Нормативное регулирование бухгалтерского отчетности на малом предприятии. Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

"Бухгалтер и закон", 2009, N 7

Наличие юридически обоснованной нормативно-правовой базы помогает решать многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства, выбора оптимальной системы налогообложения и форм бухгалтерского учета, заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

Организация и ведение бухгалтерского учета малыми предприятиями и вопросы налогообложения в настоящее время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года - Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)".

По мнению З.И. Калугиной, развитие малого бизнеса в бывшем СССР началось с принятия Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий . Как полагает Г.В. Максимова, данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России .

В своих научных работах многие отечественные авторы (В.С. Акимов, В.А. Рубе, А.В. Виленский, Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий. По мнению автора, целесообразно обозначить этапы становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные моменты оказали непосредственное влияние в целом на развитие малого бизнеса в России.

В диссертации Р.Р. Рахматуллиной проанализированы мнения выдающихся ведущих экономистов А.В. Виленского и В.А. Рубе. При этом А.В. Виленский выделяет три состоявшихся этапа:

  • на первом этапе (1987 - 1992 гг.) факторами развития являются быстрое накопление капиталов, развитие производства дефицитных товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания, розничной торговли;
  • на втором этапе, который начался с 1992 г. в период "шоковой терапии", факторами, способствовавшими распространению малого бизнеса, явились падение производства в крупных промышленных предприятиях, в том числе за счет обвальной конверсии, резкий рост безработицы;
  • начало третьего этапа относится к 1995 г., который характеризуется значительным сокращением прироста числа субъектов малого предпринимательства в связи с некоторым разочарованием в ожидании финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

По мнению В.А. Рубе, в современном развитии малого бизнеса следует выделить два этапа:

  • первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался в 1987 г. и продолжался до 1995 г. - последнего всплеска роста малых предприятий. Этому, по мысли В.А. Рубе и А.В. Виленского, способствовали следующие причины: происходило разгосударствление предприятий, малые предприятия пользовались существенными льготами, тотальный дефицит эпохи застоя способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли;
  • второй этап - с середины 1990-х гг. по настоящее время - характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением .

По мнению Д.А. Ендовицкого, Р.Р. Рахматуллиной, отсчет истории развития российского малого бизнеса следует начинать с более ранней даты, поэтому данными авторами выделены пять этапов развития малого предпринимательства в Российской Федерации:

  • первый этап (1985 - 1987 гг.) - первоначальный. В данный период активно развиваются центры научно-технического творчества, временные творческие коллективы, получил широкое распространение бригадный подряд. Творчески активное трудоспособное население пытается найти альтернативу административно-командной уравнительной системе организации деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого периода характерно появление первых ростков частной собственности;
  • второй этап (1987 - 1988 гг.) - этап кооперативного движения. На данном этапе характерно развитие кооперативного движения, происходит активное насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) - период узаконивания малого бизнеса. В этот период получили широкое распространение арендные отношения, через которые впоследствии осуществлялась так называемая малая приватизация;
  • четвертый этап (1991 - 1994 гг.) - этап диверсификации малого предпринимательства. Данный этап характеризует активное развитие различных видов предпринимательства, формирование капиталов, появление значительного числа собственников, глубокое проникновение малого бизнеса в сферу услуг, торговлю, общественное питание, легкую и пищевую промышленность;
  • пятый этап (с 1995 г. по настоящее время) - период структурной перестройки. В малом бизнесе России происходит структурная перестройка, вызванная развитием экономики, базирующаяся на инновационных процессах (программирование и конструирование с широким применением средств автоматизации, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях развития экономики). Именно на этом этапе правительством предприняты попытки обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки .

В свою очередь Э.А. Уткин и Д.С. Шабанов выделяют семь этапов развития малого бизнеса:

