Садко – Русские былины и легенды. "Садко": описание, герои, анализ былины Былины илья муромец садко краткое

Сидит у царя водяного Садко И с думою смотрит печальной, Как моря пучина над ним высоко Синеет сквозь терем хрустальный; Там ходят как тени над ним корабли, Товарищи там его ищут, Там берег остался цветущей земли, Там птицы порхают и свищут; А здесь на него любопытно глядит Белуга, глазами моргая, Иль мелкими искрами мимо бежит Снятков серебристая стая. Куда он ни взглянет — всё синяя гладь, Всё воду лишь видит да воду, И песни устал он на гуслях играть Царю водяному в угоду. Л царь, улыбаясь, ему говорит: «Садко, мое милое чадо, Поведай, зачем так печален твой вид? Скажи мне, чего тебе надо? Кутья ли с шафраном моя не вкусна? Блины с инбирем не жирны ли? Аль в чем неприветна царица-жена? Аль дочери чем досадили? Смотри, как алмазы здесь ярко горят! Как много здесь яхонтов алых! Сокровищ ты столько нашел бы навряд В хваленых софийских подвалах!» «Ты гой еси, царь-государь водяной, Морское пресветлое чудо! Я много доволен твоею женой, И мне от царевен не худо; Вкусны и кутья, и блины с инбирем, Одно, государь, мне обидно: Куда ни посмотришь, всё мокро кругом, Сухого местечка не видно! Что пользы мне в том, что сокровищ полны Подводные эти хоромы! Увидеть бы мне хотя б зелень сосны, Прилечь хоть на ворох соломы! Богатством своим ты меня не держи; Все роскоши эти и неги Я б отдал за крик перепелки во ржи, За скрып новгородской телеги! Давно так не видно мне божьего дня, Мне запаху здесь — только тина; Хоть дегтем повеяло б раз на меня, Хоть дымом курного овина! Когда же я вспомню, что этой порой Весна на земле расцветает, И сам уж не знаю, что станет со мной: За сердце вот так и хватает! Теперь у нас пляски в лесу в молодом, Забыты и стужа и слякоть — Когда я подумаю только о том, От грусти мне хочется плакать! Теперь, чай, и птица, и всякая зверь У нас на земле веселится; Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь Синеет в лесу медуница! Во свежем, в зеленом, в лесу молодом Березой душистою пахнет — И сердце во мне, лишь помыслю о том, С тоски изнывает и чахнет!» «Садко, мое чадо, городишь ты вздор, Земля нестерпима от зною; Я в этом сошлюся на целый мой двор — Всегда он согласен со мною. Мой терем есть моря великого пуп, Твой жеребий, стало быть, светел; А ты непонятлив, несведущ и глуп, Я это давно уж заметил. Ты в думе пригоден моей заседать, Твою возвеличу я долю И сан водяного советника дать Тебе непременно изволю!» «Ты гой еси, царь-государь водяной, Премного тебе я обязан, Но почести я недостоин морской, Уж очень к земле я привязан. Бывало, не всё там норовилось мне, Не по сердцу было иное; С тех пор же, как я очутился на дне, Мне всё стало мило земное; Припомнился пес мне, и грязен и хил, В репьях и в сору извалялся; На пир я в ту пору на званый спешил, А он мне под ноги попался; Брюзгливо взглянув, я его отогнал, Ногой оттолкнул его гордо — Вот этого пса я б теперь целовал И в темя, и в очи, и в морду!» «Садко, мое чадо, на кую ты стать О псе вспоминаешь сегодня? Зачем тебе грязного пса целовать? На то мои дочки пригодней. Воистину, чем бы ты им не жених? Я вижу, хоть в ус и не дую, Пошла за тебя бы любая из них — Бери ж себе в жены любую!» «Ты гой еси, царь-государь водяной, Морское пресветлое чудо! Боюся, от брака с такою женой Не вышло б душе моей худо! Не спорю, они у тебя хороши И цвет их очей изумрудный, Но