Детские потешки до 2 лет с движениями. Потешки для самых маленьких на все случаи жизни

К двум годам почти каждый малыш освоил азы ходьбы и потихоньку начинает разговаривать, хоть и на своем языке. Но пока что так называемый детский лепет понимают только близкие малышу люди.

В ваших силах помочь своему любимому чаду развиваться дальше! Веселые и занимательные потешки для детей двух лет из этого раздела помогут вам начать развивать речь ребенка. Еще они могут помочь вашему любимому отпрыску понять как интересны пешие прогулки, столь необходимые для подрастающих деток.

Что за грохот - бум-бум-бум -
Яблочко упало!
В травке яблочко найдём
Чтобы не пропало.Автор потешки: Кирилл Авдеенко

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу,
Не скрывайся в тучу-
Холод нам наскучил.

Покажись нам, солнышко,
Посвети немножко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки!

Обогрей нас,солнышко,
Яркими лучами,
Обогрей лучами,
Сделай силачами!

Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Нашей кашей угостись.
Кашкой
Толокняной
Из чашки
Деревянной!

Терли свинки
Другу другу спинки,
Мыли хвостики-крючки,
Отмывали пяточки!
Парились веничком,
Парились березовым,
Вылетали из парной
Облачком розовым,
Розовые облачка -
Три румяных пятачка.
А как облились из ушат,
Так уж больше не спешат:
Расселись в сенцах,
В махровых полотенцах,
После пылу-жара
Возле самовара,
Дуют на блюдца -
Друг дружкой любуются:
Уж такие душечки
После баньки хрюшечки!

Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стружок!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую

На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)

Жил - был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.

Воспитатель: Шамсутдинова З.З. 2017 г.

Пояснительная записка

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения. Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.

ЗНАЧИМОСТЬ КРУЖКА:

  • воспитание звуковой культуры речи. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • обогащение словаря
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков;
  • Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;
  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из Прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы;
  • Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
  • Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные

навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки.

Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Важную роль в чтении потешки играет ритм.

Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас.

Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Я разработала кружок для детей ясельной группы «Потешки – помощники»

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (2 – 3 лет)

Деятельность кружка проводятся постоянно в течении дня в разных видах деятельности и режимных моментах. Срок реализации программы 8 месяцев

Ожидаемые результаты работы:

  • развивается речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
  • обогащение словаря
  • умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  • инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки
  • договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы
  • читать наизусть потешки и небольшие стихотворения
  • рассматривать иллюстрации.

Итогом в реализации программы кружка является речевая активность детей.

ЦЕЛЬ КРУЖКА:

  1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада;
  2. Развитие речевого общения;
  3. Формирования интереса и потребности в чтении книг.

ЗАДАЧИ КРУЖКА:

1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные

2. Формирование грамматического строя речи;

3. Развитие монологической и диалогической речи;

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие литературной речи;

6. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

Развивать речевое общение. Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

Образовательная область

«ПОЗНАНИЕ» :

Способствовать расширению запаса понимаемых слов в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» :

  • учить детей выражать доброжелательное отношение к сверстникам.
  • Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
  • составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
  • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На основном этапе в ясельной группе будет организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Потешки буду использовать не только в режимных моментах

и на занятиях, но и в организованной образовательной и совместно - партнерской деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, используемые при реализации кружка:

1. Обыгрывание сюжета потешки.

В ходе ННОД с детьми буду использовать наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создавать развернутую картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

6. Логоритмика.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых

близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:

  • Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома» , «Развиваем мелкую моторику» , раздел в уголке для родителей «Что мы учим» )
  • Информационно – аналитическая - оформление папки - передвижки
  • Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка) .

Благодаря данному проекту, диагностика уровня речевого развития показала

хорошие результаты у детей нашей группы.

РЕЗУЛЬТАТ:

Показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

  1. Родным языком;
  2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие) ;
  3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом кружка являются положительные эмоции, веселое, бодрое

настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос

действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Например, при умывании:

Водичка, водичка,
Умой Насте (Саше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Умница Поленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

При подъёме:

Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот -с правой ножки.
Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.

