Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена

Муниципальная

научно – исследовательская конференция

«Первый шаг в науку»

Тема

(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

Выполнила:

Фейз-оглы Эмине Яшаровна

учащаяся 8 класса

Руководитель:

Шипилова Ольга Михайловна

учитель русского языка и литературы

2015

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕКАРАЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ГРИБАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)

Содержание

    Введение_____________________________с.2

    Определённо-личные предложения_____с.3

    Неопределённо-личные предложения___ с.4

    Обобщённо-личные предложеня________с.6

    Безличные предложения_______________с.7

    Назывные предложения________________с.9

    Заключение___________________________с.11

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» (, с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.

Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»»)

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица». Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Через пятнадцать минут выступаем (с.461)

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

Противника не бойтесь (с.460)

Идём на Выпь-озеро, Глядите сюда. (с.461)

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.

В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на -л стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.

Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Васильев:

Радоваться после войны будем (.441)

После завтра вернусь. (с.462)

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Васильев как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» (, с. 88).

На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки (с.451)

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.

Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Упрямо лезут, зло.(с.468): глагол употреблен в форме настоящего времени;

А потом стояли у окна (с.451): глагол употреблен в форме прошедшего времени.

Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива: К тому времени обедать кликнули (с.479).

Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.

Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Васильев широко использует этот вид предложений:

Писанину развели! (с.446)

Правильно решили. (с.479)

Ну задержатся, ну разведку вышлют, ну произучают их, пока не поймут, что в заслоне этом – ровно пятеро. (с.483)

Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Б.Васильеву акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.

Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.

Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего. В лоб такую не остановишь. (с.428)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» (, с. 90).

Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Быма не было.(.471)

2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: Полоснуло Васкова по сердцу (с.463)

3. Предложения, выражающие состояние природы: Тихо-то как…(с.470).Стихло кругом.(с.477).

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица. Солнце давно село, но было светло. (с.474)

2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием. Так в уставе сказано. (с.511)

3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Девчата, айда купаться!...- звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде.(с.486)

4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): Хватит! Нет у тебя мамы! И не было! (с.506)

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.

Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» (, с. 375).

Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.

Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Нет у нас теперь артиллерии, девчонки. (с.523)

Имечко у меня некруглое, конечно, уж какое есть…

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» (, с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природы: Песок! – сердито продолжал старшина.(с.468)

2. Описывать среду и обстановку. Пляж, девчонки! (с.468)

3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: У меня конституция такая.(с.472)

4. Выражать пожелание, приказ и вопрос: Немцы…-одними губами сказала Рита.- Где немцы? (с.525)

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.

Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Вот, например, как Васков, отдавая приказ, описывает позицию отряда: Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро…(с.472)

А вот как описывает Васильев в конце повести природу:

Тут полное безмашинье и безлюдье… К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов! (с.531)

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Бориса Васильева. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и безличные, реже употреблялись назывные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения. В повести события излагаются не от первого лица; здесь всё пропущено через восприятие самих героев: пяти девушек-зенитчиц и более всего – старшины Васкова.

Список литературы

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. Москва «Просвещение». 1979

5. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8.Библиотека мировой литературы для детей. Ю.Бондарев. В.Богомолов. В.Быков. Б.Васильев. Москва «Детская литература» 1986.

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово;

4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;

5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.

Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).

Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.

Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).

Вариант I.

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Вариант II.

Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.

Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.

Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;

во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);

в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;

наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.

Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.

Вариант III. .

Задание. Является ли это предложение именительным представления?

Устно объясните значение выделенного слова.

Мелколесье 5. Степь да дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(С. Есенин).

Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.

Мелколесье5 - небольшой лес.

V. Творческая работа

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.

(Проверяется 2-3 работы)

Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).

VI. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).

Ф. И. учащегося.

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное

VII. Итог урока, домашнее задание.

Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Всё убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять! "

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Отркрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Скрип шагов вдоль улиц белых...

Учитель

Понятие об односоставных предложениях. Группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Роль односоставных предложений в речи.

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена;

Слайд 1. Орфографическая разминка.

