Как проработать детские травмы самостоятельно. Как исцелить детские травмы

Уже при рождении ребенок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заключен в том, чтобы проработать все многочисленные уроки, которые преподнесет ему жизнь. Кроме того, его душа с совершенно определенной целью уже выбрала конкретную семью и окружение, в котором он рождается. У всех нас, приходящих на эту планету, миссия одна: пережить опыты, и пережить так, чтобы принять их и через них полюбить себя.

Поскольку иногда опыт переживается в неприятии , т. е. в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно притягивает к себе обстоятельства и личности, которые снова и снова приводят его к необходимости переживать этот же опыт.

Приятие опыта не означает, что мы отдаем ему предпочтение или согласны с ним. Речь идет скорее о том, чтобы дать себе право экспериментировать и учиться через то, что мы переживаем. Необходимо научиться распознавать, что для нас благоприятно, а что нет.

Единственный путь к этому состоянию - осознавать последствия опыта. Убедившись, что некий опыт влечет за собой пагубные последствия, человек, вместо того чтобы разозлиться на себя или еще на кого-то, способен научиться просто принимать собственный выбор (даже несознательный) - принимать ради того, чтобы убедиться в неразумности такого опыта. Впоследствии это вспомнится и в этом и состоит приятие пережитого опыта.

Замечали ли вы, что когда человек кого-то в чём-то обвиняет,другой обвиняет его в том же? Выходом из ситуации является научиться понимать и принимать себя настолько полно, насколько это вообще возможно. Только человек способен переживать любые ситуации без излишних страданий.

Как появляются комплексы?... Вскоре после рождения человечек начинаем замечать, что его стремление быть самим собой вызывает недовольство у взрослых и окружающих. И он делает вывод, что быть естественным нехорошо, неправильно. Это открытие не из приятных, и нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка. Если ребенку позволено быть самим собой, он будет вести себя естественно, уравновешенно и никогда не станет устраивать «кризисов». Большинство детей же переживают четыре следующих этапа:

  • 1-й этап - познание радости существования, бытия самим собой;
  • 2-й этап - страдание от того, что быть самим собой нельзя ;
  • 3-й этап - период кризиса, бунт;
  • 4-й этап - чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые.

Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодействия, гнева, или кризиса.

На протяжении третьего и четвертого этапов человек и создает в себе новые личности, маски - несколько масок, которые служат ему для защиты от боли, испытанной на втором этапе. Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу. Многолетние наблюдения позволили констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам - маскам.

Травмы - маски:

  • Отвергнутый - беглец
  • Покинутый - зависимый
  • Униженный - мазохист
  • Переживший предательство - контролирующий
  • Переживший несправедливость - ригидный (устанавливающий для себя жесткие рамки)

Комплекс беглеца появляется, если ребенок отвергается родителем одного с ним пола. Впоследствии такой человек склонен попеременно вести себя то как отвергнутый , - сам создавая подобные ситуации, или как покидающий. Беглец ищет одиночества, уединения, потому что боится внимания окружающих - он не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. Беглец не верит в свою ценность, он сам не ставит себя ни во что. И по этой причине использует все средства, чтобы стать совершенным и обрести ценность как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Комплекс покинутого формируется, если ребенок не принимается родителем противоположного пола. Тот, кто переживает комплекс покинутого , постоянно испытывает эмоциональный голод. Зависимый может показаться ленивым из-за того, что не любит проявлять активность или работать в одиночку; ему нужно чье-нибудь присутствие, хотя бы просто для моральной поддержки. Если он делает что-то для других, то ожидает ответной привязанности. Зависимый наиболее склонен становиться жертвой, чтобы привлечь к себе внимание. Это отвечает потребностям зависимого , которому постоянно кажется, что ему уделяют слишком мало внимания. Когда он вроде бы пытается всеми способами добиться внимания, он на самом деле ищет возможности почувствовать себя достаточно важным, чтобы получить поддержку. Ему кажется, что если он не сумеет привлечь внимание такого-то человека, то и не сможет на него рассчитывать.


