Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Воображение: понятие, функции, виды, операции (агглютинация, гиперболизация, типизация, схематизация, акцентирование) Воображение образ воображения пример агглютинации

Наряду я образцами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и новые образы. Это образы воображения.

Воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение – основная характеристика памяти, преобразование – основная характеристика воображения. Таким образом основная характеристика памяти это воспроизведение, основная характеристика воображения это преобразование. Все образы воображения опираются на представления памяти, т.е. воображение это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспринимал в прошлом, но все образы, так или иначе опираются на образы памяти.

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтезическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создатся образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям:

Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшего развития в детских играх.

Активное воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное (это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме картине, данное воображение позволяет людям обмениваться опытом, знаниями), и творческое (это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение разделяется на такие виды как мечта (направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности), фантазия (желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим).

Основные способы создания нового образа:

Агглютинация – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств (например сказочные образы: дракон, ковер-самолет).

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт, этот способ лежит в основе создания карикатур, шаржей. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: утрирование (намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека), преувеличение или приуменьшение (дюймовочка, мальчик-с-пальчик), типизация (обобщение и эмоциональная насыщенность образа, наиболее сложный путь создания образа творческого воображения).

Таким образом, воображение это познавательный процесс, который индивидуален у каждого человека. Индивидуальные особенности воображения могут выражаться в степени легкости и трудности возникновения воображения, характеристикой самого создаваемого образа, область создания нового образа.

20.Речь. Виды речи. Связь мышления с речью.

Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Различают две функции речи, тесным образом связанные между собой.

1. Коммуникативная функция - осуществление процесса общения между людьми.

Она делиться на: информационную (передача различной информации, знаний);

выразительную (передача чувств, отношений говорящего к объекту высказывания) и функция волеизъявления (направлена на прямое подчинение слушателя);

2. Сигнификативная (семантическая) функция - когда речь становиться средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и т.д.

Механизм речи содержит три различных звена:

Восприятие речи;

Произношение речи;

Внутриречевое звено.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от то, того употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь.

Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями, та например при устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова, при письменной же речи человек лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию. Мимику, жесты). Поэтому она менее выразительна, чем устная, но письменная речь позволяет проводить более длительную и тщательную работу на словесным выражением мыслей.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. Данная речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Как правило монологическая целенаправленна, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Т.е. внутренняя речь это словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений.

Речь неразрывно связана с мышлением. Выделяя нечто общее в предметах или явлениях, человек обозначает его словами. Речь является формой мышления. Его орудием. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Т.е. речь помогает мыслить. Но неразрывная связь мышления с речью не означает, что мышление сводится к речи.

Понятие агглютинации встречается не только в гематологии. — склеивание частичек крови под воздействием внешних воздействий, которые в повседневной жизни сами по себе не склеиваются. Данное явление довольно распространено в природе в целом и в человеческой природе в частности.

Воображение обладает активной внутренней природой. Стимуляторами этого процесса человека являются жизненная необходимость и различные мотивы. Осуществление стимуляции воображения происходит при помощи использования человеком психических действий, которые именуются созданием образов. К таким приемам и относится агглютинация.

Что касается агглютинации в психологии , или второе название комбинирование — прием, при котором происходит создание воображаемого образа при помощи объединения от исходных существующих в реальности объектов или их элементов в единое целое. Путем применения комбинирования созданы большинство сказочных образов, среди которых русалки, избушки на курьих ножках, кентавры и т.п.

Агглютинация в психологии: понятие, причины

Агглютинация в психологии представляет собой понятие характеризующееся явлением сплавления в единое целое различных мыслей, слов или их частей. Это явление наблюдается при выявлении у человека шизофрении или же при выявлении очаговых корковых нарушениях функций речи. Преобразование реальных объектов и самой реальности в воображении не является произвольным изменением, этот процесс имеет определенные пути, отображающиеся в способах, используемых при осуществлении преобразования.

Один из приемов — комбинирование, оно является достаточно распространенным приемом изменения человеческим воображением реальности. Он применим в научной деятельности, худтворчестве, техизобретательстве. Например, Л.Н. Толстой не скрывал что при создании образа Н. Ростовой — героини романа «Война и мир», одни элементы черт героини он взял от жены, а иные у родной сестры жены. Смешав их, и создав единое целое, он получил образ героини романа.

