Интервью с известными дизайнерами интерьера. Эмоциональный подход

салон итальянской мебели: “Italstudia”
адрес: г.Киев, ул. Предславинская 31/11
сайт: www.italstudia.com.ua
тел.: (+38 044) 521-43-43 или 521-45-45

сайт: Ирина, какие новшества появились в последние годы, которые делают использование мебели более практичным, удобным и долговечным? Одним словом, какие есть “ свежие ” функциональные новинки, которых 10 лет назад ещё не было?

Ирина Шурбина: Наибольшее количество новинок - в сфере кухонь. Ещё лет 8 назад такой механизм, как блюм - система (системы выдвижения ящиков, подъёмные механизмы) являлся специальной опцией. Сегодня кухонные ящики просто немыслимы без блюм - систем. Есть новинки в области механизмов подъёма кроватей и некоторых других сферах. Но, такого количества новинок, как в области кухонь, нет больше нигде.

сайт: Следует ли подбирать палитру цветов в интерьере с учетом психологии восприятия цвета? Как быть с красным цветом в интерьере: с одной стороны, по Фэн-шуй он привлекает в дом жизненную силу, богатство и счастье, а с другой стороны, может негативно воздействовать на психику людей, живущих в квартире: повышать раздражительность и провоцировать агрессию.

Ирина Шурбина: Дело в том, что сегодняшний клиент - это асс, который разбирается и в Фэн-шуй, и в психологии цвета, и в мебельных фабриках. Мы работаем на рынке мебели более 15 лет, и по своему опыту могу сказать, что раньше клиент не был таким “ подкованным ” , как сегодня. Ещё лет 5 назад клиенту иногда приходилось объяснять нюансы выбора цветов в интерьере, размещения предметов. Люди стали серьёзно относиться к “ тонким ” материям: к тому, что на них влияет, на их самочувствие, на их работоспособность. Самопознание, в том числе, познание своей психологии, стало представлять большой интерес для человека, что, в свою очередь, свидетельствует о повышении уровня его развития.

Что касается красного цвета в интерьере, то следует помнить, что в цвете важно соблюдать меру и не должно быть перегиба в так называемых “ опасных ” цветах. Такие цвета должны присутствовать точечно: подушечка, какой-то декор, но не следует оформлять всё помещение в красном.

Известно, что красный - это цвет сексуальности. Например, в спальне можно разместить несколько парных предметов красного цвета - две подушечки или подушечки в красные цветы или с красными бантами. Но кроватное покрывало не должно быть красным, шторы не должны быть абсолютно красными. Также предметы красного цвета точечно уместны, например, в гостиной и кухне, но не в детской.

сайт: Ваш салон отличает удивительно красивое оформление, часть предметов интерьера, которые можно заказать, выставлены прямо в салоне, причем расставлены они так, что создается впечатление, что зашел в изысканный итальянский дом, а не в салон, которые продает мебель. Насколько часто покупатель останавливает свой выбор на предметах, которые он видит вживую? Или большинство всё-таки выбирает и заказывает мебель и предметы интерьера только по каталогам?

Ирина Шурбина: Салон оформлен в стилях классика и прованс, так как эти стили наиболее близки мне. Могу сказать, что приблизительно 80% наших клиентов предпочитают классику, и они достаточно часто заказывают предметы, которые видят у нас вживую. Остальные 20% отдают предпочтение, в основном, модерну и хай-теку; мебель в этих стилях выбирается по каталогам и по наличным в салоне образцам материалов и фасада.

сайт: Оформляли ли Вы интерьер “ под яхту ” ? Для этого нужен специальный ремонт или обстановку каюты можно создать с помощью мебели и предметов интерьера? Нужны ли круглые окна?

Ирина Шурбина: Мы оформляли “ под яхту ” дом под Ялтой. Получился очень красивый белоснежный дом в моряцком стиле. На чердаке этого дома было круглое окно, остальные окна были стандартные. Для стилизации “ под яхту ” не обязательно делать окна круглыми. Особенный ремонт также не нужен. Если в помещениях сделан нейтральный ремонт, то стилизовать “ под яхту ” можно и после завершения ремонта.

Есть компании, которые производят мебель в стиле каюты комфортабельной яхты, это Bounty и By Caroti .


By Caroti

сайт: Как вы относитесь к смешению разных стилей при оформлении одной квартиры? Могут ли это быть полярные стили, когда, например, кухня оформляется в стиле кантри, с плетеными стульями и пр., а спальня в стиле барокко - с позолоченной кроватью и бархатом?

Ирина Шурбина: Я бы не рекомендовала оформлять помещения в одной квартире в полярных стилях. Однако, возможно, что человек нуждается именно в таком интерьере, так как нуждается в так называемом психологическом переключении и смене обстановки. Тогда, конечно, можно и нужно делать полярные по стилю помещения. Нужно помнить, что в искусстве возможно всё и всё имеет право на существование.

сайт: Несколько лет назад был популярен стиль ар деко . Оформляете ли Вы интерьеры в этом стиле? Много ли сегодня желающих оформить квартиру в этом стиле? Можно ли в ар деко оформить не всю квартиру, а только часть или это стиль, требующий единого оформления всего пространства квартиры?

Ирина Шурбина: Пик популярности ар деко - 2008-2009 годы, было очень много проектов в этом стиле. Сегодня он уже не настолько популярен. Что касается совместимости ар деко с другими стилями, то его специфика в том, что он может гармонично комбинироваться и с классикой и с хай-теком. Это гибкий стиль, позволяющий немного отходить в направлении других стилей.


