История Самарии (Шомрона). Самаритяне - кто они? Добрый самаритянин - что значит? История самарян

03.05.2015 г.|Сторчевой С.В.

Кто такие самаряне?

Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.). .....

Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, а также у них был храм на горе Гарезим. В ожидании Мессии самаряне стояли ближе, чем иудея. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.).

Самаритяне (самаряне) - народность, образовавшаяся в Цент. Палестине (зап. часть современной Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилонских и арамейских колонистов с остатком израильского и хананейского населения. Переселенцы восприняли иудаизм и поддерживали тесные связи с Иудейским царством до разрушения Иерусалима вавилонянами и т.н. «Вавилонского пленения» (586 до н.э.). После возвращения иудеев из вавилонского плена произошел разрыв между самарянами и иудейской теократической общиной. Самаритяне основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с самаритянами. Автономия общины самаритян сохранялась вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидирована византийским императором Юстином II.

А сама Самария - это город, основанный около 875 до н.э. израильским царем Омри, заселен, ханаанеями и превращена в автономную общину, находившееся до 40-х гг. 9 в. до н.э. в союзе с Израильским царством. При царе Иегу (ок. 842 до н.э.) стал столицей Израильского царства, после захвата Саргоном II (722 до н.э.) был заселен самаритянами, в 107 до н.э. разрушен иудейским царем Иоанном Гирканом, в 60-х гг. до н.э. восстановлен римлянами и переименован Иродом в Себаста (ныне Себастия).

Для большинства людей, поверхностно изучавших Святое Писание, самаритяне - этонарод из притчи Иисусовой. Добрый, отзывчивый народ, судя по сюжету короткого рассказа, описанного в Библии.

Возможно, большинство считает, что этот народ только и остался, что в притчах. Но нет. Самаритяне существуют и в современности - они живут и среди нас, и в своем обособленном мирке. Но какие они, где обитают, какие ценности проповедуют, для основной массы так и остается загадкой.

Спорная история

Испокон веков те, кого называют законниками и книжниками израильскими, продвигали версию (и считали ее единственно правильной) об ассирийском происхождении самаритян. Дескать, в 700-х годах до н.э., когда царь Саргон разгромил тогдашнюю Самарию, он депортировал вглубь своих земель коренное население - сынов Израилевых до десятого колена, а вместо них заселил город и околицы языческими племенами, потомками которых и есть современные самаряне.

С такой трактовкой истории, которая и сейчас звучит из уст раввинов, в корне не согласны самаритяне. Это, как твердят они, полнейшее искажение исторических фактов, с которым они спорят на протяжении многих веков.

Самаритяне всегда считали себя настоящими евреями, а этимологию «шомрим» расшифровывали и продолжают расшифровывать как «хранитель» и настаивать на том, что именно они, малочисленный, но очень гордый народ, и есть охранниками истинных иудейских традиций и настоящей, правильной, первозданной Торы.

Самаритяне и евреи - один народ?

Этот вопрос всегда вызывал некоторое несогласие между самарянами и иудеями. Первые считали и продолжают считать себя истинными евреями, а вторые никак не могут принять эту точку зрения.

Как всегда стала вера. Даже не вера, как таковая, а некоторые расхождения в соблюдении религиозных ритуалов. Если самаритяне - этосторонники подлинного иудейского наследия, то есть они отвергают библейское учение, единственным пророком считают Моисея, а священным местом - гору Гризим, то даже те из иудеев, которых принято считать ортодоксальными, не настолько категоричны в религии.

На протяжении всей своей истории самаритяне живут достаточно обособленной общиной, считая, что они и есть истинные евреи, но остальные евреи их никак не признают. Эти народы (или народ?) разделяют ни много, ни мало - шесть тысяч расхождений в Торах - самаритянской и канонизированной. И так было, сколько они себя помнят.

Религия не мешает доброте

Любому христианину практически с детства знакома притча о самаритянине, который, невзирая на неприязнь, помог израильтянину, попавшему в беду.

Знаково, что она прозвучала из уст Иисуса, мессии, признанного всем христианским миром и израильтянами тоже, но непризнанного самарянами. Почему Иисус сделал самаритянина положительным героем истории? Только ли от желания примирить вечных религиозных дуэлянтов - самаритян и иудеев? Только ли для назидания всем остальным, которые должны возлюбить врага, и никак иначе?

