Профессия наладчик станков и оборудования. Описание профессии "слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике "


Начало формы

Конец формы

Первые наладчики появились в XIX веке и занимались они настройкой работы котлов, паровой техники и некоторых военных механизмов. Часто эти функции выполняли сами машинисты или солдаты. Оборудование промышленных предприятий того времени состояло из многофункциональных станков, но они были намного примитивнее, чем современные и не работали в автоматическом режиме. Их наладку выполнял рабочий, который трудился на них.

В ХХ веке произошел скачек в развитии электротехники, электроники, компьютерной техники, было создано принципиально новое высокоточное и высокопроизводительное технологическое оборудование, которое может работать как в полуавтоматическом, так и в автоматическом режимах. Это оборудование потребовало специалистов по его наладке.

Наладчик станков и оборудования в механообработке - это высококвалифицированный рабочий современных высокотехнологичных производств, работающий на предприятиях различных отраслей. Он производит наладку механических и электромеханических устройств станков с программным управлением, захватов промышленных манипуляторов (роботов), устанавливает технологическую последовательность обработки деталей, выявляет неисправности в работе оборудования.

Наладчик станков и оборудования проверяет состояние и правильность взаимодействия узлов станков и оборудования, предупреждает и устраняет неисправности в их работе, при необходимости заменяет детали и прокладки, производит монтаж, балансировку оборудования, регулирует узлы и механизмы в процессе работы.

Участвует в ремонте, испытании и сдаче в эксплуатацию оборудования под рабочей нагрузкой. Меняет детали и узлы оборудования, сшивает и надевает ремни. Соединяет отдельные детали.

Виды работ, которые должен выполнять наладчик станков зависит от уровня его квалификации. Рабочий более высокой квалификации должен уметь выполнять работы, предусмотренные для рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии.

Работает наладчик станков и оборудования в помещении, в производственных цехах предприятий различных отраслей. Профессионально важными качества являются хороший слух, острое зрение и цветоощущение, внимательность, техническое мышление.
^

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "МОДЕЛЬЩИК"


Начало формы

Конец формы

Литье – один из древнейших способов обработки металлов, которое не утратило своего значения и в наши дни. Около 60% литейных деталей, идущих на изготовление машин, станков, различных механизмов и приспособлений, получают при помощи деревянных моделей. Современные деревомодельные цеха требуют хорошо подготовленных рабочих-модельщиков для изготовления высококачественной модельной оснастки.

Изготовление модели - начальный этап осуществления идеи конструктора, выраженной в чертеже. Прежде чем приступить к изготовлению модели, модельщик должен прочитать чертеж отливки. Как известно, чертеж будущего изделия приходит на модельный участок вместе с технологией. Модельщик разворачивает чертеж и начинает его изучать. Его задача - представить, как будет выглядеть будущее изделие в трехмерном изображении.

Чтобы иметь четкое представление о величине изделия, его пропорциях, соотношении его частей, модельщику необходимо иметь хорошо развитое пространственное воображение. Затем модельщик вычерчивает эскиз модели в натуральную величину, но с учетом усадки металла при помощи усадочного метра. Модельный эскиз, выполняемый на щитке из досок или на фанере, представляет собой основную проекцию детали.

На заготовках, а затем и на модели он производит разметку. После разметки заготовок отдельных частей модели мастер приступает к ее изготовлению на верстаке. Обработка заготовок производится с помощью различных инструментов. После того как части модели изготовлены, модельщик соединяет их в единое целое на специальных модельных плитах различными способами: склеиванием, вязкой, сращиванием. Поверхность модели шлифуется, неровности и щели зашпаклевываются специальной замазкой. Модель окрашивается и покрывается лаком. По внешним очертаниям модель является копией будущей отливки.

Специалист данной профессии должен обладать такими важными качествами, как: устойчивое внимание, хорошая память, абстрактное и образное мышление, развитое пространственное воображение, способность к сложной координации движений рук, аккуратность и ответственность. Работа модельщика довольно сложная, но творческая, не рутинная, тем она и привлекательна.

Модельщик, действительно, не совсем обычная рабочая профессия. Всякое рабочее мастерство всегда граничит с искусством, но мастерство модельщика особенно близко к подлинному искусству. Эта профессия схожа с художником и скульптором. Здесь главное – голова и руки. Специальность модельщика по объему знаний и получаемым квалификационным навыкам гораздо шире большинства рабочих профессий. Раньше говорили: «За модельщика двух инженеров дают», – и называли их рабочей аристократией.

^ ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "СТАНОЧНИК (МЕТАЛЛООБРАБОТКА)"

Начало формы

Конец формы

В современном мире нет ни одной области деятельности человека, где бы ни применялись умения и знания обработки материалов. Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей, изготовленных из современных металлов и сплавов: космические корабли, подводные лодки, оружие, автомобили, медицинские приборы и даже часы. И это все стало возможным только благодаря тому, что люди научились обрабатывать металл.