Пр..ступить к занятиям, пр..ступить закон, пр..сечь разговоры, пр..восходить, пр..бить, пр..глушить, пр..вокзальный, пр..высить скорость, пр..светлый образ, пр..окский, пр..неприятный, пр..рываемый, пр..вязанный, пр..дать форму, пр..бывать в унынии, пр..брежный, поезд пр..бывает, пр..городный, пр..клеить, пр..сесть, пр..града, пр..дел желаний, пр..дел храма, пр..данья старины, пр..уменьшить, пр..образовать, радиопр.. ё мник.

Слайд 2. Самопроверка

Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, придать форму, пребывать в унынии, прибрежный, поезд прибывает, пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преданья старины, приуменьшить, преобразовать, радиопри ё мник.

Слайд 3 Найдите грамматическую основу в предложениях . /Предложения двусоставные./

- В чём особенность предложений справа? Вывод: Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

Слайды 4-5 Тема урока и цели.

- Итак, перед нами односоставные предложения.

1. Люблю грозу в начале мая…

2. Мне сказали о вашей просьбе.

3. Мне не спится.

4. Весна.

- Посмотрите, чем отличаются первые три предложения от четвёртого. /В 1-м – 3-м предложениях главный член – сказуемое, а в 4-м - подлежащее/

Вывод: По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на следующие группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

Слайд 7 Понятие об односоставных предложениях §212

- Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Почему? /возврат к слайду 6/ Односоставные предложения так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные. Как мы видим, мысль, выраженная односоставным предложением, тоже полноценная, не усечённая. Запись в тетради «Стилистика русского языка » §212 /последний абзац/

Слайд 9 Разминка!

Слайд 10 САМОПРОВЕРКА!

Слайд 11 Определённо-личные предложения. §213

- Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях?

1. Люблю безмолвие полношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. / глаг., 1-е л., ед. ч., наст. вр./

2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? /глаг., 2-е л., наст. вр./

3.Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья . /глаг., 1-е л., буд. вр./

4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии . /глаг., 1-е л., мн. ч., буд. вр./

5. Уходи, зима седая!

6. Звени, звени, златая Русь , Повелит накл.

Волнуйся, неу ё мный ветер!

7. Напиши мне письмецо!

Чтение и комментарий §213.

- Всё же в чём же превосходство О-Л предложений? §213./чтение и комментарий/

Итак, как мы видим, второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот вид предложений часто используется в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. В русском языке предложения с обращением часто не имеют подлежащего, являясь О-Л. сфера использования О-Л предложений обширна /разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи/ запись в тетради «Стилистика»

Слайд 13. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм.

Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзь ями и родителями и выслушивать их.

Научись говорить «Нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «Нет».

К какому стилю речи относится данный текст? Какие виды предложений в нем использованы?

Слайд 14 Обобщённое значение О-Л предложений

Лес густой, зеленый и полон шорохов, писков. Но вот вхожу в него я - и мигом все прячется, настораживается: человек пришел в лес! Знаю, что из всех лесных тайничков следят за мной чьи-то встревожен­ные глаза. Ружье у охотника не для добрых знакомств!

Теперь хочешь увидеть - стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Не бери в лес ружье... (По Н. Сладкову.)

От какого лица ведётся рассказ? /от 1-го лица/

Какая форма глагола указывает на это?/ Глаголы 1-го лица, изъявит накл., наст времени./

В каком лице стоят глаголы во втором абзаце? /В форме 2-го лица, ед. ч., изъявит. накл./

Как вы думаете, с какой целью автор это делает?/Очень часто предложения такого типа используются для передачи значения обобщённого лица, т. е действие относится к любому лицу: это не исключает указания на автора, но усиливает выразительные возможности текста./ §213 /последний абзац/

Как вы думаете, случайно ли использование в первой части второго предложения обратного порядка слов? Связано ли это со значением обобщения? /Да, писатель как бы говорит не о себе, а о человеке вообще, человеке с ружьём, появление которого в лесу заставляет насторожиться его обитателей. Ср.: Но вот я вхожу в лес… - при таком порядке слов в предложении исчезает значение обобщения. / ВЫВОД: О-Л предложения используются в текстах для передачи значения обобщённого лица, а также порядок слов /инверсия/ может вносить в предложение значение обобщения. /См. Практика № 000 с.86, устно/

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин определённо-личные. 2. Кто является деятелем в О-Л предложениях? 3. Какую роль играет окончание сказуемого в О-Л предложениях? 4. Чем может быть выражено сказуемое в О-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь О-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности О-Л предложений?

