Крушение дирижабля «Италия. Умберто Нобиле

Планирование

Дирижабль «Норвегия»

После окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа , Северной Земли , области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага , окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера , которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири , а также наблюдения в области атмосферного электричества , океанографии и земного магнетизма . Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном , но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан , жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота . Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей . «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами . Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль , а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет . В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом .

Экипаж

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен.
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, потерял ногу.
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен.
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано»
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Экспедиция

Спасательные экспедиции

Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333 , 25.416667 81°14′ с. ш. 25°25′ в. д.  /  81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограммов пеммикана и 41 килограммов шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция , которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя , мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта ди Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

Завершение экспедиции

Борис Чухновский

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик , откуда итальянцы поездом отправились на родину.

Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом » . Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение « », в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей .

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё , посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

«Италия» в культуре

Уже в октябре 1928 года «Совкино» был выпущен документальный фильм о спасательной операции экипажа «Италии», созданный на основе материала, снятого находившимся на ледоколе «Красин» кинооператором Блувштейном .

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка » (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым . Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра , который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена , неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле » достоинством 100 руб.

Примечания

  1. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 166-167.

В конце мая 1928 года, побывав над Северным полюсом, дирижабль «Италия» экспедиции генерала Умберто Нобиле возвращался из долгого и трудного полета. Сильный встречный ветер мешал воздушному кораблю. Дирижабль начал покрываться льдом и быстро снижаться. Предотвратить падение не было никакой возможности. Корабль ударился о ледяной торос и с грохотом потащился по глубокому снегу, оставляя на его белой поверхности обломки гондолы.

Десять человек оказались на льдине. Нобиле и механик Чечиони были тяжело ранены. Среди обломков мотора лежал мертвый моторист Помелла. Облегченный дирижабль взмыл вверх к низко нависшим облакам и навсегда скрылся в восточном направлении, унося шестерых аэронавтов.

Выброшенные на лед должны были благодарить судьбу уже за то, что вместе с ними выпали продовольствие, палатка, оружие и даже радиостанция. Радист Биаджи неутомимо каждый час выстукивал в эфир сигналы бедствия. Шло время, но никто не отвечал на тревожный зов «красной палатки».

И тогда 30 мая, в туманную, белую полярную ночь трое — итальянские офицеры Цаппи, Мариано и шведский ученый Мальмгрен — пешком по торосистому льду ушли к далеким островам Брок и Фойн, чтобы сообщить о катастрофе. Ушедших стали называть «группой Мальмгрена».

Таинственное исчезновение итальянского дирижабля взволновало весь мир. Сотни радиостанций тщетно вслушивались в эфир, надеясь принять сигналы «Италии». И вдруг 3 июня случилось невероятное. В северной деревушке Вознесенье-Вохма радиолюбитель Николай Шмидт принял слабые, еле различимые радиосигналы на незнакомом ему языке. Это был «голос» лагеря Нобиле.

РОКОВОЕ РЕШЕНИЕ

Вслед за Шмидтом сигналы услышали и другие радиостанции. С лагерем во льдах была, наконец, налажена устойчивая радиосвязь. Многие страны откликнулись на зов потерпевших катастрофу. На помощь итальянцам полным ходом шел советский ледокол «Красин».

Однако найти маленький лагерь в бескрайних арктических просторах оказалось задачей нелегкой. Много раз самолеты кружили почти рядом и, к великому огорчению итальянцев, поворачивали обратно. Все же настал тот счастливый день, когда лагерь заметили с воздуха и первый самолет сел на льдину. Это удалось сделать шведскому летчику Эйнару Лундборгу.

Давно уже на льдине решили, что первым покинет лагерь Чечиони, у которого при падении дирижабля была сломана нога. Ходить он не мог и только беспомощно ползал. Но Чечионе был слишком тяжелым, а в кабине небольшого самолета Лундборга сидел второй пилот. Шведский летчик предложил лететь Нобиле, обещая вскоре вернуться и постепенно вывезти всех.

