Смешение культур в мавританской испании. Испания под гнетом мавров

27.08.2014

Древние мавры - это одно из берберских племен, предками которых были ливийцы. А в свою очередь, в берберы попадали не только негры, но и те, кто не мог разговаривать на греческом языке. Жили эти племена на западе от Египта. Подтверждением того, что у берберов были самые тесные связи и взаимоотношения с Египтом, служит тот факт, что берберская династия была правящей в этом государстве.

Берберы много раньше Рима начали вести торговые дела с египтянами. И когда Древняя Греция расцвела, берберы не утратили своей самобытности. Кто их только не пытался завоевать: и финикийцы, и воины Карфагена, Рима и Греции. Добрососедству берберов с Грецией пришел конец в 570 году до нашей эры, когда греки всеми доступными средствами пытались завоевать непокорные племена. Так продолжалось до исчезновения Греции с исторической сцены.

Ей на смену пришел Рим. Но завоевать берберов так никто и не смог. А Рим все наседал и наседал. И ко II веку до нашей эры часть племен берберов оставила свою родину и переселилась на Пиренейский полуостров. Это сегодняшняя Испания и Португалия. Большинство переселившихся берберов имели черный цвет кожи. Тут-то они и получили название мавров. По их инициативе не был развязан ни один военный конфликт с соседями. Они верили своим языческим богам, поклоняясь природе.

После ухода Римской империи со сцены истории, Пиренеи неоднократно переходили из рук в руки: и вандалы, и готы, а потом и арабы праздновали здесь свое величие и силу. В VII веке на историческую сцену пришла новая религия - ислам. Хоть носителями ислама и были арабы, но уже за довольно короткий срок он покорил полмира. Берберы-мавры не стали исключением. И когда ради Аллаха арабы объявили джихад, берберы - жители Северной Африки, пошли вместе со всеми завоевывать Пиренейский полуостров. И полуостров покорился завоевателям.

Пиренеи стали исламским государством, которое возглавил Муса ибн Нусайр. Вся христианская знать стала служить новым хозяевам. Только горы Астурии оказались непокоренными. Исламисты двинулись и туда. Но вот беда: проход в горы не позволял завоевателям проникнуть. Да еще и войско Карла Мартелла встало на защиту своих земель. Островок христианства продолжал свою жизнь в горах. Наварра, Кастилия и Барселона тоже имели христианский статус.

Крестовые походы ухудшили положение мавров на полуострове. С завоеванием Гранады исламистами для мавров наступили совсем плохие времена. Но они не сдались. К их чести следует сказать, что именно мавры были учеными людьми в государстве Пиренейского полуострова. Лучшие учителя, врачи, архитекторы, ремесленники и торговцы - это мавры. Королевская знать сделала все, чтобы эти ученые не сбежали и не оставили страну без науки.

В 711 г. одна из вестготских группировок призвала на помощь арабов и берберов из северной Африки, которых впоследствии назвали маврами. Мавританским корпусом руководил генерал Тарик ибн Зияд (название Гибралтар происходит от его имени - «Скала Тарика»). Завоевание полуострова маврами всего за несколько лет - удивительный пример быстрого распространения ислама (только в 622 г. Мухаммед покинул Мекку, а к 705 г. его последователи уже правили всей северной Африкой). Несмотря на отчаянное сопротивление вестготов, через десять лет незавоеванными остались лишь горные области Астурии. 

Победа арабов в битве на р.Гуадалете в Южной Испании 19 июля 711 и гибель последнего короля вестготов Родериха два года спустя в битве у Сегоюэлы предрешили судьбу вестготского королевства. Арабы стали называть захваченные ими земли Аль-Андалуз. До 756 они управлялись губернатором, который формально подчинялся дамасскому халифу. В том же году Абдаррахман I основал независимый эмират, а в 929 Абдаррахман III присвоил себе титул халифа. Этот халифат с центром в Кордове просуществовал до начала 11 в. После 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких государств (эмиратов).