Агглютинация не представляет собой случайный выбор, а является подбором целенаправленным заранее продуманных черт. Писатель осуществляет его осознанно, при этом им руководит идея, замысел или композиция произведения. Иногда тенденция, которая определяет и регулирует новые сочетания элементов человеческого воображения, начинает работать неосознанно, но всегда присутствует и заключена в мотивах, которые определяют непосредственно воображение человека.

Сторонники атомистической концепции склоняются к тому, что комбинирование является единственным приемом, который преобразует деятельность человеческого воображения. Согласно этой концепции само комбинирование сведено к лишь новым сочетаниям и перегруппировкам элементов. Несомненным является тот факт, что для использования такого приема как агглютинация человеческим воображением ему требуется определенный опыт. Именно наличие опыта является той стартовой площадкой, которая позволяет использовать комбинирование в качестве приема для создания образов.

По этой причине можно утверждать, что чем богаче жизненный опыт, тем богаче человеческое воображение этого индивидуума . Но признание такой зависимости человеческого воображения от наличия опыта не должно приводить к тому, что комбинирование признается только, как прием, определяющий только перемещение и перегруппировки различных элементов. Такой подход большим количеством психологов считается ошибочным. При таком подходе агглютинация в психологии воспринимается как чисто механическое явление, приводящее к процессу перегруппировки уже известных и неизменных признаков.

Дело в том, что восприятие человеком действительности не заключается в понимании неизменных агрегатов. Все элементы реальности, которыми пользуется человеческое воображение, подвержены изменению и непостоянству и эти изменения являются многоликими и разнообразными.

Агглютинация в психологии является лишь тем механизмом, который позволяет подчинить воображение какой-то тенденции, которая определяет весь спектр комбинируемых признаков и придает им смысл.

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст.

Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик).

Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе (широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение (акцентирование) – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Закономерности развития воображения

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

В зависимости от степени активности и осознанности человеком новых образов различают активное и пассивное воображение. При пассивном воображении создаются образы, которые не воплощаются в жизнь, программы, которые не реализуются. Примером пассивного воображения служат фантазии, мечты, грезы, сны, галлюцинации. Прекрасным примером пассивного воображения является Манилов - человек, который рисует себе выдуманную жизнь, где ему все удается, все ему завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в реальной жизни в настоящее время.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это образ, который человек строит, основываясь на уже готовом описании. Создавая образ по описанию, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, устную и т.д.) имеющимися у него знаниями, опытом. Чем больше запас знаний, опыт, тем ярче и богаче образ, который рисует себе человек. Полнота, содержание и яркость образа зависят и от художественного мастерства автора. Творческое воображение - это создание нового, оригинального образа, идеи.

Рис. 1.

Развитие воображения

Долгое время в науке господствовала идея о невозможности алгоритмизации и обучения воображению. Французский психолог Г. Рибо писал: "Что касается до "методов изобретения", то их на самом деле не существует, в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров". Воображение иногда называют "прихотливой способностью", подчеркивая тот факт, что воображение действует без заметного детерминизма. Именно поэтому воображению приписывают самопроизвольность. Практически невозможно заставить себя вообразить или не воображать что-либо. Процесс начинается как бы сам собой.

Постепенно эта точка зрения была опровергнута. Английский ученый Г. Уоллес, изучая, как знаменитые ученые делали свои открытия, выделил четыре стадии процесса творчества:

  • 1) подготовка (зарождение идеи);
  • 2) созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений);
  • 3) озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  • 4) проверка.

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза.

В конечном счете процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетичесский характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого - склеивание). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. О приеме агглютинации хорошо высказался художник Леонардо да Винчи: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". Л.Н. Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе "Война и мир" он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие - у ее сестры Татьяны, "перетолок" и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличим объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшим (литота). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда изображается герой могучего телосложения, ростом "выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего", со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулливера".

Жил-был слон,

Не громадный слон, а маленький, маленький, Маленький слон, чуть побольше мышонка. Одуванчик над ним в небесах расцветал, А комар вертолетом громадным жужжал, А трава для него просто лес, просто лес. Просто сразу пропал, если в чащу залез.

Э. Успенский

Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе "итальянца", "англичанина", "китайца" или представителя любой другой нации. Однако если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ трансформируется. По этому поводу A.M. Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесять человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы". Тип - это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

Для успешной адаптации в нестабильном обществе требуется высокий уровень креативности. Сегодня остро встает вопрос обучения как приемам, так и методам творческого мышления. Для обучения творческому мышлению разработано много способов. Один из самых известных - "мозговой штурм", или "брейнсторминг". Метод и термин "мозговой штурм", или "мозговая атака", предложен американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа). Им было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, очень профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций - все это сдерживает творчество и заставляет работать по шаблону. Диалог в условиях "мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего убрать преграду, высвободить творческую энергию участников для решения творческой задачи.

В настоящее время выработано несколько модификаций метода "мозговой атаки".

В работе необходимо оптимально сочетать логику и интуицию. В условиях генерирования идей желательно ослабить активность логического мышления и всячески поощрять интуицию. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ выдвинутых идей.

Несомненным достоинствам этого метода является то, что он позволяет обучаться приемам творческого мышления в группе. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Для развития креативности наряду с мозговым штурмом столь же часто используют метод эвристических вопросов. Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов". В практике обучения их еще называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею правильного ответа.

Эвристические вопросы широко использовали в своей научной и практической деятельности еще Сократ и древнеримский философ Квинтилиан. Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых вопросов (эвристических): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

  • 1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
  • 2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).
  • 3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).

Эвристические вопросы должны стимулировать решение творческих задач.

  • 1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Полезно сделать чертеж. Важно ввести подходящие обозначения. Разделить условие на части, постараться записать их.
  • 2. При поиске идеи решения и при составлении плана решения важно найти связь между данным и неизвестным. Спросите себя: известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее решения? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?
  • 3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?
  • 4. Всегда нужно контролировать полученное решение. Спросите себя: можно ли проверить результат? Можно ли проверить ход решения? Можно ли получить тот же результат иначе? Можно ли проверить правильность полученного результата? Можно ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.

Большой вклад в разработку методов развития творческого мышления детей внес П. Торренс. Он предлагал на первом этапе работы с детьми давать им задачи на решение анаграмм (поиск слова в бессмысленной последовательности букв). Затем по картинкам испытуемый должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемым предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Торренс считал, что такая организация занятий позволит освободить человека от задаваемых обществом рамок и он начнет мыслить творчески и нестандартно.

Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т.п.

Многие тренинги креативности построены на основе игры. Игра, как никакая другая деятельность, заставляет придумывать новое, фантазировать, творить.

Как бы ни была совершенна методика обучения творчеству, очевидно, что творческая деятельность требует определенных личностных особенностей и большого труда от человека. Важны такие качества, как любознательность и упорство. Творческие люди видят проблему там, где другим все ясно и понятно. Они могут взглянуть на ситуацию совершенно под другим углом зрения, нежели большинство людей.

Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку- "липучку". Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов у него получилась "липучка".

Многие выдающиеся личности описывают процесс творчества как каждодневную тяжелую, почти рутинную работу. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы. Творчество и фантазия, по-видимому, не существуют без систематического труда.

Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.

Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, например, в классической комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда - это тоже результат гиперболизации.

Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация - выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А. Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.

Воображение тесно связано с другими сферами психики и другими познавательными процессами - эмоциями, с памятью и мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, скрытыми упреками в абсолютно нейтральных фразах и ситуациях. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голоса или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. В этом плане характерен пример Б. М. Теплова, рассказавшего о мальчике семи - восьми лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского в монастырь, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие пострижения в монахи, незнакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Это крайне яркий и наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.

Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способности, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативность отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.

Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи- восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Выше уже упоминалось о данных Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:

● оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

● семантическая гибкость - способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;

● образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

● семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Впоследствии характеристика креативности была дополнена способностью к обнаружению и постановке проблем и способностью к усовершенствованию путем добавления деталей.

Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.