Когда родился раймонд паулс. Раймонд Паулс: биография, личная жизнь, жена

Имя: Раймонд Паулс (Ояр-Раймонд Паулс)

Знак зодиака: Козерог

Место рождения: Рига, Латвия

Деятельность: композитор, кинокомпозитор, дирижёр, пианист

Семейное положение: женат

Детство и юность

Раймонд Паулс появился на свет 12-го января 1936-го года в Риге. Семья у будущего маэстро была довольно своеобразная: папа, Волдемар Паулс, трудился на должности стеклодува, а мама, Алма-Матильда, после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также весьма неординарна: до начала семейной жизни Алма-Матилда достаточно долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Однако музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в небольшое село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая Мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд успешно поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.

Поначалу десятилетний Паулс не слишком успевал в учебе, но его прирожденный талант, учительское чутье Ольги Боровской, а также вкусные конфеты, которыми она щедро угощала одаренных учеников, быстро сделали свое дело. Будущий композитор достиг большого успеха в игре на фортепиано и по-настоящему влюбился в этот универсальный музыкальный инструмент. Именно по классу фортепиано он впоследствии учился и в Латвийской консерватории им. Язепа Витола, а затем – в той же консерватории, но уже по классу композиции.

Любовь к джазу

Еще в старших классах музыкальной школы Раймонд Паулс почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному направлению, далекому от классического – джазу. Как впоследствии признавался сам композитор, он с головой «бросился в джаз, как в омут». Молодой музыкант с огромным удовольствием играл на танцевальных вечерах, нередко импровизируя, играя на фортепиано без памяти и нот. Окончательно осознав, что музыка должна стать его профессией на всю жизнь, Паулс вернулся в консерваторию на отделение композиции, о чем упоминалось выше.

Первые шаги навстречу к известности

В 1964-ом году Раймонд Паулс, несмотря на достаточно юный для такой должности возраст, стал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Более того: его музыка приобрела свой особый шарм, стала узнаваемой в профессиональных кругах. Несколько лет спустя в Концертном зале Латвийской государственной филармонии была представлена первая авторская программа композитора, и билеты на нее, к удивлению самого Раймонда, были полностью раскуплены.

Первая известность в Латвии пришла к нему, когда он написал песни на слова Альфреда Круклиса «Мы встретились в марте», «Старая береза» и «Зимний вечер». В это время Раймонд Паулс занимал должность художественного руководителя в Рижском эстрадном оркестре Латвийской государственной филармонии. Именно здесь в концертном зале состоялась премьера самой первой авторской программы Раймонда Паулса. Начало 1970 годов можно отметить созданием Паулсом вокально-инструментального ансамбля «Модо», который принял участие в германском фестивале «Люди и море» в 1974 году. На следующий год Ансамбль «Модо» стал участником болгарского фестиваля в Сопоте. В конце 1970 годов Паулс оставляет коллектив «Модо», чтобы полностью посвятить себя работе в Гостелерадио Латвии. В течение 14 лет он был дирижером оркестра и хора Латвийского радио и телевидения. А в следующие 6 лет он занимал должность главного редактора музыкальных программ Латвийского радио.

Свой первый мюзикл «Сестру Керри» он написал в 1976 году. Видеоклип, созданный по этому мюзиклу, получил премию на международном конкурсе «Золотой янтарь». В двухтысячном году русскую версию этого мюзикла можно было увидеть в рижском театре «Русская драма». С середины 70-х годов Паулс начинает тесное сотрудничество с поэтами Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Ильей Резником. На их стихи композитор написал множество песен, которые популярны и сегодня. Это «Миллион алых роз», «Три минуты», «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер» и другие.

Сотрудничество

«Звездным часом» композитора принято называть пору его активного творческого сотрудничества с Аллой Пугачевой во второй половине двадцатого века, когда Алла Борисовна была на пике своей популярности. «Миллион алых роз», «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы» – эти и многие другие песни были согреты людской любовью и стали символами целой эпохи в истории отечественной эстрады.

Но не только Алла Пугачева заметила талант латвийского режиссера – в числе его творческих партнеров были и остаются, к примеру, изысканная Лайма Вайкуле и темпераментный Валерий Леонтьев. Современники рассказывают, что в 1980-ые годы Валерий Леонтьев был не слишком угоден советским властям, и лишь тот факт, что Раймонд Паулс невозмутимо продолжал приглашать его на свои концерты, помог артисту удержаться на плаву.

Свои шедевры композитор создает не только для певцов и певиц, но и для кинематографических картин, а также театральных постановок. Так, его музыка звучит в фильмах «Как стать звездой», «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Долга дорога в дюнах» и других, в театральных постановках «Зеленая Дева», «Бранд», «Граф Монте Кристо», «Дикие лебеди». Примечательно, что каждая из этих театральных постановок впоследствии завоевала приз на югославском фестивале.

Политическая деятельность Раймонда Паулса

Немногие артисты связывают себя с политикой, но это не о нашем герое. Политикой Раймонд Паулс начал интересоваться еще в 1980-х годах. Став депутатом Верховного Совета Латвии, музыкант, спустя 4 года уже народный депутат СССР. Далее, композитора выбрали для председательствования в Государственном комитете по культуре в Латвии. Когда СССР прекратило свое существование, Раймонда Паулса назначили министром культуры Латвии. Ушел из этого поста композитор сам, из-за несогласий с процедурой упразднения. В 1990-х композитор устроился советником по культуре при президенте Латвии. В 1998 году, Раймонд Паулс создает свою собственную партию, которую и возглавил. Далее, назначение Паулса на должность депутата Народной Партии. В 99-м, у музыканта была хорошая возможность претендовать на президентское кресло страны, но Раймонд Паулс отказался от предвыборной гонки. С тех пор композитор и музыкант работает только на музыкальном поприще.

