Представители возрождения в литературе таблица. Эпоха Возрождения (кратко)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Литература эпохи возрождения в отдельных странах

Заключение

Литература

Введение

Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. - Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры

Если сгруппировать множество самых общих признаков, можно понять смысл Возрождения как времени мощного культурного расцвета и восстановления многих культурных традиций греко-римской древности, решительную культурную перестройку в движении от средневековья к новому времени в истории европейской цивилизации.

Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение. Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях философии, точных наук и анатомии того времени. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы, получил развитие тип светского здания - палаццо (дворец). Возрождение в разных странах имело особенности, зависевшие от степени развития общества. Культура Возрождения возникла в Италии, где на рубеже XIII - XIV веков она была сконцентрирована в творческих открытиях самых ярких ее представителей: поэта Алигьери Данте (1265-1321), художника Джотто ди Бондоне (1267-1337); затем в XIV - XV веках - писателя Джованни Боккаччо (1313-1375), поэта Франческо Петрарки (1304-1374), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульпторов Донателло (Дона-то ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) (1435-1488), живописцев Мазаччо, Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506).

В XVI веке в творчестве великих художников Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Рафаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициана (1477-1576) реалистические тенденции искусства Возрождения нашли своё наиболее яркое выражение.

Пожалуй, главное завоевание Возрождения - это освобождение человека от отношения к нему Средневековья, когда человек испугался природы, устыдился ее и отверг как нечто греховное. В Ренессансе человек ощущает себя и как часть природы, и как надприродное существо, наделенное силой и талантом творить.

В художественном сознании это проявляется как желание воплотить духовное, обожествить человеческое и опустить на землю божественное.

В эпоху Возрождения, когда снова открыта была языческая древность, в памятниках культуры передается влюбленность в натурального человека; вновь вспыхивает вера в гармонию человеческой природы, придавленная мировоззрением Средних веков. Натуральный человек как будто открывает себя в своей красоте и силе: «Человек существует для самого себя» (Латини), «Человек может сделать из себя все, что он хочет» (Альберти), «Человек стремится к тому, чтобы везде и всегда быть как бог» (Фичино) - вот изречения, в которых отражается дух новой эпохи, ее вера и упования.

Идеологией Ренессанса стал гуманизм, который поставил в центр мироздания человеческую личность, осознающую себя в своей свободе и независимости, в своем постоянном прогрессивном развитии. Гуманизм возникает в 14 веке в Италии, а к концу 15 века утверждается и в северной Европе. Родоначальники гуманизма: Ф.Петрарка, Л.Бруни, Пико дела Мирандолла; на севере - Эразм Роттердамский.

Гуманистическая идеология по существу уравняла человека и бога, подчеркнув, что они равны в творчестве. Согласно убеждениям гуманистов человек-творец не только создает окружающий мир; чтобы состояться, стать настоящим человеком, он должен сотворить самого себя. Гуманисты были убеждены в всемогуществе человеческого разума. Споря со средневековой моралью, гуманисты на место религиозного культа страдания. Аскетизма ставили этику эпикурейства: земная жизнь не должна быть печальна, лишена радости и наслаждения.

1. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм -- это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады.

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

2. Литература эпохи Возрождения в отдельных странах

Самыми знаменательными была такая литература, как французская, английская, немецкая, испанская, итальянская.

В Англии, в XVI веке происходит расцвет английского гуманизма, который возник позднее, чем в Италии. Очень большую роль на английскую литературу сыграла Классическая литература и итальянская поэзия. Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уэйаттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем. История английской литературы эпохи Позднего Средневековья и Возрождения во многом сходна с литературой французской, несмотря на минимальное внешнее сходство. И там, и там средневековая литературная традиция сохраняла свои позиции вплоть до середины XVI столетия, если не позже. В Англии, как и во Франции, гуманистическая культура Италии оказала сильнейшее воздействие на светских интеллектуалов. Однако в Англии гуманистическая традиция породила блестящую школу ученых-естественников. Моральная философия, конек французских мыслителей, в Англии имела не такое принципиальное значение, как натурфилософия. Это отчасти объяснялось тем, что в Англии издавна существовала собственная богословская традиция, берущая начало от богословия раннего Средневековья и мало связанная с ортодоксальными течениями католической культуры.

