Что значит дать обет перед богом. Обет данный богу

Когда дашь Богу обет, не опоздай с его исполнением, ибо не благоволит Он грешникам. То, что обещал – исполни .

Как это работает? Сила обета – это когда ты вступаешь с Богом в прямые взаимоотношения. Если человек осознанно берет обет (недер) перед Богом, то он включает личный договор.

Обычно люди живут в какой-то системе «мировоззрения» без Бога. Но когда человек сам лично вступает в договорные отношения с Всевышним, то и со стороны Бога идет другое отношение. Человек что-то просит у Бога и что-то ему обещает. А если не выполнил – тогда уже другой спрос.

Мы знаем, что, например, у Ханы не было детей. И она взяла обет – и появился у нее ребенок – пророк Шмуэль. Она в 2 года должна была его отдать в Храм, чтобы он служил Богу. В Трактате Брахот в Талмуде об этом можно прочесть более детально.

Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, рассказывал, что он жил в Ташкенте, и в 70-е годы не отпускали евреев в Израиль. И он говорит, что было там два верующих еврея: один – бреславский хасид, а другой – бухарский еврей (сфаради).

Они были очень верующие. И оба осознанно взяли обет, что если Бог сделает то, что они просят, то они выполнят определенные действия. Один пообещал, что поедет на могилу Раби Нахмана. А второй пообещал, что поедет на могилу какого-то праведника, даст цдаку.

Что Богу важно?

Чтобы были выполнены заповеди (мицвот). И они пообещали выполнить это, если Он даст им разрешение на выезд.

Проходит какое-то время. Оба вдруг неожиданно получают разрешения на выезд. И тут в дело вступает «злое начало». Сила, которую Бог создал для того, чтобы сохранялась свобода выбора. Сила, которая мешает двигаться к Богу и создает препятствия, за преодоление которых и положена награда - вечная жизнь, полная наслаждением от общения с Богом.

У обоих евреев случился инфаркт, а дается только 30 дней, чтобы выехать. Они обет не могут выполнить, потому что не могут поехать - у них инфаркт. Причем очень интересно получается, что инфаркт освободил бы их от обета (спасение жизни важнее всех заповедей), но после инфаркта еще оставалось несколько дней, когда ты уже здоров. Но ехать они не могли из-за сборов и приготовлений. Был месяц всего на выезд из СССР: если проходит этот месяц, они уже не могут выехать.

Рассказывал Рав Ицхак Зильбер, что собрались тогда раввины и мудрецы Ташкента, снимать обет. Да, обет можно снимать! Но, чтобы снять обет, нужно, чтобы собралось 1 или 3 или 10 раввинов, в зависимости от ситуации.

Например, если обет был произнесен во сне, нужно 10 раввинов. Как обет – это сила слова, так и раввины создают специальные условия, чтобы с помощью силы слова этот обет снять и освободить человека.

Поэтому нужно понимать, что это очень серьезное дело – брать обеты. Есть в этом огромная опасность, потому что сразу включаешь на себя огромную помощь, но и включаешь против себя огромное противодействие сил зла.

Ты входишь в опасные договорные отношения с Хозяином мира, которые обязательно нужно выполнить.

Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить.

Если человек изначально не готов что-либо обещать, нужно сказать: «Бли недер» (перевод: Без обета)

Хотя обеты помогают. У меня, например, в жизни были такие ситуации, когда я брал обет и мне Бог очень помог. Можно сказать, сделал для меня чудо. И уже много лет я чувствую, как попадаю в ситуации, когда могу своё обещание нарушить. Но пока, Слава Богу, не нарушал. Хотя я на всякий случай перед каждым Рош-Ашана, снимаю через раввинский суд из трех раввинов все обеты.

Кстати, интересно, и Рав Зильбер, благословенна память о праведнике, брал обет. Это было еще при Сталине, в 53 году. Это было ужасное время, и он не знал, что с ним дальше будет. Вокруг люди, которые погибают на каждом шагу.

И он взял обет, что, если он выйдет из тюрьмы, Бог ему поможет остаться в живых, соблюдать Тору и не споткнуться, то он будет по Шаббатам учить, насколько я помню, какой-то Мидраш.

И его дочка, рабанит Хава Куперман, рассказывала, что все его болезни, все его инфаркты были именно в то время, когда он выполнял обязательство, выполнял свой обет. В разные годы, но именно это время стало для него очень тяжелым.