сайт: Каким было самое оригинальное оформление интерьера в Вашей практике?

Ирина Шурбина: Сложно выделить и назвать самый оригинальный проект, так как проект - это знакомство с новыми людьми, это новое пространство, идеи и переживания, в результате которых рождается новый, особенный продукт. Каждый проект индивидуален, а потому - оригинален.

сайт: Ирина, как Вы считаете, при оформлении интерьера, нужно ли учитывать модные тенденции в области дизайна интерьера, или интерьер - дело личного вкуса и мода не должна влиять на его выбор?

Ирина Шурбина: Разбираться и понимать, что модно именно сейчас, важно, но при этом можно не следовать моде, а иметь собственное видение. Я предпочитаю выяснить ожидания клиента: кто-то хочет современный интерьер, а кому-то нравятся неактуальные вещи. Главная задача состоит в том, чтобы интерьер нравился тому, кому в нём жить.

сайт: Вы можете сформулировать главный принцип, который, по Вашему мнению, способствует процветанию бизнеса?

Ирина Шурбина: Секрет успеха бизнеса - это любовь к своему делу. Есть пословица: “Найди работу по душе и тебе никогда не придётся работать”. То же касается успеха бизнеса: если этот бизнес интересен и если работа в нём приносит радость и удовольствие, то он будет успешным.

сайт: Проводятся ли в Киеве какие-то интересные тренинги (мастер-классы) по вопросам дизайна интерьера?

Ирина Шурбина: Для того, чтобы быть в курсе современных тенденций в сфере дизайна интерьера, необходимо посещать выставки. В Киеве они проходят на улице Салютной и на Броварском проспекте, это осенние и весенние мебельные выставки. Туда приезжают производители со всей Украины, приезжают итальянцы. Очень приятно, когда достойно выглядит продукция украинских производителей. Мы тоже иногда сотрудничаем с украинскими производителями: по ряду позиций наш производитель создаёт качественный, соответствующий стандартам продукт. Прекрасный пример -производитель кухонной мебели “ Интерстиль ” .

сайт: Спасибо за интересное общение, Ирина!

интервью взяла: Елизавета Мельниченко

фото с сайтов: www.caroti.it, www.lama.kz

Пусть меня научат

Гуля, в то время, когда вы учились, профессия дизайнера в России еще не была так популярна, как сейчас. Вы не сомневались в своем выборе?
Факультет в Строгановке (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова — прим. Soul sisters) , на котором я училась, как раз незадолго до моего поступления переименовали в «Промышленный дизайн». До этого он назывался «Художественное конструирование». В то время я до конца не совсем понимала, что такое дизайн. Ведь это слово только-только появилось в обиходе. Просто я очень любила рисовать и хотела поступить в художественный вуз.

Закончив Академию, вы продолжили учиться в лондонской школе дизайна KLC School of Design. Расскажите, пожалуйста, почему вы приняли такое решение?
Мне посчастливилось застать в Строгановке старую гвардию прекрасных преподавателей и профессоров. Мы изобретали светильники, придумывали формы чайников, проектировали интерьеры… Меня больше всего захватил дизайн интерьеров. Начав работать, я поняла, что мне чего-то не хватает. Тогда я решила, что нужно поехать учиться на Запад. Выбор пал на британскую школу дизайна KLC School of Design. Там практиковали совершенно иной подход к дизайну. Разработка интерьера начиналась не с подбора материалов, а с красивой абстрактной идеи. Также отдельная уникальная вещь — старинные часы или картина – могли стать отправной точкой в создании образа целой комнаты.

«Мне посчастливилось застать в Строгановке старую гвардию прекрасных преподавателей и профессоров. Мы изобретали светильники, придумывали формы чайников, проектировали интерьеры…»

А в каких учебных заведениях в России лучше всего готовят дизайнеров интерьеров?
Мне сложно говорить про Россию в целом. Несомненно, Строгановка по-прежнему остается одним из ведущих вузов в этом направлении. Могу также посоветовать Школу дизайна «Детали», которая практикует западную схему обучения, очень похожую на британскую систему.

Вы помните свой первый проект?
Да, это был увлекательный и необычный заказ. Меня попросили оформить трехуровневый бассейн в загородном доме. Его нужно было сделать в виде корабля. Мозаика на дне бассейна имитировала морское дно. Стены были зашиты деревом - как на галеонах XVIII века… (улыбается) Очень творческий заказ.

На одной волне

В портфолио Gulia Galeeva Design есть разные проекты - квартиры, дома, яхты, частные самолеты. Над какими объектами интереснее работать?
Мне интересно работать с разными объектами и все время делать что-то новое. Но самое главное, не над каким объектом ты работаешь, а для кого ты его делаешь. Самые лучшие проекты - те, в которых с заказчиками складываются доверительные отношения.

Если в ходе работы над проектом ваше видение и видение заказчика начинают расходиться, вы пытаетесь отстаивать профессиональную точку зрения?
Обычно удается убедить клиента. Но бывает, человек совершенно не готов менять свою точку зрения, и тогда мы находим компромиссный вариант. Случается и так, что ты категорически не можешь принять идеи заказчика, потому что иначе потеряешь свой профессиональный уровень.

«Самое сложное в работе дизайнера — выстраивание отношений с клиентом. Дизайнер должен быть очень хорошим психологом»

С каким заказчиком легче и интересней работать - с тем, который хорошо знает, чего хочет, или с тем, который дает полную свободу дизайнеру?
Легче всего работать с клиентами, с которыми ты находишься на одной волне. Замечательно, когда заказчики знают, чего они хотят, но при этом ждут от тебя профессиональных решений.