Слайд 15 Неопределённо-личные предложения. §214

Найдите в предложениях 1-2 сказуемое-глагол, определите, в какой грамматической форме он употреблён. Формы 3-го лица мн. ч. настоящего времени и мн. ч. прошедшего времени не указывают на какое-либо определённое лицо: они, кто именно? Нашли – мы, вы, они? Здесь не важно лицо, совершающее действие, а важно само действие.

1. Ведут ко мне коня.

2. Потом его в степи

без чувств нашли.

(М. Лермонтов.)

/ Открыть правую верхнюю часть/ §214

Слайд 17 Закрепление

От него ждали чуда. Вокруг него ходили так, как будто это пришелец с другой планеты. Считали: по разуму человеку он уступает лишь самую малость. Полагали, что он пытается с нами заговорить и дело за тем лишь, чтобы понять его необычные звуки. О дельфинах написаны десятки книг, горы статей. (В. Песков.)

1. Как мыслятся действующие лица в предложениях этого отрывка?

2. Можем ли мы сказать определённо, кто именно проявил внимание к дельфинам?

ВЫВОД: в этих предложениях всё внимание сосредоточено на действии, а сам производитель действия не назван, т. к. это совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределённо.

Слайд 18 Обобщённое значение Н-Л предложений

А теперь определите грамматическую форму сказуемых в предложениях 1-2. / 3-е лицо настоящего времени./ В этих примерах формы сказуемых вновь не подразумевают определённого лица, но они обращены ко всем, имеют переносное значение./ открыть правую часть. §214 /последний абзац/

1. Цыплят по осени считают.

(Пословица.)

2. От добра добра не ищут

(Пословица.)

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

Использует приём, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе на слушателя. Запись в тетради «Стилистика»

ВОПРОСЫ: 1. Истолкуйте термин неопределённо-личные. 2. Кто является деятелем в Н-Л предложениях? Чем может быть выражено сказуемое в Н-Л предложениях? 5. Какое значение могут иметь Н-Л предложения? 6. Каковы стилистические особенности Н-Л предложений?

Слайд 19 Определите вид предложения

1. За правое дело стой смело. /Пословица./

2. Сижу за столом у открытого окна. /В. Бианки./

3. Сегодня с утра начали жать рожь. /В. Бианки./

4. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской…/М. Лермонтов./

5. Меня приняли в баскетбольную команду…/Н. Носов./

6. Одной рукой и узла не развяжешь. /Пословица./

7. Брошу в море сети частые, белый парус подыму. /В. Брюсов./

8. Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9. Бездонную бочку водой не наполнишь. /Пословица./

10. К кому-то принесли от мастера ларец. /И. Крылов./

Слайд 20 Безличные предложения

Слайд 21 Безличные предложения §215 Переход на слайд 22 безличные глаголы.

Глаголы обычно обозначают действие лица или предмета, поэтому грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Однако в русском языке есть группа глаголов, которые обозначают действие без деятеля (без действующего лица или предмета), поэтому такие глаголы называются безличными:

Ветром унесло лодку.

Слайд 23 Определите способ выражения сказуемого в безличных предложениях.