Личная жизнь композитора

Жена Раймонда Паулса

В 1961 году Паулс связал себя узами брака со Светланой Епифановой. Они до сих пор живут и счастливы в браке. Жена Раймонда Паулса пережила с ним и тяжелые времена, поддерживала его во всех его начинаниях, вдохновляла. Она строгая и хозяйственная женщина. По мнению Паулса, без нее он не смог бы столько достичь.

Домом всегда занималась супруга, часто музыкант даже не в курсе, что сколько стоит и как оплачивать коммунальные услуги, ведь этим всегда занималась Светлана лично. Она скрупулезна в мелочах. Супруга, из слов Раймонда Паулса, хорошо разбирается в моде, у нее хороший вкус, потому, подбором костюмов всегда занимается именно она. На гастроли Раймонд Паулс ездит чаще всего с супругой, которая всегда даст дельный совет и может с легкостью общаться с прессой, всегда знает, что сказать, иногда даже делает замечания.

Дети Раймонда Паулса

У музыканта и его супруги Елены одна дочь, которая родилась спустя год после женитьбы молодых в 1962 году. Дочь Анета живет в Москве, замужем, имеет двоих детей. Дети Раймонда Паулса делают его еще счастливее, в особенности внуки.

Раймонд Паулс – выдающийся композитор и музыкант, основатель многих конкурсов, важная и неотъемлемая часть многих песенных конкурсов. Это человек, который смог добиться всего своим трудом, человек, который смог сотворить многие шедевры, известные на весь мир. Раймонд Паулс отличный пример для подражания подрастающему поколению. Успешный, талантливый, трудолюбивый. Многих знаменитостей портит слава, но не Раймонда Паулса. За всю жизнь он любил одну женщину, с которой связал себя узами брака, и от которой у него дочь. Постоянства композитору не занимать. Сегодня ему уже 81, и он все еще радует почитателей своего искусства, удивляя своим талантом.

Награды

  • Раймонд Паулс – народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).
  • Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).
  • Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств – шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).
  • В 2010 годуон был удостоен российского ордена Почета.
  • В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда».
  • Почетный доктор Латвийской академии наук.
  • В 2015 годуименем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.

Говорят, ваша мама вышивала жемчугом. Это правда?

– Мама родилась в селе, закончила лишь несколько классов. Моя семья была очень простая, рабочая. Поэтому они должны были уметь делать все. Этим и жили. Отец зарабатывал мало.

А отец работал стеклодувом?

– Да, он работал стеклодувом! Конечно, это необыкновенный вид искусства. Во-первых, человек должен иметь талант, во-вторых – здоровье. Это очень тяжелая профессия, которая только забирает здоровье. А как это все откладывается на легких?! Раньше даже стеклянные бутылки дули люди, автоматики не было. Никакой! Рабочие надували своими легкими. Это очень тяжелый труд.

Откуда у ваших родителей была тяга к культуре?

– Я не знаю. Отец простой рабочий, мама – тоже. Только сейчас я начинаю понимать, что сделал для них плохого, а что хорошего. Я, конечно, виноват в этом. Только теперь ко мне пришло понимание, сколько хорошего они сделали для меня. К сожалению, мудрость приходит в таком возрасте, когда уже многое изменить нельзя. К сожалению, мы понимаем, что не успели сказать много хорошего людям, которые уже «погасли». Это приходит к нам позже, поэтому надо спешить творить добро!

Вы сами начали работать в очень раннем возрасте

– Да! Мне еще не было пятнадцати лет, когда меня уже начали приглашать работать в джаз-банды. Музыканты просто оставляли записку отцу: «Забираем Ояра, вернем под утро».

Вас в детстве называли Ояр!?

– Да! Это мое второе имя. Раньше вообще давали по два имени. Когда это запретили, мать была категорически против имени Ояр. Она сказала такую фразу, поскольку она из села: «Я не хочу, чтобы моего сына звали Ояр, ибо всех быков в селе называют Ояр». Второе имя моего отца Вольдемар, а первое – Владимир. Так сложилось, что в моей семье бабушка была православной. И своих детей называли Ольга, Василий, Владимир. Один был Адольф, не знаю почему!? Но это не связано с Гитлером. Со временем лишь поменяли Владимир на Вольдемар в тридцатые годы. А эти имена имеют церковное происхождение.

Скажите, какие праздники вы отмечаете в семье?

– К праздникам мы относимся спокойно, не создавая никаких больших волнений из-за них. Откровенно говоря, я не пью, абсолютно не пью, и могу этим смело хвастаться. До 62-го года все выпил, что мне надо было. Потом как-то остановился, и Слава Богу! Хорошо, что так все получилось, иначе было бы все очень плохо! Очень плохо!!! Поэтому сегодня мы к праздникам относимся спокойно. Но когда все-таки собираемся, я один сижу, как абориген в углу, который еще кое-что знает на латышском языке.

А на каком языке вы общаетесь с женой?

