Стон придавленной черни смысл. «Пугачев», Сергей Есенин

1. Характеристика героев поэмы.

· Каким предстает Пугачев в этом произведении?

(Есенин соз­дает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о пора­жении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

· Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пуга­чев выдал себя за царя?

(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спер­вых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз помина­ет «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу ну­жен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)

Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».

· Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он бли­зок Пугачеву?

(Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)

· Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?

(Народ изображен контрастными красками. С одной сторо­ны, это «придавленная чернь», с другой - «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и без­действия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных же­ланий, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши - страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторен­ное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)

2. Художественные особенности поэмы.

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)

«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)

«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олице­творение, эпитет.)

«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Срав­нение.)

«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)

«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)

«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)

«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)

«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)

«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Оли­цетворение, сравнение.)

«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)

· Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?

(Движение, развитие образов, их противо­борство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информа­тивности.)

Задание 2 . Найдите повторы в тексте, определите их роль.

В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня звал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!) ; повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили… головы, ), повторяют­ся целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!) .

Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают на­пряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напев­ную настройку.

Урок № 47

Тема:

«С. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Цели:

    расширить представление учеников о личной и творческой биографии Есенина;

    развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

    дать понятие о драматической поэме.

Методические приемы:

Объяснения учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, индивидуальные сообщения учащихся с презентациями, анализ поэтического текста.

Оборудование:

    презентация «С.Есенин. »

    Smart – доска с презентацией урока

Ход урока:

I . Проверка домашнего задания

СЛАЙД №1

СЛАЙД №2

В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию “Пугачёв”, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени.

    Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?

    Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

1. «Кто такой Емельян Пугачев?» (индивидуальное сообщение учеников).

2. Презентация «С.Есенин. «Пугачёв» - драматическая поэма на историческую тему » (индивидуальное сообщение).

II . Слово учителя об истории создания поэмы С.А.Есенина «Пугачев».

В 1920 году С.А.Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре но даже обнаружил и, конечно же не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив его в том, что тот «многое … изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль » в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.

СЛАЙД №3

Драматические поэмы - лиро-драматический жанр,

синтезирующий в себе свойства эпопеи и драматическое начало;

произведение, не предназначенное для сцены.

Примеры драматических поэм:

«Русалка» А.С. Пушкина, «Страна негодяев», «Пугачев» С.А. Есенина.


(ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ)

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

Каким изображен Пугачев у Пушкина?

III . Работа над фрагментами поэмы.

СЛАЙД №4

Перечитаем 1 монолог Пугачева (стр. 124)О чем говорит Пугачев? К чему призывает? О чем горюет?

Как вы понимаете строки:

    Я положил себе зарок молчать до срока.

    Ржет дорога в жуткое пространство.

    Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается.

    Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!

СЛАЙД №5

Каким предстает Пугачев в этом произведении?

Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого , способного на решительные обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж это представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.

Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за Царя?

Пугачев услышал, что люди сожалеют о смерти Петра III .Сторож говорит, что жизнь испортилась «С первых дней, как оборвались вожжи, / С первых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III .»Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!»

«Петр» значит «камень».

Глава V «Уральский каторжник» (отрывок)

Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву?

Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились»).

Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?

Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой – «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили : «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать / и четверо на ней спят ребятишек ». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены. Все живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы,/ Только б нашей/ Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль» . В словах Хлопуши – страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека!»

(К доске 2 ученика)

СЛАЙД №6, СЛАЙД №7

ПРОВЕРКА

СЛАЙД №8

Определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

Ржет дорога в Жуткое пространство – олицетворение, эпитет

Мне нравится степей твоих медь – метафора

Луна, как желтый медведь – сравнение

Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни – олицетворение, эпитет

Словно яблоко тяжелое, / Виснет с шеи твоя голова – сравнение

Родное золото славян – эпитет, метафора

Слышен прялки ровный разговор – олицетворение, эпитет

Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение, эпитет

Всех связали, всех вневолили – метафора

И берёзами заплаканный наш тракт – олицетворение

Уж мятеж вздымает паруса – метафора

Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы, - олицетворение, сравнение

Колокол луны скатился ниже - метафора

СЛАЙД №9

Чем объяснить столь насыщенное обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?

Движение, развитие образов, их противоборство, создает в поэме драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.

СЛАЙД №10

Найдите в тексте повторы, определите их роль

Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.

