1. Характеристика героев поэмы.
· Каким предстает Пугачев в этом произведении?
(Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)
· Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за царя?
(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спервых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)
Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».
· Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?
(Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)
· Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?
(Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой - «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши - страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)
2. Художественные особенности поэмы.
Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)
«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)
«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)
«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олицетворение, эпитет.)
«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Сравнение.)
«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)
«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)
«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)
«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)
«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)
«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Олицетворение, сравнение.)
«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)
· Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?
(Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)
Задание 2 . Найдите повторы в тексте, определите их роль.
В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня звал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!) ; повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили… головы, ), повторяются целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!) .
Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.
Урок № 47
Тема:
«С. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.
Цели:
расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина;
развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;
дать понятие о драматической поэме.
Методические приемы:
Объяснения учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, индивидуальные сообщения учащихся с презентациями, анализ поэтического текста.
Оборудование:
презентация «С.Есенин. »
Smart – доска с презентацией урока
Ход урока:
I . Проверка домашнего задания
СЛАЙД №1
СЛАЙД №2
В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.
Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?
1. «Кто такой Емельян Пугачев?» (индивидуальное сообщение учеников).
2. Презентация «С.Есенин. «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему » (индивидуальное сообщение).
II . Слово учителя об истории создания поэмы С.А.Есенина «Пугачев».
В 1920 году С.А.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре но даже обнаружил и, конечно же не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив его в том, что тот «многое … изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль » в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.
СЛАЙД №3
Драматические поэмы - лиро-драматический жанр,
синтезирующий в себе свойства эпопеи и драматическое начало;
произведение, не предназначенное для сцены.
Примеры драматических поэм:
«Русалка» А.С. Пушкина, «Страна негодяев», «Пугачев» С.А. Есенина.
(ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Каким изображен Пугачев у Пушкина?
III . Работа над фрагментами поэмы.
СЛАЙД №4
Перечитаем 1 монолог Пугачева (стр. 124)О чем говорит Пугачев? К чему призывает? О чем горюет?
Как вы понимаете строки:
Я положил себе зарок молчать до срока.
Ржет дорога в жуткое пространство.
Луна, как желтый медведь,
В мокрой траве ворочается.
Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни!
СЛАЙД №5
Каким предстает Пугачев в этом произведении?
Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого , способного на решительные обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж это представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.
Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за Царя?
Пугачев услышал, что люди сожалеют о смерти Петра III .Сторож говорит, что жизнь испортилась «С первых дней, как оборвались вожжи, / С первых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III .»Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!»
«Петр» значит «камень».
Глава V «Уральский каторжник» (отрывок)
Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?
Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились»).
Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?
Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили : «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать / и четверо на ней спят ребятишек ». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены. Все живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы,/ Только б нашей/ Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль» . В словах Хлопуши – страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека!»
(К доске 2 ученика)
СЛАЙД №6, СЛАЙД №7
ПРОВЕРКА
СЛАЙД №8
Определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:
Ржет дорога в Жуткое пространство – олицетворение, эпитет
Мне нравится степей твоих медь – метафора
Луна, как желтый медведь – сравнение
Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни – олицетворение, эпитет
Словно яблоко тяжелое, / Виснет с шеи твоя голова – сравнение
Родное золото славян – эпитет, метафора
Слышен прялки ровный разговор – олицетворение, эпитет
Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение, эпитет
Всех связали, всех вневолили – метафора
И берёзами заплаканный наш тракт – олицетворение
Уж мятеж вздымает паруса – метафора
Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы, - олицетворение, сравнение
Колокол луны скатился ниже - метафора
СЛАЙД №9
Чем объяснить столь насыщенное обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?
Движение, развитие образов, их противоборство, создает в поэме драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.
СЛАЙД №10
Найдите в тексте повторы, определите их роль
Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.
СЛАЙД №11
В чем принципиальное различие в оценке бунта А.С.Пушкиным и С.А.Есениным?
В “ Капитанской дочке ” Пушкин вынес приговор:
“Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный ”.
Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
С точки зрения Есенина мятеж оправдан
«стоном придавленной черни»,
которой недоставало лишь вождя.
Итог урока:
Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».
Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?
Домашнее задание: Прочитать рассказ Шмелева «Как я стал писателем?»