– Она хорошо говорит на латышском языке. Но дома мы говорим по-русски. Нет проблем. Вы познакомились со своей женой в довольно молодом возрасте. Вокруг вас, на тот момент, было немало красивых женщин, желающих познакомиться с вами, но победила Лана. Чем она вас покорила? Как она выиграла «битву»? – Откровенно говоря, мы познакомились в мой темный период. До 62-го, когда еще уважительно относились к зелью, и у меня было все… Я был на краю. На краю пропасти. Два метра и все. Конечно, символично, но реально! Но, Слава Богу, это длилось на протяжении небольшого периода. Для меня он начался в консерватории, когда решил работать на танцах, в клубах. Естественно, что водка была постоянно и т.д. В 62-м году у меня родилась дочь Анетка, и у меня произошел поворот в судьбе! У меня появилась сила воли, смог вырваться из этой пропасти раз и навсегда…

Вы сами к этому пришли или все-таки Лана помогала? А может врачи?

– Очевидно, главную роль в своей судьбе играешь ты сам. Я настойчиво лечился. Понимал, какое это несчастье, какая это пропасть. На тот момент, у меня были наглядные примеры: у моих друзей-музыкантов в личной жизни не складывалось, они разводились, постоянно дрались… Ужасов насмотрелся. К сожалению, многие из этих друзей уже умерли. Ужасно то, что сегодня эту водку заменили наркотики. Посмотрите, какие выдающиеся люди гибнут. Это страшная вещь. Вы с супругой прожили много лет вместе. В чем секрет вашего брака? – Умение идти на компромисс. Например, я люблю, чтобы дома все окна были закрыты, а она говорит, что ей нужен свежий воздух. Только компромисс. Кто-то должен постоянно уступать.

Вы каждый день играете на рояле?

– Я лишь в последние годы много играю на рояле. Мне сейчас это помогает. Вот сегодня я выйду и буду тоже играть…

Скажите, ваши внуки не хотят идти по вашим стопам, но почему?

– Моника играет на рояле, но для себя. Знаете, даже когда ко мне приходят родители чужих детей и просят помочь, научить их детей, я отказываюсь. Лучше пусть чему-то другому учатся!

Вы никогда не занимались с Моникой? Вы ей никогда не помогали?

– Нет. Детей, внуков трудно учить. Я педагогом не могу работать, я же сразу могу ударить. Если ты не умеешь играть, я могу дать тебе по голове.

Скажите, а что вас радует?

– Я такой человек, что мне многого не нужно. Вот, например, готовлюсь участвовать в какой-то программе, хочу удачно сыграть. И вот выхожу на публику, как она меня принимает, относиться ко мне – это самое главное, самая высокая оценка моей работы.

А что вас раздражает в людях?

– Когда в глаза говорят одно, а за спиной что-то другое. Это очень часто происходит. Это низкое лукавство.

На ваш взгляд, что обязательно должно присутствовать в настоящей женщине?

– Когда она заходит, на нее должны все смотреть просто как на картинку. Ее одежда, стиль…

Для вас важен внешний вид женщины?

– Нет. Потом, когда знакомишься с ней ближе, разговариваешь с ней, женщина совершенно меняется. Конечно, красота это важно, очень важно. Но иногда смотрите на женщину, и вроде она не слишком красивая, но она все равно вас притягивает! Пожалуй, это мы называем шармом!

Видео

Источники

    https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-raymond-pauls.html https://24smi.org/celebrity/3726-raimond-pauls.html

Раймонда Паулса можно по праву назвать родоначальником эстрадной музыки Латвии. Именно благодаря ему изначально легкий жанр превратился в серьезное искусство. «Редкий из латышей, чья фамилия не требует комментариев», – написал в книге о Паулсе его друг и соавтор поэт Янис Петерс. Так получилось, что на территории экс-Союза выдающийся пианист, джазист и композитор стал символом своей, тепеpь уже независимой, pеспублики. А его шлягеры «Миллион алых pоз», «Маэстpо», «Веpнисаж», «Стаpинные часы», «Зеленый свет» и т. д. в исполнении А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Вайкуле успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.

Ояр-Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов – слесаря-ремонтника и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах.

Волдемар Паулс мечтал, чтобы сын стал профессиональным скрипачом – «как Паганини»: Волдемару казалось, что музыкантский хлеб более легкий и приятный, нежели труд на заводе. Он повел сына к профессору и попросил оценить его музыкальные способности, но «профессионал» был категоричен: у ребенка нет ничего общего с музыкой. Впрочем, кpитика и тогда, и впоследствии лишь усиливала упорство Паулса и желание доказать обратное. В 1939 году отец привел Раймонда в детский сад при Рижском музыкальном институте. Учительница предложила: «Начнем лучше не со скрипки, а с рояля». Так была решена его судьба.

Позже сам Раймонд Волдемарович не советовал своей дочке Анете идти по его стопам: «Быть выдающимся музыкантом – тут нужен не только талант... Сегодня удержаться в обществе музыкальных звезд – означает каторгу. Ежесуточная работа по 12–14 часов... Не готов к этому, не занимайся музыкой. Средние и всего лишь хорошие музыканты сегодня никому не нужны. Занимайся каким-нибудь другим достойным трудом». Сам Паулс всегда отличался невероятным трудолюбием: был способен во имя работы напрочь забыть про еду и сон...