Уметь прожить свой замысел

Все интерьеры, оформленные Gulia Galeeva Design, отличаются изысканностью и утонченностью, будь то классика или минимализм. Есть ли у вас любимый стиль?
Мой любимый стиль - арт-деко. Это очень декоративный и сложный стиль. Он пришел на смену модерну в двадцатые годы прошлого века и был ведущим совсем короткий период. Но очень многие современные стили в дизайне и архитектуре выросли именно из арт-деко. В Милане есть прекрасная вилла Некки-Кампильо/Necchi Campiglio (построена архитектором Пьеро Порталуппи/Piero Portaluppi между 1932 и 1935 г.г. — прим. Soul sisters) , которую недавно открыли для публичного доступа. Когда там оказываешься, сложно поверить, что она была оформлена почти сто лет назад, настолько современными выглядят решения, которые используются в ее интерьере! Для меня посещение Некки-Кампильо стало настоящим откровением… А вообще, мне интересно работать в разных стилистиках, смешивать разные направления и получать интересный и неожиданный результат. Как художник смешивает краски на палитре, дизайнер смешивает в пространстве материалы, формы, цвета и получает уникальную композицию.

У вас есть материалы, с которыми вам нравится работать больше всего?
Я работаю только с натуральными материалами — мрамором, деревом, кожей, тканью. Самый любимый — камень. Сейчас производят невероятно прочные, технологичные искусственные материалы, но в них нет той силы и энергии, которые есть в натуральном камне. Не устаю восхищаться богатством его текстур, рисунков и цветовых сочетаний! Камень часто задает дальнейшее развитие цветового решения в пространстве.

«Как художник смешивает краски на палитре, дизайнер смешивает в пространстве материалы, формы, цвета и получает уникальную композицию»

Из каких составляющих, на ваш взгляд, складывается изысканный интерьер?

В каждом интерьере должны быть детали, которые делают его неповторимым. Изысканным пространство становится благодаря особому сочетанию форм, предметов, фактур. Одни и те же вещи можно скомбинировать по-разному: обыденно или необыкновенно. Прекрасно, если есть возможность использовать в декоре антикварную вещь, старинную ткань, вышивку или ковер - это сразу придаст интерьеру утонченность. Правильно подобранная картина или скульптура способна абсолютно изменить пространство.

Поговорим о цветовой гамме. В своих проектах GuliaGaleevaDesign обычно придерживается тонких цветовых сочетаний. С чем связан такой выбор?
Мне нравятся насыщенные, темные цвета в сочетании с оттенками серого, они обладают способностью все объединять. Недавно был проект (публикация в Elle Decoration, март 2016 — прим. Soul sisters) , где заказчики попросили сделать интерьер в яркой цветовой гамме - никакого серого. И это тоже было очень интересно.

А как вы относитесь к белому цвету в интерьере?
Прекрасно! Но в нашем климате белый цвет из-за недостаточного количества солнца становится серым, холодным. Белый можно использовать, но нужно подобрать правильный оттенок. В английском языке есть такое понятие «off-white» - это значит не чисто белый цвет, а с легкими оттенками серого, бежевого и так далее… Таких оттенков существует огромное количество. Если добавить к такому белому цветовые акценты в предметах и тканях, то интерьер заиграет и оживет.

«Самое главное - красивая планировка. Если ее нет, то не получится гармоничного, удобного для жизни пространства»

Гуля, что главное в дизайне интерьеров? Есть ли критерии, которые вы всегда стараетесь соблюсти?
Есть множество принципов. Но самый главный - это красивая планировка. Если ее нет, то не получится гармоничного, удобного для жизни пространства. План должен быть «красиво нарисован», как абстрактный графический рисунок. Дизайнер должен уметь проживать свой замысел — ты мысленно идешь по будущему дому или квартире, тщательно продумывая каждое помещение. Я получаю огромное удовольствие, когда вижу, как эскиз вырастает в пространственный объем.

А чем отличается работа над дизайном квартиры и дома?
В квартире все развивается на одном уровне, а в доме в нескольких. Интерьер дома очень тесно связан с тем, что находится снаружи. Часто начинаешь заниматься реконструкцией внутреннего пространства, а потом перемены затрагивают и фасад.

Расскажите, пожалуйста, немного о дизайне вашей квартиры. Какие мечты удалось воплотить, чем особенно гордитесь?
Для меня самое главное - вид из окна, все остальное вторично. Моя квартира находится на набережной, в сталинском доме, я очень люблю архитектуру этого периода в Москве. Набережные всегда дают ощущение простора и воздуха. Я тщательно подбирала цвета, в которых комфортно находиться - оттенки шоколада, серо-голубого и т.д. И, конечно, живопись задает особый тон.

«Дизайнер должен уметь проживать свой замысел — ты мысленно идешь по будущему дому или квартире, тщательно продумывая каждое помещение. Я получаю огромное удовольствие, когда вижу, как эскиз вырастает в пространственный объем»

А кто из современных дизайнеров и архитекторов вдохновляет?
Мне очень нравится бельгийский коллекционер антикварной мебели, галерист и дизайнер Аксель Вервордт/Axel Vervoordt. Он мастерски совмещает современную живопись, антиквариат и мебель собственного дизайна, создавая «безвременные» интерьеры, которые будут актуальны всегда. Для меня это самый важный показатель. Итальянские дизайнеры — Студия Перегалли/Studio Peregalli — делают совершенно невероятные вещи, воссоздают атмосферу старины. Никогда не подумаешь, что эти интерьеры родом из XXI века! Если говорить про архитекторов - мне нравится Петер Цумтор/Peter Zumthor. Его архитектура живая, интеллектуальная, минимальная. Я осторожно отношусь к минимализму, но работы Петера Цумтора — это произведения искусства, как скульптура.