Как начальник экспедиции Нобиле обязан был покинуть льдину последним. С другой стороны, он — тяжело раненный и больной человек — являлся обузой для лагеря. На раздумья оставались минуты, и, поддавшись уговорам Лундборга, Нобиле согласился.

«ВИЖУ ЧЕЛОВЕКА!»

Как потом сожалел он о своем опрометчивом решении! Но это было потом. А тогда взмывший в небо самолет с завистью провожали взглядом пять измученных обитателей льдины.

Той же полярной ночью Лундборг прилетел снова. Однако во время посадки самолет, задев за торос, перевернулся через «голову» и поломал винт. Так из спасателя отважный швед сам превратился в пленника.

На льдине опять потянулись безотрадные дни. Был уже июль. Морская вода потеплела, и льдина, подтаивая снизу, становилась тоньше и тоньше. Все чаще в лагере говорили о советском ледоколе «Красин», надеясь только на него. А он в это время с трудом пробивал себе путь во льдах.

Вечером 10 июля радист ледокола сквозь треск и шум принял радиограмму, взволновавшую красинцев. Летчик ледокола Борис Чухновский с воздуха у острова Карла ХII обнаружил «группу Мальмгрена», уже больше месяца блуждавшую по льдам. С этого момента моряки, забыв о сне, не уходили с палубы ни днем ни ночью. И вот, наконец, кто-то из них крикнул: «Человек! Вижу человека!» Человек бегал по льдине, словно помешанный, и странно размахивал руками. Другой лежал на спине, лишь приподняв голову.

ОПАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАЛ

Это были Цаппи и Мариано. Из противоречивого и сбивчивого рассказа итальянских офицеров выяснилось, что они оставили обессиленного Мальмгрена, будто бы по его просьбе, в ледяной могиле. Красинцы слушали этот рассказ, поражаясь жестокости спутников шведского ученого. Вечером того же дня ледокол достиг «красной палатки», и на его борт поднялись еще пятеро из экипажа погибшей «Италии», все, кто находился на льдине.

Героическая эпопея была закончена. Она дорого обошлась ее участникам. Шесть человек, унесенных на дирижабле, пропали без вести. Где-то в холодном Баренцевом море погиб знаменитый полярный путешественник Руал Амундсен, вылетевший на французском гидроплане «Латам» на спасение итальянцев.

После возвращения на родину для Нобиле началась необычайно тяжелая полоса жизни. В Италии был фашистский режим Муссолини. Нобиле разжаловали, лишили генеральского звания и даже предали суду.

Тогда он как конструктор воздушных кораблей уехал в Советский Союз, чтобы помочь нашим инженерам создать хороший дирижабль. А когда корабль был построен, не раз летал на нем, передавая свой богатый опыт пилота советским воздухоплавателям.

ЖИВОЙ ТАЛИСМАН

Нобиле пробыл в нашей стране около пяти лет. В часы отдыха он прогуливался по деревянным тротуарам подмосковного поселка, в котором находилось конструкторское бюро, в сопровождении любимой собачки Титины. Она находилась с Нобиле во всех его полетах. Была с ним и на льдине. Нобиле считал ее своим живым талисманом. Он бесконечно доверял ее чутью, и если Титина отказывалась войти с ним в гондолу дирижабля, бывало, даже отменял полет. Нобиле считал, что потерпел катастрофу в Арктике именно потому, что не послушался своего живого талисмана.

В 1936 году он возвратился в Италию, но ужиться с фашистским режимом так и не смог и три года спустя выехал в США. На родину Умберто Нобиле возвратился во время Второй мировой войны. Ему было суждено прожить еще 36 лет. Он умер очень старым человеком, успев написать несколько книг, в том числе о своем путешествии к Северному полюсу, так трагически завершившемуся.