В 1939 году родилась сестра Паулса Эдите, впоследствии ставшая известным художником по гобеленам. Ее работы выставлены во многих странах мира, а одна постоянно находится в ООН. В 1946 году Паулс поступил в Музыкальную школу имени Э. Дарзиня. Уже в 14 лет увлекся джазом. А поскольку доступ к современной мировой музыке в то время был крайне ограничен (не было ни магнитофонов, ни нотных записей), Паулс черпал информацию с радио «Голос Америки»: прослушивал все передачи Music USA и по памяти писал ноты.

В 1953 году Паулс поступил, а в 1958 году окончил Государственную консерваторию Латвийской ССР по классу фортепиано под руководством профессора Германа Брауна, а с 1962 по 1965 год обучался композиции у композитора Яниса Иванова. Параллельно работал пианистом в эстрадных оркестрах Клуба автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии, особенно интересовался «легким» жанром, в котором он наметил свой серьезный путь. В 1963–1971 годах – руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра). Уже тогда Раймонд Волдемарович написал свои первые песни на слова Альфреда Круклиса – «Зимний вечер», «Мы встретились в марте», «Старая береза», – мелодичные, душевные, легкие и лиричные.

Уже в 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей, которая была распродана тиражом полмиллиона экземпляров и потом еще пять раз тиражировалась. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Паулс дает 90 аншлаговых авторских концертов. Ему первому удалось обратить внимание публики на местных исполнителей, до этого в Латвии слушали преимущественно немецкую эстраду.

31 августа 1961 года Паулс женился на Светлане Епифановой (ее специальность – лингвист). Их дочь Анета (1962 г. рожд.) окончила ЛГИТМИК по специальности «режиссер телевидения» и вышла замуж за менеджера авиакомпании SAS Марека Петерсена. У Анеты родились две дочери – Анна-Мария (1989 г. рожд.) и Моник-Ивонн (1994 г. рожд.).

Лучшие дня

В начале 1970-х Паулс создал ВИА «Модо», который с невероятным успехом гастролировал по всему Союзу. Одна из композиций этого коллектива просочилась сквозь «железный занавес» и занимала верхние строчки в западных хит-парадах. В 1976 году Паулс написал свой первый мюзикл «Сестра Керри» по Теодору Драйзеру. По мюзиклу был создан музыкальный видеоклип, который получил премию «Золотой янтарь» на международном конкурсе в Польше. Впоследствии «Сестру Керри» ставили во многих театрах Союза. В 2000 году русскую версию мюзикла поставил рижский театр «Русская драма». С 1978 года Паулс работал главным музыкальным редактором в Государственном комитете Латвийской ССР по телевидению и радиовещанию, руководил и дирижировал оркестром и хором радио.

В России слава Маэстро началась с песен «Синий лен» (в исполнении Л. Мондрус) и «Листья желтые» (в исполнении Н. Бумбиеры, В. Лапченока, О. Гринберга, М. Вилцане). В середине 1970-х Паулс начал сотрудничать с Робертом Рождественским и Андреем Вознесенским, который впервые согласился писать стихи на готовую музыку. Композиции Паулса и Вознесенского «Подберу музыку» (в исполнении Я. Йолы) и «Танец на барабане» (в исполнении Н. Гнатюка) получили призы музыкальных фестивалей в Сопоте.

В середине 1970-х Паулсу предложил сотрудничество поэт-песенник Илья Резник: он написал русские тексты на несколько песен композитора, ранее исполнявшихся на латышском языке. Их первым совместным хитом стал «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой – песня звучала по всем радиостанциям Союза по нескольку раз в день. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева («Старинные часы», «Эй вы там, наверху», «Без меня», «Делу время», «Возвращение», «Я ждала вас так долго» и др.), Лайма Вайкуле («Еще не вечер», «Вернисаж», «Чарли» и др.), Валерий Леонтьев («Верооко», «Я с тобой не прощаюсь», «Годы странствий», «Поющий мим», «После праздника», «Гиподинамия» и др.).

В то же время Паулс сотрудничает с Зиновьевым («Зеленый свет», «Диалог», «Комета Галлея» и др.), М. Таничем («Притяжение любви», «Три минуты», «Карусель», «Бархатный сезон», «Маяк»), продолжает сотрудничество с А. Вознесенским («Полюбите пианиста», «Муза», «Затменье сердца», «Человек-магнитофон» и др.). Их песня «Миллион алых роз» (в исполнении А. Пугачевой) имела такой успех, что вскоре ее перевели на многие языки мира. К примеру, в Японии этот хит до сих пор считают символом песни о любви, она включена в репертуар всех караоке.

Широкую известность по Союзу получил и детский ансамбль «Кукушечка», который композитор в свое время создал при Латвийском радио. Паулс впервые коренным образом изменил ритм детских песен, а юные исполнители из «Кукушечки» исполняли джазовые синкопы лучше многих профессиональных певцов. Особой любовью на территории экс-СССР до сих пор пользуется композиция этого коллектива «Золотая свадьба» (слова И. Резника).

Композитор успешно сотрудничает с латвийскими певцами и джазовыми исполнителями, пишет музыку ко многим театральным постановкам по Блауманису, Шеридану, Ибсену (спектакль «Бранд» получил первый приз за музыку на театральном фестивале в Югославии) и др. и кинофильмам – «Долгая дорога в дюнах», «Театр» и др.

