Самые интересные церкви и соборы рима. Церкви и соборы рима Как называется церковь в риме

Сегодня, слово «форум» у нас ассоциируется со всевозможными дискуссиями, что витают во всемирной паутине. На форуме можно обсудить тему, что интересует, высказать своё мнение, найти единомышленников и т.д. Но многие даже не задумываются об истинном значении и происхождении этого слова, корни которого как, оказывается, берут своё начало из древнего Рима.

Форум Римский - был известен на всю Италию, в его стенах решались судьбы людей, городов и стран. Здесь выносились на обсуждение важные вопросы и задачи древней империи, менялись деньги, выступали политики, провозглашались и принимались законы. Ни одно важное решение не могло вступить в силу, если оно не было провозглашено на Форуме Древнего Рима. На площади проводили состязания гладиаторы, одни из них награждались почестями, а других могли казнить на глазах у большого столпотворения народа. Здесь было построено множество храмов Древнего Рима, дворцов, каждый из которых был уникален и отражал культуру того времени.

Сам по себе Форум представляет огромную площадь размерами 500 метров квадратных, которая имеет интереснейшую историю и целый комплекс памятников архитектуры римской империи. Большая часть храмов Древнего Рима была разрушена людьми и течением времени, но есть и те, что можно лицезреть и сейчас. Его ещё и называют музеем под открытым небом, посетить который стремятся миллионы туристов.

История возникновения

Форум древнего Рима как таковой, возник во времена, когда правил великий Тарквиний Древний. Он приказал осушить низину, которая располагалась меж четырёх холмов. С северной стороны - это был холм Квиринал, с южной - Палатин, восток представлял ‒ Эсквилин, а западный холм назывался ‒ Капитолий. Для осушения территории, что была насыщена родниками, была сооружена первая в мире канализационная система. Рабочие установили стоки для отвода воды и Большую Клоаку, что была соединена с дренажным приспособлением. Римляне и поныне используют античную Большую Клоаку для отвода ливневой воды.

Когда территория была высушена, принялись за строительство. Изначально Форум Римский был предназначен для торговли и ярмарок. Поэтому первыми соорудили торговые ряды с множеством лавок, а немного позже трибуны для выступления политиков и влиятельных римлян, а также места для торжеств и казни, которая всегда происходила публично. С каждым годом Форум Романума разрастался, на большом базаре можно было купить всё что угодно, сюда съезжались жители со всех ближайших регионов. На протяжении столетий Форум переживал рассветы и падения, его уничтожали и возрождали вновь. Сегодня большая часть его территории находится в руинах, но есть и уцелевшие здания и сооружения, что дышат историей и возвращают нас в античный мир.

\

Храмы Древнего Рима

Наряду с помостами для ораторов принялись за возведение соборов, храмов и дорог ведущих к центру Вечного города. У подножья холмов создавалась царская резиденция, строились усадьбы для аристократов и вельмож города. Архитектура римской империи, что создавалась древними мастерами, не может оставить никого равнодушным. Даже по наполовину разрушенным зданиям и руинам, можно судить о великой культуре древнего народа.

Храм Венеры-Очистительницы

По мнению ученых, одним из первых был построен Храм Венеры-Очистительницы. Это была Великая святыня для античных воинов, которые проходили здесь таинство очищения. В храме очищались и благословлялись не только мужчины, но и пленницы сабиянки, которых привозили с собой римляне в качестве трофея. Само здание не уцелело до нашего времени, о его внешних данных можно судить только по некоторым обломкам, что удалось отыскать при археологических раскопках.

Храм Диоскуров

Параллельно с развитием города (5-2 век до н.э.) не стихали войны, что наносили большой отпечаток на внешний вид и культуру столицы. Финикийские и римские правители ни как не могли договориться между собой, вследствие чего велись ожесточенные бои. Многие сооружения были разрушены и на их месте строились новые. Именно в этот период возвели Храм Диоскуров. Это было место для поклонения двум сыновьям Юпитера, их звали Кастор и Поллукс. Сегодня, Храм Диоскуров больше известен по оставшимся трём колоннам, что величественно стоят в древнем городе. Их ещё называют «Три сестры», которые всегда неразлучны.

Храм Сатурна

Большая Святыня была построена в 4 веке до н.э. римлянами, в честь памятного события, а именно уничтожения власти этрусского предводителя Тарквиния. Храм находится в юго-западной части Форума Древнего Рима, и имеет интересную историю. Изначально в здании хранились сокровища со всей Империи. Ежегодно здесь проводилось торжество под названием Сатурналий. В этот день исчезали границы между рабами и царями, все были равны между собой. Кроме того господин мог даже прислуживать рабу и выполнять его пожелания. Люди дарили друг другу подарки, пировали и веселились. Позже, в нём подсчитывали бюджет казначеи и собирались налоги. Строение несколько раз подвергалось большим разрушениям и пожарам, но его снова отстраивали и приводили в порядок. Несмотря на стойкость Храма Сатурна, полностью сооружение сегодня увидеть нельзя. Но стоит посмотреть только на одни колонны, что остались до нынешнего времени и понять - что это было грандиозное сооружение.

Храм Конкордии

Нередко между рабами и знатными вельможами происходили склоки и раздоры. Очень часто споры перерастали в ненависть и вражду. Но, несмотря на это, им приходилось сосуществовать, так они зависели друг от друга. Именно в честь примирения знати и бедняков был сооружен Храм Конкордии, которая почиталась у римлян как Богиня Согласия. Он был построен в 4 веке до н.э. в западной части центра столицы.

Храм Веспасиана

В этот же период был возведён ещё один Храм Древнего Рима - Святыня Веспасиана. Его соорудили в честь императора, что правил в те времена и его сына. После их смерти в храме находились статуи двух императоров. Здание было достаточно просторным и имело прямоугольную форму. Сегодня можно увидеть не только руины здания, но и 15-метровые колонны, что каким-то образом уцелели.

Храм Цезаря

Великий император Юлий Цезарь - известен всему миру как первый правитель Римской империи, что до 27 года до нашей эры считалась республикой. Он вместе со своим приемником Октавианом Августом внесли большой вклад в развитие культуры не только столицы, но и всей империи. Римский Форум расцвел за время их правления и ещё больше укрепился как место, где вершатся судьбы и главные политические и религиозные события. После смерти Цезаря, его тело было подвержено погребению, а на этом месте создали храм в честь великого императора. Неподалёку от храма была сооружена арка Августа. На ней отображались все победоносные события, что произошли за время их царствования. На сегодняшний день от храма остались только громоздкие глыбы, что сохранили в себе тайны того времени.