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

Умберто Нобиле (1885 - 1978),

итальянский конструктор дирижаблей и полярный исследователь,

организатор первого полёта дирижабля на Северный полюс.

Нобиле окончил инженерно-математический факультет университета в Неаполе. В 1910 году в Неаполе он увидел полеты французского летчика Кине на биплане "Фарман" и сам увлекся воздухоплаванием. Нобиле окончил в Риме училище, которое готовило специалистов по сооружению воздухоплавательных аппаратов.
С начала Первой мировой войны был на военном заводе, строил и испытывал воздухоплавательные аппараты для военно-морского флота.

Разработал в содружестве с Уго Пеше проект нового дирижабля "О" (от итальянского observatore - наблюдатель). Проект был одобрен и завод изготовил пятнадцать таких дирижаблей. Нобиле был заместителем директора завода, а затем и директором завода. Нобиле навсегда связал свою судьбу с дирижаблестроением.

В 1919 году завод приступил к строительству нового дирижабля "T-34", рассчитанного на трансатлантические перелеты.



Кстати, самый первый дирижабль был снабжён паровым двигателем, но, в основном, на дирижабли ставили двигатели внутреннего сгорания, часто дизели.

Приезд норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена в Италию и планы его предстоящей экспедиции широко освещались в газетах. Именно тогда Нобиле пришел к выводу, что для географических исследований целесообразнее использовать дирижабль, чем самолет.
Амундсена интересовал вопрос, способен ли итальянский дирижабль совершить перелет более 3500 километров, не только к полюсу, а через весь Северный Ледовитый океан до северных берегов Аляски. Нобиле ответил утвердительно и согласился участвовать в экспедиции.


В апреле 1926 года усовершенствованный для полетов в условиях Арктики дирижабль "N-I" начал перелет через Полярный бассейн, осуществляя первый трансарктический перелёт о. Шпицберген — Северный Полюс — Аляска.
Экипаж дирижабля состоял из тринадцати человек. Командиром корабля был Нобиле.
Двенадцатого мая "Норвегия" достиг Северного полюса. С борта дирижабля были сброшены три флага: норвежский, американский и итальянский.
"Норвегия" проследовал дальше и пересек Северное побережье Аляски. Берингов пролив встретил ураганным ветром, густым туманом. Они изменили маршрут, приземлились у эскимосского селения Теллер.

Перелет над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из достижений в истории воздухоплавания. Наибольшей славы заслужил Нобиле, который сконструировал, построил и вел этот воздушный корабль.


В 1928 году экспедиция из 16 человек под руководством Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле "Италия".


Стартовав в 23 мая, "Италия" при сильном попутном ветре уже на следующий день достигла полюса. Снизившись до ста метров, члены экспедиции сбросили на лед итальянский флаг, затем вновь набрав высоту, отправились в обратный путь. Однако возвратиться на материк "Италии" было не суждено.

Российский радиолюбитель из архангельского села Вознесенье-Вохма первым услышал сигнал бедствия радиста "Италии".

Двадцать третьего июня шведский пилот . Остальных членов экспедиции спасли моряки российского ледокола "Красин".

В честь этого события уже в наше время была выпущена золотая монета достоинством 100 рублей. В центре - ледокол "Красин", справа - на льдине - группа людей и палатка ниже - дата "1928 г.", по окружности надписи: вверху - "ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ", внизу - "СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОБИЛЕ".

Генерал Умберто Нобиле

В первой половине XX века имя итальянского авиаконструктора-дирижаблестроителя генерала Умберто Нобиле гремело во всём мире: кто не знал знаменитого командира дирижабля «Норвегия» в экспедиции Амундсена к Северному полюсу в 1926 году? Двумя годами позже Нобиле решил сам достичь Северного полюса на дирижабле собственной конструкции, названном «Италия». Однако потерпел аварию к северу от Шпицбергена, и для спасения экспедиции вышел в поход советский ледокол «Красин».

