Сиси - императрица австрийская. Австрийская императрица сисси Элизабет баварская

Венский музей императрицы Сисси в Хофбурге, созданный художником-декоратором Рольфом Лангенфассом, предоставляет уникальную возможность ознакомиться с жизнью императрицы Элизабет Австрийской, одной из интереснейших исторических личностей.

Амалия Евгения Элизабет, жена императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии, в Австрии и в мире известна под уменьшительно-ласкательным именем Сисси, которым ее называли родные и друзья. Сисси вошла в историю как вечно юная и красивая императрица. На протяжении более трех столетий она считалась красивейшей государыней Европы. После ее убийства в Женеве газеты писали не только о самом преступлении и выражали глубочайшее сочувствие бедному императору. Они быстро учуяли возможность воспользоваться темой одинокого императора и убитой красавицы-императрицы в целях пропаганды монархии.

Сувенирные лавки разных стран наполнились картинами, монетами, почтовыми открытками, различными предметами обихода с изображением Сисси. В странах, куда императрица любила приезжать, основывались комитеты, занимающиеся сооружением ее памятников. Образ Сисси занимал мысли потомков и после распада Австро-Венгерской империи. В 30-х годах 20-го столетия начала публиковаться серия романов, послужившая по окончании Второй мировой войны материалом для создания Эрнстом Маришкой кинотрилогии «Сисси» с Роми Шнайдер в главной роли. Но какой была императрица Сисси на самом деле?

Сисси родилась в воскресный вечер 1837 года в аристократическом городском дворце Мюнхена и в семье герцога Макса Баварского и его супруги Людовики стала четвертым ребенком. Летом семья перебиралась в замок Поссенхофен, где дети наслаждались свободой загородной жизни. Герцог Макс любил путешествовать, писал стихи, играл на цитре, но не в аристократических кругах, а в расположенных в окрестностях замка трактирах, причем вместе со своими детьми, которые тоже играли на цитре и пели для простых баварцев.

Первой важной вехой в жизни юной Сисси стала ее романтическая помолвка с императором Францем Иосифом в 1853 году. Девочка, о существовании которой до этих пор было мало кому известно, вдруг оказалась в центре династических интересов. Для того чтобы представить императорскую невесту широкой общественности, было нанято несколько художников. Так появились первые портреты, далеко не всегда восхищавшие императора-жениха, который рассерженно отзывался о неудавшихся работах: «Венский художник по фамилии Кайзер вернулся из Поссенхофена с эскизом для литографии. Это произведение оказалось отвратительным, и я приказал его конфисковать. Но из Мюнхена поступила другая литография, сделанная на основе фотографии, которую запретить не удалось и которая еще более худшего качества. Лицо мавра чистейшей воды…».

На написанных позднее по государственному заказу официальных портретах Сисси изображена в самом расцвете своей красоты. На портрете императрицы работы Винтерхальтера 28-летняя Сисси запечатлена в «звездном платье» с алмазными украшениями. Это платье, являющееся подлинным шедевром высокой моды и прославившее красоту Сисси на весь мир, было создано знаменитым парижским дизайнером Вортом.

В то время императрица проявляла интерес к политике и настойчиво выступала в пользу подписания австро-венгерского соглашения, оказывая сильное влияние на своего супруга Франца Иосифа. Бесспорным кульминационным событием ее жизни стала коронация на престол королевы Венгрии в 1867 году. На этом торжестве Сисси была одета в платье из серебряной парчи с кружевами и корсетом из темно-синего бархата с жемчужной шнуровкой. Оно тоже было создано дизайнером Вортом по мотивам венгерской национальной одежды.

Всю свою жизнь императрица сознательно культивировала красоту и стройность и при росте в 172 см (на несколько сантиметров выше, чем супруг), она весила самое большее 50 кг, имея 50-сантиметровую, поистине осиную талию. Чтобы сохранить свою фигуру, она постоянно держала диету, сочетаемую с многочасовыми выездами верхом на лошади и длительными пешими прогулками. По указанию Сисси в ее покоях была оборудована гимнастическая комната, где она ежедневно отрабатывала спортивную программу, приводившую в ужас весь императорский двор.

Особой гордостью Сисси являлись ее густые, доходящие до самого пола волосы. Уходу за ними императрица посвящала особенно много времен. Ее личная парикмахерша Франциска Файфалик ежедневно создавала из волос Сисси подлинные шедевры. Она стала изобретательницей знаменитой косы, уложенной в форме короны.

Процедура укладки волос занимала ежедневно по два часа. Это время императрица проводила за изучением языков: старогреческого, новогреческого и венгерского. Преподаватель языков Константин Кристоманос присутствовал при процедуре укладки волос: «Ее волосы были подобны волнам. Достигнув пола, они покрывали его и текли дальше. Они брали свое начало на голове, открывая взору ее нежную, исполненную очарования форму и безупречно чистые линии, напоминая божественные полупрозрачные ткани с острова Кос, они струились, не растекаясь, по пене кружев, покрывавшей ее плечи…». Раз в две недели волосы мылись специально изготовленной смесью из яичного желтка с коньяком.

