Сколько струн у контрабаса и в чем его отличие от других струнных инструментов? Контрабас история и методика Контрабас почему так называется.

Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E 1 , A 1 , D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E 1 (ми контроктавы) до g 1 (соль первой октавы) и выше.

История происхождения и развития инструмента

Настоящий контрабас впервые был упомянут в 1566 году. Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D 1 , E 1 , A 1 , D, G (ре, ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).

Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами, - значительную европейскую известность получил, в частности, Доменико Драгонетти . Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G 1 , D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до ) или по квартам (A 1 , D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).

В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом », однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C 1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.

Развитие сольной игры на контрабасе в новейшее время связано, прежде всего, с творчеством Джованни Боттезини и Франца Зимандля в конце XIX века. Их усилия вывели на новый уровень виртуозы начала XX века - в частности, Сергей Кусевицкий и Адольф Мишек .

Техника игры на контрабасе

На контрабасе играют стоя (как правило, солисты) или сидя на высоком табурете (преимущественно в оркестре), ставя инструмент перед собой. Высота инструмента регулируется длиной шпиля . Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограничена: большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо звучит пиццикато .

Практически применяемый диапазон контрабаса сравнительно невелик: от E 1 (ми контроктавы) до h 1 (си первой октавы). В сольных виртуозных сочинениях могут использоваться и более высокие звуки. Ноты для контрабаса пишутся в басовом, теноровом, реже ― скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.

Основная сфера применения контрабаса - симфонический оркестр , в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах. В рокабилли и сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом - за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника - успешно заменяет её. Да и вообще на контрабасе можно играть и пальцами, помимо смычков. В 1940-гг когда еще бас-гитар не существовало, контрабас использовался в джазовых оркестрах, однако его неудобно было носить с собой, поэтому ему придумали альтернативу- бас-гитару. Кроме того, в отличие от бас-гитары, контрабас в исполнении пальцами звучит гораздо тише. Его практически не слышно в оркестре, а у бас-гитары встроен магнитный звукосниматель, благодаря которому лучше слышится басовая линия

Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром . Поскольку низкий звук воспринимается как менее громкий (в сравнении с высоким звуком той же интенсивности), контрабас редко используется в качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием.

Известные контрабасисты

В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.

От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой .

Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, безымянный - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.

Существует два самых известных способа держания смычка:

  • Немецкий способ , при котором смычок держат не «сверху», а как бы «сбоку»: из-за этого колодочка больше по ширине. Большой палец находится на трости.
  • Французский способ , при котором смычок держат сверху, способ похож на французский у скрипки. Большой палец находится под тростью.

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях - три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при открытых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.

Контрабас – смычковый струнный инструмент, являющийся одним из самых популярных в любом оркестре или ансамбле, несмотря на то, что имеет внушительные размеры (приблизительно 2 метра в высоту), держать его не так просто, а играть тем более: существует две распространенные техники – щипковая и смычковая, в зависимости от характера исполняемой композиции. Входит в семейство виол, по сути это «большая басовая виолончель»; играет ниже всего остального скрипичного и "виольного" семейства. Диапазон начинается от ми контроктавы

Контрабас является очень важным инструментом, потому что может брать низкие звуки, которые не под силу другим «собратьям» , его используют для полноты звучания, чтобы покрыть весь диапазон: от самых высоких до самых низких (он с успехом берется за вторую задачу). Играть приходится стоя (иногда), но это не останавливает басистов. Несмотря на все трудности, этот музыкальный инструмент был и остается самым ярким представителем басовых струнных инструментов. Русский писатель Дмитрий Емц написал серию книг, которая открывается романом «Магический контрабас», по мотивам произведения была выпущена видео-игра в жанре квест

Краткая история происхождения

Считается, что изначально существовала контрабасовая виола (имела 5 струн и строй, начинающийся с ре контроктавы, на грифе имелись лады), такой инструмент впервые был упомянут не ранее, чем в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, верней на базе этой виолы был сконструирован принципиально новый инструмент, на котором отсутствовала пятая, самая низкая, струна и пропали лады, сохранился лишь внешний вид. Также М. Тодини, конструктор, оставил квартовый строй. Интересно, что он совпадает со строем бас-гитары, вот почему басисты так легко берутся за контрабас и сразу начинают на нем играть. Правда отсутствие ладов усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техники игры чем-то похожи.