Храм Венеры и Ромы

Немалый вклад в архитектуру Древнего Рима внёс и другой правитель империи Адриан. Он приказал соорудить большой дворец в восточной части Римского Форума, посвященный покровительницам столицы. Ими являлись богини Венера и Рома. Для постройки был выбран большой участок, что граничит с Колизеем. Само здание выглядит достаточно необычным и непохожим на другие строения. Внешне оно представляло собой два громадных купола, по задумке архитектора символизирующих богинь храма, что стояли друг напротив друга. Охраняли храм большие колонны, которые были четко выстроены вокруг здания. Эту достопримечательность очень хорошо можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо сохранилась одна часть здания, которая во времена христианства, была переделана на церковь Santa Francesca Romana.

Храм Весты

На юго-востоке Форума Древнего Рима, находится территория, которая посвящена богине Весте. Это был непосредственно сам храм и дом весталок. Сама богиня считалась хранительницей домашнего очага, поэтому в храме должен был всегда гореть огонь. Изначально его поддерживали дочери царя, а немного позже девушки, которых назывались весталками. Честь стать весталкой и поддерживать огонь домашнего очага, выпадала не каждой. Девушки выбирались только из благородных семей, до того как им исполнялось 15 лет. Им нельзя было вступать ни в какие отношения с мужчинами вплоть до 30 лет. Если какая из девушек ослушивалась, её тут же закапывали в землю заживо. Весталки выделялись из толпы особыми нарядами и очень почитались у древних римлян. Для осуждённого, которого вели на смертную казнь, встреча с весталкой означала отмену приговора и освобождение.

От дома весталок остался лишь атриум и несколько статуй верховных жриц. Во время недавних археологических раскопок были обнаружены и фрагменты самого храма.

Храм Антония и Фаустины

Храмы Древнего Рима всегда создавались в честь великих событий, свершений и подвигов. Любовь во все времена творила чудеса и побуждала к подвигам всех влюбленных. Ярким таким примером является храм Антония и Фаустины построенный в 141 году. Его соорудил Антоний Пий, который сильно тосковал по своей умершей жене. Красивое здание очень хорошо сохранилось до нашего времени благодаря тому, что в 11 веке было использовано в качестве храма Святого Лаврентия. Древнюю базилику отреставрировали и поддерживали в первозданном виде ещё долгое время. Сегодня прямоугольное здание с рядом колонн невольно возвращает нас в древние времена и завораживает своим превосходством.

Базилика Максенция и Константина

Огромное по своим размерам сооружение могло бы затмить даже самые известные современные постройки. Использование мрамора, драгоценных камней и металлов при возведении и оснащении здания не может не впечатлять. Первый камень в строительство храма заложил император Максенций в 308 году. Во время его правительства базилика была полностью отстроена. Её длина составляла 100, а ширина 65 метров. Это было самое большое сооружение в древнем городе. Изначально храм украшала скульптура Максенция, а после его снятия с престола ‒ Константина, в честь которых и названа базилика.

Помимо храмов, на территории Форума Римского есть большое количество арок и историческим мест, по которым можно читать историю римской империи. Изображения повествуют о войнах и перемириях, победах и поражениях, жизни и смерти древнего народа. Неповторимая архитектура римской империи ‒ это как летопись, что отображает культуру, устрой, правила и жизненные принципы древней эпохи.

Для посещения уникального музея под открытым небом, достаточно приобрести единый билет, который предназначен для посещения таких мест как Колизей, холм Палатин и сам Форум Древнего Рима. Если вы планируете досконально изучить все исторические сооружения, тогда без помощи квалифицированного гида вам просто не обойтись.

Посетить Вечный город, и насладится увлекательной экскурсией, предлагает компания сайт. Только у нас вы найдете лучшие путешествия и приемлемые цены. Тур подбирается индивидуально под ваши предпочтения. Заходите на наш сайт и убедитесь в этом сами. Мы сделаем все, чтобы путешествие оставило самые яркие эмоции и положительные впечатления!

В эпоху Римской империи расширился пантеон богов, признаваемых официальной религией. В него были включены культы египетских богов Изиды и Сераписа, малоазийской Ма-Беллоны, иранского бога Митры, особо популярного среди воинов, и ряд сирийских солярных культов. Существовали и другие культы, среди которых выделялись иудейство и возобладавшее к IV в. христианство. Особое место занимал культ императоров. Пестрота религиозной жизни империи нашла отражение в культовом зодчестве, где наряду с храмами древним римским богам строились храмы обожествленным императорам, восточным богам, митреумы и синагоги. Большинство храмов I-II вв. посвящалось основным богам римского пантеона и императорам. Старые храмы нередко перестраивались в новых формах. В императорский период храмы в основном повторяли типы, употреблявшиеся при республике, - простиль, италийский тип и периптер в его римском варианте. В зависимости от частоты постановки колонн и соответственно этому изменяющимся их пропорциям различались периптеры нескольких видов. Наиболее употребительными были храмы с интерколумниями 1,5; 2 и 2,25 диаметра колонны, определяемые Витрувием как пикностиль, систиль и евстиль. От республиканских храмов их отличали больший масштаб, преимущественное употребление парадного коринфского или композитного ордера вместо скромных дорического и ионического, тесная постановка колонн на фасадах и применение дорогих материалов - мрамора, порфира и гранита для облицовки стен, для колонн и деталей. Вследствие традиционности основных типов в культовой архитектуре империи искания зодчих сосредоточивались главным образом на разработке декора храмов. Малая сохранность храмов этой эпохи не позволяет составить о них достаточно полного представления.

Основные храмы древнего Рима были сосредоточены в центре города на Римском форуме (рис. 33, 34).

