Элевсинские мистерии и поиск жизни после смерти . Элевсинские мистерии (4) Из книги Томассина

Из всех эллинских мистерий ни одни не достигли такой славы, как Элевсинские, которым поэтому и мы дадим первое место в нашем изложении. Они совершались в честь двух богинь, Деметры и Коры, в аттическом городке Элевсине, лежавшем в углу Саронического залива к северо-западу от Афин по дороге в Мегары, и принадлежали к числу тех мистерий, в которых участие обусловливалось предварительным посвящением. Основание их сами древние относили к мифическим временам: по словам Гомеровского гимна «К Деметре», относящегося, вероятно, к VII или VI в., они основаны самой богиней, пришедшей в Элевсин во время поисков своей дочери, похищенной Плутоном; от этого прибытия боючения Элевсина в свое государство, относимого преданием к царствованию Эрехтея, но на самом деле относящегося к VII в. Гомеровский гимн, говоря, что Деметра явилась в Элевсин под видом женщины с Крита, как бы намекает, что служение богине перенесено в Элевсин с этого острова; но значительное сходство в обрядах и самой сущности Элевсинских мистерий с египетскими мистериями Исиды, скорее, заставляет думать, что первоначальным местом образования такого культа был Египет.

Главным содержанием Элевсинских мистерий был уже упомянутый миф о Деметре, передаваемый в Гомеровском гимне в следующих главных чертах. Персефона, дочь Деметры, собирая с океанидами цветы на Нисейском лугу, была похищена Плутоном, причем никто кроме Гелиоса не видел этого похищения и только Геката слышала отчаянные крики Персефоны. Мать, услышав голос дочери, бросилась к ней на помощь и искала ее с факелами 9 дней, не принимая ни пищи, ни питья и не умываясь; наконец, от Гекаты и Гелиоса узнала она об участи, постигшей Персефону.

Тогда разгневанная богиня покинула Олимп и стала странствовать по земле в образе старухи. Прибыв в Элевсин, она была встречена у колодца дочерьми местного царя Келея и, выдавая себя за уроженку острова Крит, похищенную морскими разбойниками, но спасшуюся от них бегством, была принята в дом царя в качестве няни царевича Демофонта. Здесь она также не могла забыть своей печали, пока служанка Ямба не развеселила ее своими нескромными шутками, и тогда царица Метанира уговорила ее вкусить напиток кикеон. Богиня ухаживала за царевичем и, желая сделать его бессмертным, намазывала амброзией и по ночам клала в огонь, как головню. Однажды мать царевича увидела это, испугалась и подняла шум. Тогда богиня открылась Метанире, приказала построить себе храм и учредить богослужение по ее указаниям. Между тем земля не приносила плодов, так как богиня, разгневанная похищением дочери, скрывала посеянные людьми семена. Наконец, Зевс вызвал Персефону из ада; Деметра примирилась тогда с богами под тем условием, чтобы ее дочь третью часть года проводила в подземном царстве, а две трети - с матерью и прочими богами. Земле возвращено было плодородие, и богиня, покидая Элевсин, показала священные обряды Келею, Эвмолпу, Диоклу и Триптолему, которого, кроме того, научила земледелию. Заповеданные богиней обряды должно исполнять, но нельзя расследовать и разглашать. Счастлив, кто их видел; непосвященные же в таинства не будут блаженствовать, а будут пребывать под покровом печального мрака. Счастлив, кого любят две богини: они посылают в его дом Плутоса, дающего богатство смертным. - Таково в кратких чертах содержание этого мифа. Ученые представляют различные его объяснения, более или менее правдоподобные; наиболее вероятным кажется то из них, по которому в нем представляется замирание природы зимой и возвращение ее к новой жизни с наступлением весны.

Деметра, Триптолем и Персефона. Мраморный рельеф (ок. 490 г. до н. э.).


Кроме двух главных богинь, Деметры и Коры, в Элевсинских мистериях почитались: Иакх, которого считали сыном Зевса и Деметры или отождествляли с Вакхом, затем Плутон, неизвестные по именам Бог и Богиня и разные местные герои, из числа которых особенным уважением пользовались Триптолем и брат его Эвбул.

Забота об устройстве Элевсинского праздника принадлежала к числу обязанностей высшей афинской администрации. Со времени установления коллегии архонтов им заведовал архонт-царь как верховный блюститель всего государственного культа; ближайшими его помощниками были 4 жреца, из которых двое избирались хиротонией из всех афинян, один - из рода Эвмолпидов и один из рода Кериков. Члены этих двух родов имели вообще важнейшие литургические функции при мистериях. Род Эвмолпидов вел свое происхождение от мифического элевсинского героя Эвмолпа, о происхождении которого и отношении к мистериям существовали разные сказания. Род Кериков, по преданию, происходил от Керика, сына Гермеса и Аглавры, дочери Кекропа; по другим преданиям, это была ветвь рода Эвмолпидов. Важнейшие лица, исполнявшие служебные обязанности при празднестве, были следующие: 1) иерофант, избиравшийся из Эвмолпидов, обыкновенно из людей пожилых и обладавших звучным голосом. Ему была присвоена особая пурпурная одежда и головная повязка. Вступая в должность, он слагал свое прежнее имя и получал новое, священное, которое не могло быть известно непосвященным, так что в светских документах он назывался просто иерофант. Сложение светского имени сопровождалось символическим обрядом погружения его в море, как видно из нескольких надписей. Иерофанту соответствовала иерофантида, избиравшаяся также из Эвмолпидов и имевшая обязанность посвящать желающих в мистерии. Она также при получении священной должности принимала новое тайное имя. Иерофант и иерофантида по вступлении в должность обязаны были соблюдать строгое целомудрие. 2) Второе место в элевсинской иерархии занимал факелоносец, об обязанностях которого известны лишь немногие мелкие подробности. Он избирался из рода Кериков; в V и IV вв. в течение нескольких поколений должность эта была наследственна в доме Каллия. Факелоносец, подобно иерофанту, носил пурпурную одежду и повязку на своих длинных волосах. Ему, быть может, соответствовала факелоносица, о которой ближайших сведенийух молитвы и формулы условий допущения к посвящению, служил при жертвоприношениях и пр. 4) Алтарный жрец, упоминающийся во многих надписях, заведовал жертвоприношениями и сам совершал их. Все эти должности были пожизненны. Во время исполнения своих священных обязанностей лица жреческого персонала надевали миртовые венки.

Кроме этих главных священнослужителей были разные другие служители культа и магистраты, заведовавшие разными его сторонами. Упоминаются жрец и жрица Деметры и Коры; жрец, носивший статую Иакха в процессии; жрец, заботившийся о чистоте и вообще исправном содержании статуй богинь; жрец, служивший, вероятно, при омовениях и очище

Посвящение в Элевсинские мистерии было доступно для всех эллинов, без различия племен или государств, так что они имели общегреческий характер. Варвары не допускались к посвящению, хотя и тут встречаются исключения в пользу отдельных, особенно выдающихся лиц. Римляне со времени вступления их в более близкие сношения с эллинами допускались к посвящению наравне с последними. Доступ к участию в мистериях не был закрыт даже рабам, если они были не варварского происхождения. Лица, совершившие какое-либо тяжкое преступление, к посвящению не допускались. Нельзя доказать, чтобы от желающих посвятиться требовалась предварительная исповедь их грехов; однако иерофант мог отказать в посвящении человеку, нравственность которого казалась ему небезупречной.