Формирование комплекса униженного, иначе мазохиста, происходит в тот момент, когда ребенок почувствует, что один из родителей стыдится его или боится стыда, если ребенок, испачкался, что-то испортил (особенно при гостях или родственниках), плохо одет и т. д. Унижение только усиливается, когда родители объясняют гостям причины маленького скандала. Подобные сцены могут убедить ребенка в том, что он отвратителен папе и маме. Поскольку униженный стремится доказать свою солидность, надежность и не хочет, чтобы его контролировали, он становится очень исполнительным и взваливает на себя массу работы. Пока он помогает другим, он уверен, что ему нечего стыдиться, но очень часто потом испытывает унижение от того, что его использовали. Он почти всегда считает, что его услуги не оценены по достоинству.

Ребенок чувствует, что его предал родитель противоположного пола, всякий раз, когда этот родитель не сдерживает своего обещания или когда он злоупотребляет его, ребенка, доверием. Контролирующий контролирует для того, чтобы обеспечить выполнение взятых на себя задач, сохранить верность, оправдать ответственность, или же требует всего этого от других. Поскольку контролирующим особенно трудно принять какую бы то ни было форму предательства, как чьего-то, так и собственного, они делают все, что в их силах, чтобы быть ответственными, сильными, особыми и значительными людьми.

Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может быть целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой. Он переживает эту травму главным образом с родителем своего пола. Он страдает от холодности этого родителя, то есть от его неспособности выражать себя и чувствовать другого. По крайней мере таким воспринимает его ребенок. Ребенок страдает также от властности родителя, от его постоянных замечаний, строгости, нетерпимости и от его конформизма.

Ригидный добивается правильности и справедливости любой ценой. Стремясь к совершенству во всем, он пытается таким образом всегда быть справедливым. Он считает, что если то, что он говорит или делает, совершенно, то тем самым оно и справедливо. Ему чрезвычайно трудно понять, что, действуя безукоризненно (по его собственным критериям), он может в то же время быть несправедливым.

Пути исцеления детских травм и избавления от комплексов, будучи уже взрослым:

Травма отвергнутого близка к исцелению, когда человек постепенно занимает все больше места, если начинает утверждать себя. И если кто-то делает вид, что его нет, это не выбивает его из колеи. Все реже случаются ситуации, в которых он боится впасть в панику.

Травма покинутого близка к исцелению, когда человек чувствует себя хорошо даже в одиночестве и если меньше нуждается в чьем-то внимании. Жизнь уже не кажется такой драматичной. У него все чаще появляется желание и возможность затевать различные проекты, и даже если другие ему не помогают, он способен продолжать дело и сам.

Травма униженного близка к исцелению, когда человек, прежде чем сказать кому-то «да», дает себе время подумать, отвечает ли это его потребностям. Он уже меньше взваливает на свои плечи и чувствуете себя более свободным. Он перестает сам себе создавать ограничения. Он способен обращаться с просьбами и требованиями, не чувствуя себя при этом надоедливым и ненужным.

Травма предательства близка к исцелению, когда человек уже не переживает таких бурных эмоций, когда кто-то или что-то расстраивает его планы. Он легче ослабляет хватку. Ослабить хватку - значит ослабить свою привязанность к результату, избавиться от желания, чтобы все шло только по своему плану. Он больше не старается быть центром притяжения. Когда его охватывает гордость за проделанную работу, он чувствует себя хорошо даже в том случае, когда другие не замечают или не признают его заслуг.

Травма несправедливости близка к исцелению, когда человек позволяет себе быть не таким совершенным, допускать ошибки, не впадая при этом в ярость и не критикуя себя. Он может позволить себе показать свою чувствительность, можете заплакать перед другими, не боясь их осуждения и не стыдясь временной потери контроля.

Одно из главных преимуществ исцеления от душевных травм - мы избавляемся от эмоциональной зависимости, становимся самостоятельными. Эмоциональная самостоятельность - это способность понимать, чего ты хочешь, и предпринимать все действия, необходимые для реализации твоего желания; а если тебе нужна помощь, ты умеешь обратиться за ней, не сводя свою просьбу к единственному и незаменимому лицу. Самостоятельный человек не скажет: "Как же я теперь буду один?" , когда кто-то исчезнет из его жизни. Ему больно, но в глубине души он знает, что может жить и один.

