Картон. Бумага

По способу печати бумага обычно подразделяется на офсетную, типографскую и для глубокой печати. Печатные свойства бумаги - это свойства, определяющие ее поведение до печати (т.е. прохождение ее через бумагопроводящую систему печатной машины), во время печати (взаимодействие бумаги с печатной краской и процесс закрепления изображения) и после печати (операции фальцовки, брошюровки, подрезки, а также эксплуатационные характеристики готовой продукции). Все эти свойства, можно объединить в следующие группы:

Физические: гладкость, толщина и масса 1 м2, плотность и пористость;

Оптические: белизна, непрозрачность, лоск (глянец);

Показатели однородности структуры, бумаги: равномерность просвета, разносторонность;

Механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, влагопрочность, мягкость и упругость при сжатии и т.д.;

Сорбционные: гидрофобность (стойкость к действию воды), впитывающая способность растворителей печатных красок.

Физические свойства бумаги:

Гладкость бумаги, микрорельеф ее поверхности определяет "разрешающую способность" бумаги - т.е. способность передавать без разрывов и искажений тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это одно из важнейших печатных свойств бумаги. Чем выше гладкость бумаги, тем больше контакт между ее поверхностью и печатной формой, тем меньшее давление нужно приложить при печатании, тем выше качество изображения. Гладкость бумаги определяется в секундах с помощью пневматических приборов или с помощью профилограмм, дающих наглядное представление о поверхности бумаги. Различные способы печати предъявляют к бумаге разные требования по гладкости. Так каландрированная типографская бумага должна иметь гладкость от 100 до 250 секунд, а офсетная бумага той же степени отделки может иметь гладкость гораздо ниже - 80-150 секунд. Бумага для глубокой печати отличается повышенной гладкостью, которая составляет от 300 до 700 секунд. Газетная бумага не может быть гладкой из-за пористости. Существенно улучшает гладкость поверхности нанесение любого покровного слоя, - поверхностная проклейка, пигментирование, мелование (которое, в свою очередь, может быть различным, - односторонним и двухсторонним, однократным, многократным и т.д.).

Пористость. Она непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги (то есть на ее способность воспринимать печатную краску) и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. Бумага является пористо-капиллярным материалом, при этом различают макро- и микропористость. Макропоры, или просто поры - это пространства между волокнами, заполненные воздухом и влагой. Микропоры, или капилляры - мельчайшие пространства неопределенной формы, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг, а также образующиеся между частичками наполнителя или между ними и стенками целлюлозных волокон у немелованных бумаг. Капилляры есть и внутри целлюлозных волокон. Все немелованные, не слишком уплотненные бумаги (например, газетная) - макропористые. Общий объем пор в таких бумагах достигает 60% и более, а средний радиус пор составляет около 0.16-0.18 мкм. Такие бумаги хорошо впитывают краску, благодаря своей рыхлой структуре. Мелованные бумаги относятся к микропористым (капиллярным) бумагам. Они тоже хорошо впитывают краску, но уже под действием сил капиллярного давления. Здесь пористость составляет всего лишь 30%, а размер пор не превышает 0.03 мкм. Остальные бумаги занимают промежуточное положение. Плотность печатных бумаг колеблется, в среднем, от 0.5 г./ см3 для рыхлых (пористых) и до 1.35 г./см3 для высокоплотных капиллярных бумаг.

Баранова Арина

Исследовательская работа "Виды и свойства бумаги" ученицы 3-го класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Исследовательская работа

«Виды и свойства бумаги»

ученица 2б класса

Руководитель: Баранова Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что мы знаем о бумаге?...........................................................................6

1.2 Определение……………...........................................................................7

1.3 История создания бумаги........................................................................7

1.4 Хронология................................................................................................8

1.5 Применение................................................................................................9

1.6 Технология производства.......................................................................10

1.7 Классификация видов бумаги...............................................................11

1.8 Характеристика видов бумаги..............................................................13

1.9 Свойства бумаги………..........................................................................15

Глава 2. Практическая часть

2.1 Описание экспериментов......................................................................20

2.2 Результаты исследования. Выводы………………………………....24

Заключение…………………………………………………………………………25

Литература…………………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

Бумага – какое простое и всем известное слово! Бумага с древних времён и по настоящее время не утратила своей важности в нашем мире. С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Это наиболее распространенный материал, который используется в различных областях. Нельзя представить нашу современную жизнь без такого простого и вместе с тем необходимого и нужного материала как бумага.