Желавший посвятиться должен был обратиться к посредничеству какого-либо гражданина из рода Эвмолпидов или Кериков, который, если по проверке не оказывалось препятствий к посвящению, наставлял и руководил кандидата в дальнейших действиях, почему и назывался руководителем в таинствах. Перед посвящением кандидаты обязаны были в виде испытания хранить строгое молчание и совершать очистительные обряды. В посвящении различались 3 степени, из коих первой было посвящение в малые мистерии. Ниерцателями. Некоторые, особенно иностранцы, которым средства не позволяли совершать троекратное путешествие в Афины, может быть, довольствовались первою степенью посвящения, не ища двух остальных. Напротив, многие афинские граждане посвящались еще в детском возрасте благочестивыми родителями; такое посвящение обозначалось специальным термином - посвящение от очага. Людям, близким к смерти, быть может, разрешалось посвящение во всякое время. Обряды посвящения известны лишь в общих чертах, в которых невозможно различить особенности, свойственные каждому виду посвящения в отдельности.

Посвящение как в малые, так и в великие мистерии начиналось вне храма, в священном округе, обнесенном стеной. Здесь посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет, озарявший фигуры грозных чудовищ, раздавались страшные звуки, потрясавшие посвящаемых. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями. Страшные картины и звуки представляли мучения, ожидавшие за гробом грешников, и на людей впечатлительных производили столь подавляющее впечатление, что некоторые даже лишались чувств. Древние авторы сравнивают состояние души человека при смерти с теми страданиями, томлениями и трепетом, которые она переживает при посвящении в мистерии. Наконец, страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, закрывавшие статуи и жертвенники, при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами статуи богов; весь этот свет и великолепие так поражали чувства посвящаемых, что они представляли себе вечную радость и блаженство, ожидающие за гробом людей добродетельных и посвященных в таинства. Посвящаемых сажали на особые седалища, вокруг которых посвящающие совершали пляску. Были, вероятно, и другие символические священнодействия, подробности которых нам неизвестны.

Посвящение в мистерии считалось важным условием достижения блаженства в загробной жизни, так что люди, по тем или другим причинам не принявшие посвящения в молодые годы, старались посвятиться, по крайней мере, перед смертью. Одежды, бывшие на теле во время посвящения, считались счастливыми; было в обычае носить их до полного износа или приготавливать из них пеленки для детей, а некоторые жертвовали их в храм Деметры; иногда в них хоронили умерших мистов.

Упомянем еще, что мистам запрещалось употребление в пищу некоторых съестных припасов (кур, рыбы, бобов и яблок) и прикосновение к роженице и трупу; по всей вероятности, эти запрещения имели силу только в течение празднования мистерий, а на остальное время не простирались.

В Афинах ежегодно совершалось два праздника, имевшие отношение к элевсинскому культу. В месяце Анфестерионе, вероятно около 20-го числа, праздновались малые мистерии, служившие как бы предпразднеством великих и совершавшиеся в Агре, предместье Афин, преимущественно в честь Персефоны. Священное перемирие для них продолжалось с 15-го числа Гамелиона до 10-го числа Элафеболиона, т. е. 55 дней. Они состояли главным образом в очищениях водой Илисса, на берегу которого лежала Агра, и, может быть, в драм

днования происходила в Афинах, а вторая - в Элевсине. Священное перемирие для праздника продолжалось с 15-го числа Метагитниона до 10-го Пианопсиона, т. е. 55 дней. Раз в 4 года он совершался с особенною пышностью и потому причисляется к пентетерическим праздникам.



Гермес, Орфей и Эвридика. Мрамор (ок. 420 г. до н. э.).


К сожалению, встречающиеся упоминания о празднике, преимущественно о второй его половине, ограничиваются немногими и не всегда достоверными показаниями, на основании которых невозможно составить себе ясное и полное представление о всем ходе празднования.

В первой половине празднование, по всей вероятности, распределялось по дням следующим образом. Тринадцатого или 14-го числа Боэдромиона народ собирался в город на праздник; архонт-царь, иерофант и дадух делали объявление о наступлении праздника и об исключении из участия в нем всех оскверненных кровавыми преступлениями или другими тяжкими грехами, бесчестных и варваров. В позднейшие времена эфебы 13-го числа в торжественной процессии шли в Элевсин, откуда на другой день (14-го) сопровождали святыни (статуи богинь и священную утварь) в городской храм богинь, находившийся у северной подошвы Акрополя. 15-го числа, вероятно, совершалось жертвоприношение врской водой; формула призыва послужила названием для этого дня праздника. Главное место очищения, как кажется, было в Пирее. В следующие три дня (17, 18 и 19-го) совершались в городе разного рода жертвоприношения, в том числе праздник в честь Асклепия, который, по мифическому преданию, прибыл в Афины из Эпидавра, где было его знаменитое святилище, и был посвящен в мистерии. Двадцатого числа совершалась торжественная процессия из Афин в Элевсин, сопровождавшая раньше принесенные в Афины элевсинские святыни, в том числе увенчанную миртом статую Иакха, несомую особым жрецом, и приготовленные для Иакха драгоценные игрушки. Процессия двигалась по священной дороге, украшенной множеством храмов, алтарей и памятников, в сопровождении огромной толпы народа, так как в ней могли принимать участие и непосвященные в мистерии. Люди зажиточные, особенно женщины, следовали за процессией в экипажах, что, впрочем, впоследствии было запрещено законом оратора Ликурга. При перех. По дороге она несколько раз останавливалась для отдыха или для поклонения разным богам и героям, имевшим отношение к элевсинскому культу, так что лишь к вечеру достигала Элевсина. Здесь еще несколько дней продолжалась вторая половина празднества, состоявшая из разных мистических обрядов, в которых могли принимать участие только посвященные Келеем по приказанию самой Деметры и сожженного персами в 480 году. Здесь, в самом храме или его периболе, совершался по ночам ряд драматических представлений, сюжетом которых служили события из жизни богов, имевшие отношение к циклу сказаний об учреждении мистерий. Представления эти были весьма разнообразного характера, то строгого и торжественного, то веселого и даже распущенного. К созерцанию их никто не допускался, кроме мистов, получивших уже высшую степень посвящения и потому называвшихся «созерцателями». Надпись при входе в священный участок храма гласила, что непосвященные не имеют права вступать в него. Есть сведения, что перед мистериями составлялись и записывались на досках поименные списки посвященных. Во время священнодействия мисты в отличие от непосвященных носили на головах миртовые венки, а на правой руке и левой ноге - повязки пурпурного цвета. Если непосвященный, вмешавшись в толпу мистов, выдавал себя какими-либо неуместными вопросами, то его подвергали наказанию и даже смертной казни; так случилось, например, с двумя молодыми акарнанцами в царствование Филиппа V.

Драматические представления, по всей видимости, ставились в хронологической последовательности. Первым актом их была, вероятно, сцена брака Зевса и Деметры, представляемых иерофантом и иерофантидой, и рождение Иакха от этого брака, при этом иерофант возглашал: владычица Бримо родила святого сына Брима. Затем начинались возлияния, песни и пляски в честь новорожденного Иакха, причем уход за новорожденным представлялся в искусных мимических телодвижениях.

