Как образуется патина на монетах. Патинирование монет

Около 2600 с половиной лет назад начали появляться первые монеты. Их материал, разнообразие и ценность с тех времен изменились кардинально. На сегодняшний день любая раритетная монета производит впечатление чего-то уникального, и среди них встречаются свои редкие экземпляры.

Например, монеты, использующиеся в обороте на одном острове, которые по весу достигали пять тонн. Эти произведения нумизматики были выполнены в форме пластины. Массу достоинств имела столь удивительная форма монет. Количество камней вокруг хижины говорило о том, насколько богат житель острова, а также явное достоинство — вес монеты, ведь унести её не представлялось возможным.

В Китае роль денежных расчетов была отведена пластинам из металла, весом до 4 кг. Количество монет на них достигало сотни. Нетрудно посчитать, но при этом потерять монету было невозможно. Две части составляли австралийский доллар: снималась часть, что находилась по центру. Собственный номинал имела каждая часть доллара.

Интересно
Объектом внимания для коллекционеров являются не только старинные монеты, свои места среди уникальных монет заслуженно занимают инвестиционные и юбилейные монеты.

Благодаря высокой цене многие экземпляры являются хорошим экономическим вложением. Наибольшее влияние на цену коллекционных экземпляров на сегодняшний день оказывают технология самого производства, стилистика, эстетическая ценность и тираж произведенных единиц.

Монеты изготавливаются из различных металлов и принимают разнообразные формы. Вес их может достигать нескольких килограмм, а цветовая гамма не знает границ.

Царские монеты

Традицию производить монеты с изображением царя в России ввёл Петр l. На крупных монетах изображался его профиль. Этот закон отменил император Павел l. Известно, что он не отличался привлекательной внешностью. Он ввел запрет на изображение своего лица на деньгах и данная традиция почти на сто лет забылась.

Александр lll стал императором в 1881 году, выпускать монеты с главой государства вновь стало актуальной темой. Но его лицо разрешалось изображать только на деньгах, с крупным номиналом. Поскольку не допускалось, чтобы значительные деньги попали в руки к бедноте.

Николай ll во времена своего царствования всецело возобновил эту традицию. Коронационный рубль был выпущен в 1896 году. Данную монету целые поколения передавали как реликвию. Стоимость этих нумизматических изделий – около 24 тысяч рублей, а если изделие в хорошем состоянии, то цена достигает 114 тысяч рублей.

Рубль 1898 года – известен тем, что реликвия сделана из серебра. Выпуск монеты был посвящен открытию памятника Александру ll. Цена – 228 тысяч рублей, однако стоимость определенных экземпляров доходит до 685 тысяч рублей.

Памятный рубль 1912 года – цена подобной монеты составляет до 85 тысяч рублей.

Гангутский рубль – последняя нумизматическая памятная реликвия времен царской России. Цена экземпляров достигает 300 тысяч рублей. Если монета настоящая, то её стоимость может быть около 2 миллионов рублей и выше.

Редкий экземпляр золотых монет представляют собой 10 рублей 1906 года. Количество сохранившихся до наших дней монет всего 10 единиц, именно поэтому и цена очень высока — около 1,4 миллиона рублей.

Монеты СССР

Особую ценность среди монет СССР представляют монеты 5 копеек, 10 копеек и 15 и 20 копеек 1931, 1934 и 1958 годов. Цена многих экземпляров достигает 100 тысяч рублей. На рынке цена этих изделий имеет свойство стремительно расти. Именно поэтому эти уникальные денежные расчеты времён СССР являются хорошим способом инвестирования.

Монета «Георгий Победоносец» — первая монета СССР, используемая для инвестиций. Первый тираж составил 751 тысячу экземпляров. К сожалению, на западном рынке данная нумизматическая единица потерпела фиаско.

Патина на монетах

Патина — плёнка или налёт на меди, образующийся на её сплавах. Представляет собой многослойную структуру, но, как правило, патиной считают верхний слой карбоната меди зеленого оттенка. Существует два вида патины: искусственная и естественная.

