 10:14), и те, кто изготавливали идолов, видели в
христианстве угрозу своему прибыльному делу (Де 19:23-27).

По свидетельствам историков, не участвуя в идолопоклонстве, христиане, жившие в Римской империи, часто оказывались в ситуациях, сходных с той, в
которой оказались три еврея. Если бы эти христиане сожгли щепотку благовония в знак признания божественной сущности императора, они могли бы избежать смерти. Но на такое соглашались немногие.

Первые христиане ясно понимали, что если бы они, после того как обратились от идолов к истинному Богу (1Фс 1:9), вернулись к идолопоклонству, то они не вошли бы в Новый Иерусалим и не получили бы в награду жизнь (Отк 21:8; 22:14, 15).

И сегодня служители Иеговы Бога должны хранить себя от идолов (1Ин 5:21).

В Библии было предсказано, что на всех жителей земли будет оказываться
сильное давление с целью заставить их поклоняться символическому «зверю и его изображению». Никто из участвующих в таком идолопоклонстве не получит Божий дар вечной жизни. «Здесь нужна стойкость святых» (Отк 13:15-17; 14:9-12).

Смотрите полезное видео

А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления.

Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

Какая польза идолу от жертвы? он ни есть, ни обонять не может:так преследуемый от Господа,смотря глазами и стеная, подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает.

И служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего».

Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.

Ибо вымысл идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни.

Хотя человек сделал их и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам. Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мёртвое, поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те – никогда. Прем.15,16–17

Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе.

Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены: ибо и художники сами из людей же.

Дети! храните себя от идолов.

Не было их(ред.-идолов) вначале, и не вовеки они будут.

Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.

Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой.

Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла.

И будете там служить другим богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют.

Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

….потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью.

Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше.

Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся.

Но за то и другое придёт на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.

Знаете, что, когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас.

Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на своё произведение?

Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет.

Attila Siha — National Gallery Idol….

В еличайший грех в Библии, безусловно — грех идолопоклонства. Идолопоклонство является основной причиной, почему Бог упрекал и судил народ Израиля. (Рекомендую почитать больших и малых пророков, а также книги Царств и Паралипоменон). Идолопоклонство — нарушение первой из Десяти заповедей (Исх. 20:3), которая говорит, «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» Это когда мы ставим что-то или кого-то первым в нашей жизни, перед живым и истинным Богом.

Идолопоклонство — первопричина всех остальных грехов и поэтому первые две заповеди говорят именно о нем. В то время, как церковь сегодня сфокусирована на различных грехах, связанных с человеческой сексуальностью и образом жизни — многие в церкви, чьи грехи не вписываются в эти две категории, могут впасть в заблуждение, полагая, что они в полном порядке, хотя могут преступать наибольшую заповедь.

Ниже приведены пять признаков идолопоклонства в церкви, основанные на моём видении служения в качестве ведущего пастора в течение 30 лет, а также обширном апостольском служении в церквях.

1. Идол знаменитых проповедников.

Есть верующие, которые бегают по всей стране, принимая участие в конференциях известных проповедников. Часто, когда они встречаются с ними лично, они едва не облизывают их с головы до ног, и почти теряют сознание от восторга. Некоторые известные служители не могут даже свободно появиться в общественных местах без того, чтобы их постоянно не останавливали поклонники, чтобы сделать селфи с ними. (Я это знаю, поскольку работал со многими из них и видел это сам.)

Хоть я и выступаю за культуру уважения и почитания тех лидеров, которые трудятся среди нас (Евр. 13:7,17), некоторые люди перешагнули за крайнюю черту, в идолопоклонство. Они следуют всему, что те говорят, без вопросов, даже не обращая внимание на окружающие некоторых скандалы, и они не исследуют Писания самостоятельно, чтобы проверить, совпадает ли слово проповеди с Библией. Когда Корнилий встретил апостола Петра и поклонился ему, Петр справедливо сказал ему встать, ибо он был всего лишь такой же человек (Деяния 10).

Нет ничего плохого в подражании или следовании лидеру, но есть что-то неправильное в боготворении христианского лидера. Определенно, сегодня существует культ «знаменитых проповедников» в теле Христа, так что некоторые огромные храмы и служения в прямом смысле сворачиваются, когда знаменитость покидает их. Если церкви и служения будут строить по образцу Нового Завета, в котором всё тело существует, чтобы наставлять и служить друг другу в любви, то мы не будет зависеть только от одного лидера ради функционирования всей общины (Еф 4:16; 1. Кор. 12).

James Kirsop — Praise and Worship — Thursday night

Есть немало верующих, стекающихся в церкви, которые имеют квалифицированных, профессиональных исполнителей и качественную музыку, прежде всего, чтобы развлечься. Следовательно, многие из верующих не понимают, что для них самоудовлетворение и развлечение оказывается важнее, чем истинное поклонение. Раньше, многие церкви не имели даже музыкальных инструментов, и люди всё равно шли на служения — даже если в общине использовались только псалтыри и поклонение все пели а капелла.

Сегодня среди пасторов широко применяется практика траты кучи денег на профессиональных музыкантов, чтобы наполнить церковь людьми. В моем понимании, даже несмотря на то, что наше поклонение должно быть качественным и искусным — мы, в наших церквях, слишком далеко зашли, смешиваясь с мирской культурой развлечения.