В известной мере единство халифата всегда было иллюзорным. Огромные расстояния и трудности сообщения усугублялись расовыми и племенными конфликтами. Между политически господствовавшим арабским меньшинством и берберами, составлявшими большинство мусульманского населения, сложились крайне враждебные отношения. Этот антагонизм еще больше обострился из-за того, что лучшие земли доставались арабам. Положение усугублялось наличием прослоек мулади и мосарабов - местного населения, в той или иной степени испытавшего мусульманское влияние.

До середины VIII в. мавританские территории входили в состав халифата Омейядов, к этому же времени относится происхождение названия мавританского государства Аль-Андалус, территория которого то увеличивалась, то уменьшалась, в зависимости от успехов Реконкисты.

В 756 г. Абдарахман I Омейяд провозгласил независимый Кордовский халифат, расцвет которого пришелся на правление Абдарахмана III, провозгласившего себя халифом новой Западной исламской империи. Господство мавров нельзя назвать просто завоеванием полуострова. Мавры были очень терпимы к христианам и иудеям, предоставляли автономию различным областям и внесли огромный вклад в развитие испанской культуры, создав неповторимый стиль в архитектуре и изобразительном искусстве. В начале XI в. после смерти диктатора Мансура Арабский халифат распался на множество мелких независимых халифатов и королевств.

Еще две волны завоевателей из северной Африки вторгались на полуостров в XI и XII вв. (Альморавиды и Альмохады), но после победы христиан над Альмохадами в 1212г. при Лас-Навас-де-Толоса сохранилось лишь последнее исламское государство на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 г.

Арабское владычество в Испании в VIII—XI вв.

После того как Вестготское королевство пало под ударами мусульман-арабов и африканских берберов («мавров»), Испания почти целиком вошла в состав Арабского халифата. Только на крайнем севере, в горах Астурии, возникло небольшое вестготско-испанское христианское королевство (718 г.).

Утвердившаяся в Испании племенная знать арабов и берберов, завладевшая земельным фондом и феодализировавшаяся, тяготилась зависимостью от далёкого Халифата и необходимостью делиться с халифом своими доходами. В 743 г. берберские племена в Испании восстали против халифа. Этим воспользовалось королевство Астурия и продвинуло свою границу до реки Дуэро. После падения власти династии Омейядов в Халифате (750 г.) и прихода к власти Аббасидов один из уцелевших Омейядов — Абд-ар-Рахман бежал в Испанию. Ему удалось привлечь там на свою сторону арабскую и берберскую знать и основать независимый эмират (Омейяды правили в Испании с 756 по 1031 г.).

Вначале арабское завоевание Испании мало изменило в ней положение крестьянства. Первое время подати крестьян были даже несколько уменьшены. Однако постепенно арабские и берберские землевладельцы, захватившие земли вестготских феодалов, королей и церкви, стали усиливать эксплуатацию крестьян. Государство взимало с них налоги, а арабские землевладельцы требовали от крестьян выполнения различных феодальных повинностей.

Обосновавшиеся в Испании арабы продолжали сохранять связи с более культурными странами и народами Передней Азии и много заимствовали у них. В занятых арабами частях Испании начали возделывать новые сельскохозяйственные культуры: рис, финиковую пальму, гранатовое дерево и сахарный тростник; кроме того, стало более широко применяться орошение, было введено шелководство, расширилось виноградарство, получило большее распространение овцеводство. В то же самое время улучшились обработка металлов и ткацкий промысел, развилось горное дело.

Очень большое значение для экономического и культурного развития Испании под арабским владычеством имел рост городов, основанных ещё в древности и сохранившихся во время вестготского завоевания (Севилья, Кордова, Валенсия, Гранада, Толедо). В Кордове в X в. насчитывалось 113 тыс. домов и около 500 тыс. жителей.

Этнический состав населения арабской Испании был очень пёстрый. Здесь жили испано-римляне, вестготы, арабы, берберы, евреи. Некоторые из испано-римлян приняли ислам (так называемые муеаллады), частью сохранив свой романский язык, другие же усвоили арабский язык, сохранив христианскую веру (так называемые мосарабы). Сначала завоеватели соблюдали полную веротерпимость, но уже в середине IX в. имели место вспышки мусульманского фанатизма, участившиеся с XI в.

Развивавшийся в Кордовском эмирате процесс феодализации приводил к тому, что арабские и берберские феодалы всё сильнее эксплуатировали побеждённое население (крестьян и горожан), даже те его группы, которые приняли ислам. Тяжёлый гнёт завоевателей и их религиозный фанатизм приводили к неоднократным восстаниям покорённого населения. Особенно значительным было восстание испано-римского крестьянства в горной области Ронды, начавшееся в 880 г. Во главе этого восстания встал выходец из рядов вестготской знати Омар ибн Хафсун, по основная масса восставших состояла из крестьян. Захватив большую территорию, Омар ибн Хафсун в течение 30 лет управлял ею как независимый государь.

Борьба между арабскими феодалами и местным крестьянством продолжалась и после подавления этого восстания. В результате происходил постоянный отлив местного населения из деревень и городов на север, где сохранились независимые от арабов испано-христианские области.

Наибольшего политического могущества Кордовский эмират, переименованный в 929 г. в Кордовский халифат, достиг при халифе Абд-ар-Рахмане III (912—961). На время были усмирены арабские и берберские провинциальные феодальные клики, в результате чего удалось достигнуть значительной централизации управления. Флот Кордовского халифата в этот период господствовал в западной части Средиземного моря.

Но во второй половине X в. вновь усилилась борьба между двумя основными группировками класса феодалов — служилой знатью, связанной с центральным государственным аппаратом, и провинциальной знатью. Последняя опиралась на феодальное ополчение. Чтобы не зависеть от этого ополчения, кордовские халифы создали постоянную гвардию из рабов (мамлюки, иначе гулямы), которые большею частью происходили из славян или других племён и народностей Восточной Европы и сбывались в Испанию работорговцами. Всех этих молодых воинов из рабов в арабской Испании называли славянами (по-арабски «ас-сакалиба»). Гвардия мамлюков сначала была опорой кордовских халифов, но к XI в. эти гвардейцы превратились в фактических вершителей их судеб.

С начала XI в. рост крупного феодального землевладения за счёт мелкого привёл к усилению крупных арабских и берберских владетелей. Возросли и их центробежные стремления. Со второго десятилетия XI в. начались феодальные междоусобные войны, которые способствовали падению Кордовского халифата Омейядов (1031г.). На его месте образовалось несколько десятков эмиратов и княжеств (Севилья, Гранада, Малага, Валенсия, Барселона и др.) с династиями арабского и берберского происхождения, а также с династиями, родоначальники которых происходили из гвардии мамлюков.

Культура Испании в IX —XI вв.

В первые века после арабского завоевания одним из центров развития раннссредневековой культуры стала Андалусия. В начале VIII в. завоеватели Испании — североафриканские арабы и берберы, в большинстве кочевники, по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем арабская Испания, вошедшая в комплекс завоёванных арабами стран, восприняла достижения той культуры, которая сложилась в мусульманских странах в результате усвоения и переработки наследия иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийской культур. К тому же культура Андалусии не была культурой замкнутой арабской верхушки, а развивалась в самом тесном взаимодействии с культурой коренного населения Испании. Всеми этими обстоятельствами и объясняется расцвет испано-арабской культуры в IX—XI вв.

Арабский архитектурный стиль, утвердившийся прежде всего в Кордове и Гранаде, подвергся влиянию складывавшегося местного романского стиля, а впоследствии сам повлиял на романские, и готические постройки в отвоёванных у арабов землях («Ворота солнца» в Толедо, сооружения в Авиле, Саламанке XI—XII вв. и др.). Из памятников архитектуры в арабской Испании в период раннего средневековья особенно выделялась соборная мечеть в Кордове, достроенная окончательно в X в.