  • первый этап (1985 - 1986 гг.) характеризуется зарождением центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, развитием бригадного подряда, малочисленностью субъектов предпринимательской деятельности;
  • на втором этапе (1987 - 1989 гг.) область малого бизнеса расширяется, число людей (его участников) растет, предпринимательство становится все более широким и активным. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Данный этап (кооперативного движения) послужил стимулятором накопления капиталов, обретения начальных знаний, развития навыков деятельности малого предприятия;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) характерен принятием ряда законодательных актов, нацеленных на совершенствование деятельности малых предприятий. В данный период осуществлялась подготовка "малой приватизации", формировалась необходимая база для реального перехода к рыночным отношениям, к повышению эффективности российской экономики, было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость приобрело также развитие арендных отношений;
  • четвертый этап (1991 - 1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением более масштабного среднего бизнеса. Как отмечает автор, коренным образом меняется отношение государства к развитию предпринимательства. Приняты законы, открывшие более широкие возможности для его развития. Начало "шоковой терапии" (1992 г.) ознаменовало новую попытку развития бизнеса. В сфере малого бизнеса постепенно формируется естественная конкурентная среда, характеризующаяся соперничеством таких предприятий за выживание на рынке посредством повышения качества и увеличения разнообразия товаров и услуг. Наблюдается ускоренный рост количества малых предприятий. В рамках торгово-посреднических отношений малого бизнеса происходило развитие новых хозяйственных отношений;
  • пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал периодом массовой приватизации и совершенствования предпринимательства. Возникло множество собственников. Еще более активизировался малый бизнес в области услуг, торговли, общественного питания, промышленности, производящей товары народного потребления и длительного пользования;
  • шестой этап (1995 - 1998 гг.). К этому времени исчерпались потенциалы весьма выгодной торгово-посреднической деятельности. Усилилась конкуренция. Множество малых предприятий торгово-посреднической, научно-консультационной и другой ориентации прекратило существование или изменило сферу деятельности. Отчетливо проявились новые тенденции в развитии отечественного малого бизнеса, возникли качественные изменения в его динамике и структуре, существенно ограничился прирост численности подобных фирм. Была осуществлена перерегистрация малых предприятий, появившихся еще на основе прежних законов. Действующие малые компании изменили свои организационные формы, а некоторые просто были ликвидированы;
  • седьмой этап (1999 - 2003 гг.) характеризуется восстановлением позиций малого бизнеса. С 2002 г. начато реформирование отношений государства и бизнеса. Разрабатываются руководящие документы, цель которых обеспечить благоприятные условия для прогресса малого бизнеса .

В рамках исследования был проведен анализ нормативно-правовой базы, в ходе которого были выделены четыре этапа развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:

  • первый этап - с 1987 по 1994 г.;
  • второй этап - с 1995 по 1997 г.;
  • третий этап - с 1998 по 2006 г.;
  • четвертый этап - с 2007 г. до настоящего времени.

На первом этапе (1987 - 1994 гг.) было разработано и утверждено большое количество нормативно-правовых актов:

  • Закон СССР от 19.11.1986 "Об индивидуальной трудовой деятельности";
  • Закон СССР от 30.06.1987 "О государственном предприятии (объединении)";
  • Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР";
  • Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989 г. комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР);
  • Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР";
  • Закон СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР";
  • Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий";
  • Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
  • Закон СССР от 02.04.1991 N 2079-1 "Об общих началах предпринимательства граждан СССР";
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР";
  • Приказ Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  • Приказ Минфина России от 20.03.1992 N 10 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1485 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней";
  • Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) принят Государственной Думой Федерального собрания РФ соответственно 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.;
  • Приказ Минфина России от 26.12.1994 N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации".

Как отмечает кандидат экономических наук, научный сотрудник института государства и права РАН Л.Т. Ибадова, термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол от 06.06.1989 N 14). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР". В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.

В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.

Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". В данном Постановлении впервые было дано понятие "субъект малого предпринимательства" в Российской Федерации, были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики). Впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Субъектами предпринимательства в то время были и малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий являлись, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народных депутатов. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на "вторых ролях".

Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ утратил силу .

Как отмечают М.Г. Лапуста и Ю.Л. Старостин, "в данном Законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти".

Нельзя не отметить Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", который в отдельных своих положениях был направлен на стимулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Были установлены налоговые льготы для малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги).

С 1992 г. малому предпринимательству предоставляются экономические, финансовые и налоговые льготы. В Постановлении Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране. В Постановлении говорилось, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Тем самым подчеркивалась большая экономическая и социальная роль малого предпринимательства, определялись задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы. В Постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г. .

В Указе Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в целях стимулирования развития малого предпринимательства были установлены льготы для малых предприятий. К сожалению, частью второй Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) данные льготы были отменены, что отрицательно сказалось на развитии малого предпринимательства.

По мнению В.Я. Горфинкеля, ГК РФ - очень важный документ, закрепивший многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского баланса, случаи обязательного аудиторского заключения, порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц и др. .

Второй этап развития нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства (1995 - 1997 гг.). В этот период были приняты:

  • Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 N 1184 "О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";
  • Приказ Минфина России от 22.12.1995 N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд";
  • Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины";
  • Приказ Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций";
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и др.

