Флоровский монастырь расписание богослужений. Описание киево-флоровского вознесенского женского монастыря

Киево-Флоровская женская обитель упоминается в документах начиная с 15 в. Настоятельницей женского монастыря некоторое время была мать гетмана Ивана Мазепы. Во Флоровсом монастыре находится трапезная церковь во имя святых Флора и Лавра. В советское время на территории монастыря находилось промышленное предприятие. Сейчас монастырь восстановлен в прежнем виде. На территории обители сохранился действующий источник святой воды.

04070, г. Киев, ул. Флоровская, 6/8, тел. 416-01-81.

Проезд: метро до ст. "Контрактова площадь.

Престольные праздники. Вознесенский собор с южным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечаются как престольные праздники дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая, а также Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.

Святыни. В Вознесенском соборе: местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.
В алтаре - ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских.
Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.
На территории монастыря находится могила местнопочитаемой подвижницы благочестия инокини Елены (Бахтеевой, †1834).

Настоятельница - игумения Антония (Филькина).

Богослужение ежедневное. Монастырь не переходит на "летнее время". Богослужение: вечернее - 16.30 (летом - 17.30), Литургия - 7.00 (летом - 8.00). В воскресные и праздничные дни - 2 Литургии: 7.00 и 9.30 (соответственно, летом в 8.00 и 10.30).

При монастыре существует служба "Православный паломник", осуществляющая паломничество ко святыням Востока. Тел. 416-54-62.

Документально известен с 1566 г. как освященный во имя свв. Флора и Лавра. В 1712 г. в число здешних насельниц вошли инокини упраздненной Вознесенской обители, что стояла напротив Св. врат Киево-Печерской Лавры. Флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине Мазепиной - матери гетмана Украины Ивана Мазепы. В XVIII-XIX вв. во Флоровской обители жили выдающиеся в русской истории подвижницы благочестия. С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714-1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в "Своеручных записках" (изданы в 1810г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Ок. 1760г. В монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле - Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова. Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская. Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 гг., погребена в обители) - духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум.1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию.

К числу флоровских подвижниц относится и инокиня Елена (Бахтеева; +1834 г.).

В 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1941 г. возрожден. В обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961-1992 гг. великой киевской святыни - иконы Божией Матери "Призри на смирение", прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота (см. статью о Киево-Введенском монастыре).

В центральной части монастыря на одной оси расположены (с северо-востока на юго-запад): колокольня над Св. вратами (вход с ул. Притиско-Никольской; возведена в несколько этапов в 1732-1821 гг.; классицизм), Вознесенский храм (1722-1732 гг.; трехглавый, сочетает черты крестовокупольной церкви с характерным для деревянного украинского зодчества расположением куполов по одной продольной оси) с правым приделом во имя Казанской иконы Божией Матери (в прошлом - во имя Собора пресвятой Богородицы) и церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 г. - свв. Флора и Лавра; старейшее из сохранившихся зданий обители, прямоугольное в плане, с единственной главой на выступающей вблизи юго-западного угла апсиде; первый ярус- XVII в., второй- 1818 г.). Западнее Николаевского храма - одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова (1824 г., классицизм; после возрождения монастыря престол внутри не восстанавливался). У северо-восточной стены, под застекленным балдахином - могила инокини Елены (Бахтеевой). Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.

От Воскресенского храма устроен подъем на Замковую гору. Имея со всех сторон крутые склоны, она отделена от соседних высот широкими ярами и в свое время была весьма удобна для строительства крепости. Есть основания предполагать, что именно на этой горе был основан Киев. В XIV в. она снова становится городским детинцем - здесь появляется литовский деревянный замок. В сер. XVII в. гора получила второе название - Киселевка - по имени жившего в замке главы польской администрации города А. Киселя. Тогда же замок был сожжен и гора опустела. Со временем она отошла во владение монастыря и стала называться еще и Флоровской. В 1854-1857 гг. здесь возвели каменную церковь Св. Троицы (сохранились только фундаменты) и основали при ней монашеское кладбище (с XIX в. до 1960 г. на горе действовало и гражданское).

В юго-восточной части обители восстанавливается перестроенный в советское время под фабрику одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери (1841-1844 гг.).

Паломнические поездки к Киево-Флоровскому Вознесенскому женскому монастырю

  • Поездка из Дмитрова в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь
  • Поездка из Москвы в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь
50.463333 , 30.513333 50°27′48″ с. ш. 30°30′48″ в. д.  /  50.463333° с. ш. 30.513333° в. д. (G) (O) Конфессия Украинская православная церковь (Московского патриархата) Тип своекоштный Основатель неизвестен Дата основания начало XVI века Свято-Вознесенский Флоровский на Викискладе

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир ) - женский монастырь на Подоле в Киеве , основанный, вероятно, в начале XVI века .

История монастыря

Игумения Парфёния , в миру Аполинария Александровна Адабаш, происходившая из знатного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в русской армии и за заслуги от императрицы Елизаветы Петровны получил значительные земли в Новоросийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кирилу и Мефодию и "Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния".

Архитектура монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался на протяжении двух столетий, тут можно увидеть здания, относящиеся к разным эпохам и разным стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но ее центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях.

Страшный пожар 1811 года уничтожил весь Старый Подол, от деревянных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, сильно пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался архитектор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду , дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Литература

  • Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря. - Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Ссылки

Примечания

Украинская православная церковь (Московского патриархата) Тип своекоштный Основатель неизвестен Дата основания начало XVI века

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (укр. Свято-Вознесенський Флорівський монастир ) - женский монастырь на Подоле в Киеве , основанный, предположительно, в начале XVI века .

