Время растаманов. Кто такие растаманы, их идеология, образ жизни

Идеология растафариантства зародилась ещё 400 лет тому назад. Надежда всех африканцев - попасть домой, подальше от Вавилона. Долгие годы американские корабли увозили африканских рабов в Америку, и первый пункт их назначения был остров - Ямайка. Там то и зарождалась эта африканская культура. Сама субкультура Растаманы произошла в 1920 году, она строится вокруг культа конопли (каннабиса). Именно прослушивание песен регги и употребление марихуаны, отличает истинных почитателей Растафари .

Кто же такие растаманы?

Говоря простым языком, растаман - любитель покурить «травку». Чаще всего это люди с тёмной кожей, но на сегодня субкультура стала популярней. Так что встречаются и «белые люди» в кругу растаманов. Изначально растаманство не считалось как наркомания, это было ещё одно мировоззрение на жизнь других людей, это была своеобразная религия. К сожалению, современные растаманы загубили культуру, превратив её в обычное времяпровождение с марихуаной. Многолетняя традиция африканских племён была опорочена. Растаманы любят проводить время в кругу друзей понимающих их идеологию . Они любят размышлять, обсуждать какие-то события из жизни (критикуя политику), и всё это под дивную музыку регги с травкой конопли в руках. Многие растаманы не употребляют марихуану, им достаточно общения и музыки. Как и в каждой субкультуре у растаманов есть свои правила и убеждения, но об этом ниже.

Стиль одежды растаманов

Истинного растамана не заметить сложно. Цвета растаманов - зелёный , жёлтый , красный . Цвета выбраны не по случайным обстоятельствам, это цветовая гамма эфиопского флага. Сегодня, одежда растаманов и их стиль соблюдается частично. Обязательным атрибутом должна быть шапка на голове с тремя разноцветными полосками. Чаще всего такие головные уборы не покупают, а вяжут самостоятельно. На футболке или джинсах знак каннабиса - лист конопли. Этот знак может быть вшит в материал или же служить талисманом на шее. Многие растаманы делают себе татуировки на теле, в виде листа каннабиса или лица Боба Марли .

Ещё одной немаловажной отличительной особенностью, которой должен обладать растаман - дреды на голове. Эта прическа служит напоминанием о древней африканской культуре. К тому же, существует поверье, что когда наступит Конец Света, Бог всех растаманов Джа опознает своих людей по прическе , и вытащит их за волосы.

Музыкальные предпочтения

Конечно же, любимое направление в музыке растаманов - регги. Их идол и Бог - Боб Марли. Этот стиль растаманы выбрали не случайно, ведь настоящее регги позволяет расслабиться и почувствовать прилив положительных эмоций . Растаманы - творческие люди, они и сами не прочь поиграть на музыкальных инструментах. Чаще всего для игры выбирают гитару и барабаны.

На сегодняшний день, классический стиль регги стали дополнять электронными инструментами, появились такие стили как: ska, rock-steady, dub, и другие. За долгие годы стили и музыкальное оформление перемешались, но всё равно слышны те классические нотки настоящих растафарианских мелодий.

Основные правила растаманов

Каждая субкультура имеет свои дозволенности и запреты, рассмотрим, что же должен почитать каждый растаман и чего он делать не должен:

  • Относиться к людям с любовью;
  • Повествовать другим людям о растаманстве;
  • Постигать смысл жизни и философствовать;
  • Играть на барабанах или другом инструменте;
  • Курить марихуану.
  • Нельзя употреблять алкоголь (пиво, вино, водка, ликёры);
  • Курить табак;
  • Одевать на себя чужие вещи;
  • Есть пищу приготовленную другим человеком;
  • Нельзя есть свиное мясо, рыбу, моллюсков, пить молоко и употреблять соль.

Как стать растаманом?

На сегодняшний день стать растаманом достаточно просто. Необходимо лишь носить соответствующую одежду, курить марихуану и слушать регги. Но большинство современных растаманов на этом этапе останавливается. Тем самым, не понимая, что суть субкультуры растафарианства заключается не только в курении травки, но и в познании чего-то большего. Многие забывают о том, что - великая субкультура, пришедшая к нам из далека. Её историю необходимо чтить и знать каждому уважающему себя растаману.

К сожалению, растафарианство недооценивается окружающим миром. На самом же деле эта субкультура принесла богатое и художественное наследие поколениям, в том числе и гимны от Боба Марли, быть может, самые волнующие из всех созданных произведений XX века.