В следующую ночь драматически представлялось похищение Плутоном Коры, которую изображала жрица Деметры. При этом мисты носили корзины с цветами в воспоминание о том, что Кора была похищена при собирании цветов. Иерофантида изображала собою тоскующую Деметру, разыскивающую свою дочь; в искусных плясках представлялось, как она искала дочь и как была радушно принята Келеем. Процессия мистов с факелами к морскому берегу служила воспоминанием поисков Деметрой дочери. Затем являлась на сцену женщина, представлявшая служанку Ямбу, или Баубо, которая развеселила Деметру нескромными шутками и жестами. При этом мисты, целый день постившиеся, вкушали кикеон, особый напиток, состоявший из смеси воды, муки и меда с различными приправами, в воспоминание того, что развлеченная шутками Ямбы Деметра впервые вкусила этого напитка после потери дочери, и перекладывали из ящика в корзину и обратно какие-то таинственные символические предметы. Указание на эти обряды заключается в особой сакральной формуле, которая в виде пароля служила мистам средством узнавать друг друга. Были еще драматические представления, изображавшие возвращение Коры, примирение Деметры с богами, установление ею мистерий и отправление Триптолема для распространения земледелия, при этом иерофант показывал мистам срезанный колос, служивший символом смены жизни смертью и возрождения к новой жизни после смерти. Эти драматические представления, по всей вероятности, продолжались три ночи, называвшиеся «святыми». При них показывались мистам священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны, т. е., вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. По свидетельству одного позднего автора, иерофант во время мистерий изображал собою демиурга (создателя), дадух - солнце, алтарный - луну, священноглашатай - Гермеса. Нельзя решить, существовал ли этот обычай с глубокой древности и чем достигалось это сходство с божествами; вероятно, жрецы одевались в роскошные одежды, сходные с теми, в которых принято было у греков изображать названные божества.

В последний день праздника совершался символический обряд, состоявший в том, что из двух глиняных сосудов, имевших форму куба, жрецы в храме выливали воду в устроенное в земле отверстие, из одного на запад, а из другого на восток, произнося при этом какие-то таинственные слова; какие это были слова, наверняка не известно, но ученменно о благодетельном, оплодотворяющем влиянии влаги на землю.

Этим заканчивались собственно мистерии. Затем происходили гимнические, конные и музыкальные состязания, но не ежегодно: раз в два года бывали малые состязания и через каждые три года в четвертый - большие. Наградой победителям служило здесь определенное количество пшеницы, выросшей на священном Рарийском поле (как в праздник Панафиней - масло от священной оливы).

По возвращении участников празднества в город происходило в городском Элевсинии заседание священного совета, в котором архонт-царь представлял отчет о празднике и разбирались дела, относившиеся к нарушению таинств или священных законов, а также определялось выражение благодарности лицам, обнаружившим особенное усердие к исполнению своих обязанностей во время праздника. В этом совете принимали участие только посвященные в мистерии, а самое решение дел принадлежало одним Эвмолпидам, которые в своих приговорах, кроме государственных законов о нечестии, руководствовались устными преданиями и голосом своей совести. В одной поздней надписи постановление этого совета датировано 28-м числом Боэдромиона. Можно думать, что и в более ранние времена праздник продолжался до этого числа, так что на состязания приходилось четыре дня (24–27 число).

После этого краткого обзора внешней стороны элевсинских мистерий обратимся к их внутренней стороне, именно к вопросу о том, проводилось ли в них какое-либо определенное учение, или все дело сводилось к исполнению предписанных ритуалом обрядов, смысл которых каждый посвященный мог объяснять по-своему? Мнения ученых по этому вопросу не согласны между собой. Большинство держится отрицательного взгляда, с особенною последовательностью и обстоятельностью проведенного Лебеком в его сочинобще празднования, а относительно внутреннего смысла мистерий участвовавшие в них выносили лишь то, до чего каждый мог додуматься по мере своего умственного развития и способностей. Напротив, автор исследования о мистериях Н.И. Новосадский в последней главе своего труда убедительно доказывает, что «не одни лишь обряды и их толкование составляли содержание мистерий Деметры, что в них проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия». По его мнению, это сообщение мистам необходимых сторон учения происходило перед посвящением, в частных беседах мистагогов и иерофантов с желавшими принять посвящение, а не во время совершения праздничных обрядов и драматических представлений. Учение мистерий касалось богов, загробной жизни и природы. Впрочем, что касается первого, то между учением элевсинских мистерий и общепринятым у древних греков учением о богах не было, да и не могло быть существенного различия. То, что излагалось мистам в глубине святилища Деметры и в частных беседах мистагогами, представляло только дальнейшее развитие тех основ, какие лежали в верованиях всего народа. Изменения могли быть в частностях, а не в главном, существенном их характере. Далее, у авторов встречается очень много указаний на то, что мистерии обещали посвященным счастье в загробной жизни. Души умерших мистов не оставались вечно в одном и том же месте, но переходили из одной мировой сферы в другую и даже возвращались на время в среду живых. Таким образом, мистериям не было чуждо учение о переселении душ и о таинственном общении живых и умерших; это была одна из наиболее привлекательных сторон мистерий, манившая к себе очень многих. Однако недостаточно было одного посвящения для того, чтобы получить счастье в загробной жизни: уже у Аристофана высказывается мысль, что для этого после посвящения нужно вести благочестивую жизнь, следовательно, люди порочные не были допускаемы в жилища блаженных; и к самому посвящению в мистерии, как мы знаем, допускались только люди, не запятнанные преступлениями. Таким образом, мистерии несомненно имели влияние на улучшение нравственности греческого народа, как это было замечено уже самими древними. Исократ говорит, что Деметра, установив мистерии, смягчила нравы людей. Нравственное воспитание и исправление жизни представляется Арриану главной целью мистерий. По словам Цицерона, Афины, создавшие много прекрасного и великого и внесшие это прекрасное в жизнь человеческую, не произвели ничего лучше тех мистерий, благодаря которым люди из грубого состояния перешли к жизни достойной человека и улучшили свои нравы. Таким образом, Элевсинские мистерии, несмотря на некоторые темные свои стороны, бесспорно имели высокое нравственное влияние на развитие греческого народа и представляют одно из привлекательных явлений его религиозной жизни. Следует заметить, однако, что в позднейшие времена внешняя обрядовая сторона мистерий решительно выступила на первый план и они потеряли всякое влияние на умственную жизнь народа. Существовали они до конца IV в. по Р. X.

Мистерии по образцу Элевсинских праздновались и в разных других местностях Эллады, например в г. Флиунт, Мегалополь, Феней и других городах Аркадии и в Мессении. Во ских календарях. Нельзя, однако, думать, чтобы культ этой богини непременно повсюду был таинственным.

Библиотека сайта пополнилась книгой . Книга, написанная немецким ученым Дитером Лауэнштайном (Diether Lauenstein) в 1986 году, посвящена крупнейшему мистериальному центру Древней Греции - Элевсину. Элевсин — это городок, расположенный в 20 километрах от Афин, где ежегодно, начиная приблизительно с 1500 года до н.э., на протяжении 2000 лет происходили мистерии. Эти мистерии были посвящены Двум Богиням — Деметре и Персефоне.

Привлекая античные источники и материалы новейших археологических исследований, Дитер Лауэнштайн попытался воссоздать ход этого мистериального празднества и понять опыт и переживания мистов, связанных обетом молчания под угрозой смерти. Исследование не имеет аналогов в мировой научной литературе и является первой публикацией на русском языке, целиком посвященной этим древним таинствам.