Взаимодействие арабской и испанской культуры сказалось и в поэзии. Литературным языком в арабской Испании в IX—XI вв. не только для мусульман, но и для местных христиан являлся классический арабский язык. Однако наиболее значительный андалусский поэт Ибн Кузман (родился около 1080 г.) отказался от традиционных условностей старой арабской поэзии. Он писал на простом, близком к разговорному языке с большим количеством испанизмов, осмеивая в своих стихах ислам и воспевая наслаждение жизнью. Большое влияние на андалусскую культуру оказали достижения передовой в то время арабоязычной переднеазиатской и среднеазиатской культуры, труды выдающегося учёного Мухаммеда ибн Мусы Хорезми (IX в.) и великого мыслителя Ибн Сины (Авиценны).

В высших школах Кордовы в X в., помимо мусульманского богословия и права, преподавались философия, математика, астрономия, физика и медицина. Сюда приезжали учиться и из стран Западной Европы, и из стран Передней и Средней Азии. В библиотеке халифа Хакама II (961—976) в Кордове находилось до 400 тыс. рукописей. В Кордове же переводились научные труды с древнегреческого на арабский язык. Начиная с XI в. в арабской Испании велась большая работа и по переводу на латинский язык сохранившихся в арабских переводах трудов древнегреческих авторов. Это дало возможность западноевропейским учёным-схоластам впервые полностью ознакомиться с данными произведениями. 

Мавр — кто это? Представитель жестокого и своевольного народа или тот, кто внёс неоценимый вклад в развитие культур разных стран? Где правда, а что является вымыслом?

Зарождение империи

Маврами называли жителей Мавритании, располагавшейся на севере Африки. Их история неразрывно связана с развитием ислама.

В XII веке в пророком Мухаммедом был основан город Медина. После этого народ, который до этого придерживался кочевого образа жизни, обрёл постоянное место для жизни. Затем они начали своё развитие, завоевывая новые земли, проповедуя ислам на восток и на запад.

Жажда знаний

Мавр — кто для которого важны завоевания? Вопреки общепринятому отношению к маврам, как к необразованным людям, нужно сказать, что это большое заблуждение. Для мусульманина знания имели важное значение. Из-за дневной жары кочевые народы передвигались в ночное время суток. Результатом чего стало появление такой науки, как астрономия. При встрече с представителями иных культур мавры старались получить как можно больше новых знаний. Они придавали особое значение книгам. Их ценность была очень велика и издавалось большое их количество.

Благодаря тому, что крестоносцы создали нелестную славу мусульманам, то многие не знают точно мавр - кто это? Полагая, что это синоним слова «варвар».

На самом деле арабская культура была открыта новым знаниям. После захвата Египта мавры получили доступ к что позволило им серьезно расширить свой кругозор. Многие труды были переведены на арабский язык. Нужно заметить, что арабы и берберы, исповедующие ислам, также назывались маврами.

Же старалась максимально оградиться от новых знаний, что значительно тормозило ее развитие.

Мавры в Европе

Преодолев Гибралтар в 711 году, мавры пришли на За 4 года захватив большую территорию вплоть до Франции. Учитывая тот факт, что Европа тех времён была в глубоком кризисе, многие города были только рады были получить довольно сильного покровителя, который мог защитить от воин и набегов племен. Несмотря на то что ислам был неведом населению Пиренейского полуострова, они довольно легко стали принимать новую религию. Многие города были отстроены практически заново, основным стала Кордова. Мавр - кто это и каков его вклад в развитие Испании? Были привнесены новые технологии: для полива садов использовалась оросительная система, в домах сущестсвовал водопровод и канализация.

Особое значение имела бумага, которую в Европе узнали благодаря арабам. Неудивительно, что в Кордове было 10 библиотек. В Толедо зародились основы современной алгебры и химии, только здесь можно было изучать труды по математике и астрономии.

