Когда 1 й ткацкий станок. История первых ткацких станков

Около 1550 г. до н.э. в Египте ткачи заметили, что все можно улучшить и сделать процесс прядения проще. Был придуман способ для разделения нитей - ремез. Ремез – это стержень из дерева, с привязанными к нему четными нитями основы, а нечетные нити свободно свисали. Работа тем самым стала быстрее в два раза, но все равно оставалась очень трудоемкой.

Поиск упрощения получения ткани продолжался, и около 1000 г. до н.э. был придуман атоский станок, где ремезы уже отделяли четные и нечетные нити основы. Работа пошла в десятки раз быстрее. На этом этапе это уже было не плетение, а именно ткачество, стало возможным получать самые разные переплетения нитей. Дальше в ткацкий станок вносились все новые изменения, например, движением ремеза управляли педалями, а руки ткача оставались свободными, но принципиальные изменения техники ткачества началась в 18 веке.

В 1580 году Антон Моллер усовершенствовал станок для ткачества- теперь на нем можно было получать несколько кусков материи. В 1678 году французский изобретатель де Женн создал новый станок, но особого распространения он не получил.

И в 1733 году англичанин Джон Кей создал первый механический челнок для ручного станка. Теперь не нужно было вручную перебрасывать челнок, и теперь можно было получать широкие полосы материи, станок уже обслуживался одним человеком.

В 1785 году Эдмунд Картрайт усовершенствовал станок с ножным приводом. В 1791 году станок Картрайта был улучшен Гортоном. Изобретатель ввел устройство для приостановке батана челнока в зеве. В 1796 году Роберт Миллер из Глазко создал приспособление для продвижения материала посредством храпового колеса. До конца 19 века это изобретение оставалось в станке для ткачества. А способ Миллера прокладки челнока работал более 60 лет.

Надо сказать, станок Картрайта вначале весьма несовершенен и не представлял угрозы для ручного ткачества.

В 1803 году Томас Джонсон из Стокпорта создал первую шлихтовальную машину, что полностью освободило мастеров от операции шлихтования на станке. Джон Тодд в это же время ввел в конструкцию станка ремезный ролик, упростивший процесс подъема нитей. И в этом же году Вильям Хоррокс получает патент на механический ткацкий станок. Хоррокс не тронул деревянную станину старого ручного станка.

В 1806 году Петер Марланд ввел замедленное движение батана при прокладке челнока. В 1879 году Вернер фон Сименс разработал электрический ткацкий станок. И только в 1890 году после того Нортроп создал автоматическую зарядку челнока и наступил реальный прорыв в фабричном ткачестве. В 1896 году этот же изобретатель вывел на рынок первый автоматический станок. Затем появился ткацкий станок без челнока, что многократно увеличило производительность труда. Сейчас станки продолжаются совершенствоваться в направлении компьютерных технологий и автоматического управления. Но все самое важное для развития ткачества было сделано гуманитарием и изобретателем Картрайтом.

Внедрение последних технологий в промышленные отрасли в первую очередь затрагивает оборудование. Примеры различных производств демонстрируют преимущества технического развития, что проявляется в повышении качества изделий. При этом есть сферы, где по-прежнему актуальны и традиционные способы организации технологических процессов. В частности, ткацкий станок по сей день сохраняет концепцию тесной взаимосвязи ручного труда и машинной функции. Конечно, в некоторых направлениях производства можно отметить и появление электронных систем с автоматикой. Однако, по совокупности достоинств двух подходов преимущество все же остается за ручными и механическими агрегатами.

Общие сведения о ткацких станках

Несмотря на консервативный подход к текстильному производству, участники данного сегмента используют множество вариаций данной машины. При этом все модели служат одной цели – формированию ткани. В результате взаимного переплетения нескольких нитей с определенной конфигурацией расположения относительно друг друга создается текстильное изделие с заданной структурой. В целом концепция несложная, поэтому ее истоки уходят в историю довольно глубоко. Например, первые находки, свидетельствующие об изготовлении тканей путем переплетения, насчитывают порядка 6 тыс. лет. Если же говорить о машинах, приближенных к современным техническим средствам, то первые ткацкие станки появились в 1785 году. Именно в это время был запатентован механический агрегат такого типа. В то же время нельзя сказать, что устройство было чем-то невиданным и революционным. К этому моменту ручные механизмы были весьма распространены в Европе почти сто лет.

Основные характеристики

Особое место в технических параметрах занимают размеры станков. Наиболее компактными габаритами располагают традиционные ручные машинки, которые легко размещаются даже в небольшой квартире. Их можно сравнить со стиральной машиной, но важно учитывать и необходимость организации рабочего места. Одной из важнейших характеристик является ширина полотна, которая в среднем варьируется от 50 до 100 см. Разумеется, ткацкий станок для промышленных нужд может располагать и двухметровой шириной полотна, что позволяет изготавливать ковры. Также следует учитывать размеры установки, с точки зрения размещения на полу. Как правило, модели из младших и средних линеек занимают участки не больше 100х100 см. При этом высота установки может достигать 1,5 м.