Излечение детской травмы приводит к тому, что вся энергия, тратившаяся на маскировку боли, освобождается, и направляется на более продуктивные задачи. А именно: строительство той жизни, к какой стремишься, оставаясь при этом самим собой.

"Все мы находимся на этой планете для того, чтобы вспомнить, кто мы есть: мы все есть Бог, переживающий опыты земного бытия. Чтобы вспомнить, кто мы есть, нам необходимо осознать, кем мы не являемся. Например, мы - не наши травмы. Всякий раз, когда мы страдаем, это происходит потому, что мы считаем себя теми, кем не являемся. Когда человек страдает от чувства вины, потому что поступил с кем-то несправедливо или кого-то предал, он чувствует себя источником несправедливости или предательства. Но он не есть опыт; он есть Бог, переживающий опыт на материальной планете. Другой пример: когда болеет тело , человек не есть болезнь; он есть личность, переживающая опыт блокировки энергии в некоторой части тела. Мы называем такой опыт болезнью. Rating 4.50 (2 Votes)

25.10.2016

Снежана Иванова

Детская психологическая травма относится к таким явлениям, которые сложно поддаются коррекции, требуется немало времени и терпения для ее преодоления.

Относится к числу таких явлений, которые сложно поддаются коррекции. Требуется немало времени и терпения, чтобы в полной мере их преодолеть. Детская психика устроена таким образом, что в ней надолго задерживаются любые впечатления, которые вызвали сильный эмоциональный отклик. Детские переживания, как правило, нами и не осознаются, так как не все дети помнят, что с ними произошло в три-четыре года. Между тем, события детства могут оказывать существенное влияние на формирование мировоззрения, характера, различных страхов и сомнений. Современные психологи утверждают, что почти у каждого человека в раннем возрасте происходили негативные события, нанесшие серьезный отпечаток на сознание.

Причины детской психологической травмы

У всякого явления имеются свои причины. Психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику. Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывают. Очень часто внимательное отношение взрослого к ребенку поможет предупредить развитие детской психологической травмы. Она опасна не столько сама по себе, сколько своим разрушительным действием на внутренний мир маленького человека.

Смерть близкого человека

Если в раннем детстве или подростковом возрасте ребенок потерял одного из родителей, это обязательно скажется на его психическом здоровье. Такой ребенок будет страдать тревогами, чувствовать, что мир представляет для него неминуемую опасность. Смерть близкого человека в детстве воспринимается как величайшая катастрофа, трагедия, от которой не существует никакого избавления. Ребенок может долгое время считать, что родитель нарочно покинул его, даже обижаться за безвременный уход. Ребенок, перенесший смерть близкого родственника, чувствует себя в мире очень одиноким, ничем не защищенным, неспособным противостоять суровым обстоятельствам судьбы.

Болезнь, перенесенная в детстве

Когда ребенок серьезно заболевает в детские годы, то учится воспринимать себя как слабое и безвольное существо. Он, став взрослым, продолжит с недоверием прислушиваться к своему организму, пытаясь найти значимые признаки нездоровья. Между тем, перспективы и возможности такой личности будут, конечно, проходить мимо. Скорее всего, и в сознательном возрасте его будут окружать недомогания. Нередко у личности в результате серьезной болезни в детстве развивается общий страх перед любыми проявлениями нездоровья. Так формируется зависимая, излишне тревожная личность, которая не умеет принять на себя ответственность за все, что с ней происходит.

Психологическое или физическое насилие

К сожалению, детские впечатления могут быть не только радужными и прекрасными. Если над ребенком совершалось какое-либо насилие, то это заставит его впоследствии относиться к жизни более настороженно и недоверчиво. Насилие физического плана заставляет учиться драться, вырабатывать в себе злость и агрессивность. Мягкий по природе ребенок будет испытывать значительные затруднения, перестанет относиться с уважением к окружающим. Он все внимание сосредоточит на своем внутреннем состоянии, постарается избежать очередной расправы.

Психологическое насилие опасно тем, что побуждает личность постоянно искать возможные опасности и избегать их. В результате человек теряет веру в себя, свои возможности, не верит в счастливое будущее. Если ребенок с детства привыкает слышать насмешки и едкие замечания окружающих, то начинает относиться к себе плохо, считать неудачником. Такой человек вряд ли отважится решиться изменить какую-либо ситуацию, которая его не устраивает. Оскорбления наносят непоправимый урон детской психике: ребенок становится тревожным, мнительным, замыкается в себе.

