Методика какой я результаты исследования. Методика «Какой Я?» (Р.С

Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков.

Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкалах представлены следующие качества личности: умный, красивый, добрый, честный.

Критериями оценки задания является:

Характер самооценки.

По методике характер самооценки определяется в соответствии со ступенью, выбранной ребенком и оценивался как высокий, низкий, средний. В методике использовалась бальная оценка (по Р.С. Немову).

Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранных по всем качествам личности.

Уровни самооценки:

10 баллов – очень высокий;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 баллов – средний;

2 – 3 баллов – низкий;

0 – 1 баллов – очень низкий.

Результаты исследования самооценки распределяются по 5 уровням.

3. тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»

Цель. Выявить количественное выражение уровня самооценки.

Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность,несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость,трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Порядок исследования. Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки № 1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под № 1 и т.д. Под № 20 должно стоят то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя.

После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку X2. в ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т.д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки № 2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).

В колонке № 4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1-7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. в этом случае d будет равно 20-2=18 и т.д.

В колонке № 6 подсчитывается сумма d², то есть

∑ d²= d1 ² + d2 ² + d3 ² + … + d20 ²

Качества


Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной) Результаты мето...

Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской психологии
Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общ...

Умение 5
Ситуация 1. Завершите формулу простого категорического силлогизма. Замените символически выраженные логические термины понятиями так, чтобы в результате прийти к осмысленному заключению. M a P S a M ? Решение: № Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму 1 Завершение формулы простого...

Методика «Объем внимания» (по Шульте)

Цель : Определение объема динамического внимания.

Диапазон применения : Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование : Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.

Образцы таблиц

Процедура эксперимента : Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»

Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.

Образец протокола

№ таблицы

Время поиска цифр (сек.)

Обработка результатов

1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).

Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:

Характеристика объема внимания

Ниже среднего

Выше среднего

Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку

Объем внимания взрослых

Объем внимания младших школьников

Объем внимания взрослых

Вывод : В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.

    Память

Методика "Определение типа памяти"

Цель: определение преобладающего типа памяти.Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

    Мышление

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.

    Когнитивные стили мышления

Чтобы успешно строить отношения с окружающими, ребёнок должен в первую очередь адекватно воспринимать и оценивать собственную личность и поступки. Но как определить, насколько малыш объективен к самому себе? В детском возрасте на самоотношение влияет множество факторов. Простым и информативным способом выявления самооценки ребёнка является методика «Какой я?».

Суть методики исследования самоотношения Р.С. Немова «Какой я?»

Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте писал: «Кто чувствует собственную значимость, тот и становится значимым для других».

Для определения самоотношения ребёнка очень удобно пользоваться методикой «Какой я?» Роберта Семёновича Немова - доктора психологических наук, члена Академии педагогических и социальных наук России, специалиста в области изучения вопросов общей психологии. Диагностика может проводиться, начиная с дошкольного возраста детей, в качестве одного из инструментов определения готовности малыша к школе, а также при переходе в 5 класс, когда ребёнок сталкивается с необходимостью приноравливаться к новому коллективу учителей и, возможно, учеников, если в среднем звене, например, предполагается специализация обучения. Тестирование заключается в вербальной оценке (в устной форме для малышей и письменной для учеников среднего звена) испытуемым 10 качеств личности, которые предлагаются экспериментатором.

Процедура проведения теста среди дошкольников, младших школьников и старших детей

Тестирование среди дошкольников и младших школьников проводится индивидуально, так как в процессе его проведения взрослому придётся параллельно отмечать выбранные испытуемым ответы. А в среднем звене можно организовывать прохождение теста в малых группах, в этом возрасте детям под силу самостоятельно выставлять показатели в личные протоколы.

Детям озвучивается или выдаётся в письменном виде список, состоящий из 10 качеств личности, которые необходимо оценить, «примерив» на себя:

  • хороший;
  • добродушный;
  • умный;
  • опрятный;
  • покладистый;
  • внимательный;
  • вежливый;
  • способный;
  • работоспособный;
  • искренний.

Названия качеств для испытуемых дошкольного возраста (а иногда и младшего школьного) можно немного упростить и расширить, заменив «добродушный» на «добрый», «опрятный» на «аккуратный» и так далее.

Чтобы получить объективные данные, экспериментатор должен чётко объяснить испытуемому, как проходит тестирование. Инструкция для дошколят и младших школьников:

  1. Экспериментатор даёт задание: «Сейчас я буду называть тебе качества человека, а ты, подумав, скажешь, какие из них относятся к тебе. Какой ты?».
  2. Затем взрослый поясняет: «Можно использовать слова «да», «нет», «иногда» и «не знаю»».
  3. После чего организатор уточняет: «Не торопись, внимательно послушай, о чём идёт речь, и произнеси вслух ответ».
  4. Экспериментатор называет качество, убеждаясь, что ребёнку знакомо значение слова.
  5. После ответа испытуемого взрослый делает соответствующую пометку в протоколе.

Инструкция для школьников среднего звена:

  1. Детям выдаются протоколы, которые подписываются испытуемыми.
  2. Организатор объясняет, что за каждое качество ребёнок должен выставить себе оценку, но не простую, а словесную («да», «нет», «иногда», «не знаю»).
  3. Экспериментатор обращает внимание ребят на то, что над ответами не стоит долго думать, лучше отмечать первое слово из возможных, пришедшее в голову.
  4. Далее взрослый убеждается, что ребятам знакомы значения всех характеристик, и дети приступают к выполнению теста.
  5. После того как все завершат работу, протоколы собираются.

Файл: Образец протокола для тестирования

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, за «нет» - 0, а за «не знаю» и «иногда» - 0,5 балла. Результаты складываются, и на основании суммы делается вывод об уровне самооценки ребёнка:

  • 10 очков - завышенный;
  • 8–9 очков - высокий;
  • 4–7 очков - нормальный;
  • 2–3 очка - низкий;
  • 0–1 очко - неадекватно низкий.

Взрослый также может оценить, насколько адекватен испытуемый, обратив внимание на дополнительные слова в ответах, если тестирование проводилось устно. Так, положительные утверждения, касающиеся послушания и честности, говорят об объективном отношении ребёнка к себе. А вот если тестируемый утверждает, что он всегда честен и послушен, то можно сделать вывод: испытуемый зачастую некритичен к себе.

Чтобы определить степень объективности самооценки, можно сравнить ответы дошкольника или школьника с теми, которые дадут о нём родители. Такое дополнение не предусмотрено оригинальной методикой, однако практикующие детские психологи на опыте доказали, что результаты взрослых помогают лучше понять особенности отношения их детей к самим себе.

Методика «Какой я?» позволяет определить, насколько адекватно ребёнок относится к самому себе. По результатам теста дошкольника можно сделать вывод о том, как маленький человечек будет ощущать себя в коллективе, воспринимать критику. Для детей постарше диагностику рекомендуется проводить, подкрепляя беседой с родителями испытуемого - так картина личностных качеств получается полнее.