Устройство станка

Классическая конструкция ручного станка в первую очередь предусматривает наличие двух поперечных планок для товарного валика и навоя. Как правило, эти элементы входят в основную комплектацию. Не обходится машина и без держателя нитей. В процессе снования именно за эту часть фиксируются окончания нитей. Для продевания петель пряжи в соответствующие зубцы предназначен проборный крючок. Эту деталь называют и проборкой в бердо. Помимо этого, устройство ткацкого станка предусматривает наличие закладных планок. При помощи этих элементов пользователь может сохранять основу ровной и гладкой. Планки обычно укладывают на основу по мере навивания. Когда начинается формирование основы на станок, необходима функция держателя ремизок – ее выполняет специальный фиксатор, входящий в комплект. В качестве опции приобретаются и комплекты с проволочными шпильками, которые крепят ремизки после их установки для работы.

Разновидности

Производители предлагают ручные, механические, полумеханические, а также автоматизированные устройства. Также модели подразделяются на гидравлические и пневматические машины в зависимости от принципа работы. С точки зрения конструкционного исполнения, можно выделить круглые и плоские станки. К слову, первый вариант применяется исключительно для выработки тканей с особыми качествами.

К примеру, это может быть рукавный материал. Для бытового использования чаще используют небольшие узкие модели, а для крупных производств подходят ткацкие станки промышленные, у которых достаточно мощности для работы с крупными объемами текстильного материала. Существует и разделение станков по способностям формирования разных тканей. Так, эксцентриковые модели применяются для создания простых переплетений, а мелкоузорчатые полотна можно выполнить на кареточной машине.

Классификация по способу прокладки нити

По этому признаку и выделяют пневматические и гидравлические устройства. Правда, существует и третья разновидность – рапирные машины. Что касается пневматических моделей, то они прокладывают нить в зеве при помощи воздушного потока. Для этого предназначено основное сопло, вмонтированное в конструкцию бедра. Важно отметить, что данная часть фиксируется к магистральной емкости, распределяющей сжатый воздух. Также распространены гидравлические и рапирные виды ткацких станков, которые задействуют в процессе прокладки воду и специальные подающие элементы. В первом случае нить проводится летящей водяной каплей. В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую.

Нюансы техобслуживания

Перечень мероприятий, выполняемых в процессе техобслуживания, зависит от конкретной конструкции. Например, содержание ручных моделей предполагает тщательные осмотры конструкции, которая чаще всего изготавливается из древесины. Правильная настройка компонентов, планок и зажимов – основная часть работы мастера. Более сложные конструкции механических и автоматических агрегатов требуют дополнительных мер. Например, может потребоваться заправка ткацкого станка водой, если речь идет о гидравлических устройствах. Пневматическое оборудование также предполагает отдельное содержание приспособлений, обеспечивающих подачу воздуха. Здесь же требуется проверка соединяющих шлангов и насадок, распределяющих потоки.

Производители ткацких станков

Лидирующие позиции занимают европейские компании, среди которых бельгийские производители, итальянские и немецкие. В частности, пневматические модели на рынке предлагают фирмы Dornier, Picanol и Promatech. Также станки высокого качества производят японские компании, среди которых Tsudakoma и Toyota. Под этими же брендами выходят и гидравлические модели. Примечательно, что российских предприятий в этом сегменте не представлено. Зато отечественный ткацкий станок можно найти в категории рапирных моделей. Свою продукцию в этой нише предлагают заводы «Текстильмаш» и «СТБ».

Заключение

Несмотря на расширение производственных мощностей, лучшая текстильная продукция выпускается небольшими предприятиями, ориентирующимися на ручной труд. У такого подхода есть множество преимуществ, которые обеспечивают качественные изделия. Например, ткацкий станок с ручным принципом работы позволяет своевременно выполнить коррекцию формирования ткани, а также внести необходимые поправки в настройку подающих элементов. Кроме того, существует множество операций, которые не способны выполнить автоматизированные машины. В таких случаях, опять же, лучше всего справляются руки опытных ткачей.