Большинство применявшихся императрицей косметических средств приготавливалось по специальной рецептуре в придворной аптеке, без достижений высоких технологий и современной химии, из того, что произрастало в лесу, саду и на огороде. В ход шли килограммы земляники, огурцов, меда, айвы, миндальных отрубей и телячьих отбивных, литры молока и оливкового масла, а также сотни желтков, которые по приказу императрицы смешивали в различных комбинациях и пропорциях. Также для Сисси готовили эссенции, душистые лосьоны, эфирные масла и самое главное – маски для лица и тела на все случаи жизни: для усталой и для бледной кожи, против морщин, для румянца и многое другое.

С момента трагического самоубийства ее сына Рудольфа в 1889 году и до собственной кончины в 1898 году императрица носила только траурную одежду. Она полностью замкнулась в своем горе: на смену дорогим украшениям и драгоценностям, которые она раздарила своим дочерям и внукам, пришли траурные украшения – черные стеклянные бусы и джет, изготовленный из бурого угля.

Черная вуаль, черный веер и черный зонт дополняли облик одинокой женщины в трауре.

Статус супруги императора определял жизнь Сисси придворным протоколом и церемониалом. Она беспрекословно выполняла обязанности первой дамы империи: присутствовала на бесчисленных приемах и торжествах, выдерживала нескончаемые интриги придворных дам и придирки матери Франца Иосифа, которая позволяла императрице видеться со своими детьми только в определенное время. Сисси стала презирать такой образ жизни, считала его неприемлемым для себя и проводила все время вдали от Вены в путешествиях.

Продолжительные морские круизы стали теперь смыслом жизни Сисси: на яхте «Miramar» она объездила просторы Атлантики, Средиземное море и греческое побережье. Образ жизни Сисси на борту яхты был очень скромен и прост, без официальных приемов и официальных ужинов: «Жизнь на борту – это больше, чем обычное путешествие. Это лучшая, подлинная жизнь. И я пытаюсь наслаждаться ею как можно полнее и как можно дольше».

Еще одним любимым Сисси средством передвижения была железная дорога. В 1873 году австрийская железнодорожная компания решила сделать любимой императрице подарок и изготовила для нее специальный дорожный комплект, состоящий из вагона-салона и спального вагона. В вагонах имелось электрическое освещение, паровое отопление и туалет. Внутренне оснащение отличалось простым, удобным и при этом очень благородным стилем.

В этом вагоне Сисси отправилась на лечение в Швейцарию, где на берегу Женевского озера погибла от смертельной раны в сердце, нанесенной анархистом Луиджи Луккени заточенным как стилет трехгранным напильником. Младшая императорская дочь Мария Валерия написала о смерти матери: «Все произошло так, как она всегда желала: быстро, без боли, без врачебных консилиумов, без бесконечных дней страха и волнений за нее».

Графиня Фюрстенберг из правящей династии княжества Лихтенштейн так скажет о Сисси: «То, какой она была на самом деле, чем она была так привлекательна, в чем заключалось ее очарование, никогда не сможет передать ни один резец скульптора, ни одна кисть художника. Она будет вечно жива в легендах, не в истории…».

Елизавета Австрийская, принцесса Сисси, одна из самых романтичных фигур прошлого века. Удивительная красавица, венценосный брак, обожающий супруг. Казалось, что жизнь ее должна быть прелестной сказкой. Императрица вне империи. Женщина удивительной красоты. Любящая и любимая, но одинокая и печальная.

самый известный портрет Елизаветы. Франц Русса 1863 г. На императрице платье работы Чарльза Ворта и знаменитые бриллиантовые звезды в волосах

Природа одарила Елизавету сверх меры. Удивительное лицо, стройная фигура, длинные густые волосы, почти до пят, талия 51 сантиметр, при росте 170 см., вес около 50 кг.. Но дары природы нужно беречь, ибо они скоротечны.

«Нет, ну как же она хороша, свежа, как только что распустившийся миндаль: чудесные косы венчают ее головку короной, и взгляд ее невероятно нежен и полон любви. А губы — как только что собранная клубника!», — писал влюбившийся в Сисси с первого взгляда будущий император.

Сберечь молодость и красоту – страсть, которой посвятила себя императрица. Ритуалы ухода за кожей, волосами, физические упражнения, все это было возведено в культ, доходящий иногда до безумия.