19425

Современные представители субкультуры растаманов уже давно отошли от идеологии, которая легла в основу этого движения. Первыми растаманами были афроамериканцы, их лозунг «надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление от Вавилона» призывал всех избавиться от стереотипов и навязанной политиками идеологией. Под Вавилоном растаманы понимали «демократическую» Америку. В статье мы расскажем о том, что значит быть растаманом на постсоветских просторах сегодня.

Мир растамана

Типичное времяпровождение для растамана выглядит как философские размышления о смысле жизни, неприятии условностей и собственной свободе. Как правило, происходят эти разговоры за курением марихуаны.

На сегодняшний день многие, из считающих себя растаманами, к основному признаку своей принадлежности к субкультуре относят именно курение травки. Однако, в среде истинных растаманов это не так. Гашиш и марихуана употребляются в рамках определенного ритуала, и считается, что это занятие приближает растаманов к богу Джа. Также есть среди истинных представителей данной субкультуры и те, кто травку не употребляют вовсе.

Растаманы не признают курение табака и употребление алкоголя.

Как одеваются растаманы?

Не заметить растамана очень сложно. Типичный растаман всегда одет в одежду, составленную из трех цветов: красного, желтого и зеленого. Цвета выбраны не случайно, так как это цветовая гамма эфиопского флага.

На сегодняшний день полный «дресс-код» растаманами может не выдерживаться, но на голове обязательно присутствует трехцветная полосатая шапка. Как правило, растаманы ее не покупают, а вяжут самостоятельно.

На одежде растаманов всегда присутствует символ субкультуры – изображение листа каннабиаса или марихуаны. Он также может быть в виде украшения или татуировки на теле.

Прическа растаманов – это дреды, которые служат своеобразным символом африканского прошлого. Это также часть идеологии растаманов, ведь в истинной субкультуре существует поверье, что при наступлении Конца Света, Джа узнает тех, кто ему поклонялся именно по дредам, и вытащит их.

Музыка растамана

Философия растаманов всегда сопровождается звуками регги. Классиком в данном направлении считается Боб Марли. После него было много последователей данного направления, а на сегодняшний день они настолько трансформировались, что порой заимствуются лишь мотивы мелодий.

Растаманы и сами не прочь поиграть на музыкальных инструментах, в основном это барабаны, на которых они отбивают знакомые им мелодии регги.

Правила растамана

К основным правилам растаманов относятся:

  • любовь к людям;
  • постижение смысла жизни;
  • повествование другим о растаманстве:
  • философствования;
  • игра на барабанах:
  • курение марихуаны.

Есть у растаманов и запреты, которых должен придерживаться каждый представитель субкультуры.

Настоящий растаман не станет курить табак, пить алкоголь, в частности, вино и ром. Философские воззрения не позволяют ему играть в азартные игры. Он никогда не станет одевать на себя чужую вещь и есть блюда, которые были приготовлены другими людьми. Есть запреты у растаманов и в рационе. Так, им не разрешается употреблять в пищу свиное мясо, рыбу, очищенную от чешуи, моллюсков, соль и коровье молоко.

Как стать растаманом?

В постсоветских странах стать растаманом достаточно просто, необходимо лишь одеться соответствующим образом, слушать регги и курить марихуану. Однако, это не правильное восприятие субкультуры и, к сожалению, большинство «отечественных» растаманов не понимают, в чем состоит истинное значение данного течения и не знают истории его зарождения и целей, которые оно преследует.

Растаманы (растафари, растафарианцы) – религиозное движение , которая зародилась в среде афро-американцев, потомков чернокожих рабов, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)» , что исполняли Боб Марли и Альфа Блонди .

На постсоветском пространстве «растаманы» образовалась вначале 1990-х годов. Только большинство последователей этой даже понятия не имеют о том, что на самом деле именуют себя последователями религиозно-политического африканского движения, они приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Причина возникновения

На самом деле главная идея живет в мире уже около 400 лет и суть ее такова: “надежда всех африканцев на возвращение на родину и избавление о т Вавилона” .

Понятие Вавилона в раста-культуре рассматривается следующим образом: все мы изначально рождаемся в клетке, но привыкаем, взрослеем и перестаем замечать оковы, которые не дают нам освободиться. Мы вынуждены жить так, как решают за нас политики, практически не имеем право выбора (можем выбирать только в мелочах), и всегда равняемся на установленные теми же самыми политиками стереотипы, привыкая к ним и считая истинно верными утверждениями.