За такими простыми словами – станочник (металлообработка) скрывается многовековой опыт человеческих знаний, попыток сделать, окружающий нас, мир интересней и комфортней. И если мы заглянем в историю, то увидим, как стремительно обработка металла изменила всю, окружающую нас жизнь. Наибольшее развитие металлообработка получила во времена Петра I.

С конца XX века – возникла рабочая профессия станочник широкого профиля и оператор станков с ЧПУ. Профессия станочник широкого профиля, оператор станков с ЧПУ является одной из ведущих на каждом машиностроительном предприятии.

Профессиональный станочник обладает навыками работы на различных станках, умеет настраивать и выбирать оптимальный режим работы, обслуживает и устраняет неполадки, контролирует качество обработки деталей.

Наряду с основными умениями и навыками овладение этой профессией предполагает возможность освоения целого ряда смежных профессий, таких как слесарь-ремонтник, контролер ОТК, наладчик станков и др.

Знания и умения управлять сложными механическими и автоматизированными системами является хорошей основой для дальнейшего повышения образовательного уровня вплоть до высшего, формирования управленческих навыков, возможности карьерного роста.

Каждое изделие – это творение человеческих рук – от космических кораблей до зубной щетки. И везде вложен труд станочника. Поэтому к этой профессии относятся с особым уважением.

Работа станочника – интересна и разнообразна. Из куска твердого металла можно выточить деталь любой формы, обработать деталь с точностью до нескольких миллиметров, сами детали могут быть огромного размера.

^ ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ "СЛЕСАРЬ"

Начало формы

Конец формы

Слесарное ремесло, связанное с обработкой различных материалов, - наиболее древнее из ремесел. Еще до «бронзового» и «железного» веков древние умельцы каменными рубилами изготавливали посуду и оружие, украшения и орудия для обработки земли. Они стали предшественниками современных слесарей.

В течение веков кузнецы были главными изготовителями орудий труда, оружия, предметов домашнего обихода.

Изготовление замков и оружия требовало особого мастерства, поэтому из кузнецов постепенно выделились специалисты по более точной и тонкой обработке металлов. Этими специалистами были слесари, которые назывались замочниками. В начале XVIII в. замочников называли «шлоссерами». Со временем иностранное слово приобрело более широкий смысл. Так возникло название «Слесарь».

Ответ на вопрос: «Где работают слесари?» очень простой: «Практически везде». Во всех отраслях экономики, без исключения, эта профессия нужна. Слесарь – одна из вечных профессий. Она существует во всех областях народного хозяйства.

В зависимости от вида слесарных работ и профиля самого предприятия, существуют различные специальности, например: слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, слесарь механосборочных работ.

Слесарь-инструментальщик занимается опиловкой сложных профилей штампов и пресс-форм, механической и ручной притиркой. Он должен уметь свободно читать чертежи, знать характеристику и особенности обработки металлов и сплавов. В условиях малого производства ему необходимо владеть смежными профессиями токаря, фрезеровщика или шлифовщика.

Чтобы стать слесарем механосборочных работ, требуется меньше времени, знаний и опыта, однако определенные навыки, конечно, необходимы. Механосборочные работы производят на разных предприятиях, чаще всего, в машиностроительной отрасли.

Профессия слесарь-ремонтник очень распространена и требуется для любых видов и этапов производства, где есть техника, механизмы, приборы, агрегаты. Это квалифицированный рабочий, который обслуживает технику на предприятиях или на дому, регулирует, выполняет текущий и срочный ремонт, проводит профилактические мероприятия.

Работа слесаря заключается в техническом обслуживании и ремонте различных видов машин и механизмов, из которых состоят производственные линии по выпуску продукции. Для этого необходимо уметь читать чертежи, знать схемы обслуживаемых станков, сборки деталей, пользоваться различным слесарным инструментом, технологической оснасткой, грузоподъемными механизмами, транспортными средствами.

Работа слесаря в чем-то похожа на работу хирурга: оба специалиста пользуются инструментом и несут большую ответственность, при этом хирург лечит людей, а слесарь – машины. Это очень интересная и творческая профессия, которая дает уверенность в себе, прививает навыки работы со слесарным инструментом и приспособлениями, развивает дух коллективизма и взаимопомощи.

В последние годы наметилось развитие промышленности, строительство новых и модернизация старых производств, где профессия слесаря будет все более востребована и внесет свой достойный вклад в процветание нашего государства.

Сегодня нет ни одного предприятия, более того, ни одного здания, которое могло бы нормально функционировать без помощи слесаря. Спектр работ, выполняемых этими специалистами, - широчайший.

Первые наладчики появились в XIX веке и занимались они настройкой работы котлов, паровой техники и некоторых военных механизмов. Часто эти функции выполняли сами машинисты или солдаты. Оборудование промышленных предприятий того времени состояло из многофункциональных станков, но они были намного примитивнее, чем современные и не работали в автоматическом режиме. Их наладку выполнял рабочий, который трудился на них.

В ХХ веке произошел скачек в развитии электротехники, электроники, компьютерной техники, было создано принципиально новое высокоточное и высокопроизводительное технологическое оборудование, которое может работать как в полуавтоматическом, так и в автоматическом режимах. Это оборудование потребовало специалистов по его наладке.