«Каждый новый проект - это чья-то мечта, а значит и моя»

У кого из великих дизайнеров XX века вы бы не отказались пройти стажировку?
У Эйлин Грей/Eileen Gray. Это единственная женщина, которая попала в плеяду великих архитекторов и дизайнеров XX века. Она опередила время, создавая предметы, соединяющие в себе аристократизм, функциональность и чистоту линий. Она задолго до остальных начала делать хромированную мебель, опередив даже Ле Корбюзье/Le Corbusier. Эйлин Грей считала, что дом - «оболочка человека». Она не создавала массовую продукцию, а делала уникальные предметы и интерьеры для конкретного человека. До сих пор ее мебель используется в самых актуальных проектах.

Есть ли у вас проекты, которые вы еще только мечтаете воплотить?
Хотелось бы оформить интерьер в стиле арт-деко. А если говорить в целом, то каждый новый проект - это чья-то мечта, а значит и моя (улыбается).

Назовите, пожалуйста, самые распространенные ошибки, которые допускают люди, самостоятельно оформляющие свое жилище.
При самостоятельном оформлении часто забывают сделать освещение разноплановым. Нужно иметь возможность играть с источниками света. Например, к вам приходят гости, и вы зажигаете яркий верхний свет, чтобы создать торжественную атмосферу. А в другой вечер хочется расслабиться в приглушенном свете настольных ламп и напольных светильников.

Можно ли говорить об актуальном интерьере? Есть сейчас какие-то тенденции в оформлении жилого пространства? Вообще, существует ли такое понятие, как «актуальный интерьер»?
Такое понятие, конечно, существует. Но… Я не люблю тенденции в интерьере. Я могу следовать модным тенденциям в дизайне одежды, но не в дизайне интерьера. Думаю, тенденции создают для того, чтобы продавать. Интерьеры должны быть безвременными и смотреться актуально даже по прошествии многих лет.

«Думаю, тенденции создают для того, чтобы продавать. Я считаю, что интерьеры должны быть безвременными»

Гуля, что бы вы посоветовали тем, кто обустраивает маленькую квартиру, и хочет максимально эффективно использовать пространство? Есть ли здесь какие-то секреты?
Распространено мнение, что светлые цвета увеличивают пространство, но на самом деле не всегда. Не надо делать ставку на светлые оттенки. Иногда темные цвета придают пространству дополнительную глубину. Можно, например, одну стену покрасить в темный цвет, а остальные сделать светлыми. Еще очень хороший прием — полосы. Они сбивают ощущение четкости пространства, «вытягивают» архитектурные несовершенства. Зеркала тоже зрительно увеличивают размеры помещения. Сделайте одну стену полностью зеркальной — и ваша комната сразу станет больше. Часто в небольшие пространства боятся ставить крупные предметы, предпочитая размещать много маленьких. Это неправильно. Лучше использовать предметы разного масштаба — что-то крупное и что-то небольшое. Главный совет, не бойтесь экспериментировать с материалами, цветами и фактурами.

Какая роль в дизайне интерьеров отводится текстилю?
В моих интерьерах текстилю отводится огромная роль. Как я говорила, для меня дизайн начинается с подбора камня. А следующий этап - найти красивые, необычные сочетания цвета, рисунка и фактуры в тканях. Вот тут-то и рождается история, каждый раз уникальная и новая. Иногда особенное сочетание цветов или красивый узор определяют всю палитру комнаты.

Стоит ли использовать hand-made в декоре?
Безусловно! И чем больше в интерьере hand-made, тем он уникальнее.

А как вы относитесь к антиквариату? Существуют ли какие-то основные правила его использования в декоре пространства, чтобы не превратить квартиру в бабушкин сундучок?
Все относятся к антиквариату по-разному. Можно купить что-то на аукционе «Сотбис»/Sotheby’s и рассматривать это как серьезное вложение, а можно найти видавшее виды кресло на блошином рынке, пошкурить, перетянуть обивку и вдохнуть в него новую жизнь. Хорошим вариантом может быть, когда в современном интерьере возникает, например, зеркало в барочной раме или лампа «с историей». У меня был проект, где в доме с очень минимальным интерьером и большой коллекцией современного искусства, мы поставили старинный французский камин. На контрасте этот камин дал колоссальный эффект, и с тех пор мой клиент полностью изменил свое отношение к «старым вещам». Не надо бояться использовать антиквариат - он дает ощущение жизни, уникальности. Обожаю старые квартиры, заставленные антикварными вещами, особенно, если вокруг них есть какие-то истории, поэтому «бабушкин сундучок» для меня скорее положительная характеристика (улыбается).

«Распространено мнение, что светлые оттенки увеличивает пространство, но на самом деле не всегда. Именно темные тона дадут дополнительную глубину»

Как вы относитесь к даосской практике организации пространства — фэншую? Какие постулаты «ветра и воды» обязательно стоит учитывать?
Я неплохо отношусь к принципам фэншуя, но считаю, что в большом городе их соблюдать очень сложно. Для себя я выбрала несколько правил, которых придерживаюсь. Я никогда не ставлю зеркало напротив входа. Также нельзя размещать зеркало в спальне напротив окна. Иначе энергия, заходящая к тебе, отражается и уходит из комнаты.