А, может, это была простейшая иллюстрация к простейшей истине, которую большинство из нас, вечно воюющих с кем-то или чем-то, никак не может постичь: принадлежность к любой из религий абсолютно не мешает совершать человеческие поступки.

Каждый из нас в глубине души - добрый самаритянин. Значение имеет не вероисповедание, а она - душа, если дать ей такую возможность.

Где живут самаритяне и на ком женятся?

Сейчас самаритян очень мало - около 1500 человек, но в начале прошлого века численность этого народа оказалась настолько небольшой (всего несколько десятков), что им пришлось срочно принимать меры и немного приоткрывать свою очень закрытую общину для чужеземцев. Вернее, чужеземок.

Первой самаритянской женой «извне» стала сибирячка по имени Мария. Сейчас самаритянские парни расширили географию поиска супруг и активно осваивают просторы СНГ. Женами самаритян уже стали две украинки, две россиянки и четыре азербайджанки.

Но поскольку самаритяне - это, в первую очередь, соблюдение традиций, то первое требование к девушкам - пройти гиюр (обряд обращения). Только после этого можно вступать в брак с самаритянином.

Невзирая на все предпринятые меры, народ и доныне остается малочисленным, он внесен ЮНЕСКО в специальную Красную книгу этнических групп, которым грозит исчезновение.

Современные самаритяне проживают в одном из престижных кварталов города Холон, а несколько семей так и остались жить в поселке Кирьят-Луза, в непосредственной близости от своей священной Горы Благословений.

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

3 Порой, читая форумы и общаясь в интернете можно наткнуться на некоторые слова и выражения смысл которых не совсем понятен. Сегодня мы поговорим об одной из таких фраз, это Добрый Самаритянин.
Впрочем, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько толковых новостей на рандомную тематику . Например, что такое Патетика , как понять слово Капут , что значит Сюр , кто такие Эшанжисты и т. п.
Итак, продолжим, что значит Добрый Самаритянин ? Это выражение своими корнями уходит в историю, и упоминается в Библии. В те далёкие времена, "добрым самаритянином" называли любого, кто был готов прийти на помощь своему ближнему. Однако, сегодня в добро поверить практически невозможно, всё решают деньги, и выражение "Добрый Самаритянин" сейчас произносится с сарказмом .

Добрый Самаритянин - это человек напоказ участливый, заботливый и добрый, который всегда поможет своим друзьям или соседу в трудную минуту

Что значит Самаритянин?

Самаритяне возникли, как этническо-религиозная группа примерно в 348 году до нашей эры. Своё название это сообщество получило по именовании местности, на которой проживали эти люди - Самария (сегодня это территория Израиля).
Хотя самаритяне относятся к иудеям, но остальные евреи не принимают их за равных, поскольку кроме Торы, они не признают больше книг ТАНАХа , и отказываются отмечать еврейские праздники.

Данная община дожила до наших дней, и ныне они находятся в небольшом поселении Кирьят-Луза возле Шхема. Их численность по последним данным не превышает одной тысячи человек.

Поскольку в те века самаритяне и иудеи испытывали друг к другу сильную неприязнь, то поступок "доброго самаритянина" все посчитали очень смелым и позитивным .

В чём собственно вся суть притчи о добром самаритянине ? Горожанин из Самарии не бросил в беде валявшегося на дороге избитого еврея, а оказал ему первую медицинскую помощь, накормил и довёз до ближайшего постоялого двора, а содержание и обслуживание этого терпилы попросил записать на свой счёт.

Кстати, перед самаритянином той же дорогой проследовали два человека, священник и Левит , но они настолько были заняты своими богоугодными делами, что просто перешагнули через лежавшего человека, не предложив ему помощи.

Сегодня это название очень активно используется различными благотворительными организациями, чтобы выглядеть в глазах общественности, более значительными, чем они есть на самом деле.

«Добрым самаритянином» называют человека, готового, не раздумывая, броситься на помощь кому угодно – даже незнакомцу… кто же такие самаритяне и почему самаритянин – «добрый»?

