«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. "использование икт в развитии речи дошкольников" Икт развитие речи

«Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Изучив педагогическую литературу и передовой опыт, у меня возник вопрос – эффективно ли использовать ИКТ в процессе развития речи детей дошкольного возраста? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс».


Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для п овышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение). Ведения электронного портфолио, документации. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Я использую ИКТ в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Еще заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи воспитанников. В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint.

Совершенствование образовательного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми, определяет актуальность данной проблемы. Основная идея моего педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Осуществление, которой я вижу через решение следующих задач :

изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе воспитателя.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию этим принципам. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.


Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Начиная работу по данной теме, предполагаю достичь следующие результаты:

1. Расширятся представления воспитанников об окружающем мире, обогатится словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению стихов, загадок, сказок.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Работая по данной теме мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонема тического восприятия, овладение элементами грамоты; для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающие технологии.

Работу по развитию фонематического слуха у дошкольников я начала с развития восприятия неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Подарки Деда Мороза», «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».

Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка развития словаря, формирования навыков словообразования . Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи свое место», «Профессии», которые знакомят детей с предметами и их назначением. По лексической теме: «Профессии» мы вместе с родителями создали презентацию в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя. Это форма работы была показана на родительском собрании.

Для формирование произношения, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме.

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, расставленные в последовательности согласно тексту, привлекают внимание детей и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки.

Проделанная работа расширила представления детей о художественных средствах языка, обогатила словарный запас, позволила плавно перейти к следующему шагу на пути к формированию навыков творческого рассказывания.

Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использовала методику отгадывания и сочинения загадок с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи», «Фрукты». Игровая форма которых пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировки в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи . Воспитанники стали активно употреблять антонимы , узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Для обучения детей поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем я использую методику «Отгадывание загадок с использованием игры «Да-нет». Если загадка отгадана верно, то на экране появляется картинка-отгадка.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок.

В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам Сутеева, Л. Бондаренко, А. Дементьева.

Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения русских художников классиков по временам года и сказкам. Собранный мультимедийный материал широко используется коллегами детского сада.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной для современных детей мультимедийной форме.

Накануне новогоднего праздника во время рассматривания поздравительных открыток ребятам было предложено придумать по ним сказку. Первые сюжеты появились как отклик на воспринимаемую картинку. У некоторых детей получились короткие сказки, в которых я начинала предложение, а они заканчивали. У других сказка получилась почти без моего участия.

Аналогичная работа была проведена по темам согласно комплексно-тематическому плану: домашние и дикие животные, мамы и их детеныши, зимние развлечения, морские обитатели и т. д.

Таким образом, детьми был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций. Сюжеты, которых воплотились в игре драматизации.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, сделана презентация «Наше лето».

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме.

Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

Использование презентаций играет важную роль в психолого-педагогическом просвещении родителей моих воспитанников. На одной из встреч клуба «Заботливые родители» во время проведения консультации о важности роли совместных игр в развитии речи дошкольников были представлены разработанные мной схемы-опоры сочинения загадок. Важность совместных игр со словами и рифмами как своеобразное экспериментирование и условие развития речи детей была принята родителями, они были настолько заинтересованы предложенным материалом, что с удовольствием совместно с детьми сочиняли загадки по предложенным схемам. Семейные схемы-загадки вошли в мультимедийный и печатный сборник «Загадки от гномиков», который представлен педагогическому коллективу детского сада и вошел в методическую копилку.

На одном из собраний клуба «Заботливые родители» в качестве одной из форм совместной деятельности после просмотра части мультфильма родителям было предложено вместе с ребенком придумать свой конец незаконченной истории. Все сказки получились индивидуальны, с неожиданным сюжетом. Работы напечатаны в сборнике «Наши сказки», по некоторым подготовили показ кукольного театра, в рамках недели театрализованной деятельности.

