Логопедические занятия по теме зима. Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе

  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Конспект подгруппового логопедического занятия

    для детей с Общим недоразвитием речи

    Логопедическая тема:

    Грамматическая тема : Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

    Лексическая тема : Зима .

    Цель: Развитие фонематического слуха на материале звука "У"

    Задачи:

    1.Работа над развитием просодических компонентов речи: дыхание, темп

    2.Развитие артикуляционной моторики

    3.Развитие мимической мускулатуры

    4.Развитие фонематического восприятия

    5.Работа над слоговой структурой слова.

    6.Уточнение и обогащение словаря по лексической теме.

    7.Ознакомление с окружающей действительностью.

    8.Развитие грамматического строя речи: работа над согласованием существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

    9.Развитие координации речи с движением.

    10.Развитие зрительного внимания, памяти.

    11.Развитие мелкой моторики

    Оборудование: аудиозапись "Ветер в лесу", снежинки, игрушка "Снеговик", снеговики из частей, палочки, волшебный мешочек, клубок, слайды "Снежинки", "Лес", "Следы зверей", фланелеграф, аудиозапись "Саночки"

    Ход занятия:

    1.Организационный момент. Приветствие.

    Логопед держит в руках мешочек. Предлагает на ощупь определить, что в нем находится. (Дети определяют, что предмет круглый, большой, теплый, ворсистый).

    Это клубок. Куда клубок покатится, туда мы и пойдем.

    2.Уточнение и обогащение лексического запаса слов.

    Подходят к окну.

    Непонятная у нас картина. Нельзя угадать, какое время года. А вы хотите, чтобы в окошечке появилась зима?

    А чего же нам для зимы не хватает? (Снега).

    Сейчас мы наше окошко будем снегом засыпать. Посмотрите, какой у меня ледяной поднос, здесь целый сугроб снега. А вы знаете, что снег состоит из снежинок? Вот таких. Протяните ладошку и на них упадет снежинка. (кладет детям на ладошки снежинки).

    Подбросьте свою снежинку и тихонечко ее поймайте.

    Какая снежинка? (Легкая)

    Какого цвета? (Белого)

    А на ощупь какая? (Холодная)

    3.Развитие общих речевых навыков.

    А теперь прикрепите снежинку в том месте на окошке, где нравится. (Дети прикрепляют)

    4.Координация речи с движением

    А сейчас 1,2, 3 в снежинку превратись.

    А.Барто "Снег, снег кружится..."

    5. Развитие зрительного восприятия, внимания.

    Ой, как интересно, я увидела одинаковые снежинки. А вы найдите. (Слайд 1)

    6.Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики.

    Конструирование из палочек "Снежинка"

    7.Развитие артикуляционного праксиса

    Я приглашаю вас на прогулку в лес. Дорога дальняя, подготовим губки, язычок.

    Артикуляционная гимнастика.

    "Трубочка"

    "Улыбка"

    "Трубочка- Улыбка"

    "Лопаточка"

    "Иголочка"

    "Лопаточка- Иголочка"

    "Качели"

    "Чашечка"

    А на чем можно отправиться в лес? (На лыжах, на санках, на машине)

    Поедем на машине.

    8.Развитие общей моторики

    Речь с движением "Машина".

    "Би-би-би, гудит машина

    тук-тук-тук, мотор стучит.

    Едем, едем, едем, едем,

    машина быстро вдаль бежит.

    Быстро крутятся колеса,

    шу-шу-шу-они шуршат.

    Нажимаем на педаль

    и машина мчится вдаль".

    9.Развитие просодических компонентов.

    Вот мы и приехали в лес. (Слайд 2) "Здравствуй, здравствуй чудо- лес, полон сказок и чудес".

    Вдохните воздух в лесу. Ах! А-ах!

    10.Развитие фонематического слуха

    Прислушайтесь, что вы слышите в лесу? (Звучит запись " Ветер в лесу")

    Что вы услышали?

    Ветер завывает в лесу, поет: "у-у-у". (Уточнение артикуляции звука "У")

    (Пение хором и индивидуально).

    Ветер может петь тихо (у-у-у) и громко (У-У-У). (Дети поют хором и по одному)

    Приготовьте ваши ушки и ладошки, сейчас я буду петь разные звуки. Когда услышите песенку ветра "У-У", хлопните в ладошки.

    11.Развитие атрибутивного словаря, работа над согласованием существительных с прилагательным в роде, числе.