Если задать вопрос, какая вещь в повседневном быту современного человека имеет первостепенное значение, ответы будут разными. Возможно, назовут мыло, мебель, посуду... И всё-таки без столь полезных без спору вещей, можно как-то обойтись, хотя даже представить это нелегко. А вот если из обихода полностью исчезнет ткань, то мир вокруг нас, согласитесь, изменится неузнаваемо. Ведь именно из ткани шьют одежду, не говоря уж о многих других применениях этого материала.
Так что изобретение пряжи - нитей из шерсти или растительных волокон - и способа изготовления из пряжи ткани - невероятно значимые для человечества достижения. И вовсе не случайно, что едва ли не первыми производственными процессами, которые люди постарались механизировать, были как раз изготовления пряжи и ткани. Более того, технические достижения именно в этой области как бы подстёгивали изобретательскую мысль и в других направлениях. Может быть, не все знают, что промышленная революция XVIII века, которая привела к массовому появлению самых разных машин, началась именно с изобретения достаточно совершенного ткацкого станка.
Впрочем, о том, как человек становился ткачом, лучше, конечно, рассказать по порядку...
Древнейшим образцам ткани, дошедшим до наших дней, насчитывается несколько тысяч лет. Археологи не раз находили в древнеегипетских гробницах тонкие полотна изо льна, а также более плотный материал, расписанный цветными рисунками. Благодаря тому, что в Египте сухой климат и нет резких температурных перепадов, древняя ткань неплохо сохранилась.
По этим археологическим находкам можно судить, что работа древнеегипетских ткачей была весьма качественной, хотя они изготавливали ткань вручную. Под сильным увеличительным стеклом хорошо видно, что нити древних тканей переплетены очень аккуратно, лежат, что вдоль, что поперёк, ровными, прямыми линиями. Впрочем, чему удивляться: древние египтяне были далеко не первыми ткачами - искусству переплетать нити, чтобы получать из них ткани, люди стали учиться ещё за тысячи лет до египетской цивилизации. А натолкнул их на такую мысль ещё более древний навык - плетение корзин, подстилок, сетей, обуви из гибких веток, тростника, длинных побегов травы. Это уже умели и наши далёкие первобытные предки.
Однако для изготовления тканей ни один из этих материалов не годился. Но и тут на помощь первобытному человеку пришла сама природа. Пытливые предки заметили, что из многих растений, например, льна, хлопчатника, конопли и даже крапивы, можно извлечь упругие и прочные волокна.
Годилась для этого и шерсть домашних животных. Но, чтобы приготовить из волокон пряжу, приходилось изрядно потрудиться. Извлечь волокна из стеблей льна, например, особенно нелегко. А шерсть нужно сначала очистить, тщательно промыть, просушить. Из подготовленного сырья скручивали длинные прочные нити. Такой процесс называется прядением, а полученные нити - пряжей. И уже тысячи лет назад человек постарался хоть как-то рационализировать прядение, изобретя веретено - стержень из дерева или камня, на который наматывалась готовая нить. Скручивать её приходилось вручную, постепенно вытягивая из заготовленного сырья пучки волокон. Немного забегая вперёд, стоит сказать, что, в конце концов, человек изобрёл прялку. Теперь прядильщик рукой крутил колесо, соединённое с веретеном ременной передачей. Вращаясь, веретено само постепенно вытягивало пучки волокон, превращая их в нити пряжи. Ну а что касается процесса изготовления ткани, то он тоже постепенно рационализировался. Правда, на заре ткачества он был совсем прост.
Можно представить, с помощью каких нехитрых приспособлений работали первобытные ткачи. В землю вбивались две крепкие ветки с рогульками наверху. Они удерживали деревянный стержень. Примерно такое же устройство, только пониже, мастерят в туристском походе, чтобы подвесить над костром чайник. Древние ткачи привязывали к этому стержню, одну рядом с другой, нити пряжи, свисающие до земли. Чтобы они не спутывались, к их концам крепились грузики. Кстати, и по сей день эти продольные нити называются в текстильном производстве основой. Для превращения основы в ткань продольные нити надо переплести поперечными, которые называются утком.
Сам же этот процесс был несложным, хотя и трудоёмким. Ткач пропускал уток сквозь основу таким образом, чтобы он проходил, например, поверх чётных нитей и под низом нечётных, а в обратную сторону наоборот. Удобнее всего это было делать заострённой палочкой, на которую наматывалась нить утка. При этом надо было следить и за тем, чтобы нити ложились ровно и плотно одна к другой. Так постепенно нити превращались в ткань. Она могла быть разной - лёгкой из льняной пряжи, грубой и тёплой из шерстяной. Как бы то ни было, первобытный человек получил наконец возможность облачиться в одежды, пошитые из ткани. Шить-то он научился ещё раньше, мастеря одеяния из звериных шкур...

Постепенно ткацкое производство совершенствовалось. Сначала древние изобретатели сообразили: если поднимать разом все чётные или нечётные нити основы, то уток можно перекидывать под ними на другую сторону одним движением. Поэтому на концах нитей основы появились деревянные дощечки, называемые ремезами. К одной дощечке крепились чётные нити, к другой нечётные. Мастер, поднимая то один ремез, то другой, последовательно отделял нити друг от друга и перекидывал уток то справа налево, то слева направо. Процесс ткачества стал быстрее в десятки раз. Оставалось только догадаться, что с помощью дополнительных ремезов можно поднимать в каком-то определённом порядке и другие нитки основы, делая их переплетение с утком более сложным. Таким образом, на ткани можно было получить определённый рисунок. Ткачи широко пользовались подобными «хитростями» уже в античные времена.
Постепенно ткацкий станок становился именно станком. В Средние века, например, мастер управлял ремезами, нажимая ногами на педали, руки при этом оставались свободными. Уток можно было перекидывать то вправо, то влево гораздо быстрее, производительность труда выросла. Однако ткань получалась неширокой, как раз такой, насколько хватало длины руки ткача.