Предметом особой гордости и заботы Сисси были волосы. Косы, доходили почти до пят. Раз в две недели их мыли специальным составом из яиц, коньяка и отвара особых трав. Эта процедура занимала почти весь день. Но в это время Елизавета не сидела без дела. В эти часы она занималась изучением греческого и венгерского языков, а так же философии. Ее учитель Константин Христоманос так описывал часы, проведенные в парикмахерской комнате: «Парикмахерская занимает почти три часа, — говорила императрица, — И, пока мои волосы заняты, мой разум бездействует. Я боюсь, что мой ум уходит через волосы и остается на пальцах моей парикмахерши. Поэтому у меня головная боль после этого». Императрица сидела за столом, который был перенесен на середину комнаты и покрыта белой тканью. Она была окутана белым, кружевным пеньюаром и волосы до полу покрывали все ее тело.»

После каждого расчесывания Сисси требовала, чтобы ее личный парикмахер императрицы Франциска Фарфалик обязательно пересчитывала все выпавшие волоски и показать ей. При дворе шутили, что все волосы на голове у Елизаветы пронумерованы. Иногда парикмахер, дабы не расстраивать госпожу, прятала некоторые волоски в специальном кармане передника. Когда Сисси это замечала, случались скандалы. Императрица в ярости могла ударить свою подругу, а та мстила ей своим, особым способом. Франциска сказывалась на следующий день больной, а Елизавете приходилось уговаривать ее и извиняться. Фрау Фарфалик имела огромное влияние на свою венценосную клиентку. Ее оклад был равен зарплате профессора в университете, а муж был назначен маршалом и возведен в рыцари.

«Я рабыня своих волос» — говорила о себе Елизавета. Длинные волосы и весили не мало. Часто Сисси страдала от головных болей из-за их большого веса. Косы приходилось подвешивать на лентах повыше, чтобы императрица могла спать.

Любящий муж, Франц-Иосиф, даже заказал портрет, на котором Сисси изображена с распущенными волосами.

Елизавета практически не пользовалась декоративной косметикой, но особое внимание уделяла уходу за кожей. Для нее изготавливали особые кремы, лосьоны, цветочные воды из ромашки, лаванды, розы … Формулу одного крема недавно восстановили: «холодный крем» из миндального масла, масла какао, пчелиного воска и розовой воды. Другой крем назывался Cream Cleste, его делали из белого воска, масла сладкого миндаля, спермацета и розовой воды.

Духами императрица практически не пользовалась, ими опрыскивали только ее волосы.

Каждый день Елизавета посвящала много часов физическим нагрузкам. Верховая езда, прогулки, тренировки, гимнастические снаряды в кабинете и фехтование. В каждой резиденции для нее был оборудован «тренажерный зал» где она занималась гимнастикой. Воистину, Сисси была королевой фитнеса.

С годами в ней укоренился навязчивый страх. Страх потерять былую красоту, страх состариться, страх несовершенства. Сисси писала племяннице:»Стариться…Какое это отчаяние…Чувствовать, как беспощадное время все больше берет над тобой власть, видеть, как появляются все новые и новые морщины…Бояться дневного света утром и знать, что ты уже не желанна…»

Спала без подушки, бедра на ночь оборачивала платками, смоченными в фиалковом и яблочном уксусе. Для сохранения упругости кожи делала маски из красного мяса и клубники. Ежедневно принимала теплые ванны с оливковым маслом.

Бесконечно изнуряла себя диетами. Вес измеряла три раза в день и записывала в специальный блокнот. При росте 172 вес колебался между 45 и 52 кг.

Известен факт, что она пила «свежевыжатый сок» из телятины. Напиток кипятили и добавляли в него особые специи. Могла целыми днями ничего не есть, проведя день на одном только апельсиновом соке или мясном бульоне.

После 35 лет императрица перестала позировать для фото-портретов, а если ее пытались снять на камеру, закрывала лицо веером, вуалью, зонтом. Все появляющиеся фотогравии проходили жесткую цензуру и подвергались ретуши. Казалось, что так она пытается остаться вечно молодой, хотя бы на портретах.

Ее любимая племянница Мари Лариш признавалась, с плохо скрываемым сарказмом: «Она на коленях молилась своей красоте, как языческому идолу. Внешнее совершенство ее тела было ее единственным эстетическим удовольствием. Работа всей ее жизни: оставаться молодой и ее мысли занимали только лучшие средства для сохранения ее красоты».

Я специально не говорю ничего о биографии этой удивительной женщины, с ней можно ознакомиться в общедоступных источниках. Молчу я и об оригинальном характере воспетой красавицы. Мне хотелось рассказать именно о нестандартном для девятнадцатого века, подходе к уходу за собой. Некоторые вещи и сейчас кажутся дикими, но гимнастические упражнения, подвижность, разумные ограничения в еде, теперь и мы стремимся соблюдать эти простые истины, кажущиеся банальными, но удивительные для женщин того времени.

И сегодня есть женщины, маниакально следящие за собой, только возможностей у них больше: пластическая хирургия, косметология, диетология. Как понять, где та грань, когда разумное желание сохранить красоту и молодость переходит в маниакальную страсть…

Элизабет Баварская или императрица Сисси - часто ассоциируется с образом воздушной романтической героини, другие видят в ней трагичный персонаж. Сказочное начало истории императрицы Элизабет привело к трагедии. Жизнь Сисси не была легкой и беспечной, судьба сложилась из противоречий - каким и был ее душевный склад. По воспоминаниям современников: «Ее величество... очень мила и добра, но все же я опасаюсь за ее прекрасную душу, тонущую в эгоизме и парадоксах».
Об этой даме я, к сожалению, знаю немного.

Молодые императрица Элизабет и император Франц Иосиф. В апреле 1854 года состоялась их свадьба. Францу Иосифу было 23 года, Элизабет - 16 лет. За годы супружества них было четверо детей. В 37 лет императрица стала бабушкой, а в 58 лет - прабабушкой. Элизабет говорила, что ее «продали в пятнадцать лет» . О былом романтизме среди политических интриг забылось быстро.

Элизабет пережила смерти близких - сына, сестер, друга-кузена Людвига Баварского, и сама погибла от рук террориста. Необъяснимое проклятье преследовало семью императоров Австрии. Проклятье семьи стало трагедией Европы.

Императрица Сисси обладала даром предвидения, чем иногда пугала своих родных и приближенных. По легенде, она предсказала своему мужу убийство его племянника – Франца Фердинанда, начало первой мировой войны и распад могущественной Австрийской империи «Фердинанда убьют и начнется мировая война. Через два года ты умрешь, а еще через два года исчезнет империя» - сказала она мужу. Пророчество сбылось.

Императрица знала свою судьбу, печальную весть ей принес призрак убитого кузена Людвига II Баварского.


Король Людвиг II Баварский, самый романтический монарх конца 19 века. Благодаря его стараниям в Баварии построены прекрасные сказочные замки. Любимые места туристов. А современники строительство короля не одобряли. Враги обвинили короля сумасшедшим и поместили его в психическую клинику. Общественность потребовала экспертизы, опасаясь разоблачения, заговорщики убили короля, утопили в озере.

В ночь смерти кузена Людвига II Баварского императрица увидела тревожный сон, о котором поведала своей фрейлине. Во сне погибший кузен явился Элизабет попрощаться. Он рассказал, что его утопили заговорщики.
Подобно персонажу готического романа, Людвиг явился в классическом облике утопленника - мокрым, в тине, будто только что вышел из озера. Призрак не испугал императрицу, она выслушала его рассказ.

Элизабет рассказывала:
Ночь была лунная. Он вышел из темных вод озера, весь покрытый тиной, его
одежда была пропитана водой, которая стекала вниз струями. Людвиг пошел в мою сторону, скоро я увидела его перед моей кроватью. Вода продолжала стекать с него, и на паркете образовались лужи. Чтобы доказать преданность своему кузену и другу, я взяла Людвига за руку и не отпускала ее до конца разговора. Некоторое время он разглядывал меня молча, а потом сказал:
- Нам не будет покоя в раю, пока ты не придешь к нам.
- Ты умер? - спросила я его.
- Я утонул в озере... Утопили...- грустно промолвил Людвиг.
- К кому "нам" я должна прийти?
- Ко мне и даме, которая сгорит во время пожара.
- Как ее имя? - поинтересовалась я.
- Ты знаешь! Я вижу, что она горит, она вся в огне, я не могу ей помочь!
- Скоро ли я примкну к тебе?
- В раю нет времени, - уверенно сказал мой друг.
- Будет ли этот мой путь мучительным?
- Ты придешь, когда будешь стара, легко и быстро, как сама пожелаешь… твоя душа уйдет через крошечное отверстие в сердце.

Императрица вспоминала - когда Людвиг исчез, на паркете осталась лужа воды.

Вскоре Элизабет узнала печальную новость - Людвиг II король Баварский найден мертвым в озере.


Принцесса София - сестра Элизабет, погибшая при пожаре, как предсказал призрак

Слова призрака сбылись, через 11 лет при пожаре в Париже погибла младшая сестра Элизабет – София, которую когда-то с Людвигом связывали любовные отношения. Была назначена свадьба, но родственники невесты вдруг передумали и расторгли помолвку. Софию выдали замуж за другого.


Молодой император Франц Иосиф.
«Я влюблен, как лейтенант, и счастлив, как бог!» – написал австрийский император Франц-Иосиф в письме другу. Но императорский быт быстро разрушил романтику отношений.


Молодая Элизабет


Элизабет тяжело переживала, что ей не позволяют самой воспитывать детей. Ненадолго императрице удалось отстоять право на материнство и взять с собой в путешествие дочерей Софию и Гизеллу. По трагической случайности София тяжело заболела и умерла в дороге. Элизабет винила себя в ее смерти и больше не настаивала на своих материнских правах.


