Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир! Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Животный мир морей и океанов Животный мир морей и океанов конспект занятия для подготовите.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная область «Познание»

Тема: «Морские обитатели»

Подготовила и провела:

Гадзиева Л. Р.

г.Алагир

2014г

«Морские обитатели».

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и ручному труду c детьми старшего дошкольного возраста.

Цели занятия:

Образовательная:

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств обучения.

Развивающая среда:

Ракушки (в корзинке).

Глобус.

«Морские обитатели» - видеофильм.

Технические средства обучения.

Сухой бассейн.

Рамки для песочной терапии.

Бумага для оригами, ножницы, клей, глазки для рыб.

Бутафорский аквариум.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети: Голубого

Воспитатель: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети: Воду.

Воспитатель: Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети: Воды на Земле больше чем суши.

Воспитатель: Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в корзине?

Дети: Ракушки!

Воспитатель: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Мозговой штурм (вопросы - ответы).

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Шум моря!

Воспитатель: А что такое море? А какое оно?

Дети: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель: Ребята, а море обитаемо?

Дети: Да!

Воспитатель: А каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Воспитатель: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском

берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в корзину и продолжить беседу.

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а « подводное»!

Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.

Воспитатель:

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

Звучит фрагмент музыки(Волшебное превращение).

Открыли глаза, ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.

Дети встают полукругом перед экраном.

Видеофильм: «Обитатели подводного мира».

Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.

Ребята, отгадайте загадку:

Глазастая, зубастая.

Хвостом виляет,

В океане промышляет.

Дети: Акула .

Воспитатель: А что вы знаете про акул?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула.

Слайд: Акула

Воспитатель : Ребята , а вы знаете, какие рыбы проплыли мимо нас за спиной у акулы? Это маленькие акулята. Они прячутся потому, чтобы мама акуланечаянно их не съела.

Акула всю жизнь находится в движении, даже на минутку она не может остановиться, ведь только двигаясь, акула может дышать. Если она остановиться, то задохнется и погибнет.

У акулы очень хороший слух и острый нюх.

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного, про жизньморских обитателей. А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети: Из икринок.

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в стеклянные вазочки, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

камушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки!

Ребята, пока мы искали икринки, в подводном мире случилось настоящее бедствие: набежала большая волна и смыла морских обитателей. Никого не осталось: ни морских звездочек, ни рыбок, ни осьминожек. Даже водорослей и тех нет. Что же нам делать, чем им помочь, как вы думаете?

Дети предлагают нарисовать их снова.

Воспитатель: Правильно, а рисовать мы их будем указательным пальчиком.

Звучит тихая мелодия. Песочная терапия.

Воспитатель: Вы у меня – настоящие художники! Всех спасли. Морские жители очень благодарны вам. Ну а теперь мои дорогие, я приглашаю вас на

веселую разминку.

Дети выполняют разминку «Песенка про море».

Кто бывал на море? Я!

Да, конечно вы бывали!

А если были то, наверное, видали,

Что в море очень много разных, всяких жителей

А ну – ка, покажите нам морских любителей!

А волны покоряют высоту,

А мы с тобою видим красоту.

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт

Жемчужина, что в ракушке живет

С нами вместе песенку поет.

Воспитатель: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте

мои команды.

Нужно вам закрыть глаза.

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Звучит музыка « Волшебное превращение». Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ну вот, мы в детском саду.Ребята, где мы с вами были?

Дети: В подводном мире!

Воспитатель: А хотите, мы создадим подводный мир здесь, в детском саду?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы и приготовьтесь слушать.

Воспитатель ставит на столы контейнеры с бумагой, клеем, ножницами.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водою,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотою…

Что это?

Дети: Аквариум!

Воспитатель: Правильно! А вот это наш аквариум, наш маленький подводный мир (воспитатель ставит на стол макет заранее подготовленного аквариума). Сегодня мы сложим с вами рыбку в технике «Оригами».

Но прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пять маленьких рыбок играли в реке

(волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде

(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(выполняем ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)

А третья сказала: « Мне хочется спать»

(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать

(быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(ладони раскрываются и соединяются - рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.

(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Воспитатель: А теперь я покажу вам, как правильно сложить рыбку.

Квадратный лист бумаги сложить по диагонали (уголочек к уголочку),разгладить линии сгиба пальчиками. Развернуть и сложитьлист еще раз по диагонали (уголочек к уголочку) .Снова развернуть лист и согнуть его пополам, от себя.

Сложить лист по линиям сгиба, которые находятся с правой и левой стороны.