Немецкая литература знаменательна тем, что она начала свое вдохновение для Эпохи Возрождения явлением в немецкой литературе этой и последующей эпохи были так называемые шванки, веселые, занимательные рассказы, сначала в стихах, а позднее и в прозе. Шванки возникали в противовес изысканному рыцарскому эпосу, тяготевшему к фантастике, и порой до изнеженности сладостным песням миннезингеров, последователей провансальских трубадуров. В шванках, так же, как и во французских фаблио, говорилось о быте, о повседневной жизни простых людей, причем все легко, в шутку, озорно, дурашливо.

Во Франции, С самого начала XVI в. в литературе сказывается нарождение новых веяний. Это стремление к новшествам отметил поэт Гренгуар: «Оставлены, -- говорит он, -- приёмы старых учёных, над старыми музыкантами смеются, в презрение впала старая медицина, изгоняются старые архитекторы». Идеи гуманизма и реформации нашли себе высокую покровительницу в лице Маргариты Наваррской, сестры Франциска I. В XIV - XVI вв. во французской литературе проходили те же процессы, что и в литературе Италии и Германии. Дворянская, куртуазная культура постепенно теряла свое значение, и на первый план выходила городская, народная литература. Впрочем, открытого противостояния не было. Строго говоря, во Франции, как и в Германии, и в Англии, вплоть до конца XV в. были очень сильны тенденции средневековой культуры. Французский гуманизм оформился лишь в начале XVI столетия, развивался преимущественно в ключе придворной культуры.

В то же время, во Франции уже в XIV в. позиции светской образованности были довольно сильны. Во многих французских городах возникли университеты, которые, в отличие от парижской Сорбонны, были мало связаны со схоластической традицией. Итальянский гуманизм конца XIV - начала XV в. оказал большое влияние на эти университеты, где формировалась историко-философская мысль и естественные науки, прославившие французскую культуру в XVII - XVIII в.

Условно Возрождение в Испании можно разделить на три периода: ранее Возрождение (до середины 16 в.), высокое Возрождение (до 30-х 17 в.) и так называемый период барокко (до конца 17 в.). В период раннего Возрождения в стране возрос интерес к науке и культуре, чему немало способствовали университеты, в особенности старинный Саламанский университет и университет, основанный в 1506 кардиналом Хименесом де Сиснеросом в Алькала де Энаресе. В 1473-1474 в Испании появляется книгопечатание, развивается публицистика, в которой господствовали идеи, созвучные идеям Реформации и обновления католической церкви по образцу протестантских стран. Значительное влияние на формирование новых представлений оказали идеи Эразма Роттердамского. Новый этап в развитии испанского Возрождения, так называемое высокое Возрождение, относится ко второй половине 16 - началу 17 вв. Действуя в соответствии с жесткими принципами Контрреформации (с 1545), Филипп II (1527-1598) преследовал передовых мыслителей, в то же время поощряя культурное развитие, основав библиотеку в Эскориале и поддерживая многие университеты. Творческие и думающие люди, лишенные возможности проявить себя в философии и публицистике, обратились к искусству, вследствие чего оно пережило во второй половине 16-17 вв. невиданный до того расцвет, и эта эпоха получила название «золотого века». Светские идеи гуманизма у некоторых поэтов и писателей переплетались с религиозными мотивами. Барочная драматургия достигла совершенства в творчестве Педро Кальдерона де ла Барка (1600-1680). Подобно Тирсо де Молине, он принадлежит к национальной драматической школе Лопе де Вега. В творчестве этого последнего великого представителя испанской литературы «золотого века» отражается пессимистический взгляд на человека, свойственный эпохе. Центральное произведение Кальдерона - философская драма Жизнь есть сон (1635), главная идея которой, уже чуждая Ренессансу, - что ради земной жизни не следует отказываться от жизни вечной. Кальдерон - за иллюзорность наших представлений о жизни, поскольку она непостижима. В пьесе Сам у себя под стражей (1636) он дает комическую трактовку той же темы.

Представители раннего итальянского гуманизма - Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка - первыми обратились к откровенно «простонародному» языку для изложения возвышенных мыслей и образов. Опыт оказался чрезвычайно удачным, и следом за ними образованные люди в других европейских странах стали обращаться к народной культуре. В каждой стране этот процесс проходил по-разному, и повсюду возникли уникальные тенденции, приведшие в XVI - XVII вв. к окончательному формированию национальных литератур стран Западной Европы.