На чем можно безболезненно сэкономить, обновляя интерьер?
Здесь главное творческий подход. Можно купить кресло в IKEA и обтянуть его красивой тканью или покрасить недорогую тумбочку вручную кисточкой. Замените на самых обычных дверях ручки на антикварные — и сразу возникнет ощущение изысканности и уникальности. Обратите внимание на интересные ткани по доступным ценам. Например, в Москве много складов с хорошим текстилем. Недорогой дикий шелк, правильно задрапированный, будет выглядеть роскошно.

Можете посоветовать начинающим дизайнерам и тем, кто хочет оформить интерьер для себя, как лучше всего развивать вкус?
Смотрите как можно больше хороших книг по дизайну и архитектуре. Отправляйтесь в книжный магазин. Полистайте и выберите то, что вам нравится. Меня вдохновляют издания с работами Келли Уистлер/Кelly Wearstler, Томаса Физанта/Thomas Phaesant, Жан-Луи Денио/Jean Louis Deniot. Прекрасно развивают вкус путешествия, посещение музеев или просто прогулки под открытым небом вдоль старинных улиц…

Радость каждого дня

Гуля, расскажите, как проходит ваш обычный день.
Моя дочь пошла в школу, и это дает мне возможность рано вставать и многое успевать. Например, поиграть в теннис. Я очень люблю долгие красивые завтраки. Это основа и залог продуктивного дня. Вообще, каждый день стараюсь себя чем-нибудь порадовать. Больше всего я боюсь рутины. Хорошо, что с моей работой это невозможно (улыбается). Мой рабочий график очень насыщенный. Нужно выбрать время и просмотреть текущие рабочие чертежи и документацию. К более творческой части может относиться процесс поиска идеи для мебели на заказ и выбор образцов для нее. Даже поездка на стройку может быть приятной, когда работаешь с командой, которую знаешь много лет. Каждый день приносит что-то интересное и вдохновляющее, будь то презентация новой коллекции обоев, мейл с редкой антикварной вазой или приглашение на выставку. А ужин с друзьями — идеальное его завершение!

«Больше всего я боюсь рутины. Хорошо, что с моей работой это невозможно»

Есть ли у вас любимая цитата, которая помогает в трудные моменты?
«И это пройдет».

Как вы любите проводить свободное время?
Я очень люблю путешествовать! Это может быть путешествие в другую страну или просто поход на выставку — неважно. Главное — впечатления…

Вместо постскриптума…

Представьте себе место, в котором могло бы поселиться Вдохновение. Каким бы оно было?
Старый дом, утренний свет, а за окнами фруктовый сад.

Фото Эка Шония

Первые ориентиры в профессии дизайнера Мария Ватолина получила будучи автором концептуальных съемок интерьеров. В качестве стилиста она работала для журналов ELLE Decor, AD, Wallpaper, Seasons, Salon Interior, Мезонин. Позже чувство стиля и любовь к интерьерному дизайну развились в профессию, и сегодня Мария самостоятельно реализует проекты домов и квартир. Мария Ватолина рассказала нам о том, каковы ее принципы работы и подход к дизайну.

Abitant: Вы работаете в очень позитивной стилистике. Он, видимо, складывается из Вашего жизнерадостного взгляда на жизнь и особой авторской позиции. Так ли это?

Мария Ватолина: Я не могу сказать, что я очень жизнерадостный человек, скорее, я эмоционально восприимчива, поэтому мои объекты получаются, если есть контакт с заказчиком, доверительные отношения и взаимная расположенность. Я хорошо чувствую людей, и вообще, обычно понимаю, что людям нужно из обычного бытового общения. На первой встрече с заказчиками я предпочитаю говорить не о том, каким они представляют свой будущий интерьер, т. к. есть большая опасность поддаться готовым сложившимся клише из журналов и альбомов по интерьеру, которые, как думают заказчики, им подходят. Мне гораздо интереснее составить для себя портрет людей, которые будут жить в будущем интерьере, узнать о членах семьи и их привычках, о домашних традициях. Это помогает мне абстрагироваться от конкретных предметов и стилей и предложить заказчику то,до чего он никогда не додумался бы сам, но как потом, выясняется, подсознательно всегда стремился.

А.: Есть ли у Ваших заказчиков общие черты, каков собирательный образ Вашего клиента?

М.В.: Мои заказчики удивительно не похожи друг на друга, как и интерьеры, которые я для них делаю. Раньше я очень удивлялась, когда на вопрос, что привело их ко мне, новые заказчики отвечали, что посмотрели все мои работы, они все такие разные, не нашли ничего конкретного, что их привлекло, но почувствовали, что я могу придумать именно то, что им нужно. Теперь я воспринимаю такие слова как ободрение, что я на правильном пути. Я делаю авторские индивидуальные интерьеры и не повторяюсь, а значит, двигаюсь вперед…

Стулья Kartell в обивке из ткани Missoni,

А: Обустраивая пространство интерьера, Вы часто подбираете нестандартные предметы и материалы отделки. Чем руководствуетесь в выборе продуктов?

М.В.: Я делаю подборку предметов по наитию, не люблю подбирать мебель комплектами, «гарнитурами», как раньше это называлось. У меня в проектах всегда много разных фабрик, что очень неудобно в работе, но интересно выглядит в результате. Всегда есть 2-3 знаковые стилеобразующие дизайнерские вещи, которые, сколько бы они не стоили, я обычно уговариваю своих заказчиков купить для будущего интерьера, и есть базовые, которые легко заменяются на подобные, за счет них стараемся сокращать бюджет при необходимости.

А: Каталоги и новинки каких производителей мебели и аксессуаров чаще всего просматриваете, за работой каких фирм следите?