(Зеркальный показ). Посмотрим, что у нас получилось. Есть голова, есть плавнички, чего нет у нашей рыбки?

Дети: Хвостика.

Воспитатель: Для того, чтобы вырезать хвостик, нужно сложить треугольник пополам, взять ножницы, сделать небольшой надрез снизу вверх и дальше по косой линии к плавнику.

Развернуть поделку, приклеить рыбке веселые, озорные глазки и поселить ее в аквариум.

Ребята, всем все понятно? Тогда приступаем к работе вместе со мной.

Под тихую музыку дети приступают к работе.

Итог: Ребята, посмотрите, какой чудесный аквариум у нас получился. Как вы думаете, какое настроение у наших рыбок?

Ответы детей:

Воспитатель: А какое настроение у вас?

Ответы детей:

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие и хочу подарить вам эти ракушки и аквариум на память. До свидания, всего вам доброго!


Конспект НОД по связной речи

Цели : -развивать связную речь;

Уточнить и обогатить лексический словарь по заданной теме;

Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление

Задачи: - закрепить умение пересказывать текст «Дельфиненок» с опорой на схему;

Закрепить умение употреблять существительные в форме р.п. мн.ч. в предложениях;

Познакомить с новым понятием «полярное сияние»;

Оборудование: - мягкая игрушка пингвиненок;

Фотографические снимки с изображением акул, морских коньков, моржей, стаи дельфинов, пингвинов, морских черепах, полярного сияния;

Сюжетная картинка «Дельфиненок»;

Схема рассказа «Дельфиненок»;

Карточки-пазлы с изображением осьминога, моржа, дельфина, тюленя, пингвина, морского леопарда, медузы, морской звезды (всего 8 шт);

Карточка-пазл с изображением северного моря;

Карточка-пазл с изображением южного моря;

Мяч

Ход проведения:

1.Орг. момент

Доброе утро.

Посмотрите внимательно на доску-это силуэты обитателей морей и океанов. Сядет тот, кто узнает и назовет кто это…(морж, пингвин, кит, морской конек, осьминог, дельфин, акула)

2. Основная часть

К нам на занятие пришел гость – пингвиненок Пит. Он только что вернулся из путешествия по морям и океанам. Пит привез нам фотографии морских обитателей. Внимательно рассмотрите их и скажите кого вы видите.

(фото «акулы») Кого мы видим на этой фотографии? Акул.

Где можно встретить много акул? В море можно встретить много акул.

(фото «морские коньки») Семью кого мы видим на этом снимке? Семью морских коньков. Где живет семья морских коньков? Семья морских коньков живет на дне моря.

(фото «стадо моржей») На этой фотографии мы видим стадо кого? Стадо моржей. Что делает стадо моржей? Отдыхает. На чем отдыхает стадо моржей? На льдине отдыхает стадо моржей.

(фото «черепахи») Ползет много кого? Морских черепах. По чему ползет много морских черепах? По песку ползет много морских черепах.

(фото «пингвины») Кого мы видим здесь? Пингвинов.
Где можно увидеть пингвинов? В Антарктиде можно увидеть пингвинов.

(фото «дельфины») Здесь стая кого? Стая дельфинов. К чему подплывает стая дельфинов? Стая дельфинов подплывает к кораблю.

В этом путешествии Пит познакомился и подружился с маленьким дельфиненком.(сюжетная картинка «Дельфиненок») Дельфиненок рассказал Питу какая история с ним однажды приключилась. Послушайте.

Один маленький дельфиненок потерял свою маму. Он ослаб от голода и заболел. И тогда приплыл дельфиненок к людям за помощью.Добрые люди помогли дельфиненку. Они лечили его и кормили рыбкой.Скоро дельфиненок выздоровел и даже научился петь песенки.Люди смотрели на него и думали: «До чего же хорошо иметь такого чудесного друга – дельфиненка!». А дельфиненок пел и думал: «Как хорошо, что у меня есть такие натоящие друзья – люди!»

(Работа со схемой рассказа)

Ребята, посмотрите на эту схему, как вы думаете, какой рисунок на схеме будет первым, а какой последним? Первый-верхний, последний-нижний, т.к. стрелочки показывают сверху вниз.

Вспомните, кого потерял маленький дельфиненок? Маленький дельфиненок потерял свою маму.

Что с ним случилось? Он ослаб от голода и заболел.

К кому приплыл дельфиненок за помощью? Дельфиненок приплыл за помощью к людям.

Как помогли люди дельфиненку? Они лечили его и кормили рыбкой.

Чему научился дельфиненок? Дельфиненок научился петь песенки.