Элевсинские мистерии просуществовали до IV века н.э., когда христианский император Римской империи Феодосий I запретил их ежегодное проведение. Феодосий I вошел в историю как император, при котором Римская империя окончательно перестала быть светским государством. Именно при нем религиозные догматы принимались не в результате свободного обсуждения в церковных кругах, а утверждались указами самого императора или его чиновников.

Именно во времена правления этого христианского императора начались на государственном уровне массовые преследования и репрессии как против еретиков внутри самого христианства, так и против так называемых язычников. По всей империи он принялся уничтожать «языческие» храмы и культы.


Здесь находился элевсинский Телестерион — Зал Посвящений

Именно при Феодосии I христиане разрушили известную на весь мир Александрийскую библиотеку и Серапеум — культовый центр Александрии, где была зверски убита христианскими фанатиками женщина — философ и астроном по имени Гипатия.

Именно этот император на государственном уровне запретил изучать и преподавать астрологию, или математику (так в то время называли астрологию). Практикование астрологии жестоко каралось. А обращение за прорицанием, или выражаясь современным языком — — каралось смертью (!!!). Неудивительно, что за такие «богоугодные и благие деяния» благодарные христиане канонизировали, т.е. возвели в ранг «святых» этого «верного сына церкви». А православные христиане даже до сих пор ежегодно отмечают его «святой» день.

Зато византийский историк V века Зосима писал, что Феодосий I обожал роскошь, бездумно опустошая при этом государственную казну. Чтобы хоть как-то ее восполнить, он продавал управление провинциями любому, кто предлагал ему наивысшую цену. Вот какие «святые угодники» высоко котируются у христиан!

Однако, после смерти этого «святого» императора от водянки Римская империя раскололась на две части — на западную (латинскую) и восточную (Византию). Поэтому Феодосий I вошел в историю как последний император единой Римской империи. После раскола «вечная» западная Римская империя просуществовала лишь 80 лет, потому что Закон причины и следствия , называемый Судьбой и Кармой, гласит: что человек посеет, то он и пожнет… Посеял этот император войну с Двумя Богинями, высокочтимыми в Элевсинских мистериях, то и пожал раскол , а затем и уничтожение своей «вечной», теперь уже христианской империи…


Мистерии в греческом Элевсине не проводятся с IV века. На том месте, где они когда-то торжественно праздновались, сегодня находятся лишь руины. Вот несколько современных снимков с этого места. Нажмите на нужную миниатюру, чтобы увеличить изображение.

В 2009 году испанский режиссер Алехандро Аменабара снял художественный фильм «Агора», основанный на реальных событиях, происходивших в IV веке в Александрии во время правления христианского императора Феодосия I. Эта историческая драма о Гипатии (Ипатии), убитой христианами по наущению местного церковного епископа (греч. надзиратель ) Кирилла (греч. владыка, господин ), впоследствии причисленного церковью, как и вышеназванный император, к лику «святых».

Нет никаких данных практиковала ли Гипатия астрологию, но лишь того факта, что она была астрономом-женщиной, для христианских фанатиков было достаточно, чтобы объявить ее колдуньей, проституткой и… зверски убить. Кто еще не видел фильм «Агора», в котором снялась известная актриса Рэйчел Вайс, может посмотреть его прямо здесь.

Происхождение мистерий

Элевсин - маленький город в 22 км к северо-западу от Афин, связанный с ними священной дорогой; издавна славился производством пшеницы .

Мистерии были основаны на мифах о Деметре. Её дочь Персефона была похищена Гадесом , богом подземного мира. Деметра, являющаяся богиней жизни и плодородия, после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав от Гелиоса о её судьбе, Деметра удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли.

22 воидримиона посвящённые почитали умерших, опрокидывая специальные сосуды. Мистерии заканчивали 23 воидримиона.

В центре Телестериона был Анакторон ("дворец"), маленькое строение из камня, в которое могли входить только иерофанты , в нём сохранялись священные объекты.

Большая часть обрядов никогда не была зафиксирована письменно, а поэтому многое в этих мистериях остаётся предметом спекуляций и домыслов.

Участники

Участники Элевсинских мистерий делились на четыре категории:

  1. Священники, жрицы и иерофанты.
  2. Посвящаемые в тайны первый раз.
  3. Те, которые уже участвовали в мистерии, по крайней мере однажды.
  4. Те, которые в достаточной степени изучили секреты самых больших тайн Деметры.

История мистерий

Зарождение мистерий можно отнести к микенской эпохе (1 500 лет до н. э.). Они праздновались ежегодно в течение двух тысяч лет.

Теории энтеогенов

Некоторые ученые полагают, что эффект Элевсинских мистерий основывался на воздействии на участников психоделика , содержащегося в кикеонe . По мнению Р. Г. Уоссона , ячмень мог быть заражен грибами спорыньи , которые содержат воздействующую на психику амиды лизергиновой кислоты (родственна ЛСД и эргоновинам); впрочем, Роберт Грейвз приводил аргументы в пользу того, что в кикеоне или в подаваемом на мистериях печенье содержались грибы рода псилоцибе .

Чувства посвященных были обострены подготовительными церемониями, а психотропная смесь позволяла погрузиться в глубочайшие мистические состояния. Приём смеси входил в церемониальный обряд, но точный состав её не известен, так как никогда не записывался, а передавался изустно.

Косвенным подтверждением энтеогенной теории является тот факт, что в 415 до н. э. афинский аристократ Алкивиад был осуждён за то, что у него в доме оказалось «элевсинское таинство» и он пользовался им для угощения друзей.

Источники

  • Климент Александрийский предполагал, что в мистериях разыгрывался миф о Деметре и Персефоне.
  • В гомеровском гимне, который датируется VII в, до н. э., дана попытка объяснить происхождение Элевсинских мистерий; в нём содержится миф о Деметре и Персефоне.

Из книги Томассина

«Сборник изображений скульптур, скульптурных групп, термов, источников, ваз и других изящных вещей»

  • ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ
Плутон , повелитель подземного мира, представляет тело разумного человека; похищение Персефоны есть символ осквернённой человеческой души, которую тянет в мрачные глубины Гадеса , являющегося синонимом материальной или объективной сферы самосознания.

В своём «Исследовании разрисованных греческих ваз» Джеймс Кристи представляет версию Мерсиуса о том, что происходило в течение девяти дней Великих Элевсинских ритуалов. Первый день был посвящён общей встрече, в ходе которой кандидатов расспрашивали о том, на что они способны.

Второй день был посвящён процессии к морю, вероятно для того, чтобы погрузить в пучину моря статую верховной богини.

Третий день открывался жертвой кефали .

На четвёртый день мистический сосуд с начертанными на нём священными символами несли в Элевсин . При этом процессию сопровождали женщины, которые несли небольшие сосуды.

Вечером пятого дня были факельные шествия.

На шестой день процессия направлялась к статуе Вакха , а на седьмой день проводились атлетические игры.

Восьмой день посвящался повторению предыдущих церемоний ради пропустивших их.

Девятый и последний день посвящался глубочайшим философским темам Элевсинских мистерий. Во время обсуждений в качестве эмблемы высочайшей важности фигурировала чаша Вакха.