Боб Марли проповедовал в своих песнях, что если перестать загонять людей в какие-то рамки, жизнь наладится, и люди сами смогут определиться, как им жить. Он считал, что законы рождают преступления. Для ямайских растаманов воплощение Вавилона – Америка.

400 лет подряд корабли увозили африканских рабов в Америку, люди были готовы принимать освобождение с любой стороны. И именно в тот момент 2 ноября 1930 года Рас (по-эфиопски «принц») Тафари Маконнен, считающийся прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, взошел на престол Эфиопии под именем Хайле Селассие.

Хотя ямайцы и получили надежду, но ситуация того времени все-таки держала их на месте. Их свобода была всего лишь написанными на бумаге словами, далекими от действительности, и Ямайка по сути все еще оставалась британской колонией. Именно по этому они молили об этом своего бога Джа в религиозных песнопениях. Так и родилась музыка рэггей (регги) , более подробней о которой Вы прочтете чуть ниже.

Какая идеология у растаманов?

Растаманы поклоняются богу Джа. Они смешали Библию и местные эфиопские сказания в единую веру. Африканские легенды рассказывают о Джа-борце за свободу и мир, воине-льве, великом и могучем повелителе и защитнике всех животных. Эфиопского принца Хайле растаманы считают живым воплощением Джа на земле.
Хайле, он же Джа Растафай, правил Эфиопией до 1975 года, проповедовал идеи ненасильственной борьбы за освобождение «не только рассеянных по свету эфиопов, но и вообще людей, зверей, трав и прочих форм жизни».

С точки зрения растаманов:

можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, носить дреды и слушать регги;

нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

Попытки растаманами обратить людей в свою веру происходит при помощи (в раста-культуре – «трава мудрости»). На Ямайке называют Brain food (пища для мозгов). По их легенде , она впервые выросла на могиле царя Соломона, считавшегося мудрейшим из мудрых. По мнению растаманов, помогает человеку прийти к богу и по-настоящему понять этот мир.

Как одеваются растаманы?

Красный, желтый и зеленый – эти цвета ты найдешь в одежде каждого растафари и символизируют они цвет эфиопского флага. Изначально растаманы, в основном, выбирали свободные мешковатые рубахи и полотняные штаны, так как подобная одежда идеально подходит для жаркого ямайского климата.

Сейчас же мешковатые штаны сменили более удобные джинсы, но неизменны растаманы остались к цветастым беретам, которые прикрывают дреды (дредлоки), являющимися незаменимыми для растмана, так как служат напоминанием об африканских корнях, гриве льва-воина растафари и так же являются частью идеологии, которая звучит так: “Когда наступит Конец Света, бог Джа узнает растаманов по дредам и зацепив за них, вытащит их”.

Какую музыку слушают растаманы?

Рэггей, регги (raggae) – это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка Рэггей – это вибрации всех светлых людей этого мира», – говорил «отец» рэгги Боб Марли. Именно он превратил эту музыку в оружие борьбы с притеснителями и заменил религиозные тексты на политические.

Со времен Боба Марли рэггей пустил много новых ростков. Появились dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэгги с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как «Snake it, catch it again!» – типа «шалтай-болтай!»), rock-steady (рэгги с примесью соула) и другие.

Русскоязычными первооткрывателями музыки растаманов стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет» . Правда, они только использовали ритмы рэгги в своем творчестве. Сейчас можно встретить огромное множество растаманских команд, исполняющих свою музыку на русском языке. Одними из самых известных являются: Децл, Джа Дивижин, Рома В.П.Р . и многие другие.

Субкультура русских растаманов успела обрести растаманский фольклор, и достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 90-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов, и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных мероприятий.

В настоящее время на улице можно встретить большое количество растаманов или молодых людей, которые именуют себя растаманами, которые приписывают себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления и .

Последствия употребления и гашиша

Зависимость от марихуаны развивается постепенно, достаточно несколько месяцев, поэтому человек может и не заметить, как уже не может без этого . В отличие от алкоголя марихуана может вызвать галлюцинации уже при первом употреблении. Вред марихуаны доказан. Наркотик влияет на работу всех главных органов: сердца, легких, половой системы у мужчин и женщин. Из-за курения травы возникают бронхиты, фарингиты, синуситы, рак легких, тахикардия, понижение артериального давления и много других болезней.