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Это стало одним из самых важных изобретений того времени, наряду с компасом, порохом и, гораздо позднее, книгопечатанием. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI–III веках бумага появилась в Азии, а в X веке – в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.

С бумагой мы встречаемся в повседневной жизни довольно часто. Наверняка у многих возникал вопрос, какие же виды бумаги существуют и каковы их свойства? И не уйдет ли из нашей жизни бумага совсем, когда в мире наступает эра электроники и бумажные носители информации заменили электронные? Данная тема заинтересовала меня еще и потому, что я очень люблю работать с бумагой, делать различные аппликации, поделки. И мне стало интересно, какие интересные изделия можно сделать из бумаги узнав лучше ее свойства и познакомившись со всеми её видами.

Цель: изучение видов и свойств бумаги, путём изучения информации из различных источников и проведения экспериментов с предметом исследования.

Для успешного решения поставленной цели мы решали следующие задачи :

1 шаг – узнаю историю возникновения бумаги, какие существуют виды бумаги и её свойства;

2 шаг – провожу ряд опытов с бумагой, создаю коллекцию, делаю аппликации;

3 шаг – делаю выводы.

4 шаг – оформляю работу

5 шаг - делаю презентацию своей исследовательской работы

Актуальность данной работы в том, что в нашей жизни встречается очень много видов бумаги и интересно знать какими свойствами она обладает, чтобы правильно её использовать. А еще именно младшие школьники очень часто делаю аппликации и поделки из бумаги и только знающие её свойства и все разнообразие видов, создают интересные и оригинальные изделия.

Длительность исследовательской работы – 1 месяц.

Объект исследования – виды и свойства бумаги

Предмет исследования – бумага

Методы исследования - теоретический и сопоставительный анализ собранных материалов (информации, фотографий, видеосюжетов)

По структуре исследовательская работа включает введение, теоретическую и практическую части, заключение.

Реализуя проект мы:

  • Регулярно вели работу в рамках проекта.
  • Старались привлечь к участию в проекте членов семьи участников проекта. Искали, находили и читали книги об истории возникновения бумаги, искали информацию на сайтах сети Интернет.
  • Проводили опыты с бумагой.
  • Создали свою коллекцию видов бумаги и несколько аппликаций.
  • Обобщали, делали выводы, делились новой информацией со всеми участниками проекта.

Исследовательскую работу мы начали с игрового момента: придумали сказку о том, что я, Арина, попала в Бумажное царство и захотела познакомиться с его жителями …

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Бумагой и картоном называют материалы, изготовленные преимущественно из специально обработанных растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления в листовую форму.

Мы все в той или иной степени повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам – паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.

Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,– чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.

У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разны исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие – хрупкими, третьи – дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались.

И вот появилась бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела.

Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь. Дома, на улице, в магазине, на службе мы рады этой встрече. Утром бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала, письмом. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Бума́га (предположительно от итал. bambagia, либо тат. бумуг - хлопок ) - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки и т. п., получаемый из целлюлозы : из растений , а также из вторсырья (тряпья и макулатуры ).

Бумага – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон. Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1 – 2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

Бумага – это пористо - капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок.

1.3 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БУМАГИ

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем . Однако, в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки , а ещё раньше из шёлка , который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда .

Цай Лунь растолок волокна шелковицы , древесную золу , тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на Солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии . А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам .

В VI-VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии , Корее , Японии и других странах Азии . В XI-XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV-XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно - ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.

Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата - ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

1.4 ХРОНОЛОГИЯ

Вероника Чиняева
Конспект занятия «Бумага и её свойства»

Конспект занятия по ОО «Познание»

старшая группа

Тема : Бумага , ее свойства и виды .

Программное содержание :

Расширять представления детей о производстве бумаги , разных её видах и свойствах ;

Пополнять знания детей о характеристиках бумаги , развивать аналитическое мышление.

Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

Развивать воображение, сообразительность;

Формировать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал : проектор, образцы разных видов бумаги ; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.) .

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

Воспитатель : Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.

А что это за материал, мы узнаем из загадки.

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…. (бумага ) .