Но вот, наконец пришёл XVIII век, когда в текстильном производстве произошли важнейшие перемены. В этом заслуга английских изобретателей Джона Кея и Эдмунда Картрайта. Первый из них в 1733 году придумал конструкцию механического челнока для нити утка. Челнок двигался по направляющим, таща за собой нить, подгоняемый ударами специальных деревянных молоточков, укреплённых по обеим сторонам рамы станка. После каждого движения челнока основа, намотанная на валик, продвигалась вперёд на один «шаг», освобождая место для нового «стежка». Челнок Джона Кея назвали «самолётным».
Как раз с этого изобретения, можно считать, и началась промышленная революция. Дело в том, что ткацкие станки с челноком-самолётом позволили производить гораздо больше тканей, чем раньше. Ткацким предприятиям стало не хватать пряжи, которую по-прежнему вырабатывали вручную. Пришлось изобретать прядильную машину, что и сделал в 1765 году другой английский изобретатель - Джеймс Харгривс. Через несколько лет в Англии появились прядильные фабрики, машины которых работали с помощью водяных двигателей.
Наконец, в середине 80-х годов Эдмунд Картрайт изобрёл ткацкий станок, где все операции были механизированы. Как раз к тому времени ещё один англичанин, Джеймс Уатт, завершил работу над своим паровым двигателем. И Картрайт построил ткацкую фабрику с двадцатью станками, установив для их привода машину Уатта. Так что первое широкое применение паровой двигатель нашёл именно в ткацком производстве.
Конечно, в дальнейшем ткацкий станок непрерывно совершенствовался. Особо стоит отметить французского изобретателя Жозефа Мари Жаккара. В 1801 году он создал... программируемый ткацкий станок. Для этого служили перфокарты - картонные таблички с пробитыми на них в определённом порядке отверстиями. Перфокарты были соединены в ленту, помещавшуюся наверху станка. Каждая перфокарта определённым образом управляла движениями нитей основы, «задавая» станку программу для создания того или иного узора на ткани. Нажимая педаль, мастер мог передвинуть ленту перфокарт и поменять программу. Позже с помощью перфокарт стали задавать программы металлорежущим станкам, но первым-то был ткацкий!
Ну а современные ткацкие станки - сложные, хорошо продуманные агрегаты. Конструкции у них разные - есть многочелночные, а есть станки без челноков - нить утка перебрасывает сжатый воздух. Зато сам главный принцип изготовления тканей переплетением основы и утка остался тот же самый, что придумал ещё первобытный человек.

Игорев, В. Как с ткацкого станка… началась промышленная революция /В. Игорев //А почему?. – 2008. - № 10. – С. 24-26.

БУРОВА ЕКАТЕРИНА, ЛЕБЕДЕВА ЛЮБОВЬ ,

учащиеся 9 класса МОУ «Васильевская СОШ».

Научный руководитель ТОЛМАЧЁВА Г. М .,

Преподаватель МОУ «Васильевская СОШ».

ЭКСПОНАТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ –

ТКАЦКИЙ СТАНОК

Всё меньше остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так как завтра уже будет поздно, просто не будет и этих людей.

В качестве основных источников были использованы:

Экспонат школьного музея - ткацкий станок

Воспоминания Башилина Ивана Александровича

Для описания истории возникновения ткачества использовали Интернет-ресурсы, сведения энциклопедий.

В нашем школьном краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Башилиных. Длительное время он лежал на чердаке и когда Иван Александрович Башилин узнал, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передал станок музею. Он был в разобранном состоянии. Собрать ткацкий станок помогла Петунина Тамара Михайловна, председатель ветеранов Васильевского сельского поселения. экспоната у нас не было, поэтому мы решили узнать историю ткацкого станка.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТКАЦКОГО СТАНКА

Ткачество возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Ткацкий станок относится к числу изобретений, которые появились у разных народов независимо друг от друга. Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама , на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название ткацкого станка).

Его основная часть – большая деревянная рама , на которой укреплены детали станка: три валика; две ножные педали; вертикальные рамки “гребенки” бердо; челнок с нормальной нитью. Такой ткацкий станок с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Во многих крестьянских домах Иверовской волости Старицкого уезда Тверской губернии, как и в других уездах, имелся такой ткацкий станок.

Потом был изобретен механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла. Изобретение ткацкого станка Фридрих Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству. Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 векам. Среди них наибольшее значение имело изобретение Джеймсом Кеем в 1733 году, так называемого самолётного челнока.

В конце 18 века в Великобритании Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования. Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В конце 19 и начале 20 веков были созданы станки с автоматической сменой челноков. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.

2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

младшего сына Башилина Ивана Александровича (умер в октябре 2010 года) мы узнали, что семья Башилиных состояла из отца - Башилина Александра Яковлевича, 1902 года рождения, матери - Башилиной (Журавлёвой в девичестве) Марии Андреевны 1903 года рождения, пятерых сыновей и одной дочери. Все уроженцы села Васильевское Старицкого уезда Тверской губернии. В настоящее время в живых никого не осталось.

Александр Яковлевич работал председателем сельского совета, Мария Андреевна в полеводстве. Во время Великой Отечественной войны отец воевал на Ржевском направлении, получил ранение и был направлен в госпиталь в город Подольск. Погиб в 1943 году при прямом попадании снаряда при раздаче пищи солдатам. Похоронен Александр Яковлевич под Смоленском. Мария Андреевна ходила пешком в город Подольск повидаться с отцом. Умерла Мария Андреевна в 1981 году. Всю свою жизнь проработала в колхозе.