    Оглянитесь вокруг, лес какой (большой, темный, зимний)

    В лесу деревья растут какие? (высокие, низкие)

    В лесу сугробы какие? (большие, высокие)

    Ветер в лесу дует какой? (сильный, холодный)

    Снег в лесу какой? (чистый, белый)

    А что можно слепить из снега? (Снеговика)

    Ой, а я вижу снеговика. Он одинокий, грустный.

    Психогимнастика "Снеговик хмурится, Снеговик улыбается"

    12.Развитие мимической мускулатуры.

    А мы тоже умеем улыбаться. Мимическая зарядка "Здесь живет Хмурилка..."

    13.Работа над образованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Снеговик очень любит ласковые слова. У него не голова, а... (головка). У него не глаза, а (глазки), не нос, а (носик), не рот, а (ротик), на голове не шапка, а (шапочка).

    14.Развитие грамматического строя речи

    Снеговик утром гулял по лесу, увидел на снегу следы зверей. Помогите ему. Расскажите, следы какого зверя он увидел? (Слайд 3 ). (Сравнение зайца и медведя)

    15.Развитие фонематического восприятия, слухового внимания.

    В лесу живет много птиц и у снеговика есть знакомый дятел. Дятел целый день стучит. Повтори ритм (* * *; *- -)

    16.Работа над ритмической структурой слова

    У снеговика для вас задание. Он знает много слов, просит их отхлопать

    (снежинка, санки, снег, сосулька, лёд, горка)

    17.Развитие конструктивного праксиса

    А чтобы снеговику было не скучно, давайте, сделаем ему друзей.

    (составление снеговика из частей)

    Пора возвращаться домой. Поедем домой на саночках.

    (Аудиозапись "Саночки")

    18.Подведение итогов

    Вот мы с вами и вернулись.

    Вам понравилось гулять по лесу?

    А кого мы там встретили? (Оценка деятельности каждого ребенка)

    Я прощаюсь с вами. До свидания.


    Конспект разработала:

    учитель-логопед

    Задыхина Марина Николаевна

    Логопедическое занятие на тему «ЗИМА»

    (средняя группа)

    Здравствуйте дети, проходите, занимайте свободные места.

    Посмотрите, сегодня к нам пришла белочка и принесла с собой вот такой красивый сундучок, а что в нём – мы сейчас узнаем. (Логопед открывает сундучок и достаёт из него снежинку.)

    Посмотрите – здесь загадка! (читает загадку).

    Запорошила дорожки

    Разукрасила окошки

    Радость людям подарила

    И на санках прикатила.

    Дети: Зима!

    Логопед: Правильно! А ещё в сундучке конверты, на них написаны ваши мена. Этот конверт для Эдика, этот для Артёма, для Руслана, для Димы, для Юры и ещё для Алёши. Давайте откроем и посмотрим, что в них!? В них разрезные картинки и белочка хочет узнать, какое время года на них изображено? (Дети собирают картинки).

    Логопед: Дима, какое время года изображено на твоей картинке?

    Дима: Зима.

    Логопед: Артём, а на твоей картинке?

    Артём: Зима.

    Логопед: Хорошо! Молодцы, все правильно собрали картинки и порадовали белочку. Теперь давайте вспомним, чем можно заниматься зимой?

    (подвижная игра)

    Мы во двор пошли гулять

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы во двор пошли гулять

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки мы потом катались,

    А ещё в снегу валялись.

    Все в снегу домой пришли

    Съели суп, и спать легли.

    Логопед: Ребята, проходите к мольберту и присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на картину и ответьте, кто изображён на этой картине? Начните со слов «На картине…».

    Предполагаемый ответ детей: На картине – дети.

    Логопед: Куда они пришли?

    Предполагаемый ответ детей: Они пришли в парк.

    Логопед: Что делает девочка в розовой куртке?

    Предполагаемый ответ детей: Катается на лыжах.

    Логопед: Что делает мальчик?

    Предполагаемый ответ детей: Мальчик катается на коньках.

    Логопед: Что есть у девочки в жёлтой куртке?

    Предполагаемый ответ детей: У неё санки.

    Логопед: Что ещё вы видите на картине?

    Предполагаемый ответ детей: Снеговика.

    Логопед: Какое время года на картине?

    Предполагаемый ответ детей: Зима.

    Логопед: Как вы догадались, что на картине изображена зима.

    Предполагаемый ответ детей: Везде лежи снег.

    Логопед: Какие слова можно подобрать к слову - снег? Снег, какой?