В следующем учебном году я конечно продолжу работу в данном направлении по авторской методике заслуженного учителя РФ «Игра-путешествие «К себе в гости». Мои воспитанники станут на год старше, и я уверенна, что их увлечет яркое и красочное путешествие, которое откроется перед ними на экране.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи дошкольников доказывают полученные результаты за последние 2 года.

font-size:14.0pt;line-height:150%"> Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду , помогут им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придаст им уверенности.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

· положительную мотивацию обучения;

· активизирует познавательную деятельность детей;

·

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества образования.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы. «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников позволяющий в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

С появлением интерактивной доски у меня появится возможность более «плотно» использовать некоторые специфические интерактивные возможности создавая презентации в среде специального программного обеспечения , входящего в комплект интерактивных досок.

Список использованной литературы.

Нормативно-законодательные документы:

1. Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об образовании».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 000 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Федеральный закон от 01.01.2001 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Методическая литература:

1. Антошин работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.

2. , Поддьяков информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

3. Иванова ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

4.Ковалько технологии: школьник и компьютер. М., 2007.

5. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С.-П.: Каро,2005.

6. Арушанова и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. www . iteach . ru

2. http :// www . solnet . ee

3. http :// www . detsat . ru

4. http : // sch 1 38. ***** /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

5. http:// http://www. *****

6. http:// festival.1 ***** / articles

Приоритетным направлением нашей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель нашей работы – научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме образовательной деятельности в целом.

Применение компьютера мотивирует наших воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

С детьми ИКТ используем как в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала, так и вне занятий.

Так же компьютерные игры используются для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

Использование компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками имеет множество преимуществ:

1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;

2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;

3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;

4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;

5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;

6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);

7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.

Внедрение ИКТ осуществляется по трём направлениям:

- использование ресурсов Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

В своей работе по развитию речи детей с применением ИКТ мы используем следующие варианты:

- мультимедийные презентации;

- интерактивные игры на компьютере.

Наиболее доступным средством для создания компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе работы нами были созданы презентации с элементами игры «Путешествие по сказкам», «Занимательные рассказы», «Красота русской природы в произведениях художников» (по временам года), «Весёлый огород», «Обитатели нашего леса».

Иллюстрационный материал для создания презентаций подбирается с помощью интернет ресурсов, дополняется интересными фактами, загадками, занимательными заданиями для детей.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально.

Предлагаем насколько игр, направленных на развитие речи детей с применением ИКТ:

Игра «Цепочка слов »

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На компьютере представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести компьютерной мышкой выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

Игра «Назови детёнышей »

Цель: Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На экране представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предлагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и назвать, кто у кого есть» («У белки – бельчата, у белки много бельчат» и т. д.).

Игра «Зайчонок считает »

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных

Ход: На экране картинка с зайчонком. Ребятам предлагается задать зайчонку, который умеет считать, вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос зайчонок отвечает (записан голос – включатся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.

Игра «Найди лишнее »

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на экране расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить – почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее мышкой (если ответ правильный, она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет, почему он сделал такой выбор.

Игра «Подбери пару »

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. («Собака живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову «птица», слово «гнездо» и т. д.) Если слово подобрано верно, его можно перенести, если нет, картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4–5 заданий.

В процессе работы дети стали более самостоятельными, общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы, рассуждать, у них обогатился активный словарь.

Данная работа интересна всем участникам. Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения и использования ИКТ в развитии речи детей.

Наличие огромного интереса детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (наряду с традиционными) средство развития речи детей. Однако возможности использования этого средства изучены недостаточно. Прежде всего компьютерные программы стали использоваться для обучения грамоте и иностранному языку. Эта область широко представлена в практических разработках для детей. Это, например, «Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит-М; «Мой Мир. Скоро в школу» компании «Новый Диск»; серия игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство»; игры для занятий по иностранному языку: «Уроки тетушки Совы. Английский для детей с Хрюшей и Степашкой» компании «Правильное кино»; и т.п.

В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационных коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно упоминаются их возможности для развития речи дошкольников. Разрабатываются и электронные средства, непосредственно «работающие» на развитие речи детей.

На сайтах ДЕТсад , МААМ.RU представлены презентации «В мире слов», которые можно использовать как в старших группах детского сада для пополнения словаря детей, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимия, антонимия, многозначность слова.