Фото

Контрабас редко использовался до середины XVIII века, зато потом стал полноправным членом оркестра и крепко там укоренился по сегодняшний день. А басовые виолы были вытеснены. Также существовала трехструнная модификация, настроенная не по квартам, а по квинтам, но со временем четырехструнный аналог вытеснил своего собрата из музыкальной среды. Интересно , что когда контрабас звучит сольно, то для яркости его звучания повышают строй инструмента на один тон, для этого натягивают все струны. Инженер Вийом создал аналог – октобас , но широкого распространения он не обрел. Современные модели иногда изготавливают пятиструнными, чтобы получать более высокие звуки. Пятую струну настраивают в до контроктавы.

Из чего состоит контрабас?

Он изготавливается преимущественно из дерева, с включением металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и гриф. Первый состоит из двух дек – верхней и нижней, а также обечайки, здесь же можно найти порожек, который поддерживает струны на необходимой высоте. На грифе, в самой верхней точке, расположены колковые механизмы, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, лады отсутствуют. Нередко можно увидеть и другие, вспомогательные элементы, например подкладку для руки, подставку и др. Струны чаще всего металлические, толстые, басовые; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. Игра производится пальцами или смычком: французским, длинным и тонким или коротким, тяжелым – немецким. Немногие знают, что они могут иметь разный размер, самый большой достигает практически двух метров, а самый маленький – как виолончель.

Как играют на контрабасе?

Исполнитель может сидеть на высоком стульчике или стоять – все зависит от места исполнения и характера мелодии, а также от техники музыканта. Можно отрегулировать высоту расположения инструмента, для этого есть корректировочный шпиль. Считается, что лучше всего на контрабасе звучит приём пиццикато. Сфера применения широка , но чаще всего мы встречаем «бас-виолу» на симфонических концертах, но это не исключает того, что он очень часто применяется для камерных ансамблей. В джазе также применяется контрабас, он берет на себя ритм-секцию, на нем играют «слэпом» (прием пришлепывания пальцами).

Значение контрабаса

Специалисты отмечают, что инструмент играет сочный и низкий тембр , но он редко используется как сольный, так как высокие звуки воспринимаются более четко и звучат как бы громче (при той же интенсивности), хотя это только слуховой эффект. Старинные инструменты имеют неповторимый оттенок звука, звучат бархатисто, поэтому часто используются для исполнения классических произведениях и в опере. Контрабас имеет огромное значение, как основной басовый инструмент на сегодняшний день. Конечно, с появлением компьютерной и электрической техники все больше входят в моду , но они вряд ли смогут повторить характерное звучание контрабаса – только если использовать электронные «пресеты» и другие звуковые эффекты. очень сложно, так как стоит он немало, а магазины, торгующие ими можно посчитать по пальцам – но это никогда не останавливало профессиональных музыкантов на их сложном поприще.

Видео

Слушать контрабас

Существует множество музыкальных инструментов, и струнно-смычковая группа является одной из самых выразительных, благозвучных и гибких. В этой группе присутствует такой необычный и сравнительно молодой инструмент, как контрабас. Он не такой популярный, как, к примеру, скрипка, но является не менее интересным. В умелых руках, несмотря на низкий регистр, можно получить довольно певучий и красивый звук.

В силу того что контрабас появился не так давно, как другие струнно-смычковые, методика игры и обучения на нем еще развивается, однако уже сейчас существуют устоявшиеся правила.

Первый шаг

Итак, с чего начать при первом знакомстве с инструментом? Контрабас является довольно громоздким, поэтому на нем играют стоя или сидя на очень высоком стуле, посему в первую очередь необходимо отрегулировать его высоту путем изменения уровня шпиля. Для того чтобы было удобно играть на контрабасе, головку его грифа располагают не ниже бровей и не выше уровня лба. При этом смычок, лежащий в расслабленной руке, должен быть примерно посередине, между подставкой и окончанием грифа. Таким образом вы сможете достичь комфортной для игры высоты контрабаса.

Но это только полдела, ведь от правильного положения тела при игре на контрабасе также многое зависит. Если неправильно встать за контрабас, может возникнуть множество неудобств: инструмент может постоянно падать, появятся трудности при игре на ставке и быстрая утомляемость. Поэтому постановке необходимо уделить особое внимание. Поставьте контрабас так, чтобы его правое заднее ребро обечайки упиралось в зону паха, левая нога должна быть позади контрабаса, а правая – отведена в сторону. Более тонко отрегулировать положение тела вы сможете, опираясь на свои ощущения. Контрабас должен быть устойчив, тогда вы сможете без проблем доставать как до нижних нот на грифе, так и до ставки.