История монастыря

Игумения Парфёния , в миру Аполинария Александровна Адабаш , происходившая из знатного молдавского рода. Отец игумении Парфёнии А. А. Адабаш служил в чине бригадира в русской армии и за заслуги от императрицы Елизаветы Петровны получил значительные земли в Новороссийском крае. Монахиня известна тем, что составила церковную службу святым Кириллу и Мефодию и «Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимника Парфёния».

Архитектура монастыря

    Frol Nunnery Voznesenskayay Church Kyiv.JPG

    Вознесенская церковь, 1732

    Frol Nunnery Rotonda Kyiv.JPG

    Воскресенская церковь,1824

    Frol Nunnery Kyiv.JPG

    Территория монастыря

    Frol Nunnery 2 Kyiv.JPG

    Колокольня, 1821

    Церква Казанської Божої матері.jpg

    Церковь Казанской Божьей матери

    Флорівський монастир.jpg

    Территория монастыря

Ансамбль Флоровского монастыря складывался на протяжении двух столетий, тут можно увидеть здания, относящиеся к разным эпохам и разным стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь построенная в 1732 году. Церковь имеет три апсиды и увенчана тремя куполами. Церковь очень похожа на древнерусские церкви, но её центральная апсида в имеет ту же высоту, что и церковь, а боковые - вдвое ниже, купола расположены по одной линии, как и в деревянных украинских церквях.

Страшный пожар 1811 года уничтожил весь Старый Подол, от деревянных домов, тротуаров, заборов остались одни угли, сильно пострадали все церкви, в том числе и во Флоровском монастыре. Восстановлением монастыря занимался архитектор Андрей Меленский, построивший в стиле классицизма церковь-ротонду , дом игуменьи и трехъярусную колокольню на входе в монастырь.

Напишите отзыв о статье "Флоровский монастырь"

Литература

  • Исторически-статистическое описание Киево-Флоровского Вознесенского женского монастыря. - Киев: типография С. В. Кульженко, 1894.

Примечания

Отрывок, характеризующий Флоровский монастырь

После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.
В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю.
Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
По обычной беспечности графа, 28 августа ничто еще не было готово для отъезда, и ожидаемые из рязанской и московской деревень подводы для подъема из дома всего имущества пришли только 30 го.
С 28 по 31 августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы. Несмотря на афишки Растопчина, или независимо от них, или вследствие их, самые противоречащие и странные новости передавались по городу. Кто говорил о том, что не велено никому выезжать; кто, напротив, рассказывал, что подняли все иконы из церквей и что всех высылают насильно; кто говорил, что было еще сраженье после Бородинского, в котором разбиты французы; кто говорил, напротив, что все русское войско уничтожено; кто говорил о московском ополчении, которое пойдет с духовенством впереди на Три Горы; кто потихоньку рассказывал, что Августину не ведено выезжать, что пойманы изменники, что мужики бунтуют и грабят тех, кто выезжает, и т. п., и т. п. Но это только говорили, а в сущности, и те, которые ехали, и те, которые оставались (несмотря на то, что еще не было совета в Филях, на котором решено было оставить Москву), – все чувствовали, хотя и не выказывали этого, что Москва непременно сдана будет и что надо как можно скорее убираться самим и спасать свое имущество. Чувствовалось, что все вдруг должно разорваться и измениться, но до 1 го числа ничто еще не изменялось. Как преступник, которого ведут на казнь, знает, что вот вот он должен погибнуть, но все еще приглядывается вокруг себя и поправляет дурно надетую шапку, так и Москва невольно продолжала свою обычную жизнь, хотя знала, что близко то время погибели, когда разорвутся все те условные отношения жизни, которым привыкли покоряться.
В продолжение этих трех дней, предшествовавших пленению Москвы, все семейство Ростовых находилось в различных житейских хлопотах. Глава семейства, граф Илья Андреич, беспрестанно ездил по городу, собирая со всех сторон ходившие слухи, и дома делал общие поверхностные и торопливые распоряжения о приготовлениях к отъезду.
Графиня следила за уборкой вещей, всем была недовольна и ходила за беспрестанно убегавшим от нее Петей, ревнуя его к Наташе, с которой он проводил все время. Соня одна распоряжалась практической стороной дела: укладываньем вещей. Но Соня была особенно грустна и молчалива все это последнее время. Письмо Nicolas, в котором он упоминал о княжне Марье, вызвало в ее присутствии радостные рассуждения графини о том, как во встрече княжны Марьи с Nicolas она видела промысл божий.
– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины - княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина и Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 г., но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 г. и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К. К. Острожскому. Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю.

Самое старое здание в монастыре - церковь Святых Флора и Лавра, а самое любопытное с точки зрения архитектуры - Вознесенский храм. Уникальность собора в том, что в нем гармонично соединились черты крестовокупольной церкви с расположением куполов по одной продольной оси, характерным для деревянного украинского зодчества.

История монастыря

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем. Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 г., говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна - во имя святого мученика Флора.

Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришел в жалкое состояние и наследники, отказался от своих прав на Флоровскую обитель при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.

Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 г. на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца 19 века - организована богадельня.

Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.

Святыни монастыря

В монастыре находится второй (и последний) список иконы Божией Матери «Призри на смирение», также обладающий исцеляющими свойствами.

Как добраться

Доехать да монастыря можно от станции метро «Контрактовая площадь», далее по Константановской улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы.

Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре - грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения.

В 1632 г., при Петре Могиле, Митрополите Киевском, внук отца Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Святых врат Лавры (ныне на этом месте - бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек).

До 1918 года в обители было 5 каменных храмов. Трехъярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 году было 38.

В 1929 г. монастырь закрыли. В 1934 г. был разрушен храм Святой Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.

Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

  • Разделы сайта