Наладчик станков и оборудования в механообработке - это высококвалифицированный рабочий современных высокотехнологичных производств, работающий на предприятиях различных отраслей. Он производит наладку механических и электромеханических устройств станков с программным управлением, захватов промышленных манипуляторов (роботов), устанавливает технологическую последовательность обработки деталей, выявляет неисправности в работе оборудования.

Наладчик станков и оборудования проверяет состояние и правильность взаимодействия узлов станков и оборудования, предупреждает и устраняет неисправности в их работе, при необходимости заменяет детали и прокладки, производит монтаж, балансировку оборудования, регулирует узлы и механизмы в процессе работы.

Участвует в ремонте, испытании и сдаче в эксплуатацию оборудования под рабочей нагрузкой. Меняет детали и узлы оборудования, сшивает и надевает ремни. Соединяет отдельные детали.

Виды работ, которые должен выполнять наладчик станков зависит от уровня его квалификации. Рабочий более высокой квалификации должен уметь выполнять работы, предусмотренные для рабочих более низкой квалификации, а также руководить рабочими более низких разрядов этой же профессии.

Работает наладчик станков и оборудования в помещении, в производственных цехах предприятий различных отраслей. Профессионально важными качества являются хороший слух, острое зрение и цветоощущение, внимательность, техническое мышление.

Код и название профессии СПО : 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Нормативный срок освоения образовательной программы:

  • 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования (9 классов)
  • 1 год 10 месяцев на базе общего образования (11 классов)

Присваиваемые квалификации :

  • наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, 4-й разряд;
  • станочник широкого профиля, 3-й разряд.

Область профессиональной деятельности : Наладка станков и оборудования, обработка деталей, заготовок и изделий на металлообрабатывающих станках с использованием основных технологических процессов машиностроения.

Основные виды работ :

  • выполнение операций по наладке автоматических линий и агрегатных станков;
  • выполнение операций по наладке автоматов и полуавтоматов;
  • выполнение операций по наладке станков и манипуляторов с программным управлением;
  • выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.

Объекты профессиональной деятельности : заготовки, детали, агрегатные и специальные станки, сверлильные станки, фрезерные станки, токарные и шлифовальные станки, автоматические линии, токарные автоматы и полуавтоматы различных типов, промышленные манипуляторы (роботы) с программным управлением и штабелеры, режимно-технологические карты обработки деталей, контрольно-измерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления, оснастка.

Изучаемые дисциплины и профессиональные модули

Общеобразовательная подготовка (1 курс):

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Обществознание (включая экономику и право)

Биология

Физическая культура

Математика

Информатика и ИКТ

Дисциплины специальности:

Технические измерения

Техническая графика

Основы электротехники

Основы материаловедения

Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках

Безопасность жизнедеятельности

Основы поиска работы, трудоустройства

Физическая культура

Профессиональные модули:

Наладка автоматических линий и агрегатных станков

Устройство автоматических линий и агрегатных станков

Технология ремонта и наладки автоматических линий и агрегатных станков

Машиностроительное черчение Наладка автоматов и полуавтоматов

Устройство автоматов и полуавтоматов

Технология работ по наладке автоматов и полуавтоматов

Машиностроительное черчение

Наладка станков и манипуляторов с программным управлением

Устройство станков и манипуляторов с программным управлением

Технология работ по наладке станков и манипуляторов с программным управлением

Машиностроительное черчение

Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках Технология обработки на металлорежущих станках

[свернуть]

Общие и профессиональные компетенции

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Выполнять наладку и подналадку автоматических линий и агрегатных станков.

ПК 1.2. Участвовать в ремонте станков.

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание автоматических линий и агрегатных станков.

ПК 2.1. Выполнять наладку автоматов и полуавтоматов.

ПК 2.2. Проводить инструктаж рабочих, занятых на обслуживаемом оборудовании.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автоматов и полуавтоматов.

ПК 3.1. Выполнять наладку станков и манипуляторов с программным управлением.

ПК 3.2. Проводить инструктаж оператора станков с программным управлением.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание станков и манипуляторов с программным управлением.

ПК 4.1. Выполнять работы на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.

ПК 4.2. Осуществлять техническое обслуживание сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станков.

ПК 4.3. Выполнять наладку обслуживаемых станков.

ПК 4.4. Выполнять установку деталей различных размеров.

ПК 4.5. Выполнять проверку качества обработки деталей.

[свернуть]

Стандарт, учебный план, аннотации к программам, ссылки

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО №824 от 2.08.2013, ред. от 17.03.2015 (pdf , 580k)

Ссылка на профиль профессии в «Атласе профессий» Комитета образования Санкт-Петербурга: http://www.atlas-professiy.spb.ru/met2.html

Учебные планы по курсам (3 года 10 месяцев): (

Если после девятого класса было принято решение выбрать такую специальность, как наладчик станков и оборудования в механообработке, стоит получше узнать обо всех плюсах и минусах этой профессии.