Рукам при игре на контрабасе также необходимо уделить внимание. Ведь только при их правильном положении можно будет полностью раскрыть все возможности инструмента, достичь плавного и чистого звука и при этом долго, без особой утомляемости играть. Итак, правая рука должна быть примерно перпендикулярна грифу, локоть не надо прижимать к корпусу – ему следует находиться примерно на уровне плеча. Правая рука не должна быть зажата или чересчур сильно согнута, но нельзя и неестественно сильно её выпрямлять. Руку нужно держать свободно, расслабленно, чтобы сохранять гибкость в локте.

Правую руку не нужно зажимать или чересчур сильно сгибать

Позиции и положения пальцев

В плане аппликатуры существует как трехпальцевая, так и четырехпальцевая система, однако в силу широкого расположения нот в обеих системах низкие позиции играются тремя пальцами. Так, используется указательный палец, безымянный и мизинец. Средний палец является как бы поддерживающим для безымянного и мизинца. При этом указательный называется первым пальцем, безымянный – вторым, а мизинец соответственно третьим.

Так как на контрабасе, как и на других струнно-смычковых инструментах, нет ладов, гриф условно разбит на позиции, приходится добиваться чистого звука долгими и упорными упражнениями, для того чтобы «вложить» в пальцы нужное положение, при этом также активно задействуется слух. Поэтому, прежде всего, обучение нужно начинать с изучения позиций и гамм в этих позициях.

Самой первой на грифе контрабаса является полупозиция, однако в силу того что прижимать струны в ней довольно сложно, с неё начинать не рекомендуется, поэтому обучение начинается с первой позиции. В этой позиции можно играть гамму соль мажор. Лучше всего начинать с гаммы в одну октаву. Аппликатура при этом будет следующая:

Таким образом, вторым пальцем играется нота соль, далее играется открытая струна ля, затем первым пальцем играется нота си, и так далее. Освоив гамму, можно приступать к другим, более сложным упражнениям.

Игра смычком

Контрабас является струнно-смычковым инструментом, посему, само собой разумеется, что при игре на нем используется смычок. Держать его нужно правильно, чтобы получить хороший звук. Есть два типа смычка – с высокой колодкой и низкой. Рассмотрим, как держать смычок с высокой колодкой. Для начала нужно поместить смычок в ладонь так, чтобы задняя часть колодки упиралась в ладонь, а регулирующий рычаг проходил между большим и указательным пальцами.

Большой палец ложится сверху колодки, под небольшим углом, указательный палец поддерживает трость снизу, они слегка согнуты. Мизинец упирается в низ колодки, не доходя до волоса, он также слегка согнут. Таким образом, выпрямляя или сгибая пальцы, вы сможете менять положение смычка в ладони.

Волос смычка должен ложиться не ровно, а под небольшим углом, располагаться при этом он должен примерно параллельно. За этим нужно следить, иначе звук получится грязный, скрипучий, а ведь в действительности контрабасу положено звучать мягко, бархатно, насыщенно.

Игра пальцами

Кроме техники игры смычком, существует также метод игры пальцами. Такой прием иногда используется в классической музыке и очень часто – в джазе или блюзе. Для того чтобы играть пальцами или пиццикато, большой палец нужно упереть в подставку грифа, тогда будет опора остальным пальцам. Играть надо мочками пальцев, ударяя по струне под небольшим углом.

Учтя все вышеперечисленное, вы сможете успешно сделать первые шаги в освоении инструмента. Но это только малая часть нужной вам информации для полного обучения игре, так как контрабас является сложным и тяжелым в освоении. Но если набраться терпения и упорно заниматься, у вас непременно все получится. Дерзайте!

итал. contrabasso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass

Самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Непосредственной предшественницей контрабаса была контрабасовая виола да гамба со строем:

появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе "Пир в Кане", 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент - К. со строем (звучит октавой ниже написания):

Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы "Цезарь Александрийский". Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами - 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в "Бранденбургском концерте" и кантатe "Was mir behagt". Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый "сольный строй" (на тон выше натурального).

В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им "октобас". В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, "удлиняющий" нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре - сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы - П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они - авторы произв. для К.) - Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР - И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов

КОНТРАБАС (от итальянского contrabbasso), струнный смычковый инструмент. Самый большой по размеру и самый низкий по звучанию среди современных струнных инструментов. Длина корпуса 110-120 см, общая длина инструмента около 180 см, длина звучащей части струны около 105 см.