только колючи они, как ерши, Нам было б сожительство трудно. Я тем не порочу твоих дочерей, Но я бы не то что любую, А всех их сейчас променял бы, ей-ей, На первую девку рябую!» «Садко, мое чадо, уж очень ты груб, Не нравится речь мне такая; Когда бы твою не ценил я игру б, Ногой тебе дал бы пинка я. Но печени как-то сегодня свежо, Веселье в утробе я чую; О свадьбе твоей потолкуем ужо, Теперь же сыграй плясовую!» Ударил Садко по струнам трепака, Сам к черту шлет царскую ласку, А царь, ухмыляясь, уперся в бока, Готовится, дрыгая, в пляску. Сперва лишь на месте поводит усом, Щетинистой бровью кивает, Но вот запыхтел и надулся, как сом, Всё боле его разбирает. Похаживать начал, плечьми шевеля, Подпрыгивать мимо царицы, Да вдруг как пойдет выводить вензеля, Так все затряслись половицы. «Ну,— мыслит Садко, — я тебя заморю!» С досады быстрей он играет, Но, как ни частит, водяному царю Всё более сил прибывает. Пустился навыверт пятами месить, Закидывать ногу за ногу, Откуда взялася, подумаешь, прыть? Глядеть индо страшно, ей-богу! Бояре в испуге ползут окарачь, Царица присела аж на пол, Пищат-ин царевны, а царь себе вскачь Знай чешет ногами оба пол. То, выпятя грудь, на придворных он прет, То, скорчившись, пятится боком, Ломает коленца и взад и вперед. Валяет загребом и скоком; И всё веселей и привольней ему, Коленца выходят всё круче — Темнее становится всё в терему, Над морем сбираются тучи... Но шибче играет Садко, осерча, Сжав зубы и брови нахмуря, Он злится, он дергает струны сплеча — Вверху подымается буря... Вот дальними грянул раскатами гром, Сверкнуло в пучинном просторе, И огненным светом зардела кругом Глубокая празелень моря. Вот крики послышались там высоко: То гибнут пловцы с кораблями... Отчаянней бьет пятернями Садко, Царь бешеней месит ногами; Вприсядку понес его черт ходуном, Он фыркает, пышет и дует, Гремит плясовая, колеблется дом, И море ревет и бушует... И вот пузыри от подстепья пошли, Садко уже видит сквозь стены: Разбитые ко дну летят корабли, Крутяся средь ила и пены; Он видит: моряк не один потонул, В нем сердце исполнилось жали, Он сильною хваткой за струны рванул — И, лопнув, они завизжали. Споткнувшись, на месте стал царь водяной, Ногою подъятой болтая: «Никак, подшутил ты, Садко, надо мной? Противна мне шутка такая! Не в пору, невело, ты струны порвал, Как раз когда я расплясался! Такого колена никто не видал, Какое я дать собирался! Зачем здоровее ты струн не припас? Как буду теперь без музы ки? Аль ты, неумытый, плясать в сухопляс Велишь мне, царю и владыке?» И плесом чешуйным в потылицу царь Хватил его, ярости полный, И вот завертелся Садко как кубарь, И вверх понесли его волны... Сидит в Новеграде Садко невредим, С ним вящие все уличане; На скатерти браной шипит перед ним Вино в венецейском стакане. Степенный посадник, и тысяцкий тут, И старых посадников двое, И с ними кончанские старосты пьют Здоровье Садку круговое. «Поведай, Садко, уходил ты куда? На чудскую Емь аль на Балты? Где бросил свои расшивные суда? И без вести где пропадал ты?» Поет и на гуслях играет Садко, Поет про царя водяного: Как было там жить у него нелегко И как уж он пляшет здорово; Поет про поход без утайки про свой, Какая чему была чередь,— Качают в сомнении все головой, Не могут рассказу поверить. Ноябрь 1871 — март 1872
А.К.Толстой. Полное собрание стихотворений в 2-х т.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1984.