    Предполагаемый ответ детей: Белый, мокрый, холодный, пушистый.

    Логопед: Правильно. Молодцы! Вы хорошо мне рассказали по картине, а сейчас послушайте рассказ.

    (Логопед читает рассказ).

    Пушистый, белый снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. На улице холодно, поэтому дети одеты тепло. У детей румяные щёчки. Дети катаются – кто на лыжах, кто на коньках, а снеговик, которого они слепили вчера, стоит и любуется детскими забавами.

    Как вы думаете, детям нравится гулять зимой?

    Предполагаемый ответ детей: Нравится, им очень весело.

    Логопед: Хотите и мы с вами слепим снежную бабу?

    Дети: Да!

    Логопед: Проходите на ковёр.

    (Дети проходят на ковёр)

    Сегодня из снежного кома

    Мы снежную бабу слепили у дома.

    Стоит наша баба у самых ворот,

    Никто не проедет, никто не пройдёт.

    Знакома она уже всей детворе,

    А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

    Логопед: Посмотрите, какая у нас с вами получилась красивая снежная баба.

    А теперь присаживайтесь на стульчики, мы будем играть в игру: «Что лишнее?». Слушайте внимательно: СНЕЖИНКА, ОГОНЬ, СУГРОБ, СОСУЛЬКА. Что лишнее?

    Дети: Огонь.

    Логопед: Почему?

    Предполагаемый ответ детей: Он горячий, а всё остальное - холодное.

    Логопед: Правильно. Слушайте дальше. СУП, ПЮРЕ, МОРОЖЕНОЕ, КОТЛЕТА.

    Дети: Мороженое.

    Логопед: Почему?

    Предполагаемый ответ детей: Мороженое – холодное.

    Логопед: Правильно – мороженое, а остальная пища, которую я назвала – должна быть тёплой. А по каким признакам ещё можно сказать, что мороженое – лишнее? Вспомните вкус.

    Дети: Мороженое – сладкое.

    Логопед: А остальная пища?

    Дети: Не сладкая.

    Логопед: Верно. Молодцы! А сейчас, ребята, давайте пройдём к столам, где вы собирали картинки, я там для вас приготовила зеркала и сейчас мы с вами поиграем с нашими язычками.

    (Артикуляционная гимнастика).

    Упражнение «сосулька» - 3раза;

    Упражнение «горка для спуска» - 3 раза;

    Упражнение «ураганный ветер открывает и закрывает форточку» - 3раза.

    Стара, седа, с ледяной клюкой,

    Вьюга ковыляет бабой Ягой.

    Воет вьюга: «У-у-у-у-у-у-у» (с усилием голоса).

    Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

    Стонут берёзы: «М-м-м-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).

    Шутят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» . Стихает вьюга «У-у-у-у-у-у-у».

    Давайте ещё вспомним, как вьюга воет.

    Дети: «У-у-у-у-у-у-у-у-у».

    Логопед: Какой это звук?

    Дети: Гласный.

    Логопед: Каким цветом мы выделим гласный звук? Покажите.

    Дети показывают красные кружки.

    Логопед: Мы знаем с вами, что гласные поются и сейчас я пропою разные гласные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». Слушайте внимательно «А», «У», «О», «И», «У», «А», «У», «О».

    Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук «У».

    Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, что ещё интересного есть у белочки в сундучке. Посмотрите – картина. Мне кажется, что на этой картине художник что-то напутал.

    Чего не бывает зимой?

    Предполагаемые ответы детей:

    Не купаются в реке;

    Не цветут цветы;

    Не растут ягоды;

    Не ходят в платье;

    Не летают бабочки.

    Логопед: Хорошо, а что правильно нарисовал художник?

    Предполагаемые ответы детей:

    Кругом лежит снег;

    Голые деревья;

    На ветках сидят снегири.

    Логопед: Очень хорошо всё рассказали.

    Ребята, сегодня на занятии вы хорошо справлялись со всеми заданиями. Руслан у нас молодец, самый первый собрал картинку. Дима очень внимательно слушал. Артём чаще всех отвечал на вопросы. У Эдика получилась самая красивая сосулька. Юра внимательно слушал, когда я пела звуки, и правильно выделял гласный звук «У».

    Вы знаете, ребятки, мне кажется, что нашей белочке тоже очень понравилось, как вы сегодня занимались, и она принесла гостинцы из своего зимнего леса – это орешки. Давайте скажем ей спасибо и до свидания.