СЛАЙД №11

В чем принципиальное различие в оценке бунта А.С.Пушкиным и С.А.Есениным?

В Капитанской дочке Пушкин вынес приговор:

Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный ”.

Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!

Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

С точки зрения Есенина мятеж оправдан

«стоном придавленной черни»,

которой недоставало лишь вождя.

    Итог урока:

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».

Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?

    Домашнее задание: Прочитать рассказ Шмелева «Как я стал писателем?»

    Оценки за урок.

Ответ оставил Гость

1) "Разящие волны" - волны, сила которых способна убить(поразить). Можно использовать при описании шторма на море:"Разящие волны сбивали с ног, грозя смыть с палубы в бушующее море" . Или при рассказе о об отдыхе на морском побережье:"Удовольствием было распрямиться, принять разящие волны и устоять, не поддаться их напору. Хотя это редко удавалось."
2) "Бесстыдный" - не имеющий стыда, наглый человек или поступок. "Совершенно бесстыдный человек, он не считался с мнением окружающих". "Он совершил бесстыдный поступок, о котором не хочу говорить, но с этим человеком я порвала навсегда"
3) "Трусливый" - робкий, всего боящийся, не могущий победить страх. "Трусливый человек своей тени боится". "Я по натуре трусливый , не могу понять, как я ввязался в это дело" .
4) "Рать врагов" - вражеское войско. "Повинуясь сигналу, рать врагов ринулась в атаку". "Страсти и пороки - это рать врагов рода человеческого".
5) "Стон придавленной черни" - жалобный звук от боли и горя у угнетенных бедняков. Выражение употребил Сергей Есенин в своей поэме "Пугачев". В наше время в разговорной речи это может цитироваться только в публицистических выступлениях или шутливом и ироническом тоне. "Стон придавленной черни и поныне мы можем слышать, когда пенсия раскладывается на кучки, квартплата растет, на питание остается все меньше" . "Взглянув на груду оставшейся после праздника посуды, я, издав стон придавленной черни , приступила."
6) "Грустящие деревни" - это олицетворение, вся деревня считается, подобно человеку, испытывающей негативное чувство- тоски, грусти, печали. У Лермонтова в стихотворении "Родина" уже встречались, к примеру, "печальные деревни ". Это грусть о чем-то потерянном или несбыточном. Может также употребляться в публицистической или ироничной речи. "Трясясь по проселочным дорогам, я всматривался в грустящие деревни , пытаясь найти в них хотя бы робкие признаки возрождения, но тщетно". "На летние каникулы я захвачу к бабушке свой скутер: берегитесь, грустящие деревни !".
7) "Замысел" - вынашиваемый план. " Писатель сказал, что у него сначала был совсем другой замысел , но герои все решили по-своему ". "Есть, есть у меня один замысел , но пока помолчу"
8) "Странник" - паломник, богомолец, идущий пешком, часто в одиночку. Или бредущий человек не имеющий дома и цели, непонятый скиталец. С.Есенин: "Каждый в этом мире странник ". " Погруженный в раздумья, я брел по улицам. как странник , и опомнился уже далеко от того места, которое мне было нужно".
9) "Стонет Русь" - народ издает стоны и не знает, куда деваться от горя.
"Стонет Русь , но и протест подспудно зреет" " Стонет Русь от цепких лапищ - это олицетворение и метафора"
10) "Сострадание" - сочувствие ближнему, восприятие его беды, как своей. "Сострадание -христианская добродетель". " Великое сострадание меня охватило, когда я подумала о его муках" .
11) "Подкошенная трава" - легшая рядком после среза косой трава, не имеющая больше связи со стеблем и питающим корнем. В переносном значении выражение может описывать состояние сбитого с ног (пулею или дурной вестью) человека. "Подкошенная трава быстро подсыхала под полуденным солнцем". "Услыхав это, я как подкошенная трава , рухнула на диван".
12) "Вещий" - предсказывающий будущее, мудрый. "Как ныне сбирается вещий Олег". "Мне приснился вещий сон".
13) "Озарить" - осветить, внезапно сделать ясным. "Солнце уже вот-вот взойдет, чтобы озарить этот ландшафт, воистину достойный того, чтобы его касались лучи светила". "До сих пор не понимаю, как это могло меня озарить , но все потом оказалось правдой."

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова чернить

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

чернить

черню, чернишь, несов.

    (сов. начернить) что. Придавать чему-н. черный цвет, делать черным, красить в черное. Забыла волосы чернить и через три дни поседела. Грибоедов. Чернить сталь.