Что думали люди? Люди думали, как хорошо иметь такого чудесного друга-дельфиненка.

Что думал дельфиненок? Дельфиненок думал как хорошо, что у меня есть такие настоящие друзья – люди.

2. Динамическая пауза

(дети встают) Поиграем. Вы на минуточку станете дельфинятами, а я дрессировщиком. Будем играть с мячом.

Мяч держу я над волной

На конце веревки длинной

Так хочу я чтоб со мной

Поиграли в мяч дельфины.

(логопед бросает мяч детям, а они передают мяч по кругу)

3. Продолжение основной части :

Сейчас я еще раз расскажу историю про дельфиненка и потом попрошу вас ее пересказать. Слушайте внимательно.

(рассказ с опорой на схему)

Кто хочет пересказать историю?

(пересказ детей с опорой на схему)

Ребята, посмотрите, Пит приготовил еще одну фотографию. (фото «полярное сияние»)

Что на ней изображено? Полярное сияние.

Полярное сияние хорошо видно ночью на темном фоне неба. Оно бывает только на Севере и в Антарктиде, в удивительном крае, где живет наш гость. Пит много раз наблюдал полярное сияние и даже сочинил про него стихотворение:

Разноцветные полоски

Украшают небосвод

Полярное сияние-

Это красок хоровод!

И действительно, посмотрите, какие цвета вы видите? Зеленый, желтый, фиолетовый, красный.

(игра «пазлы»)

У меня есть две большие карточки. На одной изображено холодное северное море, а на другой – теплое южное. Где какое? Как догадались? (северное, потому что полярное сияние, снег, льдины…)

(большие карточки кладутся на стол)

Пингвиненок приготовил для вас игру. Я буду загадывать загадки про обитателей этих морей. Тот, кто отгадает загадку, получит маленькую карточку – пазл. Этот пазл нужно соединить с подходящей большой карточкой.

Загадки:

    Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском

Голова и восемь ног-

Кто же это?... Осьминог.

(ребенок получает карточку-пазл «осьминог» и соединяет ее с большой карточкой «южное море»)

2. Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты

Хвост по льду волочится

Мороза зверь не боится. Морж.

(ребенок получает карточку-пазл «морж» и соединяет ее с большой карточкой «северное море»)

3. Как плывут они красиво

Очень быстро и игриво

Нам показывают спины

Из воды морской…дельфины.

(ребенок получает карточку-пазл «дельфин» и соединяет ее с большой карточкой «южное море»)

    За рыбой нырять ему вовсе не лень

В холодную прорубь ныряет…тюлень.

(ребенок получает карточку-пазл «тюлень» и соединяет ее с большой карточкой «северное море»)

5. Крылья есть, но не летает

Лихо в прорубь он ныряет

Очень важный господин

А зовут его…пингвин.

(ребенок получает карточку-пазл «пингвин» и соединяет ее с большой карточкой «северное море»)

6. Когда я в море – я приятен

На шкуре много бурых пятен

Но берегись меня пингвин

Не подплывай ко мне один. Морской леопард.

(ребенок получает карточку-пазл «морской леопард» и соединяет ее с большой карточкой «северное море»)

7. Она прозрачна как вода

Плывет туда, плывет сюда. Медуза.

(ребенок получает карточку-пазл «медуза» и соединяет ее с большой карточкой «южное море»)

8. Глубоко на дне она

Словно на небе видна

Но не светит и не греет

Потому что не умеет. Морская звезда.

(ребенок получает карточку-пазл «морская звезда» и соединяет ее с большой карточкой «южное море»)

4.Итог занятия:

Чем мы занимались на занятии? Вспомнили обитателей морей и океанов и рассказали историю про дельфиненка.

ГБОУ СОШ с. Хворостянка структурное подразделение «Детский сад «Колосок»

Конспект

открытого занятия по связной речи

(подготовительная группа)

Тема: «Обитатели морей и океанов»

Учитель-логопед:

Терентьева Н.А.

2013 год

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с морскими животными; загадки на морскую тематику; пальчиковые игры; стихотворение В.Ланцетти «Разноцветный осьминог»; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физминутка

Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:

Я сам себя не узнаю:

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской..?

Дети: Конек.

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).

Марина Новопашина
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в подготовительной группе

Задачи : Уточнить знания детей об обитателях морских глубин , умение выделять

характерные признаки, классифицировать, расширять кругозор, работать

развитием речи.

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание,

закрепить знание состава числа из двух меньших, прямой, обратный,

парный счет, умение находить в предметах сходство с геометрическими

фигурами.

Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, умение передавать

в рисунке форму, окраску и особенности строения подводных обитателей .