Профессия наладчика станков и оборудования в механообработке является одной из самых перспективных в машиностроительной сфере, поэтому имеются все шансы добиться определенного успеха на данном поприще.

У профессии есть несколько разрядов (от 4 до 8), а также она характеризуется узким кругом делового общения. Наладчик должен уметь регулировать и ремонтировать доверенную ему технику, быть собранным и внимательным, всегда качественно выполнять работу и знать стандарты, предназначенные для деталей и самого оборудования. Если все же было принято решение освоить специальность наладчика станков и оборудования в механообработке, то где учиться стоит подумать в первую очередь.

Где пройти обучение

Прежде чем начать работать, нужно получить среднее специальное образование по специальности 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке в техникуме или колледже. Чаще всего туда поступают после девятого класса, но есть возможность начать обучение и после одиннадцатого.

Краснодарский машиностроительный колледж

Имеется возможность поступить в Краснодарский машиностроительный колледж или же Профессиональное училище №1 Краснодарского края, где будут получены все необходимые знания для дальнейшей работы.

В принципе, абсолютно все колледжи дают хорошую теоретическую и практическую основу за счет занятий и учебной практики.

Омские учебные заведения

В Омской области имеются такие колледжи, как Профессиональное училище №22 и Омский техникум высоких технологий машиностроения. Здесь обучают молодых людей по специальности СПО «Наладчик станков и оборудования в механообработке».

Ставропольский и Тульский колледжи

Для обучения подходит и Региональный многопрофильный Колледж города Ставрополь или же Тульский Профессиональный лицей №25 им. Н. Демидова.

Также соответствующие учебные заведения имеются в Алтайском крае, Брянской, Челябинской, Ульяновской, Свердловской, Саратовской, Псковской и Орловской областях. В среднем обучение длится три года и пять месяцев при очном обучении на базе 9 классов, а на базе 11 – год и десять месяцев.

Во время обучения предстоит научиться:

  • выполнять работу на станках;
  • налаживать различные механизмы;
  • разбираться в стандартах деталей;
  • обрабатывать детали.

Также будет проведено достаточно часов практики и тщательный разбор техники безопасности. Это все важно для будущей трудовой деятельности, поскольку она может оказаться травмоопасной при несоблюдении правил использования техники.

Дальнейшее трудоустройство

Имея диплом наладчика станков и оборудования в механообработке, кем работать можно даже не задумываться – крайне много предприятий нуждаются в специалистах. К таким предприятиям относятся ремонтные, а также автомобилестроительные, судостроительные, машиностроительные, станкостроительные и прочие.

Однако для данной профессии имеются некоторые ограничения. Стоит с ними ознакомиться прежде, чем выбирать для себя данную специальность, поскольку в противном случае это может заметно сказаться на трудоспособности. Работа не рекомендуется при наличии:

  • проблем с дыхательными путями;
  • болезней сердечно-сосудистой системы;
  • проблем с опорно-двигательным аппаратом;
  • аллергии;
  • заболеваний кожных покровов;
  • проблем с нервной системой.

Квалификации профессии

Стоит отметить, что специальность наладчика станков и оборудования в механообработке весьма универсальна, и потому в ней сочетается несколько подкатегорий, по которым тоже можно после устроиться на работу.

Хоть они и объединены одной специальностью, каждый из них работает с разными механизмами и отвечает за выполнение разных задач. Мастер, которые может выполнять все функции, может по праву гордиться собой, однако не будет ничего страшного, если что-либо не получается, поскольку в данном деле мастерство приходит с опытом.

Наладчик автоматических линий и агрегатных станков

Наладчик автоматических линий и агрегатных станков отвечает за наладку различных станков, поэтому он должен знать стандарты, способы починки, а также взаимодействие всех деталей. В его обязанность входит обработка пробных деталей и сдача их на последующую проверку.

Наладчик автоматов и полуавтоматов

Наладчик автоматов и полуавтоматов подразумевает работу с отрезными или однотипными станками, знание стандартов для проверки прочности и принцип их работы, а также должен уметь устанавливать вспомогательные приспособления.

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением

Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением занимается наладкой на рабочем и холостом ходу станков, поэтому он должен знать способы и правила ее проведения.

Станочник широкого профиля

Станочник широкого профиля занимается изготовлением деталей из различных материалов для машин. Данная профессия весьма востребована в ремонтных мастерских и других цехах машиностроительных предприятий. Станочник должен знать все инструменты и знать то, какие именно подходят для определенного вида работ.

www.collegenews.ru

Наладчик станков и оборудования в механообработке - Ростовский Колледж Технологий Машиностроения

  • Престиж профессии
  • Востребованность
  • Высокая зарплата

Наладчик станков и оборудования в механообработке - это профессионал, работающий на высокотехнологичном производстве. Сотрудники этого профиля востребованы на самых разных производствах. Задача наладчика станков - в настройке сложных систем, положенных в основу станков с ЧПУ и промышленных роботов-манипуляторов. Наладчики станков определяют также порядок, в котором подконтрольные им механизмы будут обрабатывать исходные материалы, и выявляют сбои и неисправности в работе оборудования с тем, чтобы своевременно устранить проблемы в работе станочных узлов. Сотрудник этого профиля должен своевременно и квалифицированно исправить любые имеющиеся неполадки как в электронных системах станка, так и в его механике, отбалансировать оборудование и провести его монтаж, а также следить за состоянием станка в процессе работы.