См. также

Примечания

Литература

  • Гомеровский гимн к Деметре//Античные гимны/ Под редакцией А. А. Тахо-Годи. - Москва,: Издательство МГУ, 1988. стр. 97-109.
  • Фрэзер Джеймс Джордж Золотая ветвь: исследование магии и религии = The Golden Bough: a Study in Magic and Religion, 1890
  • Armand Delatte, Le Cycéon, breuvage rituel des mystères d"Éleusis, Belles Lettres, Paris, 1955.
  • Bianchi U. The Greek mysteries. Leiden, 1976
  • Shulgin, Alexander (Шульгин, Александр), Ann Shulgin. TiHKAL. Transform Press, 1997.
  • R. Gordon Wasson / Albert Hofmann / Carl A. P. Ruck : По дороге в Элевсин. Тайна мистерий. Insel-Verlag, Frankfurt am Main 1984, ISBN 3-458-14138-3 , (оригинальное заглавие: The road to Eleusis. Unveiling the secret of the mysteries. Harcourt Brace Jovanovich, New York 1977, ISBN 0-15-177872-8 , (Ethno-Mycological studies 4)).

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Элевсинские мистерии" в других словарях:

    В Др. Греции, в г. Элевсин, ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны … Большой Энциклопедический словарь

    В Древней Греции, в г. Элевсин, ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны. * * * ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ, в Др. Греции, в г. Элевсин, ежегодные религиозные празднества в честь Деметры (см. ДЕМЕТРА) и… … Энциклопедический словарь

    Религиозный праздник в Аттике (Древняя Греция) в честь богинь Деметры (См. Деметра) и её дочери Персефоны (См. Персефона) (Коры), культ которых относится к числу древнейших аграрных культов. Э. м., совершавшиеся издревле в Элевсине, после …

    Религ. праздник в Аттике (Др. Греция) в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ к рых принадлежал к числу древнейших аграрных культов. Магич. обряды, совершавшиеся издревле в поселении Элевсин (в 22 км от Афин), после… … Советская историческая энциклопедия

    С VII в. до н.э. ежегодные религиозные празднества в честь Деметры и Персефоны, происходившие в городе Элевсин (в 22 км от Афин). Э.М. считались частью афинского государственного культа. Главным событием Э.М. являлся обряд священного брака, при к … Сексологическая энциклопедия

    Элевсинские мистерии - (греч. Eleusinis) религиозный праздник с мистериями в честь богини Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине. Вероятно, он возник из сельских празднеств, связанных с культом земледелия (проводился весной и осенью). Участвовать в Э. имели право… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Мистерии (от греч. mystērion тайна, таинство), в античности тайные культы некоторых божеств. В М. участвовали только посвященные, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные … Большая советская энциклопедия

    В античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами… … Энциклопедия мифологии

    - (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Современная энциклопедия

На протяжении двух тысяч лет в Элевсине происходили самые престижные вечеринки античности. Закрытые - но у нас есть проходки.

Любой древний грек, который хотел быть современным, обязательно был посвящен в какие-нибудь мистерии - регулярные службы определенных культов. Одна из поздних мистерий прочно закрепилась в русском языке - вакхналия , оргиастическое празднество в честь Диониса, волшебным веществом которого являлся старый добрый этанол. От ежегодных вполне официальных и всеобщих возлияний - Дионисий , вакханалии отличались главным - тайной. Именно так переводится с греческого «мистерия».

Пожран Минотавром

«Хорошо снаряжен тот, кто сходит во гроб, зная истину Элевсина.
Ему ведом исход земной жизни и новое ее начало - дар богов».

Пиндар. Оды. V век до н. э.

Многие мистерии были построены на «отыгрывании» сюжетов, впоследствии ставших нам известными как греческие мифы. Так, легенда о Минотавре была основой «мистерии в Лабиринте» на острове Крит. Как пишет Дитер Лауэнштайн, эта мистерия представляла собой бой человека с быком «на окруженной высокой стеною круглой площадке, где могут стоя разместиться около трех десятков молодых людей. Игра с быком требовала мастерства, решимости и ловкости. Срывам и несчастным случаям кносский двор, вероятно, даже радовался; остальные претенденты тем самым осознавали всю серьезность происходящего. Как и египетская, здешняя культура не ведала сострадания; эту душевную силу человечество обрело только в последнем дохристианском тысячелетии. При смертельном исходе на родину сообщали: пожран Минотавром».

Популярны были мистерии на о. Самофракия. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» пишет о Филиппе II Македонском, отце Александра Великого: «Сообщают, что Филипп был посвящен в Самофракийские таинства одновременно с Олимпиадой, когда он сам был еще отроком, а она девочкой, потерявшей своих родителей. Филипп влюбился в нее и сочетался с ней браком, добившись согласия ее брата Арибба». Что важно, в мистериях на равных принимали участие не только мужчины и женщины, но и, как указывают исследования , даже лично несвободные люди.

Все больше мистерий появлялось на закате эллинистического мира: в Грецию проникали иноземные культы. В «программе» мистерий малоазиатской (фригийской) богини Кибелы были ритуальное обливание бычьей кровью и доведение себя до экстаза (какими средствами - неизвестно); в Греции и затем в Римской империи распространился митраизм со своими мистериями, которые включали в себя испытания огнем и ритуальное причинение боли. Кстати, митраизм активно поддерживался римскими императорами как противовес христианству и христианам, которые, напомним, в то же самое время тоже отправляли свои службы тайно, находясь на нелегальном положении. В общем, культов хватало - и чем же были особенны именно Элевсинские мистерии?

Тайна по наследству

«Я буду вещать тем, кому поз­во­ле­но.
Замкни­те две­ри для непо­свя­щен­ных»

Стих, который произносили перед началом мистерий.
Из схолий к Элию Аристиду

Плутарх (46 - 127 до н.э.), известный как автор «Сравнительных жизнеописаний», одного из самых значительных источников по истории Древней Греции, упоминает про одну примечательую попойку Алкивиада (450 - 404 до н.э.), видного афинского полководца и государственного деятеля.

«…Алки­ви­ад и его дру­зья уро­до­ва­ли дру­гие ста­туи богов, а кро­ме того, под­ра­жа­ли на сво­их попой­ках тай­ным свя­щен­но­дей­ст­ви­ям. Донос­чи­ки утвер­жда­ли, буд­то какой-то Фео­дор разыг­ры­вал роль гла­ша­тая, Поли­ти­он - факе­ло­нос­ца, сам Алки­ви­ад - вер­хов­но­го жре­ца, а осталь­ные при­я­те­ли при этом при­сут­ст­во­ва­ли и назы­ва­ли друг дру­га миста­ми. Все это было изло­же­но в жало­бе, кото­рую Фес­сал, сын Кимо­на, подал на Алки­ви­а­да, обви­няя его в оскорб­ле­нии обе­их богинь. Народ был взбе­шен и про­кли­нал Алки­ви­а­да, Анд­рокл же (один из самых непри­ми­ри­мых его вра­гов) ста­рал­ся еще уси­лить все­об­щее него­до­ва­ние».

Речь о «других статуях богов» неспроста - в ту ночь в 415 году до н. э. в Афинах кто-то изуродовал священные изображения Гермеса, а тут подоспел и донос на Алкивиада. Его имущество было конфисковано, элевсинские жрецы из семьи Евмолпидов предали его проклятию, и Алкивиад бежал из Афин - впрочем, не навсегда. Впоследствии, будучи главнокомандующим афинской армии, он устроит огромное чествование элевсинских святынь, чтобы загладить прошлую вину.