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни. Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

Гусляр по имени Садко живущий в городе Великий Новгород, не богат, но весьма самолюбив, любитель по застольям ходить.

Так проходит много праздников, но вскоре его перестают звать на пиры. Так заканчивается первый пир, второй и третий. Угрюмый гусляр уходит к Ильмень-озеру, на котором садится играть в свои гусли и погружается он в свою музыку с головой, не замечая, как вода в озере начинает колыхаться. Вскоре он возвращается домой.

Через некоторое время история продолжается. Его опять не зовут в гости и он опять идет к озеру, на котором вновь играет в гусли, вновь колышется вода и вновь он этого не видит.

Опять про него все забывают… Но в этот раз на Ильмень-озере происходит чудо, из недавно тихих и мирных вод из самой глубины вод появляется глубоководный царь. Он обещает Садко, что поможет ему, за то, что тот так прекрасно играл. Царь предлагает поспорить с купцами, что тот сможет в озере поймать золотых рыбок, а царь морской ему в этом поможет.

Садко так и делает, напаивает купцов, зовет из к озеру и вылавливает при них трех золотых рыбешек. Купцы понимают что были неправы и отдают ему свои драгоценности.

Садко богатеет на глазах и вот иже у него красивейшие палаты и вроде бы как все его фантазии уже воплощены…

Однажды он зовет на свой пир всю знать, все здорово напиваются и начинают расспрашивать у Садко в чем же секрет его богатств. Садко долго не говорил в чем причина, но в итоге сдался и рассказал. Ему не поверили и он вновь поспорил уже с другими купцами на тринадцать тысяч рублей.

Садко решает выкупить все товары у купцов, чтобы те расторгли договор.

Он просыпается и дает наказ своей дружине давая каждому внушительную сумму денег. Дружинники идут в торговые ряды и все скупают. Сам проделывает тоже самое.

Но на следующее утро когда Садко дает дружине сумму денег он узнает, чт товары на прилавках не убавляются а только лишь растут. В итоге он скупает вдвое больше вчерашнего и отправляется домой с надеждой, что это был весь возможный товар.

И следующим утром он отправляется на базар, но все его надежды были убиты, так как товару стало втрое больше чем было вчера.

Садко понимает, что скупить весь имеющийся товар в торговых рядах не имеется возможным даже для него, ведь товары начинают пополняться и заграничными и то, что не смотря на то количество денег которые он имеет город Великий Новгород со всеми его купцами куда богаче его.

Садко понимаю, что все это было отличным уроком для него. Расстроенный мужчина прощается со своими деньгами и передает их счастливым купцам. А на те деньги, что у него остаются, он строит корабли, тридцать штук.

Садко решает, что он больше всего желает посмотреть другие земли. Через несколько русских рек он выплывает в прекрасное море где не видно ни конца, ни края и, повернув южнее он прибывает в Золотую орду.

На тех землях он смог продать все свои товары и заработал столько денег, что вновь стал богат. Он приказывает дружине все деньги сложить в бочки, и собирается в путь домой на родные земли.

Но счастье продолжатся недолго, так как на этом пути его застает великий шторм каких он не видел до этого. Садко начинает понимать, что это морской царь шумит за то, что Садко давно не приносил дань. Садко приказывает своей дружине выкинуть бочку серебра за борт, но это не помогает, а море бунтует еще сильнее. Тогда Садко решается бросить бочку золота в море, в дань могучему царю, но и это не помогает, а вода гуляет пуще прежнего. И тогда Садко понимает, что царь требует головы. Садко и его дружина бросают жребий, но каждый раз он выпадает на Садко. Ну, что тут сделаешь, смирился со своей участью, да и прыгнул, н перед прыжком дал указания дружине своей. Все свои сбережения и земли он отдает церквям, жене, детям и дружине. Берет любимые гусли в руки и прыгает с борта вниз. Вода утихает, и корабли продолжают свой путь.