    Цели:

    • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
    • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
    • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

    Ход занятия

    I. Оргмомент

    Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

    Логопед:

    Раз, два, три, четыре, пять
    Становитесь в круг играть.

    (Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

    Наступил новый день.

    Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

    А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

    Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

    II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

    Загадка.

    Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

    Наступили холода
    Обернулась в лёд вода
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым
    Перестал медведь реветь
    В спячку впал в бору медведь
    Кто скажет, кто знает
    Когда это бывает?

    Дети: зимой

    Слайд 1. Зима.

    Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

    Звук [з] .

    Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

    Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

    Значит он какой?

    Согласный.

    А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

    А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

    В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

    III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

    Слайд 2.

    В зелёном.

    Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

    За-За-за
    Зо-зо-Зо
    зу-Зу-Зу
    ЗЫ-зы-зы

    Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

    Зы – … зи
    За – … зя
    Зо – … зё
    Зу – … зю

    Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

    IV. Подбор сравнений.

    Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

    Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

    Слайд 3.

    Летит птица – летит … снег

    Слайд 4.

    Дует человек – дует … ветер

    Слайд 5.

    Кружится балерина – кружатся … снежинки

    Слайд 6.

    Завывает волк – завывает … вьюга

    Слайд 7.

    Злится злодей – злится … мороз

    Слайд 8.

    Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

    Слайд 9.

    В зимний.

    Какую одежду мы оденем?

    Какие сапоги мы оденем?

    Какую шапку мы оденем?

    По какой дороге мы поедем?

    Слайд 10.

    По зимней.

    Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

    V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

    Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

    Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
    Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
    Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
    «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
    Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

    VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

    Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

    Слайд 11.

    Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

    VII. Дыхательное упражнение .

    Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

    Каким воздухом мы дышим зимой?

    Зимним, морозным воздухом.

    А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

    VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

    Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
    Где ты с братцами ходил
    С этим я в снегу валялся
    С этим с горочки катался
    С этим по лесу гулял
    С этим в снежки играл
    Все мы пальчики друзья
    Где они, там и я!

    IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

    Слайд 12.

    Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

    Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

    Заколдовала, запорошила.

    Каким стал лес?

    Заколдованный, сказочный, заснеженный

    А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

    X. Физкультминутка «Зима».

    Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

    Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

    Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
    Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
    Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
    Дворник улицу метёт, изобразить
    Мы катаемся на санках, изобразить
    Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
    Ловко бегаем на лыжах, изобразить
    И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

    XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

    Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

    Слайд 13.

    А З И М

    Что получилось?

    З И М А

    Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

    Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

    Два слога.

    На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

    На [а] .

    А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

    Ответы детей.

    XII. Анализ и синтез предложения.

    Слайд 14.

    Мы гуляли по зимнему лесу.
    /____________________.
    /_ _____ _ _____ ____ .
    /_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

    XIII. Итог занятия.

    Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

    Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

    Что происходит зимой в природе?

    Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

    Используемая литература:

    1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
    2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
    3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
    4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

    Конспект логопедического занятия с

    использованием компьютерных технологий по теме:

    « Зима. Зимние забавы »

    Составила и провела

    Логопед: Марченко Ирина Валерьевна.

    Участники : Дошкольники средней логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи.

    Количество детей: 6 человек

    Длительность : 20 минут.

    Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала по теме

    « Зима. Зимние забавы» .

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

    1.Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.

    2.Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.

    Образовательная область « Познавательное развитие».

    1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

    2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

    3.Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия.

    Образовательная область « Речевое развитие».

    Коррекционно-образовательная работа.

    1 .Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме « Зима. Зимние забавы».

    2 .Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию.

    3 .Воспитывать правильный умеренный темп речи.

    4 . Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

    5 .Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.

    7. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.

    8. Обучение составлению простых предложений по образцу.

    9. Стимулирование проявления речевой активности.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

    1.Учить детей дорисовывать отдельные элементы.

    2.Закрашивать контурные изображения.

    3.Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

    Образовательная область «Физическое развитие».

    1.Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью..

    Предварительная работа: изучение лексической темы « Зима.Зимние забавы», Рассматривание фотографий, слайдов, фильмов, презентаций по теме, обучение зимним играм.

    Материалы:

    ИКТ, снежный комок из ваты, заготовки изображений снеговиков с отсутствующими деталям

    Ход занятия.

    1.Знакомство с темой.

    Логопед:

    Сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

    « Посмотрите, что за чудо,

    Все кругом белым-бело.

    Крыши, улицы, деревья,

    Все дорожки замело.

    Лед сковал озера, реки,

    Во дворе метет метель.

