Конспект занятия по развитию речи обучение рассказыванию. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию на тему: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» Воспитатель: Пинаева Е. А. Программные задачи: Формировать умение детей составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенные темы. Упражнять в подборе к существительному эпитетов, учить согласовывать их с местоимениями (Н - р: солнце доброе, она добрая, он добрый, мы добрые). Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительное с прилагательным. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающему: такие качества как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать поступки других. Поддерживать у детей положительно - эмоциональный настрой. Ход занятия (звучит музыка о дружбе) - Ребята, какие чувства вы испытываете от этой музыки? (радость, доброту …) - Кто о вас заботится больше всего? (мамы, папы …) - Правильно, ребята! Конечно и папа, и мама. А кто самый главный помощник, друг без которого невозможно жить на земле? (Солнце) - Почему мы солнце считаем необходимым, нужным всем на нашей планете? (Оно необходимо чтоб росли цветы, трава и т.д.) Без солнца тускнеет все вокруг, Без солнца холодным станет юг, Без солнца не вырастут цветы, Без солнца не вызреют плоды. С солнышком прекраснее цветы, С солнышком добрее я и ты, Солнышко – оно одно на всех, Солнышко нам дарит громкий смех. Массаж (биологически активных точек) «Солнышко» Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Поднимаем руки вверх делаем фонарики Гладит грудку, массируют дорожку вдоль передне-серединного меридиана по спирали сверху вниз Гладит шейку, Гладит носик, Гладит лоб, Гладит уши, Гладит ручки, Дарит нам любовь и ласку, Радость, дружбу, теплоту поглаживают шею сверху вниз растирают крылья носа Проводят пальцами по лбу от середины к вискам растирают уши растирают ладошки поднимают руки ладошками вверх - Давайте и мы, как дружные ребята, подарим теплоту своих рук. (дети становятся в круг, берутся за руки. - Вы почувствовали, как тепло побежало по вашим рукам. Видите, как хорошо иметь руку настоящего друга. - Посмотрите, среди облаков появился маленький солнечный лучик. Он хочет узнать: - вы любите солнышко? (да) - Давайте поиграем с лучиком в игру «Комплимент для солнышка» - Посмотрите лучик нас соединил одной нитью. Чтобы это могло значить? (мы дружные, заботливые, мы одна семья и т.д.) - Правильно вы все сказали, давайте солнечный луч прикрепим на небо. Физкультминутка Солнечный мой лучик руки вверх Прыгни на ладошку ладони вверх Солнечный мой лучик кружатся Маленький, как крошка Прыг на носик, на плечо Руки на нос, на плечи, Ой, как стало горячо! Прыжки Прыг на лобик и опять Руки на лоб, на плечи, На плече давай скакать прыжки Вот закрыли мы глаза, закрыли глаза А солнышко играет Щечки теплым лучиком гладят щечки Нежно согревает. - Ребята давайте сядем на стулья. - Посмотрите, к нам пришло солнышко, но оно очень грустное. А почему вы не знаете? - Однажды рано утром взошло солнышко, но не появились лучики. Ждет их земля, ждет травинка, ждет дерево, ждут цветы, люди и звери, а их все нет и нет. - Что же могло случиться с солнечными лучиками? - Молодцы! Какие интересные случаи каждый из вас придумал. Давайте решим, что это была баба Яга. Она на своей волшебной метле взлетела к солнышку и забрала в свой темный мешок яркие, теплые солнечные лучики, чтобы они радовали и светили только ее. - Вот уже и появился первый солнечный лучик и согрел своим теплом травку. - Ребята, кто бы мог оказаться настоящим другом и помочь солнцу вернуть солнечные лучики? Замечательные у вас предложения. - И вот, наконец, на радость всем появился настоящий добрый друг, пусть это будет смелый Добрыня Никитич, он вырвал из рук бабы Яги мешок и поместил лучики на голубом небосводе. -Вот и еще один лучик засиял, засверкал на небе. - Ребята мы с вами помогли солнышку, но оно все равно грустное, почему же? (не все лучики нашли) (Звучит музыка) Солнце ясное свети руки вверх Свои лучики крути! фонарики Солнышко весеннее Веселее грей! Чтобы было всем На свете от тебя теплей Маленьким травинкам И большим деревьям Птицам и зверятам. Взрослым и ребята. Но вдруг пропали лучики И стало всем так грустно. кружатся наклон веред, покачать руками руки вверх, наклоны в стороны машут руками, наклон вниз руки вверх, в стороны сели в клубок руки к щекам - Подумайте, что могло случиться с лучиками? - Кто из друзей мог помочь личикам? - Кто придумал, освободите свои лучики, отпустите их. - А вот сейчас, вы сядите на стулья и расскажите кто, что придумал, вот по такому плану. 1. Что случилось с солнечными лучиками? 2. Кто и как помог им? 3. Кто радовался солнышку на земле? - Ребята, чей рассказ больше всех понравился и почему? - Ребята, посмотрите, наше солнышко заулыбалось. Мы не могли не помочь солнышку потому, что оно для всех друг, а вы его друзья. Ведь недаром говорят: - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». И сейчас солнышко приглашает всех своих друзей на веселый хоровод «Если с другом вышел в путь!»