М.В.: Из последних находок – марка Restoration Hardware, сейчас делаю проект с использованием этой мебели. Очень мне понравилась фабрика Marioni, у них необычно качественные и красивые аксессуары. Очень люблю обои De Gournay. При всем моем непостоянстве в интерьерах, в каждом из них находится место для удивительных произведений искусства ручной работы от De Gournay. Особенно мне нравятся марки, которые создают не мебель, а скорее интерьерные акценты, например, скульптуры от Kare Design, или Andrew Martin, недавно использовала в своем проекте интересные стеллажи из латунных трубочек от Cecotti, в которых функция вторична, а дизайн первичен.

Стеллажи из латунных трубочек Cecotti (3D-визуализация)

Обои с павлинами от De Gournay. 3D-визуализация интерьера, который сейчас находится в стадии реализации, окончание февраль-март 2014 года

Обои с павлинами от De Gournay. 3D-визуализация интерьера, который сейчас находится в стадии реализации, окончание - февраль-март 2014 года

А.: Вы сами проектируете мебель и предметы освещения. Что подтолкнуло Вас к освоению темы авторского предметного дизайна?

М.В.: Восемь лет назад я впервые занялась дизайном интерьера, до этого работала интерьерным стилистом для многих крупных интерьерных изданий. Мои первые заказы в области дизайна интерьера были на стыке дизайна и оформительства: витрины магазинов, выставочные стенды, декорирование офисов, сделанных «скучными» архитекторами без изюминки. Для этих проектов я впервые стала проектировать предметы, получалось… Потом был не слишком длинный период предметного дизайна, победы в конкурсах, выставки. В промышленное производство я углубляться не стала, у нас эта отрасль производства совсем не развита…увлеклась дизайном интерьера.

Matreshka, 2008 год

А.: Во многих своих проектах Вы часто используете смелые цветовые сочетания. Как Вам удается мотивировать заказчиков в вопросах выбора цветовой палитры. Что для Вас означают понятия «цвет» и «свет»?

М.В.: Одни заказчики приходят с просьбой «нам все самое смелое и безумно-дизайнерское», с ними легко, они уже готовы к моим смелым цветовым сочетаниям, другие говорят «нам нравятся ваши работы, но нам лучше поскромнее немного», тогда я делаю эскизы с использованием всех базовых нейтральных предметов и цветов, а в голове держу уже конкретные предметы и акцентные цвета, которые сделают этот интерьер живым. Когда интерьер по эскизу готов, заказчики смотрят и говорят, что чего-то не хватает, в этот момент я «достаю из рукава» все свои козыри и обычно получается все, как я задумала.

ЗD-визуализация хаммама для проекта частного дома, проект в стадии реализации

А.: Что, на Ваш взгляд, сегодня превалирует на рынке продуктов для интерьеров: креатив и эстетика, либо материал и технологичность. Какие тенденции прослеживаются на рынке?

М.В.: Мне кажется, сейчас в моде сочетание несочетаемого, например, новых материалов и технологий с антиквариатом и старинными поверхностями. В модных интерьерах легко можно встретить стыковку полов: в одной зоне пол выложен старинным паркетом, из французского замка, а рядом пол из микроцемента. Такая же эклектика в мебели, легко можно сочетать ультрасовременную кухню в стиле hi-tech с .

А: Удачный проект для Вас - что это?

М.В.: Удовольствие в процессе, удовольствие в финале, довольные заказчики. Приятно попадать в дом, который ты завершила уже несколько лет назад и видеть, что в нем гармония и счастье. Это главное подтверждение того, что проект удался.

Квартира на Мичуринском проспекте, 2012 год

Квартира в Москва-Сити, 2011 год

Дизайнер Ольга Валле по первоначальному образованию – психолог. Окончив факультет психологии МГУ им. М. И. Ломоносова, работала психологом, потом писала диссертацию в New School University в Нью-Йорке, одним из факультетов которой является Parson’s School of Design. Однажды попав в Parson’s, в отделение дизайна интерьеров, решила поменять профессию… В интервью крупнейшему интерьерному порталу Ольга Валле рассказывает, как психологическое образование помогает в дизайне, кто такие визуалы, кинестеники и аудиалы и какие интерьеры им нужны.

Полный текст интервью:

Ольга, ваш психологический подход к дизайну интерьеров хорошо известен в архитектурно-дизайнерской среде. Какую роль играет ваше первое образование в профессии?

Психология имеет большое значение в моей профессиональной деятельности. Работа дизайнера интерьера строится на личном общении с заказчиками, на взаимопонимании и точном выяснении его потребностей в процессе работы. Зачастую, обращаясь в студию дизайна, человек не может объяснить, какой именно интерьер он хочет видеть в своем пространстве. Можно часами просматривать референсы и заполнять длинные анкеты. Нам же достаточно пообщаться с заказчиком несколько минут, чтобы понять его предпочтения и предложить именно то, что ему по душе. Всё зависит от типа восприятия, которым человек обладает.

Можно более подробно? Что это за типы людей?

Мы все воспринимаем окружающий мир по-разному. Для кого-то важнее всего то, что он видит (визуал), для других самое главное, что они чувствуют (кинестеники), а третьим важнее всего звуки и логика (аудиалы) Так, для визуалов обязательно нужно множество ярких и эмоциональных идей в интерьере. Для оформления таких пространств используются гармоничные цветовые решения, множество декора и обилие визуальных эффектов. Для аудиалов основным каналом восприятия информации является слух и логика. Для них важнее всего правильность пространства, четкость и симметричность во всем интерьере, техническая оснащенность и звуки: высокая шумоизоляция, современное аудио-оснащение, подбор отделки с учетом акустических свойств и т. д. Кинестетикам нужен интерьер сделанный на текстурах, важна комфортная мебель, эргономичное расположения деталей. Не забывайте и о запахах. Планировочные решения для кинестетиков всегда должны быть максимально удобны, комфортны. Создавая дизайн-проекты для кинестетиков важно учитывать наличие приватных зон, уютных предметов мебели, мягкое рассеянное освещение без бликов.