Важнейшей вехой в истории европейской литературы стал 1455 г. В этом году немец Иоганн Гуттенберг выпустил в своей книгопечатне первую книгу, изготовленную новым способом, позволявшим делать множество копий за короткий срок. Книгопечатный станок, над усовершенствованием которого Гуттенберг работал несколько лет, оправдал надежды изобретателя. До Гуттенберга книги в основном переписывали от руки, что невероятно удорожало их. К тому же, изготовление копии книги отнимало массу времени и стоило очень дорого. В XV в. попытались найти способ удешевить этот процесс. Поначалу печатники вырезали текст страницы в зеркальном отражении на деревянной доске. Затем выпуклые буквы намазывали краской и прижимали клише к листу бумаги. Но с такого клише можно было сделать лишь ограниченное количество копий. К тому же, этот процесс немногим отличался от переписывания вручную. Стоило резчику ошибиться, и приходилось переделывать все клише целиком.

Новаторство Гуттенберга состояло в том, что он стал вырезать наборы отдельных букв, которые составлялись в слова на специальной рамке. Набор страницы занимал теперь несколько минут, а опасность опечатки сводилась к минимуму. Само изготовление букв-клише было гораздо проще, чем клише страницы. Изобретение Гуттенберга быстро вошло в обиход по всей Европе, и печатная книга за два-три десятилетия почти вытеснила рукописную. Впоследствии это кое в чем усложнило работу исследователей. Например, от Уильяма Шекспира остались только печатные издания его произведений - ни одного листка рукописей, что и дало повод некоторым историкам усомниться в подлинности Шекспира как «литературной» фигуры.

литература гуманизм книгопечатание новелла

Заключение

Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Принципиальная особенность литературы Возрождения заключается в том, что сам историко-художественный процесс уже не представлялся современникам в качестве стихийного, непознаваемого в своих закономерностях явления, а был теоретически осознан художниками в его главных тенденциях и бесспорных успехах.

Именно в период Высокого Возрождения положено начало тем художественным, духовно-психологическим и социологическим структурам, которые затем начали доминировать в литературе нового времени.

Говоря об эпохе Возрождения как о великом историческом перевороте, Энгельс говорил, что эта эпоха «нуждалась в титанах» и «породила титанов по силе мысли, по многосторонности и учености» (Леонардо, Дюрер, Джордано Бруно, Рафаэль - помимо всего прочего они еще были и неплохими поэтами).

Важным и общим моментом для всей поэзии эпохи Возрождения было то, что она оторвалась от певческого искусства, а вскоре и от музыкального аккомпанемента, без которых было немыслимо искусство трубадуров и миннезингеров.

Итак, от Данте (нач. 14 в.) до Лопе де Вега (сер. 17 в.) - те пределы, в которые укладывается развитие культуры Возрождения и ее поэзии. Все последующие времена черпали из этой сокровищницы. К поэтам 16 века восходит французский классицизм; в к. 18 века Гёте и Шиллер обратились к эпохе Возрождения, создавая бунтарские титанические образы Карла Мора и Фауста. Шутливой эпической поэме итальянского Возрождения обязана «Орлеанская девственница» Вольтера. Джордано Бруно назвал свою книгу «Диалог о героическом энтузиазме» - это точно определяет атмосферу Возрождения в поэзии 14-16 вв. Она раскрыла красоту человека, богатство его внутренней жизни, показала великолепие мира, провозгласила право человека на земное счастье. Литература Возрождения подняла призвание поэта до высокой миссии служения человечеству.

Подводя итоги, на мой взгляд, именно в Ренессансе каждая литература уникальна и представляет собой коллекцию интересных мыслей и размышлений. Эпоха Возрождения явилась неким светлым периодом времени в истории человечества, его культурной и духовной жизни. Мы по сей день восхищаемся трудами той эпохи, ведутся споры. Живопись, архитектура, наука и конечно же литература - в сравнении с другими периодами были в полном расцвете. Уничтожение угнетения церкви дал такой прогресс, не только технический, но и духовный. Тема значимости Эпохи Возрождения, ее смысла в истории человечества, духовности останется вечной и никогда не раствориться во времени.

Список используемой литературы:

1. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая культура).

2. “Зарубежная Литература. Эпоха Возрождения” Шайтанов И. О. Изд. “Просвещение”. - М., 2003

3. “Философия” Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. - М.: Юристъ, 2004

4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа", 1987.

5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев, М.,1978.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и суть гуманизма как особой и целенаправленной ориентации культурных интересов. Достижения философской мысли, искусства и литературы в эпоху Возрождения. Основные черты и признаки драматургии Возрождения, специфика рыцарского романа и новеллы.