Предательство взрослого

Нередко дети становятся свидетелями несправедливого отношения взрослого к ним. Развод родителей – наиболее частая причина формирования . Ребенок воспринимает уход из семьи одного родителя (чаще отца) как предательство. Впоследствии ему будет очень трудно построить честные доверительные отношения со сверстниками. Предательство взрослого как будто показывает ему, что верить никому нельзя, ведь даже самые близкие люди могут обмануть. Уход из семьи близкого родственника воспринимается не иначе как катастрофа, расстраивает всю благоприятную картину мира малыша.

Недостаток родительского внимания

Не все дети в полной мере испытывают на себе родительскую заботу и внимание. Есть и такие ребятишки, которых не любят, не проявляют к ним значимого участия. Речь вовсе не идет о детях-сиротах, проживающих в детских домах. Недостаток родительского внимания может присутствовать и во внешне благополучных семьях. Ребенок оказывается предоставленным самому себе и испытывает крайнюю неудовлетворенность от того, что к нему не проявляется участия. Все дети, независимо от возраста, хотят чувствовать себя нужными и любимыми.

Школьная травля

К сожалению, некоторые дети испытывают на себе жестокие проявления буллинга. Школьная травля опасна тем, что подрывает веру ребенка в себя, заставляет становиться агрессивным и беспокойным. Большой урон детской психике наносят издевательства и насмешки сверстников. Ребенок зачастую не понимает, почему с ним так обращаются, не может достойно ответить обидчикам. Он учится прятать свои желания и мечты глубоко в душе, не показывает никому собственных истинных чувств, не ищет возможностей для роста и развития.

Последствия детской психологической травмы

Наличие психологической травмы всегда приводит к последствиям, оказывает пагубное влияние на всю последующую жизнь. Маленький человек, став взрослым, будет проносить в своем сознании травмирующие события прошлого. Именно такой опыт часто не дает личности развиваться, жить полноценно. Какие могут быть последствия психологической травмы?

Постоянные страхи

Детская психика очень быстро начинает реагировать на проявления жестокости, насилия или невнимания. Прежде всего, малыша начинают беспокоить страхи. Мучительные мысли не оставляют его надолго, возвращаются при каждом удобном случае. Ребенок во всем сомневается, перепроверяет каждый шаг, вместо того, чтобы просто жить и радоваться проявлениям жизни. Он постепенно становится заложником собственных страхов, которые и управляют его состоянием. С помощью страхов психика защищается от вторжения новой негативной информации, оберегает сознание от травмирующих переживаний.

Панические атаки и расстройства

Панические атаки – это всегда результат перегрузки и истощения нервной системы. Наше сознание, подобно мощному компьютеру, нуждается в дополнительном профилактическом уходе. В противном случае оно будет постоянно «зависать» на наиболее травматичных моментах жизни, вновь и вновь воспроизводя самые болезненные подробности произошедшего. Когда у человека скапливается слишком много тревог и разочарований, защитная система пытается уберечь его от окончательного истощения. Так происходит и с маленьким ребенком. Любые расстройства, будь то плаксивость или истерики, появляются тогда, когда остальные возможности исправить ситуацию исчерпаны.

Неуверенность в себе

Это первое, что начинает чувствовать мнительная и тревожная личность. Неуверенность в себе – самое распространенное последствие переживания психологической травмы. Человек действительно начинает ощущать всеми силами души свою мнимую ущербность и несостоятельность. Такая личность боится пробовать что-то новое, опасаясь дополнительных разочарований. Неуверенность в себе проявляется через избегание каких-то ситуаций, могущих вызвать дискомфорт. Любое незнакомое событие вызывает страх и панику перед неизвестным.

Чаще всего, никакими уговорами и активными действиями невозможно заставить тревожного ребенка сделать то, что необходимо. Если проявлять излишнюю твердость, он станет замыкаться еще сильнее и будет воспринимать окружающую реальность как нечто неизбежное и непоправимое.

Недоверие к людям и жизни

Самым глобальным последствием перенесенной травмы в детском возрасте является общее недоверие к людям и происходящим событиям. С малых лет у человека в подсознании откладывается убеждение, что мир несправедлив и опасен, именно поэтому он воспринимает все действия окружающих только в негативном ключе. Недоверие лишает человека новых открытий, радости от соприкосновения с миром людей. Любое событие он будет вначале рассматривать с точки зрения безопасности, а уже потом принимать ответственные решения. Замкнутость, агрессивность, ревнивость, вспыльчивость – вот основные симптомы сформированного в детстве недоверия к окружающим.

Таким образом, психологическая травма, во всяком случае, имеет серьезные последствия. Такое потрясение нуждается в длительной коррекции. Ее легче предупредить, чем потом пытаться исправлять последствия. Детские обиды и потрясения оставляют в душе неизгладимый след и его достаточно трудно искоренить.

Что делать, если травмы, полученные в детстве, оставили глубокие следы в душе человека? Рубцы от ран, как панцирь сковывают проявление эмоций и чувств. Они становятся тюрьмой, которая не позволяет личности выражать свою индивидуальность свободно и естественно. В семье, на работе, а также в отношениях с друзьями и близкими, таким людям сложно строить долговременные отношения, из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. Если же отношения состоялись, то, как правило, такие люди приносят в жертву свою жизнь окружающим, как бы пытаясь заслужить любовь, дружбу, просто поощрение и создать этим иллюзию контроля над ситуацией.

Дети не могут на оскорбления и крики родителей ответить тем же. Чтобы сохранить свой образ «Я», включаются психологические защиты , которые не позволяют воспринимать происходящее, как часть реальности. Утрачивается базовое доверие к миру. Ребёнок ищет оправдание родителям (за счёт самоуничижения, а в конечном итоге занижения самооценки), или, напротив, в структуре личности завязывается плод будущих агрессивных проявлений по отношению к окружающим или к себе (аутоагрессия: суицид, вредные привычки).

Допустим, Вы уже поняли: « Что-то не так в Вашей жизни», вспомнили события, которые могли повлиять на это. Но течение событий уносит вас по реке жизни в неизвестном направлении. Ваш корабль без руля и ветрил. Вам сложно быть искренним даже наедине с самим собой.

Что же делать? С чего начать? Попробуйте выполнить вот такое упражнение:

Представьте в мельчайших подробностях травмирующую ситуацию, которую Вы сможете вспомнить наиболее ярко и целостно, если их было несколько.

Напишите рассказ об этом по схеме:

1. Кто кроме Вас был участником события (мама, папа, учитель, сосед, дети, и т.д.) - описываем одежду (цвет, ткань, фасон), возраст;

2. Эмоции, чувства, выражение лица участников (злость, радость, гнев, печаль, сострадание…, чувство незащищённости , страха, агрессии, удивления, непонимания, чувство нереальности происходящего) ;

3. Где произошло событие и предметы, которые там находились (дом - мебель, игрушки; улица – здания, дорога - асфальтовая, шоссе, просёлочная, растения – деревья, цветы, травы, кусты; школа - класс, рекреация, актовый зал, коридор; транспорт - автобус, поезд, самолёт, теплоход; и т.д.)

4. Какое было время года, время суток, звуки, запахи, прикосновения, всё, что сможете вспомнить.

Теперь представьте, что Вы теперешний, находитесь рядом с собой в этом рассказе, который только, что описали. Можете смело вспоминать, что Вы чувствовали ребёнком по отношению к агрессору, что делали, что хотели сделать, но боялись? Теперь Вы можете это сделать, ведь Вы не один и Вас есть, кому защитить! Что бы вы сказали и сделали сейчас? Опишите эти слова и действия в своём рассказе.

Как Вы думаете, какое выражение лица будет у того, кто не привык получать отпор в такой ситуации? Какие эмоции у Вас вызывает этот человек теперь? Какие ассоциации у Вас возникают при взгляде на его выражение лица (может он стал похож на животное, фрукт, насекомое?) Что Вы чувствуете по отношению к нему сейчас? Что думаете об этом человеке? Сколько сейчас ему лет? Он состоялся, как личность? Что Вы чувствуете по отношению к нему теперешнему? Что Вы нового узнали о себе? Прочитайте свой рассказ через сутки и проанализируйте свои мысли, чувства!

Это только первый шаг на пути к себе. Конечно же, самостоятельно тяжелейшие травмы проработать невозможно (сильны защиты, которые обойти поможет психолог). Если Вы попробовали выполнить это упражнение несколько раз и не можете вспомнить и описать свои эмоции, чувства и мысли, значит уже на этом этапе надо обратиться к специалисту.

И напоследок очень многозначная притча:

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Rating 5.00 (4 Votes)

То, что происходит с нами в детстве, часто определяюще влияет на всю нашу жизнь. Считая себя творцами своей жизни, мы, тем не менее, нередко ведём себя в соответствии со «сценарием», «написанным» для нас, когда мы были детьми. И далеко не всегда эти «сценарии» способствуют нашему благополучию и счастью.

К сожалению, довольно часто детские переживания и впечатления становятся причиной психологической травмы¸ способной оказать отрицательное влияние на всю нашу жизнь.

Основные причины детских психологических травм – это:

  • развод родителей (иногда – длительные и открытые для ребёнка ссоры родителей),
  • смерть близкого (как правило, матери или отца),
  • нападение или физическое (в том числе, сексуальное) насилие,
  • морально-нравственное унижение личности (например, травля в подростковой среде),
  • длительная болезнь,
  • серьёзные педагогические ошибки близких взрослых (чаще всего – матери), нездоровые отношения в семье.

Травмирующие отношения в паре: взрослый - ребенок

Педагогически неверное поведение близкого взрослого (обычно – мамы) – наиболее типичный и в то же время самый скрытый фактор, оказывающий травмирующее влияние на ребёнка. Именно детские психологические травмы, вызванные неправильным воспитанием, нездоровым отношением матери или отца к ребёнку, когда на малыша возлагаются чрезмерные надежды, связанные с тем, что что-то не сбылось в жизни его родителей и им хочется, чтобы успехи ребёнка компенсировали их прошлые неудачи, или когда ребёнок становится для матери сверхценностью и его балуют, или, наоборот, мать чрезмерно внутренне сосредоточена на своих проблемах, из-за чего у неё нет эмоционального контакта с ребёнком, – часто оказываются наиболее сложными и длительными, их причины непросто осознать, их также можно назвать самыми массовыми в наше время.

Можно назвать три основных психотравмирующих фактора такого рода:

Игнорирование физических или эмоциональных потребностей ребенка,

Эмоциональная холодность со стороны членов семьи (особенно матери, иногда – отца).

Ребёнок строит себя, свою личность - с помощью своих родителей. Он получает представление о самом себе от других людей, прежде всего – близких взрослых. Фактически мы все в той или иной мере становимся такими, какими видели нас наши мать и отец. Но далеко не всегда это представление правильное и педагогически полезное.

Разумеется, родители в подавляющем большинстве случаев не вредят своим детям сознательно. Однако собственные нерешённые психологические и личные проблемы, нередко – также вызванные детской психологической травмой – часто приводят и к неправильному отношению родителей к своему ребёнку.

Так как сценарии воспитания на неосознанном уровне копируются и воспроизводятся потом на своих детях, то травмирующие отношения переносятся из поколения в поколение. Проработав свои детские травмы и обиды, вы не только измените собственную жизнь, но и сможете сделать бесценный подарок всем вашим потомкам, которые в этом случае будут иначе строить отношения в своих семьях.

Влияние травмирующей ситуации на развитие личности

Когда Саше было 10 лет, её родители разошлись. Ещё задолго до этого они начали регулярно ссориться. После официального развода отцу и матери Саши пришлось ещё некоторое время жить вместе, так как им не удавалось разъехаться. Затем мама с Сашей перебрались в большой город.

Сейчас Саше 32 года. Она не замужем, у неё нет детей. Она часто находится в беспричинно угнетённом состоянии. Мало общается с людьми, несмотря на то, что очень привязана к своим немногочисленным друзьям. Однако и друзей она неделями и месяцами избегает, не отвечая на звонки и письма. Очень мнительна: ей кажется, что она может помешать, побеспокоить. Часто плачет над книгой (она любит читать).

Между тем, по словам её мамы, Саша до 10 лет была весёлой, общительной, любознательной и жизнерадостной девочкой. Она резко изменилась именно в период ссоры и последующего развода родителей.

Как видим, причинами проблем Саши стали ссоры и последующий развод родителей, и особенно то, что отец после развода полностью игнорировал свою дочь.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему отделить себя от социальной ситуации, в которой он – как правило, случайно - оказался. Ему кажется, что всё происходящее с ним и его близкими непосредственно связано с его качествами, его человеческой сутью, что если мама и папа разводятся, то это он виноват, если его обзывают, унижают - то это он такой плохой и недостоин другого отношения к себе. Особенно характерно такое восприятие себя для детей дошкольного возраста.

Поэтому в результате травмы ребенок получает искажённые представления о себе, своих особенностях и способностях, которые потом нередко несёт во взрослую жизнь.

В результате формируются такие личностные особенности, как комплекс неполноценности (отсутствие уверенности в своём человеческом потенциале, в том, что меня будут принимать и любить, что я смогу стать полезным и успешным членом общества), слабоволие (неумение преодолевать трудности), недоверие к людям и т.д.

Кроме отмеченной выше особенности (неумения отделить себя от социальной ситуации), дети ещё и малы, слабы, зависимы от взрослых, не способны самостоятельно изменить свои отношения с ними. Отсюда характерный для детей конформизм. Ребёнок адаптируется практически к любой ситуации, к любым отношениям в своей семье и считает их нормальными, какими бы ненормальными на самом деле они ни были. Это часто становится причиной проблем уже во взрослой жизни.

Психотравма и жизненная активность

Давид очень много болел в детстве. У его бабушки была идея, что всех детей надо закаливать с раннего возраста. Старшую сестру Давида бабушка вывозила в коляске весьма легко одетую в прохладную погоду – и девочка действительно почти не болела простудными заболеваниями. Однако Дэвик родился совсем другим, и этого бабушка не учла. В результате – 7 воспалений лёгких и масса других проблем в первые 6 лет жизни. Мальчик не вылезал из кровати.

В конце концов, Дэвику понравилось, что все взрослые вьются вокруг него, щупают ему лобик, постоянно заботятся, уделяют ему внимание. И тогда, когда его здоровье более-менее нормализовалось (а от природы мальчик был здоровым), он уже сам не хотел проявлять инициативу, всегда ждал помощи от других. Был крайне застенчивым, неуверенным в себе.

А еще больше всего на свете Дэвид любил… болеть. Ведь это было самым эффективным способом получать внимание и поддержку. Неосознанное стремление привлекать болезнь привело к тому, что к 20 годам уже взрослый молодой человек имел массу психосоматических расстройств. Он нигде не учился и не работал, ведь комфорт и добрые взаимоотношения в его подсознании были четко связан с позицией жертвы. Успех, активность, достижения прямо противоречили его жизненному сценарию.

Чтобы разобраться со всем этим и измениться, Дэвиду понадобился длительный курс психотерапии

И это еще не все…

Как видим, естественное влияние социальной ситуации в детстве сказывается на уже взрослом человеке. Так, если девочка подверглась сексуальному насилию, она, став взрослой, может бояться близких отношений с мужчинами. Подросток, подвергшейся травле, может уйти в свой внутренний мир. Ребенок, который привык лезть из кожи для того, чтобы его родители обратили на него внимание, в будущем может стать эгоцентричным.

Таким образом, детские психологические травмы часто приводят к нарушениям социального и личностного развития. Люди, которым пришлось пережить такой отрицательный опыт в детстве, нередко менее успешны в карьере, им сложнее строить дружеские и семейные отношения, они чаще других не могут выстроить свою жизнь таким образом, чтобы им самим было в ней психологически уютно и комфортно.

К сожалению, психологическая травма часто оказывает формирующее влияние не только на подсознание, но и на сознание человека. Фактически такой человек – это плод своей травмы, её результат, хотя сам он этого не осознаёт.

В этом случае ему сложно рассчитывать на преодоление последствий своей травмы, если он не обратится к специалисту: психотерапевту или психологу. Только специалист может помочь такому человеку внутренне переработать последствия своей травмы, осознать, что в его личности является её результатом, – и найти пути преодоления этих отрицательных последствий.