Ну а если ваш заказчик — смешанный тип?

Безусловно, встречаются и смешанные типы людей. Для каждого из них есть свои правила взаимодействия, создания проектов. Знание психологии в дизайне помогает не только предугадать потребности заказчика. Гармоничное взаимодействие и доверие — вот главное! Человек должен быть уверен, что его слышат и понимают, что его потребности не останутся без внимания. Ведь даже способы подачи материала в проекте должны быть ориентированы на Заказчика. К тому же, благодаря такому подходу, мы можем лучше понять, что хочет заказчик, «говорить с ним на одном языке». Благодаря этому, наши заказчики готовы рекомендовать нас и обращаются к нам снова и снова.

Ваша студия работает и с частным клиентом, и с корпоративными. У вас в портфолио проекты офисов, ресторанов и отелей. Как психология работает там?

Практически также. Разумеется, общественный интерьер реализуется для группы людей, которые обладают теми или иными потребностями. Это учитывается в процессе создания пространства для различных отделов, если мы говорим, например, об офисном интерьере. Однако, в любом случае, в каждом проекте для общественного пространства есть ответственное лицо — генеральный директор, руководитель административно-хозяйственной службы или представитель отдела строительства, который принимает решения. Здесь мы обычно учитываем именно его предпочтения в дизайне. Конечно, при этом брендбук компании, техническое задание, правила проектирования общественных объектов и нормы эргономики никто не отменял.

Помимо психологической составляющей работы с заказчиком, у вас есть ещё одно преимущество — создание оригинальных планировок. У вас есть невероятные работы, крохотные пространствах, в которых гармонично размещены все функциональные зоны.

Нам особо интересны те проекты, над которыми нужно поломать голову. Особенно, если предстоит реконструкция, есть ограничения, сложные формы, узкие коридоры, разновысокие потолки и проч. Мы очень любим распределять зоны на небольших площадях, с удовольствием беремся за проектирование мансард, вторых этажей, двухуровневых квартир, квартир в старых дореволюционных домах. В таких проектах очень важно знать конструктивные особенности дома, иметь большой опыт строительства и реконструкции. А еще важно знать все о колористических решениях. Цвет способен творить визуальные чудеса! И, конечно, нужно быть в курсе мебельных новинок, которые позволяют сегодня создавать многофункциональные пространства на любых площадях.

Вы любите путешествовать по итальянским мебельным фабрикам. Что это, творческий заряд? Поиск потенциальных партнеров?

И то, и другое. Во-первых, любой дизайнер должен быть в курсе тенденций, чтобы предлагать клиенту модные, актуальные решения. Я всегда посещаю и Isaloni в Милане, и российские выставки, и фабрики по производству мебели, сантехники и аксессуаров. Что касается путешествий по Италии, это дает понимание технологий создания мебели, знакомит с производством. Многие предметы мы делаем на заказ, и, конечно, это — выход напрямую на сотрудничество с фабриками. В свое время наша студия занималась прямыми поставками мебели из Италии, однако это отвлекало от творческого процесса. Поэтому мы приняли для себя решение работать с фабриками лишь в случаях, когда этого действительно требует проект.

Посещение мебельных производств крайне важно в работе дизайнера. Одно дело, когда мы, как говорится, на визуализации размещаем кухню, совсем другое — когда мы понимаем, из каких технологических элементов она состоит, как она встроится в реальный интерьер.

Мы с удовольствием делимся знаниями и опытом, организуем группы дизайнеров для посещения фабрик, для знакомства с технологиями, секретами производства. Наши поездки насыщены мастер-классами итальянских дизайнеров, посещениями арт-кварталов, интерьерным шоппингом. Мы с удовольствием путешествуем с коллегами по Италии. Это познавательно и интересно. Присоединяйтесь! Дизайнер должен постоянно вдохновляться, иначе из-под его «пера» не выйдет действительно модного и качественного проекта!

О работе, интерьере и чувстве прекрасного

Сегодня мы поделимся с вами письменной записью интереснейшего разговора, который состоялся с дизайнерами компании «ОКей Дизайн».

Действующие лица:

Арт-директор

Стаж работы: 11 лет

Яркий, энергичный и ответственный человек. Нина считает, что главная задача дизайнера – довольный клиент, но помимо этого ей также небезразлична репутация компании. Поэтому предпочитает отказаться от заказа, если нужно сделать что-то объективно из рук вон плохое, а объяснить этого клиенту не удается.

Дизайнер

Стаж работы: 5 лет

По отзывам своих коллег, Евгения не боится трудностей и с готовностью берет на себя даже действительно сложные задания. Обладает большим опытом в рукоделии и отлично разбирается в технологии шитья. Больше всего любит работать над оформлением детских комнат.

Вопросы и ответы

О себе и профессии

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Нина: Мне нравится всё! И творческий процесс, и когда видишь, что твоей работой довольны, что клиент в восторге от результата.

Евгения: Безусловно, получаешь удовольствие и от процесса, и от результата. В процессе мне больше всего нравится взаимодействие с материалами – с фактурой ткани, ее формой. Ну и, конечно, нести красоту в массы очень приятно!