    контрольная работа , добавлен 29.08.2012

    Определение степени влияния Средневековья на культуру эпохи Возрождения. Анализ основных этапов развития художественной культуры Возрождения. Отличительные черты Возрождения в разных странах Западной Европы. Особенности культуры белорусского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Развитие мировой культуры. Эпоха Возрождения как социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв. Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения. Периодизация и национальный характер Возрождения. Культура, искусство крупнейшие мастера Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Исследование проблематичных вопросов Ренессанса, главное противоречие эпохи Возрождения - столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым. Истоки и основания культуры Ренессанса. Сущность гуманизма эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободомыслие и светский индивидуализм. Наука Возрождения. Учение об обществе и государстве.

    реферат , добавлен 12.11.2003

    Возрождение как эпоха в истории Европы. История появления этого феномена, черты раннего Возрождения. Расцвет ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции. Искусство Северного Возрождения, наука, философия и литература. Архитектура и музыка.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Гуманизм как идеология эпохи Возрождения. Проявления гуманизма в различные эпохи. Отличительные черты эпохи Возрождения. Творческая деятельность итальянского поэта Франческо Петрарки. Эразм Роттердамский - крупнейший учёный Северного Возрождения.

    презентация , добавлен 12.10.2016

    Общая характеристика эпохи Возрождения, которая в своём развитии прошла ряд исторических этапов: проторенессанс, треченто, кватроченто, чинквиченто, поздний Ренессанс. Отличительные черты гуманизма и Реформации. Основные представители эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Мы начинаем разговор о литературе Возрождения именно с поэзии, потому что как раз в ней Ренессанс обрел особенно раннее и особенно полное выражение. У колыбели новых литератур, на переломе от Средневековья к возрождению, стоят прежде всего поэты: Данте и Петрарка в Италии, Франсуа Вийон во Франции, Чосер в Англии.

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады - форма, выросшая из танцевально-песенного народного жанра. В 14 веке, очевидно, сложился основной сюжетный костяк баллад о бунтаре и народном заступнике Робине Гуде.

Начиная с сер. 15 века книгопечатные станки выбрасывают огромное количество образцов народной поэзии: песни, романсы, загадки, «народные книги» (среди них - книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте). Их перерабатывают и исследуют писатели-гуманисты, чувствующие тягу к народным источникам (напр., у Шекспира песня Дездемоны о ивушке-иве - это народная баллада, то же - песня Офелии о Валентиновом дне; из сходных материалов построена грандиозная книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», впитавшая в себя французский народный юмор, обогащенный глубокими идеями и острой сатирой ученого-гуманиста.)

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Зачинательницей новой поэзии стала Италия. В к. 13 века появился кружок «поэтов сладостного нового стиля», первый возрожденческий вольный союз поэтов-друзей, связанных общими интересами. Из него вышел молодой Данте - автор книги сонетов и канцон «Новая жизнь». В этих стихах, чаще всего обращенных к прекрасной Беатриче, - первое дыхание всей будущей прелести европейской любовной лирики. Несмотря на все связи со средневековой литературной традицией, Данте - явление поэтического взрыва.

Вслед за Данте выступает другой великий флорентиец, продолживший создание единого итальянского литературного языка и литературы, поэт-философ, ученый и политик, путешественник Франческо Петрарка. Поэт признается, что не может разобраться в противоречиях, раздирающих его душу: что такое поэзия - грех или священное призвание? Что такое его любовь к прекрасной Лауре - мука или счастье? После его «Стихов на жизнь и смерть мадонны Лауры» форма сонета (4+4+3+3) стала знаменем новой поэзии, а изощренный стиль, «петраркизм», - эталоном поэтической формы. Известный в первую очередь стихами к прекрасной Лауре, Петрарка писал и политические стихи (выражение республиканских взглядов и патриотизма).

Рядом - фигура младшего современника Петрарки - Джованни Боккаччо, в стихах которого четко прослеживается путь от поздней рыцарской поэзии (его юность прошла при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского) до очаровательных пастушеских идиллий.