Интересно
Появление естественной патины обычно занимает несколько месяцев, ждать достаточно долго. Тогда принято использовать искусственное патирование.

Патинирование медных монет

1. Для этого способа нужно использовать 5 грамм марганца и 20 грамм медного купороса. Два элемента растворяем в 1л воды. Затем данный раствор доводим до температуры 90 градусов. При достаточном нагревании раствора в него помещаем монеты. Конкретного отведенного времени выдержки монет не предусмотрено.

2. Второй способ осуществляется при помощи такого вещества, как серная мазь. Её следует нанести на монеты и оставить их на 5 минут. Лучше намазывать монету под водой, так как реакция происходит практически мгновенно. Когда станет заметен коричневый цвет, монету нужно прочистить и хорошо промыть водой. Это делается для того, чтобы монета не стала черной. Однако и так не стоит исключать возможности того, что она станет черной. Чтобы вернуть коричневый оттенок монете, протрите ей кусочком ткани, пропитанной жидкостью на жировой основе.

3. Для третьего способа характерно использование гипосульфита натрия. Обязательным условием является сухая поверхность монеты. Необходимо, чтобы она пробыла в нагретом растворе гипосульфита натрия. После того, как монета высохнет, нужно вытереть ее тряпочкой из мягкой ткани. Благодаря этому монета становится бронзового оттенка, а коррозия ей не страшна.

Патинирование серебряных монет

Патинирование серебряных монет предполагает собой наличие аммиака и нашатырного спирта. Кладем монету в морозильный отсек на полчаса. Подносим монету к ёмкости с аммиаком или нашатырным спиртом. Патину серого оттенка монета начнет приобретать моментально.

Как описывалось ранее, Патинирование монет зависит от материала, из которого они изготовлены, поэтому следует внимательно изучить, а затем выбрать наиболее подходящий для вашей монеты способ искусственного старения монеты.

Что такое патина?

Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .

Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.

Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.

На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .

Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».

В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .

В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

Патина – это налет на поверхности монеты, который образуется в результате реакции металла с внешней средой. Патина на старинной монете подчеркивает ее древнее происхождение, делает монету более естественной и чаще всего поднимает в цене. По поводу увеличения ценности – здесь не так все однозначно и необходимо каждый случай рассматривать отдельно. В некоторых случаях патина наоборот может значительно снизить цену на монету. Конечно же, речь в данном случае идет о натуральной патине.

Патина является естественным процессом окисления металла. Этот процесс чем-то схож с появлением ржавчины на железе. Но в данном сравнении есть небольшой нюанс. Натуральная патина на монете может образовываться в течение длительного времени, десятилетия, зачастую столетия. Подобное окисление не только гарантирует подлинность монеты, но и предотвращает металл от полного разрушения коррозией. Кроме того, патина говорит о том, что с монетой не производили механических действий, не чистили ее, не реставрировали рельеф, она сохранилась именно в первозданном виде.

В общем, цвет патины зависит от многих факторов, в том числе от толщины окисления и от времени, когда патина начала образовываться. Монеты, изготовленные из одного металла, могут покрываться пленкой по-разному. Также цвет и оттенок может завесить от того, часто ли монета находилась в незащищенных руках, каким способом она чеканилась, как хранилась, имела ли соприкосновение с соленой водой, пережила ли воздействие повышенной температуры (например, пожар) и многое другое. Существует несколько разновидностей патины: рыхлая или «дикая», радужная, переливчатая, «пулевая».

Цвет патины

На медных монетах может сильно варьироваться. Черная или темно-коричневая – это реакция на оксид меди. Патина зеленых и голубых оттенков вызвана сульфидами или сульфатами меди. Мучнистые зеленые или зелено-голубые пятна на монете – это так называемая «бронзовая болезнь». В этом случае в состав патины входит соляная кислота. Такое окисление может со временем полностью уничтожить плоскость монеты. Кроме того, «бронзовая болезнь» может перекинуться и на другие монеты, поэтому хранить такие экземпляры следует отдельно.