Как ткацкий станок попал в дом, Иван Александрович не помнит, говорит, что у многих односельчан были такие станки. В долгие зимние вечера мама ткала на нём половики и полотенца. Половики ткала только для себя и своих родственников.

На продажу Мария Андреевна работу не делала. Станок, переданный в школьный музей в хорошем состоянии, и может быть использован в работе. Размеры ткацкого станка следующие: длина – 103 см, ширина – 77 см, высота – 134 см.

Вся беда в том, что нет таких мастериц, которые научили бы нас этому мастерству.


Экскурсию для младших школьников проводит Лебедева Любовь.

Итак, изучив имеющиеся документы и сопутствующие материалы, мы узнали биографические сведения о семье Башилиных, передавших в школьный музей ткацкий станок. К сожалению, сейчас нет возможности узнать, кто изготовил этот станок и при каких обстоятельствах он появился в доме.

Однако есть несколько ниточек, которые могут повести нас дальше. Так, например, разыскать оставшихся ещё в живых соседей, односельчан, так как многие уехали кто в г. Москву, а кто в г. Санкт - Петербург. Возможно, кто-то и откликнется на нашу просьбу?

Думаем, что наша работа не завершена. А с теми сведениями, которые нам удалось собрать, мы поделимся с одноклассниками, ребятами из других классов, родителями и гостями школы.

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Т кацкий станок - механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани - шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.

Подруга огляделась в нашей московской комнате.
- А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала...
- Вот он, - я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.

- Так ты на нем ткала эти половики??

В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муж\дядя\дед - мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества?

В 1911 году была издана книга "Улучшенный ручной ткацкий станок". Автор И.В.Левинский. А в 1924 году - " Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани". Автор - инженер Добровольский В.А.


и страница из нее



Стиль "канцелярский", о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие.
Ткацкий станок (кросна). 1930 год.

Ткачество - древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.
Автор - Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.

Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот... ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.

Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.

Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.

"Эти половики ткала моя бабушка Маша для меня (для тети Egozinka) в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться к его гладко-лощеным деревянным поверхностям . Помнится слово - нитченка. А внизу были педали... Я ткала цевки на какой-то ручной машинке - это красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый... Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая кошка Муська..."

nmelnikova :
- У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

Vladimir :
- А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать "сновать" - эту когда новину делали - основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

Как сновали основные нити , показывает olsha5 , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.

и плетут в косу, чтобы не запуталась


eyange:
- Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься - они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

makha0na:
- Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено:) Голый пол не комильфо, типа:)

Татьяна Лесная
- Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня. Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях(Уходящая натура.

Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи.
Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички - яркие, пёстрые, нарядные - требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

Как основали кросну , показывает dinaza

13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок.


seredina77 (на первом фото)

Мы пока этот станок нашли - довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили.... Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла - ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные. Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было - летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.

Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области.

М. В. Васильевич - художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения.


И. В. Белковский - художник. "Зимнее солнышко" 1994. Круглые коврики связаны крючком. (Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате - хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)

Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.

А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», - вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным - ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок - шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).

За день опытная мастерица , работая не отрываясь, может наткать до трех метров.

Журнал «Вокруг Света. Февраль 1989. Белорусская ССР

Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.

Неглюбка (белор. Неглюбка) - деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.


Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой.


Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.

Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу "устройство" станка.

Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей - нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.

Находчивые рукодельницы ткали так.


На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.

Были такие станки для ткачества.


На одном форуме посетительница хотела купить старые и "страшные" половики, чем удивила людей добрых.

- Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт - надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология "узких гряд " по Митлайдеру.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать - пост будет длиннее.

Современный ткацкий станок Glimakra Julia (Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.


Японский ткацкий станок

Современный настольный станок Emilia (Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.

Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.


Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну. Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи. (Ковер алжирский, ручного ткачества , из шерстяных ниток на х\б основе - привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему).

Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

Около 1550 г. до н.э. в Египте ткачи заметили, что все можно улучшить и сделать процесс прядения проще. Был придуман способ для разделения нитей - ремез. Ремез – это стержень из дерева, с привязанными к нему четными нитями основы, а нечетные нити свободно свисали. Работа тем самым стала быстрее в два раза, но все равно оставалась очень трудоемкой.

Поиск упрощения получения ткани продолжался, и около 1000 г. до н.э. был придуман атоский станок, где ремезы уже отделяли четные и нечетные нити основы. Работа пошла в десятки раз быстрее. На этом этапе это уже было не плетение, а именно ткачество, стало возможным получать самые разные переплетения нитей. Дальше в ткацкий станок вносились все новые изменения, например, движением ремеза управляли педалями, а руки ткача оставались свободными, но принципиальные изменения техники ткачества началась в 18 веке.

В 1580 году Антон Моллер усовершенствовал станок для ткачества- теперь на нем можно было получать несколько кусков материи. В 1678 году французский изобретатель де Женн создал новый станок, но особого распространения он не получил.