Личные качества:

Работа со сложными механизмами, которые лежат в основе современных станков, требует от наладчика оборудования интеллектуального напряжения и обширной технической базы знаний, в которую, в частности, должны входить электротехника, физика, механика и программирование.

Место работы и карьера:

Рабочих этого профиля охотно принимают на машиностроительные производства, где без сложных станков немыслима любая работа. Востребованность наладчиков станков на рынке труда высока.

rktm.info

Наладчик станков и оборудования в механообработке

Для друзей
Срок обучения На базе 11 класса:Вечерняя - Макс. Макс.2 года 10 месяцевНа базе 9 класса:Вечерняя - Макс. Макс. 4 года 11 месяцев
Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Наладчик автоматических линий и агрегатных станков Наладчик автоматов и полуавтоматов | Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением | Станочник широкого профиля

Будущие профессии

Наладчик автоматических линий и агрегатных станков | Наладчик автоматов и полуавтоматов | Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением | Станочник широкого профиля

Чему научат?
  • Выполнять наладку и подналадку автоматических линий и агрегатных станков
  • Участвовать в ремонте станков
  • Осуществлять техническое обслуживание автоматических линий и агрегатных станков
  • Выполнять наладку автоматов и полуавтоматов
  • Проводить инструктаж рабочих, занятых на обслуживаемом оборудовании
  • Осуществлять техническое обслуживание автоматов и полуавтоматов
  • Выполнять наладку станков и манипуляторов с программным управлением
  • Проводить инструктаж оператора станков с программным управлением
  • Осуществлять техническое обслуживание станков и манипуляторов с программным управлением
  • Выполнять работы на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках
  • Осуществлять техническое обслуживание сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станков
  • Выполнять наладку обслуживаемых станков
  • Выполнять установку деталей различных размеров
  • Выполнять проверку качества обработки деталей
Важные учебные предметы Машиностроительное черчение | Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках | Основы материаловедения | Основы электротехники | Техническая графика | Технические измерения | Технология работ по наладке автоматов и полуавтоматов | Технология ремонта и наладки автоматических линий и агрегатных станков | Устройство автоматических линий и агрегатных станков | Устройство автоматов и полуавтоматовНайти специальности со схожими предметами
Практика студентов

Учебная (производственное обучение) и производственная практики являются обязательной частью образовательной программы.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
  • Государственный экзамен (по решению учебного заведения)
Похожие специальности
Поищем по тегам? профессиональное образование, среднее профессиональное образование, начальное профессиональное образование, колледж, техникум
Материал подготовлен сайтом www.moeobrazovanie.ruЛюбое использование материала страницы допускается только с письменного согласия редакции.

moeobrazovanie.ru

Колледж судостроения - Ресурсный центр

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга №948 от 14.11.2017 в периоды с 17.11.2017 по 15.01.2018 и с 15.03.2018 по 15.04.2018 запрещается выход на ледовое покрытие! Ознакомьтесь с соответствующими документами: Постановление Правительства Санкт-Петербурга №948 от...

15-17 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге в павильонах G и F КВЦ «Экспофорум» состоялся III Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и Городской конкурс профессионального мастерства «Шаг в профессию» - 2017.

19 октября в Кировском районе прошёл военно-спортивный праздник «День призывника», в рамках которого проходили соревнования по различным видам спорта. Наш колледж традиционно принял участие в этом мероприятии, выставив две сборных команды, одна из которых...

В октябре наши студенты приняли участие в очередных конкурсах, проводимых Городским дворцом учащейся молодёжи: конкурс готических шрифтов «По следам реформаторов» (свои работы представили Андреев Михаил из гр. 119-2 и трое ребят из гр. 211...

Этой осенью, 4-5 ноября 2017 года в четвёртый раз в самом сердце Санкт-Петербурга пройдёт очередной крупномасштабный Фестиваль Света Местом проведения Светового праздника в этот раз выбрана главная площадь культурной столицы – Дворцовая площадь. Организатором этого мероприятия, уже полюбившегося горожанам и...

11 октября 2 сборные команды наших обучающихся приняли участие в районном турнире по воркауту, посвященном Международному дню учителя, и, как обычно, показали отличные результаты, заняв первое место среди команд возрастной категории старше 18 лет...

xn--h1adqgh.xn--p1ai

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в .

Таблица 1

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

наладчик автоматических линий и агрегатных станков - станочник широкого профиля;

наладчик автоматов и полуавтоматов - станочник широкого профиля;

наладчик станков и манипуляторов с программным управлением - станочник широкого профиля.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: наладка станков и оборудования, обработка деталей, заготовок и изделий на металлообрабатывающих станках с использованием основных технологических процессов машиностроения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

заготовки;

агрегатные и специальные станки;

сверлильные станки;

фрезерные станки;

токарные и шлифовальные станки;

автоматические линии;

токарные автоматы и полуавтоматы различных типов;

промышленные манипуляторы (роботы) с программным управлением и штабелеры;

режимно-технологические карты обработки деталей;

контрольно-измерительные инструменты;

режущие инструменты;

приспособления;

оснастка.