В 1985 году Раймонду Паулсу присвоили звание народного артиста СССР. В 1986 году состоялся первый эстрадный конкурс молодых исполнителей, за создание которого Паулс боролся во всех инстанциях в течение 15 лет. Композитор возглавил жюри этого ежегодного мероприятия (оно проходило шесть раз), которое дало старт многим ныне известным певцам: Валерии, Азизе, Павлиашвили, Малинину и др. В 1986 году директор фирмы «Мелодия» вручил композитору в подарок к 50-летию два «золотых диска» – за фортепианный альбом «Мой путь» и песенный сборник «У нас в гостях Маэстро».

В 1985 году Паулс был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года – народным депутатом СССР. 25 мая 1989 года депутаты от прибалтийских республик впервые осуществили «голосование ногами»: демонстративно покинули зал заседаний, когда в повестку дня не хотели включать вопрос о признании пакта Молотова – Риббентропа. 6 сентября 1991 года Михаил Горбачев официально подписал приказ о сложении полномочий народных депутатов от Латвии в связи с признанием независимости прибалтийских республик.

В ноябре 1989 года Паулс возглавил Министеpство культуpы Латвии. Впервые за всю историю СССР был утвержден беспартийный (Паулс никогда не состоял в партии) министр. Сообщение об этом историческом событии пошло на 62 страны мира. В 1991 году Паулса снова избрали министром культуры в первом правительстве независимой Латвии. А в 1993 году – и во втором правительстве. Но уже в начале срока Паулс покинул пост по принципиальным соображениям, когда в парламенте был поставлен вопрос об упразднении Министерства культуры и совмещении его с другими правительственными организациями. (Позже это предложение так и не было утверждено.)

Будучи министром культуры, Паулс и его команда занимались разработкой контрактной системы в театрах и реорганизацией театральной системы. Были определены основные театры, которые должны дотироваться государством, остальным надлежало бороться за жизнь самостоятельно. Закрыли на ремонт здание Национальной оперы – на пять лет. Построили Кукольный театр, Валмиерский драмтеатр и др. Столь решительные действия министра культуры вызвали массу споров среди интеллигенции, но, как впоследствии оказалось, в большинстве случаев он был прав.

С 1993 по 1998 год Паулс состоял советником по вопросам культуры при Президенте Латвийской Республики Гунтисе Улманисе. Во время визита латвийской делегации в Данию в 1997 году Маэстро удостаивают награды королевства – ордена Полярной Звезды I степени. В те же годы Паулс работал концертмейстером хора на Латвийском радио, с детским ансамблем «Кукушечка», писал песенные циклы и концертные программы. Создал музыку к спектаклям «Дикие лебеди», «Граф Монте-Кpисто», «Зеленая дева» и др., несколько программ для Л. Вайкуле («Я вышла на Пикадилли», «Лайма в стиле танго» и др.). Особым успехом пользовался его концерт памяти Гершвина на сцене Национальной оперы: «Рапсодия в стиле блюз» (Паулс исполнил свою фортепианную версию), одноактная опера «Порги и Бесс» с участием профессиональных джазовых исполнителей...

14 марта 1998 года Паулс возобновил политическую деятельность – стал председателем созданной им и его соратниками Hовой паpтии, объяснив свой шаг желанием «продвинуть в pуководство стpаны молодых пpогpессивно мыслящих людей». 3 октября 1998 года Паулса избирают депутатом 7-го Сейма ЛР – он работает в комиссиях «по образованию, культуре и науке», «ревизионной», «защиты прав детей» и в Латвийской национальной группе межпарламентского союза... В 1999 году Новая паpтия выдвигает кандидатуpу Паулса на пост пpезидента стpаны. Успешно пpойдя все предварительные туры и выйдя в финал, Раймонд Волдемаpович неожиданно для многих сошел с дистанции, выступив со своей самой короткой официальной речью: «Взвесив все “за” и “против”, я решил снять свою кандидатуру. Спасибо всем тем, кто меня поддержал».

К своему 65-летнему юбилею, совпавшему с 50-летием творческой деятельности, Раймонд Паулс в числе множества других поздравлений получил телеграмму от Президента России Владимира Путина: «...На протяжении многих лет каждая из ваших песен становилась заметным событием, они украшали репертуар самых известных исполнителей, многие из которых именно вам обязаны своей популярностью. И сегодня, несмотря на время, годы и расстояние, вас помнят и любят в России».

Живет и работает в Риге.

И других. Организатор музыкального конкурса «Новая волна», Народный артист СССР.

Детство и юность

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. Семья у будущего маэстро была своеобразная: папа Волдемар Паулс, латыш по национальности, трудился на должности стеклодува, а мама Алма-Матильда после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также оказалась неординарной: до начала семейной жизни Алма-Матильда долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером творчества известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.


Поначалу десятилетний Паулс не слишком успевал в учебе. Но его прирожденный талант, учительское чутье Ольги Боровской, а также шоколадные конфеты, которыми она щедро угощала одаренных учеников, быстро сделали свое дело. Будущий композитор достиг успеха в игре на фортепиано и окончательно влюбился в этот универсальный музыкальный инструмент. По классу фортепиано он впоследствии учился и в Латвийской консерватории им. Язепа Витола, а затем – в той же консерватории, но уже по классу композиции.

Еще в старших классах музыкальной школы Раймонд Паулс почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному направлению, далекому от классического – джазу. Как впоследствии признавался сам композитор, он с головой «бросился в джаз, как в омут». Молодой музыкант с удовольствием играл на танцевальных вечерах, импровизируя и играя на фортепиано без нот. Окончательно осознав, что музыка должна стать его профессией на всю жизнь, Паулс вернулся в консерваторию на отделение композиции, о чем упоминалось выше.