В конце концов, играют ли профессионалы, или музыка с диска, или все поют а капелла — общины должны поклоняться и прославлять Его точно так же — в Духе и истине — что является единственным видом поклонения, которого желает Бог (Ин 4: 23-24). Те, кто оставил свою церковь ради той, в которой есть профессиональное поклонение, часто виновны в грехе идолопоклонства, поскольку неспособны от сердца поклоняться Богу, если их не развлекают профессионалы.

3. Идол личного благополучия.

Есть верующие, чей основной мотив — использование веры для воздействия на Бога в личных целях. Хотя Бог и благоволит благословить всех Своих детей (3 Иоанна 2), Иисус сказал нам искать прежде Царства Божия и правды его, а материальное станет этому приложением (Мф. 6:33). Многие пытаются использовать доброжелательный характер Бога, чтобы жить «близорукой» жизнью, в которой христианство вращается вокруг вселенной собственного «Я». Бог дал нам силу приобретать богатство, чтобы мы могли распространять Его Завет по всей земле — а не для того, чтобы у нас была легкая и удобная жизнь. Я считаю, использование веры в первую очередь для того, чтобы удовлетворить собственные нужды - форма идолопоклонства.

4. Идол объективизации Бога.

Хотя этот пункт похож на предыдущий, я чувствую, что есть достаточно отличий для их разделения. На протяжении многих лет я видел многих, продвигающих в церковной проповеди культуру «Я, Мне, Моё». То есть, большая часть проповеди посвящена самореализации, совершенствованию и терапии, а не здравому, библейскому богословию, призывающему верующих жить жизнью служения.

Пасторы часто впадают в культурное идолопоклонство, чтобы привлекать людей в церковь — а это то, что неприятно в очах Бога (см Иез. 44:10, 12). Я заметил, что слишком мало несущих свой крест учеников, посещающих храмы, но много тех, кто использует Бога, когда в Нем есть нужда. Многие приходят в церковь, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, но они не стремятся познавать и любить «лицо» Божье.

Многие приходят в церковь лишь чтобы почувствовать себя хорошо, а не для того, чтобы быть готовыми на добрые дела (Еф. 2:10). Многие приходят, чтобы «получить Слово» вместо того, чтобы «дать Слово» назидания кому-то (Ис 50: 4.; Еф 4:29). Многие приходят послушать риторические речи, возбуждающие эмоции, без намерения повиноваться Слову.

Многие приходят кричать «аминь!», полагая в заблуждении, что, поскольку они покричали, они тем самым уже повиновались Богу. Следовательно, есть немало верующих, которые живут жизнью, не отличающейся от жизни своих неверующих соседей. Именно в этом причина того, что мегацеркви не всегда приводят к «мегакультурному» влиянию, и поэтому рост церкви не всегда приводит к личной и общественной трансформации. Хотя многие посещают церковь десятилетиями, они так и не созрели, и до сих пор пьют молоко, ни разу не питавшись твёрдой пищей Слова (1 Кор. 3:1-3).

5. Идол национальности.

Есть также достаточно верующих, которые позволили своей национальности и культуре превзойти Слово Божье. Иисус говорил, что в жизни некоторых людей культура даже сильнее, чем Слово Божье (Марка 7: 7-8). Следовательно, люди читают Писание через призму своих Европейских/ Западных, Африканских, Латинских или Азиатских корней.

Очень важно, ради принятия Слова Божьего для личного преображения, попробовать вывести себя из своего собственного контекста и читать Библию глазами её изначальных авторов — нечто, что может совершить только Святой Дух. Нет такого понятия, как Западно-Европейская «белая» Библия, или «Афро-ориентированная» Библия. Нам нужно прекратить читать и воспринимать Писание лишь через нашу этническую призму, поскольку правда в том, что Библия была написана авторами с еврейским мышлением, и наивно полагать, что мы можем полностью понять Слово, полагаясь на наш современный этнический менталитет.

Поэтому то верующие так часто действуют и реагируют на происходящее в современном обществе, что их в этом не отличишь от неверующих. Белые, черные и коричневые верующие, как правило, реагируют очень по-разному, когда дело доходит до интерпретации иммиграционной реформы, трагедии в Фергюсоне или смерти Эрика Гарнера. Действительно, я считаю Евангелие настолько мощным, что совершенно возможно для столь разных христиан собраться вместе в один голос и пророчески изъяснить, проговорить и принести решение в эти болезненные и спорные вопросы!

Подписывайтесь:

Бог не дальтоник, так как Он создал людей черными, коричневыми, желтыми, красными и белыми по образу Своему. Следовательно, Он осознанно создал нас такими, что имеют различия в культуре, касающиеся пищи, одежды, языка и других вещей, основанных на этнических нюансах. Тем не менее, эти различия находятся не в той плоскости, где верующие должны определять свою первичную идентичность или закреплять библейскую этику, поскольку во Христе нет ни мужского пола ни женского, нет ни черного, ни белого или коричневого, потому что мы все — одно во Христе (Гал. 3:28).

Когда наше этническое мышление превосходит наше библейское мышление — мы виновны, либо по незнанию, либо из-за этнического идолопоклонства. До тех пор, пока Тело Христа не преодолеет своё идолопоклонство по этническому признаку, мы никогда не станет поколением, которое сможет научать народы, как сказано в Евангелии от Матфея 28:19. Поскольку нет никакой «нейтральной полосы» — либо Церковь будет научать народы, либо народы будут учить Церковь!

Автор — Джозеф Маттера / josephmattera.org
Перевод — Владислав Лежайский для