33. Рим. План Римского форума в императорский период: 1 - базилика Эмилия; 2 - курия; 3 - храм Конкордии; 4 - храм Веспасиана; 5 - портик; 6 - храм Сатурна (хранилище государственной казны); 7 - арка Септимия Севера; 8 - арка Тиберия; 9 - ростры: 10 - мемориальные колонны; 11 - базилика Юлия; 12 - вестибюль императорских дворцов; 13 - храм Диоскуров; 14 - арка Августа; 15 - храм Юлия; 16 - храм Весты; 17 - атрий весталок; 18 - Регия; 19 - храм Антонина и Фаустины; 20 - героон Ромула; 21 - базилика Максенция; 22 - вестибюль Золотого дома; 23 - арка Тита; 24 - храм Венеры и Ромы


Храм Юлия Цезаря , первый из построенных Августом храмов, был посвящен обожествленному Юлию Цезарю и воздвигнут в 29 г. до н.э. на Римском форуме, ограничив его с востока (рис. 35). Это был еще скромный простиль ионического ордера. Передняя часть подия отступала в центре, огибая круглый алтарь, отмечавший место кремации Цезаря. Выступы подия по сторонам алтаря, украшенные рострами вражеских судов, служили трибунами для ораторов. Они заменили ранее существовавший здесь трибунал, находившийся напротив ростр в западной части форума и снесенный при сооружении храма.

Для стиля ранней империи характерен монументальный мраморный алтарь Мира , сооруженный в 13 г. до н.э. по случаю побед Августа в Испании и Галлии, завершивших умиротворение империи (рис. 36). Поставленный поблизости алтаря бога войны Марса, он представлял собой прямоугольную ограду размером 11,63X10,62 м и высотой 6 м, в центре которой на ступенчатом постаменте стоял алтарь.

Проемы в западной и восточной стенах ограды открывали сквозной проход мимо алтаря. Наружные стены ограды, отмеченные по углам и у проемов орнаментированными пилястрами, были покрыты внизу растительным орнаментом. Верхние части южной и северной стен содержали рельефные изображения шествия Августа со свитой к алтарю для жертвоприношения. Тема движения к алтарю прерывалась панно по торцовым сторонам от входов.

37. Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н.э. Современный вид, деталь карниза, профили антаблемента: А - верхний киматий кессона; Б - второй киматий кессона; В - четвертной вал с иониками у основания кессона; Г - киматий, венчающий архитрав; Д - бусы между фасциями архитрава

Грандиозный масштаб сооружений Империи проявился в храме Марса Ультора на форуме Августа (2 г. до н.э., рис. 37). При фасаде шириной 35 м колонны достигали высоты около 18 м. Стройный восьмиколонный пикностиль италийского типа был дополнен апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма и всего форума. Особенностью интерьера, деревянное перекрытие которого несли стены целлы, были декоративные колоннады вдоль стен. Белизна мраморных стен и колонн, прекрасные формы классических римско-коринфских капителей, кессоны портика и искусная порезка деталей антаблемента придавали торжественность монументальному династическому храму Юлиев.

К храму Марса Ультора по размерам (30x50 м), стройным пропорциям, ордеру и декору был близок храм Диоскуров на Римском форуме, реконструированный в б г. до н.э. (рис. 38, 39). Подобно соседнему храму Юлия, храм Диоскуров, являвшийся периптером, также был приспособлен для выступлений ораторов. Передняя часть его подия, не имевшая ступеней, служила трибуной, на которую поднимались по боковым лестницам. На уровень целлы приводил широкий марш лестницы. Выступы подия по ее сторонам служили пьедесталами для конных статуй Кастора и Поллукса. Своеобразны изысканные капители храма с переплетающимися средними завитками.



41. Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н.э. План, профили (по Тэбельманну): А - венчающим гусек; Б - киматий над выносной плитой; В - выносная плита; Г - кессон; Д - модульоны; Е - ионики и бусы между модульонами и зубчиками; Ж - киматий над фризом; 3 - верхний профиль архитрава

Одновременно был перестроен древний храм Конкордии (рис. 40, 41), повторявший поперечным расположением целлы республиканский храм Вейовы. Целла (45X24 м) заслоняла субструкции Табулария. Необычны коринфские капители шестиколонного портика - вместо волют в них сдвоенные бараньи головы. Остатки карниза свидетельствуют о его высоком художественном качестве: четко выраженная тектоника элементов сочеталась с живописностью сочного оживленного светотенью растительного орнамента и великолепным качеством резьбы по мрамору. Зрелое совершенство декора этих храмов знаменовало расцвет Августова классицизма.

Ко 2-й половине I в. декор утратил классическую ясность построения. В соседнем с храмом Конкордии простильном храме Веспасиана (79 г.), заслонившем собой лестницу с форума на Капитолий, модульоны карниза, густо покрытые растительными мотивами, тонут в орнаменте и перестают восприниматься как несущие элементы. Изменился и характер мраморной резьбы: орнаментация вырезана глубоко, но плоскостно, а ряд предметов жреческого обихода на фризе трактован с сухим натурализмом (рис. 42, 43).

Со 2-й половины I в. в некоторых храмах замечается отход от традиционных форм. Два культовых сооружения на форуме Помпеи необычны по плану (см. стр. 430. План форума Помпей). Одно из них - храм Веспасиана, который не имел портика и делился на три части - вестибюль с плоскими эдикулами на стенах, среднюю часть и за нею - три служебных помещения. Средняя часть играла роль пронаоса, у задней стены которого на возвышении находилась эдикула, заменившая целлу (рис. 44). Находившийся рядом с храмом Веспасиана Атрий городских ларов, по-видимому, воспроизводил в большом масштабе устройство частных ларариев. Он был открыт в сторону форума, имея алтарь в центре, апсиду по главной оси и две прямоугольные экседры близ входа.



46. Пантеон. Фасад


47. Пантеон. Продольный разрез, план


Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон - храм «всех богов», в столице империи. Облик Пантеона и его масштаб резко отличают его от предшествующих ему круглых периптеров (рис. 45).

Большая часть римских храмов-ротонд эпохи империи посвящалась императорскому культу. В конце I в. до н.э. зодчим Валерием Остийским по заказу Агриппы был построен первый Пантеон. Сохранившиеся остатки его незначительны. Вероятно, он имел круглую в плане форму и был посвящен всем богам, но в первую очередь Марсу и Венере - покровителям императорского рода Юлиев. Видимо, желание сохранить преемственность традиций и было одной из основных причин, заставивших архитектора Пантеона (им был, по всей вероятности, Аполлодор Дамасский, хотя считается, что авторство принадлежит императору Адриану) придать ему круглую форму. Пантеон был построен в 118-128 гг., позднейшие реставрации Антонина Пия, Септимия Севера и Каракаллы мало изменили его облик. Он был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же расстоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.

Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика (рис. 46, 47). К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Как показали раскопки, перед Пантеоном располагался прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой в центре двора (рис. 48). Гигантская ротонда имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м. Купол превосходит по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени до XIX в. Пантеон представляет собой самый монументальный образец купольного здания римской эпохи.

Развитие куполостроения в римской архитектуре было связано с купольными залами нимфеев и терм. Ротонда терм Меркурия в Байях (I в. н.э.) с диаметром купола, превышающим 20 м, явилась в этом отношении прообразом Пантеона. Но купольные залы терм всегда входили в комплекс сооружения, в Пантеоне же впервые цилиндрический купольный объем огромных размеров приобрел самостоятельное значение.

Диаметр ротонды равновелик ее высоте, составляющей половину высоты здания, - соотношение, рекомендованное Витрувием (рис. 48).

Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м (1/7 диаметра ротонды), которая расчленена большими нишами на восемь гигантских пилонов (рис. 49). Восемь основных ниш имеют ширину 8,9 м и глубину 4,5 м при толщине их задних стенок 1,8 м. Ниши облегчают стену на 1/3 ее объема. Помимо этого восемь пилонов разбиты малыми пустотами (в форме обратных заделанных ниш) на 16 радиальных опор-контрфорсов. Это значительно облегчило объем стены и превратило ее в жесткий каркас из 16 опор, чередующихся с тонкими участками стены.

Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола. Более мелкие арки не только связывают между собой крупные, дополняя систему опоры купола, но и разгружают антаблемент ордера нижнего яруса от давления массы купола. В систему арочных конструкций включаются и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых является передача давления купола только на пилоны. Благодаря этому в стене Пантеона почти нет инертной массы. Стена представляет собой многоярусную аркаду, умелое построение которой обеспечило на тысячелетия прекрасную сохранность памятника в сейсмических условиях.

Купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Тщательное изучение структуры купола опровергло идущее от Пиранези и повторенное Виолле ле Дюком, Шуази и другими заблуждение о наличии в куполе Пантеона каркаса из кирпичных арок выше второго снизу ряда кессонов *. Состав бетона изменяется в зависимости от высоты купола. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Большую роль играют кессоны купола, отлитые одновременно с ним. Пятью рядами покрывая его поверхность на высоту 60° от основания, они оставляют гладким пространство вокруг круглого окна - опайона, диаметр которого 8,92 м. Соответственно уменьшению окружности верхние кессоны вдвое меньше нижних. Кессоны расчленяют поверхность купола и облегчают его приблизительно на 1/6 его веса, а их перспективное сокращение зрительно увеличивает высоту купола. В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

* W. Macdonald. The architecture of the Roman Empire, New Haven, 1965, p. 105

Наружные членения ротонды очень просты: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены, а второй отмечает начало купола, т.е. границу между несущими и несомыми частями конструкции. Стена в нижней части была, вероятно, облицована мрамором, а в верхней - оштукатурена. Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода (рис. 50). Поверхность купола покрывала позолоченная черепица.

Внутри здание членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа. Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера (рис. 51). Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, до XVIII в. расчлененный пилястрами из цветного мрамора.

В интерьере Пантеона доминирует полусфера его грандиозного купола. Впечатление единства пространственного целого усиливается равновесием между его вертикальными и горизонтальными измерениями. Единое нерасчлененное пространство охватывается мощной сферой, воспринимавшейся как символическое изображение небесной сферы. О таком понимании перекрытия Пантеона прямо пишут древние авторы. Именно это определяло особую роль купола в конструкции Пантеона, отличную от той роли, которую купол играл в зданиях утилитарного назначения.

Важная роль принадлежит ордерной системе, введенной в первый ярус храма. Колонны, поддерживающие антаблемент, прикрывают огромные ниши и тем самым способствуют созданию единого внутреннего пространства Пантеона. Без них оно было бы раздроблено, масштабность изменилась и не выявилась бы грандиозность внутреннего пространства. Пояс аттика, раскрепованный только над нишей, противолежащей входу, образует органический переход от стены к сфере. Аттиковый ярус воспринимается как часть купола, еще больше акцентируя его роль в интерьере Пантеона.

Преобладание купола не означает, что он своей массой давил на находящегося внутри храма человека. Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции перекрытия. Этой цели помимо кессонов служили ордерные членения стены. Явно не рассчитанные на несение подлинной массы купола, они тем не менее порождали у зрителя впечатление легкости вознесшейся над ними сферы. Особенно это касалось мелких пилястр верхнего яруса, которые выглядели как опора купола.

Особая роль отводилась единственному световому отверстию, расположенному в высшей точке купола Пантеона. Центричность помещения, его огромные размеры, блеск столба света в центре и полумрак на «периферии» ротонды не только создавали впечатление покоя и сосредоточенности, но и заставляли молящегося в храме с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Льющийся с неба через опайон столб света, вокруг которого развертывается внутреннее пространство Пантеона, является настоящим стержнем композиции (рис. 52, 53). Чтобы понять, как должен был воспринять римлянин такое решение внутреннего пространства храма, нужно помнить, что для него верховное божество - Юпитер - был не столько антропоморфным существом, сколько самим небесным сводом.


51. Ордер Пантеона. Коринфский ордер: а - входного портика; б - нижнего яруса интерьера; в - верхнего яруса интерьера; г - пилястры входного портика

Внутреннее пространство Пантеона огромно и как во всяком центрическом здании с любой точки зрения (кроме центральной) кажется большим, чем есть на самом деле: Нет углов, нет прямых горизонталей, только огромная полусфера и единообразный ритм колонн, простенков и ниш. Это не похоже на привычное для римлянина решение внутреннего пространства храма. В Пантеоне дано принципиально новое решение сакрального здания, в корне порывавшего с традициями античного восприятия храма. Обычные греческий и римский храм - это дом божества, доступ в который для рядового человека если не запрещен, то затруднен. Свободно туда входил только жрец. Все остальные в момент совершения религиозной церемонии находились снаружи. Совершенно иное решение предложил зодчий Пантеона. Молящийся находился внутри, он со всех сторон охвачен пространством, которое считается священным. Здесь уже появляется иное, не античное понимание внутреннего пространства храма. Возрастание роли религии к концу античного периода, новые формы ее заставляли переосмыслить и архитектурные формы храма. Перемещение верующего внутрь можно заметить во многих храмах мистериальных культов. Принцип здесь тот же самый, разница только в размерах и форме пространства. Отразив новые тенденции в развитии религиозной идеологии, Пантеон стал одним из прообразов христианских центрических храмов византийской эпохи, самым ярким образцом которых является храм Софии в Константинополе.