За разглашение тайн Элевсина в Афинах полагалась смертная казнь. Живший в XIX веке историк Николай Новосадский приводит рассказ из Тита Ливия о том, как два юноши «вошли однажды в храм Деметры во время совершения мистерий, не будучи предварительно посвящены; там своими неуместными вопросами они скоро выдали себя; их отвели к иерофанту и тотчас казнили по его приговору». Даже знаменитый драматург Эсхил, пишет Новосадский, «был обвинен в том, что в некоторых из его трагедий встречались намеки на учение иерофантов Деметры; он подвергался большой опасности и только доказав, что, не приняв посвящения в мистерии, он не знает их учения, великий трагик спасся от смерти».

Тем не менее, по античной литературе складывается впечатление, что об Элевсинских мистериях знали все. У Аристофана в комедии «Лягушки» Геракл говорит спустившемуся в Аид Дионису, что тот вскоре увидит «свет див­ный, как над­зем­ный день», услышит «флейт дуно­ве­ния» и в миртовых рощах (мирт в греческом понимании символизировал смерть и загробный мир) встретит «радост­ные сон­ми­ща мужей и жен, и рук неис­чис­ли­мых плеск». На вопрос, кто это такие, Геракл отвечает - «посвященные». У Цицерона (106 - 43 до н.э.) - «О законах», кн. II - читаем: «самое луч­шее - те мисте­рии, бла­го­да­ря кото­рым мы, дикие и жесто­кие люди, были пере­вос­пи­та­ны в духе чело­веч­но­сти и мяг­ко­сти, были допу­ще­ны, как гово­рит­ся, к таин­ствам и поис­ти­не позна­ли осно­вы жиз­ни и научи­лись не толь­ко жить с радо­стью, но и уми­рать с надеж­дой на луч­шее». На эпиграф к этой главе, широко известный среди греков стих, делает отсылку сам Платон (427 - 347 до н.э.) в знаменитом диалоге «Пир»: «Что же каса­ет­ся слуг и всех про­чих непо­свя­щен­ных невежд, то пусть они свои уши замкнут боль­ши­ми вра­та­ми».

Новосадский не зря упоминает «учение». Именно его запрещалось разглашать - сам факт мистерий, а также определенные их части, проходившие публично, секретом не были. Тайным оставалось только то, что происходило в - храме мистерий. Именно там в завершение таинства происходило принятие посвященными кикеона - волшебного напитка, вызывавшего видения, позволявшего, по мнению греков, испытать смерть при жизни и общаться с богами. Собственно, в тот злополучный вечер Алкивиад провинился не только в том, что уродовал статуи богов и кого-то там изображал. Его слуги подавали гостям настоящий кикеон, очевидно, выкраденный или полученный обманным способом у жрецов. Рецепт напитка удавалось сохранять в тайне все две тысячи лет, что существовали мистерии - хотя бы относительно реконструировать его удалось только в наше время.

Смешивая кикеон

Загадочный напиток, воздействием которого, очевидно, объяснялась сила впечатлений участников мистерий, привлекал к ним особое внимание исследователей. Особенно возбуждало то, что готовился кикеон на основе пораженного спорыньей ячменя - а именно из спорыньи Альберт Хоффман получил лизергиновую кислоту.

В Средневековье пораженные спорыньей злаки, употребленные в пищу, могли становиться причиной , религиозной истерии и прочих чудовищных проявлений человеческой натуры. Можно предположить, что греки умели готовить психоделическое снадобье, не вызывавшее безумия, а европейское общество этот секрет утратило. Его пытались раскрыть целые поколения ученых - в том числе и сам Хоффман, в 1978 году ставший соавтором книги «Дорога на Элевсин».

Хоффман сотоварищи предположили, что источником психоактивной субстанции был гриб Claviceps purpurea, пораженный которым ячмень вымачивали в воде. В современном исследовании историк, биолог и химик внимательно рассмотрели проблему, и вот к чему они пришли.

Спорынья

Прежде всего, Алкивиаду не требовалось бы выкрадывать ни кикеон, ни его рецепт, если бы его было так просто приготовить. Именно тот факт, что Алкивиад вне мистерий использовал настоящий кикеон, рецепт которого хранился в такой тайне, и разъярил афинян - и особенно Евмолпидов, которые были хранителями секрета. Значит, кикеон нельзя было приготовить в два счета.

В то же время, если его готовили в течение двух тысяч лет, и мистерии были регулярными и подчинялись строгому порядку, это значит, что эффект кикеона был точно известен, существовали объемные меры, приемы экстракции действующего вещества из сырья, и так далее. Причем напиток должен был готовиться очень простыми средствами - у греков не было химических лабораторий.

Гипотезе Хоффмана выдвинули серьезные возражения. Во-первых, алкалоиды, которые можно получить из C. purpurea, дают очень слабый эффект. Взрослые люди, по мнению критиков, не могли бы испытывать сильное опьянение. Кроме того, побочные вещества, содержащиеся в грибке, вызывают сильный дискомфорт, а у женщин провоцирует выкидыши - источники об Элевсине не содержат ни одного упоминания ни того, ни другого. Наконец, единственный рецепт кикеона, содержащийся в гомеровском гимне Деметре, включает в себя просто воду, ячмень и мяту. Если замочить пораженный грибком ячмень в воде и выпить - получится просто отравление.

Авторы исследования разбирают критику по кусочкам. Прежде всего, из возможных ингредиентов кикеона исключены такие сильные психоактивные средства, как опий и псилоцибин - добывать и хранить их в необходимом количестве регулярно в Греции было невозможно. Ячмень же был удобен для сбора в нужных количествах, а собирают его урожай в августе-сентябре - как раз в канун мистерий. Теперь осталось понять, как грекам удавалось сделать продукт нетоксичным.

Автор первой части вышеуказанного исследования сообщает о собственных экспериментах, доказавших, что извлечение из C. purpurea необходимых алкалоидов можно произвести гидролизом. В 1930-е годы было открыто, что, производя гидролиз эрготоксина (грубо говоря, смеси алкалоидов, содержащихся в C. purpurea) с гидроксидом калия (поташем) в качестве основы, можно получить психоактивные эргин и лизергиновую кислоту, причем чем выше температура, тем больше второго компонента. За консультацией авторы обратились к известнейшему химику Дэниэлю Перрину , автору книги «Химия веществ, изменяющих сознание».

По мнению Перрина, напиток, содержащий психоактивный эргин, действительно мог быть создан в условиях древней Греции. До сих пор одним из серьезных аргументов против этой гипотезы считались клинические эксперименты с приемом эргина, проведенные независимо друг от друга психиатром Хамфри Осмондом и Альбертом Хоффманом.

Результаты - «усталость, апатия, чувство ирреальности и бессмысленности окружающего мира». Аргументы Перрина сильнее. Эргин добывается также из растения Turbina corymbosa, которое в течение тысячелетий имело ритуальное значение в Южной Америке и помогало шаманам входить в состояния религиозной медитации. Разумеется, пишет Перрин, прием вещества в обстановке клиники, опытным экспериментатором, знакомым с эффектом гораздо более сильных субстанций, отличается от приема его же в ходе религиозной мистерии, после многодневного поста и изнурительного пешего перехода из Афин в Элевсин.