Курение травы очень влияет на мыслительные способности, координацию движений. Тот, кто давно курит этот наркотик, имеет эмоциональную неуравновешенность, беспокойство, плохую память, неспособность к пониманию. Люди, употребляющие марихуану и гашиш, неспособны сосредоточиться, потому что наркотик сильно влияет на мозг. Возникают зрительные галлюцинации, боязнь, переживания преследования, сильные психологические расстройства, а впоследствии – слабоумие, шизофрения, депрессии, происходит полная деградация личности. Это как медленная смерть.

Также в результате злоупотребления коноплей возникает апатия, потеря мотивации. Человеку не хочется развиваться, учится, хорошо выполнять свою работу и даже следить за своим внешним видом. Последствия этого – разрушение карьеры, семейных отношений…

Тот, кто употребляет марихуану, становится замкнутым, беспокойным, неуравновешенным, агрессивным. Имеет хроническую усталость, тошноту, постоянные головные боли. При этом развивается сильная психологическая зависимость от наркотика, увеличение дозы наркотика приводит к передозировке и даже к смерти. А те, у кого не хватает денег на наркотик, занимаются криминалом.

Марихуана не является легким наркотиком, это такой же наркотик, как и остальные, который приводит к психической зависимости, разрушает жизнь человека и приводит к страданиям близких людей.

Для начала обратимся ко всезнающей Википедии.

Растаманы — это последователи религиозного движения растафарианство. Название субкультуры происходит от имени последнего императора Эфиопии Рас Тафари Макконена, после коронации принявшего имя Хайле Селассие.

Именно его, впоследствии, растафари наделили божественной силой и нарекли его именем Джа (искаженно от «Йегова»). Согласно одной из легенд растафари считают, что все земное человечество зародилось в Эфиопии, именно на её земле был рай.

Также они полагают, что изначально Библию написали на амхарском языке (официальный язык Эфиопии), а позже перевели на древнееврейский.

По одному из толкований их Библии, чернокожие были отданы богом Джа в рабство белым людям в наказание за грехи и, следовательно, должны жить под гнетом «Вавилона», ожидая пришествия мессии, который вернёт всех чернокожих на родину в Эфиопию.

«Вавилон» есть абстрактное понятие современного прагматичного индустриального мира.

Заметить растамана не составит труда. Как правило, они носят яркие красно-желто-зеленые (именно эти цвета составляют флаг Эфиопии) объемные шапки, из-под которых торчат дредлоки — косички из взбитых в колтуны волос.

Именно по ним Джа узнает своих последователей и, в случае Апокалипсиса, вытянет их из бездны. Ещё растаманы носят мешковатые одежды с символикой почитаемой культуры — это лист каннабиса, надевают соответствующие украшения (бусы, браслеты).

Философия

В свои размышления растаманы погружаются под звуки музыки в стиле регги, классическим примером которой является творчество Боба Марли. Но и сами растаманы играют свою музыку, отбивая ритмы регги на барабанах.

Курение марихуаны допускается в рамках какого-либо божественного ритуала, приближая растамана в таком состоянии к богу Джа.

Заповеди

У растаманов, как у всех верующих, есть свои правила, которым они стараются неукоснительно следовать, как завещал их бог Джа:

  • уважать традиции растафари и традиции других религиозных культур;
  • почитать человечество;
  • проповедовать растафарианство;
  • философствовать;
  • курить марихуану;
  • постигать смысл жизни.

Помимо заповедей есть и запреты у последователей растафарианства. Табу наложены на курение табака, распитие крепкого алкоголя, игры в азартные игры, все это противоречит философским убеждениям.

Ещё есть гастрономические запреты. Так им не разрешается есть свиное мясо, очищенную от чешуи рыбу, моллюсков, соль и пить молоко.

Растаффари в России

Растафарианство в России нашло последователей в середине 1990-х годов и совпало с падением «железного занавеса», отделяющего советских граждан от других мировых культурных, религиозных, музыкальных направлений.

Постсоветские растаманы не имеют ничего общего с истинными последователями растафарианства.

Они курят одурманивающие смеси, носят трехцветные шапочки, позволяют себе бездельничать, слушают регги, но при этом не являются исконными последователями идеи африканского превосходства, потому как не имеют ни малейшего представления об истории возникновения оригинальной субкультуры и её философии.

Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.

(с) Ковчег

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги... Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве) одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

Осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

Принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

Соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

Необходимо:

Соблюдать вегетарианство;

Любить и уважать человеческое братство;

Отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению...».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган...».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот...

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Эй, люди,
Мир вашему дому!

(с) Республика Джа