Как научить ребенка алфавиту: интересные методики и советы. Первый урок азбуки Занятия с ребенком учим буквы

Несмотря на развитие новых технологий, видео и онлайн обучения, без умения хорошо читать современному человеку невозможно достичь успеха ни в одном деле. Поэтому заботливые родители так стремятся научить своих малышей читать и писать, а начинать это надо с изучения русского алфавита. Но что если ребенок не хочет учить буквы? Тогда учим буквы для детей 5-6 лет, играя с азбукой.

По поводу того, с какого возраста нужно начинать с детьми учить алфавит, существуют совершенно разные мнения, каждое из которых сопровождается убедительной аргументацией. Сторонники раннего развития призывают начинать как можно раньше – как минимум с года. Другие специалисты убедительно доказывают, что столь раннее знакомство с азбукой бессмысленно: мозг крохи ещё не созрел и читать в 2, 3 года он вряд ли будет.

Даже зная буквы, соотнося их со звуками, складывать их в слоги в 2-3 года дети ещё не готовы. Поэтому, не впадая в крайности, педагоги советуют начинать знакомить детей с алфавитом в 3 года. Делать это вначале просто обращая на них внимание и называя звуки, которые им соответствуют. Обучать, играя, не требуя от ребенка заучивания.

Начинать учить алфавит и цифры можно с 4 лет, чтобы не спеша, спокойно освоить его и к школе научиться немного читать и писать.

Как легко и быстро выучить с ребенком буквы?

С какого бы возраста с дошкольником вы не решили учить азбуку, главное при этом не только научить, но и не внушить ему отвращения к самому процессу учения. Поэтому занятия должны быть короткими и проходить в форме игры. Сегодня в помощь родителям, обучающих детей 3-5 лет русскому алфавиту, существуют песни, развивающие игры, мультфильмы, видео, которые можно смотреть онлайн. Всё это помогает весело и легко научить ребенка азбуке и цифрам. Делать это нужно правильно.

  • Не стремитесь выучить с ребенком сразу весь русский алфавит. Начинать советуют с гласных и учить две буквы на протяжении недели. Когда дети их выучили, переходите к следующим.
  • Знакомя детей с согласными, нужно говорить звуки правильно, не так, как называются буквы, а так, как мы их произносим: Б, а не БЭ, В, а не ВЭ. Иначе малышу 4-5 лет очень трудно будет потом складывать их в слоги.
  • Уча с детьми 4-5 лет азбуку, обязательно связывайте буквы со словами, чтобы малыш услышал их в слове, понял, что они значат. Например, знакомим с У и четко говорим «У-литка», «У-хо» и т.п.
  • Лучше всего обучение и запоминание происходит через собственные действия ребенка, поэтому пусть он лепит, раскрашивает, вырезает алфавит и цифры.
  • При обучении используйте метод ассоциации, когда каждая буква связывается с каким-то образом – звуковым или картинкой.
  • Когда ребенок выучит даже несколько букв, из которых можно сложить слово, начинайте это делать.
  • Не забывайте хвалить малыша.

Развивающие мультфильмы для детей. Учим буквы Азбука в стихах Алфавит от А до я

Раскраски

Один из самых простых способов связать в памяти букву с личным действием малыша, это распечатать раскраски с азбукой и дать их ему. Можно сделать это бесплатно, найдя раскраски на соответствующих сайтах и скачав их.

Художники подбирают картинки, которые закрепят ассоциацию с этой буквой и помогут тем самым лучше её визуально запомнить. Когда ребенок будет обводить и закрашивать букву, он одновременно готовиться писать её. Такие обучающие раскраски можно распечатать, а можно найти раскраски онлайн.

Флеш игры

Обучение лучше проводить в реальной жизни, но сегодня много развивающих игр, мультфильмов, видео можно найти и использовать онлайн. Это не стоит делать основным способом обучения, хотя развивающие мультфильмы и видео, флеш-игры очень нравятся малышам. Они могут быть хорошим дополнением к вашим обычным обучающим занятиям – лепке, играм с кубиками, раскраскам, чтению стихов и разучиванию песен.

Флеш-игры, обучающие детей алфавиту, есть нескольких типов.

  1. Поиск предметов на нужную букву.
  2. Поместить её на нужное место.
  3. Найти букву.
  4. Найти пару букве и др.

Когда дошкольник играет онлайн, родители должны быть рядом и помогать ему. А также следить, чтобы малыш не играл слишком долго.

Очень вкусные буквы

Хорошо, если азбука будут связываться с чем-то приятным и веселым, а не скучным и трудным. Один из способов добиться этого – сделать буквы съедобными. Способов для этого множество:

  • Испечь «алфавитное» печенье;
  • Вырезать из яблок, бананов детальки (палочки, кружочки, половинки круга) и складывать из них алфавит вместе с ребенком;
  • Вареньем, сгущёнкой рисовать азбуку на блинах или оладушках.

Настольные игры с буквами

Сегодня можно приобрести разные настольные игры с азбукой, начиная с кубиков и заканчивая лото, пазлами или домино. Приобретая такие игры, выбирайте с простыми ясными картинками и четким написанием букв. Чем проще, тем легче ребенку их запомнить.

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита , когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности. В первом случае еще рано, во втором - уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв - это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию. Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать .


Методики, помогающие обучению

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.


Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Одним из самых результативных способов является пение. Нужно просто выучить песенку с азбукой и постоянно напевать ее. А также популярен такой вариант: изучение букв русского алфавита для детей в возрасте 5 лет не буквами, а сразу словами.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память. Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание. Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.


Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе. Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство. И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Правила обучения


Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р . Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя .

МБОУ «Называевская СОШ №1»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Подготовила:

учитель начальных классов Ощепкова С.В.

Урок №1. Подготовительный период.

Тема : Знакомство с учебником. Первичное представление о тексте.

Цели : настроить учащихся на эмоциональную работу, познакомить с первым учебником, дать первично представление о тексте.
Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.

Ход урока :

1. Орг.момент.

Урок начинается с приветствия учителя, что создаёт эмоциональный настрой, способствует вхождению в урок.
(На экране 1 слайд «Здравствуй, школа!», звучит музыка
«Школьная полька»)
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы рады всех вас приветствовать в нашем уютном доме! Какие вы все красивые, нарядные!
Сегодня у вас очень торжественный день: вы все простились с детским садом, но это не значит, что вы простились с детством.
Праздник мы сейчас продолжим,
Чудо–игры здесь устроим.

2. Рефлексия
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
- Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.

3. Игровой момент
А знаете, кто к нам в гости спешит?
Сейчас я вам покажу их на волшебном экране. (На экране 2 слайд: телеграмма.)
Но что такое? Здесь телеграмма: их заколдовала Баба Яга. А снимет она волшебные чары только в том случае, если ученики 1 «Б» класса выполнят её задания.
Ну, что поможем героям? (ДА!)
- Дети с удовольствием отправляются на помощь. Учащиеся учатся преодолевать трудности, выполняя задания. Воспитывается чувство ответственности, взаимопомощи.

1 задание.
Что это за сказки?

Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. (Колобок) (3 слайд)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Малыш и Карлсон) (4 слайд)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (5 слайд)

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка) (6 слайд)

Молодцы! Чары разрушены. Встречайте гостей!

4. Сообщение темы

Незнайка просит отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) (7 слайд)

Сегодня мы познакомимся с первой учебной книгой - «Азбукой» (8 слайд)
5. Знакомство с первой учебной книгой .

1) Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».

Давайте рассмотрим обложку нашего учебника.
Какое время года нарисовал художник? (Лето. Начало осени.) По-

чему вы так думаете? (Трава и кусты зеленые, цветут цветы, на небе

Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки

осени вы заметили? (Журавли улетают. Девочка с книгой. Она хочет

учиться в первом классе.)

Что делает мальчик? Опишите его щенка. (Шерсть у Дружка гладкая, белая с черными пятнами. Ушки черненькие, а хвостик у него загнут колечком. Дружок веселый. Он любит

бегать и играть.)

Что же означает слово «азбука»? В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая - не «бэ», а «буки». соединим названия первых букв (аз + бук) - получится слово «азбука».

В «Азбуке» вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.

2) Беседа по иллюстрации титульного листа.

Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.

3) Знакомство с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями.

Вот полоска . Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то

или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне.

Домик , в котором «живут» наши мысли-высказывания (предложение)

Вот «крыша», слева - «стена» как начало дома, внизу

«пол», а справа - конец дома, где расположен «замочек» (точка).

Выскажем свою мысль о нашей книге. («Азбука» - наша первая книга.)

Возьмем полоску и поселим ее в дом. Это предложение.

В доме «живут и дружат» предложения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет» в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.

Прямоугольники - это значимые слова, они что-то обозначают, например предметы (дерево, стол, парта), признаки предметов (высокое дерево, деревянный стол) или действия (идет, бежит, плывет).

Треугольниками обозначены слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении.

Вот модель предложения. Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке».

Проверьте. Теперь скажите, подходит ли к этой модели предложение: «В парке играют дети»? Почему? Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.

Учащиеся учатся слушать и слышать учителя, думать, поднимать руку, давать ответ полным предложением, составлять модель предложения с помощью дидактического материала.
6. Физминутка «Путешествие по волшебному лесу»
(На 9 слайде появляется Сказочный лес)
Гости приглашают нас в путешествие по сказочному лесу.
- Налево посмотрим – увидим красавиц лесных!
- Направо посмотрим – берёзы стоят!
- Вперёд повернём голову – пред нами кустарник растёт!
- Голову поднимем вверх – солнце светит, птицы летают!
- А теперь опустимся вниз (Дети садятся за парты)
- И посмотрим: «Сколько вокруг цветов!»
Физминутка позволяет сменить деятельность, отдохнуть, расслабиться и учит ориентироваться в окружающем мире.

7. Пальчиковая гимнастика
Руки поднимаем вверх.
Хлопнули в ладоши!
(сжали кулачки)
Набухай скорей, бутон!
Распускайся наш цветок!
Мы живём в родном краю
Всех я вас приветствую!
- Ведётся работа над координацией движений, работаем над развитием мелкой моторики.

8. Речевая разминка
(На 10 слайде изображены грибы)
Порадуйте гостей - продолжите предложение:
- Грибы растут в… (в лесу). Составьте модель предложения.
- Грибы бываю съедобные и… (несъедобные)
- Белый гриб какой? А мухомор?
Ведётся работа над развитием коммуникативных навыков, умением работать по определённой теме.
(На 11 слайде изображены апельсины)
Объясните Незнайке, апельсины – это овощи, фрукты или ягоды. Почему?
- Выявляются знания учащихся, умения дать обоснованный ответ.

9.Итог урока

С какой первой учебной книгой вы сегодня познакомились?

Вы должны одеть в обложку все свои учебники, положить закладки и бережно к ним относиться.

Что мы составляли с помощью моделей?
Я надеюсь, что в нашей школе, начиная с сегодняшнего дня, начнут зажигаться новые звёздочки, а если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно! (На 12 слайде зажигаются звёзды.)