Садко устает плыть и погружается в сон на небольшом плоту. Проснулся он в владениях морского царя. Царь попросил молодого гусляра сьиграть ему на гуслях и гусляр начал играть. Песня была настолько заводная, что царь так растанцевался, что танцевал уже несколько суток, а буря на воде стала еще более могущественной и грозной чем была до этого.

Много кораблей тогда потерпело крушение, много людей погибло. И стал народ молитвы петь Миколе Можайскому, чтобы тот помог, чем смог. Тогда святой спустился в море и тихо-тихо стал давать наставления гусляру, что бы тот порвал все струны, а когда в благодарность царь предложит ему руку красавиц своих, что бы тот выбрал самую последнюю, ту которую зовут Чернавушкой. Только самое главное никакого блуда ночью.

Садко так и сделал. Заснув в постели с Чернавушкой он очнулся на берегу Чернавы. А недалеко от него стояли его корабли. Никто и не поверил, каким чудом Садко спасся. Гусляр построил церковь святому Можайскому и больше никогда не плавал на кораблях.

Рисунок на тарелке Е. Популова

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние - яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир - раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.

Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:

Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..

Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу - золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.

На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами:

Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залатайте лавки товара красного.

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»:

На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды«.

Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом - кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.

Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.

На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.

На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют - но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров - теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!

Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает - за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.

Теперь Садко - азартный и удалой - решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый - морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота - тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.

И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения - божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное - своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.

Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества:

Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришёл ко мне во подарочках.

Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи - без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», - научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю - Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.

Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского - как просил о том его святой.

С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую. Отражали они действительность 11-16 вв. Былина - своеобразный жанр в котором вроде бы отражаются исторические события, но с образными преувеличениями. Герои в них имеют сверхсилу или иные способности (умение играть, петь); а враги и вовсе фантастичны: Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Царь владыка морской. Поскольку былина - жанр песенный, она имеет ритм, особый слог. Читая её, будто попадаешь в историческое прошлое и видишь фильм, ведь она богата образными выражениями.

Былина "Садко"

Немного отличается от других историй былина "Садко", краткое содержание которой, кстати, вы будете читать не намного дольше, чем саму песню.

Если не поленитесь, то удовольствия и пользы от прочтения источника вы получите гораздо больше, чем от чужого пересказа. Хотя если у вас проблемы с пониманием древнеславянских слов, то, конечно, краткое содержание "Садко" вам поможет лучше понять суть мифической и немного фантастичной истории. Рекомендуем после прочтения изложения обратиться к первоисточнику и ощутить всю красоту игры слов.

О чем сказ?

Красива, необычна и отлична от других сказаний былина "Садко". Краткое содержание её, возможно, не произведёт должного впечатления. В ней нет героев-богатырей. В ней нет сражений с врагами явными. Но в ней есть идея о том, как важно иметь талант, покровительство Высших сил за личностные качества. Также в былине идёт речь о борьбе с человеческими пороками, в частности, хвастовством. Но всё это можно узнать косвенно, сделав свои выводы, причём необязательно такие, возможно, совсем другие. Читая же краткое содержание "Садко", вы узнаёте лишь последовательность событий.

Пересказ

В жил Садко - гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли - всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу в одиночестве. Во всяком случае, так ему казалось. Ведь стихало всё вокруг. Вся природа внимала чудесному пению.

Услышал его однажды и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки (бизнес по-нашему). Три самых богатых купца согласились на сделку - погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. По совету Владыки не спорил он больше и вскоре разбогател благодаря обретённому добру. Но прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. На нём многие вели речи: глупые хвастались молодой женой, умные почитали родителей своих. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует.

Велел он высыпать в воду бочку серебра, потом злата, но не унимались волны. Понял Садко: человеческая жертва нужна царю. Был (это интересный момент, в краткое содержание "Садко" всё не уместить). Выбран был Садко, хоть и пытался хитрить. Спустили его на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал (не без вмешательства других сил, что мы тоже в краткое содержание "Садко" не уместим). Тогда царь предложил певцу выбрать жену - одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой (тоже не без помощи Святого) выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя.