Се время благоприятное, се ныне день спасения. «се – время благоприятное, се – время покаяния Се время покаяния праздничный хор

«Се, время покаяния» - это сборник избранных поучений схиархи-мандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста.

Круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл.

Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

О необходимости возвыситься над собой через смирение

Неделя о Закхее

Покаяние — высшая добродетель.
Неделя о мытаре и фарисее

О Божией любви к человеку.
Неделя о блудном сыне

О важности поминовения усопших.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота

О необходимости жить по Евангелию.
Неделя мясопустная о Страшном суде

О тайном совершении добродетелей.
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания

ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Гимн покаяния.
О Великом каноне преподобного Андрея Критского

О том, что святые искренне считали себя хуже всех

О том, как стяжать дух покаяния

О первородном грехе и покаянии

О том, что и мы причастны греху Адама

Глубина богословия в Великом каноне.
о догмате Пресвятой Троицы

О добродетели трезвения

Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака

Спасительный ковчег Церковный

О покаянном плаче

О нашем безумии и о бегстве от греха

Жертва Богу — сокрушенный дух

«И вижду Тя умно, Света Превечна...»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

О почитании святых икон.
Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия

О расслаблении нашего ума.
Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

О самоотречении твердости в вере.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Как преодолеть страстность?
Неделя 4-я, преподобного Иоанна Лествичника

О правильном чтении духовных книг

О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам.
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

О том, что покаяние творит великие чудеса.
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской

Непостижимое чудо Спасителя.
Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря

О восприятии евангельских событий сердцем.
Неделя 6-я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

О духовном и телесном служении Богу.
Великая среда

О достойном и недостойном причащении.
Великий четверток

Невозможное человеку возможно Богу

О принятии Крестной жертвы.
Великий пяток

О Божественном смирении.
Великая суббота

– светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время.

«Се время благоприятное, се ныне день спасения», – такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6, 14), – говорит Христос в Евангелии.

Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, – чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

Путь покаяния сопряжен с душевной болью и слезами, но только такое покаяние приносит свои плоды

Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), – говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы.

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает.

В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут.

Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Я всё могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

«С нами Бог», – поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост.

Если же нам по телесной немощи не удается держать пост так, как это предписывает Устав Церкви, то мы должны взять благословение у духовника на послабление поста, нисколько не смущаясь, так как в Церкви существует такое понятие, как икономия (то есть бережное отношение к кому-либо или чему-либо).

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя?

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя? Для смирения от человека не требуется, чтобы он был молод и полон телесных сил. Ему нужно лишь иметь смиренное о себе мнение, всеми силами избегать греха и постоянно иметь сердце сокрушенное. Мы все, молодые и старые, здоровые и больные, можем привлечь в свое сердце благодать, рождающуюся от смирения. То, что требует от нас Господь, – это наше сердце: все его желания и любовь должны быть устремлены к Богу – «сыне, даждь Ми сердце твое». Нам удастся это, если мы освободимся от самих себя и от страстей, связывающих нас. Пост является на этом пути только первой, но очень необходимой ступенькой, которая возводит нас к мужественному состоянию, в котором мы «обрываем» всю связку страстей. А потом мы с большим дерзновением в духовной борьбе сможем избавиться от злобы, лукавства и всего того, что очерняет икону Божию – человека. Но всем нам, повторю еще и еще раз, необходимо приобрести смирение. А о том, как достичь смирения, очень много написано в аскетической литературе.

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «Прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6), – сказано в Священном Писании.

Давайте примем решение в этот благословенный период вместе с телесным подвигом поста наибольшее внимание уделять покаянию. Поразмыслим над тем, какую жертву принес ради нас Христос, над тем, как Он любит нас и как далеко мы от Него находимся. Видя это расстояние, отделяющее нас от Бога, да будем сокрушаться об этом, да будем умолять Его, чтобы Он простил нам наши грехи, приблизился к нам и вошел в наше сердце. И да будем уверены, что Господь, видя такое наше смирение, придет в наше сердце, утешит нас и поддержит, удостоверит нас в Своей любви и в нашем спасении.

В Церкви мы живем не ложными утопическими идеями, не нравственной набожностью, но живем личным опытом общения с Богом. Бог всегда «обращает Лицо Свое» к нам, Он всегда рядом, и человек призван обрести свой личный опыт общения с Богом, который становится для него самым значимым, самым главным опытом его жизни. Примером служат нам святые, в жизни которых было явное присутствие Бога.

Живя так, мы со временем станем подлинными христианами. А исполнение евангельских заповедей, если мы будем следовать этому постоянно, в свое время принесет достойный плод, преображая нашу сущность, соделывая ее храмом Святого Духа и благословенным сосудом Божиим.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

«Се, время покаяния» — это сборник избранных поучений схиархимандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста.
Круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл.
Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
О необходимости возвыситься над собой через смирение. Неделя о Закхее
Покаяние — высшая добродетель. Неделя о мытаре и фарисее
О Божией любви к человеку. Неделя о блудном сыне
О важности поминовения усопших. Вселенская родительская (мясопустная) суббота
О необходимости жить по Евангелию. Неделя мясопустная о Страшном суде
О тайном совершении добродетелей. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания

ВЕЛИКИЙ КАНОН ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО
Гимн покаяния. О Великом каноне преподобного Андрея Критского
О том, что святые искренне считали себя хуже всех
О том, как стяжать дух покаяния
О первородном грехе и покаянии
О том, что и мы причастны греху Адама
Глубина богословия в Великом каноне. О догмате Пресвятой Троицы
О добродетели трезвения
Как мы можем подражать подвигу праведных Авраама и Исаака
Спасительный ковчег Церковный
О покаянном плаче
О нашем безумии и о бегстве от греха
Жертва Богу — сокрушенный дух
«И вижду Тя умно, Света Превечна…»

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
О почитании святых икон. Неделя 1-я Великого поста, Торжество православия
О расслаблении нашего ума. Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы
О самоотречении твердости в вере. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Как преодолеть страстность? Неделя 4-я , преподобного Иоанна Лествичника
О правильном чтении духовных книг
О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
О том, что покаяние творит великие чудеса. Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской
Непостижимое чудо Спасителя. Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря
О восприятии евангельских событий сердцем. Неделя 6-я Великого поста, Ваий. Вход Господень в Иерусалим

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
О духовном и телесном служении Богу. Великая среда
О достойном и недостойном причащении. Великий четверток
Невозможное человеку возможно Богу
О принятии Крестной жертвы. Великий пяток
О Божественном смирении. Великая суббота