Оценки за урок.
Ответ оставил Гость
1) "Разящие волны"
- волны, сила которых способна убить(поразить). Можно использовать при описании шторма на море:"Разящие волны
сбивали с ног, грозя смыть с палубы в бушующее море"
. Или при рассказе о об отдыхе на морском побережье:"Удовольствием было распрямиться, принять разящие волны
и устоять, не поддаться их напору. Хотя это редко удавалось."
2) "Бесстыдный"
- не имеющий стыда, наглый человек или поступок. "Совершенно бесстыдный
человек, он не считался с мнением окружающих". "Он совершил бесстыдный
поступок, о котором не хочу говорить, но с этим человеком я порвала навсегда"
3) "Трусливый"
- робкий, всего боящийся, не могущий победить страх. "Трусливый
человек своей тени боится". "Я по натуре трусливый
, не могу понять, как я ввязался в это дело" .
4) "Рать врагов"
- вражеское войско. "Повинуясь сигналу, рать врагов
ринулась в атаку". "Страсти и пороки - это рать врагов
рода человеческого".
5) "Стон придавленной черни"
- жалобный звук от боли и горя у угнетенных бедняков. Выражение употребил Сергей Есенин в своей поэме "Пугачев". В наше время в разговорной речи это может цитироваться только в публицистических выступлениях или шутливом и ироническом тоне. "Стон придавленной черни
и поныне мы можем слышать, когда пенсия раскладывается на кучки, квартплата растет, на питание остается все меньше"
. "Взглянув на груду оставшейся после праздника посуды, я, издав стон придавленной черни
, приступила."
6) "Грустящие деревни"
- это олицетворение, вся деревня считается, подобно человеку, испытывающей негативное чувство- тоски, грусти, печали. У Лермонтова в стихотворении "Родина" уже встречались, к примеру, "печальные деревни
". Это грусть о чем-то потерянном или несбыточном. Может также употребляться в публицистической или ироничной речи. "Трясясь по проселочным дорогам, я всматривался в грустящие деревни
, пытаясь найти в них хотя бы робкие признаки возрождения, но тщетно". "На летние каникулы я захвачу к бабушке свой скутер: берегитесь, грустящие деревни
!".
7) "Замысел"
- вынашиваемый план. " Писатель сказал, что у него сначала был совсем другой замысел
, но герои все решили по-своему ". "Есть, есть у меня один замысел
, но пока помолчу"
8) "Странник"
- паломник, богомолец, идущий пешком, часто в одиночку. Или бредущий человек не имеющий дома и цели, непонятый скиталец. С.Есенин: "Каждый в этом мире странник
". " Погруженный в раздумья, я брел по улицам. как странник
, и опомнился уже далеко от того места, которое мне было нужно".
9) "Стонет Русь"
- народ издает стоны и не знает, куда деваться от горя.
"Стонет Русь
, но и протест подспудно зреет" "
Стонет Русь
от цепких лапищ - это олицетворение и метафора"
10) "Сострадание"
- сочувствие ближнему, восприятие его беды, как своей. "Сострадание
-христианская добродетель". " Великое сострадание
меня охватило, когда я подумала о его муках"
.
11) "Подкошенная трава"
- легшая рядком после среза косой трава, не имеющая больше связи со стеблем и питающим корнем. В переносном значении выражение может описывать состояние сбитого с ног (пулею или дурной вестью) человека. "Подкошенная трава
быстро подсыхала под полуденным солнцем". "Услыхав это, я как подкошенная трава
, рухнула на диван".
12) "Вещий"
- предсказывающий будущее, мудрый. "Как ныне сбирается вещий
Олег". "Мне приснился вещий
сон".
13) "Озарить"
- осветить, внезапно сделать ясным. "Солнце уже вот-вот взойдет, чтобы озарить
этот ландшафт, воистину достойный того, чтобы его касались лучи светила". "До сих пор не понимаю, как это могло меня озарить
, но все потом оказалось правдой."
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова чернить
Словарь медицинских терминов
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
чернить
черню, чернишь, несов.
(сов. начернить) что. Придавать чему-н. черный цвет, делать черным, красить в черное. Забыла волосы чернить и через три дни поседела. Грибоедов. Чернить сталь.