Если в Италии поэты и поэзия сосредоточивались в замках, где среди патрициев был культ гуманистической образованности, покровительства искусствам, то в Германии все складывалось по-иному. В городах продолжала развиваться древняя городская культура - мейстерзанг, певческое и поэтическое искусство мастеровых людей. Мейстерзанг достиг вершины своего развития в 16 веке в творчестве Нюрнбергского сапожника Ганса Сакса. Он оставил множество стихотворений, поэм и особенно стихотворных текстов для городского самодеятельного театра. Раздумья о своем времени - в цикле стихов, связанных сюжетом об Адаме и Еве. «Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был тогда дворянином?» - такая загадка дается в «Сказании о Петре Пахаре». В стихах - горькие размышления Ганса Сакса о судьбах Адамовых детей, которые рождаются равными, в то время как жизнь их разводит и ссорит. (Эта загадка отозвалась в шутке одного из могильщиков в «Гамлете»: он называет Адама самым первым дворянином рода людского, так как тот копал, а копать нельзя без лопаты, а лопата - оружие, а оружие - первая примета дворянина».)

В литературе немецкого Возрождения все тянется к грозному 1525 году (крестьянская война), когда создаются многочисленные сатиры на дураков, воплощающих в себе старую феодальную Германию с ее многочисленными пороками. Но после этой войны с великим немецким искусством было покончено надолго.

Удивительным многообразием и яркостью отличается поэзия французского Возрождения. На переломе от Средних веков к Возрождению - ярчайшая своеобразная фигура Франсуа Вийона, наследника лучших традиций средневековых бродячих поэтов-вагантов. Вийон отказался от латинского языка, развивался в русле французской поэтической речи. Его баллады, полные горечи и смеха, вводят нас в мир парижского дна, отворяют двери кабаков и притонов. Глубоко человечная, драматическая лирика «школяра» Вийона полна потенциального бунтарства (близость к тайным плебейским движениям Франции 15 века.)

Одним из любимцев Пушкина был Клеман Маро. Его очаровательные, мастерские по форме и языку стихи воспевают женскую прелесть, дружеское застолье, свежий снег и весеннее тепло, дружеские шутки и смешные выходки. Писал на французском и на греческом языках. Есть в его творчестве и глубокие философские раздумья, и открытый протест против насилия попов, против клерикальной реакции, грозящей его любимому миру буйной плоти и свободной мысли. Маро поплатился за это тюрьмой, вынужденным бегством из Франции и смертью на чужбине, но остался верен своим убеждениям.

В середине века, когда во французской прозе уже взошло светило Рабле, в 1549 году Жоакин дю Белле в сотрудничестве с Пьером Ронсаром напечатал «Защиту и прославление французского языка» - манифест национальной поэзии Франции. Эти поэты возглавили кружок семи друзей-поэтов «Плеяда», который стал первой поэтической национальной школой Западной Европы. Стремясь очистить язык литературы от средневековых пережитков, поэты «Плеяды» отшатнулись от буйной стихии грубой красочной народной речи, из которой неустанно черпал Рабле. Их идеал меры и ясности уже предвещал эстетические принципы классицизма 17 века.

Позднее, чем в других странах, расцвела английская поэзия Возрождения. Здесь существовала могучая национальная поэтическая традиция (англосаксонские фольклорные корни, нормандские сказания - Джеффри Чосер). Ко второй половине 16 века в Англии сложился кружок просвещенных дворян-гуманистов «Ареопаг» (Филипп Сидни - автор любовного романа из цикла сонетов «Астрофил и Стелла»).

Известные авторы испанской ренессансной лирики - Сервантес (автор «Дон Кихота») и Лопе де Вега (драм. Произведения). К лучшим образцам испанской лирики близки сонеты великого португальского поэта Луиса Камоэнса, отмеченные высоким мастерством и страстным трагическим мироощущением. По своему психологизму и глубине мысли сонеты Камоэнса напоминают Шекспира.

2. Идеология эпохи.

3. Особенности искусства Возрождения.

1. Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории человечества.

Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени.

Возрождение — новый этап в истории мировойкультуры, приходится на период кризиса феодальных отношений и зарождения новых буржуазных отношений. С 14 века в европейских странах — перемены в экономике, политике, культуре. Бурно развиваются города, зарождается мануфактура и мировая торговля. Это время великих географических открытий: 1492 год — путешествие Колумба, открытие Америки, путешествия Васко да Гаммы. Это эпоха крестьянских восстаний и религиозных войн. Распространившееся в это время движение Реформации и возникновение протестантизма привело к отпадению целого ряда стран от католичества. В 1519 году монах-августинец Мартин Лютер вывешивает на дверях собора в Виттенберге свои 95 тезисов, направленных против злоупотребления индульгенциями. Это стало началом движения реформации, началом церковного раскола. Поиски истинной веры, истинной церкви взамен погрязшего в грехах, разгуле и разврате Рима. Протестантизм противопоставил католицизму простоту богослужений, отказавшись от пышных обрядов, аскетизм своих служителей, утраченный представителями высших церковных должностей католического Рима. Реформаторы требовали религии, доходящей до сердца и разума, говорящей в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни.