Какая главная трудность возникла, когда вы только начали работать в этой сфере?

Н: Изначально я самоучка, и когда приступала к работе, за спиной была серьезная теоретическая база. Сложность была только с тем, чтобы набить руку и реализовать все знания на практике.

Е: Для меня самым сложным было обрести умение наладить контакт с любым клиентом, уметь каждому донести свою точку зрения. Со временем способность понимать людей и дар убеждения значительно развились.

Чем вы увлекаетесь помимо работы? Есть ли какое-то хобби?

Н: Обожаю готовить. Я сама грузинка, но национальной кухней не ограничиваюсь – люблю экспериментировать. Как правило, когда начинаю готовить какое-то блюдо, импровизирую и не знаю заранее, что получится в результате.

Е: Мне нравится делать украшения из натуральных камней. Готовить, конечно, нравится, но необходимость делать это ежедневно иногда убивает энтузиазм.

Есть ли у вас какие-то профессиональные амбиции, какие-то планы на дальнейшую профессиональную деятельность?

Н: Хотелось бы расширить свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься не только текстилем, но и дизайном интерьера в целом.

Е: У меня нет масштабных наполеоновских планов относительно своего профессионального будущего, но я знаю точно, что хочется постоянно совершенствоваться как специалист и становиться все более ценным и опытным дизайнером.

Какое лично ваше любимое стилевое направление в интерьере?

Н: Для меня это современная классика. Та, которая без ламбрекенов и всяческой бахромы.

Е: Скандинавский стиль. Мне нравится простота и минимализм.

Об интерьере и эстетике

Как вы оцениваете общий уровень эстетической культуры наших соотечественников в сфере интерьера?

Н: Раньше все было совсем плохо, но за последние 4 года общий уровень существенно поднялся. Думаю, тут оказал влияние массовый выход в интернет. Люди начали отдавать предпочтение натуральным тканям и чаще приобретать шторы на заказ, а не покупать их на рынке. Я вижу 3 главные причины шить изделия по индивидуальному заказу. Во-первых, этикетка товара на рынке нередко содержит неверные сведения. Во-вторых, ширина покупных штор часто не подходит, и их приходится перешивать, что суммарно иногда выходит дороже, чем изначально сшить эти шторы по индивидуальному заказу.

Е: Согласна с Ниной, что в последние годы уровень эстетической культуры значительно вырос. Раньше в интерьере квартир наших соотечественников было засилье турецких, египетских и китайских товаров. Сейчас люди стали больше путешествовать, больше видеть разных эстетических культур, и это обогатило их чувство прекрасного.

На какие детали интерьера вы обращаете внимание в первую очередь, когда впервые приходите к кому-нибудь в гости?

Н: На три вещи – люстру, шторы и сахарницу (смеется). Для меня люстра выдает вкус хозяина, шторы – его характер, а сахарница – чистоплотность и внимание к деталям. Не люблю, когда она грязная.

Е: Профессия, конечно, накладывает свой отпечаток. Обращаю внимание на то, как используется текстиль в интерьере. Также интересно, что вешают на стены, подбирают мебель простых или сложных форм. Но все равно главную роль играет впечатление в целом, атмосфера помещения.

Какую ошибку, по вашим наблюдениям, чаще всего допускают люди при оформлении интерьера своей квартиры?

Н: Люди не заморачиваются над тем, как в помещении будут устанавливаться карнизы. Им либо выделяют слишком мало места, либо не выделяют его вовсе. Для размещения карниза нужно сделать отступ минимум 20 см, но это еще зависит от батареи и подоконника. Люди не понимают, что если шторы будут слишком близко расположены к батарее, их ткань начнет стремительно портиться и на ней возникнут видимые дефекты.

Е: Избыточность. Обычно люди просто добавляют в интерьер любую понравившуюся вещь, не беспокоясь о том, как она впишется в стиль помещения, приживется ли она там визуально. Но в последнее время, опять же, этого становится меньше.

Как вы считаете, существует ли объективная красота? Можно ли сказать, что вот такие-то шторы объективно красивы, а такие-то нет?

Н: Нет, такого понятия не существует.

Е: Согласна.

Почему же интерьер, создаваемый профессиональным дизайнером, признается красивым бОльшим количеством людей, чем в тех случаях, когда оформлением занимается обычный человек?

Н: Существуют детали, которые влияют на наше восприятие в лучшую или худшую сторону. Это правила сочетаемости стилей, подбора ткани и так далее. Они приходят к дизайнеру с опытом, а потому, по сравнению с обычным человеком, он не допускает таких ошибок.

Е: Есть понятие гармонии и связанные с ней правила. Дизайнер изучает и нарабатывает собственной практикой все гармонические правила, которые позволяют правильно реализовать любую задумку. Но дизайн затачивается под субъективное восприятие клиента, и полученное изделие должно нравиться в первую очередь ему.

Можно ли развивать свое чувство прекрасного?

Н: Я считаю, что это возможно только в определенных рамках. Человеку все равно не перепрыгнуть свою максимальную планку, если ему этого не дано от природы.

Е: Да, можно. В данном случае речь идет именно о том, чтобы в голове отложились гармонические правила. Многое в этом плане не может быть сформулировано словами, и усваивается только в результате наработки нового эстетического опыта. К примеру, можно ходить в картинные галереи, обращать внимание на архитектуру зданий, больше путешествовать и вообще всячески обогащаться новыми впечатлениями.

Спасибо Нине и Евгении, что ответили на вопросы! Если вам понадобится консультация дизайнеров салона «ОКей Дизайн», звоните.