Светает (состояние природы). Безличный глагол

Приятно пахнет чер ё мухой (состояние среды).Личный глагол в безличном значении

Мне не спится (состояние человека). Возвратный глагол в безличном значении

Быть грозе! (неизбежность). Инфинитив

В лесу тихо (состояние природы). Слово состояния

Мне грустно (состояние человека). Слово состояния

Сильнее кошки зверя нет (отсутствие чего-либо). Неизменяемая глагольная форма нет

Слайд 24. Определите способ выражения сказуемого

1. Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. 2. Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. 3. Нам (не)просто смотреть друг другу в глаза. 4. Нет дороги н.. впер ё д и н.. назад. 5. Вальдшнепа н..где не видно. 6. Сердца жаркого (не)залить вином, думу ч ё рную (не)запотчевать. 7. Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. 8. Савельича со мною (не) было.

Слайд 25. Алгоритм

Опираясь на данный алгоритм, назовите виды односоставных предложений.

Алгоритм определения вида простого предложения:

1. Выделить главные члены предложения.

2. Установить: двусоставное или односоставное.

3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

4. Если подлежащим – это назывное предложение.

5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель.

6. Если подразумевается – выяснить: определённо или неопределённо-личное.

7. Если нет – это безличное предложение.

Ночь. Читаю книгу. Рассвело. В дверь постучались.

Слайд 26. Обобщение.

Слайд 27. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Лес. Поляна. Безлюдье.

3. В школе готовятся к празднику.

4. В доме ожидают гостей.

5. В лесу шумело.

6. В трубе свистело, гудело, ухало.

7. Не бери в лес ружь ё .

8. Познай самого себя.

На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по русскому языку «Употребление односоставных предложений в речи»

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… К.Д. Ушинский

Цель: показать все богатство и могущество русского языка на примере односоставных предложений Задачи: научиться работать с дополнительной литературой, со справочным материалом не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике выражать свои собственные идеи в удобной для меня творчески продуманной форме наглядно видеть, что дают языку такие важные односоставные предложения

План работы: Исследование «Роль односоставных предложений в речи» Сценарий эпизода фильма по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Представление картины В.Серова «Девочка с персиками»

Исследование «Употребление односоставных предложений в речи» В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть. Без четверти четыре. Четыре. Ждем. Половина пятого… Пять… Тишина… Шесть, семь… Светает. Н.Некрасов Все предложения в этом тексте односоставные. По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы: с главным членом – сказуемым, с главным членом – подлежащим.

Определенно-личные предложения Определенно-личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения (иду, идешь, идем, идете; пойду, пойдешь, пойдем, пойдемте; иди, идите). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на подлежащее (я, ты, мы, вы), то подлежащее необязательно. Например: Бесконечная Россия Что вьешься, ласточка, к окну, Словно вечность на земле! Что, вольная, поешь? Едешь, едешь, едешь, едешь, А.А. Дельвиг Дни и версты нипочем! Люблю грозу в начале мая… П.А.Вяземский Ф.И.Тютчев Употребление определенно-личных односоставных предложений придает повествованию большую динамичность, энергичность, яркость, точность, делает его более лаконичным, тогда как предложения с местоимениями являют собой «речь более вялую, спокойную, но ничем не более ясную».

Неопределенно-личные предложения Неопределенно – личными называются односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В одно тихое, теплое утро в больницу принесли письмо. (А. П. Чехов) Что новенького в газетах пишут? (М.А.Шолохов) Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю. Лермонтов) На берегу разожгли костер, начали варить уху, затянули песню. Возле этой осинки летом стог поставили. (М.Пришвин) В неопределенно-личных предложениях внимание сосредоточивается на факте, событии, действии. Действующее лицо остается либо необозначенным, либо оно неопределенно или неизвестно, и потому указание на него невозможно. В любом случае предложение лишено грамматического подлежащего. В неопределенно-личных предложениях действия автора не так важны, как то, что происходит в окружающем мире. Сведения о действующем лице (или лицах) мы можем понять только из контекста или из ситуации.