За своей внешностью Элизабет тщательно следила. Она особенно берегла тонкую талию, которая (по разной информации) составляла 45-51 см, весила императрица 49-51 кг при росте 170 см. Для поддержания фигуры Элизабет занималась верховой ездой, фехтованием и придерживалась строгой диеты. Королеву Викторию императрица Сисси называла «толстой матроной».

Франц Иосиф оказался чрезмерно консервативен, прогресса сторонился. В век изобретений император отказался провести телефон и электричество во дворец, никогда не пользовался лифтом. Элизабет, напротив, была любознательная и любила перемены. У императора вскоре появились фаворитки, и Элизабет попыталась счастья на стороне. Говорили, что со своим фаворитом Джорджом Миддлтоном она познакомилась на маскараде как Мария-Антуанетта с графом Ферзеном.
С мужем Элизабет удалось сохранить дружеские отношения. Она берегла репутацию семьи и тщательно скрывала свои чувства.

Императрица Сисси находила радость в путешествиях:
«Цели путешествия лишь потому желанны, что между ними лежит само путешествие. Если бы мне сказали, что я приеду и никогда больше не покину это место, то оно превратилось бы для меня из райского уголка в ад».

Она писала стихи, в которых рассказывала о своих переживаниях. Сборник был издан после смерти императрицы, при жизни она не желала печатать свои стихотворения.

Я чайкой парю над лазурной волною,
Земля далеко, я свободна душою.
Стремлюсь улететь от постылых оков
На родину – в пену морских берегов.

Вчера я узрела прекрасный сапфир
На дне океана, и лёгкий зефир
С ветвями играл благородной оливы,
И к мирту летел мотылёк торопливый.

Сегодня коснулась холодной воды,
Но в северном озере сгинут следы.
Влекут меня волны в дурманящий сон,
Где образы мутны, туманен затон.

Мне видятся замка седые руины,
И майская полночь рисует картины
Лучами скользящими яркой луны.
Ворота и залы сияньем полны.

Но тени крадутся по древним камням,
Туда не достигнуть прибрежным огням.
В мечтах открываются знаки веков:
Руины из мрамора - прихоть богов.
(Перевод с немецкого Isabeau)


Одна из придворных дам императрицы заметила: "Ее истинный облик, равно как и секрет ее исключительной притягательности и очарования, не способны передать ни рука скульптора, ни кисть художника. Ее имя войдет в легенду, а не в историю..."

Предсказания утопленника продолжали сбываться, императрица задумалась о своей скорой смерти…
В январе 1889 года сын Элизабет – принц Рудольф и его фаворитка Мария Вечера были найдены мертвыми в охотничьем замке. По официальной версии они покончили жизнь самоубийством, оба ушли из жизни добровольно. Принц сначала застрелил фаворитку, а потом застрелился сам. Эта трагедия вызывает споры. Предполагают немало версий о заговоре против рода императоров Австрии.

«Не хочу жить. Хочу, чтобы моя душа выскользнула через маленькое отверстие в сердце и воспарила к небесам! Но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю» - говорила Элизабет.


Принц Рудольф и его фаворитка - Мария Вечера. Официальная версия их гибели - самоубийство.

Элизабет отказывалась верить в случившееся, на похороны сына она не приехала. Только спустя несколько дней решилась посетить склеп, где убедилась в реальности трагедии. В версию о самоубийстве императрица не верила, пыталась найти убийц. Есть предположение, что Элизабет почти удалось узнать правду, что стало для нее роковым…

Мой лес
Как лань, застенчивая я,
Как белоснежные олени.
Покину людные края,
Укроюсь под зелёной сенью.

Мой лес! Ты в майском облаченье
Слепишь листвой, возносишь дух.
И сердце в радостном влеченье
Стучит; ты наполняешь слух

Волшебным зовом в кронах древних
Кукушки – с нею мы друзья.
С утра и вечером деревья
Меня встречают, шелестя.

Как хочется в лесу забыться,
Пока черёмухи в цвету.
И долго, долго будет сниться
Наряд невесты на ветру.
Ишль, 1888 г.
(Перевод с немецкого Isabeau)

Снова сбылись слова призрака, императрица ушла из жизни так, как этого пожелала.

Утром 10 сентября 1898 года Элизабет направлялась к теплоходу по набережной Женевы. Как обычно она отказалась от охраны, ее сопровождала только компаньонка Ирма Старей.
Террорист Луиджи Лукени решил добыть себе славу, «убив знатную даму». Таким способом он протестовал против аристократов-бездельников. Лукени бросился на Элизабет с криком «Да здравствует анархия, смерть - обществу» .

Убийца утверждал, что не узнал императрицу, принял ее за обычную аристократку и подумал «Она достаточно аристократична, чтобы заслужить смерть…».


Императрица с компаньонкой в Женеве, последние дни жизни


Убийство императрицы, ей было 60 лет

Элизабет поначалу не почувствовала боли от удара тонкого кинжала-заточки, решила, что прохожий пытался ограбить ее – сбил с ног ударом в грудь и убежал. «Ничего не понимаю, - сказала императрица компаньонке. - Кажется, у меня немного болит грудь. Но смотрите, пароход отходит, надо спешить».
Пройдя несколько шагов, императрица Сисси потеряла создание… «Что вообще произошло?» - были ее последние слова.


Протокольная физиономия убийцы

Убийца был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, его показания были запутаны и невнятны. Лукени был найден повешенным в своей камере, что еще больше добавило вопросов в рассуждении о заговоре.


Актриса Роми Шнайдер воплотила на экране образ императрицы Сисси… и повторила судьбу своей героини. Она тоже пережила гибель сына – мальчик упал, перелезая через забор, травма оказалась смертельна. Актриса умерла через год, ее нашли мертвой за письменным столом. Причина смерти – сердечная недостаточность.


Элизабет Баварская


и Роми Шнайдер - похожа

Франц Иосиф тяжело переживал смерть жены. Узнав о смерти Элизабет, он на несколько дней лишился дара речи. «В этом мире для меня уже ничего не осталось» - писал он.


Император в кабинете перед портретом покойной жены

Вскоре сбылось печальное пророчество Элизабет о мировой войне и крахе империи.


Посмертный портрет

3.5k (20 за неделю)

Австрийская императрица Елизавета родилась в семье Виттельсбахов 24 декабря 1837 года, в Мюнхене, на территории Баварского королевства. Будущей правительнице Австрии и королеве Венгрии дали имя Амалия Евгения Елизавета Баварская, но чаще всего ее называли ласково - Сиси.

Детство Сиси

Отцом Елизаветы был герцог Баварский - Максимилиан Иосиф, матерью - принцесса Людовика Вильгемина. Девочка родилась в воскресенье, в канун Рождества, что было воспринято как радостное предзнаменование, вдобавок, у ребенка был зубик, что прочило малышке великое будущее. Ее крестной стала королева Пруссии, в честь которой будущая императрицы и получила свое имя - Елизавета, в кругу семьи непоседливого и активного ребенка стали называть Сиси.
Детские годы девочка провела в родовом имении Поссенхофен, недалеко от Мюнхена, где для развлечения маленькой герцогини организовали зверинец. Мать и отец Елизаветы состояли в династическом союзе и поэтому не поддерживали между собой никаких отношений и занимались каждый своим делом. Герцог мало проводил времени дома и дети были полностью на попечении Людовики. Сиси с раннего возраста была энергичной и подвижной, и всегда предпочитала скучному обучению игры на природе. Девочка не испытывала тяги к музыке, а вот рисование и поэзия давались ей легко. На ее отношение к жизни больше других членов семьи оказывала влияние Хелена, старшая сестра, отношения с Карлом Теодором, младшим братом, были не столь близкими.

Обручение Елизаветы

Мать императора Австрии Франца Иосифа давно задумывалась о выборе невесты для своего сына. Брак должен был быть династическим, и наиболее подходящей кандидатурой была старшая сестра Сиси, Хелена. Девушку стали готовить к замужеству, обучать верховой езде, выводить в свет. Иногда к урокам присоединялась Сиси, у которой все получалось гораздо лучше.
Обручиться Хелена и Франц должны были в день рождения жениха, которому исполнялось 23 года. Несколькими годами ранее брат Франца, Карл Людвиг начал испытывать нежные чувства к Сиси, они переписывались друг с другом и обменивались подарками, что вполне устраивало родителей с обеих сторон. Встретившись перед помолвкой в Ишле, Хелена и Франц не нашли общего языка и отношения сошли на «нет». Тогда внимание императора привлекла похорошевшая, задорная и жизнерадостная Сиси, которую он, вопреки всем правилам, пригласил на танец после совета с матерью Софией. Для всех, кто был на балу, такой жест стал подтверждением того, что будущей императрицей будет Елизавета, а не Хелена.
Франц, боясь отказа, попросил узнать мнение кузины о браке с ним, при этом никоим образом не хотел давить на девушку. В разговоре с матерью Сиси призналась, что очень увлечена австрийцем, но побаивается высокого положения и переезда в другую страну. После долгих размышлений, Елизавета согласилась на брак, а император, на радостях, во время мессы объявил о помолвке. Молодые разъехались из Ишля и начались приготовления к свадьбе, Франц Иосиф повелел написать сразу три портрета возлюбленной, а Сиси усердно изучала историю, политическую ситуацию в Австрии и Венгрии, обычаи и традиции будущих подданных.

Бракосочетание и жизнь при дворе

23 апреля 1854 года шестнадцатилетняя Елизавета прибыла в сопровождении матери в Терезианум. По традиции, отсюда нареченные императора торжественно въезжали в столицу для свадебной церемонии. Накануне свадьбы у Сиси происходит нервный срыв от чрезмерного внимания к своей персоне и приготовлений к бракосочетанию. В последний момент девушка взяла себя в руки и отправилась на встречу к будущему мужу в роскошной карете, расписанной самим Рубенсом. Эрцгерцогиня София представила будущей невестке придворных дам, - единственных, с кем юной Сиси разрешалось общаться. Венчание состоялось 24 апреля в церкви Аугустинеркирхе, в Вене.
Очень быстро жизнь Сиси стала превращаться в ад - при дворе самоуправствовала свекровь, боясь потерять влияние над сыном. Деспотичная эрцгерцогиня не давала Елизавете ни малейшей самостоятельности, все действия молодой супруги императора строго контролировались . Круг общения правящей четы сузился до 23 мужчин и 229 женщин, которые были допущены Софией ко двору, поэтому окружение Сиси состояло из людей, далеких ей по духу и совершенно ей не интересных. Регламентировалось все, даже личное время Елизаветы и ее общение с мужем, который был занят государственными делами и не замечал тягостного положения жены. Единственной отрадой женщины стала верховая езда, дававшая, хоть ненадолго, ощущение свободы. Чем дольше Сиси жила здесь, тем больше уходила в себя, замыкалась, часто плакала и писала грустные стихотворения. Позднее она рассказывала, какими нечеловеческими усилиями дались ей первые годы супружеской жизни.

Дети Елизаветы Австрийской

Ситуация еще больше усугубилась после объявления Елизаветы о своей беременности. София считала Сиси глупой и слишком юной и удвоила давление на невестку: будущей матери запрещалось практически все, а эрцгерцогиня в любое время дня и ночи могла ворваться в покои императрицы и донимать ее советами, упреками и наставлениями. Елизавета воспринимала свекровь более, чем враждебно и каждый раз испытывала нервное потрясение от ее посещений.
Австрии нужен был наследник, но, вопреки ожиданиям, 5 марта 1855 года у Франца Иосифа и Елизаветы рождается дочь, которую назвали в честь бабушки - София. Эрцгерцогиня взяла на себя опеку над ребенком, а Сиси отвела покои подальше от дочери и разрешала видеть ее несколько часов в день. Положение императрицы стало невыносимым и послужило началом для нового витка конфликта со свекровью. Елизавета очень любила малышку и старалась быть хорошей матерью, но все ее старания разбивались о ледяную волю эрцгерцогини.
После рождения второй дочери Гизелы, 15 июля 1856 года, разочарованная отсутствием наследника по мужской линии, София еще больше возненавидела Сиси и приказала почти полностью ограничить ее общение с детьми. Ситуация накалилась до такой степени, что в нее пришлось вмешаться Францу Иосифу, который после долгой переписки с матерью, дал право Елизавете решать самой все вопросы, связанные с воспитанием дочерей. Борьба отняла немало сил и нервов у обеих женщин, и навсегда сделала их непримиримыми врагами.
21 августа 1858 года Австрия получила долгожданного наследника - у императорской четы родился здоровый мальчик, которого назвали Рудольф. Тяжелые роды и нервное напряжение ослабило Сиси, и София, недолго думая, перешла к настоящей тирании. У молодой матери уже не осталось сил для сопротивления, и она сдалась.

Политическая деятельность

Императора удивляла популярность, которую за недолгий срок завоевала его молодая супруга среди подданных страны. Франц Иосиф решил использовать это в своих целях и для улучшения отношений между Австрией и Италией, предложил Сиси отправиться с ним в поездку. Елизавета была бесконечно рада этому - для нее было настоящим чудом, вырваться из домашнего ада, в котором она жила все это время. Взяв с собой старшую дочь, супруги отправились с визитом в Италию, однако желаемых результатов это не принесло. Ряд непопулярных политических решений Франца Иосифа настроили итальянскую аристократию и среднее сословие против императорской четы. Второй попыткой наладить отношения стал визит в 1857 году в Венгрию, куда супруги взяли обеих дочерей. Венгрия приняла семью прохладно, но вскоре прониклась теплыми чувствами к доброй и обаятельной Сиси, что было только на руку императору.
В долгом путешествии обе наследницы серьезно заболели, Гезела вскоре выздоровела, а слабая здоровьем София была обречена. Елизавета, прибыв в Будапешт, 11 часов не отходила от дочери, которая скоропостижно скончалась. Горю Сиси не было предела, она считала себя виновницей случившегося и, прервав поездку, вернулась в Австрию, где надолго замкнулась в себе, ни с кем не общалась и лишь изредка ездила верхом в полном одиночестве.
Вскоре Франц Иосиф отправился на итальянский фронт, и даже в тяжелые времена продолжал писать своей жене нежные письма. Елизавета сильно переживала без мужа, из-за чего ее психика совсем расшаталась, женщина практически не ела, вступала в открытую конфронтацию со свекровью и болезненно исхудала.

Скитания и боль Сиси

Доведя себя до состояния нервного и физического истощения, Сиси решает уехать из страны. Муж предложил ей на выбор несколько адриатических курортов, но Елизавета предпочла отправиться еще дальше, чтобы укрыться от суеты в отдаленном месте. Она путешествует на Мадейру, Корфу, в Англию, Францию и с тех пор появляется в Вене на несколько месяцев в году, чтобы повидать мужа и детей. Императрица безумно скучала по родным и всегда привозила им много подарков, но чувствуя себя через какое-то время пленницей, вновь уезжала из страны. Ее сын Рудольф вырос без матери, и постоянно испытывал страдания по этому поводу. Сиси не разрешали вмешиваться в воспитание наследника и расстояние и время не дали сблизиться матери и ребенку.
В 1868 году в Будапеште у супругов рождается дочь Мария Валерия, которую, вопреки этикету Габсбургов, Сиси не отпускает от себя ни на минуту, превратившись в «фанатичную родительницу». Испытывая искреннюю любовь к Венгрии и ее народу, Елизавета убеждает Франца Иосифа преобразовать австрийскую монархию в Австро-Венгерскую. В знак благодарности за это венгры преподнесли Сиси поистине царский подарок - дворец Гёдёллё, а супруги стали королем и королевой Венгрии. Судьба преподнесла Елизавете еще один удар - в конце января 1889 года умирает Рудольф. Причину гибели наследника установить не удалось, это могло быть политическое убийство или суицид, но оправиться от шока Сиси так и не смогла, считая, что ее любимого сына убили. Императрица долго не снимает траур, и в поисках успокоения отправляется в странствия.

Тетя молилась на свою красоту, как язычник на своего истукана, и прямо-таки поклонялась ей. Взгляд на совершенство своего тела доставлял ей эстетическое наслаждение; все, что нарушало это совершенство, было для нее антихудожественным и отвратительным. С откровенностью и болью она рассказывала мне как ненавидела периоды беременности, когда вся симметрия ее фигуры была временно нарушена. "Ужас старения… Чувствовать, что рука времени уже прикоснулась к телу, видеть, как кожа покрывается морщинами, просыпаться бояться дневного света, знать, что уже не будешь желанной… Жизнь без красоты была бы для меня бессмысленной".

Элизабет кажется мне призванной из мира античных богов. Она была Артемидой - холодной, прекрасной и высокомерной. Я видела ее на охоте в чаще леса в окружении собак, взявших след оленя. Она была похожа на Венеру, когда купалась при свете луны. Она была как язычница из прошлого.

Свою жизненную задачу она видела в том, чтобы оставаться молодой, и все ее помыслы были направлены на поиски наилучших средств для сохранения своей красоты. Иногда она наносила на лицо обычный крем, на ночь она нередко делала специальную маску из свежей говядины, а в клубничный сезон - наносила на лицо и шею тертые ягоды.

Императрица принимала теплые ванны из оливкового масла, которые должны были поддержать гибкость фигуры. Однажды масло было настолько горячим, что императрица чудом избежала ужасной смерти, подобной тем, на которые обрекали христианских мучеников. Она часто спала, повязав мокрое полотенце вокруг талии для поддержания стройности. По той же причине жуткий отвар из яичных белков и соли.

Раз в месяц тяжелые каштановые косы Элизабет мыли смесью яиц и бренди и полоскали специальным дезинфицирующим средством. После мытья она оборачивала волосы шелковой тканью и ходила так, пока волосы не высыхали. Женщину, делавшую прически тете Сисси практически никогда не видели без перчаток, ее ногти были коротко острижены, кольца были ей запрещены, а рукава ее платья были довольно коротки.

Императрица любила обтягивающие ночные сорочки,ее разноцветные муаровые и сатиновые корсеты делали в Париже и она носила их не больше нескольких недель, ее чулки привозили из Лондона, их изготавливали на фирме Swears and Wells. Ее белье было очень красивым и качественным.

Страсть к четырех-пяти часовым прогулкам как зимой, так и летом была частью ее распорядка дня. Элизабет спала на простой железной кровати, которую возила с собой повсюду. Она отвергала подушки и спала на ровной поверхности.

Императрица не любила духи и ее окружению запрещалось их использовать. Она не уделяла внимания драгоценностям, но несмотря на это, надевала потрясающие украшения во время придворных церемоний. Она не носила кольца на пальцах, но иногда надевала их на цепочку и носила на шее. Из драгоценностей тетя больше всего ценила жемчуг. Элизабет проводила часы на примерках у портных, когда нужно было согласовать наряд с ее привычками.

Многие утверждают, что это все тщеславие, но моя тетя верила, что ее обязанность хорошо одеваться - это часть Императрицы. "Люди хотят видеть меня красивой и элегантной. Так много коронованных особ лишены вкуса, но думают, что их положение украшает их одежду, но это не так. Только Принцесса Уэльская - единственная женщина в Европе, за исключением меня, которая превращает умение одеваться в искусство и часть своей популярности."

Marie Larish "My Past"