Входом в Пантеон служит портик, имеющий 14 м в глубину (рис. 54). Он перекрыт двускатной кровлей на бронзовых стропилах, ее поддерживают 16 колонн диаметром 1,5 м, высотой 14 м. По фасаду стоят восемь колонн, остальные, расположенные в ряд по четыре в каждом, делят пространство портика на три части. Этому делению портика отвечает деление фасада прямоугольного выступа, являющегося переходным элементом от портика к ротонде.

Вход в Пантеон фланкирован двумя большими полукруглыми нишами, в одной из которых стояла статуя Августа, а в другой - Агриппы. В целом это чрезвычайно напоминает членения целл обычного римского храма, но центральный элемент здесь превращен в проход. Естественно, что у посетителя рождались ассоциации, связывающие архитектурные элементы Пантеона со знакомыми и привычными образами. Они заставляли его по-новому воспринимать само внутреннее пространство Пантеона, видеть в нем непомерно разросшуюся и по-новому решенную целлу традиционного храма.

Введение портика имело целью придать осевую направленность центрическому зданию Пантеона. Поиски римских архитекторов в решении этой проблемы иллюстрирует еще республиканский храм В на Ларго Арджентина. Дальнейшее развитие этих поисков нашло отражение в архитектуре Пантеона. Здесь появился тот переходный элемент, который позволил выдвинуть портик вперед.

Наконец, сильнее всего фронтальную осевую ориентацию придал храму колоннадный прямоугольный двор длиной 110 м, предварявший относительно высокий и широкий портик. Все эти архитектурные элементы, сужавшие поле зрения при подходе к Пантеону, маскировали ротонду и настраивали посетителя на привычное восприятие. Тем сильнее было воздействие архитектуры и солнечного света: от яркого солнца колоннадного двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем снова внезапно к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.

В Пантеоне нашла свое наивысшее выражение инженерная и архитектурная мысль античного Рима, подготовленная предшествующими поисками и находками римских зодчих (развитие ротонды, купола большого диаметра, применение традиционной осевой композиции к центрическому зданию). Пантеон явился тем образцом, которому следовали многие построенные позднее ротонды. Уже через 35 лет в Пергаме строится храм этого типа (Зевса Асклепиоса) меньших размеров. Наиболее ярко влияние Пантеона сказывается в остийской ротонде (диаметр купола 18,35 м) III в., посвященной императорскому культу (рис. 55).



57. Рим. Храм Венеры и Ромы. План, боковой фасад, продольный разрез


Вспышка эклектизма при Адриане особенно сильно проявилась в зодчестве, сочетавшем с римской конструктивной основой черты греческой и восточной архитектуры. В этом отношении характерен воздвигнутый по проекту самого императора храм Венеры и Ромы (121 -140 гг.) на Римском форуме, подвергнутый Аполлодором критике за непропорциональность некоторых его частей (рис. 56-58). Внешне это периптер греческого типа с удлиненным объемом целлы. Но ядро сооружения составлено из двух одинаковых, типично римских храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя сидящей Венеры, в другой - Ромы. Каменные стены храма несли деревянные стропила, перекрывавшие более чем 20-метровые пролеты целл. Коринфские колонны периптера (10x20) - из белого лунийского мрамора. Этот самый грандиозный из храмов империи (107x55 м) был поставлен на высокую платформу (120X145 м), вдоль длинных сторон которой проходили колоннады из серого гранита с белыми мраморными капителями. Колоннады в центре образовывали пропилеи. К торцам подия примыкали лестницы: парадная широкая была обращена к Священной дороге, а две узкие боковые - к Колизею. Остатки храма дошли в перестройке Максенция, усилившей его римские черты, когда каменные стены были заменены бетонными с мраморной облицовкой, а деревянное покрытие - кессонированными сводами. Интерьер с инкрустированным цветным мрамором полом, со скульптурами в нишах, обрамленных эдикулами на кронштейнах, с огромными статуями Венеры и Ромы в апсидах в обрамлении порфировых колонн поражал величием и пышностью. Храм богиням - покровительницам Рима и императорской власти, сопоставленный с храмами древнего Римского форума, - поражал размерами и размахом и наглядно демонстрировал достигнутое империей могущество.

Идея военного господства Рима над современным ему миром была положена в основу Адрианеума - храма Адриана в Риме , законченного около 149 г. (рис. 59). Храм, использующий тип периптера, но в римском его варианте и со сводчатым покрытием, был украшен внутри рельефными фигурами, олицетворяющими подвластные Риму провинции. В расположении рельефов использован восточный прием: они помещены на пьедесталах полуколонн, членящих стены, а промежутки подия между ними заполнены военной арматурой.


Своеобразием простильного храма Антонина и Фаустины на Римском форуме (141 г. н.э.) являлся рельефный фриз, в котором повторялись изящно очерченные изображения грифонов, жреческих сосудов и гирлянд (рис. 60).

К III в. строительство новых храмов в Риме почти прекратилось. В начале III в. был заново перестроен храм Весты и атрий весталок на Римском форуме (рис. 61). Круглый периптер с коринфскими колоннами на отдельных пьедесталах приобрел характерный для построек времени Северов облик с нечеткими контурами рельефов фриза и неглубокой порезкой орнаментации. Расширенный атрий включал кроме жилых комнат весталок ряд подсобных помещений вокруг двора, украшенного фонтанами и статуями.

Наряду с храмами римским богам и императорам в столице и ряде других городов Италии уже в I в. до н.э. существовали храмы восточным богам.

Изображение религиозной церемонии Изиды сохранилось на фреске в Геркулануме (рис. 62).