Древние монеты из бронзы могут иметь красивую патину песчаного или светло-коричневого цвета. Такой налет появляется из-за крупинок соли кремниевой кислоты, содержащийся в почве, богатой песком или непосредственно в песке.

Никелевые монеты патине подвергаются незначительно. Цвет налета на никеле светло-серый, иногда светло-голубой или даже слегка золотистый.

Существует также термин «кабинетная патина», который получил распространение главным образом в России. «Кабинет» в дореволюционной России – это специальный деревянный шкафчик для хранения монет. Испарения древесины и различных лаков провоцировали образование патины на предметах коллекционирования.

Как только не называют патину в мире нумизматики - и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.

Что такое патина?

Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.

Патина на монетах - это хорошо или плохо?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.

«Кабинетная» патина

Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.

Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом - так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.

Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.

За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.

Виды патины в зависимости от сплава

Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.

Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.

Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.

Патина на медных монетах

Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).

Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.

Современные металлические деньги

Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.

Еще один вид современных монет - сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.

Классификация патины старинных монет

Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.

Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.

В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.

Переливчатая патина

Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.

Кладовая патина

Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.

Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.

Искусственная патина

Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.

Подкрашивание

По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.

Обжиг

Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа - газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.

Химические способы

Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:

  • Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
  • Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
  • Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.

«Народное творчество»

Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.

Как определить, что патина наведена искусственно:

  • Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
  • Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
  • Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример - красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
  • При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
  • Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.

Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.

Патинирование монет (искусственное старение) используется для придания монете внешнего вида соответствующего возрасту монеты. Патинирование может потребоваться после чистки монеты, когда родная патина повреждена или полностью уничтожена, а так же для придания монете более эстетического вида.

В зависимости от материала монеты, существует достаточно большое количество методов нанесения на монету патины. Ниже приведены наиболее распространенные.

Патинирование медных монет серной мазью

Для демонстрации различных методов нанесения патины, будут использованы современные монеты - 1 цент США. Данная монета отчеканена из меди, как и многие старинные монеты. А главное на нескольких совершенно одинаковых монетах можно испробовать различные методы патинирования и сравнить результат.

Серная мазь наносится на монету и буквально в течении нескольких секунд она темнеет. После обработки серной мазью ее остатки надо смыть мыльной водой. У получившейся от серной мази патины достаточно насыщенный черный цвет. Полученная патина достаточно не прочная и если монету потереть войлоком она стирается, этим стоит пользоваться для придания более рельефного и контрастного внешнего вида монете.

Патинирование медных монет парами нашатырного спирта

Для того, чтобы нанести на монету патину при помощи нашатырного спирта надо монету поместить 10-30 минут в закрытую емкость с парами нашатыря, но не допустить контакта монеты с жидкостью. С технической точки зрения все просто, но когда дело доходит до реализации могут возникнуть некоторые трудности.

При подготовке материалов для этой статьи было безнадежно угроблено 2 монеты. Чтобы этого не случилось следует соблюдать простые рекомендации:

  • Так как нашатырный спирт обладает сильным запахом то патинирование следует производить в закрытой банке или контейнере.
  • Монету надо либо подвесить, закрепив за гурт либо положить на любой предмет внутри контейнера, но пложить не просто, а на ватный диск, это позволит монете покрываться патиной равномерно с двух сторон.
  • На дно контейнера надо налить немного нашатырного спирта (5-10 грамм), лучше всего это сделать в самом конце после остальных приготовлений и сразу закрыть крышку.
  • Ни в коем случае не нужно подогревать закрытый контейнер, это приведет к образованию конденсата на монете и сильно неравномерной патины.

Пары нашатырного спирта буквально за несколько минут покрывают монету ровным слоем патины приятного коричневого цвета. Монета перестает блестеть и выглядит очень привлекательно. Если же монету оставить на несколько часов, то патина не становится более насыщенной, а начинают появляться очаги коррозии.

Патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом

Патинирование монет в растворе медного купороса и марганцовки дает быстрый результат и патину приятного коричневого цвета. Монету или другой предмет надо погрузить на 1-2 минуты в кипящий раствор.

Для приготовления раствора лучше всего воспользоваться дистилированной водой, на один стакан воды (200 мл) надо добавить 1 грамм марганцовки и 1 грамм медного купороса, тщательно перемешать раствор и поставить на плиту в пасуде которую не жалко - после патинирования монет отмыть емкость скорее всего не получится.

Чем дольше время нахождения монеты в растворе тем более темную патину можно получить - при 10 минутах патина становится практически черной. Копейка 1855 года из примера провела в кипящем растворе где-то 1 минуту. Так же приведено изображение монеты до чистки ее трилоном-Б .

Патинирование серебряных монет серной мазью

Серебряные монеты не настолько сильно нуждаются в патине как медные, но часто после чистки серебряные монеты сверкают белизной и для придания более старого внешнего вида требуют нанесения патины.

Для нанесения патины на серебряную монету серной мазью осуществляются практически те же операции что и на медную монету, но есть и отличая. Сначала монету стоит почистить в нашатырном спирте или в лимонной кислоте, чтобы поверхность была чистой и не было неравномерных участков. Далее на монету наносится серная мазь, наносится равномерным толстым слоем. Так как серебро значительно менее химически активно нежели медь то патина образуется значительно медленнее. Для ускорения нанесения патины монету надо нагреть, в домашних условиях для этого лучше всего подходит положить монету на ватный диск или мягкую хлопчатобумажную ткань и нагреть феном. За 1-2 минуты серебряная монета полностью темнеет. После монету надо помыть с мылом чтобы удалить остатки мази.

После нанесения патины монета была натерта войлоком для того чтобы на выступающих частях монеты патина немного стерлась и более четко просматривался рельеф. Для этой монеты такая операция придает более выигрышный внешний вид, а вот для сильно затертых монет позволяет поднять рельеф и иногда различить детали не заметные до этого.

Патинирование серебреных монет яйцом

Это самый простой способ патинирования, не нужно вообще никаких реагентов, кроме того, процесс не быстрый и всегда есть возможность остановиться на нужной степени патины.

Для патинирования яйцом потребуется сварить вкрутую одно куриное яйцо , когда яйцо остынет до температуры чуть выше комнатной его надо почистить и положить в контейнер (обыкновенный пластиковый с крышкой), далее в контейнер положить серебряную монету или несколько и закрыть крышкой. Горячее яйцо лучше не использовать так как и чистить не удобно и от горячего идет пар и на монете может образоваться конденсат который приведет к неравномерности патины. Стоит обратить внимание, что предварительно монету желательно почистить нашатырем или лимонной кислотой, чтобы поверхность была совсем чистой и патина ложилась ровно.

Эти 5 марок были запатинированы яйцом в течении пяти часов в закрытом контейнере, во время патинирования монета несколько раз переворачивалась. У монеты патинированной яйцом получается весьма специфичная патина, так называемая радужная, она очень прочная и переливается разными цветами в зависимости от угла обзора.

Патинирование бронзовых / латунных монет электролизом

В большинстве случаев бронзовые или латунные монеты не нуждаются в дополнительной патине, это связано с тем, что они естесственным образом быстро покрываются прочной защитной пленкой окислов и в таком виде прекрастно сохраняются.

Но иногда в процессе чистки или при долгом хранении в земле или ненадлежащих условиях монеты покрываются неравномерными пятнами с патиной разного цвета. Другими словами, когда латунная монета при хорошем рельефе смотрится не красиво, ее можно попробовать покрыть патиной при помощи электролиза.

Эти пять копеек - копаная монета, в земле за десятилетия на ней образовались неравномерные по цвету окислы. Для придания ей равномерной патины был использован электролиз. В качестве электролита был использован раствор соды, источник тока - зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 2 А), монета была прикреплена к "-", к "+" был прикреплена жертвенная монета (примерно такой же пятак, важно чтобы металл был тем же, что и у обрабатываемой монеты). Время нанесения патины - 2 минуты. После электролиза монета была растерта в кашице из соды.