Прежде всего, самаритяне – точнее, шомориним – это вполне реальный народ, существующий и по сей день. Правда, их немного – мегьше тысячи человек, и живут они лишь в двух местах – в одном из кварталов города Холон в пригороде Тель-Авива и деревне Кирьят-Луза на Западном берегу реки Иордан.

Название свое этот народ получил от Самарии – исторической области на территории Израиля. Это холмистая местность с прекрасным климатом, благоприятствующим виноградарству и выращиванию оливковых деревьев, чем и занимаются местные жители с древнейших времен, а центральный город Самарии (с таким же названием) на рубеже IX-VIII веков до н.э. был столицей Израильского царства.

Да, евреи и самаритяне – родственные народы, самаритяне возводят историю своего народа к сыновьям Иосифа – Эфраиму и Манассии.Правда, евреи еще в древности это отрицали – слишком уж велики были культурные, а в последствии – еще и религиозные различия. Возможно, это связано с тем, после завоевания Самарии ассирийским царем в 722 г. до н.э. самаритяне часто роднились с иными народами, населявшими Междуречье. Эта версия истории самаритян представляется более убедительной, чем та, которой придерживаются иудеи: якобы самаритяне – потомки кутиев, воиснтвенного народа, переселенного ассирийским царем на территорию захваченного Израильского царства и перенявшего религию иудеев… впрочем, доля истины может быть и в этой версии.

Самаритяне исповедовали иудаизм, но их главным храмом был не Иерусалимский, а построенный на горе Гризим. В качестве священных книг они чтили Тору и Книгу Иисуса Навина – но в вариантах, отличающихся от канонических иудейских. Так возник мощный «водораздел» между народами, имеющими общее происхождение – в истории человечества такое случилось не в первый и не в последний раз, и – как это обычно бывает – чем ближе народы изначально, тем более сильным может оказаться взаимное неприятие между ними. Ко времени новозаветных событий все было однозначно – свидетельствует Евангелие от Иоанна, никаких дел израильтяне с самарянами не имели (до такой степени, что самаритянка, встреченная Спасителем у колодца, даже воды Ему дать не хочет).

Учитывая ситуацию, становится понятным, почему героем притчи о милосердном человеке, позаботившемся о пострадавшем незнакомце, Спаситель сделал именно самаритянина – Ему ведь задали вопрос, кого следует считать ближним. То, что нужно хорошо относиться к соплеменникам-единоверцам, было очевидно и для людей ветхозаветной эпохи, а вот требование перенести такое отношение на всех людей было поистине «духовной революцией», принять которую до конца даже мы сейчас в полной мере не можем. Образ самаритянина, спасающего иудея, был для той эпохи, пожалуй, таким же ярким, как для нас – образ советского солдата, спасающего немецкую девочку.

Но если добрый самаритянин – это все-таки обобщенный образ из притчи, а вот упомянутая в Новом Завете жена самарийская – вполне реальный, конкретный человек. Это ее встретил Спаситель у колодца, это ей он пообещал вечный источник живой воды. На момент встречи со Спасителем эта дама даже отдаленно не напоминала святую – она не только разделяла национальные предрассудки своего народа, но и сменила пять сожителей… даже среди современных людей далеко не каждый согласился бы иметь дело с такой женщиной – а Спаситель обращается к ней со словами о «Духе Истины». И вот эта женщина – казалась бы, настолько далекая от благочестия – признает в Нем Христа, Мессию (далеко не у всех образованных мужчин того времени хватило на это духовных сил).

Священное предание сохранило имя этой женщины – ее звали Фотиния. Много лет спустя – в 66 году – ее вместе с двумя сыновьями и четырьмя сестрами предали страшной смерти за христианскую веру. Фотиния Самарянская покровительствует женщинам, носящим имя Светлана.

Сегодня самаритяне живут довольно замкнуто – долгое время они не вступали в брак ни с кем, кроме соплеменников, но, учитывая их малочисленность, это в конце концов стало создавать опасность близкородственных браков, и сейчас самаритянским мужчинам разрешено жениться на иудейках и даже на христианках.

Пожалуй, самая известная представительница этого народа в современном мире – Софи Цдака, носившая некоторое время титул Королевы красоты Израиля. Эта актриса мало известна в нашей стране, но Израильская публика хорошо знает ее по фильмам и спектаклям для детей.