64. Помпеи. Храм Изиды, I в. н.э. Современный вид, план

В Риме в 43 г. до н.э. на Марсовом поле было сооружено святилище египетских богов Изиды и Сераписа , позднее перестроенное Домицианом. Оно представляло собой полукруглую ограду, окруженную портиком, с апсидой в центре и экседрами по бокам, видимо, предварявшуюся прямоугольным двором (рис. 63). В Помпеях имелся храм Изиды - разновидность простиля на высоком подии с двумя экседрами, фланкирующими целлу, вторым - боковым - входом в нее и поперечным разделением интерьера (рис. 64). Храм стоял в центре перистильной ограды, к задней стене которой примыкали два зала - для церемонии посвящения и для общих трапез верующих - с росписями на египетские религиозные сюжеты. Перед храмом, слева от лестницы, находились алтарь и резервуар со священной водой из Нила, защищенный храмиком восточных форм с антаблементом в центре, изогнутым по форме арки.

В I в. до н.э. в Риме у Порта Маджоре последователи одного из мистических культов соорудили трехнефную подземную базилику с апсидой и вестибюлем (рис. 65). Неправильность расположения столбов вызвана необычным способом постройки базилики. По контуру стен и столбов были вырыты глубокие траншеи и колодцы, залитые бетоном. Земля была использована как литейная форма также при возведении арок между столбами и цилиндрических сводов перекрытия. Освобожденный затем от земли интерьер базилики, освещавшийся светом из вестибюля, был покрыт тонким стуковым декором и росписями.

Особым видом культовых сооружений были митреумы, распространившиеся в последние века империи. Сохранилось много митреумов в Риме, Остии, Капуе и других городах Италии и провинций. Митреумы были подземными святилищами вытянутой прямоугольной формы с нишей в глубине, имитирующей грот и содержавшей изображение Митры, убивающего быка, с алтарем перед ним и возвышением вдоль стен с ложами для молящихся (митреум в Сердике, совр. София, рис. 66). Иногда, как в митреуме терм Каракаллы, в центре пола имелся бассейн, куда стекала кровь жертвенных животных. Обряды происходили во тьме и при свете факелов и завершались трапезой. Главным центром митраистов Рима был митреум императорской виллы (II в.), замечательный стуковыми рельефами и росписями. Он был раскопан под церковью Санта Приска на Авентине.

Последователи иудаизма строили синагоги - здания базиликального типа, обычно трехнефные, со скамьями вдоль стен и фасадом, ориентированным на Иерусалим. Одна из них сохранилась в Остии (I в. н.э., в перестройке IV в.).

Во 2-й половине III в. в римской религии созрели условия для замены политеизма монотеизмом. Первая попытка в этом отношении была предпринята императором Аврелианом, который пытался ввести в империи единый культ Солнца. В это время в столице были сооружены два храма Солнца, оба круглые периптеры: один - в Большом цирке, другой - близ Фламиниевой дороги, дошедший в зарисовке Палладио (рис. 67). Последний был поставлен в центре большого прямоугольного двора, обнесенного каменной оградой с экседрами. Декоративные детали ансамбля, видимо, выполнены сирийскими мастерами.

В последнее столетие империи в Италии почти прекратилось строительство новых храмов. Это было вызвано как упадком официальной религии, так и общим катастрофическим положением государства.

Культовая архитектура в провинциях, даже глубоко романизованных, была теснее, чем другие типы сооружений, связана с местными традициями. Это объясняется тем, что подчинение Риму мало затрагивало эту область жизни, ибо римский политеизм вполне допускал существование у каждого народа своих богов. Конечно, внедрение римлян и основание римских городов сопровождалось строительством Капитолиев, а в поклонении жителей завоеванных областей римским божествам выражалась их лояльность Риму. Но часто сами римляне, попавшие в ту или иную завоеванную область, начинали поклоняться также и местным божествам в местных храмах. Античный политеизм нередко приводил к отождествлению местных божеств с римскими, и возникавший таким образом синкретизм порождал иногда смешение римских и местных черт в архитектуре храмов.

Благодаря всем этим обстоятельствам общая картина развития культовой архи-тектуры в провинциях была достаточно пестрой. Типичным примером может служить Галлия. Очень сильная романизация провинции вызвала строительство большого числа римских храмов (преимущественно псевдопериптеров), наиболее ярким образцом которых был Мэзон карре в Немаузе - храм, построенный в 20-19 гг. до н.э. и посвященный позднее Гаю и Юлию Цезарям (рис. 68). Другим примером храмов этого типа является храм Августа и Ливии (первоначально храм Августа и Ромы) во Вьенне, также датируемый августовским временем. Кроме них, в Галлии было множество храмов, по формам не имеющих ничего общего с греко-римскими типами. Они нашли распространение по всей империи, поскольку в них поклонялись восточным божествам, получившим признание как в Риме, так и во всех провинциях. Наконец, существовали местные формы храмов. К ним в первую очередь относятся грандиозные башнеобразные святилища. Ротонда с внутренним диаметром 21 м и сохранившейся высотой 27 м, окруженная высоким портиком и помещенная внутри перибола, - таково устройство обычного храма этого типа (Везунна, совр. Перигё, II в. н.э.). Господствующим был тип круглой башни; реже встречаются и квадратные в плане храмы (так называемый храм Януса в Августодуне). Аналогичные храмы известны и в Британии.

Другим местным типом храма был так называемый фана. Этот небольшой храм обычно строился в лесу и имел квадратную в плане целлу с входом, оформленным на восточной стороне.

Эти храмы встречаются в Галлии, Германии и Британии. Наконец, имелись храмы, в которых смешались местные и римские черты.

Аналогичным было положение и в других провинциях. Так, в северной Африке было много типично римских храмов. Храм в Тевесте (совр. Тебессе, начало III в. н. э. рис. 69), чрезвычайно близок храму Немауза, но отличается от него своеобразной декоративной обработкой аттика. В архитектуре некоторых храмов явно проглядывали не римские, а восточные - сиро-финикийские черты. Таков храм Сатурна (Ваала) в Дугге (рис. 70), состоявший из роскошного вестибюля, перистйльного двора и трех расположенных в ряд помещений на северной стороне его. Культ отправлялся во дворе вокруг изображения божества, возможно, имевшего форму бетиля (конического камня). Своеобразное сочетание местных и римских черт демонстрирует храм Юноны Целестис (Небесной) в этом же городе (рис. 70). Центром святилища служит типичный римский периптер коринфского ордера посреди полукруглого перибола.