В 1995 - 1997 гг. в России заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; комитеты, департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого предпринимательства.

По мнению многих авторов (М.Г. Лапуста, Ю.В. Старостин, В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин, В.В. Брызгалин и др.), для развития малого предпринимательства особое значение сыграла реализация Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон определял общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета и налогообложения данный нормативный документ никакой конкретной информации не нес, что обусловливается названием данного Закона. Можно выделить только четыре статьи, которые затрагивали вопросы учета и налогообложения малых предприятий.

Организацию бухгалтерского учета малые предприятия стали осуществлять в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Минфина России от 22.12.1995 N 131. В нем предлагался рабочий план счетов бухгалтерского учета, позволяющий малым предприятиям ориентироваться в методике его составления и применения. Данные Указания содержали две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяли малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

С января 1996 г. начал действовать Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель данного Закона - максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло. Данные свидетельствуют о том, что немалое количество малых предприятий предпочитают пользоваться общим режимом налогообложения.

Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", по мнению М.И. Куттера, внес кардинальные изменения в учет основных средств, расчета амортизации, формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и признания дохода предприятиями .

Порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе и на малых предприятиях, регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" - правовая основа системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Третий этап развития нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства, по мнению автора, проходил с 1998 по 2006 г.

Август 1998 г. очень сильно "ударил" по малому бизнесу. Большинство малых предприятий были вынуждены резко сократить объемы своей предпринимательской деятельности. Однако в такой сложный период в стране Минфин России издает ряд важнейших для ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях нормативных документов:

  • Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
  • Налоговый кодекс РФ (часть первая), утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
  • Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
  • Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая), утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
  • Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению";
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." (дополнение Налогового кодекса РФ главами, посвященными специальным режимам налогообложения);
  • Постановление Росстата от 21.12.2006 N 80 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства на 2007 год" и др.

Большое значение для регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет введение в действие первой (от 31.07.1998 N 146-ФЗ) и второй (от 05.08.2000 N 117-ФЗ) частей Налогового кодекса РФ. Так, в части первой Налогового кодекса РФ установлены понятия (термины), посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. В части второй Налогового кодекса РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами малого бизнеса основных налогов.

Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" впервые был введен особый порядок налогообложения малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности, в соответствии с которым уплата налогов осуществлялась не от фактического дохода, полученного предприятием за определенный период, а от предполагаемого дохода.

Особым документом, являющимся основным для субъектов малого предпринимательства и действующим и до настоящего времени, которым предусматривались вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, были и остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Однако следует заметить, что многие положения данного нормативного документа не могут быть применимы на практике из-за своей "старости", так как они расходятся с принятыми позднее правилами и нормами бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.

Начиная с 1994 г. и до 2006 г. были утверждены и долгое время действовали 20 положений по бухгалтерскому учету, которые включают рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам учета и видам деятельности. Данные положения разработаны на основе МСФО, вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Данные положения регулярно пересматриваются в зависимости от требований законодательства на определенный момент.

В июле 2002 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", которым были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ: гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Тем самым были отменены ранее действовавшие федеральные законы.

Постановлением Росстата от 21.12.2006 N 80 была предусмотрена обязанность малых предприятий по представлению сведений о предпринимательской деятельности в органы статистики.

Болезненной темой неизменно в последнее десятилетие остается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение, а в ряде моментов - и бухгалтерский учет малых предприятий. Особенно часто в предпринимательских кругах вызывают недоумение игнорируемые законодателем пробелы правовых актов, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. По мнению В.И. Ляховенко, "пробелы" эти можно свести к следующим видам: противоречие принятых актов друг другу и положениям документов иных областей права, разрозненность, иногда отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивных материалов по имеющей место проблематике, в том числе выходящей за пределы сферы обычаев делового оборота, оторванность нормативных актов от практики их применения.

Когда-либо специально издававшиеся для малого предпринимательства документы не обновляются, не адаптируются к современным условиям .

Отметим при этом, что Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, в современных условиях по многим аспектам неприменимы на практике. Типовые рекомендации противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с последующими изменениями), более поздним документам - положениям по бухгалтерскому учету, утверждавшимся Минфином России. План счетов, на базе которого написаны Типовые рекомендации, не действует с 2001 г.