Словарь : батискаф, аквалангист, материки, океаны , моря

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание альбомов, энциклопедий,

открыток, просмотр познавательных фильмов.

Материал : крупный лего конструктор , столы, стулья, акваланги, маска для

подводного плавания, ласты, рупор, иллюстрации с изображением

морского дна и морских обитателей , гуашь, бумага, шляпа водяного,

аудио запись шума моря, песни водяного и осьминожек из мульфильма.

Индивидуальная работа :

Воспитатель в рупор приглашает детей на морскую прогулку :

"Внимание, внимание, приглашаю всех желающих отправиться на морскую прогулку, просьба собраться на берегу и не опаздывать"

На чем можно путешествовать по водным просторам? (Корабль, яхта, лодка, пароход, теплоход.)

А как же нам оказаться на морском дне? (спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом.)

Хорошо, мальчики отправятся под воду с аквалангами, на моторной лодке. (дети строят лодку из лего)

А девочки опустятся в морские глубины на батискафе (строят из столов и стульев многоугольник, залазят во внутрь)

Встречаемся на морском дне.

Звучит музыка шума моря.

Пока мы не опустились на дно, давайте вспомним сколько материков на нашей планете? (5)

На каком материке мы с вами живем? (Евразия) Какой материк самый маленький? (Австралия) Назовите остальные. (Африка, Северная и Южная Америка)

А сколько океанов омывает материки ? (4) Чего больше? Материков или океанов ? На сколько?

Ну вот, кажется мы опустились, посмотрите в иллюминаторы, там плывут наши аквалангисты, а как нам присоединится к ним и полюбоваться на морских обитателей , ведь у нас нет баллонов с кислородом?

(дети предлагают различные варианты)

Может нам превратится в русалок, как в сказке Г. Х. Андерсена.

(Девочки снимают обувь, их ноги превращаются в рыбьи хвосты)

Пора и нам присоединиться к мальчикам и поинтересоваться, знают ли они сколько на нашей планете материков, океанов и морей .

Вылазят из батискафа, плывут на встречу мальчикам (на ковер)

А какие моря знаете вы? (дети перечисляют)

Посмотрите, сколько здесь рыб! Посчитайте.

Какие разные по размеру, форме, цвету камни, водоросли, кораллы. (пересчитывают, сравнивают, сопоставляют.)

Вам не кажется, что некоторые из морских обитателей напоминают геометрические фигуры? (краб-трапецию, черепахи-овал, рыбы-треугольник и овал)

А каких ракообразных вы знаете? (креветки, омары, лангусты, раки)

Сколько ног у краба? Лангуста? У кого больше? На сколько?

Все они могут жить в море ? Почему? (раки пресноводные, а в море вода соленая )

Звучит песня про водяного.

А как вы думаете, пиявки с лягушками могут жить в соленой воде? (ответы детей) Давайте поиграем с водяным.

Физминутка. Игра "Водяной"

Давайте посчитаем сколько кислородных баллонов у аквалангистов. (10. прямой и обратный счет)

Составление задач на вычитание и сложение.

Воздуха в баллонах осталось совсем мало, боюсь не хватит, чтобы вернуться на катер. Придется вам возвращаться вместе с нами в батискафе. Да и русалки могут превратиться в девочек.

(дети плывут к столам. залазят во внутрь)

Звучит музыка шума моря.

Ну вот мы с вами и вернулись на поверхность, посмотрите, лодку мальчиков прибило к берегу, Вам понравилось путешествие?

Каких обитателей мы встретили в морских глубинах? (ответы детей)

Звучит песня из мультфильма про осьминожек.

Ну конечно же, именно осьминожек мы и не встретили. Хотите их нарисовать?

Дети вылазят из батискафа, берут кисти, гуашь, бумагу и рисуют ладошкой осьминогов. Добавляют недостающие ножки, пересчитавают.

Моют руки, по желанию вырезают по контуру осьминожек и вешают на оформленную стену.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Тема: «Подводный мир» Задачи: Закреплять и расширять знания детей о морских обитателях и их особенностях. Развивать умение детей решать.

Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

Цель:Пополнять знания детей о подводном мире,его обитателях. Задачи:Развивать связную диалогическую речь,расширять словарный запас детей,воспитывать.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Июнь 23, 2014

ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
. Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов» (рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)
. Совершенствовать грамматический строй речи.
. Совершенствовать количественный счет.
Закреплять в речи названия геометрических фигур.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
. Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.
. Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.
. Развивать вкусовую чувствительность.
. Развивать общие речевые навыки - четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.
. Развивать и стимулировать внимание.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.