Подвижные и хороводные игры:

«У медведя во бору»

Для этой игры необходимо участие двух взрослых.

«Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит» . Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы» , «ягоды» , они перекликаются: «Ау! Ау!» .

Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к

«медведю» со словами:

У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.

Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их. Медведь и дети. Один из взрослых назначается «медведем» . Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:

Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел на травку, задремал.

Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый и дети говорят:

Стали деточки плясать,
Мишка, Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших деток догоняй.

На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.

«Гуси, гуси»

Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси» .

Дети: «Га, га, га» .

Ведущий: «Есть хотите?» Дети: «Да, да, да» .

Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите» .

Дети бегут к противоположной стене (там их домик) , а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.

«Мыши водят хоровод»

Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.

Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей» . Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки) .

«Большие и маленькие ножки»

Дети берут друг друга за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги
Шли по дороге
Топ - топ, топ - топ
Маленькие ножки

Бежали по дорожке
Топ топ топ то топ,
Топ топ топ то топ
Мы по лесу идем

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем: «Ау – ау - ау!»
Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау – ау - ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем» , «Мы медведя позовем» , «Мы лису позовем» .

«По ровненькой дорожке» Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в яму – бух! (На последней строчке присядьте.)

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Раздувайся пузырь»

Возьмитесь за руки – у вас получится большой пузырь. Поводите хоровод со словами:

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

И не лопайся.

(расцепите руки и хлопните в ладоши) .

Лопнул пузырь! Полетели!

(побегайте по комнате) .

«Как на наши именины»

Возьмитесь с детьми за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:

Как на наши именины

Испекли мы каравай:

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

(сходятся к центру)

Вот такой вышины,

(поднимают руки вверх)

Вот такой нижины.

(опускают руки вниз)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай,

Я люблю, конечно, всех,

А детишек больше всех.

Пальчиковая гимнастика:

Жил - был зайчик –

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Гладят кобчик.

Крутят руль.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

«Ко – ко - ко, ко – ко - ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами

каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами

каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке – ладоши,

А пальчики – Антоше.

Моющие движения. Поглаживающие движения по щекам.

Интенсивное потирание ладоней. Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки.

Жили - были зайчики

На лесной опушке.

Жили - были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Хлопают в ладоши.

Показывают уши.

Показывают домик.

Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении,

проведите игру с группой детей. Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке. Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

«Замок»

Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок» .

Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.

Круговые движения сомкнутыми руками.

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили...

И открыли!

Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы.

Логоритмика:

1. Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Ходьба по кругу на носках.

2. Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Сесть на корточки опустив голову и обхватив руками коленочки, потом постепенно выпрямиться, встать на носки и потянуться, сколько возможно вверх, поднимая руки.

3. Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.

Идут по кругу. Взявшись за руки, в центре один ребенок, останавливаются протягивают к ребенку руки «ковшиком»

Берут ребенка в круг, идут все вместе.

4. «Му – му - му! - мычит корова

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко».

Идут по кругу, сделав «рога» из указ. пальцев. Поворачиваются лицом друг к другу, делают по два поворота вправо - влево. Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо, разбегаются по группе.

5. Наша елочка - краса

Поднялась на небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, тянуться руками

вверх. Опять идут по кругу, взявшись за руки.

6. Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб. Имитация движений

7. В лесу под сосною грибочки росли

Шапочкой красной кивают грибки

– Понравиться очень хотят нам они.

Дети выполняют маленькую пружинку, наклоны вправо - влево.

Потешки для детей 2-3 лет в детском саду самым маленьким были придуманы еще на Руси. Это не просто стихотворения, а целый мир русского творчества (народного), помогающий в те времена воспитывать и развивать малышей.

Даже сейчас потешки для самых маленьких являются палочкой выручалочкой для современных родителей в воспитании своих сорванцов. Чтение потешек вместе со своим 2-3 летним чадом сопровождает движение. Это значит, что русские стихи потешки для малышей нацелены развивать речь, мелкую моторику и даже физически.

  1. Потешки для самых маленьких с движениями подходят карапузам даже с рождения. Пока новорожденный ребенок еще не может контролировать движение своих ручек и ножек. Напевая народные потешки для детей можно делать крохе массаж и развлекаться.
  2. Это укрепляет физический тонус мышц у крохи и, слушая как вы произносите русские поговорки и скороговорки они откладываются у него в памяти. Разучивание потешки можно начинать в любом возрасте, хоть в год, хоть в три.

Какие потешки выбрать зависит только от вас. Тема таких стихотворных занятий может быть любой. Так, например, потешки про животных помогают в изучении фауны, в форме игры крохе проще понять, как мяукают кошки, как гавкают собачки и т.д.

Стишки нынешние отличаются от стишков прошлых лет. Это творчество в народе на Руси спасало и помогало практически всем женщинам. Отличие от современных стишков у них заключается в том, что в них употребляется много слов, которые в современной литературе уже вышли из употребления.

Многие считают, что раз слов таких не употребляется, значит эти потешки не научат ничему хорошему. Но это не совсем так, если вам не нравятся какие-то слова, всего лишь замените их теми словами, которые кажутся вам наиболее правильными. Правильно начинать обучение и развивать речь у крохи с младенчества. Поэтому замените слова «Чего» на слова, которые употребляются в настоящее время, к примеру, на слово «Что».

Вместо того чтобы показывать своей крохе мультики купите малышу книжки-иллюстрации. В такой литературе много полезного. Во-первых, там красочные иллюстрации, могут даже быть мультики, что привлекает карапузов, также эти книжки содержат потешки чистоговорки. В чистоговорках повторяются одни и те же звуки, например, потешка Петушок.

  • Если это потешки чистоговорки в них должны употребляться повторяющиеся звуки (например, «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-Ку», «Бе-бе-бе» и т.д.). Развивающая книжка потешка Петушок содержит красочные иллюстрации (известные мультики) и вам не обязательно их заучивать наизусть, вам достаточно читать с выражением и интересной интонацией, а малыш может просто смотреть на картинки и слушать.
  • В дальнейшем старайтесь учить читать карапуза по этим книжкам. Особенно полезны чистоговорки. Во-первых, малышу будет проще за счет повторения слогов, а во-вторых будет развиваться дикция, и вам не будут нужны услуги логопеда.

Русские народные потешки (Сборник). Детям от 0 до 3 лет

Игры потешки

Все детки без исключения любят играть в игры, в детском садике малышей выводят на прогулки и на утреннюю зарядку. Самыми разнообразными способами воспитатели пытаются привлечь сорванцов к детской физкультуре, для таких целей подойдут всем известные потешки ладушки и любая считалочка во время салок или пряток.

Находясь дома можно играть в активные игры с малышом и проговаривать смешные стишки и песенки. Лучшие потешки развивают карапузиков в комплексе, они быстрее познают окружающий мир. Тот малыш, который слушает потешки пословицы начнет говорить намного раньше своих сверстников.

Прикольная игра для маленьких человечков на коленях у родителей. Кроху сажают на коленки к себе, и начинают «ехать» при этом приговаривая :

  • Ехали, ехали,
  • В лес за орехами,
  • По кочкам, по кочкам,
  • По дивным лесочкам,
  • В пробку попали,
  • На гудок нажали, Бип-Бип! (или в ямку Бух!)

При этом последнем действии родитель может раздвинуть коленки чтобы малыш слегка провалился «в ямку» или изобразить гудок, слегка ущипнув за бочок. Такие игры для детей 2-3 лет и в детском саду очень нравятся ребятне.

В детском саду или дома можно делать зарядку с карапузами. Для зарядки подойдет потешка солнышко или про петушка, в общем все что связано с утром и детворой. Вы должны вместе с детишками делать зарядку, при этом совершать физические действия. Например, «вышло солнышко багряное» – все вместе с положения сидя поднимают ручки и плавно поднимаются, «мы поклонимся солнышку» – все делают наклон в низ опуская руки и т.д.

Перед сном

Потешки перед сном особенно запоминаются крохой. Сон беззаботное мгновение которого ждут родители, укладывая свое маленькое счастье спать. Чтобы процесс укладывания прошел интереснее и с пользой, давным-давно были придуманы колыбельные потешки.