4.3. Обучающийся по профессии 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение операций по наладке автоматических линий и агрегатных станков.

4.3.2. Выполнение операций по наладке автоматов и полуавтоматов.

4.3.3. Выполнение операций по наладке станков и манипуляторов с программным управлением.

4.3.4. Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.

V. Требования к результатам программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение операций по наладке автоматических линий и агрегатных станков.

ПК 1.1. Выполнять наладку и подналадку автоматических линий и агрегатных станков.

ПК 1.2. Участвовать в ремонте станков.

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание автоматических линий и агрегатных станков.

5.2.2. Выполнение операций по наладке автоматов и полуавтоматов.

ПК 2.1. Выполнять наладку автоматов и полуавтоматов.

ПК 2.2. Проводить инструктаж рабочих, занятых на обслуживаемом оборудовании.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автоматов и полуавтоматов.

5.2.3. Выполнение операций по наладке станков и манипуляторов с программным управлением.

ПК 3.1. Выполнять наладку станков и манипуляторов с программным управлением.

ПК 3.2. Проводить инструктаж оператора станков с программным управлением.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание станков и манипуляторов с программным управлением.

5.2.4. Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.

ПК 4.1. Выполнять работы на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках.

ПК 4.2. Осуществлять техническое обслуживание сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станков.

ПК 4.3. Выполнять наладку обслуживаемых станков.

ПК 4.4. Выполнять установку деталей различных размеров.