Цель:

Упражнять детей в умении составлять рассказы по картинкам с фабульным развитием действия. Обогатить их словарь за счет фраз словесной вежливости.


Дети, все сотрудники детского сада хвалят вас, говорят, что вы у нас очень воспитанные и вежливые. А я очень волнуюсь, что вы еще не все правила поведения знаете.

Сегодня мы с вами вспомним все вежливые слова и когда их нужно говорить.

В русском языке есть прекрасное слово «Здравствуйте». Что же оно обозначает?

«Здравствуй» - значит «Будь здоров». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья; при этом нужно обязательно посмотреть друг другу в глаза.

А сейчас я вам прочту стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте»:

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Ребята! А как вы думаете, кто должен первым здороваться младшие или старшие? Девочки или мальчики?

Какие еще приветственные слова вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер) Когда говорят эти слова?

Читаю стихотворение:

Утром улыбку я маме дарю,

Доброе утро я ей говорю.

Своим знакомым – «Добрый день».

А вечером при встрече

Скажу я: «Добрый вечер».

А теперь посмотрите на картинку (картинка «Здравствуйте» из серии «Уроки вежливости»).

Кого вы видите на картине? (бабушки сидят на скамейке)

Предлагаю рассказать о бабушках, что они делают, почему у них удивленный (возмущенный) вид.

Какое лицо у мальчика? (хмурое)

Как нужно правильно здороваться? (с улыбкой)

Составляем 2 – 3 рассказа по картине.

Предлагаю детям игру - разминку «Вежливые часики»

Тики-так, тики-так –

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

(хлопаем 7 раз)

Утро настало, солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Вот и день настал, ребята,

Добрый день!

Стрелки – часики ходили,

И шесть вечера пробили.

(хлопаем 6 раз)

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер!

Теперь давайте вспомним другое вежливое слово!

Угощаю детей конфетами, контролирую, чтобы дети говорили «Спасибо»

Как вы думаете, вежливо будет кушать конфету сейчас? (нет)

Почему? (фантик шуршит, нельзя отвлекаться, это неприлично). Нужно отложить конфету в сторону и потерпеть до конца занятия.

Какое вежливое слово мы с вами сейчас вспомним? (спасибо)

За что мы говорим «Спасибо»,

За все, что делают за нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказать и сколько раз.

Рассматриваем картинку, на которой школьница угощает яблоками дошколят.

Что вы видите на этой картинке?

Какие слова говорили девочки? (спасибо, благодарю).

Предлагаю детям составить рассказы по картине (2 – 3 рассказа).

Ребята, извините меня, пожалуйста, мне нужно сделать один звоночек. (Звоню помощнику воспитателя, даю образец вежливого разговора по телефону.)

Ребята, какие добрые и вежливые слова вы услышали в нашей беседе? (Добрый день, извините, будьте добры, пожалуйста, благодарю, до свидания и т.д.)

Предлагаю 1 – 2 детям позвонить по телефону своему другу.

Вношу картину «Простите, пожалуйста» из серии «Уроки вежливости»

Где происходит действие? (в автобусе)

Что там произошло? (мальчик вошел в автобус с мороженым и перепачкал пассажиров)

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мальчик? (извиниться)

Предлагаю детям вспомнить, как нужно правильно извиниться. Составляем 1 – 2 рассказа по картине.

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили очень много добрых, вежливых слов, которые мы употребляем в разговоре друг с другом. (Дети называют все вежливые слова.)

Вежливость помогает всем жить дружно. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой.

Хвалю детей за активность, за старание, за то, что они очень воспитанные дети и благодарю их за занятие.


Использованная литература:

1. Стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте».

2. Серия картин «Уроки вежливости».

Конспект занятия

(подготовительная группа)

Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».

Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.

Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.

Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.

Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.

Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

Я нарисовала

Яблоневый сад.

Там такие спелые

Яблоки висят.

Там трава желтеет,

Ива у ручья,

У забора будка,

Знаешь, это чья?

В ней живет огромный

Пес сторожевой.

Он хоть нарисованный,

Но совсем живой.

Если злой мальчишка

В мой полезет сад,

Сразу пса увидит,

Струсит -- и назад.

О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)

Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)

Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).

  • (-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.
  • -- Это желтые подсолнухи и красные георгины.
  • -- Букет пышный, яркий, праздничный.
  • -- Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)

Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?

  • (-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.
  • -- Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.
  • -- В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.
  • -- Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)

Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?

(Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)

Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.

3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).

Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.

В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки -- золотой,

Вот последний лист с осинки

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.

Ветер бросил на тропинку.

Спокойно опускают руки.

А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.

Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.

  • -- Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.
  • 4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.

Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)

Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.

Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.

Девочки покрывают стол скатертью.

Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)

Один из детей ставит вазу в центр стола.

Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)

Дети раскладывают фрукты на столе.

Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)

Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.

Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.

Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)

Один из детей рисует вазу.

Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)

Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

Программное содержание:

  • обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
  • обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
  • формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
  • развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
  • воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.

Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.

Предварительная работа : знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек

Ход занятия
1. Организационный момент

Дети входят в зал , звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.

Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:

Кислый лимон,

Сладкий чай,

Шоколадное …

Фруктовое варенье

Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.
2. Основная часть.

Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.

Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.

А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)

Дети: Это похоже на жезл, бинокль, подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.

А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)

Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)

Дети, какая была баба-яга?

Петя, какая она стала?

Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;

А вот и вторая загадка (развернуть ватман).

А на что сейчас это похоже?

Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.

А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).

Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?

Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.

Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,

Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство и красота. Давайте сказку нарисуем словами!

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится

Ваша сказка впереди

Сказка в гости к нам стучится,

Скажем гостю заходи!

Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.

На зеленой полянке растет «Чудо - дерево».

Какими словами обычно начинается сказка?

Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.

1. Прослушивание муз.произведения.

2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)

Какая музыка?

О ком или о чем может быть эта музыка?

Сколько должно быть героев?

Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)

Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.

Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?

Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)

А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).

Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.
3. Сюрпризный момент.

Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.

Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).

Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.

1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)

2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)

3. Топор («Каша из топора»)

4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)

5. Красная шапочка («Красная шапочка»)

6. Хрустальная туфелька («Золушка»)

7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)

8. Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)

9. Горошена («Принцесса на горошене»)

10. Перья («Гуси-лебеди»)

Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.

Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)

Пересказ рассказа «Как заяц зимует» И. Соколов-Микитов в подготовительной к школе группе.

Цель: Обучение детей рассказыванию.

Задачи : продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью картинок-символов. Обогащать словарь детей родственными словами, признаками и действиями предметов, антонимами. Учить вести диалог. Воспитывать умение до конца выслушивать ответы других детей.

Подготовка : игрушка заяц, картинки - символы, игра «Чей домик?», картинки с изображением зайца; физминутки «Ежик», «Птички» (смотри картотеку).

План:

Загадка:

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, валенках? (заяц)

1. Образование родственных слов к слову-отгадке «заяц».

2. Назови зайца ласково:

Детеныши зайца:

Мама у зайца:

Хвост у зайца:

Избушка у зайца:

Капустка у зайки:

зайка,

зайчик,

заюшка,

заинька,

зайчишка,

зайчонок.

зайчата,

зайчатки,

зайчонок,

зайчоночек.

зайчиха.

заячий.

заюшкина.

зайкина.

2. Дидактическая игра «Назови признаки».

Воспитатель дает задание: девочки вспомните и назовите самые ласковые, добрые и красивые слова о зайце, скажите про то, какой заяц? А мальчики послушают, если понадобится помогут (маленький, осторожный, белый, пушистый, белоснежный, боязливый, пугливый, ловкий, быстрый, незаметный, ушастый, хитрый, быстрый), у зайца длинные уши - длинноухий, короткий хвост - короткохвостый, косые глаза - косоглазый, быстрые ноги-быстроногий.

3. Дидактическая игра «Назови действие».

А мальчики назовите действие, которое выполняет заяц. Ответьте на вопрос: «Заяц что делает?» (прыгает, бегает, скачет, грызет, разгребает, прячется, пугается, спасается, бежит, стоит, прислушивается, обгладывает и т.д.).

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

O У зайца короткие уши – нет, у зайца – длинные уши.

O У зайца большой длинный хвост –

O У зайца короткие слабые задние лапы -

O У зайца плохое зрение –

O Заяц медленно ходит –

O Заяц - могучий, сильный зверь –

O Заячья шуба холодная и жесткая –

5. Игровое упражнение «Чейдомик»:

O у собаки – конура

O у рыбки –

O у муравья –

O у птицы –

O у кошки –

O у лисы-

O у мышки –

O у пчелы –

O у улитки –

O у медведя -

У каждого животного, насекомого свое название домика. А как же называется заячий домик? Оказывается у зайца нет домика. И сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Как заяц зимует». Вы внимательно послушаете, потому что потом будете рассказывать самостоятельно.

6. Чтение рассказа «Как заяц зимует» И.Соколов-Микитов.

7. Беседа по вопросам:

если заяц к зиме не готовится, то как он зимует?

какую шубку дала природа-матущка зайцу?

Как помогает зайцу такая шубка?

почему заяц спит с открытыми глазами?

почему он чутко и внимательно прислушивается во сне?

почему про зайца говорят: «Летом серый, а зимой белый?»

в какое время суток заяц гуляет, кормится?

чем он любит лакомиться?

назовите врагов зайца

как он от них спасается?

8. Повторное чтение рассказа:

«Я сейчас еще раз буду читать рассказ, и одновременно выставлять картинки-символы, а вы не только внимательно слушаете, но и следите, в какой последовательности я выставляю картинки, чтобы вам было легче составлять свой рассказ».

9. Рассказы детей.

10. Итог:

«Ребята, что вы нового узнали про зайца (ответы детей). Молодцы!!! Я вами очень довольна! Ваши рассказы были полные и интересные. Когда вы придете домой, то не забудьте рассказать их своим мамам и папам, братишкам и сестренкам»