Наконец, с химической точки зрения Перрин экспериментально и с формулами подтверждает возможность получения психоактивного напитка путем «кипячения спорыньи в течение нескольких часов в воде, в которую добавлена зола дерева или другого растительного материала, возможно, ячменя». Смесь золы с водой использовалась в греческом обществе как для мытья, так и в медицине. При этом символически зола, прах дерева, является атрибутом Деметры - как мы увидим ниже, согласно мифу, Деметра погружает Демофонта, сына царицы Метаниры, в пламя очага, чтобы даровать ему бессмертие; ежегодно в ходе мистерий один из знатных афинских мальчиков отыгрывал роль Демофонта. В общем, все сходится.

Прием кикеона, как объясняют авторы исследования, происходил в самом Элевсине - напиток в священном сосуде туда несли в ходе процессии из Афин. Пили его из отдельных чашек внутри элевсинского храма - и, надо предполагать, учитывая примерно количество участников (около 1000 человек), предварительно разбавляли водой в каких-то более объемных сосудах. После приема мисты участвовали в ритуале с танцами и песнями, а в завершение мистерий остаток кикеона символически выливался на землю (в последний день мистерий, «плимохои»). Но для того, чтобы понять, зачем вообще принимали кикеон, нужно рассмотреть ход самих мистерий.

Путем зерна

Приему кикеона предшествовали длинные и пышные церемонии, по значительности для греков сравнимые с Олимпиадами - во время Элевсиний также прекращались все войны и усобицы. Подобно тому, как мистерии Минотавра на Кноссе появились из сначала реального, а потом ритуального первобытного занятия - загона и умерщвления быка, - так и Элевсинии являются усложненной и превращенной в церемонию молитвой о плодородии.

В мою задачу здесь не входит описать весь сложный церемониал мистерий - интересующихся отсылаю к книге Лауэнштайна «Элевсинские мистерии» . Обозначим лишь основные этапы, тем более, что за две тысячи лет мистерии столько раз менялись и дополнялись, что описание всего этого в целом сделает текст почти нечитаемым (в чем и причина непопулярности и неизвестности книги Лауэнштайна. Это буквально пособие по тому, как не надо писать исторические книги).

Появление Элевсинских мистерий относят примерно к 1500 г. до н. э. - периоду так называемой микенской культуры. Завершились они в 396 г. после разрушения Элевсина королем вестготов Аларихом, и таким образом длились около 2 тысяч лет, за исключением трех лет, не воевать в которые, видимо, никак было нельзя.

Основой для мистерий служил миф о Деметре, ее дочери Персефоне и владыке загробного мира Аиде. Неожиданная деталь - главный древнегреческий источник о мистериях, так называемые «гомеровские гимны» были найдены в 1777 году в Москве. В недрах архива Министерства иностранных дел немецким палеографом Христианом Фридрихом Маттеи была обнаружена рукопись, включавшая в себя Одиссею, Илиаду и 33 гимна разным богам. Маттеи, бывший к тому же известным масоном и бессовестным вором, разобрал рукопись, отделив гимны, и, соврав, что эти листы ему продал мелкий московский чиновник, продал их в Дрезденскую библиотеку, откуда они затем попали в Лейден. Как было установлено в конце XIX века, изначально манускрипт попал в Москву из Константинополя, где принадлежал архимандриту Дионисию. То есть, провенанс источника косвенно указал на его подлинность.

Интересно, что гимны называются «гомеровскими» лишь потому, что написаны тем же, что «Илиада« и «Одиссея», дактилическим гекзаметром. Гомеру их приписывал еще Фукидид, однако созданы они были несколько позже гомеровского эпоса. Вот как гимн о Деметре описывает миф, на котором строились мистерии.

У Деметры, «матери полей», есть дочь по имени Персефона (или Кора, «девушка»). Она со своими подругами Артемидой и Афиной играет на цветущем лугу. Оттуда ее похищает Аид и увозит в свой подземный чертог, где она становится царицей мертвых. Девять дней скитается Деметра по земле в поисках дочери. На рассвете десятого дня Геката (Луна) советует ей расспросить Гелиоса (Солнце), всевидящего солнечного титана. От него Деметра узнает о похитителе.

Разгневавшись на богов, допустивших злое дело, Деметра блуждает в мире людей, приняв облик древней старушки. Однажды вечером сидит она у городского колодца в Элевсине, и тут за водою приходят четыре дочери царя Келея. Старуха представляется нянькой и мать девушек, местная царица Метанира, приглашает пришелицу няней к новорожденному сыну Демофонту.

Когда старуха входит, Метанира угощает гостью вином, но старуха просит кикеон, напиток из полея и поджаренной ячменной муки. Воспитывая ребенка, нянюшка не дает ему ни молока, ни иной человечьей еды, однако младенец растет и крепнет. Метанира ночью подглядывает за старухой и видит, как та, словно факел, погружает ребенка в огонь очага. Так открывается божественная сущность старухи. Всю ночь Метанира и ее дочери в испуге молятся богине. Затем элевсинцы строят на холме священную обитель, Анакторон, Дом владычицы. Деметра во гневе и тоске удаляется в храм. Целый год не дает она взойти семенам, и наконец боги в страхе за все живое посылают Меркурия к Аиду - просить подземного владыку отпустить из мрака на свет похищенную супругу. Аид отпускает Кору, но прежде дает ей проглотить крохотное зернышко граната.

Ликуя, Кора возвращается к матери. Та немедля вопрошает: «Дочь моя, [вкушала ль ты] в Аиде пищи… Если ж вкусила, обратно пойдешь и в течение года третью будешь ты часть проводить в глубине преисподней. Две остальные - со мною, а также с другими богами».

Гнев Деметры против богов унимается, а свой гнев против людей она смиряет сама, установив священные таинства. В мельчайших подробностях наставляет она первого своего миста Триптолема, как надлежит праздновать эти оргии. И когда элевсинские правители под руководством Триптолема отправляют таинства, на полях вновь вырастает ячмень, более всего любезный богине. Вслед за Триптолемом первыми мистами были Диокл, Евмолп и Поликсен: «Таинства ж в нем я сама учрежу, чтобы впредь, по обряду чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли. Об них [таинствах] ни расспросов делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы: счастливы те из людей земнородных, кто таинства видел. Тот же, кто им непричастен, до смерти не будет вовеки доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном», говорит богиня.

В образе Коры мы и видим то самое зерно, которое опущено в землю, три месяца проводит в ней и снова появляется на свет, повторяя свой цикл каждый год. Соответственно и мистерии делились на «малые», проводившиеся весной, и осенние «большие», или «великие».

Иерофанты, дадухи и кирики

Чтобы принять участие в мистериях, сначала нужно было пройти посвящение. Условием допуска к посвящению было неучастие в убийствах (война не считалась, разумеется), нельзя было находиться под судом, и быть чародеем; необходимо было знание греческого языка (иначе не понять смысла речей элевсинских жрецов) и гражданство Афин. Некоторые афинские семьи «прописывали» у себя гостей. В мистерии были посвящены римляне Сулла и Аттик (друг Цицерона), императоры Август, Адриан, Марк Аврелий, а для посвящения Октавиана даже провели внеочередные мистерии. Впоследствии в мистерии разрешили посвящать рабов и гетер.

Каждый желавший вступить в число мистов искал мистагога - им мог быть любой посвященный. Мистагоги должны были объяснить неофитам основные правила и обряды. Первое посвящение происходило в феврале, во время малых мистерий, которые справлялись в Аграх - части Афин. Будущие мисты принимали здесь символическое очищение огнем, водой и ладаном. В этих посвящениях участвовали жрецы, изображавшие богов. Главной целью этой части была подготовка неофитов к ситуации больших мистерий, когда все, что будет увидено в Телестрионе, должно оставаться тайной. Об этом будущим мистам напоминали не один раз и даже практиковали обеты молчания.