Псенки потешки для сладкого сна придуманы давно, с помощью таких колыбельных песен родители успокаивают малыша, который не хочет спать, капризничает или плачет. Главное подобрать успокаивающую и убаюкивающую интонацию. Музыкальный подход в укладывании спать самый лучший вариант, малыш слушает и от интонации плавно погружается в сон.

  1. Когда вы укладываете кроху спать можно превратить короткие стишки в целую колыбельную, главное успокаивающе напевать их. Не нужно рассказывать их с выражением и высокой интонацией, главная задача – убаюкать.
  2. В этом помогает всеми любимая колыбельная «Баю-баюшки-баю». Ее знает каждый. И согласитесь, что даже в зрелом возрасте хоть и не всю целиком, но какие-то отрывки из этой песенки вы помните. Так и малыши, слушают, потихоньку засыпают, и спетые вами слова откладываются где-то глубоко в подсознании.
  3. Всего на всего нужно вспомнить колыбельную и петь каждый день, каждую ночь своей крохе. Напомним вам ее текст, он может просто повторяться из одного куплета или добавляйте что-то новое сами. Можете составить колыбельную из нескольких стишков, которые кажутся наилучшими именно вам.

Потешки для развития речи и мелкой моторики

Чтение потешек способно хорошо развить речевой навык у крохи. Потешки для развития речи можно разучить в любое время дня. Это может быть простая считалочка (потешки считалочки) которой кроха будет пользоваться, играя во дворе со сверстниками.

Играя можно научить потешкам своего карапуза. Сначала вы показываете и двигаете его ручки и пальчики, а потом спустя некоторое время просите малыша продолжить начатое вами действие. Когда пальчиковые потешки кроха заучит наизусть, попросите проговаривать и показывать, уже на ваших руках, самостоятельно без ваших подсказок.

Вот пример всем известной игры с ладошками и пальчиками :

  • Сорока-белобока
  • Кашку варила,
  • Детишек кормила. (Мама прочерчивает своим пальцем кружок по ладошке крохи, как бы помешивая кашку)
  • (Затем мама поочередно загибает пальчики у крохи к ладошке)
  • Первому дала, (загибает большой палец)
  • Второму дала, (загибает указательный палец)
  • Третьему дала, (загибает средний палец)
  • Четвёртому дала, (загибает безымянный палец)
  • А пятому – не дала. (берет мизинец и качает его в разные стороны)
  • А Ты пальчик не дорос!
  • Ты водички не принес,
  • Ты в лес не ходил,
  • Ты дров не рубил,
  • Тебе кашка – на паличке
  • В рукавичке.

Этот небольшой и короткий стишок развивает у крохи не только мелкую моторику, но также речь и подготавливает ребенка к азам счета. Малышу в дальнейшем будет проще считать на пальчиках, если он будет знать какой пальчик – какой по счету. Самое главное это то, что «Сорока-белобока» приучает малышей к труду, карапуз уже с малых лет в форме игры, понимает, что кто работает – тот ест.

Потешки во время еды

Потешки про еду нужны, когда у родителей появляются проблемы с кормлением своих сорванцов. Ребенок может капризничать и отказываться даже ложечку попробовать из приготовленной вами еды. Для таких случаев придумали стишки потешки во время еды.

Самыми популярными и известными, как все мы помним являются стишки с помощью, которых уговаривали нас поесть наши мамы. В них они просили съесть ложечку за маму, за папу и т.д. В общем, старались всячески обмануть, чтобы кроха съел хоть ложку каши.

Потешки для детей 2-3 лет

Потешки — небольшие стихотворения из народного творчества с простым слогом, понятным для маленьких детей. Чаще всего такие стишки описывают какое-либо действие — переодевание, купание, поедание еды, массаж и пр. Общаясь с маленьким ребенком, сопровождайте свои действия веселыми потешками. Это поднимет крохе настроение, успокоит его, а также способствует развитию речи крохи.

Самые лучшие потешки для маленьких детей

  • просыпаемся с потешкой,
  • умываемся с потешкой,
  • кушаем с потешкой,
  • массаж с потешкой,
  • изучаем части тела с потешкой,
  • потешки для разных ситуаций,
  • любимые потешки.


Потягушки, потягушки

От носочков до макушки.

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем,

Совсем выросли!

Потягунюшки, порастунюшки
(поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,
(гладим бока)

А в ножки – ходунюшки,
(двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки,
(сжимаем и разжимаем кулачки)

А в ушки - слышунюшки,
(показываем ушки)

А в глазки - глядунюшки,
(показываем глазки)

А в роток - говорок,
(показываем ротик)

А в головку - разумок!
(трогаем лобик)

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Mы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Где водичка найдем!

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Просыпайся, доча! (Славный мой сыночек!)

Как тебя люблю я!

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песенку дочурочке (сынулечке):

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок,

Встань, моя дочурочка.

(Вставай мой сынулечка).

Ручки-ручки — потягушки,

И ладошки — похлопушки.

Ножки-ножки — топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки —

Потянушки — потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

Умываемся с потешкой

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Знаем, знаем — да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода —

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

А глазки?

(моем руки перед едой и после)

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Купаемся с потешкой

Никто, никто, тирлим — бом — бом

Не может догадаться

Куда идёт весёлый гном

А гном идёт купаться!

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

(вытирая малыша после купания)

Мы ручки мыли? Мыли!

Мы ножки мыли? Мыли!

Мы спинку мыли? Мыли!

И теперь мы чистые заиньки пушистые!


Это — ложка

Это — чашка

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — все хватать-хватать.

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.

Нам кашки сварила, платочком накрыла.

Платочком накрыла и ждет нас, пождет,

И ждет, кто же первым придет?

Каша вкусная дымится,

Надя кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку.

Кто у нас любимый самый?

— Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

— Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

— За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку — за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой — «простоквашкою»,

Третий скажет — «молочком,

И румяным пирожком».

Утка-утёнка,

Кошка — котёнка,

Мышка — мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке.

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Оля доела

Последние крошки!

Потешки для массажа ручек и ножек малыша

(тянем поочерёдно ручки)

Тяни холсты

Холсты просты

Тяни, тяни, потягивай,

Поперёк, поперёк перекладывай.

(разводить ручки в стороны и скрещивать на груди)

Маменьке — сажень,

И папеньке — сажень,

И бабушке — сажень,

И дедушке — сажень.

А Ванечке —

Большую — наибольшую

Самую большую!

Как на Солнышка именины

Испекли пирог из глины

Вот такой ширины!

Вот такой вышины!

(потягивая за ручки положение сидя)

Вот такой расти

Ко мне в гости ходи

Вот такой расти

Нам на радости.

(постукиваем кулачками ребенка друг о друга)

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

(ребёнок на спинке, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки)

Ножки — топтышки пошли молотить

Ручки — грабельки сено воротить.

(две ножки сгибать к животу, потом перевернуть на бочок)

Толкачики — рогачики, оп! Перевертушки!

(тянуть за ножки на себя)

Поехали — поехали за солью за солью.

Потешки для массажа животика

(гладить животик по часовой стрелке)

Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живёт?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котёнок.

Улыбается ребёнок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)

Улетели (поглаживаем малыша)

Потешки для массажа спины

(поглаживаем спинку)

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам.

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Хвостиком помахала. Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)

Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем стол кулаком)

Стул, (стул - щепотью)

Печатную машинку. (печатную машинку - пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)

Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)

Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег» пальчиками)

ЧИВ ЧИВ ЧИВ

Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)

Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)

КВА КВА КВА

Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил.
(вибрация — ладошки «боятся»)

Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «качаются» из стороны в сторону)

КРЯ, КРЯ, КРЯ

Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.
(мишка не боится, продолжаем поглаживание по спине)

Мишка топает домой весь до ниточки сырой (поглаживание по спине)

(поглаживание)

На малышку глядя,

Спинку мама гладит:

Рыбка по морю плывёт,

Белка хвостиком метёт,

Как по небу облачкa

Мы погладили бочкa.

Как летят снежинки,

Так мы гладим спинку!

Пау — паучина паутину шил! (водим пальцем по кругу)

Вдруг закапал дождик (постукиваем пальцами)

Паутину смыл! (гладим сверху вниз)

Выглянуло солнышко

Стало припекать (гладим снизу вверх)

Пау — паучина трудится опять! (водим пальцем по кругу)

Потешки для массажа ступней

(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)

Горошек-горошек,

Бобошек-бобошек,

Фасолька!

(легко постукивая по подошвам)

Токи, токи, тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Дашуньки

Едут по дорожке.

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края,

Грязь по колено,

Лошадь охромела.

Топ, топ, топ, топ —

Приехали!

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Мишке толстопятому -

Заиньке усатому —

Лисичке-сестричке -

Воробью да синичке

Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)

кому в зобок, кому в лапочку.

(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка -
Не подкуем каблучка.

Ой-ее-ее-ечки!

Спал Медведь на коечке.

Свесились с кроватки

Две босые пятки.

Две босые, две смешные,

Ой, смешные пятки!

Увидала Мышка,

Мышка — шалунишка,

Влезла на кроватку,

Хвать его за пятку!

Пришли с улицы зимой с потешкой

Отчего так хороши

Стали наши малыши:

Губки-алы,

Зубки — белы,

Щечки-розовы?

— Да с мороза мы!

Встречайте!

Сладким чаем угощайте!

Подстригаем ногти с потешкой

Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с другом в магазинчик!

Покупал игрушки,

Сладкие ватрушки!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!

Как солдатик оловянный

На посту всегда стоит

И имеет грозный вид!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!

Со щенком играл в передней

Прятались, смеялись,

По полу кувыркались!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Пальчик указательный –

Очень любознательный!

Это кто? А это как?

На вопросы он мастак!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Это пальчик наш большой!

Стричься рад со всей душой!

Он в хорошем настроенье

Ел клубничное варенье!

Подари нам ноготок!

Ну-ка ножницы – цок, цок!

Потешки — утешки

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не ной дорогой,

Куплю другой.

Ой не плачь, не кричи

Куплю тебе три.

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

Ах, капля — мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Игры на подушке с потешкой

(катая малыша по подушке, приговаривайте)

Три — та — туш — ки!Три — та — туш — ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочурку на крутую горку,

Бух! Покатились —

С горки свалились.

Потешки про дождик

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, Дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Дождик, дождик, посильней —

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по плошке,

А на Бабу Ягу —

Лей по целому ведру!

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Потешки про солнышко

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку.

Где же наши ручки?

А вот наши ручки!

Где же наши ножки?

А вот наши ножки!

А вот это Сашин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки,

А вот это ушки,

А вот это щёчки толстые подушки,

Ну а это что? Живот!

А вот это Сашин рот!

Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — всё хватать-хватать.

Стенка, стенка
(касаться поочерёдно щёчек)

Потолок
(прикоснуться к лобику)

Два окошка
(показать на глазки)

Дверь
(прикоснуться к ротику)

З-З-З-Звонок
(нажать на носик)

Паучок, паучок,

Олю хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Олю хвать за ушко.

Олени, олени,

Олю хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Олю хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Олю хвать за живот.

Олю хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Олю хвать за плечики.

Точка,
(показываем на правый глазик)

Точка,
(показываем на левый глазик)

Два крючочка,
(проводим по бровкам)

Носик,
(показываем на носик)

Ротик,
(показываем на ротик)

Оборотик,
(обводим личико)

Палки,
(проводим по ручкам)

Палки,
(проводим по ножкам)

Огуречик,
(показываем туловище)

Вот и вышел человечек.
(щекочем ребёнка)
Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик),

Нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)
Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!
Для чего сыночку ножки?
(гладим ножки)

Чтобы бегать по дорожке!
(Топаем по пеленке ножками)

Для чего сыночку ушки?
(трогаем ушки)

Чтобы слушать погремушки!
(гремим игрушкой)

Для чего сыночку ротик?
(касаемся губок)

Чтоб у мамы молоко пить!

Для чего сыночку глазки?
(показываем глазки, бровки)

Чтоб смотреть на мира краски!

Для чего сыночку спинка?
(гладим спинку вверх и вниз)

Чтоб валяться на простынке!

Для чего сыночку попа?
(массажик попы, похлопывания)

Что его ладошкой хлопать!

Для чего сынок родился?

Чтобы маму радовать!
(целуем, обнимаем малыша).

«Сыночку» можно заменять на
«ребенку» или «дочурке».