Музыка

В 1964 году Раймонд Паулс, несмотря на юный для такой должности возраст, стал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Его музыка приобрела особый шарм, стала узнаваемой в профессиональных кругах. Несколько лет спустя в Концертном зале Латвийской государственной филармонии была представлена первая авторская программа композитора, и билеты на нее, к удивлению Раймонда, были раскуплены.


На территории Латвии Паулс прославился благодаря написанию музыки к песням Альфреда Круклиса «Зимний вечер», «Старая береза» и «Мы встретимся в марте». Соотечественникам он также известен как сотрудник Гостелерадио Латвии, где на протяжении многих лет выступал в качестве дирижера, а после – редактора музыкальных передач. Также композитор отметился написанием мюзикла «Сестра Керри» и ряда других работ, заслуживших награды музыкальных фестивалей. В число популярных мюзиклов маэстро вошли произведения «Шерлок Холмс», «Таинственное похищение», «Дьявольщина».

В 1975 году записал популярную и по сей день песню «Листья желтые над городом кружатся…». Мелодию этой песни можно было услышать из всех радиоприемников Советского Союза, и ее можно считать настоящим началом отсчета всесоюзной популярности Раймонда Паулса, продолжающейся и по сей день.


«Звездным часом» творческой биографии композитора принято называть пору его творческого сотрудничества с Аллой Пугачевой во второй половине двадцатого века, когда Алла Борисовна была на пике популярности. «Миллион алых роз», «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы» – эти и другие хиты были согреты людской любовью и стали символами эпохи в истории советской эстрады.

Алла Пугачева - «Миллион алых роз»

Не только Алла Пугачева заметила талант латвийского режиссера – в числе его творческих партнеров были и остаются изысканная Лайма Вайкуле и темпераментный Валерий Леонтьев. Современники рассказывают, что в 1980-е годы Валерий Леонтьев был не слишком угоден советским властям, и только тот факт, что Раймонд Паулс невозмутимо продолжал приглашать его на концерты, помог артисту удержаться на плаву.

Шедевры композитор создает и для певцов и певиц, и для кинематографических картин, и для театральных постановок. Так, его музыка звучит в фильмах «Как стать звездой», «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Долгая дорога в дюнах» и других, в театральных постановках «Зеленая Дева», «Бранд», «Граф Монте Кристо», «Дикие лебеди». Примечательно, что каждая из этих театральных постановок впоследствии завоевала приз на югославском фестивале. Композитор также появлялся в кадре в качестве актера. В 1978 году Паулс сыграл в киноленте «Театр», а в 1986 - в фильме «Как стать звездой», в каждом из которых предстал в образе пианиста.

Раймонд Паулс. Музыка к фильму "Долгая дорога в дюнах"

В 1986 году Раймонд Паулс выступил с инициативой создания Международного конкурса «Юрмала». Мероприятие проводилось в течение 6 лет.

В 1989 году Раймонд Паулс занял пост министра культуры Латвии, а четыре года спустя он стал советником Президента страны по культуре. Более того: в 1999 году композитор баллотировался в президенты родной страны. Но скоро музыкант понял, что не готов к такой ответственности. Выиграв в первом туре и набрав большинство голосов в парламенте, он снял свою кандидатуру.


Паулс много времени уделяет общественным делам. Выкупив недалеко от Риги землю со зданием бывшей школы, композитор открыл там центр для талантливых детей. В столице Латвии музыкант попутно возглавил культурно-развлекательный центр. В активе композитора – несколько ресторанов национальной кухни.

Политическая карьера и общественная жизнь не помешали музыканту пополнять собственную дискографию. В начале 2000-х музыкант радует поклонников новыми мюзиклами «Легенда о Зеленой Деве» и «Дамское счастье». Спустя десятилетие появляются произведения «Лео. Последняя богема» и «Марлен». Но наиболее знаменитым стал музыкальный спектакль «Все о Золушке», вышедший в 2014 году. Музыку к постановке Паулс писал по просьбе Михаила Швыдкого для российского Театра мюзикла.

В новом веке песни Раймонда Паулса становились украшением альбомов прославленных российских исполнителей , .

Сейчас Раймонд большую часть времени проводит в Латвии, поддерживая контакты с эстрадными исполнителями, работая в театрах Риги и регулярно председательствуя на конкурсе «Новая волна», который сам он и создал в сотрудничестве с .


До 2015 года музыкальный фестиваль проходил на родине Паулса, позднее переехал в Сочи. Фестиваль стал стартовой площадкой для многих популярных исполнителей, среди которых – , .

Последние годы Паулс углубился в исполнительскую деятельность. Как пианист он посетил большинство латвийских городов с сольными концертами.

Личная жизнь

В конце 1950-х годов Раймонд Паулс отправился в продолжительные гастроли с Рижским эстрадным оркестром. Одним из городов, где композитор побывал во время первых в жизни гастролей, стала Одесса. Там и жила его будущая жена: Лана (Светлана Епифанова, так звучало полное имя девушки) пленила молодого музыканта своей красотой. Девушка оканчивала факультет иностранных языков в университете. Филологическое образование впоследствии помогло Лане адаптироваться в латышском обществе.


Несмотря на средний рост (170 см при весе 72 кг), обычную внешность и отсутствие оглушительной популярности, которая ждала Раймонда только в будущем, Лана ответила воздыхателю взаимностью.