Щедрая судьба даровала Нобиле долгую и яркую жизнь. Он родился в 1885 году и покинул наш мир в 1978-м, когда люди уже начали успешное покорение космического околоземного пространства. Но в личной судьбе генерала есть годы тайн и загадок. Они связаны с Россией.

ФАШИСТЫ И КОММУНИСТЫ

В 1920-е годы считалось, что дирижабли - перспективное направление в воздухоплавании и вскоре они смогут полностью заменить аэропланы. Имя генерала Умберто Нобиле было окружено почётом и славой, и даже неудача экспедиции на дирижабле «Италия» не смогла поколебать авторитета конструктора.

Дирижабль «Италия», отправившийся в 1928 году к Северному полюсу, упал неподалёку от Шпицбергена, и семь членов экипажа были спасены подоспевшим на помощь советским ледоколом «Красин». Восьмой член экипажа, Мальмгрен, погиб. Ряд влиятельных изданий в Италии, где у власти находились фашисты, стали обвинять в гибели Мальмгрена авиаконструктора Нобиле: бездоказательно, не выдвигая никаких обоснованных претензий, не располагая фактами и неопровержимыми доказательствами. На родине генерала по указанию министра военно-воздушного флота Бальбо начали расследование. Тем не менее Рим встречал вернувшегося Нобиле и его товарищей ликованием и цветами:

Вами недовольны, - в конфиденциальной беседе сказал генералу один из давних друзей. - Муссолини не понравилось, что экспедицию спасли красные.

Не прошло нескольких дней, как генерал Нобиле получил официальное приглашение на встречу с Бенито Муссолини. Отказываться не стоило: лидер фашистов отличался редкой злопамятностью. К тому же аполитичный авиаконструктор надеялся при личной встрече добиться новых правительственных заказов.

Как ваша нога? - Муссолини, казалось, являл собой саму любезность. - Присаживайтесь, дорогой Нобиле, рассказывайте!

Генерал поблагодарил и стал рассказывать о полёте на «Италии», катастрофе и спасении. Диктатор, недослушав, поднялся:

Рад был встрече с вами, дорогой Нобиле! Отдыхайте!

Нобиле стал показывать вырезки из французских и итальянских газет с обвинениями в свой адрес и требовать разобраться в происходящем: ведь он дал личную телеграмму дуче с объяснением случившегося! Почему её не опубликовали?

Муссолини нажал кнопку и появился адъютант.

Проводите генерала, - сухо приказал ему дуче.

Генерал Нобиле понял одно: для диктатора удобнее и выгоднее иметь мёртвых героев, чем спасённых. Недовольство дуче имело и реальные выражения. Нобиле перестали пускать на завод, где строили дирижабли, а вскоре он заметил, как его повсюду сопровождают агенты службы безопасности в штатском. Так прошёл год. Умберто не сдавался. И тут произошло совершенно неожиданное. В Риме в дом генерала приехал секретарь посольства СССР в сопровождении представителя советского военного атташе.

Мы уполномочены правительством Советского Союза предложить вам занять пост генерального конструктора дирижаблей в нашей стране, - сообщили они Нобиле.

Господа, в принципе я согласен, - подумав, ответил Умберто. - Но у вас нет ни подготовленных конструкторов, ни инженеров, ни квалифицированных рабочих. Нужно купить готовый дирижабль «№ 6», построенный на наших заводах. Это позволит нам хоть с чего-то начать.

Вскоре торгпредство СССР попросило итальянский авиазавод продать новый дирижабль. Министр военно-воздушного флота Бальбо помчался за консультациями к дуче: продавать русским новый дирижабль фашистам не хотелось.

А у нас нет дирижаблей, - сердито буркнул дуче.

Новенький летательный аппарат по личному приказу министра уничтожили: нет дирижабля, нет проблем!