Объединяет особенности инструментов скрипичного и виольного (покатые плечи, тупые углы, высокие обечайки, плоская нижняя дека) семейств. Контрабас - единственный смычковый инструмент с механическими колками (изобретены в 18 веке). Настройка квартовая: «ми» - «ля» контроктавы - «ре» - «соль» большой октавы. В симфонические оркестры включаются также контрабасы с нижней 5-й струной («до» контроктавы) либо специальным приспособлением для понижения струны «ми». Диапазон около 4 октав. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах, записывается октавой выше звучания. Используются смычки двух видов: с низкой колодкой (так называемый французский; близок виолончельному) и с высокой колодкой (виольного типа).

Инструмент-предшественник контрабаса, контрабасовая виола (одно из её названий - виолоне, итальянский violone), появился на рубеже 15-16 века. Контрабасовые виолы использовались в церковной и светской музыке (в группе бассо континуо), входили в оркестр оперного театра. До 19 века контрабасовые смычковые инструменты существовали во множестве разновидностей; со временем менялись их формы, размеры, количество струн, настройки. Важное место в истории контрабаса занимает так называемый венский пятиструнник - инструмент с терцово-квартовой настройкой (18 век); для него сочиняли музыку Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Я. Ванхаль, Ф. Хофмайстер, контрабасист-виртуоз И. Шпергер (автор 18 концертов), среди исполнителей - Й. Кемпфер, Ф. Пихельбергер (Пишельбергер). Современный облик контрабас приобрёл в 19 веке. Контрабас и контрабасовые виолы (позднее часто переделывались в контрабас) строили мастера Италии [А. и Н. Амати, Гаспаро да Сало, М. Бергонци, А. Страдивари, К. Тестере, представители семейств Гранчино, Гварнери, Руджиери (Руджери), Маджини, Тодини, Гальяно], Австрии и Германии (Я. Штайнер, А. Пош, Й. Клотц, И. Штадльман, мастера из городов Фюссен, Миттенвальд, Маркнойкирхен), Франции (Ж. Б. Вильом, Э. О. Бернардель), Бельгии, Нидерландов; в России контрабасы изготавливали И. А. Батов, Л. Отто, Т. Ф. Подгорный и др. В 20-21 веках наряду с мануфактурными и фабричными инструментами продолжают создаваться контрабасы по старинным моделям.

Усовершенствование контрабаса и искусства игры на нём связано главным образом с развитием симфонического оркестра. В партитурах Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена сложилась практика дублирования контрабасами партии виолончелей. Новые художественные и технические возможности контрабаса открыли в своих симфонических и оперных сочинениях Г. Берлиоз, Дж. Верди, Р. Вагнер, И. Брамс, П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Н. А. Римский-Корсаков, позднее - Р. Штраус, Г. Малер, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и другие композиторы. Среди наиболее значительных камерных произведений с участием контрабаса - фортепианный квинтет «Форель» Ф. Шуберта, септет «История солдата» И. Ф. Стравинского, струнный квинтет А. Дворжака, квинтет для гобоя, кларнета и трёх струнных С.С. Прокофьева.

Помимо академической музыки, контрабас широко распространён в джазе, ансамблях народной музыки многих стран Европы и Америки (в том числе в локальных вариантах инструмента), разного рода эстрадных ансамблях.

Крупнейшие контрабасисты прошлого - итальянские виртуозы Д. Драгонетти (конец 18 - 1-я половина 19 века), Дж. Боттезини. Национальные школы игры на контрабасе сложились в Чехии, Австрии, Германии (немецкий музыкант Ф. Варнеке написал первую книгу о контрабасе, 1909), Франции, Италии. Отечественное контрабасовое искусство представлено именами виртуозов - С. А. Кусевицкого, И. Ф. Гертовича, Р. М. Азархина, Л. Г. Андреева и др.

Лит.: Elgar R. Introduction to the double bass. , 1960; Контрабас. История и методика. М., 1974; Meier А. Konzertante Musik fiir Kontrabass in Wiener Klassik. Мünch., 1979; Brun Р. Histoire des contrebasses а cordes. Р., 1982; idem. А new history of the double bass. Villeneuve d’Ascq, 2000; Planyavsky А. Geschichte des Kontrabasses. Tutzing, 1984; idem. The baroque double bass violone. Lanham; L., 1998; Kontrabass und Bassfunktion. Innsbruck, 1986; Раков Л. В. Отечественное контрабасовое искусство XX в. М., 1993; он же. История контрабасового искусства. М., 2004; Roidinger А. Der Kontrabass im Jazz. W., 1996.