Поэтому еще раз хочу подчеркнуть. Когда человек берет обет, прямым текстом вступает в осознанные взаимоотношения с Богом, то Бог поворачивается к человеку и как будто бы "протягивает руку". Потому что для Бога нет невозможного. Но также потом за это идет спрос.

Поэтому и говорит Царь Соломон, что «Лучше обет не давать, чем дать и не исполнить».

20.01.2014

Очень часто люди разных религий дают обеты. Что же это такое: Это обещание перед Богом не делать чего-то никогда больше или наоборот обещание сделать полезное дело, пожертвование и так далее. Но не все обеты даются на оставшуюся жизнь. Они бывают и временные.

Существует много видов обетов. Например:

  1. обет безбрачия
  2. обет молчания
  3. монашеский обет.

Нарушения обещания, которое Вы дали Богу — это серьезный и страшный грех. Потому необходимо всё тщательно взвесить, убедиться в своих силах и в выполнении обета.

Причины таких кардинальных действий

Решите для себя, для чего Вам принятие обета. Конечно же, любые поступки имеют свой смысл и причины. Причины могут быть разнообразными. Возможно Вы идете на это решение из-за своих религиозных взглядов, просто хотите доказать себе что-то, планируете увести свою энергию и жизнь в другое русло.

Например, если Вы даете обет безбрачия, Вы хотите не попасть в ловушку венерических заболеваний и родить детей, которые Вам не нужны. Причина может быть совершенно любая. Главное, самому в себе разобраться и обозначить смысл действий, прежде чем отречься от чего-либо. Ведь это очень серьезный шаг, сделав который, вернуться назад будет очень трудно.

Как же дается обет или право на новую жизнь

В первую очередь, будьте искренни сами с собой. Ваше решение может в корне изменить Вашу жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Вы должны это осознавать.

  1. Поделитесь со своими близкими о таком плане. Некоторые решения в нашей жизни, нам хочется хранить в секрете, но если Ваши родственники будут Вас поддерживать, хранить обет будет легче.
  2. Любыми методами избегайте соблазна. Ситуация, которая поможет нарушить обет, всегда придет в Вашу жизнь не вовремя. Вы должны быть сильны духом и понимать свои силы. Не стоит самим искать объект соблазна, иначе придется постоянно воевать со своей прошлой жизнь. Возьмите на себя обязательство избегать всевозможных не нужных ситуаций.
  3. Пересмотрите свою жизнь через пару месяцев, потом еще через какой-то промежуток времени. Если Вы чувствуете себя свободным, счастливым и успешным, значит Ваше решение было обдуманным и правильным. Продолжайте жить в том же духе. Если же всё сложилось иначе, и вас часто посещают мысли об отказе от обета, попробуйте успокоиться и проанализировать всё еще раз. Решите, нужен ли вам такой отказ или стоило давать временный обет, если вы совершили ошибку.


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...





Основой многих споров является личная жизнь всех священнослужителей. Эта каста людей живет и воспитывается по своим правилам, которые диктуются их верой. Повседневная жизнь нынешнего священника Сначала, каждый...

Попробуйте провести эксперимент. Произнесите в самой что ни на есть православной, благочестивой среде слова «обет трезвости» - и тут же поднимется шум, завяжется спор… Что такое? Быть может, дело в том, что мы не так много знаем об этом явлении?

Что и зачем?

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью... Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.

Екатерина САВОСТЬЯНОВА

ГРЕХИ И ОБЕТЫ. ТРУДНО ЛИ ПЕРЕХИТРИТЬ СВОЮ СОВЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ИСПОЛНИШЬ ОБЕТ?

Отвечает духовник Тверской епархии, настоятель Никольского храма г. Торжка, игумен Корнилий (Малинин)
– С чего начать исправление своей духовной жизни?
– Прежде всего, надо осознать, почувствовать в себе потребность в , в духовной жизни. Желание жить духовно заложено в каждом из нас с самого рождения, и совесть как голос Божий в душе каждого человека ведет, призывает нас к этому. Духовная жизнь - это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий. Духовная жизнь не возможна без молитвы, без общения с Богом в Святых Таинствах.
– Почему человек, борясь против своих грехов и страстей, часто срывается?
– Человеческая природа испорчена грехом, поэтому мы больше склонны ко греху, чем к добру. Нам надо делать над собой большое усилие, чтобы творить добро, бороться чаще всего совершается нами легко, как бы самопроизвольно.