В Советском Союзе не забыли об итальянском конструкторе, хотя и не подавали о себе вестей. В 1930 году в Италии проходил международный конгресс геологов. Генерал получил приглашение посетить его и там вроде совершенно случайно встретился с академиком Карпинским, с которым познакомился в 1926 году во время пребывания в Ленинграде. Эта встреча оказалась не случайной, а тщательно подготовленной советской военной разведкой - дирижабли считали перспективными в военном отношении новинками. Карпинский конфиденциально повторил приглашение отправиться работать в СССР и стал настойчиво уговаривать. И Нобиле поддался. Вскоре у него объявился представитель советской стороны для заключения договора и по секрету сообщил:

Он будет завизирован лично товарищем Сталиным!

СОВЕТСКИЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

В Москву генерал Нобиле прибыл в январе 1932 года. Его встречал лично начальник Дирижаблестроя Пурмаль. Как вспоминал генерал, Пурмаль ничего не понимал в дирижаблях, зато чётко уяснил «линию и задание партии».

Нужно в сжатые сроки построить четыреста двадцать пять дирижаблей. На это отводится не более пяти лет! У нас есть районы с полным бездорожьем, там без дирижаблей не обойтись.

Нереально, - охладил его пыл Нобиле. - Я приехал не для того, чтобы участвовать в авантюрах. У вас нет ни огромных денег, ни рабочих, ни конструкторов, ни заводов!

Всё будет! Пилоты, ангары, мастерские, деньги!

Под конструкторское бюро власти распорядились выделить помещения на верхнем этаже Петровского пассажа в Москве. За неимением ватмана чертежи поначалу делали на оборотной стороне старых географических карт. Место для строительства завода определили в деревне Долгопрудной под Москвой, куда вскоре перевели конструкторское бюро и прикрепили к нему пятьсот студентов учебного комбината Дирижаблестроя. Пятилетний план был значительно изменён, но в нём фигурировала фантастическая цифра: 58 дирижаблей. Нобиле резко возражал, но его старались убедить, что в стране победившего пролетариата возможно всё! По его настоянию из Италии всё же выписали трёх квалифицированных рабочих. Под их руководством и при участии советских специалистов в бараке под деревней Долгопрудной построили первый дирижабль по проекту Нобиле. Он получил кодовое наименование В-5. До приезда генерала в СССР не занимались строительством жёстких дирижаблей, зато научились строить мягкие. Наиболее известные из них «Комсомольская правда» и несколько воздухоплавательных аппаратов из серии «В».

В конце февраля 1933 года генерал прямо с ответственного совещания попал в Кремлёвскую больницу - он потерял сознание от приступа резких болей в животе. Диагноз врачей оказался неутешительным: перитонит!

Нобиле срочно оперировали. Всю брюшную полость конструктора заполнял гной, и врачи опасались за жизнь итальянца. Прослышав о болезни, ряд журналистов сообщили, что Нобиле при смерти, а одно агентство даже успело дать сообщение о трагической смерти известного конструктора в Советской России. К счастью, Умберто Нобиле выжил и поправился, правда, пролежать ему пришлось почти полтора месяца.

Летом 1934 года закончили постройку большого дирижабля В-7, но во время сильной грозы молния ударила в ангар, и дирижабль сгорел. Сотрудники НКВД искали повсюду врагов народа, диверсантов и шпионов, уничтоживших дирижабль, но безрезультатно. Получившие некоторый опыт советские инженеры собрали новый дирижабль В-7бис, предназначавшийся для чисто военных целей. Однако в расчётах они допустили ошибку, и скорость аппарата оказалась меньше расчётной, а продолжительность полёта небольшой. Военные его забраковали. По проекту Нобиле и под его руководством построили дирижабль - В-6. Он поставил мировой рекорд продолжительности полёта, продержавшись в воздухе более 130 часов! Генерал радовался, но слишком рано.

В мае 1937 года все газеты писали о дрейфовавшей на льдине отважной четвёрке папанинцев. Дирижабль В-6 готовили к рекордному перелёту Москва - Новосибирск. Однако наверху приняли иное решение.

  • Разделы сайта
  • Геннадий Черненко
    Художник А. Джигирей