Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков.
Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкалах представлены следующие качества личности: умный, красивый, добрый, честный.
Критериями оценки задания является:
Характер самооценки.
По методике характер самооценки определяется в соответствии со ступенью, выбранной ребенком и оценивался как высокий, низкий, средний. В методике использовалась бальная оценка (по Р.С. Немову).
Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранных по всем качествам личности.
Уровни самооценки:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 баллов – низкий;
0 – 1 баллов – очень низкий.
Результаты исследования самооценки распределяются по 5 уровням.
3. тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки»
Цель. Выявить количественное выражение уровня самооценки.
Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность,несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость,трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Порядок исследования. Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.
После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки № 1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под № 1 и т.д. Под № 20 должно стоят то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя.
После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку X2. в ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т.д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки № 2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).
В колонке № 4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1-7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. в этом случае d будет равно 20-2=18 и т.д.
В колонке № 6 подсчитывается сумма d², то есть
∑ d²= d1 ² + d2 ² + d3 ² + … + d20 ²
Качества | |||||
Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты мето...
Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской
психологии
Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общ...
Умение 5
Ситуация 1.
Завершите формулу простого категорического силлогизма. Замените символически выраженные логические термины понятиями так, чтобы в результате прийти к осмысленному заключению.
M a P
S a M
?
Решение:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Завершение формулы простого...
Методика «Объем внимания» (по Шульте)
Цель : Определение объема динамического внимания.
Диапазон применения : Методика используется для обследования как взрослых испытуемых, так и школьников, начиная с младшего школьного возраста.
Оборудование : Секундомер, указка, 5 таблиц Шульте. Каждая таблица представляет собой квадрат (ориентировочный размер - 20х20 см), разделенный на 25 клеток. В каждой таблице в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной тушью. Таблица №1 используется для инструктажа, таблицы №№ 2-5 - для экспериментального обследования.
Образцы таблиц
Процедура эксперимента : Эксперимент проводится индивидуально. Испытуемому показывают таблицу №1 и одновременно сообщают инструкцию: «Перед тобой таблица. В таблице вразброс, в случайном порядке, расположены числа от 1 до 25. Твоя задача - находить все числа по порядку, показывать их указкой и одновременно вслух называть. Например... Старайся работать как можно быстрее. Есть вопросы?»
Затем испытуемому последовательно предъявляются четыре таблицы (№№2-5). По каждой из таблиц экспериментатор фиксирует время выполнения задания и заносит результаты в протокол.
Образец протокола
№ таблицы |
Время поиска цифр (сек.) | |
Обработка результатов
1. Подсчитывается суммарное время поиска цифр по всем четырем таблицам. Этот показатель характеризует объем внимания испытуемого. Чем меньше время выполнения задания, тем больше объем. Чтобы сделать вывод о степени соответствия объема внимания конкретного испытуемого возрастной норме, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.
2. Возможен иной вариант обработки. Он состоит в том, что суммарное время выполнения задания по специальной таблице переводится в шкальную оценку, а затем интерпретируется шкальная оценка. Однако такая стандартизация результатов проведена на двух возрастных группах: младших школьниках и взрослых в исследовании С.А. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко. Поэтому приводимая ниже таблица может быть использована только как ориентировочная. Перевод результатов в шкальную оценку проводиться с целью сравнения уровня объема внимания данного испытуемого и других свойств его внимания (см. методику «Корректурная проба»).
Интерпретация шкальной оценки проводится традиционно:
Характеристика объема внимания |
|
Ниже среднего |
|
Выше среднего |
|
Таблица для перевода времени выполнения задания в шкальную оценку
Объем внимания взрослых |
Объем внимания младших школьников |
Объем внимания взрослых |
|||
Вывод : В выводе указывается на соответствие или на несоответствие объема внимания испытуемого возрастной норме.
Память
Методика "Определение типа памяти"
Цель: определение преобладающего типа памяти.Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.Для запоминания на слух : машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.Для запоминания при моторно-слуховом восприятии : пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Мышление
Методика "Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова:
Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление. Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.
Когнитивные стили мышления
Чтобы успешно строить отношения с окружающими, ребёнок должен в первую очередь адекватно воспринимать и оценивать собственную личность и поступки. Но как определить, насколько малыш объективен к самому себе? В детском возрасте на самоотношение влияет множество факторов. Простым и информативным способом выявления самооценки ребёнка является методика «Какой я?».
Суть методики исследования самоотношения Р.С. Немова «Какой я?»
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гёте писал: «Кто чувствует собственную значимость, тот и становится значимым для других».
Для определения самоотношения ребёнка очень удобно пользоваться методикой «Какой я?» Роберта Семёновича Немова - доктора психологических наук, члена Академии педагогических и социальных наук России, специалиста в области изучения вопросов общей психологии. Диагностика может проводиться, начиная с дошкольного возраста детей, в качестве одного из инструментов определения готовности малыша к школе, а также при переходе в 5 класс, когда ребёнок сталкивается с необходимостью приноравливаться к новому коллективу учителей и, возможно, учеников, если в среднем звене, например, предполагается специализация обучения. Тестирование заключается в вербальной оценке (в устной форме для малышей и письменной для учеников среднего звена) испытуемым 10 качеств личности, которые предлагаются экспериментатором.
Процедура проведения теста среди дошкольников, младших школьников и старших детей
Тестирование среди дошкольников и младших школьников проводится индивидуально, так как в процессе его проведения взрослому придётся параллельно отмечать выбранные испытуемым ответы. А в среднем звене можно организовывать прохождение теста в малых группах, в этом возрасте детям под силу самостоятельно выставлять показатели в личные протоколы.
Детям озвучивается или выдаётся в письменном виде список, состоящий из 10 качеств личности, которые необходимо оценить, «примерив» на себя:
- хороший;
- добродушный;
- умный;
- опрятный;
- покладистый;
- внимательный;
- вежливый;
- способный;
- работоспособный;
- искренний.
Названия качеств для испытуемых дошкольного возраста (а иногда и младшего школьного) можно немного упростить и расширить, заменив «добродушный» на «добрый», «опрятный» на «аккуратный» и так далее.
Чтобы получить объективные данные, экспериментатор должен чётко объяснить испытуемому, как проходит тестирование. Инструкция для дошколят и младших школьников:
- Экспериментатор даёт задание: «Сейчас я буду называть тебе качества человека, а ты, подумав, скажешь, какие из них относятся к тебе. Какой ты?».
- Затем взрослый поясняет: «Можно использовать слова «да», «нет», «иногда» и «не знаю»».
- После чего организатор уточняет: «Не торопись, внимательно послушай, о чём идёт речь, и произнеси вслух ответ».
- Экспериментатор называет качество, убеждаясь, что ребёнку знакомо значение слова.
- После ответа испытуемого взрослый делает соответствующую пометку в протоколе.
Инструкция для школьников среднего звена:
- Детям выдаются протоколы, которые подписываются испытуемыми.
- Организатор объясняет, что за каждое качество ребёнок должен выставить себе оценку, но не простую, а словесную («да», «нет», «иногда», «не знаю»).
- Экспериментатор обращает внимание ребят на то, что над ответами не стоит долго думать, лучше отмечать первое слово из возможных, пришедшее в голову.
- Далее взрослый убеждается, что ребятам знакомы значения всех характеристик, и дети приступают к выполнению теста.
- После того как все завершат работу, протоколы собираются.
Файл: Образец протокола для тестирования
Обработка и интерпретация результатов
За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, за «нет» - 0, а за «не знаю» и «иногда» - 0,5 балла. Результаты складываются, и на основании суммы делается вывод об уровне самооценки ребёнка:
- 10 очков - завышенный;
- 8–9 очков - высокий;
- 4–7 очков - нормальный;
- 2–3 очка - низкий;
- 0–1 очко - неадекватно низкий.
Взрослый также может оценить, насколько адекватен испытуемый, обратив внимание на дополнительные слова в ответах, если тестирование проводилось устно. Так, положительные утверждения, касающиеся послушания и честности, говорят об объективном отношении ребёнка к себе. А вот если тестируемый утверждает, что он всегда честен и послушен, то можно сделать вывод: испытуемый зачастую некритичен к себе.
Чтобы определить степень объективности самооценки, можно сравнить ответы дошкольника или школьника с теми, которые дадут о нём родители. Такое дополнение не предусмотрено оригинальной методикой, однако практикующие детские психологи на опыте доказали, что результаты взрослых помогают лучше понять особенности отношения их детей к самим себе.
Методика «Какой я?» позволяет определить, насколько адекватно ребёнок относится к самому себе. По результатам теста дошкольника можно сделать вывод о том, как маленький человечек будет ощущать себя в коллективе, воспринимать критику. Для детей постарше диагностику рекомендуется проводить, подкрепляя беседой с родителями испытуемого - так картина личностных качеств получается полнее.