    (сов. очернить) кого-что. Клеветать, наговаривать на кого-н. худое. Из зависти чернит товарища.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

чернить

Ню, -нишь; -ненный; несов.

    кого-что. Делать черным красить в черный цвет. Ч. брови.

    перен, кого-что. То же, что порочить. Ч. своих прежних друзей.

    что. Покрывать (поверхность металлического изделия) окисляющим составом для украшения или для предохранения от коррозии. Ч. серебро. Ч. сталь (воронить). I) сов. зачернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.), начернить, -ню, -нишь; -ненный (к 1 знач.) и очернить, -ню, -нишь; -ненный (ко 2 знач.).

    сущ. чернение, -я, ср. (к 1 и 3 знач.).

    прил. чернильный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Чернильная железа (у головоногих моллюсков: орган, в к-ром образуется черный пигмент).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

чернить

    несов. перех.

      1. Делать чёрным, красить в чёрный цвет.

        перен. Замарывать что-л. ранее написанное, изображенное.

      1. перен. Представлять в неблаговидном свете; порочить.

        Позорить.

    несов. перех. Покрывать чернью (1*).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Примеры употребления слова чернить в литературе.

Большой зал Абонемент 13 Вечера фортепианных дуэтов В старой Вене В программе: Шуберт, Диабелли, Черни , Ланнер, Брамс, семейство Штраус Исполняют: з.

Она сидела надменно выпрямившись, ее полные губы австриячки презрительно кривились в ответ на свист и улюлюканье черни , собравшейся поглазеть на кровавый спектакль.

Достанет кто-то у полкового доктора акрихина или чернил в строевом отделе у Ивановского, разведет водой -- и ну, окунать в них обмотки да отжимать поскорее, чтобы и другие смогли покрасить.

Через несколько минут тот же конный человек пронесся обратно, размахивая в воздухе сдаточной книгой, чтоб ветер сушил чернила активистской расписки.

Название этих чернил совершенно неправильно, так как ализарин не входит в их состав.

Отцы-сенаторы соизволили выделить им государственные посты, но под давлением Антония и городской черни остановили свой выбор на самой унизительной из должностей, которую обычно поручали отъявленным ничтожествам и возмутителям спокойствия, ибо это позволяло удалить их из Рима, не подвергая ссылке.

А кроме того, ароматизированный сургуч для печатей, надушенная писчая бумага, чернила для любовных писем, пахнущие розовым маслом, бювары из испанской кожи, футляры для перьев из белого сандалового дерева, горшочки и чашечки для цветочных лепестков, курительницы из латуни, флаконы и флакончики из хрусталя с притертыми янтарными пробками, пахучие перчатки, носовые платки, подушечки для иголок, набитые мускатным цветом, и пропитанные мускусом обои, которые могли более ста лет наполнять комнату ароматом.

Чернила водянистые, Расплывчатые, сизые, Корявый почерк старческий Сползал зигзагом вкось,-- Зато по содержанию Настой полыни беженской Стоградусною горечью Дымился над письмом.

Пото и разрешил он черни резать и гнать бесермен из Ростова, Ярославля, Углича, Владимира и иных градов и весей.

Там гибнут старые письма, хранящие дрожь тоски, чернила там умирают, там в обмороке листки, бумага в дырах, как кладбище, короткое и бестравное, страстей, что были давно, любовей, что были недавно.

Величайший, умнейший, блистательнейший бумагомаратель, который сделал честь пузырьку чернил , воспользовавшись им!

Светлый то был день для мисс Эйнли, когда ее пригласили в Филдхед поговорить о делах, столь любезных ее сердцу, и, усадив с почетом и уважением за стол, на котором лежали стопка бумаги, перо, чернила и, самое главное, туго набитый кошелек, попросили составить подробный план вспомоществования беднякам Брайерфилда.

А потому, когда бы вы тут все Меня сюда прийти определили, Чтоб видеть краску на моем лице, Смущение в кистях, упадок в силе, Чтоб пожалеть, чтоб оправдать в конце, -- То вы чернила ваши всуе лили.

Да, вы чернила ваши всуе лили, Впусте потратились на столько слов: Сократ бездельник, он не чтит богов, Сократа виды молодежь смутили.

Он не датировал свои фрагменты, которые записывались им подряд, без видимых промежутков, и потому об их давности можно было судить лишь по степени выцветания чернил .