Ладушки, ладушки,

— Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Посидели,

И опять полетели!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

— Куда бежите, ножки?

— По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

— Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

— Я ходил в лесочек.

— Что видал?

— Пенечек.

Под пенечком грибок!

Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка…

Где моя кукушечка?

У кукушки горюшко —

Потеряла перышко:

И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,

Не горюй, кукушечка,

Позабудь про горюшко,

Мы отыщем перышко:

И в крапинку…

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень.

Похвалялися весь день:

Похвалялася лиса:

— Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

— Поди, догоняй-ка!

Похвалялись ежи:

— У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

— Могу песни я петь!

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

— Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

— Цыпляточек поить.

— Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть,

Или Ване снесть?

Я и сам укушу,

Да и Ване снесу.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет —

Забодает,

Забодает,

Забодает!

— Гуси, гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Так летите!

— Нам нельзя!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

— Так летите как хотите

Только крылья берегите!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

— Котятки, котятки,

Малые ребятки!

А кто у вас больший?

А кто у вас меньший?

— Мы все подрастем,

За мышами пойдем.

Один дедушка-кот

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

— Ворона, ворона,

Куда летала?

— Гостей скликала,

Каши им давала.

Кашка масляная,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Душа радуется.
Сорока-белобока

Кашку варила,

Детей манила,

Этому дала,

Тому дала,

Едва ли найдется человек, который не слышал бы о пользе потешек для маленьких детей. Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Мать, напевающая младенцу песенку или рассказывающая забавный стишок, сама того не замечая прививает ребенку любовь к русскому языку, живому слову. Сейчас в детском саду использование на занятиях потешек обязательно входит в образовательную программу, что позволяет повысить уровень развития речи у детей

1 младшая группа

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

Огуречик, огуречик,

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт

Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.

Заяц Егорка
Свалился в озерко,
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!

Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.

Чики-чики, кички

Чики-чики, кички
Березовые лычки
Летели две птички,

Собой невелички,
Как они летели

Все люди глядели,
Как они садились

Все люди дивились!

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку…

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка

2 младшая группа

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!

Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уж поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай...

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Сорока-сорока

Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Ай, качи- качи -качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

Кисонька-мурысонька,
Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Не ешь одна!

Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

Божья коровка
Черная головка.
Полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Черного и белого,
Только не горелого

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!


Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Дождик дождик пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай

Солнышка - колоколнышка.

Средняя группа

Наш козел-стрекозел
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашку варил,
Он и тесто месил.
Он и тесто месил,
И козляток кормил.
Он козляток кормил приговаривал:
«Ешьте, козлятушки,
Малые ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки»

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь -
Хозяин идет.

Ножки-ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы ручки роботали
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали, да смотрели
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком

Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Шубку подшивает,
Сел медведь, Старый дед,
Сапог подбивает.
А сорока-белобока Мушек отгоняет.
Медведица Маша Варит детям кашу.
Зайчиха под елкой
Метет метелкой.
Кошка лыки дерет,
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка

Барашеньки крутороженьки
По лесах ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.

А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Идет лисичка по мосту,
Несет вязанку хворосту,
Зачем ей хворост?
Печь топить.
Зачем ей печь?
Обед варить.
Зачем обед?
Гостей кормить.
А гости кто?
Медведь с женой, да еж, да кот
Да мы с тобой.

Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются

Красное ведрышко,
Высоко взойди,
Далеко посвяти:
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На синие моря,
На зеленый огород,
И на весь честной народ.

Старшая группа

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

Николенька гусачок
По бережку скачет,
Белу рыбку ловит,
Бабушку кормит.
Бабушка старенька,
Бабушка добренька.
Рыбушку любит,
А внучка голубит.
Гладит по головке,
Шьет ему обновки.

Я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки

– самокаточки.

Как у бабушки козёл,
у Варварушки седой

что за умный был:
сам и по воду ходил,
сам и печку топил,
сам и кашу варил,
деда с бабой кормил.

По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж под солнышком летал

И головкой кивал.

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком

Божья коровка,
Черная головка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба-
Черного и белого,
Только не горелого.

Уж ты пташечка,
Ты залётная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну красну!

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.