    От мороза стынет птица,

    Веселиться птице лень.

    Солнце светит,но не греет.

    Дни короче, ночь длинней.

    Что за время года, дети?

    Подскажите мне скорей?» (зима)

    • Какие приметы зимы вы знаете. Посмотрите на картинку. Она вам поможет.(Дети вспоминают приметы зимы)

    2. Координация речи с движением

    Логопед: Ребята, посмотрите, снег пошел. Давайте поиграем.

    Белый снег пушистый, (руки перед собой. Движения кистями рук)

    В воздухе кружится. (кружатся вокруг себя)

    И на землю тихо (медленно опускаются на корточки)

    падает, ложится.

    3 . Подбор определений и глаголов. Игра со снежком(мячом).

    Логопед: Ребята, а что можно сказать о снеге? Снег какой? (Логопед кидает снежок каждому ребенку)

    (Дети пушистый, белый, мокрый, холодный, мягкий, сверкающий...)

    Логопед: А что снег может делать?

    (Дети: кружиться, блестеть, таять, летать, сверкать, ложиться, хрустеть. Переливаться...)

    Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце.(логопед раздает снежинки).

    А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать.(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

    Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

    Как вьюга затихает.

    Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом.(дети « греют» руки теплой воздушной струей).

    5.Сюрпризный момент.

    Логопед. Ребята, отгадайте загадку. Если угадаете, то у нас появится гость.

    « Человечек озорной,

    Неразлучен он с метлой,

    Жить в тепле он не привык.

    Кто пришел к нам? (снеговик)

    Логопед: Молодцы, угадали загадку! И снеговик появился, чтобы с нами поиграть.

    / На мультимедийном устройстве появляется слайд/

    4.Отгадывание загадок.

    Логопед: Зима - морозная пора, но очень веселая! Много игр, развлечений забав зимой! Снеговик загадает загадки о своих любимых зимних забавах. Если вы угадаете загадку, то отгадка появится.

    • Два березовых коня

    По снегам несут меня.

    Кони эти рыжи,

    А зовут их........ (лыжи)

    /на мультимедийном устройстве появляется слайд//

    • Зима в подарок нам дает

    Румяные деньки.

    Скорей на снег, скорей на лед.

    На лыжи и ….....(коньки)

    / на мультимедийном устройстве появляется отгадка/

    • Сажусь и качусь,

    С горы я мчусь.

    Но это не санки,

    А просто.......... (ледянка)

    /на мультимедийном устройстве появляется слайд/

    • ОЙ, насыпало снежка!

    Вывожу коня- дружка.

    За веревочку –узду

    Через двор коня веду.

    С горки вниз на нем лечу,

    А назад его тащу. (санки)

    / на мультимедийном устройстве появляется слайд/

    Логопед: А какие зимние забавы любите вы? Вспомните и те, о которых забыл снеговик.(дети отвечают по одному).

    1. Координация речи с движением. Развитие общей моторики.

    Логопед:

    Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (показывают крышу над головой)

    Снег на улице идет (Потряхивающие движения кистями рук сверху вниз)

    Дворник улицу метет (имитация движения)

    Мы катаемся на санках (Дети приседают)

    Пишем на катке круги (имитация катания на коньках)

    Ловко бегаем на лыжах (имитация движения)

    И играем все в снежки. (дети лепят и бросают снежки).

    1. Развитие зрительного внимания, « нелепицы»

    Логопед: Ребята, снеговик нарисовал интересную картину, но мне кажется на ней много ошибок. Найдите их.

    /на мультимедийном устройстве появляется слайд/

    1. Употребление существительных в родительном падеже.

    Логопед: Ребята, нашему снеговичку очень грустно одному.

    Давайте сделаем ему друзей, точь в точь как наш снеговик. Я начала их рисовать, но закончить не успела. Помогите мне.

    Логопед, обращаясь к каждому ребенку: Чего нет у твоего снеговика?

    (У моего снеговика нет ведра, ….метлы, рук, носа, глаз.

    Я дорисую снеговику ведро…......Дети дорисовывают снеговиков.)

    1. Итог занятия.

    Дети благодарят снеговика за интересную игру и дарят рисунки.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их........

    Зима в подарок нам дает Румяные деньки. Скорей на снег, скорей на лед. На лыжи и …

    Сажусь и качусь, с горы я мчусь. Но это не санки, А просто.......... (ледянка)

    ОЙ, насыпало снежка! Вывожу коня- дружка. За веревочку -узду через двор коня веду. С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. . (санки)