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага ? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.).

А как вы думаете, чего нужны нам эти материалы? (ответы детей) .

А кто из вас знает, как изготавливают бумагу ?

2. Беседа «Изготовление бумаги »

Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае . Китайцы делали её из размоченных растительных волокон. К нам в страну она попала уже намного позже. Оказалось, что её можно делать из дерева, тряпок и даже…. из старой бумаги – макулатуры (слайд 2) .

Как же делают бумагу в наши дни ? В настоящее время бумагу производят на бумажных фабриках (слайд 3) .

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья : ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд 4) .

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза) . Бумага , сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд 5) .

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг , брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд 6) .

Для этого щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту (слайд 7) .

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей, мусора. И обрабатываемая масса уже называется бумажным сырьем . После добавляют к бумажному сырью дополнительные вещества : клей, который помогает отталкивать влагу. Смола помогает сохранить написанное на бумаге , чернила не растекаются и легко распознаются (слайд 8) .

Затем в бумажную массу добавляют красители, в зависимости от того, какого цвета бумага необходима . Потом превращенная в кашицу, бумажная масса попадает в бумагоделательную машину . Здесь сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее (слайд 9) .

В конце бумажное полотно перемещается в секцию прессования. Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон (слайд 10) .

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд 11) .

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Физкультминутка

3. Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги .

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага . Возьмите в руки бумагу , которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства ).

А вот какими свойствами обладает бумага , мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона , и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается) . (Ответы детей) .

Вывод : чем толще бумага , тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага ?

Бумага рвется , а значит она непрочная.

Вывод : картон толще, чем бумага , бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу , потом картон.

Вывод : картон толще, чем бумага . Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу ? Как? (Склеить, сшить, переплести) .

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой . Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги . Что произошло?

Вывод : тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды , бумага материал не прочный .

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу . Что с ней произошло? Вывод : бумага горит .

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги ?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе : вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Т. е., бумага падает по-разному .

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды .

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

6. «Бумага горит »

Молодцы! Много свойств мы с вами обнаружили у бумаги .

Зная, все эти свойства мы будем их использовать в дальнейшей работе.

4. Игра «Волшебная бумага »

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .

5. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги »

Ребята, есть много видов бумаги . Я вам предлагаю собрать коллекционный альбом и назвать его «Виды бумаги »

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом )

Салфетка,

Открытка,

Фотография,

Коробка,

Цветная,

Гофрированная бумага и картон ,

Бархатная бумага и картон ,

Обойная,

Тетрадная.

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

6. Подведение итогов занятия

Ребята, скажите, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось, запомнилось? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Молодцы! Занятие наше окончено !

« Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга».

Цели:

Обучающие

    Познакомить детей со свойствами, видами, назначением бумаги.

    Формировать умения следовать устным инструкциям.

    Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

    Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

    Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    Способствовать расширению коммуникативных способностей детей.

    Учить умению бережно и экономно использовать материал.

    Содержать в порядке рабочее место.

Оборудование

Для исследования

У каждого ребенка образцы бумаги писчей, газетной, оберточной , салфетной . Водорастворимая краска (гуашь или акварель) по одному цвету. Небольшие емкости ванночки, стаканы) с водой. У учителя спички, металлический поднос для сжигания бумаги.

Для классификации

    У учителя: , , , , , , , декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу), , мешки, коробки, , , и, , .

    Карточки со словами: Для письма и печати, Отделочный материал, Поделочный материал, Декоративная, Упаковочный материал, Чистящий материал, Для производства , Подложка для нанесения химических реактивов.

    Карточка со словом «квиллинг».

Ход занятия

I .Организационный момент

- Назовите «родственников» бумаги. Что делает бумагу такой многогранной и многоликой?

Презентация № 1

II . Исследование свойств бумаги.

- Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение. Мы проведем исследова ние свойств бумаги с помощью следующи х опыт ов :

п/п, название

Описание опыта

Вывод:

Опыт №1 Гладкость

Мы взяли разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметили, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная.

Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных

бумаг, а также при склейке бумаги.

Опыт №2

Просвет

Просвет бумаги характеризует степень однородности ее структуры.

В результате опыта мы взяли два листа бумаги: плотный и тонкий, наложили на картинку и увидели, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость.