В экономике начинается переход к капитализму, аграрный переворот, эпоха первоначального накопления. Из среды третьего сословия выделяется буржуазия, которая начинает создавать капиталы для развития промышленности. Капиталы создавались любым путем: нещадной эксплуатацией, в колониях, пиратством. В политике ведется борьба с феодальной раздробленностью, создание абсолютных монархий (вся власть в руках одного). Абсолютная монархия способствовала созданию крепкого государства, развитию торговли и промышленности.

Происходит широкое обновление культуры, расцвет естественных и точных наук, создание литературы на национальных языках, расцвет изобразительного искусства. Наука из служанки богословия становится самостоятельной областью, основывается на опыте. Достижения науки получили философское осмысление и обоснование, появляется и развивается книгопечатание. Одно из главных достижений — философия природы (натурфилософия), она была пантеистической. Пантеизм — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой, рассматривающее природу как воплощение божества. Считалось, что Бог растворен в природе и руководит жизнью изнутри.

Происходит открытие мира. Ученые пытались создать целостную и универсальную картину мира без вмешательства Бога извне. Это стремление наталкивалось на недостаток реальных знаний о мире, часто прибегали к поэтическим домыслам. Типичным был полуученый, полуфантаст, тип доктора Фауста. Люди были полны стремления познать себя и мир. Католическая церковь становится предметом насмешек и критики, этому был ряд причин: ученые-филологи исследуют Библию. В средневековой Европе пользовались латинским текстом Библии, который назывался Вульгатой. Перевод Священного Писания на латынь сделал в III веке святой Иероним. В начале XVI в. появляется интерес к оригинальному тексту Библии. Нидерландский ученый Эразм Роттердамский сделал новый перевод Нового завета. Немецкий знаток древних языков Иоганн Рейхлин сделал филологический комментарий к еврейским текстам Ветхого Завета, в результате обнаружилось множество переводческих ошибок, а неверно переведенные места послужили основой для многих католических догматов и обрядов.

Открытия филологов совпали с общим недовольством церковью, что спровоцировало явление Реформации (от лат. “преобразование, исправление”) — широкое общественно-политическое и идеологическое движение, которое требовало преобразовать церковь в демократическом духе. Сторонники Реформации, выступая за возвращение к первоначальному тексту Библии, считали, что при общении с Богом люди не нуждаются в посредниках — церкви и ее служителях.

Термин Ренессанс (французское), Ринашименто (итал.), Возрождение (русская калька с франц.) появился в XVI веке. Его впервые использовал по отношению к изобразительному искусству итальянский художник Джорджо Вазари в своем сочинении “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.). Он писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период средневековья. Позже это понятие приобрело широкий смысл.

Хронологические рамки В. для разных стран различны. Движение это начиналось с юга на север. Италия XIV -XVI в., другие страны Европы —XV -XVI вв., иногда — начало XVII в. Классическую характеристику дал Ф. Энгельс: “Величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”.

2. Основа культуры Возрождения — идеологическая борьба с феодализмом и его пережитками. Культурные деятели эпохи вели борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с главенствующим положением религии. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от опеки религии и церкви. Главной мыслью эпохи стало убеждение в достоинстве человека, по имени которого получила свое название философия Возрождения — гуманизм (от лат. homo — человек). Идеологической базой Возрождения стал гуманизм — течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15-16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Наиболее ярко и полно воплотились идеи гуманизма в изобразительном искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Источником знаний и образцом художественного творчества для гуманистов была античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении “варварству” средневековой культуры, искусство Ренессанса во многом сохранило преемственность по отношению к предшествовавшей художественной традиции. На смену подчинению личности феодальным и церковным авторитетам пришел принцип свободного развития индивидуальности. Человек — центр мироздания, высшее творение природы, мир создан для него. Отсюда проистекал оптимизм, жизнеутверждающий характер культуры В., вера во всемогущество разума и возможность гармонического и беспристрастного развития человеческой личности.

Возрождение имеет общие (типологические) черты во всех странах: 1) интерес к Античности, стремление возродить культурное наследие прошлого. В Античности привлекало внимание к красоте человеческого тела, прославление радостей бытия, культ красоты; 2) борьба с феодализмом и его пережитками, с засильем церковной идеологии; 3) возникновение и распространение гуманизма (широкое идеологическое движение, создавшее новую концепцию человека); 4) сосуществование двух культурных традиций: ученой (философской) и народной (демократической), в лучших произведениях эпохи они переплетаются.