Своеобразна культовая архитектура римской Сирии; обычно здесь строились антовые, простильные или периптериальные храмы, поставленные в глубине двора на высоком подии с лестницей с одного только главного фасада. Но внутри место обычной апсиды занимал адитон в виде высокого подия. Среди сирийских храмов выделялись грандиозные комплексы в Баальбеке (Гелиополе) и Пальмире (I-III вв.).

Грандиозный ансамбль из трех храмов - Большого, Малого и Круглого - занимал значительную территорию в западной части Баальбека , близ пересечения двух основных магистралей (рис. 71-73). Главным был Большой храм (53,3X94,4 м, см. рис. 71), который вместе с относящимися к нему сооружениями возведен согласно старой сирийской традиции на искусственной платформе (ее высота 9 м). Высота храма (около 40 м), пространственный размах ансамбля и его обращенность к центру города обусловили его господство в городском пейзаже.

Монументальная лестница подводила к широкому фасаду пропилей. Башни, фланкирующие глубокий 12-колонный портик, изгибание антаблемента по форме арки над расширенным средним пролетом колоннады, подчеркнутая фронтальность пропилей - все это соответствовало традициям сирийской архитектуры. В то же время расположение по одной оси всех частей комплекса - пропилей, шестиугольного двора, прямоугольного перистиля и самого Большого храма - соответствовало принятому в римской архитектуре принципу осевой симметрии. Центрическое пространство шестиугольного двора служило своеобразным переходом от фронтально развернутого пространства пропилей к пространству прямоугольного перистиля. Расположенный по оси перистиля алтарь и удлиненные фланкирующие его бассейны направляли к Большому храму. Однако отвечавшая местной традиции постановка алтаря в центре храмового комплекса и его грандиозные размеры вступали в противоречие с осевой композицией этого ансамбля. Большой храм сильно разрушен: из 54 колонн его внешних портиков сохранилось шесть. Однако аналогичность планировки Большого и Малого храмов позволяет реконструировать интерьер Большого храма.

Его особенностью является уподобление интерьера храма перистильному двору, что порождает впечатление своего рода удвоения пространства. В композиции всего комплекса Большой храм был завершающим элементом, но в то же время его внутреннее пространство как бы повторяло в уменьшенных размерах ансамбль в целом. Монументальная лестница храма уподоблялась лестнице пропилей, портик фасада - собственно пропилеям, пронаос - пространству шестиугольного двора, наос напоминал перистиль, а в глубине его на высоком подии располагался адитон, решенный как миниатюрный храм.

Единство различных частей ансамбля подчеркивалось одним и тем же декоративным приемом - членением двумя ярусами ниш и эдикул, заполненных скульптурой, почти всех внутренних поверхностей: стен пропилей, стен многочисленных экседр, выходивших в портики дворов, и стен храма. Ордер трактован в целом по-римски, хотя и с чрезмерно высокими колоннами. Он сочетался с полуфигурами быков и львов в рельефном декоре антаблемента,. характерными для восточного искусства.

Малый храм (34X68,5 м, по-видимому, посвященный Вакху) повторял те же композиционные и декоративные мотивы в меньшем масштабе (рис. 76, 77). Интересной его особенностью было введение в интерьер скульптурного фриза, изображающего сцены дионисийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, как бы подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона.

Южнее Большого и Малого храмов находился так называемый Круглый храм (его диаметр 9 м). Четырехколонный портик, обращенный к центру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную римскими зодчими фронтальную осевую ориентацию. Редкое своеобразие облика храма открывалось при его обходе. Глубокая раскреповка подия и антаблемента создала чередование сильно выступающих вперед и западающих частей портика. Отступающие дугообразно части портиков приближали к зрителю ниши целлы, выделяя их ордерной рамкой и сосредоточивая внимание на помещенных в них статуях. Тем самым архитектурные формы храма сообщали движению воспринимающего их зрителя прерывистый ритм, отличный от плавного продвижения вокруг обычной ротонды.


78. Пальмира (Сирия). Храм Бела, I-III вв. Реконструкция храма, план, генеральный план, фрагмент колоннады двора 79. Храм Бела. Современный вид

Сочетанием римских и местных черт отмечена и архитектура храма Бела в Пальмире (I-III вв. н.э., рис. 78, 79). Как и ансамбль Большого храма в Баальбеке, священный участок храма Бела находился на искусственной платформе (ее размер 210 X 205 м) и был окружен стеной, разбитой снаружи пилястрами и нишами. Во II в. по внутреннему периметру стены были построены портики. Более высокий портик вдоль западной стены в отличие от остальных имел лишь один ряд колонн. Перед храмом, как и в Баальбеке, имелись алтарь для жертвоприношения и бассейн для омовения. Доступ на священный участок открывали пропилеи (ширина их фасада 35 м) с монументальной лестницей и трехпролетным входом. Они находились на западной стороне участка, по оси входа в храм.

Характерная для сирийского зодчества фронтальность композиции с очевидностью проявилась в архитектуре храма Бела.

Храм Бела (55,3X30,3м) по типу псевдодиптер, капители коринфских колонн которого были украшены бронзовыми листьями аканфа. Он имел вход не на короткой, а на длинной стороне, несколько смещенный к югу от поперечной оси храма и оформленный порталом, покрытым плоским растительным орнаментом. В храме были два адитона - у северной и южной стен целлы. Кроме статуи Бела в нише южной стены в целле храма помещались также статуи богов солнца и луны (Яргибола и Аглибола), составлявших вместе с Белом триаду главных божеств Сирии. Изображения в храме римского типа семи планет в сопровождении знаков зодиака на плафоне северной ниши свидетельствуют о крепости местных религиозных традиций с их космическими представлениями. Необычно для римского храма и наличие лестниц в углах целлы, которые вели в помещения над культовыми нишами. По-видимому, лестницы имели выход и на плоскую крышу, где над сирийским зубчатым аттиком высились квадратные башенки, возможно, служившие для астрономических наблюдений. В деталях орнамента и особенно в рельефах храма заметную роль играют местные мотивы.