Великие мистерии начинались в сентябре. Прежде всего, все мисты принимали пост - они воздерживались от мяса, вина и бобов. Перед началом Великих, как и Малых, мистерий, особые жрецы-чиновники - спондофоры, «носители [вести] о возлиянии» - отправлялись по всей Греции с объявлением о прекращении войн и усобиц.

С началом Великих мистерий главную роль начинали играть ведущий жрец - иерофант. Избирался он только из рода Евмолпидов (происходящих по легенде, от одного из первых мистов Деметры, Евмолпа). Иерофант получал на время мистерий особое священное имя, не обнародуемое при его жизни. После вступления в иерофанты запрещалось вступать в половые связи и в брак до конца жизни, поэтому ими обычно становились уважаемые пожилые люди с зычным голосом.

Во время мистерий он носил шикарную пурпурную одежду (пурпур - цвет смерти; не упустим из виду и совпадение - а может и не совпадение - названия гриба Claviceps purpurea и цвета одежд иерофанта) и, как и все мисты, миртовый венок. В священном театральном представлении именно иерофант играл роль Зевса. Ему также принадлежала гражданская власть в Элевсине как городе.

Вторым значимым жрецом-чиновником был дадух - факелоносец. Есть сведения, что в представлении он изображал Гелиоса. Третий - кирик, «глашатай», объявлявший мистам о начале священнодействия, выполнял роль Меркурия, «посланца богов». Этих трех жрецов было достаточно для проведения мистерий (были также иерофантида и дадухиня, а вот женской параллели у кирика не обнаруживается).

Кроме них было множество низших жреческих должностей, обслуживавших жертвоприношения и организацию представления. Жрец-идран обслуживал очищение; фэдинты чистили статуи божеств; иакхагоги несли статую Иакха во время процессий; панагами, по-видимому, называли «рабочих сцены», людей, которые имели право передвигать священные предметы (статуи богов и машины для произведения звуковых и световых эффектов); пирфоры носили очаги со священным огнем, посвященным богам. кистофоры несли корзины со священными предметами; особо посвященные певцы, певицы и актеры участвовали в представлении в эпизодических ролях. Словом, это был целый шоу-бизнес, принимать участие в котором в роли обслуживающего персонала было большой честью. Несомненно, знатные афиняне боролись за эти места.

Посвящение в Великие мистерии могли пройти только те, кто уже принял посвящение в Малые, но не в том же году, а в следующем. Последняя степень посвящения - епоптия - принималась лишь теми, кто участвовал в Великих мистериях более двух раз, причем очень редко в третий раз участия. Чем больше становилось в Греции разных мистерий, тем сложнее было стать епоптом - очень уж многие рвались. На закате мистерий, в III веке н. э., как сообщает Тертуллиан, промежуток мог составлять до пяти лет!

Основная часть Великих мистерий длилась 9 дней. Точное расположение частей мистерий по дням до сих пор разнится, более-менее известен лишь порядок действий.

Руины Элевсин

День первый. Общее собрание. Архонт (афинский царь) иерофант, дадух и кирик зачитывают правила мистерий. Вечером процессия идет в Элевсин за статуями Деметры и Персефоны.

День второй. Статуи приносят в Афины. Жертва Демократии - чествование государственного и общественного порядка в Греции. Очистительное омовение мистов в Элевсинском лимане. Они входили в воду сами и омывали в ней принесенного с собой поросенка, которого вечером приносили в жертву Зевсу; также закалывали овцу во имя Деметры и барана - Персефоне.

День третий. Жертвы Иакху и другим богам в Афинах.

День четвертый. Епидаврии - жертвы Асклепию, богу медицины.

День пятый. Процессия выходит из Афин со статуями богов и кувшином кикеона, и отправлялась в Элевсин по Священной дороге. На каждой остановке совершались молитвы, священнодействия и ритуальные пляски. Вот как это описывает Лауэнштайн:

«Протяженность Священной дороги составляла 22 км; процессия одолевала ее за день. Таким образом, было достаточно времени для совершения обрядов на стоянках, а участники сберегали силы для Священной ночи. Впереди шествовали два вестника (не жрецы) в черных одеждах. Следом за ними, тоже в черном, верховные жрецы: иерофант, дадух и керик, или вестник; далее две жрицы с корзинами на голове… За ними несли деревянное, украшенное миртом изображение Иакха - это и был центр процессии».

Вечером этого дня процессия прибывала в Элевсин - и начиналась та самая тайная часть мистерий, о которой было запрещено рассказывать. Процессия во главе с иерофантом вносила статую Иакха в храм и двери за ними закрывались. С этого момента прекращались жертвы животных - внутри дома Деметры запрещалось убивать. То, что могло происходить далее, отлично описано Новосадским. В этот день отыгрывался брак Деметры и Зевса и рождение Иакха.

«Принеся жертвы, посвящавшиеся вступали в храм. Там в глубоком мраке ночи совершали они переходы из одной части святилища в другую. Таинственная тьма сменялась порою ослепительным светом, озарявшим перед взорами посвящавшихся фигуры грозных чудовищ… Среди мистической тишины вдруг раздавались различные страшные звуки, до глубины души потрясавшие посвящаемых. Элевсинские жрецы, конечно, обращались при этом к особым механическим приспособлениям: производившие гром и молнию машины, употреблявшиеся для театральных эффектов… Но проходило томительное время, когда мистов окружали все страшилища Аида, когда сердце их терзал вид мучений и грешников, и страшные сцены сменялись другими, светлыми, успокаивающими. Храм освещался ровным огнем факелов. Взорам посвящаемых представали статуи богов, украшенные роскошными одеждами…»

День шестой. Начинался поздно, так как предыдущая ночь была отдана представлению рождения Иакха. В вечер шестого дня разыгрывали похищение Персефоны Плутоном. В программу входило факельное шествие, символизирующее поиск Деметрой своей дочери.

День седьмой. Вечер этого дня был занят разыгрыванием возвращения Персефоны из загробного мира, примирения Деметры с богами и установления земледелия. Либо в этот, либо в предыдущий день происходил прием кикеона. В завершение иерофант торжественно показывал мистам колос - символ плодородия и жизни. Седьмым днем завершались «святые ночи» - главная часть мистерий.

Дни восьмой и девятый. В связи с серьезными разночтениями в источниках и литературе, пока непонятно до конца, как распределялись события в последние дни мистерий. Однако точно известно следующее: последний день носил название плимохои . Плимохоями назывались глиняные кувшины, из которых жрецы выливали воду на землю, символически оплодотворяя ее. Также по окончании мистерий в Элевсине происходили агоны - состязания атлетов, трагиков и музыкантов. Наградами в этих состязаниях, вопреки обычаю, служили не деньги и дорогие предметы, а зерна священной пшеницы.

Утром дня, следовавшего за последним днем в Элевсине, мисты, облаченные в черные одежды, возвращались по Священной дороге в Афины. По окончании Великих мистерий в Афинах собирался совет, в котором иерофант судил лиц, оскорбивших своим поведением таинство мистерий, и назначал награды тем, кто, напротив, отличился в течение праздника.

После этого афиняне возвращались к обычной жизни, гости разъезжались по домам, а объявленное перемирие заканчивалось - до наступления следующих малых мистерий.