Крестовые походы, которые своей целью ставили избавить страны Европы от захватчиков - мавров, безжалостно уничтожали их, строения и все технические сооружения. Людей насильно, под страхом смерти и отбора имущества, заставляли принять католицизм. Таким образом, новая, но амбициозная культура вытеснила более развитую, давшую Европе очень многое за XII веков влияния.

Довольно часто можно услышать фразу: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Это цитата из пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», написанной И. Ф. Шиллером в конце XVIII века. Фраза является символом беспринципного использования человека в своих целях. Отношение к нему было, как к орудию для достижения цели, которое было больше не нужно, после совершения действия.

Вестготы сами погубили свое государство. В 710 г. раздоры между королями и аристократи-ей привели к тому, что король Витизья, борясь с соплеменниками, обратился за помощью к мусуль-манским племенам Северной Аф-рики. Правитель Танжера, Тарик ибн-Сеид, с двенадцатитысячной армией берберов переправился через Гибралтар, помог Витизье одолеть врагов, однако после по-беды он не ушел обратно. После того как в сентябре 713 г. в битве у Сегуэлы был убит вестготский ко-роль Родерик, в руках у мавров оказалась вся южная часть полу-острова и вестготская столица То-ледо. Так родилась мавританская Испания, которая стала самым бо-гатым и процветающим государ-ством средневековой Европы.

В отличие от России, на не-сколько столетий оказавшейся под властью кочевых ордынских племен, Испании достались заво-еватели, утонченная цивилизация которых значительно превосхо-дила вестготскую. Арабо-мавританское владычество было для Испании не игом, но благом. Оно длилось восемь веков, с711 до 1492 гг. и не вышло за пределы Пире-нейского полуострова - в 732 г. арабское войско было разбито Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

В узком смысле слова «мавра-ми » (или берберами) называют североафриканские племена, принявшие ислам, а словом «ара-бы» принято обозначать жителей Передней Азии. Однако часто эти названия переходят на все ислам-ские племена - в Испанию при-шли и африканские, и азиатские мусульмане. Арабское государ-ство называлось Аль-Андалус (отсюда название провинции Ан-далусия), столица его находилась в Кордове. Арабы не стремились обратить в ислам всех жителей завоеванных территорий, в их го-сударстве действовали не только мечети, но и христианские церк-ви, и синагоги(христиане и иудеи платили в казну более высокие налоги).

В 8-10 вв. Кордова была са-мым большим, благоустроенным и культурным городом Европы. Здесь переводили и комментиро-вали греческие тексты, собранные во время арабского похода на Ближний Восток: благодаря ара-бам Европа узнала об Аристоте-ле, Евклиде, Гиппократе, Птоле-мее и Платоне. Арабская поэзия процветала. Количество жителей Кордовы превышало 300 тыс, для них были построено более 600 мечетей, 700 общественных бань и публичная библиотека (750 тыс. томов). Улицы Кордовы были за-мощены, действовал водопровод. Во все страны Европы вывозились тончайшие ткани, тисненые кожи и цветная керамика. Толедо и Кордова были крупными центра-ми по производству оружия, в IX в. здесь изготавливали стекло и часы. Арабы познакомили испан-цев с сахаром, апельсинами, ар-бузами, научили орошать землю (в Андалусии и Валенсии до сих пор используются прорытые ими ирригационные каналы). Кордо-ва была научной столицей Евро-пы, здесь работали прекрасные врачи (по некоторым сведениям, арабы использовали анестезию, удаляли катаракту и даже сверли-ли череп). Испанские арабы на-учили европейских торговцев пользоваться арабскими числа-ми; здесь развивались алгебра и астрономия. О влиянии, которое оказала арабская цивилизация на всю культуру Пиренейского полу-острова, свидетельствует и испан-ский язык, тысячи слов которого сохранили арабские корни.