По необычности архитектурных форм, своеобразию сочетания римских и восточных черт и монументальности ансамбли храмов в Баальбеке и Пальмире представляли собой выдающееся явление в архитектуре Римской империи.

На юге Сирии, в областях расселения набатейских племен, были распространены храмы, восходящие по принципам своего устройства к иранским храмам огня (например, Хирбет-Таннур, Сирия), строившиеся здесь начиная с эллинистического времени. Квадратная в плане целла членилась внутри четырьмя колоннами, образующими в плане квадрат, в центре которого ставился алтарь. Для северной Месопотамии характерно возрождение древнейших местных форм святилища. Так, храмы Дура-Европос повторяют схему вавилонского храма с его обширным двором, вокруг которого компонуется группа помещений. Аналогичный процесс происходит и в Египте.

Общим направлением эволюции культового зодчества империи было постепенное изживание традиционных италийских типов храмов. Усиление в Италии восточных культов уже во II в. привело к усилению значения интерьера храма и к усвоению ряда восточных декоративных форм и композиционных приемов. К концу империи строительство римских храмов прекратилось, а в провинции местные типы святилищ стали преобладать над храмами со смешанными римскими и местными чертами. С III в. сначала подспудно, а затем явно идут поиски типа храма для крепнущей новой религии - христианства.

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

Принципы строительства храмов Древнего Рима до принятия христианства основывались на этрусских традициях.

Виды храмов Древнего Рима

Памятники архитектуры Древнего Рима делились на две категории по целям использования:

  1. Базилики и храмы для совершения религиозных обрядов.
  2. Амфитеатры, акведуки и другие постройки социального, оборонительного и политического назначения.

Остановимся на первой группе строений — храмах Рима .

Языческая религия была заимствована римлянами от этрусков вместе с системой государственного управления. Одним из древнейших образцов зданий для совершения ритуальных обрядов назван Тосканский храм, описанный в сочинениях Витрувия.

План здания соответствовал канонам греческого храма. Вход в залы украшал двойной ряд колонн с элементами терракоты, характерных для дорийского стиля. По этой схеме был также построен храм Юпитера Капиталийского, рассказ о возведении которого содержиться в сочинениях Дионисия Галикарнасского.

Остальным храма древнего Рима присущи видоизмененные черты греческих традиций строительства. В консульскую эпоху приняты три ордера:

  • Ионийский — храм Фортуны Вирилис.
  • Дорийский — храм Благочестия.
  • Коринфский — все храмы от эпохи правления Тиберия до Диоклетиана. Стиль использовался для создания фасадов.
храм Фортуны Вирилис, Рим.

Храмы древней Греции и Рима: отличия

Римские храмы позднего периода отличали от греческих несколькими элементами:

  • глубина портика здания у римлян была значительно больше;
  • правило об окружении здания ступенями, характерное для , игнорировалось в Риме;
  • во фронтальной части возводилось основание с перроном, которое у греческой культуре было скорее исключением.

Единообразия греческим и римским храмам придавала стандартная форма в виде круга. По данному образцу построены храм Весты и самое масштабное здание Рима — храм Пантеон. Целла в нем покрыта куполом высотой более 43 м.
Долгое время создание было принято считать заслугой Агриппы. После открытия Шедана удалось установить, что архитектурные элементы создавались в разное время. Целла в форме круга была построена во время эпохи Антонинов, с 100 по 125 гг. До правления Агриппы Пантеон состоял из 10 колонн, после вступления в должность императора — их число сократилось до восьми. Таким храм Рима можно увидеть сегодня.
Храмы Ромы и Венеры имеют удлиненную целлу со сводом, что редко встречалось в архитектуре империи.


Базилика Пантеон, Рим

Гражданские храмы древнего Рима: базилики

Базилики, представляющие в здания религозного назначения, использовались в Риме для гражданских целей.

Базилики предназначались для ведения судебного производства, освещения политических и социальных событий, проведения народных собраний. Ранее государственные переговоры велись на открытом пространстве римских форумов.

Сроительство первой базилики относится к 180 г. до н.э. времен Катона. Схема возведения была заимствована из древней Греции.

Базилика Пантеон, Рим

Для римских базилик были характерны следующие черты:

  • три нефа — центральный и два сбоку;
  • боковые нефы возводились в два этажа;
  • стропила из дерева обязательно находились над зданием;
  • ширина равнялась от 1/3 до 1/2 длины здания;
  • наличие поперечных нефв;
  • здание делилось по ширине на пять частей: две части занимались боковыми нефами, три других — средним нефом;
  • колонны строились в 2 яруса: один на 1/4 выше другого;
  • нижний этаж служил для проведения деловых встреч, верхний — для прогулок;
  • ярусы отделялись стилобатом, который был чуть ниже верхнего яруса.

Капиталийский холм, Рим

Наиболее известные базилики Рима:

  1. Ульпия, построенная в конце форума Траяна по эскизу архитектура Аполлодора.
  2. Базилики в Пергаме и Трире, возведение которых приписывается .
  3. Хорошо сохранились римские базилики в : Мусмийэ, Санамен, Константина.

По постройкам республиканского периода можно говорить о глубокой религиозности римлян. Храмов и базилик в городах насчитывалось больше, чем построек для светских целей.

Пантеон Рима служил местом поклонения культам Юпитера (), Марса (греческого Ареса, покровителя войны) и Квирина (символ царской власти в традиции древней Греции). Религиозная основа триединства была заложена в систему распределений функций в госаппарате Рима: религиозная, социальная и военная.

Важные исторические события связаны с храмом Портуны, находившемся рядом с рынком скота на Бычьем форуме. В 390 г. до н.э. на Рим напали галлы. Местным жителям пришлось укрыться на холме Капитолии, римская армия потерпела поражение.

Галлы тогда обложили данью, исчисляемой в золоте. По прошествии 800 лет готы предпримут попытку захвата уже столицы древнего мира, после чего римляне начнут обширную кампанию по захвату соседних государств.

Поздние постройки религиозного значения совмещают религиозные традиции завоеванных территорий сабинян, латинян и этруссков. Так римляне пытались отразить космополитичный характер нового центра пересечения интересов древних народов.

Храмы древнего Рима: презентация


Базилика Пергамы, Рим