Фундаментальная и прикладная химия профессия. Химия — бакалавриат (04.03.01)

Студенты данной специальности помимо общих предметов изучают такие дисциплины, как квантовая, физическая, аналитическая химия, органическая и неорганическая химия и многое другое. Студенты изучают химические реакции в биологических процессах, учатся наблюдать за химическими реакциями и управлять ними. Кроме теоретической базы, студенты имеют возможность отработать навыки в лабораториях университетов, а также пройти практику на различных предприятиях, заводах, в научно-исследовательских институтах.
После выпуска из университета у молодых специалистов есть два пути дальнейшего развития. Они могут податься в науку, то есть продолжить обучение и заниматься изучением химических реакций, а также разрабатывать новые способы управления ними, в стенах научно-исследовательских университетов. Второй вариант развития подразумевает работу на предприятиях, фабриках, заводах в качестве технологов, экспертов, консультантов. Специалист без опыта обычно сначала получает должность лаборанта, помощника технолога, и только со временем, когда у него имеется достаточно опыта, сам становится химическим технологом. Нередко выпускники находят себя в фармацевтике или косметологии.

Что изучают

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.

Описание

Специальность «Химия» подразумевает не только получение исчерпывающих знаний по физике, математике и информатике, но и глубокое изучение химических дисциплин: в частности, химических основ биологических процессов, высокомолекулярных соединений и химических технологий.Кроме этого, студенты изучают аналитическую, органическую, физическую и неорганическую химию. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты учатся исследовать химические процессы, управлять ими и выявлять закономерности их протекания, а также производить различные испытания, сертификационные в том числе. Практика студентов-химиков проходит и в учебных лабораториях, и на производстве.

Кем работать

Выпускники с дипломом бакалавра по специальности «Химия» могут устроиться на работу преподавателем (в школу, в институт и в колледж) или научным сотрудником (в проектные организации или в научно-исследовательский институт). Бакалавров-химиков с радостью возьмут на работу фармацевтические компании, фирмы, работающие в сфере химического производства, околомедицинской или косметической промышленности. Молодые специалисты могут следить за качеством продукции, курировать процессы синтеза веществ и проводить различные испытания. Одна из самых востребованных сегодня отраслей – нанохимия, и в этой сфере выпускники химического факультета всегда могут перспективно трудоустроиться.

АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы

специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)

Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.

Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:

  • Проведение научных исследований по изучению состава, строения и свойств веществ; закономерностей протекания химических процессов; по созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий; решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии,
  • исследовательская и научно-производственная деятельность в области химического синтеза, управления химическим процессом;
  • Проведение физико-химического анализа и экспертизы различных объектов.
  • Педагогическая деятельность.
  • Организационно-управленческая деятельность.

Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.

К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.

Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.

На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:

ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,

Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,

Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,

Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,

НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,

ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,

Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону

ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,

ОАО Ростовский виноводочный завод,

Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,

ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.

Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:

В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);

В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.

Профиль не предусмотрен.


Форма обучения: очная.

Продолжительность обучения: 5 лет.

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Целью профессиональной подготовки по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» является получение и систематизация теоретических знаний и практических умений, развитие навыков ведения самостоятельной работы и применение их при решении конкретных научных, педагогических и производственных химико-технологических задач.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявление общих закономерностей их протекания и возможности управления ими.

Выпускники специальности «Фундаментальная и прикладная химия» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской, научно-производственной, педагогической и организационно-управленческой.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

В научно-исследовательской деятельности и научно-производственной деятельности:

Пониманием сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности;

Использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

Пониманием необходимости и способностью приобретать новые знания с использованием современных научных методов и владением ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

Пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований;

Владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передаче информации при проведении самостоятельных научных исследований, свободным владением ими при проведении самостоятельных научных исследований;

Знанием основ теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии);

Владением навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;

Пониманием основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;

Владением методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов;

Пониманием необходимости безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков;

Способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы;

Умением анализировать научную литературу с целью выбора направления и методов, применяемых в исследовании по теме дипломной работы, способностью самостоятельно составлять план исследования;

Способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения;

Наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях, умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати);

Владением основами делового общения, наличием навыков межличностных отношений и способностью работать в научном коллективе;

Владением базовыми понятиями экологической химии, способностью оценить экологические риски производств и применять принципы зеленой химии при разработке химических реакций и технологических производств;

в педагогической деятельности:

Владением методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в школе;

Владением базовыми навыками педагогической деятельности.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: иностранный язык, отечественная история, правоведение, психология и педагогика, философия, экономика, история и методология химии, русский язык и риторика, социология, логика, безопасность жизнедеятельности, менеджмент, экология, физическая культура и др.

Общие математические и естественно-научные дисциплины: математика, информатика, физика, биология, геология, почвоведение, численные методы и программирование и др.

Общие профессиональные дисциплины: общая химия, неорганическая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, высокомолекулярные соединения, химическая технология, квантовая механика и квантовая химия, коллоидная химия, физические методы исследования, кристаллохимия, строение вещества, методика преподавания химии, экологическая химия, методология поиска химической информации, методы контроля объектов окружающей среды, теоретические основы катализа, охрана труда и безопасность химических производств и другие дисциплины.

С дисциплинами специализации по каждому профилю можно ознакомиться, посмотрев примерный учебный план.

Обучение по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»

предполагает большой объем лабораторных практикумов по неорганической, физической, аналитической, коллоидной, органической, высокомолекулярной химии и т.д. Студенты учатся работать на современном оборудовании при проведении научных исследований с привлечением квантово-химических расчетов и компьютерных технологий. Учащиеся владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, системах высокоэффективной жидкостной хроматографии, инфракрасной и ультрафиолетовой спектроскопии, могут ставить задачи и интерпретировать результаты анализов методами масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса. В распоряжении обучающихся имеется 2 компьютерных класса, необходимая литература и доступ к полнотекстовым электронным базам данных.

Образовательный процесс реализуется на основе компетентностного подхода и предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемных лекций, ситуативных задач, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов и т.п.). В сочетании с внеаудиторной работой данные технологии позволяют формировать и развивать профессиональные навыки обучающихся.

При реализации программы подготовки специалистов-химиков предусмотрены следующие виды практик: производственная химико-технологическая, преддипломная (научно-исследовательская). Химико-технологическая практика проводится на химических предприятиях и фирмах, в лабораториях вуза. Преддипломная (научно-исследовательская) практика проводится на кафедрах вуза или в других научных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данной специальности.

Научно-исследовательской работе с участием студентов в исследованиях в различных областях химии уделяется особое внимание. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся решают конкретные практические и научные задачи уже при выполнении курсовых и дипломных работ.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы подготовки специалистов. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и, главным образом, профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным стандартом. Она включает выполнение и защиту курсовых работ по тематике базовых дисциплин профессионального (специального) цикла, обязательное участие обучающихся в рамках учебного плана в научной работе в 3-9 семестрах, выполнение научной работы в ходе прохождения преддипломной практики, выполнение дипломной работы и участие в научной работе по линии научного студенческого общества.

Возможны научные стажировки лучших студентов в зарубежных университетах. Студенты, имеющие успехи в учёбе и научной работе, дополнительно к базовой стипендии получают стипендии Правительства РФ, Президента РФ, правительства Пермского края, именные стипендии Пермского университета им. К.Д. Покровского, В.П. Живописцева, И.И. Лапкина и других известных ученых.

У выпускников специальности есть выбор: пойти работать в науку или стать прикладным специалистом. В первом случае химики занимаются исследованием химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявляют общие закономерности протекания химических процессов и возможности управления ими, проводят исследования состава, строения и свойств веществ и химических процессов. Во втором - создают и разрабатывают новые перспективные материалы и химические технологии, следят за процессом в качестве технологов.

Выпускники-химики с высоким уровнем подготовки востребованы на рынке труда. Местами их будущей работы могут являться:

Лаборатории государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (главным образом, в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

Научно-исследовательские и аналитические лаборатории различных производств (химических, пищевых, косметических, фармацевтических, металлургических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих), центральные заводские лаборатории различных заводов.

Институты Российской академии наук;

Учреждения системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.

Одаренные и проявившие интерес к научной работе выпускники приглашаются в аспирантуру.

Обучение на химическом факультете ПГНИУ - синтез старых, проверенных временем систем обучения, и новых, отвечающих требованием времени, программ.

  • Разделы сайта