ПК 4.5. Выполнять проверку качества обработки деталей.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебный цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" 1512 1008
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 642 428
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: анализировать техническую документацию; определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров; определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам; выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; знать: систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основные принципы калибровки сложных профилей; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей; стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы; наименование и свойства комплектуемых материалов; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей. ОП.01. Технические измерения
уметь: читать и оформлять чертежи, схемы и графики; составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок; пользоваться справочной литературой; пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем; выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров; знать: основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов. ОП.02. Техническая графика
уметь: читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; знать: единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; свойства постоянного и переменного электрического тока; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания; заземление, зануление. ОП.03. Основы электротехники
уметь: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико-химические методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; знать: основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали их классификацию. ОП.04. Основы материаловедения
уметь: рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам при разных видах обработки; оформлять техническую документацию; составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках; знать: основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин; наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений; устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов; правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы; назначение и правила применения режущего инструмента; углы, правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка; грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах; основные направления автоматизации производственных процессов; основные понятия и определения технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки; основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы; принцип базирования; общие сведения о проектировании технологических процессов; порядок оформления технической документации. ОП.05. Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 68 ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
П.00 Профессиональный учебный цикл 870 580
ПМ.00 Профессиональные модули 870 580
ПМ.01 Наладка автоматических линий и агрегатных станков В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения наладки автоматических линий и агрегатных станков; работы по ремонту автоматических линий и агрегатных станков; технического обслуживания автоматических линий и агрегатных станков; уметь: обеспечивать безопасную работу; выполнять наладку односторонних, двухсторонних, однопозиционных, многопозиционных, одно- или двухсуппортных агрегатных станков с неподвижными и вращающимися горизонтальными и вертикальными столами, односуппортных многошпиндельных агрегатных станков и двух-, четырехсторонних станков (сверлильных, резьбонарезных, фрезерных для обработки деталей средней сложности), фрезерно-расточных, сверлильно-расточных и других аналогичных станков для обработки сложных деталей; выполнять наладку специальных станков-автоматов для фрезерования канавок сверл, автоматов для заточки сверл и зенкеров, протяжных горизонтальных, вертикальных и других аналогичных станков для внутреннего и наружного протягивания; выполнять наладку однотипных электроимпульсных, электроискровых и ультразвуковых станков и установок, генераторов, электрохимических станков по технологической или конструкционной карте и паспорту станка; выполнять наладку станков, контрольных автоматов и транспортных устройств на полный цикл обработки простых деталей с одним видом обработки; выполнять наладку захватов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением; выполнять наладку двухсторонних, многосуппортных, многошпиндельных агрегатных станков с произвольным или со связанным для каждого суппорта циклом подач, с круговым поворотным столом для обработки крупных сложных деталей или с кольцевым столом для обработки небольших сложных деталей; выполнять наладку электроимпульсных, электроискровых и ультразвуковых станков и установок различных типов и мощности, электрохимических станков различных типов и мощности с устранением неисправностей в механической и электрической частях; выполнять наладку станков, контрольных автоматов и транспортных устройств на полный цикл обработки простых деталей (втулки, поршни, ролики, гильзы) с различным характером обработки (сверление, фрезерование, точение); выполнять наладку отдельных узлов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением; наблюдать за работой автоматической линии; выполнять подналадку основных механизмов автоматической линии в процессе работы; выполнять расчеты, связанные с наладкой обслуживаемых станков; устанавливать технологическую последовательность и режимы обработки; выполнять установку специальных приспособлений с выверкой в нескольких плоскостях; выполнять наладку, обработку пробных деталей и сдачу их в ОТК; принимать участие в ремонте станков; принимать участие в текущем ремонте оборудования и механизмов автоматической линии; знать: технику безопасности при работах; устройство, правила проверки на точность агрегатных и специальных станков, взаимодействие механизмов автоматической линии, технологический процесс с одним видом обработки деталей на станках автоматической линии; кинематические схемы и правила проверки на точность обработки односторонних и двухсторонних, многосуппортных, многошпиндельных и других сложных агрегатных и специальных станков; взаимодействие механизмов автоматической линии; конструктивные особенности универсальных и специальных приспособлений, оснастки; геометрию, правила термообработки, заточки, доводки и установки нормального режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, и инструмента с пластинами из твердых сплавов или керамическими; способы установки, крепления и выверки сложных деталей; основы технологии металлов в пределах выполняемой работы; правила выбора режимов резания; сортамент применяемых металлов и полуфабрикатов; правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; правила расчета шестерен, эксцентриков, копиров и кулачков; правила проверки манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования. МДК.01.01. Устройство автоматических линий и агрегатных станков МДК.01.02. Технология ремонта и наладки автоматических линий и агрегатных станков МДК.01.03. Машиностроительное черчение
ПМ.02 Наладка автоматов и полуавтоматов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы по выполнению наладки автоматов и полуавтоматов; технического обслуживания автоматов и полуавтоматов; проведения инструктажа рабочих; уметь: обеспечивать безопасную работу; выполнять наладку отрезных, гайконарезных, болтонарезных станков, автоматов или полуавтоматов, токарных одношпиндельных и многошпиндельных автоматов и многорезцовых горизонтальных полуавтоматов, токарно-револьверных станков для обработки различной сложности периодически повторяющихся деталей с большим числом переходов по 8-10 квалитетам; выполнять наладку токарно-револьверных станков, токарных многошпиндельных автоматов и полуавтоматов, вертикальных многорезцовых и многошпиндельных полуавтоматов для обработки сложных деталей с большим числом переходов по 6-7 квалитетам с применением различного комбинированного режущего и измерительного инструмента; выполнять технические расчеты, необходимые при наладке станков; устанавливать технологическую последовательность обработки и режимов резания, подбор режущего и измерительных инструментов и приспособлений по технологической или инструкционной карте; выполнять необходимые расчеты, связанные с наладкой станков; устанавливать приспособления и инструменты; выполнять установку специальных приспособлений с выверкой их в нескольких плоскостях; выполнять подналадку и регулирование обслуживаемых станков в процессе работы; выполнять обработку пробных деталей после наладки и их сдачу в отдел технического контроля; проводить инструктаж рабочих, занятых на обслуживаемом оборудовании; участвовать в ремонте станков; знать: технику безопасности при работах; устройство обслуживаемых однотипных станков и правила проверки их на точность; элементарные правила подбора шестерен и правила подбора эксцентриков, копиров и кулачков; кинематические схемы токарных автоматов и полуавтоматов различных типов и правила проверки их на точность; конструктивные особенности и правила применения универсальных и специальных приспособлений, оснастки; правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; правила расчета шестерен, эксцентриков, копиров и кулачков. МДК.02.01. Устройство автоматов и полуавтоматов МДК.02.02. Технология работ по наладке автоматов и полуавтоматов МДК.02.03. Машиностроительное черчение