И в 1733 году англичанин Джон Кей создал первый механический челнок для ручного станка . Теперь не нужно было вручную перебрасывать челнок, и теперь можно было получать широкие полосы материи, станок уже обслуживался одним человеком.


В 1785 году Эдмунд Картрайт усовершенствовал станок с ножным приводом. В 1791 году станок Картрайта был улучшен Гортоном. Изобретатель ввел устройство для приостановке батана челнока в зеве. В 1796 году Роберт Миллер из Глазко создал приспособление для продвижения материала посредством храпового колеса. До конца 19 века это изобретение оставалось в станке для ткачества. А способ Миллера прокладки челнока работал более 60 лет.

Надо сказать, станок Картрайта вначале весьма несовершенен и не представлял угрозы для ручного ткачества.

В 1803 году Томас Джонсон из Стокпорта создал первую шлихтовальную машину, что полностью освободило мастеров от операции шлихтования на станке. Джон Тодд в это же время ввел в конструкцию станка ремезный ролик, упростивший процесс подъема нитей. И в этом же году Вильям Хоррокс получает патент на механический ткацкий станок. Хоррокс не тронул деревянную станину старого ручного станка.

В 1806 году Петер Марланд ввел замедленное движение батана при прокладке челнока. В 1879 году Вернер фон Сименс разработал электрический ткацкий станок. И только в 1890 году после того Нортроп создал автоматическую зарядку челнока и наступил реальный прорыв в фабричном ткачестве. В 1896 году этот же изобретатель вывел на рынок первый автоматический станок . Затем появился ткацкий станок без челнока, что многократно увеличило производительность труда. Сейчас станки продолжаются совершенствоваться в направлении компьютерных технологий и автоматического управления . Но все самое важное для развития ткачества было сделано гуманитарием и изобретателем Картрайтом.

Внедрение последних технологий в промышленные отрасли в первую очередь затрагивает оборудование. Примеры различных производств демонстрируют преимущества технического развития, что проявляется в повышении качества изделий. При этом есть сферы, где по-прежнему актуальны и традиционные способы организации технологических процессов . В частности, ткацкий станок по сей день сохраняет концепцию тесной взаимосвязи ручного труда и машинной функции. Конечно, в некоторых направлениях производства можно отметить и появление электронных систем с автоматикой. Однако, по совокупности достоинств двух подходов преимущество все же остается за ручными и механическими агрегатами.

Общие сведения о ткацких станках

Несмотря на консервативный подход к текстильному производству, участники данного сегмента используют множество вариаций данной машины. При этом все модели служат одной цели – формированию ткани. В результате взаимного переплетения нескольких нитей с определенной конфигурацией расположения относительно друг друга создается текстильное изделие с заданной структурой. В целом концепция несложная, поэтому ее истоки уходят в историю довольно глубоко. Например, первые находки, свидетельствующие об изготовлении тканей путем переплетения, насчитывают порядка 6 тыс. лет. Если же говорить о машинах, приближенных к современным техническим средствам , то первые ткацкие станки появились в 1785 году. Именно в это время был запатентован механический агрегат такого типа. В то же время нельзя сказать, что устройство было чем-то невиданным и революционным. К этому моменту ручные механизмы были весьма распространены в Европе почти сто лет.

Основные характеристики

Особое место в технических параметрах занимают размеры станков. Наиболее компактными габаритами располагают традиционные ручные машинки, которые легко размещаются даже в небольшой квартире. Их можно сравнить со стиральной машиной , но важно учитывать и необходимость организации рабочего места. Одной из важнейших характеристик является ширина полотна, которая в среднем варьируется от 50 до 100 см. Разумеется, ткацкий станок для промышленных нужд может располагать и двухметровой шириной полотна, что позволяет изготавливать ковры. Также следует учитывать размеры установки, с точки зрения размещения на полу. Как правило, модели из младших и средних линеек занимают участки не больше 100х100 см. При этом высота установки может достигать 1,5 м.

Устройство станка

Классическая конструкция ручного станка в первую очередь предусматривает наличие двух поперечных планок для товарного валика и навоя. Как правило, эти элементы входят в основную комплектацию. Не обходится машина и без держателя нитей. В процессе снования именно за эту часть фиксируются окончания нитей. Для продевания петель пряжи в соответствующие зубцы предназначен проборный крючок. Эту деталь называют и проборкой в бердо. Помимо этого, устройство ткацкого станка предусматривает наличие закладных планок. При помощи этих элементов пользователь может сохранять основу ровной и гладкой. Планки обычно укладывают на основу по мере навивания. Когда начинается формирование основы на станок, необходима функция держателя ремизок – ее выполняет специальный фиксатор, входящий в комплект. В качестве опции приобретаются и комплекты с проволочными шпильками, которые крепят ремизки после их установки для работы.

Разновидности

Производители предлагают ручные, механические, полумеханические, а также автоматизированные устройства. Также модели подразделяются на гидравлические и пневматические машины в зависимости от принципа работы. С точки зрения конструкционного исполнения, можно выделить круглые и плоские станки. К слову, первый вариант применяется исключительно для выработки тканей с особыми качествами.