Нормативно-правовая база в настоящее время не раскрывает в достаточной мере вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. В основном нормативные документы ориентированы на постановку бухгалтерского учета в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

В целом о малых предприятиях можно сказать, что налоговое и бухгалтерское законодательство, регламентирующее их деятельность, находится в процессе неустанного совершенствования и доработки. Постоянное изменение законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий обусловлено интенсивным развитием экономических отношений в России, а в последнее время и переходом отечественного учета на международные стандарты. В связи с чем, по мнению автора, определяется четвертый этап развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий - с 2007 г. до настоящего времени. Данный период ознаменовался разработкой и доработкой большого количества нормативных документов.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Данным документом были установлены новые критерии численности сотрудников для субъектов малого и среднего бизнеса. Впервые в российской практике выделены микропредприятия, в которых количество сотрудников не превышает 15 человек. Фирмы с численностью сотрудников от 16 до 100 человек признаются малыми, а с численностью от 101 до 250 человек - средними предприятиями.

В основном Закон посвящен вопросам государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, которые направлены на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.

С 1 января 2009 г. вступили в действие многочисленные изменения и поправки, внесенные в положения по бухгалтерскому учету, что говорит о вопросах совершенствования нормативной базы.

Постановлением Росстата от 05.08.2005 N 58 была утверждена отдельная форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", которая предоставляется органам статистики только организациями, в том числе находящимися на упрощенной системе налогообложения.

В заключение следует отметить, что со стороны Минфина России и других соответствующих компетентных органов в последнее время осуществлен ряд мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства, но значительных изменений в постановке бухгалтерского учета для малых предприятий они не повлекли.

Список литературы

  1. Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. М.: МЦФЭР, 2003. 304 с.
  2. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2006. 264 с.
  3. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
  4. Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. 2006. N 2. С. 105 - 127.
  5. Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М.: "Экспертное бюро-М", 1997. 496 с.
  6. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
  7. Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. 2006. N 4.
  8. Максимова Г.В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Г.В. Максимова, Т.И. Копылова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. 173 с.
  9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 430 с.
  10. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2005. 296 с.
  11. Рахматуллина Р.Р. Бухгалтерский учет и формирование отчетности на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс]: Дис. ...к. э. н.: 08.00.12 Воронеж, 2005. 283 с.
  12. Уткин Э.А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов. М.; ТЕИС, 2004. 124 с.

И.Н.Бачуринская

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и налогов

Вятского государственного

гуманитарного университета

  • Семенова Светлана Солтановна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

  • Информационные технологии: их роль и значение в бухгалтерском учете
  • Информационные технологии в бухгалтерском учете предприятия
  • Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций

Малое предпринимательство является важной частью рыночной экономики, без которой невозможно эффективное развитие экономики страны.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства были определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малыми предприятиями считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в устав- ном капитале не должна превышать 25 %;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  • средняя численность работников за пред- шествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - 15 чел.);
  • выручка от реализации товаров (работ, ус- луг) без НДС за
  • предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.).

Примером развития малого бизнеса, а вместе с ним и роста экономики в целом, могут служить США, страны ЕС, Япония, в которых существует настоящий «культ» малого предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости населения в этих странах превышает 50-60 %.

В России доля малого и среднего бизнеса по сравнению с экономически развитыми странами довольно мала, но за последние несколько лет наметились тенденции к ее повышению.

Основная проблема бухгалтерского учета для предприятий малого предпринимательства - несовершенство отчетности, налогообложения и нормативно- правового регулирования учета. Наиболее близко субъекты малого бизнеса столкнулись с ней в 2013 г., когда вступил в силу новый Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете», который обязал вести бухгалтерский учет все экономические субъекты. Исключение составили индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Управленческий учет является одним из главных компонентов системы управления предприятием. Благодаря которому руководство компании обеспечено полной, своевременной и достоверной информацией для проведения дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного делового решения В настоящий момент роль автоматизированного управления компанией нельзя недооценивать.

Программное обеспечение, которое предназначено ля решения задач ведения управленческого учета в малых предприятиях должно соответствовать следующим требованиям:

  • не требовать серьезных технических навыков для настройки системы;
  • не иметь высоких системных требований;
  • должна быть возможность установить программное обеспечение на локальный компьютер;
  • иметь возможность экспорта и импорта данных;
  • цена владения программным продуктом должна быть невысокой.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о необходимости разработки упрощенных правил бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, действующие сейчас, распространяются только на субъекты малого предпринимательства и на микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие.

Глобальной проблемой современного российского бухгалтерского учета является низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сейчас в России, нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства в России. Многие положения, предусматривающие особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства либо устарели, либо недостаточно четко прописаны законодательно, либо идут в разрез с потребностями малых предприятий. Поэтому для реального упрощения ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях существует необходимость объединения всех правил и альтернативных возможностей ведения бухгалтерского учета в одном нормативном документе.