К материалам по развитию речи детей относятся развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск» — программно-методический комплекс по «Развитию речи». Для развития у детей художественно-речевой деятельности используется также серия «Чудо-малыш — Учитесь как в сказке», состоящая из 5 интерактивных DVD дисков. Достичь вариативности деятельности детей дает возможность работа с программами издательства «Новый диск», «Медиа Хауз «, фирма «1С». Они дают возможность достичь вариативности речевой деятельности детей. Издательством БУКА выпущены компьютерные игры серии «Маленький гений», в которых также предусмотрены задания по развитию речи.

Больше пространства для сочинения ребенком историй, тогда как остальные с интересом следят за действиями, предоставляет интерактивная классная доска. Дети гордятся не только своей собственной работой, но и работой остальных, считая ее «работой всей команды».

Некоторые практические работники дошкольный учреждений делятся своим опытом использования ИКТ с целью развития речи детей, рассказывают об открытых ими возможностях. Педагоги подбирают игры-презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, подходящие возрасту детей и содержанию учебной программы. Широко используются воспитателями компьютерные игры серии «Логобург». Например, задания «Времена года», «Фрукты», «Огород» способствует лучшему овладению названными лексическими темами; выполнение задания «Какой, какая, какие» приводит к пополнению словаря ребенка прилагательными; задание «Чей малыш?» — усвоению способа образования уменьшительно-ласкательных слов; задание «Что сначала, что потом» способствует развитию умения пересказывать по серии сюжетных картинок и т.д.

Таким образом, в методическом арсенале воспитателей учреждений дошкольного воспитания имеются определенные наработки по использованию ИКТ в работе по развитию речи детей. Однако остается недостаточно исследованным вопрос о механизме применения этих средств в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

В научной и методической литературе неоднократно подчеркивалось, что электронные средства обучения необходимо применять только тогда, когда нет иных возможностей предоставления детям наглядности. Если программа, например, просто заменяет обычные карточки или картинки, такие программы некоторые авторы называют бесполезными.

Успешно и грамотно интегрированные в основные виды деятельности, информационно-образовательные ресурсы открывают новые возможности для всех форм социального взаимодействия.

Интеграция содержания развития речи дошкольников может осуществляться в разных направлениях — внутри образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» или путем интегрирования содержания данной области с содержанием других образовательных областей. Именно гармоничная интеграция традиционных видов деятельности детей — игры, художественного творчества, конструирования и др., — сопровождаемыми речью, коммуникацией, с доступной дошкольникам работой с цифровыми инструментами выступает основным механизмом использования ИКТ в процессе развития речи и культуры речевого общения.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления.

О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении - это одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике.

Необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры можно проводить любые занятия.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, даю щая возможность педагогу выстроить объ яснение на занятиях логично, научно, с исполь зованием видеофрагментов. При такой ор ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рас смотреть сложный материал поэтапно, об ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остано виться на вопросах, вызывающих затрудне ния. Использование анима ционных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Хочется заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение образования не сможет исправить наших ошибок.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;

3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;

4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.

7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;

8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. возросшие требования к педагогу;

2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;

4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

Множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

Технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

5. невысокая информационная культура;

6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;

7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;

8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата

коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности с использование ИКТ»

Задачи, которые вытекают из данной темы:

    изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;

    обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

    использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

    создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.

Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:

    Звуковая культура речи

    • Развитие фонематического восприятия,

    овладение элементами грамоты

    • Формирование лексико – грамматического строя речи

      Развитие связной речи

Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят, повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.

Так же можно использовать различные виды упражнений:

Заверши рассказ по имеющемуся началу;

Составь рассказ по имеющемуся концу;

Продолжи предложение;

Развяжи язычок – Скороговорки;

Цвет, вкус настроения;

Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.

Организация: МДОУ Д/С №4 «Незабудка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Начав работать по теме «Применение ИКТ в процессе НОД по речевому развитию дошкольников»я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Признавая, что компьютерные презентации- новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Применяя на практике мультимедийные презентации, также опираюсь на дидактические принципы:

1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательну. Активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, преследую цель- помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности- усвоение учебного материала идет в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности, который в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.

Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

6.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию

7. Использование физкультурных минуток.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий- облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.