Характерная особенность эпохи В. — связь искусства и науки. Познавательное начало играло большую роль, художники искали опору в науке, что вызвало к жизни целую плеяду художников-ученых. Искусство В. использовало опыт средневековья. Христианство, перенесшее внимание на духовные ценности, приучило видеть во внутреннем мире человека большую глубину, чем та, которую знала Античность. Человек новой эпохи постигал себя, открывая в себе способность любить и потребность в любви. Средневековая рыцарская поэзия избирает объектом любви и поклонения не Бога, а человека — женщину, предопределив основную тему ренессансной лирики с ее культом любви и дружбы.

Мощным было наследие народной культуры. Народный смех имел двойственную (амбивалентную) природу, так как он не только обличал пороки, но утверждал ценность самой жизни, право человека наслаждаться ею. На Севере Европы особенно сильным был взлет сатирической литературы, что связано с мощным и успешным реформаторским движением народных низов против католической церкви.

Искусство В. было светским. Это следствие социального утверждения набирающей силу буржуазии. Искусство В. проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Типичными чертами были героика, титанизм характеров и страстей (ревность Отелло, любовь Ромео и Джульетты, стремление Гамлета восстановить справедливость). Гуманисты считали, что человек должен быть развит всесторонне: умственно, физически, должен быть образован, иметь разносторонние интересы, должен быть совершенным нравственно и физически. Концепция гуманистов отличалась от средневековых представлений.

Средние века

Возрождение

1. Человек — творение Бога, создан во славу Бога. Культура теоцентрична.

1. Человек — часть природы, самое совершенное ее творение, центр мироздания. Культура антропоцентрична.

2. Человек — часть общественной группы. Ощущает свое место в ячейках общества.

2. Человек порывает с сословно-иерархическими ограничениями, осознает себя как личность, развивается индивидуализм (сложное явление: человек осознает ценность личности, развивается чувство собственного достоинства, высокая самооценка, раскрываются таланты; но, освободившись от сословных ограничений личность проявляла аморализм, развивался эгоизм, буржуазное хищничество).

3. Благородство — знатность, врожденное качество крови.

3. Благородство — приобретенные качества: благороден тот, чьи поступки благородны, это не зависит от происхождения.

4. Аскетизм: человек — существо духовное, он устремлен к Богу, земная жизнь — грязь, разврат, грех.

4. Отказ от аскетизма. Прекрасно все естественное: любовь к земным наслаждениям, физическое совершенство. В произведениях В.— торжество плотского начала.

3. В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поражает разносторонняя одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в различных областях, совмещая занятия живописью, скульптурой, архитектурой с увлечением литературой, поэзией и философией, с занятиями точными науками. Выражение “человек Возрождения”, “ренессансная личность”, обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным.

Сами деятели В. — разносторонние личности: Леонардо да Винчи, незаконнорожденный сын нотариуса и крестьянки. Талантливый математик, изобретатель, скульптор, живописец, писатель, он одним из первых произвел вскрытие трупа, чтобы узнать строение человеческого организма, ведь он стремился использовать научные знания при создании картин. Художник был необыкновенно силен, внешне красив.

В эпоху В. развивается жанр портрета, зарождается историческая и пейзажная живопись. Были открыты линейная и воздушная перспективы. Религиозные темы облекаются в земные образы: “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Многие художники обращаются к античным темам и сюжетам: “Рождение Венеры”, “Весна” С. Боттичелли, “Сотворение Адама” Микеланджело.

В литературе раннего В. ведущим жанром была авантюрная новелла и лирическая поэзия, высокое и позднее В. разрабатывает жанры трагедии и романа. Возникает жанр авантюрного (пикарескного, плутовского романа), в котором появляется новый тип героя — авантюрист, полный сил и жажды жизни, плут, мошенник, ищущий счастья. Часто такими чертами обладают служители церкви, нарушающие нормы аскетизма — это следствие утверждения нового гуманистического взгляда на мир и критика церковнослужителей.

В конце эпохи осознается трагедия индивидуализма: люди понимают невозможности действовать и изменять мир в одиночку, невозможность исправить свое время (Гамлет У. Шекспира страдает именно из-за этого). Раннее В. было оптимистично: люди верили, что старый мир разрушается и уходит в прошлое, верили, что новый мир будет прекрасным, человек в нем будет счастлив, идеалы гуманизма воплотятся в реальности. Поэтому в литературе раннего Ренессанса изображается человек, противостоящий бедам и невзгодам, активно борющийся за свое счастье: Ландольфо Руффоло из “Декамерона” Боккаччо, многие героини У. Шекспира: Оливия, Катарина, Джульетта и др.