К примеру, это может быть рукавный материал. Для бытового использования чаще используют небольшие узкие модели, а для крупных производств подходят ткацкие станки промышленные, у которых достаточно мощности для работы с крупными объемами текстильного материала. Существует и разделение станков по способностям формирования разных тканей. Так, эксцентриковые модели применяются для создания простых переплетений, а мелкоузорчатые полотна можно выполнить на кареточной машине.

Классификация по способу прокладки нити


По этому признаку и выделяют пневматические и гидравлические устройства. Правда, существует и третья разновидность – рапирные машины. Что касается пневматических моделей, то они прокладывают нить в зеве при помощи воздушного потока. Для этого предназначено основное сопло, вмонтированное в конструкцию бедра. Важно отметить, что данная часть фиксируется к магистральной емкости, распределяющей сжатый воздух. Также распространены гидравлические и рапирные виды ткацких станков, которые задействуют в процессе прокладки воду и специальные подающие элементы. В первом случае нить проводится летящей водяной каплей. В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую.

Нюансы техобслуживания


Перечень мероприятий, выполняемых в процессе техобслуживания, зависит от конкретной конструкции. Например, содержание ручных моделей предполагает тщательные осмотры конструкции, которая чаще всего изготавливается из древесины. Правильная настройка компонентов, планок и зажимов – основная часть работы мастера. Более сложные конструкции механических и автоматических агрегатов требуют дополнительных мер. Например, может потребоваться заправка ткацкого станка водой, если речь идет о гидравлических устройствах . Пневматическое оборудование также предполагает отдельное содержание приспособлений, обеспечивающих подачу воздуха. Здесь же требуется проверка соединяющих шлангов и насадок, распределяющих потоки.

Производители ткацких станков

Лидирующие позиции занимают европейские компании, среди которых бельгийские производители, итальянские и немецкие. В частности, пневматические модели на рынке предлагают фирмы Dornier, Picanol и Promatech. Также станки высокого качества производят японские компании, среди которых Tsudakoma и Toyota. Под этими же брендами выходят и гидравлические модели. Примечательно, что российских предприятий в этом сегменте не представлено. Зато отечественный ткацкий станок можно найти в категории рапирных моделей. Свою продукцию в этой нише предлагают заводы «Текстильмаш» и «СТБ».

Заключение


Несмотря на расширение производственных мощностей, лучшая текстильная продукция выпускается небольшими предприятиями, ориентирующимися на ручной труд . У такого подхода есть множество преимуществ, которые обеспечивают качественные изделия. Например, ткацкий станок с ручным принципом работы позволяет своевременно выполнить коррекцию формирования ткани, а также внести необходимые поправки в настройку подающих элементов. Кроме того, существует множество операций, которые не способны выполнить автоматизированные машины. В таких случаях, опять же, лучше всего справляются руки опытных ткачей.

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.

Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до нашей эры. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.

В 70-е годы ХХ века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.
В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок». Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения.

Первые ткани были очень просты по структуре


. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой. В исторический период последних веков христианства приобрел популярность вид шпалерного ткачества на станках, которые появились в Европе в эпоху средневековья. Такой вид ткачества сделал популярными ковры, которые ткались как ворсовые, так и гладкие. Шпалерное ткачество в Западной Европе развивалось с XI вплоть до XVII века, когда во Франции в 1601 году возникла мастерская братьев Гобелленов, которые выполняли тканый материал гладкий с репсовым переплетением нитей, создавая оригинальный рисунок игры нитей на материале. Мастерскую заметил сам французский король, который купил ее для работы на королевский двор и богатых вельмож, тем обеспечив мастерской постоянный доход. Мастерская прославилась. И такой тканый материал стали с тех пор называть гобеленом.похожей на циновку.
Ткацкий станок – механизм, служащий для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани – шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.
Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей – нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

В конце XIX - середине XX в. ткачество в Молдавии было широко распространенным женским занятием с глубокими традициями. Материалом для ткачества служили конопля и шерсть, лен употребляли значительно меньше. С середины XIX в. вошла в употребление покупная хлопчатобумажная нить. Процесс подготовки волокна к прядению был длительным. Обработка пряжи и тканье производилось с помощью самодельных орудий. Специфически молдавским был способ прядения на ходу, при котором использовали прялку с удлиненным древком, укрепляемым пряхой за поясом. В крестьянской семье самостоятельно производились различные ткани, необходимые при шитье одежды, использовавшиеся для хозяйственных нужд и убранства интерьеров жилища. Молдаванки ткали множество полотенец на горизонтальном ткацком стане ("стативе"), используя различные виды техник (браная, выборная, закладная). Некоторые полотенца являлись обязательными атрибутами свадебных, родильных и похоронных обрядов, другие использовались для хозяйственных нужд, третьи - украшали интерьер жилища. Орнаменты на полотенцах ритуального или декоративного назначения представляли собой ритмическое повторение одного мотива геометрического или растительного характера.