(сов. очернить) кого-что. Клеветать, наговаривать на кого-н. худое. Из зависти чернит товарища.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
чернить
Ню, -нишь; -ненный; несов.
кого-что. Делать черным красить в черный цвет. Ч. брови.
перен, кого-что. То же, что порочить. Ч. своих прежних друзей.
что. Покрывать (поверхность металлического изделия) окисляющим составом для украшения или для предохранения от коррозии. Ч. серебро. Ч. сталь (воронить). I) сов. зачернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.), начернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.) и очернить, -ню, -нишь; -ненный (ко 2 знач.).
сущ. чернение, -я, ср. (к 1 и 3 знач.).
прил. чернильный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Чернильная железа (у головоногих моллюсков: орган, в к-ром образуется черный пигмент).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
чернить
Делать чёрным, красить в чёрный цвет.
перен. Замарывать что-л. ранее написанное, изображенное.
перен. Представлять в неблаговидном свете; порочить.
Позорить.
несов. перех.
несов. перех. Покрывать чернью (1*).
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Примеры употребления слова чернить в литературе.
Большой зал Абонемент 13 Вечера фортепианных дуэтов В старой Вене В программе: Шуберт, Диабелли, Черни , Ланнер, Брамс, семейство Штраус Исполняют: з.
Она сидела надменно выпрямившись, ее полные губы австриячки презрительно кривились в ответ на свист и улюлюканье черни , собравшейся поглазеть на кровавый спектакль.
Достанет кто-то у полкового доктора акрихина или чернил в строевом отделе у Ивановского, разведет водой -- и ну, окунать в них обмотки да отжимать поскорее, чтобы и другие смогли покрасить.
Через несколько минут тот же конный человек пронесся обратно, размахивая в воздухе сдаточной книгой, чтоб ветер сушил чернила активистской расписки.
Название этих чернил совершенно неправильно, так как ализарин не входит в их состав.
Отцы-сенаторы соизволили выделить им государственные посты, но под давлением Антония и городской черни остановили свой выбор на самой унизительной из должностей, которую обычно поручали отъявленным ничтожествам и возмутителям спокойствия, ибо это позволяло удалить их из Рима, не подвергая ссылке.
А кроме того, ароматизированный сургуч для печатей, надушенная писчая бумага, чернила для любовных писем, пахнущие розовым маслом, бювары из испанской кожи, футляры для перьев из белого сандалового дерева, горшочки и чашечки для цветочных лепестков, курительницы из латуни, флаконы и флакончики из хрусталя с притертыми янтарными пробками, пахучие перчатки, носовые платки, подушечки для иголок, набитые мускатным цветом, и пропитанные мускусом обои, которые могли более ста лет наполнять комнату ароматом.
Чернила водянистые, Расплывчатые, сизые, Корявый почерк старческий Сползал зигзагом вкось,-- Зато по содержанию Настой полыни беженской Стоградусною горечью Дымился над письмом.
Пото и разрешил он черни резать и гнать бесермен из Ростова, Ярославля, Углича, Владимира и иных градов и весей.
Там гибнут старые письма, хранящие дрожь тоски, чернила там умирают, там в обмороке листки, бумага в дырах, как кладбище, короткое и бестравное, страстей, что были давно, любовей, что были недавно.
Величайший, умнейший, блистательнейший бумагомаратель, который сделал честь пузырьку чернил , воспользовавшись им!
Светлый то был день для мисс Эйнли, когда ее пригласили в Филдхед поговорить о делах, столь любезных ее сердцу, и, усадив с почетом и уважением за стол, на котором лежали стопка бумаги, перо, чернила и, самое главное, туго набитый кошелек, попросили составить подробный план вспомоществования беднякам Брайерфилда.
А потому, когда бы вы тут все Меня сюда прийти определили, Чтоб видеть краску на моем лице, Смущение в кистях, упадок в силе, Чтоб пожалеть, чтоб оправдать в конце, -- То вы чернила ваши всуе лили.
Да, вы чернила ваши всуе лили, Впусте потратились на столько слов: Сократ бездельник, он не чтит богов, Сократа виды молодежь смутили.
Он не датировал свои фрагменты, которые записывались им подряд, без видимых промежутков, и потому об их давности можно было судить лишь по степени выцветания чернил .