В период позднего В. новые буржуазные отношения выявляют свою антигуманную сущность. Новый мир оказался не таким, как ожидалось, он не дал людям счастья и справедливости. Действительность осмысливалась трагически, гуманисты одновременно ведут борьбу с феодализмом и его пережитками и с недостатками нового капиталистического общества; они понимают, что мечты о свободе и счастье невозможно реализовать в условиях реального мира, это свидетельство кризиса гуманизма. Писателями В., особенно английскими — Кристофером Марло и У. Шекспиром — были созданы персонажи, исторические, легендарны, современные, чей необузданный индивидуализм переходит в злодейство: короли Шекспира (реальные английские Иоанн, Ричард III , полулегендарные Клавдий и Макбет), частные лица Эдмунд, Яго, Шейлок — воплощают жестокость времени, проявляя черты злодейства. Зло первоначального накопления было в этот период двойником исторического прогресса. Осуждение злодеев у писателей В. достигается во всем ходе действий. И Шейлок, и Яго Шекспира хотя и остаются к финалу пьес в живых, но их жизненниые принципы посрамлены и уничтожены. Их опыт показан неистребимым, но жалким, неприемлемым для человека В.

Художники В. преобразовывали в своем творчестве народное искусство: так многие средневековые фаблио вошли в стройный ансамбль “Декамерорна” Боккаччо, “хроники” и “народные книги” французского средневековья послужили основой романа французского писателя-гуманиста Франсуа рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, многие пьесы народных театров и бродячих трупп XVI века были преобразованы У. Шекспиром и Лопе де Вега в авторские драмы, в составе романа М. де Сервантеса “Дон-Кихот” можно обнаружить сюжеты многих устных повестей.

По-новому воспринимается в эпоху В. история, что связано с понятием “ренессансный реализм”. Его общим моментом является рассмотрение человека в пространственной и временной связи с изменяющимся миром. Изображался новый человек, освобожденный от сословных рамок, порой в разгуле эгоистических страстей, в способности достичь гармонии с природой и обществом или отдать жизнь за достижение своего идеала. Эгоистичным героям противопоставлялся человек разносторонний. В западноевропейском В. преобладала тенденция изображения энергичного, стремящегося воздействовать на мир человека. Герои представали гиперболизированными, но гиперболизм проявлялся в стремлении к идеалу, в пафосе речей, в заостренном изображении стяжательства, хищничества, жестокости и других пороков, а также в предельном возвышении человеческого и героического.

Отличительная черта реализма эпохи В. — смелое, динамичное, красочное изображение полнокровных положительных образов, создание гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала и одновременно возвышение героической духовности, изображение гармонии этих двух начал.

Возрождение — это сложная, яркая, трудная эпоха, когда окончательно оформляются буржуазные нации, выявляется национальное своеобразие культур. Е. Исаева.

Литература эпохи Возрождения, список которой вы можете найти на этой странице, является жемчужиной мировой культуры. Данный период в истории датируется четырнадцатым-шестнадцатым веком. Литература эпохи Возрождения , произведения которой до сих пор считаются эталоном мастерства, составляет значительный пласт культуры того времени.

Отличие ее от средневековой довольно просто. Литература эпохи Возрождения опиралась на гуманистические принципы, почерпнутые из античности. Воспевание красоты, любви к жизни и в целом довольно оптимистический взгляд на мир пришел на смену аскетичному и мрачному Средневековью. Книги эпохи Возрождения смещают центр внимания от церковной и феодальной тематики к самому человеку, его духовному богатству и культуре.

Ренессанс вместе с этими идеями впервые появился в Италии, но довольно быстро захватил все страны Европы. В каждой конкретной стране Возрождение имело свой неповторимый характер и уникальные черты. Книги эпохи Возрождения, список которых вы можете увидеть в этом разделе, отличаются высокой художественностью, концентрации на внутреннем мире человека, следованием античным высоким идеалам и эмоциональностью.

Книги эпохи Возрождения на сайте «КнигоПоиск»

Если вы хотите познакомиться и открыть для себя книги эпохи Возрождения, список, представленный на сайте «КнигоПоиск», вам поможет сделать правильный выбор.