Влюбленные расписались в Пардаугаве. У молодоженов не было даже свидетелей, ими стали сотрудница ЗАГСа и дворник. Но Раймонд и Лана не обращали внимание на житейские трудности. Вскоре у них родилась дочь Анета.


Как впоследствии признавался в интервью сам Паулс, за все время творческой карьеры у него не единожды возникали проблемы с алкоголем, и именно такая сторона жизни, как семья и дети, помогла ему завязать.

Хотя в советское время пресса нередко распускала слухи о романе одаренного маэстро и Аллы Пугачевой, Раймонд по сей день предан жене. В личной жизни композитора не было потрясений. Этот удивительный брак уже просуществовал более полувека, и даже на фото 2016 года видно, с какой нежностью супруги смотрят друг на друга.


Единственная дочь Паулсов стала режиссером телевидения, вышла замуж за датчанина польского происхождения и подарила родителям двух внучек и одного внука. В интернациональной семье разговаривают на нескольких языках: русском, английском, латышском. По стопам дедушки пока пошла только внучка Моника, которая играет на рояле.

В 2012 году супружеская чета Паулсов отметила золотую свадьбу. Композитор решил не придавать мероприятию излишней торжественности, а просто устроил семейный обед в латышском стиле в сельском доме «Личи» возле Салацы. Во многом на такое решение повлияло состояние здоровья автора популярных песен. За год до этого Раймонд перенес операцию на сердце, из-за которой вынужден был отменить ряд концертов и даже участие в юбилейном концерте друга и коллеги, поэта .

Раймонд Паулс и детский ансамбль "Кукушечка"

Тем не менее, к 2016 году, к дате 80-летия, Раймонд Паулс уже достаточно окреп и выступил с юбилейным концертом в Москве. В столице России всегда с радостью принимают прибалтийского маэстро, поэтому на торжестве собрались все звезды российской эстрады.

Раймонд Паулс сейчас

В 2018 году композитор по традиции посетил открытие музыкального сезона в Юрмале, первый аншлаговый концерт которого состоялся в зале «Дзинтари». Выйдя на сцену со вступительным словом, маэстро был в хорошем расположении духа и даже повеселил публику шутливой байкой. Оказалось, что полицейский остановил машину Раймонда и, не узнав композитора, попросил его пройти тест на алкоголь.

Дискография

  • 1966 - «Латышская эстрада»
  • 1970 - «Песни Р. Паулса на слова А. Круклиса»
  • 1971 - «Эстрадные песни Р. Паулса на латышские народные тексты»
  • 1980 - «Мелодии французского композитора Ф.Фурмье играет Р. Паулс»
  • 1981 - Яак Йоала «Песни Р. Паулса на слова Анатолия Ковалёва»
  • 1982 - «У нас в гостях маэстро. Вечер Раймонда Паулса 29 декабря 1981»
  • 1984 - Андрей Миронов «Старые друзья»
  • 1984 - Валерий Леонтьев «Диалог»
  • 1985 - «Р.Паулс. Хор им. Т.Калниня поет песни на слова Я. Петерса»
  • 1986 - Айя Кукуле «Песни Раймонда Паулса»
  • 1987 - Валерий Леонтьев «Бархатный сезон»
  • 1987 - Группа CREDO «Крик»
  • 1987 - Родриго Фомин «Путь к свету»
  • 1988 - Лайма Вайкуле «Песни Р. Паулса на стихи Ильи Резника»

Несколько малоизвестных фактов из жизни всесоюзного маэстро из Риги, которому, 12 января, исполнится 80, собрал Владимир СЕРГЕЕВ («Комсомольская правда»).

1. Родившийся в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса сын Оярс Раймондс был определен - по желанию отца - в уникальный рижский музыкальный детсад уже с 3 лет. Но лет до 10 занимался музыкой весьма неохотно, так что отец часто подгонял Раймонда к пианино ремнем. Со временем Раймонд стал заниматься музыкой с увлечением и в 1953-м уже был учащимся Латвийской консерватории. Профессор Герман Браун прививал ему любовь к классике, а юный Раймонд грезил об эстраде, подрабатывая в оркестрах.

2. Сегодня Раймонд Паулс, ставший уже в 49 лет народным артистом СССР, не только музыкальный гуру в Латвии, но и ресторатор, один из самых обеспеченных рижан, хотя и пострадал однажды от латвийских банков. А в 1970 - 1980-е каждый ресторан, где исполнялись песни Паулса, отчислял композитору большие деньги. Паулс говорит об этом времени:
- Я жил очень хорошо! Приходишь в Сбербанк, а там уже набежало несколько тысяч. И одно время я обошел по доходам даже Давида Тухманова.

3. Внешне невозмутимый, казавшийся зрителям вечно насупленным, Паулс часто принимал участие в розыгрышах богемной тусовки. Композитор вспоминает, что несколько раз объектом таких шуток становился терпеливый в этом плане Марк Захаров, живший в квартире аккурат под Пугачевой. Так что мы, друзья, теперь понимаем, кому Раймонд и Алла посвятили свой хит «Эй, вы, там, наверху!».