Обобщенно-личные предложения Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения без подлежащего с таким сказуемым-глаголом, который называет действие, имеющее отношение к любому лицу. Этот тип предложений носит обобщенный характер. Такое значение передается формами глагола 2-го лица единственного или множественного числа. Обобщенно-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщенным смыслом. Особенностью является действие, происходящее в любое время без каких-либо ограничений. Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица). Слезами горю не поможешь (пословица). В лес дров не возят (пословица) Обобщенно-личные предложения употребляются, когда автор хочет подчеркнуть закономерную картину с медленной сменой действий. Также они отражают чувства мысли автора, его мнение к окружающему миру. Читатель сопереживает вместе с героем, так как полностью стал участником действий произведения благодаря употреблению обобщенно-личных предложений.

Безличные предложения Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Утром долго не светало. (А. Платонов) И в роще не слышно теперь соловья! (И.И. Козлов) Под вечер подморозило. Безличные предложения передают состояние природы (явления), физическое, внутреннее состояние человека (знобит, нездоровится). В таких предложениях не нужно подлежащее, оно даже не подразумевается. На главном месте стоит только глагол, выражающий состояние, явление. Очень часто такие предложения встречаются в разговорной речи для того, чтобы придать беседе просторечие, особенно при употреблении инфинитива, который несет эмоциональную окраску. Поэтому такие безличные предложения часто встречаются в лозунгах, в публицистической речи, чтобы придать тексту точность, лаконичность и побудить к активному действию. Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями.

Назывные предложения Назывные предложения – это безглагольные односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (Яшин) Дым костра. Сырых шинелей груда. (Сурков) Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? В.А.Жуковский Назывные предложения употребляются в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках, статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и ярко рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку. Умелый подбор существительных у автора помогает четко представить нарисованный словами пейзаж. Например, перечисление мелькающих перед глазами предметов дает возможность представить картину как бы в движении, напоминающую быстро сменяющие друг друга кинокадры.

Заключение: На протяжении всего исследования я пытался показать роль односоставных предложений в разговорной и письменной речи. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений. Обобщенно-личные предложения подчеркивают общность всех людей в мире в целом, так как объединяют их как равных, обращаясь к ним с поучениями, пословицами, афоризмами. Самыми распространенными являются безличные предложения, без которых мы просто не можем выразить свои мысли, чувства. Такие предложения ярко характеризуют состояние природы или человека, описывают пейзаж понятно и просто, конкретно, лаконично указывают на то, что есть или чего нет. Назывные предложения помогают довести замысел автора до самой глубины нашей души, выделяя какие-то конкретные объекты из окружающей картины, именно при помощи них мы представляем действие в виде кинофильма со сменяющимися кадрами. Без односоставных предложений речь была бы слишком скучна, проста и некрасива. А они придают образность, выразительность и эмоциональность, что помогает понять замысел автора в книгах или в разговоре.

Сценарий эпизода фильма по главе из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава II Вожатый 1 действие Дорога. Едет кибитка сквозь густой туман, в темноте ничего не было видно. Снег повсюду. На облучке сидит Савельич, изредка покрякивая. Гринев. Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся. Савельич. Эх, батюшка Петр Андреич! Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто снегом. Солнце на закате. Кибитка ехала по узкой дороге, проложенной крестьянскими санями…

« Девочка с персиками»… Известная картина В.Серова… Веселое, радостное настроение … Яркое, светлое утро … Завтрак … Абрамцево. Местечко под Москвой. Художник в гостях у Саввы Ивановича Мамонтова, человека богатого, глубоко понимавшего и любившего искусство. Хозяин дома выслушал причину приезда живописца и дал совет: рисуй Верушку, доченьку мою. Девочка была непоседой. Она никогда не желала позировать, то есть долго сидеть в одном положении. - Попробуй, - уверял Савва Иванович, - у тебя получится. Верушка, веселая, светящаяся влетела в комнату, рассказывая быстро, торопясь какую-то забавную историю. Она сидела напротив Серова. Свежее румяное лицо. Загорелые руки. Черные глаза-угольки. Девочка намиг перестала разговаривать, только смотрела на художника. В таком состоянии Серов и изобразил ее.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие при изучении односоставных предложений в восьмом классе. Я считаю, что в своем проекте показал роль односоставных предложений в разговорной речи и в произведениях писателей и поэтов, придавая им образность, эмоциональность и выразительность.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.