Просвечивание бумаги зависит от спрессованности.

Используется в технологическом производстве, медицине.

Опыт №3 Пористость

Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась.

Бумага впитывает печатную краску благодаря её

пористости.

Опыт №4 Растяжимость

Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует

способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги

(салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется.

Бумага растягивается . Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Опыт №5 Мягкость

Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и

пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек,

бумага легко поддается.

Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности .

Опыт№6 Влагопрочность

Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, - еще один важный параметр большинства бумаг.

Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии.

Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет

свою форму после увлажнения.

Опыт№7

Горение

Пробуем поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги

остается пепел, зола.

Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения

комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.

Сделайте вывод: какими свойствами обладает бумага?

III . Выводы по результатам исследования.

По своим свойствам бумага может незначительно различаться: одна бумага сильнее впитывает влагу, другая меньше. Одна бумага прочнее, другая легче рвется и т.д. Поэтому бумагу можно классифицировать по видам в зависимости от ее свойств:

    для печати;

    для письма;

    чертежно – рисовальная;

    электроизоляционная;

    папиросная;

    впитывающая;

    бумага для аппаратов;

    светочувствительная;

    переводная;

    промышленно - техническая;

    оберточная

IV . Использование бумаги. Классификация. Составление на доске таблицы с помощью карточек и образцов бумаги.

Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

    Для письма и печати ( , , , )

    Отделочный материал ( )

    Поделочный материал ( , )

    Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)

    Упаковочный материал ( , мешки, коробки)

    Чистящий материал ( , )

    Для производства

    Подложка для нанесения химических реактивов ( , )

    История квиллинга.

Мы уже поняли, что бумага – незаменимый ничем материал, используется человеком во всех сферах его жизни. Но мы не назвали еще одного назначения для использования бумаги – это искусство. Вы уже слышали на предыдущих занятиях это слово – квиллинг.

Демонстрация работ в технике квиллинга.

Ветка рябины

Снежинка

Рамка для фото

- Действительно, основной материал, с которым мы будем работать – бумага. Искусство бумагокручения – древнее. Искусство, которое на русском языке называют «бумагокручением», на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово quilling происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV – начале XX века. - Подумайте, как можно изготовить такие красивые и необычные работы. (Ответы детей. Выслушиваются все.)

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней, и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе. Но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX веке – дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно ее использовать по назначению – она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

    Подведение итогов занятия.

Скажите, пожалуйста, что бы вы еще хотели узнать, чему бы хотели научиться на наших занятиях кружка «Детское конструирование»?

Что сегодня было самым интересным? А что не понравилось? Что хотели бы еще раз повторить на следующем занятии?

VII . Уборка рабочих мест.

Бумага может быть и тонкой, и толстой, бояться или не бояться воды. В последнем случае она носит название водостойкой. Очевидно, что разные виды бумаги изначально предназначены для разных целей и используются по-разному. Например, не имеет никакого смысла пытаться нарисовать картину красками на водостойкой бумаге, так как они смоются после первого соприкосновения с влажной поверхностью. Не слишком годится и обычная бумага для изготовления посуды или макета кораблика, который планируется пустить по воде. Любую бумагу следует использовать в соответствии с ее свойствами и предназначением. Однако сначала необходимо узнать как можно больше об особенностях разных видов бумаги .