4. Хотя дочь Паулса Анете и выросла среди знаменитостей, гостивших в их доме, но петь на эстраде маэстро ей запретил. По окончании школы Анете работала на телецентре, став режиссером. А в 1988-м вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале, где тогда получил Гран-при Александр Малинин. Замуж Анете вышла за датчанина, сотрудника авиакомпании «SAS». Несколько лет была в Москве помощником генерального консула Латвии по вопросам культуры. Две внучки Паулса учились в элитной московской школе с углубленным изучением английского и французского.

5. Побывав и министром культуры Латвии, и советником президента Латвии по культуре, Раймонд Паулс, вопреки своим словам о должной аполитичности музыканта и художника вообще, в 1999-м баллотировался на пост президента от возглавляемой им Новой партии Латвии. Победив в первом туре, перед вторым он снял свою кандидатуру. Позже объяснил это тем, что ему пришлось бы быть меж двух огней, так как правые ратовали за обострение отношений с Россией, а у русских в Латвии сильные экономические позиции. Кстати, обладая большими финансами, русские капиталисты никак не вмешивались в политику Латвии по притеснению русскоязычного населения. Супруге Паулса - лингвисту и переводчику Светлане Епифановой (они познакомились в Одессе во время гастролей маэстро) пришлось сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы получить гражданство. Эта процедура стала личным оскорблением для знаменитого композитора. Кстати, в доме пара общается на государственном языке, а когда супруги ссорятся - переходят на более «живописный» русский.

6. Есть в биографии Паулса и неприятные факты. Будучи министром культуры, он с 1991-го по 1993-й закрыл несколько русских школ, а также Рижский Молодежный театр под управлением народного артиста Адольфа Шапиро.

АЛКОГОЛЬНЫЕ ХРОНИКИ

В молодости Раймонд ПАУЛС был конченым алкоголиком, его за пьянство даже уволили из Рижской филармонии. Вот как комментирует этот факт биографии сам маэстро.

Расскажу свою историю музыканта, который играл на танцах. Ко мне всегда подходили люди, угощали вином. С каждым днем пил все чаще и чаще. Это превратилось в болезнь. Может, все зависело от слабого характера... Я был пьяным всегда. Выслушивал фальшивые комплименты, и мне все наливали и наливали. Однажды не пришел на концерт, и меня уволили из Рижской филармонии.
Запои длились неделями. Мои друзья - актриса нашего Национального театра Лидия Фреймане и ее муж Освалд Пастернак - постоянно говорили мне, чтобы шел лечиться. Большую роль сыграла и жена, убеждая завязать... Я мог потерять не только семью, но и жизнь. Впереди маячила пропасть. И я решился. Меня отвезли в больницу.
Уколы, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели три. Но перед выпиской врачи сказали, что самое тяжелое начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного. Я смог себя заставить отказаться даже от таких невинных соблазнов, как глоток шампанского. С тех пор не пью.

В 1953 году стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории, которую окончил в 1958 году. В 1962-1965 годах обучался композиции в Латвийской консерватории под руководством композитора Яниса Иванова.

Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубах автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии.

В 1958 году он был принят в Рижский эстрадный оркестр, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.

Паулс был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской государственной филармонии. В этот период он написал свои первые получившие широкую известность песни на слова Альфреда Круклиса "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", "Старая береза". В 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей.

В 1973-1978 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо".

В 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.

Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров, среди которых были песни "Подберу музыку", "Танец на барабане" на стихи Андрея Вознесенского.

Совместно с поэтом-песенником Ильей Резником Паулс написал шлягер "Маэстро", который прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Делу время" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).

В то же время Паулс сотрудничал с Николаем Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), Михаилом Таничем ("Притяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон"), Андреем Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Затменье сердца" и др.). Песня "Миллион алых роз" на стихи Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой была переведена на многие языки мира.

Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Керри", "Шерлок Холмс", "Лео. Последняя богема". Он написал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Ты нужен", "Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Как стать звездой" и др.). В фильме "Театр" по одноименному роману Сомерсета Моэма композитор снялся в нескольких эпизодах, сидящим за фортепиано.

Был инициатором международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки "Юрмала" и "Новая волна".

Он был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года — народным депутатом СССР. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а с ноября 1989 года по 1991 год возглавлял Министерство культуры Латвийской ССР.

После распада СССР, в 1991-1993 годах Паулс вновь занимал пост министра культуры в правительстве независимой Латвии.

В 1993-1998 годах он был советником по вопросам культуры при президенте Латвии Гунтисе Улманисе.

В марте 1998 года Паулс стал председателем созданной им "Новой партии". 3 октября 1998 года был избран депутатом 7-го сейма (парламента) Латвии от "Новой партии", работал в комиссиях по образованию, культуре и науке, ревизионной, защиты прав детей и в Латвийской национальной группе Межпарламентского союза; в 2002 и 2006 годах переизбирался депутатом сейма уже от "Народной партии".

В 1999 году "Новая партия" выдвинула кандидатуру Паулса на пост президента Латвии. Успешно пройдя все предварительные туры, Раймонд Паулс решил снять свою кандидатуру.

В феврале 2009 года Раймонд Паулс принял решение больше не участвовать в парламентских и муниципальных выборах. Он сообщил о своем намерении не продолжать активную политическую деятельность и сосредоточится на музыке.

Раймонд Паулс — народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).

Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).

Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств — шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).

Он был удостоен российского ордена Почета.

В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона "Балтийская звезда".

Почетный доктор Латвийской академии наук.

В 2015 году именем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.

Раймонд Паулс с 1961 года женат на Светлане Епифановой. В 1962 году в семье родилась дочь Анета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников