Вагонка деревянная. Размеры вагонки из сосны: ширина, толщина

Отделка внутренних и внешних поверхностей здания – важный этап строительства. Именно от качества отделочных материалов зависит микроклимат в помещениях, комфортность интерьеров, внешний вид строения.

Вагонка из сосны делает интерьер теплым и уютным

Как выбрать качественный материал для отделки

Вагонка по праву заняла лидирующее положение среди отделочных материалов. Как облицовочный материал она успешно выполняет ряд важных функций:

  1. Декоративная. Облицованная вагонкой структурированная поверхность хорошо смотрится, а широкая размерная линейка изделий позволяет создавать интересные композиционные сочетания.
  2. Технологическая. Под отделочным слоем найдется место для коммуникаций, не выставляя их на всеобщее обозрение.
  3. Защитная. Облицовка улучшает звукоизоляционные и теплозащитные характеристики строения.
  4. Эксплуатационная. Срок службы вагонки весьма значительный, во многом зависит от материала, из которого она изготовлена.

Сосновая вагонка – лучший материал для облицовки

Потребительские качества вагонки определяет материал изготовления:

  • пластик;
  • натуральное дерево.

При несомненных достоинствах других материалов натуральная древесина для внутренней отделкилучший вариант. В большинстве случаев для отделки используется древесина хвойных пород.


Хвойная вагонка

Преимущества хвойной древесины очевидны:

  1. Пропитанная смолой внутренняя структура древесины не гниет.
  2. Сучков в ней значительно меньше, чем в других породах.
  3. Цвет сосны – позитивный, придающий интерьеру теплоту и уют. К нему легко подобрать остальные элементы интерьера. Золотистые оттенки сосны замечательно сочетаются с яркими и пастельными тонами, за исключением желтого и золотистого, которые теряются на их фоне.
  4. Благодаря способности сосны регулировать влажность, в помещении сложится оптимальный микроклимат.
  5. Сосновая вагонка – самый дешевый и легкообрабатываемый материал.
  6. Приятный запах смолистой древесины способствует созданию уюта.

Конфигурация и параметры

Вагонка – тонкая обрезная доска с обработанной поверхностью и фиксированными размерами. Специфической особенностью каждой панели является наличие паза и гребня, благодаря которым происходит сборка облицовочной поверхности. У евровагонки, в отличие от обычной, размер пазо-гребневого соединения больше в 1,5-2 раза, то есть соединение получается более глубокое.

Для обеспечения свободной циркуляции воздуха в каждой панели имеются вентиляционные пазы. По характеру профиля вагонка подразделяется на 3 вида:

  • евро – открытый гребень соединения выступает как элемент декора;
  • штиль обеспечивает плотное без зазоров соединение;
  • колхозница – панели так же плотно прилегают друг к другу, но их ширина меньше.

Геометрические параметры панелей принимаются в соответствии с ГОСТом 8242-88. В зависимости от производителей ширина обычной панели имеет 50-150 мм; толщина 12-25 мм.


Вагонку из сосны выполняют в разных профилях, один из них — штиль

Евровагонка имеет строго фиксированные размеры. В соответствии с европейскими стандартами ее ширина – 80, 100, 110, 120 мм. Толщина – 13, 16, 19 мм.

При выборе материала полезно обратить внимание на отклонения линейных размеров, которые по толщине и ширине не допускаются более 1 мм и 3мм на 1 м длины. В противном случае возникнут сложности при установке панелей.

Более тонкие панели больше подходят для внутренней обшивки помещений, толстые – для наружных фасадов. Как элемент декора более интересна широкая вагонка, так как на облицованной поверхности хорошо просматривается текстура материала, красота извилистых волокон. Стоимость отделки рассчитывают на 1 кв. м. Она зависит от размеров (ширины, длины) панели, ее класса и вида.

Для отделки помещения как внутри, так и снаружи, часто используют деревянную вагонку. Это замечательный натуральный материал, красивый и экологичный. Вагонка представляет собой гладкую или рельефную доску различной длины, у которой с одной стороны находится гребень, а с другой – паз. Благодаря соединению паз-гребень получается сплошное покрытие. С внутренней стороны каждая доска имеет пропилы для снятия напряжений в материале и вентиляции.

Чтобы такая отделка долго сохраняла свой внешний вид, нужно правильно выбрать вид вагонки.

Виды деревянной вагонки по материалу:

  • Вагонка может изготавливаться из хвойных пород дерева: ель, сосна, лиственница, кедр. Сосна и ель содержат смолу, которая может появиться на поверхности изделия. Поэтому такой вагонкой лучше обшивать наружные стены дома. Кроме того, смолянистая древесина лучше противостоит внешним воздействиям и не темнеет со временем.
  • Вагонка из древесины лиственных пород используется для внутренней отделки. Ольха, липа, ясень и другие породы дерева создадут очень комфортный микроклимат в помещении. Некоторые виды древесины, например, липу или осину, лучше использовать в парилке или сауне, т. к. они почти не нагреваются. Вагонка из ясеня имеет красивый оттенок и довольно большую плотность, почти как у дуба. Производят и вагонку из ценных пород дерева – дуба и бука. Это дорогостоящий материал, но он позволяет создать благородный и представительный интерьер. Так можно оформить, например, стены кабинета в загородном доме.


Существуют различные виды вагонки по форме профиля:

  • стандарт – это вагонка с ровной поверхностью. Она напоминает деревянный брус. Поверхность стены, отделанной такой вагонкой, выглядит практически гладкой.
  • софтлайн отличается от стандарта закругленными углами, что создает своеобразный рельеф.
  • вагонка ландхауз, что можно перевести, как деревенский дом, имеет продольные выемки и слегка выпуклый край. Это создает красивый рисунок на стене.
  • американка имитирует обшивку «внахлест». Так принято обшивать дома в Америке. Эта вагонка крепится горизонтально. Этот вид хорошо защищен от попадания осадков внутрь обшивки, т. к. каждый стык прикрыт выступом верхней доски.
  • блокхаус имеет закругленный профиль и похож на оцилиндрованное бревно. Обшивка такой деревянной вагонкой делает дом похожим на сруб.
  • недавно появился такой вид, как «деревянные обои». Этот вид вагонки используется только для внутренней отделки. Существуют модели «волна» и «домик», панели с тиснением, брашированием или резьбой. С помощью таких панелей можно отделать комнаты не только в загородном коттедже, но и в городской квартире и придать ей уют деревянного дома.


Существует особый вид вагонки – евровагонка. Ее отличает более глубокий паз и более длинный шип. Она изготавливается по улучшенной технологии с применением наиболее качественных материалов. Евровагонка выпускается самых разнообразных размеров, профилей и может быть изготовлена из различных видов древесины.

Классы вагонки в зависимости от качества древесины:

  • экстра, или ноль – это класс пиломатериалов, при изготовлении которых используется древесина без сучков, сердцевины, трещин, смоляных пятен, синевы и других пороков.
  • древесина класса А может содержать не больше одного сучка на 1,5 м. Она тоже не должна содержать сердцевины, но допускается наличие несквозных трещин и смоляных карманов, не более двух на 1,5 м.
  • класс В допускает наличие до 4 сучков и механические повреждения на поверхности. А также одно контрастное пятно.
  • самый недорогой, но наименее качественный класс С допускает содержание 2 невыпадающих сучков и неограниченное количество несквозных трещин, смоляных мешочков и механических повреждений.


Вагонка деревянная размеры

Российская промышленность производит вагонку в соответствии с ГОСТом 8242-88.

Толщина вагонки может быть в пределах 12–25 мм, ширина не более 150 мм, а длина варьируется от 600 до 6000 мм. Вид вагонки с толщиной 20–25 мм называют «колхозницей».

Для отделки внутренних помещений используют панели толщиной до 16 мм, а для наружных работ более толстые.

Вагонка естественной влажности обычно выпускается размером 20х96х6000 мм. Сухая вагонка чаще всего имеет толщину 12,5 мм, ширину 96 мм и различную длину: 2100, 2400, 2500, 2700, 3000 или 6000 мм.


Евровагонка выпускается различной толщины: 19, 16 или 13 мм и ширины 120, 110, 100 или 80 мм. Длина может быть от 50 до 6000 мм.

При расчете количества необходимого материала нужно учитывать, что под словом ширина понимается расчетная ширина вагонки, т. е. расстояние от кромки до кромки. Полезная ее ширина – это расстояние от основания гребня до основания паза. Нужно также понимать, что некоторое количество материала будет отбраковано при выполнении отделки и покупать его с запасом. Количество этого «запаса» зависит от класса вагонки. Материала класса С нужно приобрести значительно больше, чем класса Экстра.

Обратите внимание и на влажность древесины, из которой сделана деревянная вагонка. Недостаточно высушенная древесина со временем может коробиться и изгибаться, что нарушит внешний вид отделки и может привести к необходимости ремонта. Предотвратить это можно, пропитав вагонку специальными влагозащитными составами.

  1. Отечественная и евровагонка
  2. Стоимость

Деревянная вагонка появилась практически сразу же после начала активного использования грузовых вагонов. Их старались обшивать тонкой доской стандартных размеров. Это помогло одновременно повысить удобство железнодорожных перевозок и снизить затраты на облицовку. На сегодняшний день вагонка претерпела ряд изменений и стала более удобным материалом. Ее производство начинается с заготовки обрезной доски и просушки в специальных камерах. Далее она с помощью метода строгания подгоняется под бесшовный стык. Последним этапом является торцевание, подразумевающее точную нарезку согласно требуемой длине.

Отечественная и евровагонка

Производство отечественной вагонки регламентируются ГОСТом, а вся европейская продукция изготавливается согласно международным стандартам. Следует заметить, что качественные показатели выше именно у заграничных образцов . Их проще всего отличить по одной характерной особенности - продольным канавкам на задней стороне доски, благодаря чему обеспечивается более эффективный сбор возможного конденсата, который потом стекает по ложбинкам. У вагонки, изготовленной по ГОСТу, такой элемент полностью отсутствует.


Сортность европейской доски отмечается с помощью латинских букв: «А», «В» и «С».

Самым высоким качеством обладают изделия с маркировкой «А», потом «В» и «С». Последние, обычно, используются только для облицовки хозяйственных помещений. Если говорить об отечественной продукции, то ее сорт отмечается цифрами: «1», «2» и «3». Чем больше номер, тем больше дефектов и недочетов можно найти в таком материале. Однако в последнее время производители уделяют много внимания сверхкачественному материалу с маркировкой «элит», «премиум» или «экстра». Такая вагонка отвечает самым высоким требованиям и ее можно назвать продукцией высшего сорта. Но и тут следует заметить, что часто вагонка отечественного производства «элит» или «премиум» всего лишь соответствует европейским образцам сорта «А».

Размеры отечественной и евровагонки

Размеры вагонки отечественного образца не регламентируются ГОСТом, благодаря чему производители иногда сами подбирают параметры изготавливаемого материала. Сегодня на рынке можно встретить вагонку с такими размерами: толщина бруска – от 12 до 40 мм, ширина – от 76 до 200мм, размер шипов в пределах 4 – 5 мм. Длина в метрах – от 0,2 до 6. В обычную вагонку не закладываются погрешности, однако такие недочеты иногда встречаются.


Евровагонка имеет более точные параметры, и при приобретении такой облицовочной доски можно встретить всего лишь несколько ее видов: толщина вагонки - 13, 16, 19 мм, ширина 80, 100, 110, 120 мм, длина: 0,5 – 6 м. Шипы варьируются в пределах – от 8 до 9 мм. Строгие требования предъявляются и к возможным погрешностям в размерах вагонки заграничного образца. Они могут иметь следующие параметры: толщина – 0,7 мм, ширина 1 мм, длина – 5 м, шип – около 0,5 мм.

Самый большой диапазон отмечается в длине доски. От этого параметра зависит ее прямое назначение.

Длинная вагонка широко используется практически во всех облицовочных работах, когда укороченный вариант пригоден только лишь для подшивания свесов крыш или для формирования небольшой деревянной коробки, маскирующей коммуникации. Короткая доска стоит в несколько раз дешевле . Такой материал, по сути, является отходами основного производства. Обычно это связано с тем, что в более длинных брусках во время этапа торцевания могут встретиться, так называемые, мертвые сучья, которые обязательно выпиливаются. «Мертвыми» называют те, которые плохо держаться и могут выпасть с доски. «Живые» не нарушают структуру. Согласно отечественным и европейским стандартам качества, последние разрешается оставлять в продукции сорта «1» или «А». По этой причине вагонка малой длины начинает свою маркировку со второго сорта. Зачастую она совершенно непригодна для серьезных внутренних работ. Для того чтобы получить небольшие высококачественные доски, нужна длинная деревянная вагонка для распила.


Стоимость

Независимо от сортности бруса, размер вагонки будет напрямую влиять на ее стоимость. Однако конечная цена деревянной облицовки зависит еще и от формы изделия, а также вида древесины . Если говорить про стандартные бруски длиною в 6 м с сортностью «1» или «А», тогда можно приблизительно определиться со стоимостью 1м 2:

  1. Обычная. Такой материал имеет и народное название «колхозница». Ширина вагонки – на четверть стандартной доски. Изделия первого сорта обойдутся в пределах от 300 до 500 руб. Дороже всех стоит липа и кедр. 1 м 2 «колхозницы» из такой древесины обойдется покупателю до 1000 рублей.
  1. Штиль. Рабочая ширина – от 9 до 14 см. Однако этот показатель несущественно влияет на цену. Меньше всего придется потратить на липу и ольху. Их стоимость варьируется в диапазоне от 450 до 550 руб. Средней по цене будет лиственница – 550 – 650 руб, а самым дорогим кедр – от 900 до 1200 руб.
  1. Блок-хаус. Ширина – около 15 см. Бюджетный вариант – это сосна и ольха – от 250 до 500 руб. за 1 м 2 . Стандартные бруски из липы и лиственницы – от 1000 до 1500 руб. Кедр – до 2500 руб.
  1. Американка. Обычно не производится в массовом порядке и изготавливается только под заказ с шириной бруска от 14 до 16 см. Цена – около 1000 рублей за 1 м 2

Стоит заметить, что первый сорт или «А» является самым оптимальным вариантом для деревянной облицовки помещений. Изделия экстра-класса обычно отличаются по цене в сторону увеличения примерно на 25%, а стоимость бруса качеством ниже стандарта «А» будет уменьшаться на 20-23% с каждой новой позицией. Если говорить о минимальной длине, то по каждому виду можно смело скидывать по 50% от стоимости шестиметровой доски. Для трехметрового бруса – около 20%.