  • Водостойкая бумага :
    Такая бумага содержит гораздо большее количество скрепляющего вещества, т. е. клея, чем другие виды бумаги. Именно клей, являющийся обязательным компонентом любого типа бумаги, как раз и определяет параметры ее устойчивости к влаге. Чем меньше клея, тем быстрее бумага намокает и разваливается на отдельные волокна.
    Водостойкую бумагу редко используют для аппликационных картин и силуэтных вырезок, но она незаменима для создания размытых пейзажей и абстрактных картин, выполняемых по сырой поверхности.
  • Писчая бумага :
    Известна как материал для офисной техники и обладает рядом преимуществ, значительно отличающих ее от других видов бумаги. Во-первых, она совершенно не капризна, превосходно складывается и удерживает любую заданную ей форму. Во-вторых, она относительно устойчива к воде и не сразу размокает и распадается. В-третьих, ее ценность определяется чистотой цвета и гладкостью поверхности. Как правило, верхний слой писчей бумаги, являющийся защитным, покрыт каолином. Некоторые виды писчей бумаги менее прозрачны из-за полимерного покрытия обеих сторон. Это позволяет материалу дольше оставаться чистым и не пылиться. В работе над картинами писчую бумагу в основном используют для набросков.
  • Мелованная бумага :
    Это одна из разновидностей писчей бумаги. Мелованная бумага (меловка) может быть покрыта самыми разнообразными веществами, такими как каолин, карбонат кальция, а также иными глиноподобными минеральными веществами. Самые распространенные виды меловки обычно имеют глянцевую или матовую поверхность.
  • Газетная бумага :
    Старые газеты вполне могут быть использованы для создания различных поделок, и не только в качестве черновика, на полях которого делают наброски. Некоторые художники в поисках новых средств выражения обращают свои взоры к газетам и, вырезая из них буквы, методом аппликации создают невероятные по красоте и оригинальности произведения.
  • Оберточная, или упаковочная, бумага :
    Несмотря на глянец, эта яркая и красочная бумага достаточно прочна и с трудом рвется руками. Благодаря разнообразию цветов и хорошей склеиваемости эти виды бумаги прекрасно подходят для создания аппликационных картин, а тисненая и мраморная бумаги являются прекрасным фоном для аппликационных работ.
  • Самоклеящаяся бумага :
    Эта бумага уникальна тем, что не нуждается в нанесении на ее поверхность клеящего вещества, а значит, исключает неаккуратность в работе. Самоклеящуюся бумагу выпускают нескольких видов: разноцветную, однотонную и прозрачную. Это дает возможность применять ее при работе над аппликационными картинами повышенной сложности.
  • Обойная бумага :
    Различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу. И та и другая незаменимы при создании картин, особенно объемных, выполненных способом аппликации.
  • Типографская бумага :
    Включает в себя нотную и синтетическую бумагу, используемую для журналов и обложек. Такая бумага обычно имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет. Работу, выполненную из типографской бумаги, всегда можно просушить, не боясь, что ее поверхность деформируется.
  • Калька :
    Без прозрачной и полупрозрачной кальки при создании некоторых поделок просто не обойтись, так как она помогает перенести выбранный рисунок на любую поверхность, тем самым облегчая работу.
    Как правило, калька пропитана воском или специальным маслом, поэтому ее цвет редко бывает белым и на поверхности хорошо видна структура волокна. Эту особенность бумаги можно использовать при создании аппликационных картин, персонажами которых являются насекомые с полупрозрачными крылышками. Через вырезанное из такой бумаги крыло будет просвечивать фон, что сделает произведение еще более интересным и неповторимым.
  • Картон :
    Этот плотный и толстый материал, изготовленный из целлюлозы с грубыми волокнами, незаменим в качестве основы для многих работ. К тому же из него можно изготавливать и рамочки для картин и фото. Главное – правильно выбрать нужный вид картона: однослойный или многослойный, упаковочный или полиграфический. Кроме того, следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.
  • Эстампная бумага :
    Другое ее название – чертежная бумага. Благодаря своему высокому качеству она может использоваться не только для выполнения чертежей, но и для многих других «бумажных» работ.
  • Шагреневая бумага :
    Такую бумагу очень легко определить по внешнему виду, так как она напоминает тисненую кожу. Шагреневая бумага хороша для аппликаций, особенно объемных.
  • Бархатная бумага :
    Немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат. Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.
  • Санитарная бумага :
    Этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец. Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток. Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.
  • Специализированная бумага :
    К разряду специализированной бумаги можно отнести спецкартон, а также материал для вкладышей и изоляции различных поверхностей друг от друга. В быту она чаще встречается в коробках с конфетами. Обычно такую бумагу используют для создания объемных рамок.
  • Гофрированная бумага :
    Эта тонкая разноцветная бумага с интересным тиснением идеальна для создания цветов и любых других украшений, которые должны быть тонкими, воздушными и практически невесомыми. Как видите, бумага может быть очень разной, а потому перечислить все ее виды не представляется возможным. Однако главное здесь, пожалуй, то, что это материал на любой вкус и цвет, поэтому вы можете постоянно искать что-то новое и экспериментировать. Нужно лишь немного воображения, чтобы превратить бумажный кусочек в настоящее произведение искусства.