Ковроткачество
Вековые традиции молдавского ковроткачества привели к появлению самобытного типа ковра, выполнявшегося на вертикальном ткацком стане в технике килима. Как правило, ковроткачеством занимались женщины, а мужчины участвовали только в подготовительных работах. Умение ткать ковры высоко ценилось в народе. Девушки начинали обучаться этому ремеслу с 10-11 лет. В приданое каждой невесты среди многих других необходимых в быту предметов обязательно входили ковры. Они свидетельствовали о достатке в семье девушки, о трудолюбии будущей хозяйки. Процесс изготовления ковра был чрезвычайно трудоемким: ковры и дорожки из двух-трёх килограммов шерсти ткали за две-три недели, а большой ковер из 10-15 килограммов шерсти выполняли за три-четыре месяца, работая вдвоем.
Декор молдавских ковров
Молдавскому безворсовому ковру свойственна четкость композиции и фигурное равновесие, не предполагающее строгой симметрии. Умелое использование естественных красителей молдавскими ковровщицами определило цветовое богатство ковра. Светлый фон ковровых изделий, характерный для конца XVIII - первой половины XIX в., сменился затем гаммой черных, коричневых, зеленых и красно-розовых тонов. Узор строился на основе геометрического и растительного мотивов, реже в композициях ковра встречались зооморфные и антропоморфные изображения. Типы молдавских ковров, их орнаментика и терминология различались в зависимости от места бытования.


Наивысшего расцвета молдавское ковроделие достигло в XVIII - начале XIX в. Одной из характерных особенностей молдавских ковров было разнообразие орнаментальных мотивов. Наиболее распространены растительные узоры, изображающие деревья, цветы, букеты, фрукты, а также геометрические - ромбы, квадраты, треугольники. Реже встречаются изображения человеческих фигурок, животных и птиц. В далеком прошлом орнаментальные мотивы имели определенный символический характер. Одним из наиболее распространенных мотивов было "древо жизни", представлявшее силу и могущество природы, её вечное развитие и движение. Символом плодородия считалось изображение женской фигуры. С годами первоначальный смысл многих распространенных орнаментальных композиций был утрачен.

Величина и назначение ковра, характер мотивов, цветовая гамма, центральный рисунок и кайма определяли его орнаментальную композицию. Одним из наиболее распространенных приемов было чередование по всей длине ковра растительных или геометрических мотивов. На многих коврах центральный узор состоял из повтора одного или двух мотивов, имеющих вертикальное или горизонтальное направление. На участках ковра, не заполненнных основными узорами, могли быть расположены мелкие мотивы-знаки (год изготовления, инициалы владельца или ковровщицы, предметы быта и прочее). Важная роль в декоративном решении ковра отводилось кайме, которая отличалась от центрального рисунка и по цвету, и по орнаменту. Обычно молдавские ковры имели двух-, трёх- или четырехстороннюю кайму. Издавна орнаментальные мотивы и композиции ковра имели названия. В XIX в. наиболее распространены были такие названия как "Радуга", "Каравай", "Лист ореха", "Вазон", "Букет", "Паук", "Петушки". Создавая ковер, молдавские мастерицы всегда по-новому решали, казалось бы, уже известную композицию или орнаментальный мотив. Поэтому каждое их изделие уникально и неповторимо.
Традиционные красители
Другая важная особенность молдавских ковров заключается в их удивительной расцветке. Для традиционного молдавского ковра характерны спокойные и теплые тона, гармония цвета. Прежде для окрашивания шерсти применяли растворы, приготовленные из цветов, корней растений, коры деревьев, листьев. Часто для получения красителей использовали скумпию, цветы одуванчика, кору дуба, кожуру ореха и лука. Ковровщицы умели определять время сбора растений, знали наилучшие сочетания растительного сырья, прекрасно владели методами окрашивания шерсти. Естественные красители придавали старому народному ковру необыкновенную выразительность. Наиболее распространены были коричневый, зелёный, желтый, розовый, синий. Если в ковровой композиции повторялся какой-либо мотив, то он каждый раз выполнялся в другом цвете, что придавало ему несомненную оригинальность. С появлением во второй половине XIX в. анилиновых красителей расширился цветовой спектр молдавских ковров, но несколько снизилась художественная ценность, поскольку пастельные, спокойные тона уступили место ярким, порой лишенным чувства меры химическим красителям.
Молдавский ковер в XX веке


В течение ХХ в. ковроткачество продолжало развиваться. Ведущими орнаментальными композициями в сельской местности продолжали оставаться "Букет" и "Венок", окаймленные гирляндами цветов в сочетании с геометрическими мотивами. Расцветка современных ковров стала ярче, насыщенней. Некоторые сюжеты заимствовались с узоров фабричных тканей. Определенное влияние на творчество молдавских ковровщиц оказывало ковроделие других народов, а также образцы фабричных ковров как отечественные, так и импортные. Несмотря на усовершенствование ряда технологических процессов на вертикальных ткацких станах, основная работа сельскими ковровщицами, как и прежде, выполнялась вручную. Наиболее распространено ковроткачество в молдавских сёлах Барабой, Плоп, Кришкауцы, Ливэдень, Бадичаны, Петрены, Табора и других. Также в Молдаве расположены украинские села,такие как, Мошана,Марамоновка и др, где также широко распространено ковроткачество.