Обет православного монаха

– В каких случаях дают обеты? Можно ли дать обет от чревоугодия и как его выполнить?
– Обет – это добровольное обязательство что-либо исполнить, данное Богу: сделать доброе дело, пожертвовать, совершить паломничество по святым местам и т.д. Очень важно подчеркнуть, что обет — это добровольное обязательство. Обет дается людьми, как правило, в благодарность Господу за оказанную помощь или при молитве о помощи Божией.

Обеты бывают разные. Самые важные из них те, которые христианин в своей жизни дает в Таинствах. В первую очередь, это Таинство Крещения, где человек отрекается от сатаны, от страстей своих, от грехов, обещает (даёт в своё роде первый обет в своей православной жизни) Богу, что будет вести с ними борьбу и жить по совести, по заповедям Божиим. Апостол Петр в Первом послании говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). То есть человек в Крещении очищается от грехов, омывает свою душу и приносит обещание Богу доброй совести. Так же дает он обет супружеской верности в Таинстве Венчания. Отрекается от семейной жизни, от всего мирского и посвящает свою жизнь полностью Богу в обете инок, дается обет и в Таинстве Священства. …Нарушение обета, неисполнение его является тяжким грехом, поэтому к принятию его нужно относиться очень ответственно. В любом случае, давая обет Богу, важно не переоценить свои силы и не обещать того, что может оказаться неисполнимым.
– Как идти к Причастию, если нет возможности примириться с обидчиком?
– С таким вопросом надо обращаться к священнику, у которого Вы исповедуетесь, духовнику. При этом надо помнить слова Господа, сказанные в Евангелии от Матфея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:23–26).
– Бывает ли спасение для ленивых? Можно ли дать обет против лени?
– Леность – это грех с которым надо бороться, надо заставлять себя трудиться, работать над собой, воспитывая свою волю. Господь устраивает нашу жизнь так, что нам приходится заботиться о ближних. И мы должны исполнять свой долг, это понуждает нас трудиться. Для людей, имеющих силу и возможность, необходимо заботиться о беспомощных, болящих, немощных людях. Человек, который служит ближним, становится чище душой, растёт духовно. Чтение духовной литературы помогает вдохновиться на духовную жизнь и избавиться от уныния и лени.
– Какие грехи совершаются просто из-за глупости?
– «Выше всякой добродетели рассудительность» – так говорил преподобный Исаак Сирин и многие другие святые. Если мы не думая что-то делаем, что вредит и нам и окружающим людям, то это грех. Чаще всего это проявляется в наших словах, разговорах. Очень легко можно словом ранить человека, навредить, даже уничтожить.
– Получится ли заменить одну страсть на другую – менее пагубную?
– Если мы будем так думать, то скоро запутаемся в своих мыслях и впадем в другой грех и самообман. Такие компромиссы предлагают только бесы. В ответ на это вспоминаются слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).
– Совет для тех, кто постоянно проигрывает в борьбе с грехом и уже отчаялся…
– Господь, Иисус Христос пришел для нас, грешников. «Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17). Господь смотрит не на то, как человек падает, а как человек встает после падения. Господь ценит даже намерение человека встать от греха, непримиримое отношение ко греху. Нам надо сделать только первое движение, первый шаг в борьбе с грехом, призывая помощь Божию, и тогда Господь даст нам силы подняться и идти дальше путем спасения.
Что такое обет? Сколько обетов у монаха? Что значит, быть верным обету (обета)? Будьте осторожны, давая обет перед Богом. Кстати, в средневековье дать обет было очень «модно» у рыцарей.

Обет – это добровольное обязательство или обещание, которое дают Богу. Обычно обет дают при том условии, что получат особые милости от Бога.

Обет должен удовлетворять таким условиям:

1). Человек сознает полную зависимость от воли Божьей и то, что он обязан отблагодарить Его;

2). Он осознает, что обет вполне законен;

3). Он осознает, что обет приемлем для Бога;

4). Он осознает, что обет способствует его духовному росту.

Обет может дать только тот, кто обладает здравым умом. Обет можно давать только по зрелом размышлении. Поскольку обет - это акт богопочитания, его нельзя давать необдуманно. Наконец, обет дают добровольно, без принуждения.

Законен ли обет? Мнения на этот счет почти никогда не расходятся. То, что он законен, ясно из следующих соображений. Во-первых, по своей природе – это обещание Богу. Он может быть выражением благодарности за то, что уже даровано человеку, или обещанием отблагодарить за какое-либо желаемое благо, если Богу будет угодно его пожаловать. Иаков обещал, что если Бог вернет его в дом отца, он пожертвует Яхве десятую часть того, что у него есть. Во всей Библии, особенно в Псалмах, множество примеров таких обетов, выражающих благодарность Богу. Во-вторых, обет законен, поскольку в Библии приводится много свидетельств того, что обеты строго выполнялись. Это веское доказательство того, что в определенных ситуациях обет приемлем в глазах Божьих.

«Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнять» Еккл.(5:4).

В-третьих, законность обета очевидна из того факта, что завет(договор) крещения имеет природу обета. Элемент обета явно подразумевается и в праздновании Вечери Господней. В обоих таинствах верующий посвящает себя Христу и приносит ему обет верности. Это относится и к брачному договору – брачующиеся приносят обещания не только друг другу, но и Богу. Обет никогда нельзя давать необдуманно. Это с особенной силой показано на примере Иеффая (Суд.11:1-40) и ясно сформулировано в Притчи (20:25) «Сеть для человека – поспешно давать обет и после обета обдумывать».

Одна молодая мать-христианка, получив на руки своего первого ребенка, с глубоким благоговением дала обет Богу воспитывать его с раннего детства в учении и наставлении Господнем.

Каждый вечер, приготовив малютку к ночи, мать преклоняла колени свои для молитвы и в это время, как она держала в одной руке обе ручки ребенка, второй рукой прикрывала малютке глазки и молилась, чтобы Господь, Который любит детей, сохранил бы и благословил ее дитя.

Когда малютка достаточно окреп, мать сажала его на постельку и прижимала его щеку к своей, всегда прикрывая одной рукой глазки, и в то время, как другая рука держала ручки ребенка, и так она молилась постоянно.

Через некоторое время ребенок сильно заболел. Мать, доктор и все родные прилагали все усилия, чтобы сохранить ему жизнь. Он был еще слишком мал, чтобы сказать, где и что у него болит, и, когда спустя некоторое время, он успокоился, доктор сказал: «Я думаю, что опасность миновала, и, если ребенок теперь уснет, то природа сделает все остальное».

Но глазки ребенка все чего-то искали, и ручонки протягивались вперед. Мать наклонилась к нему и спросила: «Чего ты хочешь, моя крошка?»

Тотчас обе ручки очутились в материнской руке, головка прижалась к ее щеке, а глазки закрылись. На мгновение все затихло, потому что мать думала, что неудобно будет молиться в присутствии доктора. Но голубые глазки ребенка снова открылись, ручонки его крепко ухватились за руку матери и оживленный лепет приятного детского голоска прервал молчание.

«Он что-то хочет, - сказал доктор, - вы не знаете чего?»

Тогда мать со слезами вспомнила обет, данный ею Богу. Она, не стыдясь, преклонила колени и произнесла несколько кратких молитвенных слов, и ребенок тотчас же уснул. У стоящего тут доктора на глазах навернулись слезы, и, положив, свою руку на голову молящейся матери он сказал:

«Я желал бы, чтобы каждое дитя возрастало так, как ваш ребенок».

И как велико благословение, когда матери при воспитании своих детей дают обет Богу воспитывать их по Слову Божьему!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

1.Будь сам тем, чем желаешь, чтобы стали твои дети.

2. Чего требуешь от детей, то делай сам.

3. Что запрещаешь детям откажись от того и ты.

4. Будь примером для детей не только тогда, когда они видят или слышат тебя, но и в отсутствии их.

5. Заметив недостатки детей, обрати внимание и на свои поступки, на свои слова и действия.

6. Обнаружив недостатки и ошибки в своей жизни, старайся исправиться, а затем уже исправляй детей.

7. Помни, что то, что окружает тебя, есть часто ничто иное, как отражение твоего внутреннего «Я».

8. Если ты ежедневно ищешь у Господа очищения путем покаяния и молитвы, то ты ежедневно пребываешь в общении с Ним, а вместе с тобою и твои дети.

9. Если в повседневной жизни Господь руководит тобою, то и дети тем охотнее будут подчиняться твоему руководству.

10. Чем послушнее ты будешь Богу, тем больше послушания будут оказывать тебе дети твои.

11.Как воспитатели начинают пренебрегать обществом с Господом, так и в детях начинает укореняться небрежность к наставлениям и советам родителей.

12. Всякая преграда между воспитателями и Господом есть большой вред для духовного развития детей.

13. Пример жизни родителей без разумной любви к детям, подобен свету любви к детям, которая, хотя и светит, но не греет. Пример же соединенный с сердечной любовью в Духе Святом к детям, подобен свету солнца, которое и светит и греет, и делает жизнь, исполненной чистой и святой радости.