Независимо от формы представления учета в субъектах малого бизнеса, каким бы не было его содержание, какие бы показатели не включались в отчетность, все заинтересованные пользователи нуждаются в информации, которая сформирована по принципам понятности, надежности, полноты, сопоставимости, нейтральности, существенности, и других важные принципов.

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
  3. Рудакова Т. А. Пользователи информации финансовой отчетности // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2–1. С. 314–319.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется федеральными законами.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», . Кроме того необходимо отметить следующие нормативные акты:

  • - Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», ;
  • - Приказ ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ?7?6/881@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме», ;
  • - Информация Минфина РФ № ПЗ?3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», .

Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Особое место занимал федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. В законе определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Для субъектов малого предпринимательства должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.

С 1 января 2013 г. прекратил действие Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», .

С января 2013 г. действует переходный период в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Законом № 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующей документации организуются руководителем, который обязан возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо ведение бухучета либо заключить договор об оказании услуг по его ведению, .

Начиная с 2013 года, руководители организаций именно малого и среднего бизнеса смогут вести бухгалтерский учет самостоятельно.

Объектами бухгалтерского учета в соответствии с Законом № 402-ФЗ являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы и расходы; иные объекты, установленные федеральными стандартами, . Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ-129, объектами бухгалтерского учета служат: имущество организаций, их обязательства и осуществляемые ими хозяйственные операции.

Исходя из своих видов деятельности, каждая организация должна разработать и утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в данной конкретной организации. Рабочий план счетов закрепляется отдельным приложением к положению по учетной политике. Большинство организаций для создания рабочего плана счетов опирается на действующий План счетов, рекомендованный приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н, .

С 2013 года первичные учетные документы могут составляться как на бумажных носителях, так и в виде электронных документов с электронной подписью, отмечает Селищев Н.В., . Какой вариант планируется использовать, следует отразить в положении по учетной политике. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных документов удобнее собрать в специальный альбом форм и утвердить в качестве приложения к положению по учетной политике. Ранее при использовании унифицированных форм достаточно было привести их перечень, а также нормативные акты, которыми они утверждены. Теперь придется утверждать все используемые формы первичных документов.

Также в положении по учетной политике следует отразить перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Должностные лица указываются со ссылкой на право подписи каждого документа или документов отдельного хозяйственного раздела (например, все документы, кассовые документы, банковские документы, документы по учету труда и зарплаты, авансовые отчеты, документы по операциям с материальными ресурсами, документы по учету основных средств, документы по расчетам с поставщиками, покупателями, документы по учету результатов инвентаризации).

Если Закон № 129-ФЗ не обязывает утверждать формы используемых бухгалтерских регистров, то в ст. 10 Закона № 402-ФЗ это прямо закреплено. Формы регистров должны утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта, .

В отношении промежуточной отчетности исключены наименования «месячная» и «квартальная», поскольку в действительности вся отчетность составляется нарастающим итогом. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который эта отчетность составляется, .

Руководитель экономического субъекта обязан утвердить в качестве приложений к положению по учетной политике порядок проведения и сроки проведения инвентаризаций, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, . Если в настоящее время результаты проведенной инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, то с 01.01.2013 года результаты инвентаризации должны отражаться в учете на дату начала инвентаризации.

При формировании учетной политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учета из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н (в ред. 24.12.2010), и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), . В соответствии с данным Положением годовая бухгалтерская отчетность может представляться малыми предприятиями в сокращенном варианте (баланс и отчет о прибылях и убытках).

Порядок формирования и представления отчетности для малого предприятия совпадает с порядком предоставления отчётности любого другого предприятия. Для отчётности малых организаций точно так же есть определённые требования по составлению, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода.

Сдача бухгалтерского и налогового отчёта малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии - способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры - это способ получить полную, достоверную и объективную информацию о финансовом положении предприятия.

Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:

· финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;

· финансовом результате его деятельности;

· движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой: Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII); Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах.

Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о финансовых результатах кроме чистой прибыли (убытка) предприятия содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах.

Малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

Рассмотрим критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства. Они прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».



1) Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

2) Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

3) Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.

Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений. Они вправе не представлять приложения и пояснения к бухгалтерской отчетности. Например, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Составление бухгалтерской отчетности предприятия невозможно ез понимания си­стемы нормативного регулирования бухгалтер­ского учета, которая состоит из 4 уровней:

1) законодательный уровень - федераль­ные законы, указы Президента РФ, постановле­ния Правительства РФ;

2) нормативный уровень - положения (стан­дарты) по бухгалтерскому учету;

3) методический уровень - методические указания и рекомендации, а также письма Ми­нистерства финансов России;



4) организационно-распорядительный уро­вень - учетная политика.

Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;

При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Для малых предприятий в области бухгалтерского учета обязательным является применение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В статье 7 данного зако­на в отношении субъектов малого бизнеса ука­зано, что руководитель малого предприятия име­ет право самостоятельно вести бухгалтерский учет в организации. Кроме того, субъекты мало­го бизнеса имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме, а также составлять в уп­рощенной форме бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

На нормативном уровне регулирование бух­галтерского учета малых предприятий осуществ­ляется посредством положений по бухгалтерс­кому учету (в настоящее время их 24). В Феде­ральном законе “О бухгалтерском учете” исполь­зуется понятие “стандарт бухгалтерского уче­та”, под которым понимается документ, кото­рый устанавливает минимальные требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы его ведения. Кроме того, в федеральном законе вво­дится понятие “международный стандарт”, при­менение которого является обычаем делового оборота на международной экономической аре­не.

Такие нововведения Федерального закона 402-ФЗ свидетельствуют о необходимости существенного изменения действующих поло­жений по бухгалтерскому учету применительно к специфике деятельности малых предприятий, либо они свидетельствуют о том, что решение проблем будет предпринято посредством созда­ния отдельного стандарта для субъектов мало­го предпринимательства.

Годовая бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства должна быть представлена:

· в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет, в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 6.1, п. 1 ст. 23 НК РФ);

· в орган государственной статистики по месту регистрации в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Представлять промежуточную, квартальную бухгалтерскую отчетность, начиная с 2013 года, не нужно (п. 1 ст. 23 НК РФ в ред. закона № 97-ФЗ от 29.06.2012).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации с указанием даты подписания. Это может сделать единолично руководитель или другое уполномоченное лицо.

Основой существования и функционирования любого правового государства является конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ бухгал­терский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает следующее:

· во-первых, нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе из­давать только федеральные органы законодательной и исполнитель­ной власти;

· во-вторых, правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляет­ся только федеральными законами и федеральными подзаконны­ми нормативно-правовыми актами;

· в-третьих, на всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета.

Следующим документом, устанавливающим основы норматив­но-правового регулирования бухгалтерского учета, является феде­ральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете».

Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами мало­го предпринимательства регулируются несколькими положениями закона о бухгалтерском учете. Прежде всего, необходимо отметить положение ст. 4, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (а в большей своей части – это субъекты малого бизнеса), освобождаются от ведения бухгалтерского учета за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Не меньшее значение для малых предприятий в законе о бухгалтерском учете имеет положение п. 2 ст. 5, в котором указывается, что в нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для исполнения указанной правовой нормы приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н были, утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее Типовые рекомендации).

В настоящее время Типовые рекомендации являются единственным нормативно-правовым актом, посвященным регулированию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В них утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского уче­та, возможность применения кассового метода и ряд других момен­тов, имеющих большое значение для организации и ведения бухгал­терского учета на малых предприятиях.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

1) ведение бухгалтерского учета только на основании первич­ных учетных документов, которые должны составляться при про­ведении хозяйственных операций и соответствовать унифициро­ванным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии – разрабатываться самой организацией с нали­чием обязательных реквизитов. При разработке форм документов самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положе­нию об учетной политике;

2) использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятель­но сформировать свой рабочий план счетов);

3) обязательное проведение инвентаризации – для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального под­тверждения их;

4) ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

Непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридическо­го лица до ликвидации или реорганизации;

Без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регист­рацией на счетах всех операций и результатов инвентариза­ции;

Путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтер­ского учета в хронологической последовательности;

5) соответствие данных аналитического учета оборотам и ос­таткам по счетам синтетического учета;

6) организация раздельного учета:

Имущества, находящегося в собственности данной организа­ции, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;

Текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений;

7) ведение бухгалтерского учета в рублях.


Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату

совершения операции. Одно­временно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверж­денным приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24 марта 2000 г.), руководитель предприятия может:

1) сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер­ской отчетности в контролирующие организации.

Если на малом предприятии в штате не предусмотрена долж­ность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копии которого следует пере­дать в обслуживающие банки.

Требования главного бухгалтера по документальному оформ­лению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в со­ответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгал­терского учета.