ПМ.03 Наладка станков и манипуляторов с программным управлением В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: работы по выполнению наладки станков и манипуляторов с программным управлением; технического обслуживания автоматов и полуавтоматов; проведения инструктажа рабочих; уметь: обеспечивать безопасную работу; выполнять наладку на холостом ходу и в рабочем режиме механических и электромеханических устройств станков с программным управлением для обработки простых и средней сложности деталей; выполнять наладку нулевого положения и зажимных приспособлений; выявлять неисправности в работе электромеханических устройств; выполнять наладку захватов промышленных манипуляторов (роботов), штабелеров с программным управлением, а также оборудования блочно-модульных систем типа "Станок (машина) робот", применяемых в технологическом, электротехническом, подъемно-транспортном и теплосиловом производствах, под руководством наладчика более высокой квалификации; проверять станки на точность, манипуляторы и штабелеры на работоспособность и точность позиционирования; выполнять наладку на холостом ходу и в рабочем режиме механических и электромеханических устройств станков с программным управлением для обработки сложных деталей с применением различного режущего инструмента; выполнять наладку координатной плиты; выполнять установку различных приспособлений с выверкой их в нескольких плоскостях; выполнять наладку отдельных узлов промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением, оборудования блочно-модульных систем типа "Станок (машина) робот" и линий гибких автоматизированных производств (ГАП), применяемых в технологическом, электротехническом, подъемно-транспортном и теплосиловом производствах; устанавливать технологическую последовательность обработки; выполнять подбор режущего, контрольно-измерительного инструмента и приспособлений по технологической карте; устанавливать и выполнять съем приспособлений и инструмента; выполнять проверку и контроль индикаторами правильности установки приспособлений и инструмента в системе координат; выполнять наладку, изготовление пробных деталей и сдачу их в ОТК; выполнять расчеты, связанные с наладкой, управлением и пуском станков с программным управлением; корректировать режимы резания по результатам работы станка; вести журнал учета простоев станка; выполнять сдачу налаженного станка оператору; инструктировать оператора станков с программным управлением; знать: технику безопасности при работах; устройство обслуживаемых однотипных станков, промышленных манипуляторов (роботов) с программным управлением и штабелеров; способы и правила механической и электромеханической наладки; правила проверки станков на точность, манипуляторов и штабелеров на работоспособность и точность позиционирования; устройство и правила применения универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов и приборов; правила заточки, доводки и установки универсального и специального режущего инструмента; способы корректировки режимов резания по результатам работы станка; основы электроники, гидравлики и программирования в пределах выполняемой работы; правила чтения режимно-технологических карт обработки деталей; способы установки инструмента в блоки; правила регулирования приспособлений. МДК.03.01. Устройство станков и манипуляторов с программным управлением МДК.03.02. Технология работ по наладке станков и манипуляторов с программным управлением МДК.03.03. Машиностроительное черчение
ПМ.04 Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: обработки деталей на универсальных сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках; технического обслуживания станков; наладки станков; установки деталей; контроля качества обработанных деталей; уметь: обеспечивать безопасную работу; выполнять работы по обработке деталей на сверлильных, токарных и фрезерных станках, на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера; выполнять сверление, рассверливание, зенкование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках; нарезать резьбы диаметром свыше 2 мм и до 24 мм на проход и в упор на сверлильных станках; нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбы резцом, многорезцовыми головками; нарезать наружную, внутреннюю треугольную резьбы метчиком или плашкой на токарных станках; фрезеровать плоские поверхности пазов, прорезей, шипов, цилиндрические поверхности фрезами; выполнять установку и выверку деталей на столе станка и в приспособлениях; фрезеровать прямоугольные и радиусные наружные и внутренние поверхности уступов, пазов, канавок, однозаходных резьб, спиралей, зубьев шестерен и зубчатых реек; выполнять установку сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору; выполнять установку крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях; управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола; выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования; нарезать резьбы диаметром свыше 42 мм на сверлильных станках; нарезать двухзаходную наружную и внутреннюю резьбы, резьбы треугольного, прямоугольного, полукруглого профиля, упорную и трапецеидальную резьбы на токарных станках; фрезеровать открытые и полуоткрытые поверхности различных конфигураций и сопряжений, резьбы, спирали, зубья, зубчатые колеса и рейки; шлифовать и нарезать рифления на поверхности бочки валков на шлифовально-рифельных станках; выполнять сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов; нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов; фрезеровать сложные крупногабаритные детали и узлы на уникальном оборудовании; выполнять шлифование и доводку наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами; выполнять шлифование электрокорунда; контролировать качество выполненных работ; выполнять подналадку сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; выполнять наладку обслуживаемых станков; знать: технику безопасности при работах; кинематические схемы обслуживаемых станков; принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; правила заточки и установки резцов и сверл; виды фрез, резцов и их основные углы; виды шлифовальных кругов и сегментов; способы правки шлифовальных кругов и условия их применения; устройство, правила подналадки и проверки на точность сверлильных, токарных, фрезерных, копировально-шпоночно-фрезерных и шлифовальных станков различных типов; геометрию, правила заточки и установки специального режущего инструмента; элементы и виды резьб; характеристики шлифовальных кругов и сегментов; форму и расположение поверхностей; правила проверки шлифовальных кругов на прочность; способы установки и выверки деталей; правила определения наивыгоднейшего режима шлифования в зависимости от материала, формы изделия и марки шлифовальных станков. МДК.04.01. Технология обработки на металлорежущих станках
ФК.00 Физическая культура В результате освоения раздела обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. 140 70 ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 378 252
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС 1890 1260
УП.00 Учебная практика 42 нед. 1512
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 3 нед.
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация 2 нед.

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы .

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1- 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" . Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

технических измерений;

материаловедения;

электротехники;

технической графики;

безопасности жизнедеятельности;

технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах.

Лаборатории:

измерительная.

Мастерские:

слесарная, станочная.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер для отработки координации движения рук при токарной обработке;

демонстрационное устройство токарного станка;

тренажер для отработки навыков управления суппортом токарного станка;

тренажер для отработки приемов рубки;

тренажер для отработки приемов резания ножовкой;

тренажер для отработки приемов опиливания;

тренажер для обучения работе молотком.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования .

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

______________________________

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе".

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 30, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии "Наладчик станков и оборудования в механообработке" (151902.01).

Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии в России.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.